Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг'

Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6235
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛО̣̣̣̣ВА: УСЛУГА / СФЕРА УСЛУГ / ФАКТО̣̣̣̣РЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдюков Сергей Иванович

Сфера услуг представляет со̣̣̣̣бо̣̣̣̣й со̣̣̣̣во̣̣̣̣купно̣̣̣̣сть о̣̣̣̣траслей хо̣̣̣̣зяйства и видо̣̣̣̣в деятельно̣̣̣̣сти, предназначенных для про̣̣̣̣изво̣̣̣̣дства и реализации услуг населению. На эффективную о̣̣̣̣рганизацию сферы услуг влияют ряд факто̣̣̣̣ро̣̣̣̣в, ко̣̣̣̣то̣̣̣̣рые раскрываются в данно̣̣̣̣й статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг»

Курдюков Сергей Иванович, профессор, доктор экономических наук, НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Kurdukov Sergei Ivanovich Professor, Doctor of Economics, NOU VPO "Kislovodsk Institute Economics and Law "

Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности

предприятий сферы услуг

Factors affecting the placement and performance of service industries

Аннотация

Сфера услуг представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. На эффективную организацию сферы услуг влияют ряд факторов, которые раскрываются в данной статье.

Abstract

The scope of services represents a set of industries and activities intended for the production and sale of services to the population. On the effective organization of sphere of services by several factors, which are revealed in this article.

Ключевые слова: услуга, сфера услуг, факторы, влияющие на услуги.

Keywords: service, services, and factors affecting services.

Современный рынок услуг характеризуется не только тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами, но и нарастающей тенденцией диверсификации услуг. Многообразие услуг которые способны

обеспечивать индивидуальные и коллективные потребности участников гражданского оборота, не вызывает сомнений. И каждая из них имеет свои особенности.

Понятия «услуга»: есть отношение общественного труда в форме его нетоварного обмена и в качестве непосредственно полезного процесса трудовой деятельности физического или юридического лица. Опираясь на такое определение, выделим следующие основные черты содержания понятия «услуга»:

• продажа услуг между их производителями и потребителями осуществляется как прямой обмен между ними на основе спроса и предложения;

• носителем отношений общественного труда в таких случаях выступает полезная деятельность, то есть труд как непосредственно полезный, целесообразный процесс, вызванный производственной необходимостью и потребностью;

• форма общественного труда и его эффективность определяются в основном не стоимостью, а качеством выполняемых работ по оказанию различных видов услуг;

• непосредственный объект отношений общественного труда есть особая полезная деятельность, а не обособившийся от него и вступающий в рыночный обмен материально-вещественный продукт, то есть товар [3].

В теории и на практике все услуги объединены под понятием «сфера услуг», которая представляет собой отрасль народного хозяйства, включающая разнообразные виды услуг, оказываемых предприятиями и физическими лицами [3]. Сферу услуг относят к постиндустриальному экономическому укладу, которая базировалось, в основном, на сельскохозяйственном производстве. По мере развития человеческого общества сфера услуг становится основным сектором экономики, но, несмотря на это экономическая наука до сих пор не выработала единого понятия услуг, хотя имеется большое количество работ, посвященных

услугам в сфере экономики, социологии, маркетинга, права, менеджмента, медицины, информатики.

Сфера услуг — представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов [3].

Быстрый рост сферы услуг в России в последнее десятилетие привел к значительному изменению структуры российского валогового внутреннего продукта. За 1990-2013 гг. общая доля сферы услуг в ВВП России увеличилась с 32,6 до 58,4%, но по уровню развития этой сферы Россия значительно уступает ведущим странам мира, где доля услуг в ВВП колеблется от 2/3 до % [1].

Рынок потребительских услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за 2000-2013 гг. увеличился более чем в 7 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.

Таблица 1

Объем платных услуг населению в России

2013 г.

Млн. руб. В % к 2012г.

Российская 5336,7 102,3

Федерация, млрд. руб.

Центральный федеральный 1786658,6 101,7

округ

Северо-Западный 579022,1 100,6

федеральный

округ

Южный 468328,2 104,5

федеральный

округ

Северо- 221007,4 104,7

Кавказский

федеральный

округ

Приволский 952245,0 102,3

федеральный

округ

Уральский федеральный 464884,9 103,9

округ

Сибирский федеральный 517007,0 101,7

округ

Дальневосточный федеральный 347569,9 104,4

округ

Источник [по данным [1]]

Как видно из данной таблицы в 2013 году объем оказанных населению платных услуг в России составил 5336,7 млрд. руб., из которых большая доля приходилась на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Наименьшая доля платных услуг оказывалась в Северо-Кавказском федеральном округе.

