Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на качество физического воспитания студентов высших учебных заведений'

Факторы, влияющие на качество физического воспитания студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова Алла Акмальевна, Косимова Висола Садулаевна

В статье представлены результаты опроса преподавателей физической культуры по выявлению факторов, влияющих на качество физического воспитания студентов. Наиболее значимыми из них являются: недостаточная материальная база для занятий физической культурой и спортом, отсутствие мотивации у студентов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахманова Алла Акмальевна, Косимова Висола Садулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на качество физического воспитания студентов высших учебных заведений»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1 2 Абдурахманова А.А. , Косимова В.С.

1Абдурахманова Алла Акмальевна - старший преподаватель;

2Косимова Висола Садулаевна - старший преподаватель, кафедра медицинских и биологических наук, Ташкентский фармацевтический институт, г. Ташкент, Республикка Узбекистан

Аннотация: в статье представлены результаты опроса преподавателей физической культуры по выявлению факторов, влияющих на качество физического воспитания студентов. Наиболее значимыми из них являются: недостаточная материальная база для занятий физической культурой и спортом, отсутствие мотивации у студентов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. Ключевые слова: факторы, физическое воспитание, студенты, преподаватели физической культуры.

В условиях реформы узбекского образования приоритетным являются такие формы и методы обучения, и воспитания, использование которых с наибольшей эффективностью формируют ценностное отношение студентов к средствам физической культуры, создают предпосылки физического саморазвития и самореализации. Образовательный процесс по физическому совершенствованию студентов должен базироваться на принципах индивидуализации и дифференициализации, которые создают условия для проявления способностей студентов в избранных формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учётом их состояния здоровья, мотивации, интересов и потребностей, что обуславливает вариативность содержания и разнообразие форм физического воспитания в вузе [1, 2].

Для решения данной задачи с помощью специально разработанной анкеты было опрошено 30 преподавателей сферы физической культуры и спорта 10 вузов г. Ташкента. Определялись факторы, влияющие на эффективность процесса физического воспитания студентов, проблемы совершенствования их физической подготовленности, использования современных технологий в процессе физического воспитания.

Наиболее значимыми причинами снижения уровня здоровья молодежи, по мнению респондентов, являются: недостаток двигательной активности и недостаток спортсооружений по месту жительства (табл. 1).

Таблица 1. Основные причины снижения уровня здоровья молодежи (%)

Ответы Преподаватели ФКиС

1. Негативное воздействие экологических факторов 38,2

3. Недостаток двигательной активности 54,8

4. Недостаток спортсооружений по месту жительства 26,2

5. Недостаточная пропаганда ЗОЖ 20,0

6. Низкий процент охвата детей, подростков и молодежи занятиями физической культурой и спортом 27,9

7. Высокая стоимость услуг по занятию физической культурой и спортом 21,0

8. Недостаточное количество спортивных школ, спортивных секций, клубов 15,2

9. Недостаточное финансирование системы здравоохранения 25,5

10. Свертывание внеучебной работы по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях 12,8

При этом 92,0% опрошенных считают, что занятия физической культурой и спортом являются обязательными для сохранения и укрепления здоровья молодежи. А также 74,5% респондентов считают, что занятия физической культурой в высших образовательных организациях способствуют укреплению здоровья учащихся, повышению их успеваемости.

Большинство респондентов (70,7%) считают, что в настоящее время назрела необходимость использования новых региональных технологий и методик физического воспитания, основанных на разработке мониторинговых компьютерных исследований.

Существует множество факторов объективного и субъективного характера, которые влияют на качество физического воспитания молодежи. Следует отметить, что значимость этих факторов неоднозначно оценивается участниками проведенного нами социологического опроса (табл. 2).

