УДК 631.1:001.895
факторы, влияющие на инновационное развитие
аграрного сектора экономики россии
Н. Н. СЕМЕНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: nnsemenova@mail. ru И. А. СУНдИКОВА,
студентка экономического факультета по специальности финансов и кредита E-mail: irina_su93@mail. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости России невозможно без технической и технологической модернизации АПК, перехода к инновационному типу развития. В работе рассмотрены факторы и проблемы, препятствующие инновационному развитию АПК. Сделан вывод о том, что для развития инновационной деятельности в аграрной сфере необходимы разработка и освоение инноваций, связанных с совершенствованием материально-технической базы производства.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновации, аграрный сектор экономики, Россия.
В настоящее время формирование целостной инновационной системы является непременным условием обеспечения конкурентоспособности России. Несмотря на это, в российской экономике отмечается низкая инновационная активность хозяйствующих субъектов, между отдельными секторами экономики наблюдаются значительные диспропорции. Имеющийся инновационный потенциал агропромышленного комплекса используется в пределах 4—5 %. Многие научно-технические разработки не становятся инновационным продуктом. Ежегодно остаются не востребованными сельскохозяйственным производством большинс-
тво инновационных разработок. Из общего числа завершенных, принятых и оплаченных заказчиком, причем рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок всего 2—3 %, было реализовано в ограниченных объемах, 4—5 % — в одном-двух хозяйствах, а судьба 60—70 % разработок через 2—3 года была неизвестна ни заказчикам, ни разработчикам, ни потребителям научно-технической продукции [1, 2].
Можно назвать ряд причин, сдерживающих инновационные процессы в сфере производства товаров и услуг и в экономике в целом.
Во-первых, отсутствие реального спроса, невостребованность инноваций, поскольку российская экономика не в состоянии использовать результатов научных разработок, а отсутствие потребности определяется невосприимчивостью к инновационному развитию, монополизацией экономики, слабостью механизмов конкуренции. Одним из главных факторов является низкий уровень оплаты труда (намного ниже, чем в развитых странах). Дешевизна труда, обеспечивая относительно низкие издержки и цены, одновременно ориентирует на развитие трудоемких производств и сдерживает использование высокотехнологичных процессов, основанных на автоматизации производства и сни-
- 19
жающих издержки за счет минимального использования неквалифицированного ручного труда.
Во-вторых, низкая платежеспособность заказчиков, связанная с невысокими реальными доходами основной массы населения и неспособностью платить более высокие цены за качественную продукцию, а также неспособностью организаций приобретать высококачественные машины и оборудование.
В-третьих, низкая инвестиционная активность экономики, не способная обеспечить создания конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынков.
В-четвертых, недостаточная численность высококвалифицированных специалистов, способных работать в инновационной сфере. Лишь 5 % экономически активного населения относится к категории высококвалифицированных специалистов, в то время как в развитых странах этот показатель составляет около 50 %.
В-пятых, высокий коммерческий риск вложения средств в инновационную деятельность, обусловленный необходимостью больших финансовых затрат при длительных сроках их окупаемости; несовершенством организационных принципов и методов финансово-кредитного обеспечения инновационных процессов и налоговой политики; отставанием нормативно-правовой базы финансового обеспечения инновационной деятельности; высокой криминализацией и коррумпированностью экономики.
В-шестых, отсутствие эффективной государственной инновационной политики, учитывающей современные мировые трансформационные процессы и направленной на повышение качества жизни населения [3].
На взгляд авторов, низкая инновационная активность в аграрном секторе обусловлена несколькими группами факторов:
1. Экономические факторы характеризуют финансовое состояние сектора, степень его зависимости от внешних источников финансирования, а также инвестиционную активность. Сельскохозяйственные товаропроизводители в связи с диспаритетом цен на реализуемую сельскохозяйственную и закупаемую промышленную продукцию оказались в таком экономическом положении, что практически не имеют возможности вести расширенное воспроизводство. В связи с этим проблема выживания и спасения производства заслонила проблему научно-технического прогресса. Кроме того, инновации
зарождаются в тех регионах, где имеется благоприятный инвестиционный климат.
2. Политические факторы отражают характер политических настроений в регионе и систему взаимоотношений между региональной политической и хозяйственной элитой. Политика региональных властей, их инициативность в немалой степени определяют направления и существенные признаки инновационного развития региона.
3. Инфраструктурные факторы характеризуют технологические возможности интеграции сектора в экономической среде. В настоящее время все большее внимание уделяется не только развитию производственной, но и состоянию финансовой и институциональной инфраструктур, определяющих возможности сектора генерировать инновации.
4. Социальные факторы. Качество рабочей силы активно влияет на инновационную деятельность в секторе, поскольку образовательный и профессиональный уровень трудовых ресурсов обеспечивает возможности развития инноваций и их результаты.
5. Организационные проблемы на всех уровнях управления, возникающие в ходе реформ, привели к потере функциональной четкости в управлении.
