Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на качество жизни населения в современной России'

Факторы, влияющие на качество жизни населения в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
855
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК КРИТЕРИИ / QUALITY OF LIFE INDICATORS AS CRITERIA / КАК РЕГУЛЯТОР ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СТРАНЕ. / AS A REGULATOR OF SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митюрникова Людмила Антоновна

В статье рассмотрены параметры организации центров развития профессиональной карьеры студентов при высших и средних специальных учебных заведениях как одних из основных компонентов комплексной системы профессиональной ориентации молодѐжи, являющихся важным механизмом гармонизации и повышения качества жизни общества на современном этапе развития. Рассмотрено качество жизни как система, которая включает в себя качество образования, качество профессиональной культуры, культуры и уровня интеллекта и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the parameters of organizing centers for the development of professional careers of students in higher and secondary special educational institutions, as one of the main components of a comprehensive system of professional orientation of young people as an important mechanism for harmonizing and improving the quality of life at the present stage of development. We consider the quality of life as a system, which includes the quality of education, the quality of professional culture, culture and level of intelligence, etc

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на качество жизни населения в современной России»

Л.А. МИТЮРНИКОВА

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» Российского государственного

*

университета туризма и сервиса

Факторы, влияющие на качество жизни населения в современной России

Мир стоит на пороге грандиозных экономических и социальных

перемен, технических и культурных нововведений, которые несут с собой новые институты, отношения, ценности, расширение организационных форм управления. Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны жизни. Всё большее дробление получает специализация труда. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность, интенсивно идёт развитие информационного сектора экономики и знаний. Существенные преобразования происходят не только в экономике, но и во всём строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга. Как утверждал в своих трудах профессор П.Н. Гуревич, «конец XX - начало XXI в. должно стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и культуры».

В последние годы увеличилось количество исследовательских и прикладных работ в области качества жизни населения. Доктор психологических наук, профессор Л.И.Конча, доктор социологических

* Митюрникова Людмила Антоновна, e-mail: [email protected]

наук И.В.Пенова, доктор социологических наук Т.А.Суслова, Т.А. Бурова, Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский утверждают, что качество жизни как система включает в себя качество образования, качество здорового образа жизни и питания, качество среды обитания (экологии), качество социальной, экономической и политической организации общества1. Здесь можно добавить, что качество жизни включает в себя качество культуры и уровня интеллекта, качество профессиональной культуры и качество человека как личности на основе процессов социализации.

В современных концепциях одними из основных факторов, влияющих на качество жизни, являются необходимые условия существования личности, развитие человеческого потенциала, слоев групп, положения человека в обществе, культурно-идеологические и экологические факторы существования.

Необходимо отметить, что целью развития человеческого потенциала является расширение всех вариантов содержания жизни, а не только обеспечение материального благополучия людей. Для осуществления такого развития люди должны иметь:

• возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за денежное вознаграждение;

• все люди изначально должны иметь равные возможности; все барьеры, препятствующие обретению возможностей в экономической и политической жизни, должны быть ликвидированы, чтобы люди могли принимать участие в реализации этих возможностей и пользоваться их благами;

• доступ к возможностям должен быть обеспечен не только нынешним, но и будущим поколениям; надлежит обеспечить восполнение всех форм капитала: материального, человеческого, экологического;

1 Бурова Т.А., Задесенец Е.Е., Зараковсский Г.М. «Качество жизни». Краткий словарь. - М.: Смысл, 2009.с.15

всеобщее развитие должно осуществляться усилиями людей, а не только в интересах людей; • люди должны всемерно участвовать в процессе принятия решений и других процессах, определяющих их жизнь.

Необходимо обратить внимание на то, что основная проблема сегодня состоит в том, что качество жизни общества во всех его направлениях находится на низком уровне и не удовлетворяет потребностям как самого общества, так и слоев и групп населения, а также отдельно взятой личности. К внешним причинам, определяющим актуальность обращения к проблеме качества жизни, относятся реалии экономических и социальных условий жизнедеятельности российского общества.

Серьезной социальной проблемой выступает угроза безработицы среди молодых специалистов. Сегодня молодежь РФ — это 39,6 млн. молодых граждан, или 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет.

Молодежь как специфическая возрастная группа испытывает свои трудности на современном российском рынке труда, который характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в стране сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой - все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих рук. Именно поэтому для обеспечения высокого темпа роста экономики проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется большое внимание. Немаловажную роль в выполнении этой задачи предстоит играть молодежи.