Таблица 2. Основные факторы, препятствующие успешной реализации программы физического воспитания студентов (%)

Ответы Препод аватели ФКиС

1. Недостаточная материальная база 55,5

2. Отсутствие мотивации у молодежи к занятиям физической культурой 46,2

3. Низкая заработная плата учителей и преподавателей физической культуры 24,8

4. Недооценка педагогическим коллективом образовательных организаций роли уроков физической культуры 36,5

5. Недостаточное количество часов для занятий физической культурой в образовательных организациях 25,0

6. Недостаточное внимание со стороны органов образования к повышению квалификации учителей и преподавателей физической культуры 35,2

7. Недостаточный уровень профессионализма учителей и преподавателей физической культуры 20,5

Для того чтобы повысить эффективность системы физического воспитания учащихся образовательных организаций, участники опроса предлагают различные варианты (табл. 3).

Таблица 3. Предлагаемые варианты совершенствования системы физического воспитания

студентов (%)

Ответы Препод аватели ФКиС

1. Ввести в программу виды спорта по желанию студентов 41,0

2. Отменить оценку по физической культуре 25,1

3. Ввести в программу по физической культуре теоретический и практический курс по ЗОЖ 22,3

4. Отменить уроки физической культуры, вместо них ввести различные спортивные секции 35,6

5. Снизить требования к учащимся при выполнении контрольных нормативов 12,3

6. Снизить физические нагрузки учащихся 0,7

7. Сделать уроки физической культуры необязательными (факультативными) -

Показано, что научно-методическое обеспечение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов в настоящее время продолжает оставаться

актуальной проблемой высших учебных заведений. Несмотря на достаточно широкие возможности для занятий физической культурой и спортом, представляемые вузами для студентов, двигательная подготовленность и как следствие физическое развитие и физическое состояние студентов гуманитарных вузов находится на низком уровне. Одна из причин сложившейся ситуации -отсутствие дифференцированных методик физического воспитания на основе популярных видов физкультурно-спортивной деятельности.

Список литературы

1. Абдиев А.Н. Физвоспитание в вузе. Ташкент, 1989. 179 с.

2. Агаев Н.Ф., Большее А.С., Джаруллаев Р.З. Влияние личностных факторов на формирование мотивации и ценностных ориентаций студентов 1 курса // Приволжский научный журнал. № 1 (17). ННГАСУ. Н. Новгород, 2011. С. 165-169.

РАЗВИТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ «АЛПОМИШ» И «БАРЧИНОЙ» (ГТО)

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1 2 Кострикова И.В. , Хайрисламова Г.М.

1Кострикова Ирина Васильевна - старший преподаватель;

2Хайрисламова Гульсина Мардгалямова - старший преподаватель, кафедра физической культуры, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлены решения актуальных проблем в формировании мотивации внедрения и сдачи нормативов ГТО в вузе, которые способствуют совершенствованию двигательных и физических качеств не только у молодежи, а также всего населения.

Ключевые слова: студенты, ГТО, комплекс «Алпомиш» и «Барчиной», население, здоровый образ жизни.

Введенный в образовательный процесс учащихся комплекс ГТО дополнен на занятиях физической культуры и спорта нового поколения требованиями к уровню физической подготовленности и, соответственно, будет стимулировать учащихся совершенствовать физические качества.

Таким образом, формирование мотивации к сдаче нормативов ГТО является актуальной проблемой и требует решения. Качественное решение данной проблемы возможно при участии не только студентов и молодежи, но и их родителей, и преподавателей высших учебных учреждений [1].

Кабинет Министров Узбекистана подписал Постановление «О пропаганде здорового образа жизни и широком привлечении населения к физической культуре и спорту в Узбекистане». Согласно документу, в Узбекистане будут проводиться тестовые упражнения «Алпомиш» и «Барчиной», включающие в себе выполнение спортивных нормативов, определяющих уровень общей физической подготовки. За успешную сдачу тестов будут вручать нагрудные значки «Алпомиш» и «Барчиной» I, II, III степеней, а также спортивный разряд и звание [2].

Специальные тесты «Алпомиш» и «Барчиной», организуемые в виде соревнований, могут сдавать все желающие начиная с 6 лет. Тесты проводятся по разным видам в 12 возрастных категориях 2 раза в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.