В целом анализ причин и факторов, влияющих на инновационное развитие аграрного сектора экономики России, позволил подразделить их на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов) (рис. 1).
В качестве негативных факторов следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характерны, в частности: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность; многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Это создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом. Снижение ассигнований на науку за годы реформ привело к оттоку молодых ученых.
Следует отметить, что сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных про-
Рис. 1. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие аграрного сектора экономики России
цессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.
В качестве главной проблемы аграрного сектора экономики, генерирующей в себе значительную часть перечисленных выше негативных тенденций, следует выделить низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая связана, во-первых, с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленность; во-вторых, с низкой долей сельхозпроизводителей в конечной цене продукции. Так, за 2005—2009 гг.
цены на промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, выросли в 1,74 раза, а на сельскохозяйственную — в 1,66 раза. В 2011 г. удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций составил 77 %, а рентабельность сельскохозяйственного производства составляла 10,3 % (для сравнения: в 1990 г. соответственно 3 и 37 %).
Что касается такого фактора, как низкий уровень оплаты труда и дефицит квалифицированных кадров, то, по оценкам экспертов, недостаток специалистов разных профилей с высшим образованием в АПК составляет около 80 тыс. чел. В стране наблюдается отток высококвалифицированных кадров из села, нежелание молодежи работать в аграрном секторе (многие студенты, получив диплом, остаются в городе и работают не по специальности), связанное с низкой оплатой труда.
В России средняя заработная плата сельских жителей в 2 раза ниже по экономике страны в целом, более чем в 4 раза ниже, чем в топливном секторе, в 4,5 раза ниже, чем в финансовой сфере (табл. 1).
В последние годы произошло значительное снижение численности лиц, занятых в сельском хозяйстве. Так, если в 1990 г. этот показатель в России составлял 9,7 млн чел., то в 2011 г. он уменьшился в 1,5 раза, что грозит демографической катастрофой. Тенденцию сокращения численности занятых в сельском хозяйстве можно наблюдать из табл. 2.
Одной из актуальных экономических проблем
является также низкий уровень платежеспособного
Таблица 1
Соотношение среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве и величины прожиточного минимума*, руб.
Показатель Год
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Величина прожиточного минимума в РФ 264 1 210 3 018 3 422 3 847 4 593 5 185 5 688 6 339
Среднемесячная номинальная заработная плата в РФ 472 2 223 8 555 10 634 13 593 17 290 18 638 20 952 25 621
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве РФ 259 985 3 646 4 569 6 144 8 475 9 619 10 668 12 320
* В 1995 г — тыс. руб.
Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: www. gks. га.
Таблица 2
Численность занятых в сельском хозяйстве в Российской Федерации
Численность за- Удельный вес в эко-
Год нятых в сельском номически активном
хозяйстве, тыс. чел. населении, %
1990 9 727 12,9
2000 8 996 13,9
2005 7 381 11,1
2006 7 141 10,6
2007 6 925 10,2
2008 6 675 9,8
2009 6 733 9,8
2010 6 656 9,8
2011 6 560 9,7
2011 67,4 75,2
к 1990 г., %
Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: www. gks. га.
спроса населения на продовольствие. Поскольку значительная часть населения находится за чертой бедности, а уровень безработицы превышает 10 %, то граждане не могут питаться даже по физиологическим нормам. Кроме того, около 60 % сельских жителей имеют средний денежный доход, а 35 % — доход ниже прожиточного уровня. В настоящее время Россия занимает 42-е место в мире по потреблению продуктов питания на душу населения (в недавнем прошлом — 6-е место). В структуре потребительских расходов домашних хозяйств расходы на покупку продуктов питания продолжают оставаться значительными по удельному весу (несмотря на их сокращение) и играют определяющую роль в динамике конечного потребления (рис. 2).
Важнейшим фактором, негативно влияющим на развитие аграрного сектора экономики, является сокращение бюджетного финансирования сельского хозяйства. Заметим, что в последние годы в государственной политике России по поддержке сельского хозяйства проявляются две основные тенденции.
2ÜÜ3
2GG4
20G5
20G6
20G7
20G8
2DG9
Рис. 2. Удельный вес расходов на покупку продуктов питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в Российской Федерации в 2003—2010 гг., %
Первая заключается в том, что, несмотря на рост общих расходов консолидированного бюджета, доля расходов на сельское хозяйство сократилась. Вторая тенденция — регионализация государственной поддержки сельского хозяйства и соответствующая дифференциация территорий по уровню поддержки (табл. 3). Так, несмотря на рост уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства в 4 раза, в последние годы происходит сокращение удельного веса расходов на сельское хозяйстве в общем объеме расходов консолидированного бюджета с 2,4 % в 2003 г. до 1,3 % в 2011 г.
При этом доля государственной поддержки в стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции увеличилась незначительно и составила в 2011 г. 7,8 %, а в валовом внутреннем продукте (ВВП) — рост составил всего 0,1 %. Отметим, что уровень поддержки остается достаточно низким по сравнению со странами ЕС, Японией, Канадой, Норвегией, где он составляет от 25—70 % стоимости продукции сельского хозяйства.