Молодежи необходимо уделять особое внимание на

государственном уровне, поскольку она представляет собой социально уязвимую группу, что требует разработки дополнительных мер по ее трудоустройству, «встраиванию» в трудовые, общественные и экономические взаимоотношения. Ставка на молодежь - задача стратегическая, ибо сама молодежь - это стратегический ресурс государства.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на отечественном рынке труда. На основании статистических данных уровень безработицы среди молодежи в Российской Федерации (при этом в расчет возьмем основные индикаторы рынка труда) в 2008 г. при уровне общей безработицы 6,3% составляла 2,63%. Если взять уровень безработицы с 2005-2008 гг., то можно заметить, что при снижении общей безработицы молодежная безработица растет1.

Статистические данные (табл. 1) свидетельствуют о тенденции к снижению обращения граждан в государственные учреждения службы занятости 2. В это же время растет количество обращений в коммерческую службу занятости. Это говорит о постепенной потере доверия к государственной политике по трудоустройству граждан. Представляет интерес и распределение численности безработных по уровню образования за период с 2005 - 2008 гг. Статистические данные говорят о том, что уровень безработицы среди уже подготовленных специалистов - выпускников вузов и профтехучилищ - неизменно растет. Это говорит о нарушении связей и взаимоотношений между учебными учреждениями, выпуском молодых специалистов и работодателей.

Таблица 1

Распределение численности безработных по способам поиска

работы (в процентах):

1 Паутова Л. Молодежная безработица: реальность кризис или придуманная проблема//Новая социальная реальность, 2009, №12(18), с. 23-24.

2 Российский статистический ежегодник. 2009. Стат.сб./Росстат. М., 2009, с.27.

Годы обращение в государственные учреждения службы занятости обращение в коммерческую службу занятости подача объявлений в печать, отклик на объявления обращени е к друзьям, родственника м, знакомым непосредственное обращение к администрации/ра ботодателю поиск земли, зданий, машин и оборудования и др. для открытия собственного дела другие способы

2005 34,2 2,7 17,7 56,7 26,0 1,2 10,8

2006 34,7 3,2 13,8 57,7 24,4 1,0 9,9

2007 33,0 3,5 17,3 59,5 26,8 0,9 11,6

2008 32,9 3,5 14,8 57,0 25,9 1,3 11,1

Социальные последствия безработицы. Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного. Безработица как социальное явление приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Экономические последствия безработицы. Известный исследователь макроэкономики А. Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием - не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта составляет 2,5%. Например, если в начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%. Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он

описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменением уровня безработицы.

Сегодня в условиях постоянно меняющихся социальной и экономической сфер общества становится возможным и необходимым определение Центра развития профессиональной карьеры студентов (ЦРПКС) при высших и средних специальных заведениях как одного из основных компонентов комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи, являющейся важным фактором, влияющим на качество жизни и гармонизацию общества на современном этапе развития.

Комплексная система профориентации - это сложное эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием общества, государства, экономики. Для любой системы профориентации характерно более или менее точное соответствие действующей социальной и экономической системе на данном этапе. Безусловно, системы профориентации разных стран отличаются одна от другой, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий развития общества.

Комплексная система профессиональной ориентации молодёжи на современном этапе представляет собой совокупность принципов, форм и методов профессиональной ориентации молодёжи, осуществления контроля профессиональной пригодности молодёжи, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение законодательства профессиональной ориентации не как дополнительного образования, а как интегративного социального института сферы труда.

Необходимо заметить, что ввиду комплексности структуры и функций системы профессиональной ориентации молодежи, данный социальный институт можно отнести к числу интегративных социальных

институтов, так как функции данного института связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социального общества в целом.

Основная деятельность ЦРПКС включает:

• оказание современных профессиональных услуг как системы социальной поддержки молодежи;

• способы распространения социально значимой профессиональной информации;

• создание базы данных при высших и средних специальных заведениях о будущих трудовых ресурсах и их психофизиологических особенностях, способностях, мотивации и т.д.;

• организация взаимоотношений и взаимосвязей с социальными институтами, организациями и предприятиями;

• обеспечение гармоничного сочетания интересов самой личности, государства и социума.

