УДК 331.103 Исенгалиева Манера Ермековна
старший преподаватель кафедры менеджмента Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МИГРАЦИЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Isengalieva Manera Ermekovna
Senior Lecturer, Management Chair, West Kazakhstan Agrarian and Technical University
FACTORS INFLUENCING THE MIGRATION OF LABOUR FORCE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Аннотация:
Анализируются вопросы миграции трудовых ресурсов на примере Республики Казахстан. Автором выделены следующие их виды: постоянный, циклический, маятниковый, эпизодический. Наряду с этим автором рассмотрены такие факторы миграции трудовых ресурсов, как демографические, национальные, природно-климатические, социальные. Также выделено, что на формирование трудовой миграции оказывают свое влияние экономические, демографические, правовые и политические условия.
Ключевые слова:
инновационное развитие, трудовые ресурсы, миграция, условия, факторы, миграционная политика, Республика Казахстан.
Summary:
The article discusses the questions of the labour force migration by studying the case of the Republic of Kazakhstan. The author highlights the following types of the labour migration: constant, cyclic, pendulum, and episodic. Besides, the author considers such labour migration factors as: demographic, national, natural and climatic, and social. It is emphasized that the formation of the labor migration is influenced by economic, demographic, legal and political conditions.
Keywords:
innovative development, labour resources, migration, factors, migration policy, Republic of Kazakhstan.
В условиях усиления экономических преобразований в Республике Казахстан происходят значительные изменения в демографической ситуации, вносятся существенные изменения в характер, формы и направления миграционных процессов в целом по стране и в регионах, что не может не отразиться на дальнейших перспективах инновационного развития. Рост мобильности трудовых ресурсов как следствие повышения миграционной подвижности населения ставит новые задачи в области повышения их качества и инициируют новые свойства рынка труда.
Обратной стороной структуризации инновационного типа занятости становится структурная безработица. Это предполагает создание новых рабочих мест для потерявших работу с одновременным их обучением и переобучением [1].
В этих условиях важными являются вопросы сбалансированного социально-экономического, регионального развития, достижения высокого уровня жизни, занятости, доходов населения и темпов экономического роста. Немаловажной особенностью использования трудового потенциала территорий является структурное несоответствие параметров спроса и предложения труда в региональном, профессиональном, отраслевом, возрастном и других аспектах, что также необходимо учитывать при разработке стратегий развития территорий [2].
Миграция (от лат. т1дга1ю - переселение) - перемещение населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места проживания, а для трудовых ресурсов - и места приложения труда. Миграция трудовых ресурсов представляет социально-экономический процесс, влияющий на демографическую обстановку, рынок труда, уровень развития региона. На практике выделяют такие виды миграции, как: постоянная, циклическая, маятниковая, эпизодическая и т.д. (таблица 1) [3].
В условиях инновационного развития экономики исследование факторов миграции трудовых ресурсов является важнейшей составной частью развития национальной экономики. Миграционная политика является составной частью государственной внешней и внутренней политики республики, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договоров и законах Республики Казахстан [4]. Приоритетным направлением регулирования миграции трудовых ресурсов в данной территории является, прежде всего, защита внутреннего рынка труда. В этой связи Закон РК «О занятости населения» устанавливает в стране ежегодную квоту на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
Таблица 1 - Классификация видов миграции населения
Виды миграции Характеристика
Постоянная (безвозвратная) Переселение, как правило, с окончательной сменой места жительства
Циклическая (периодическая) Перемещение на определенный срок, как правило, с возвращением к прежнему месту жительства работника
Маятниковая (челночная) Передвижения, имеющие регулярную основу, из одного населенного пункта в другой на работу или учебу. Как правило, место работы и проживания находятся на значительном расстоянии друг от друга
Сезонная Передвижение, как правило, к местам временной работы и жительства на определенный срок, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства
Эпизодическая Деловые и иные перемещения, совершаемые не регулярно по времени и необязательно по одним и тем же направлениям
По признаку пересечение административной границы территории
Межгосударственная (внешняя) Переселение населения, связанное с выездом из страны (эмиграция) или въездом в страну (иммиграция)
Внутригосударственная (внутренняя) Переселение населения внутри страны
По охвату территории миграция
Внутриобластная Перемещение населения из одного населенного пункта в другой данной области (межрайонная, межгородская)
Межобластная (внутри экономического района) Перемещение населения из одной области в другую того же экономического района
Межобластная (за пределы экономического района) Перемещение из одной области в другую за пределы данного экономического района (республики)
В свою очередь, проблема неравномерности развития регионов Казахстана, вызванная объективными факторами развития, требует совершенствования структуры занятости. Экстенсивный рост новых рабочих мест и сохраняющийся значительный удельный вес немеханизированного труда порождают потребность предприятий в постоянном притоке новых низкоквалифицированных трудовых ресурсов. В свою очередь слабая обеспеченность экономической и социальной инфраструктуры порождает высокий уровень текучести высококвалифицированных кадров.