Сокращение государственной поддержки сельского хозяйства обусловлено вступлением России в ВТО. Для того чтобы вступить в ВТО, России необходимо было до 2012 г. тратить на поддержку сельского хозяйства не более 9 млрд долл. в год. В период 2013—2017 гг. Правительство РФ планирует увеличить финансирование мер «зеленой корзины», а объем «желтой корзины» должен уменьшиться в 2 раза — до 4,4 млрд долл. в год. Если суммировать сельскохозяйственные дотации из бюджетов всех уровней в 2010 г., то получится около 250 млрд руб., что составляет почти 8 млрд долл. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители России не будут получать экспортных субсидий, также будут отменены льготы по НДС для отдельных категорий продукции.
В то же время разрешенный уровень поддержки для ряда ранее вступивших стран с учетом сход- ного или даже меньшего масштаба
сельскохозяйственного производства многократно превышает уровень, разрешенный для России. Например, в ЕС совокупная разрешенная поддержка из национальных бюджетов и общего бюджета составляет около 100 млрд долл., а в Японии она выше почти в 9 раз по сравнению с Россией.
Одним из важнейших факторов, дестабилизирующих развитие агро-
2010
Таблица 3
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на финансирование сельского хозяйства и рыболовства
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Расходы консолидированного бюджета, млрд руб. 3 955,4 4 665,4 5 941,4 7 855,9 11 245,8 14 157,0 15 847,3 17 301,0 20 004,8
В том числе сельское хозяйство 68,1 78,0 78,7 110,8 147,0 238,3 279,1 262,3 268,8
и рыболовство, млрд руб.
В % к расходам 2,4 1,7 1,3 1,4 1,3 1,7 0,2 0,2 1,3
В % к ВВП 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,6 0,7 0,6 0,5
В % к стоимости валовой продук- 6,3 6,2 5,7 7,1 7,6 9,7 11,9 10,7 7,8
ции сельского хозяйства
Источник: по данным Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики. URL: www. roskazna. ru; www. gks. ru.
промышленного производства России, является технико-технологическое отставание. Коэффициенты обновления техники в 2—3 раза ниже нормативных сроков. Следует отметить, что обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами уменьшилась по сравнению с 1990 г. почти в 3 раза. Нагрузка пашни на 1 трактор возросла за 1990—2011 гг. с 95 до 247 га, посевов на 1 зерноуборочный комбайн — с 152 до 354 га, что в 4—5 раз превышает аналогичные показатели в США и Англии. При этом напомним, что развитие и внедрение инновационных разработок невозможны без соответствующего материального обеспечения, отсутствующего в настоящее время на большей части сельскохозяйственных организаций России. Именно модернизация технологической базы АПК является основой инновационного развития.
К условиям и факторам, тормозящим освоение инноваций в АПК, относятся также недостаточная развитость системы кредитования, высокие ставки по кредитам, отсутствие инновационной инфраструктуры. В настоящее время прямые сезонные кредиты коммерческих банков для сельского хозяйства не носят массового характера. По объективным причинам банки не заинтересованы в кредитовании сельскохозяйственных предприятий, поскольку, по определению, многие сельхозпредприятия являются неблагонадежными заемщиками. На кредитование сельского хозяйства приходится примерно 4 % от общей суммы выданных банками кредитов предприятиям и организациям нефинансового сектора. Основной объем кредитных ресурсов (около 90 %), предоставленных предприятиям и организациям АПК, приходится на ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Россельхозбанк».
Таким образом, решение указанных проблем в АПК невозможно без создания государством необ-
ходимых условий для скорейшего перевода сектора на новую технологическую основу, повышения его конкурентоспособности. Усиление инновационной активности, формирование рынка инноваций в агропромышленном комплексе должны занимать центральное место в реализации государственной экономической политики в агропродовольственной сфере.
Активная государственная инновационная политика является необходимым условием успешной разработки и коммерциализации инноваций, основой для обеспечения устойчивого развития сельских территорий, повышения качества жизни на селе, дальнейшего роста эффективности агропро-изводства и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. В России для развития инновационной деятельности в аграрной сфере необходимы следующие меры: разработка и освоение инноваций, связанных с совершенствованием материально-технической базы производства; стимулирование к использованию высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий; совершенствование организации производства, труда и управления; создание соответствующей инфраструктуры.
Список литературы
1. Гончаров В. Д., Рау В. В. Инновационная деятельность в отраслях АПК России. URL: http: // institutiones. com/publications. html.
2. Романенко Г. Передовые научные разработки — агропромышленному производству // АПК: экономика, управление. 2007. № 3. С. 12—16.
3. Семенова Н. Н., Князькина Е. О. Модернизация — основа инновационного развития аграрного сектора экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №. 17 (158). С. 22—27.
4. URL: http://www. gks. ru.