Современные динамично меняющиеся рыночные условия настойчиво требуют совершенствовать инструменты и технологии управления на предприятиях и организациях с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности и максимизации прибыли. На первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития всех сфер жизни и деятельности государства. Необходимо также обратить внимание на то, что разработка и реализация инвестиционных проектов, позволяющие обеспечить наиболее эффективные формы вложения капитала, направлены на увеличение финансового потенциала и тесно связаны с проблемами трудовых ресурсов.

ЦРПКС при высших и средних специальных заведениях могут стать в дальнейшем одним из основных и стабильных механизмов формирования

будущих трудовых ресурсов для предприятий и организаций регионов, основу которых будет составлять подготовка и создание информационного банка данных о будущих специалистах региона с учётом их индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей, мотивации интересов. Необходимо также отметить, что стабильность состава персонала является существенной предпосылкой роста производительности труда, эффективности производства и увеличения прибыли предприятий.

Создание ЦРПКС при высших и средних специальных учебных заведениях - это шаг к созданию нового рынка, рынка для новых технологий. Необходимость создания ЦРПКС вызвана тем, что до перехода на новые социально-экономические рельсы в России каждый выпускник высших и средних специальных учебных заведений получал распределение на предприятия и три года работал по специальности. Дальнейшие изменения в профессиональной деятельности выпускников происходили без участия высших и средних специальных заведений. В настоящее время большое число вузов готовит специалистов без конкретной связи с конкретными предприятиями производства и в результате возникает несоответствие профессиональной ориентации выпускников вузов и потребностей рынка труда. Поэтому в современных условиях необходима профориентация студентов высших и средних специальных учебных заведений, которая будет учитывать не только требования предприятий и организаций, но и конкретные социально-экономические и экологические условия каждого региона.

Рыночные отношения расширили возможности личности, подорвали власть традиции и дали простор широкому спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора. Но сразу же возникло, правда, не для всех, препятствие в осуществлении предоставляемых рынком возможностей. Их реализация напрямую

зависит от имеющихся материальных ресурсов. Это обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом сознания молодежи. За последние годы в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет старшее поколение.

Экономические и социальные изменения, происходящие в социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, к качеству подготовки специалистов всех направлений. Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Россия находится на этапе создания нового поколения, нового общества и человека как субъекта общества с новым мировоззрением, с высокой профессиональной культурой.

Рыночные отношения вызвали необходимость в новом подходе к проблеме становления и самореализации личности в профессиональной деятельности. Причин тому несколько: выбор профессии должен сопровождаться с учетом специфики индивидуальных психофизиологических способностей молодых людей; повышение конкурентоспособности работников на рынке труда; необходимость переподготовки и переучивания кадров; кардинальное изменение характера и цели труда; рост интенсивности труда; усилилась напряженность труда; необходимость таких важных качеств, как высокий профессионализм, профессиональная культура, профессиональная мобильность, выносливость и ответственность.

Для того чтобы решить все эти проблемы, требуется учитывать анализ процесса профессионального развития, особенностей

становления личности на различных этапах. Одним из основных механизмов решения этих проблем может являться комплексная система профессиональной ориентации молодёжи, которая включает в себя профессиональную ориентацию школьников - первую ступень системы профессиональной ориентации молодежи, знакомящей школьников с миром профессий, с рынком труда и т.д. Вторая ступень системы профессиональной ориентации молодежи - это создание ЦРПКС при высших учебных заведениях и колледжах для студентов старших курсов и аспирантов вузов. Третья ступень комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи - это создание Центра сообщества молодых учёных при высших учебных заведениях. Ценностные установки профессиональной ориентации во всех её разновидностях сводятся к принципиальной универсальной общечеловеческой ценности - к уважению чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.

ЦРПКС и Центры сообщества молодых учёных в дальнейшем должны стать центрами развития профессионализма, так как они могут дать молодёжи дополнительные знания о профессиональной культуре и профессиональной мобильности, о профессионально важных качествах будущей профессии и о своих психофизиологических качествах, о путях достижения поставленных целей и росте профессиональной карьеры и тем расширить возможности дальнейшего трудоустройства для достижения высокого уровня квалификации.