Рассмотрим факторы, влияющие на развитие сферы услуг в СевероКавказском федеральном округе.

Состояние потребительского рынка определяется тенденциями, складывающимися в розничной торговле, в сфере по обеспечению населения платными услугами. По итогам 1 полугодия 2013 г. объемы в этих сферах деятельности сложились следующим образом:

Таблица 2

Основные показатели сферы услуг в Северо-Кавказском федеральном

округе

Оборот розничной торговли Объем платных услуг населению

млн. рублей в % 2012г. млн. рублей в % к 2012г.

Российская Федерация, млрд.рублей 10909.9 103.7 3106.7 102.0

Северо-Кавказский федеральный округ 512799.5 106.3 125525.1 109.8

Республика Дагестан 164714.6 106.6 33484.8 103.8

Республика Ингушетия 7462.5 100.5 4574.1 115.4

Кабардино-Балкарская Республика 37343.1 103.5 9618.5 104.5

Карачаево-Черкесская Республика 16217.5 100.0 5248.8 102.6

Республика Северная Осетия □- Алания 38639.0 105.3 10203.6 99.6

Чеченская Республика 52635.4 112.2 9611.8 136.9

Ставропольский край 195787.4 106.1 52783.5 113.4

Источник [по данным [2]]

Доля Северо-Кавказского федерального округа в российском обороте розничной торговли - 4,7%.

В среднем в одном субъекте округа продано в январе-ине 2013 г. товаров на 73,3 млрд. руб., за месяц - на 13,7 млрд. рублей. Для сравнения: в Уральском федеральном округе (куда входит 4 субъекта РФ) - на 268,5 млрд. рублей; в Центральном федеральном округе (18 субъектов) - на 207,1; в Южном федеральном округе (6 субъектов) - на 156,7; в Приволжском (14 субъектов) - на 144,2; в Северо-Западном (10 субъектов) - на 103,4; в Сибирском (12 субъектов) - на 98,7; в Дальневосточном федеральном округе (9 субъектов) - на 46,4 млрд. Рублей [2].

В июне 2013г. розничные торговые сети (в виде: «М.видео», «Эльдорадо», Окей, «Метро», ЗАО «Тандер» сеть магазинов «Магнит», «Тройка», «Копейка», «Пятерочка» и другие) в стране формировали в среднем 20,9% оборота розничной торговли всех торгующих организаций [2].

Наиболее развита торговая сеть в Северо-Западном (37,6% оборота розничной торговли всех торгующих организаций в округе), Центральном (22,0%), Сибирском (21,8%) и Южном (21,5%) федеральных округах. Меньше всего она представлена в Северо-Кавказском (6,8%) федеральном округе [2].

В СКФО разветвленную торговую сеть имеют Карачаево-Черкесская Республика (13,5%) и Ставропольский край (12,7%). Очень низкая доля торговых сетей сложилась в Дагестане (1,2%). Отс,тствует она в Республике Ингушетия и Чеченской Республике [2].

Итак, территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности

потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.

Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.

Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности [13].

Огромное воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.

Социально-экономическое положение региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг [3].

В то же время экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.

Огромное воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически сложившееся размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг. Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ [1].

Одновременно следует учитывать и особенности потребления услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает с их потреблением. При этом различают услуги повседневного спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны. Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.

Воздействие этих факторов на территориальную организацию сферы услуг находит отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.

Итак, в целом территориальная организация платных услуг населению отражает социальную и экономическую неоднородность российского пространства. К началу XXI в. в России сформировалось три типа регионов с наиболее контрастными социальными характеристиками. Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее население,

особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры, значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования. Третий тип — регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой [3].

Библиографический список литературы

1. Статистический сборник социально-экономического положения России за 2013 год. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2014. - 503 с.

2. Статистический сборник социально-экономического положения Северо-Кавказского федерального округа за 2013 год. - Ставрополь: Ставропольстат, 2014. - 145 с.

3. Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг. - М., 2011. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.