Как следует из экономической литературы, главными движущими силами переселений являются объективные и субъективные факторы, основанные на общественных и личных потребностях. Применительно к миграции населения фактор рассматривается как некая совокупность условий и обстоятельств, которые благодаря особому сочетанию и взаимодействию приводят к различиям в территориальном перемещении населения [5].
К основным факторам, усиливающим миграционные процессы в стране, следует отнести, прежде всего, экономические закономерности развития, а также материальные и духовные потребности мигрирующих трудовых ресурсов, выражающиеся в их интересах.
На протяжении длительного периода Казахстан представлял собой закрытую систему, в которой международная миграция населения имела в основном эпизодический характер и ограничивалась незначительными частными поездками для участия в общественных, культурных или спортивных мероприятиях. Проводимая политика «открытости» страны, либерализация взглядов в отношении эмиграции активизировали выбытие населения из Казахстана в другие страны, что привело к потере трудового потенциала. Для Республики Казахстан актуальной является внутренняя утечка высококвалифицированных кадров из науки в другие сферы деятельности. Изменить ситуацию с эмиграцией научных кадров и высококвалифицированных специалистов могут только кардинальные меры: политическая и экономическая стабильность, накопление ресурсов для инвестиций в науку и инновационную деятельность [6].
В исследовании закономерностей миграционных процессов в условиях рыночных отношений важно иметь в виду, что группы факторов переселений качественно отличаются друг от друга и по-разному воздействуют на переселения. Одни факторы стимулируют миграцию, другие, наоборот, тормозят ее. Как правило, миграционные потоки, в которых основная доля приходится на молодежь, направлены в крупные и благополучные города Республики Казахстан (Астана, Алматы, Шымкент и т.п.).
Принципиальные отличия факторов миграции относятся и к их природе, в результате чего возможности использования тех или иных факторов в оптимизации миграционных процессов далеко не одинаковы. Так, природно-климатические факторы практически неуправляемы обществом с точки зрения регулирования переселений. Демографические, этнические, морально-пси-
хологические факторы лишь косвенным образом управляются обществом. Этнические, социальные, административные факторы миграции являются объектом непосредственного регулирования в условиях формирования рыночных отношений.
Демографические факторы включают в себя характеристики по следующим признакам: полу, возрасту, семейному положению и составу семьи. Основные направления, интенсивность и объемы перемещений в значительной степени зависят от демографического состава населения в местах выхода и в местах вселения мигрантов. Диспропорции в демографической структуре по полу и возрасту всегда вызывают «передвижки» населения. Размеры естественного прироста трудоспособного населения в том или ином регионе влияют в определенной степени на объемы возможной миграции молодежи.
Демографические факторы, как и многие другие, проявляются во взаимодействии с экономическими, социальными и другими факторами миграции. К демографическим условиям относятся, с одной стороны, переизбыток населения, то есть демографическое давление в ряде малоразвитых стран, - переизбыток трудовых ресурсов, а с другой - старение населения в экономически развитых странах и тем самым демографическое невосполнение трудовых ресурсов этих стран. По оценкам Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, соотношение работников выходящего из трудоспособного возраста к вступающему в него в 2017 г. составит 70,3 %, а к 2030 г. равномерно снизится до 49,6 %. Это означает, что на 1 000 чел., вступающих в трудоспособный возраст, к 2030 г. будет приходиться 496 чел., выходящих из трудоспособного возраста. Коэффициент демографической нагрузки возрастет с 59,5 % в 2013 г. до 72,7 % в 2030 г. [7]. Таким образом, трудовая миграция выступает регулятором в отечественном и мировом балансе, требующая постоянного мониторинга и внесение корректив, исходя из проводимой политики и намеченных перспективных направлений развития страны.
Под национальными или этническими факторами миграционной мобильности понимаются национальные традиции, обычаи, специфика материальной и духовной культуры, различия в языке и т.п. Национальные факторы в той или иной мере влияют на интенсивность и другие показатели переселения.
Важную роль играют природно-климатические факторы переселений, то есть окружающая среда. Сюда входит климат - одна из географических характеристик той или иной местности, то есть совокупность всех условий погоды в данном пункте за многолетний период. Климат воздействует на расселение, размещение производства, условия жизни и здоровье людей [8].