Профессиональная культура включает в себя не только отличное знание своего дела, высокий уровень интеллекта, профессионально важные качества, знания и навыки, но и проявление самостоятельности профессиональной деятельности, умение использовать эти знания и навыки в процессе взаимодействия социальных групп, а также умение устанавливать

адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения, способствуя взаимодействию, умению находить ролевые позиции и отношения, определенную независимость от посторонних вмешательств.

Профессиональная мобильность обусловлена потребностями времени. Она формирует целенаправленную активность молодежи на достижение высоких профессиональных и жизненных позиций и представляет ей немало возможностей для варьирования своих действий с целью достижения необходимого статусного положения в обществе.

Профессиональная мобильность - это своеобразный творческий процесс развития молодого человека, она даёт импульс развития личности и находит смысл выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Основная цель профессиональной мобильности - показать те каналы и механизмы, используя которые молодежь может перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали, вверх-вниз по профессиональной карьере. Основная задача профессиональной мобильности - оказать помощь в активизации внутренних ресурсов, возможностей личности, создать условия для самореализации человека в профессиональной сфере, формировать у него способности для принятия решения дополнительного выбора или перемены профессии, переобучения или повышения квалификации.

Необходимо отметить, что при эффективном выполнении данной функции определяется место молодежи в социально-экономической системе, а также повышается результативность социализации и социальной адаптации молодежи к новым условиям и интериоризации: включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, которые становятся его внутренним «Я».

Профессиональная культура и профессиональная мобильность в значительной степени будут определять не только социальную

адаптацию молодежи и интериоризацию, но и социальную структуру новой общественной системы, а также степень цивилизованности труда и степень цивилизованного развития России.

ЦРПКС в дальнейшем могут стать «узлами» или «конфигурациями» в ценностно-нормативной структуре общества - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей и целей, основная функция которых -повышение качества жизни и гармонизация общества на современном этапе развития.

Одна из основных задач создания ЦРПКС и Центра сообщества молодых учёных - создание «Золотого фонда молодых специалистов и молодых учёных» высших учебных заведений, что повлечет за собой мотивацию и заинтересованность студентов и молодых учёных в получении глубоких знаний не только по специальным предметам, но и в раскрытии себя как будущего специалиста - профессионала с высоким уровнем интеллекта.

Большое внимание ЦРПКС и Центр сообщества молодых учёных уделяют выявлению мотивации к трудовой деятельности. По определению проф. А.П.Ершова, мотивы (фр.motif, от лат.тоуео -двигаю) - «побудительные причины поведения и действия индивида, возникающие под влиянием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого блага, которое удовлетворяет потребности при условии, что будут выполнены определённые трудовые действия». Мотивация - это процесс побуждения индивида к труду (трудовой деятельности) для достижения целей. Исходя из этого, основными аспектами мотивации трудовой деятельности можно определить трудовые ресурсы, теории мотивации, материальные и духовные потребности, стимулы к труду, а также сам труд и трудовую деятельность.

Основным стимулом, мотивацией к трудовой деятельности, к профессиональному росту у молодёжи могут быть самореализация, самоутверждение, признание и уважение (профессиональные заслуги), защищённость в будущем (перспективная профессия).

Мотивация и ценностные ориентации современной российской молодёжи зависят от деятельности социальных институтов и организаций, а также определяются внутренней многоуровневой дифференциацией молодёжи - поколенческой, гендерной, стратификационной и социокультурной.

Как следует из вышеизложенного, политика ЦРПКС и Центра сообщества молодых учёных направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и построена на принципах единства социального, экономического и культурного направлений.

В дальнейшем в процессе своей деятельности Центры могут обеспечить достойный уровень качества жизни населения. В самой деятельности Центров прослеживается:

• высокая роль личности, института семьи, института образования, предприятий и организаций;

• участие молодежи в трудовой жизни, расширение возможностей для занятости молодежи и повышение производительности труда;

• участие и укрепление трудового потенциала в разработке социально-экономической политики регионов с учётом их экологических, экономических и социальных особенностей;

• повышенная социальная ответственность человека как члена общества;

• обеспечение основных социальных прав и гарантий, в том числе прав на образование и самореализацию личности;

• содействие адаптации молодежи к меняющимся социально-

психологическим и экономическим условиям, технологиям и новым условиям рынка труда, так как изучение ценностей ориентации молодежи даёт возможность выявить степень её адаптации к новым социальным условиям и её инновационный потенциал;

• доступ к информационной базе таких данных будущего трудового потенциала высших учебных и средне-специальных заведений как профессионально-индивидуальные особенности, мотивация, склонности и интересы, психофизиологические особенности каждой личности (студентов);

• доступ к информации о структуре, культуре и образе организаций и предприятий, а также доступ их требований к профессионально важным качествам той или иной специальности.

Деятельность Центров может существовать не только за счёт инвестиций в развитие трудовых ресурсов, но и за счёт социальной поддержки со стороны государства, государственных внебюджетных фондов, так как прослеживается заинтересованность самой личности, государства и всего социума в целом.

В заключение отметим, что одним из основных направлений деятельности Центров является также формирование ценностных установок молодого поколения. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, влияющих на качество жизни в современных условиях, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

Российская молодёжь сегодня - это 38 млн. граждан в возрасте от 14 до 30 лет, или 27% населения страны, которые представляют важный трудовой ресурс страны.

Минспорттуризм России осуществляет свою деятельность в сфере

молодёжной политики в соответствии с направлениями, определёнными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. и стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

В данных программных документах определены следующие задачи молодёжной политики:

• вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях саморазвития; обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодёжи;

• формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодёжи, обладающей лидерскими навыками;

• гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи;

• обеспечение эффективной социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

В целях реализации данных задач и создания эффективной модели молодёжной политики в Российской Федерации Минспорттуризм России определяет свою деятельность в сфере государственной молодёжной политики по следующим направлениям:

• формирование молодёжной политики как отрасли, имеющей чёткую структуру, предмет ведения и критерии оценки своей деятельности;

• создание необходимой инфраструктуры молодёжной политики, прежде всего через реформирование имеющихся учреждений для молодёжи и создание новых;

• совершенствование нормативно-правовой базы молодёжной политики и её унификация на всей территории страны;

• определение стандартов работы с молодёжью, совершенствование системы подготовки кадров для молодёжной политики.

В целях развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью разработана Концепция развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации (приказ Минспорттуризма России от 23 декабря 2008 г. № 72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации»).

Для оценки эффективности молодёжной политики в регионах страны выработаны единые критерии и разработана унифицированная форма статистических данных. Это, прежде всего, коэффициент миграции молодёжи. Нельзя допускать, чтобы молодёжь покидала свои субъекты, в то же время нельзя и запретить уезжать, а значит нужно создавать условия, чтобы у молодёжи была возможность учиться, работать, улучшать жилищные условия, заниматься спортом.

В целях раскрытия и использования потенциала талантливой молодёжи Минспорттуризмом России разработана и проходит согласование ведомственная целевая программа «Молодёжь - основа инновационного развития России» на 2010-2012 гг., которая станет механизмом поддержки и сопровождения талантливой молодёжи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создаётся система поддержки молодых учёных. Во всех субъектах Российской Федерации формируются советы молодых учёных и специалистов при главах субъектов Российской Федерации на основании примерного положения, утверждённого Минспорттуризмом России совместно с Минобрнауки России. Указанные советы будут не только номинировать молодых учёных на Президентские премии, но и

станут механизмом представления интересов этой категории молодёжи в органах власти, поддержки и сопровождения молодых учёных.

Л.А. Митюрникова, Л.А. Факторы, влияющие на качество жизни населения в современной России. В статье рассмотрены параметры организации центров развития профессиональной карьеры студентов при высших и средних специальных учебных заведениях как одних из основных компонентов комплексной системы профессиональной ориентации молодёжи, являющихся важным механизмом гармонизации и повышения качества жизни общества на современном этапе развития. Рассмотрено качество жизни как система, которая включает в себя качество образования, качество профессиональной культуры, культуры и уровня интеллекта и т.д.

Ключевые слова: качество жизни, показатели качества жизни как критерии, как регулятор процесса социально-экономических преобразований в стране.

Mityurnikova L.A. FACTORS AFFECTING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION IN MODERN RUSSIA. The paper considers the parameters of organizing centers for the development of professional careers of students in higher and secondary special educational institutions, as one of the main components of a comprehensive system of professional orientation of young people as an important mechanism for harmonizing and improving the quality of life at the present stage of development. We consider the quality of life as a system, which includes the quality of education, the quality of professional culture, culture and level of intelligence, etc.

Key words: quality of life, quality of life indicators as criteria, as a regulator of social and economic reforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.