За 2000-2010 гг. количество межрегиональных мигрантов в стране составило 138 747 чел. С 2010 по 2012 г. этот показатель возрос на 18,8 % при среднем ежегодном росте региональной миграции - 3,2 % [9].
Среди экономических условий выделяются процессы мировой интеграции, охватившие практически все области жизни общества, не исключая и сферу труда: формирование международных рынков товаров и рынка капитала. Кроме экономических условий на миграцию трудовых ресурсов влияют и социальные факторы. Наличие развитой социальной инфраструктуры, прежде всего, систем образования, здравоохранения, культуры, а также содержание и характер труда, условия для профессионально-квалификационного роста, структура и использование свободного времени являются определяющими для принятие решения о переселении.
Одним из существенных показателей жизненного уровня является заработная плата и образование, которое, с одной стороны, относится к социальным факторам, поскольку исходит из интересов индивидов к их духовному обогащению, всестороннего развития человека как общественного существа. С другой стороны, развитие образования обусловлено потребностями производства в квалифицированных работниках.
Социальные факторы оказывают значительное воздействие на переселение трудовых ресурсов, которое носит противоречивый характер. При этом одни и те же факторы вызывают неодинаковые последствия у различных социальных групп населения как потенциальных мигрантов. Например, повышение благосостояния сельского населения тормозит его перемещения в города и, напротив, стимулирует переезд городских жителей в села. Примерно такие же последствия порождает выравнивание характера и условий труда в сельском хозяйстве и индустриальных отраслях экономики, а также по регионам страны. Те отрасли, и регионы, в которых происходят интенсивные прогрессивные изменения в содержании и характере труда, с одной стороны, удерживают собственные трудовые ресурсы, а с другой - привлекают работников из других отраслей и регионов. Несмотря на несомненное значение названных выше факторов миграции, решающую роль в миграционном движении трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений играют экономические факторы. Общей основой переселений являются экономические закономерности.
Следовательно, процесс внешней трудовой миграции реагирует на воздействие различных факторов и условий. Развитие данного процесса и его результаты в каждый конкретный момент будут зависеть от характера и степени влияния определенных факторов.
На формирование трудовой миграции оказывают свое влияние экономические, демографические, правовые и политические условия.
Под правовыми условиями, определяющими трудовую миграцию, подразумеваются правовые институты и нормативные акты, соглашения, не только способствующие контролю, но и регулирующие процесс движения трудовых ресурсов между государствами.
Стратегия Казахстана по проблеме миграции в основном учитывает сложившиеся связи со странами СНГ, поэтому в основу миграционной политики могут быть положены договоренности между государствами, согласованные меры по вопросам прав и обязанностей мигрантов.
Для дальнейших инновационных преобразований в стране необходимо, прежде всего, совершенствовать законодательные и институциональные условия формирования и регулирования миграционной политики, создать целостную систему мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования миграционных процессов. Сценарный подход предусматривает обоснование нескольких вариантов, в которых реализуются различные модели демографического и миграционного поведения населения [10].
Грамотная миграционная политика в условиях глобализации экономики и интеграции, укрепление экономических связей между странами ближнего и дальнего зарубежья будут способствовать реализации поставленных задач в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2030 г.
Ссылки:
1. Санкова Л.В. Занятость инновационного типа: теоретико-методологические координаты исследования: моногр. Саратов, 2007. 427 с.
2. Иванова Н.А. Трудовой потенциал развития городских территорий // Вестник Саратовского гос. соц.-экон. ун-та. 2012. № 1117. 121 с.
3. Иванова Н.А. Сценарное моделирование численности трудоспособного населения в системе регулирования регионального рынка труда // Человек и труд. 2012. № 2. С. 25-28.
4. Горелов Н.А. Трудовые ресурсы: учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 345 с.
5. Там же.
6. Мырзалиев Б., Джасенов Д. Методические основы определения численности трудовых ресурсов // Экономика. 2009. № 6. С. 8-11.
7. Мырзалиев Б., Джасенов Д. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов // Там же. С. 5-8.
8. Проект постановления Правительства Республики Казахстан // Официальный интернет-ресурс министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. 2012. URL: http://minplan.gov.kz/economyabout/9206/54238/ (дата обращения: 19.02.2014).
9. Сапиев Б. Вопросы миграции трудовых ресурсов в Казахстане // Труд в Казахстане. 2010. № 10. С. 24-26.
10. Иванова Н.А. Сценарное моделирование ...