ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 371.113
А.И. Таюрский
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сибирское отделение Российской академии образования, г. Красноярск
Современный уровень научно-технического, информационного и социально-экономического развития общества, расширение масштабов меж-культурного взаимодействия и международного сотрудничества требуют формирования управленческой компетентности, подготовки конкурентоспособного, профессионально мобильного, социально активного руководителя образовательного учреждения, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию. Подготовка такого руководителя в системе профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием управленческой компетентности в контексте достижения профессионального, социального и личностного успеха еще в период обучения в вузе.
Модернизация российского образования определяет необходимость переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль компетент-ностного подхода к подготовке специалистов.
Коренная модернизация управления образованием предполагает обновление деятельности руководителей. Появившееся право и одновременно необходимость выстраивать индивидуализированную, конкурентоспособную образовательную политику связаны и с повышением ответственности за сделанный выбор. Играя в многоуровневой системе профессионального образования ведущую роль и находясь в центре социально-экономичес-
ких, правовых и педагогических преобразований, руководители образовательных учреждений профессионального образования координируют, направляют, побуждают к деятельности и мотивируют труд преподавателей.
Сегодня, в эпоху перемен, особенно очевидна зависимость степени успеха проводимых реформ в образовании от управленческих кадров, их правовой и экономической грамотности, инициативности, четкого распределения профессиональных функций. Повышение профессионализма управленческой деятельности становится важным условием инновационных процессов в образовании и должно стать неотъемлемой частью образовательного менеджмента.
Руководители образовательных учреждений испытывают потребность в овладении навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе, мотивации команды единомышленников на реализацию миссии учреждения.
Эффективность системы повышения квалификации кадров связана с усложнением содержания управленческой деятельности, ростом ее наукоем-кости, многогранности профессиограммы современного руководителя учреждения профессионального образования.
В условиях системного реформирования растет неопределенность ситуации в функционировании образовательных учреждений, что подталкивает к необходимости выработки новых форм поведения руководителей, усилению гибкости и стратегической направленности управления. Задачи, стоящие перед руководителями, значительно усложняются и изменяются. Отсутствие необходимого уровня управленческой компетентности серьезно затрудняет адаптацию руководителей учреждений профессионального образования к новым условиям
Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 1 (79)
деятельности и успешное осуществление модернизации образования.
Понятие управленческой компетентности руководителей учреждений профессионального образования.
Управленческая компетентность руководителей учреждений профессионального образования - это совокупность личностных качеств руководителя, где раскрывается содержание данного свойства личности с позиции современной управленческой, педагогической деятельности руководителя образовательного учреждения [2].
Выявлено, что главным критерием профессионального мастерства современного руководителя образовательного учреждения является управленческая компетентность. Управленческая компетентность ру-
ководителя образовательного учреждения, по нашему определению, есть готовность и способность руководителя образовательного учреждения выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы учебного заведения и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации учреждения профессионального образования. Это видно в схеме.
Данная схема позволяет наглядно представить составляющие управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения.
Схема также подтверждает мысль о том, что интегральным критерием профессионального мастерства руководителя образовательного учреждения является управленческая компетентность.
Управленческая компетентность руководителя учреждения
і к і к - к - к - к > к > к > к > і > і
Анализ структуры, содержания и специфики процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, изучение отечественного и зарубежного опыта дают возможность утверждать, что основными факторами, обеспечивающими совершенствование образовательного процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в контексте формирования их управленческой компетентности, являются следующие:
1. Определение точных качественных требований к руководителям образовательных учреждений в соответствии со стратегией развития региона.
2. Реализация наиболее эффективных (альтернативных традиционному) подходов к построению содержания и организации образовательного процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений согласно следующим составляющим:
- выявление профессионально-образовательных потребностей через обеспечение возможности обучающимся инициировать предложения по моделированию содержания образования в
соответствии с характером их профессиональных проблем;
- построение содержания образования на основе актуальной профессионально-ориентированной проблематики конкретной группы;
- обеспечение эффективного взаимодействия специалистов в профессионально значимом сообществе при организации образовательного процесса;
- использование в образовательном процессе продуктивных образовательных технологий, которые обеспечивают максимальное приближение образовательной ситуации к реальной профессиональной деятельности (как по форме, так и по содержанию) и актуализацию результатов обучения в профессиональной деятельности.
3. Модернизация информационно-методического обеспечения образовательного процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.
4. Построение системы работы образовательного учреждения по подбору и подготовке преподавательских кадров, обеспечивающих образовательный процесс.
5. Определение механизма финансово-экономической оценки адекватных затрат на реализацию образовательных программ.
Осмысление обозначенных факторов в контексте цели нашей статьи позволяет заключить, что совершенствование содержания и организации собственно образовательного процесса повышения квалификации руководителей учреждений профессионального образования будет обеспечиваться при реализации инновационного подхода, который можно обозначить как практико-ориентированный. Принципы такого подхода определены нами по следующим основаниям:
- позиция руководителя образовательного учреждения при заказе образовательных услуг по повышению квалификации - принцип объективности или субъективности;
- приоритетный методологический подход к моделированию содержания образовательного процесса квалификации - принцип предметности или проблемности;
- характер взаимодействия участников процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений - принцип преобладания индивидуальной или коллективной рефлексии;
- характер результата образования (образованности) при повышении квалификации - информированность или компетентность - принцип воспроизводства или продуктивности.
Метод проектов в образовании руководителей образовательных учреждений при повышении квалификации - специфичная организация совместной деятельности обучающих и обучаемых, при которой целью является разработка проекта решения какой-либо профессиональной управленческой проблемы в контексте развития территории. Реализация метода проектов предполагает сотрудничество обучаемых и обучающих по обозначению актуальных профессиональных проблем, их точной формулировке и разработке конкретных действий, направленных на разрешение. Проект - это перспективный пошаговый план разработки конкретного пути решения профессиональной проблемы с четким обозначением зон ответственности
1. Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя: Мо1
2. Хуторский А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирован
специалистов, сроков, условий, механизмов и технологий деятельности.
Использование метода проектов в образовательном процессе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений определяет следующие требования:
- необходимость не столько передавать взрослому обучающемуся (работающему специалисту) знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения профессиональных проблем;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, в профессиональной «команде»;
- значимость для современного специалиста в области управления умения пользоваться исследовательскими методами: четко ставить цели, собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, эффективно планировать, грамотно координировать действия по реализации планов, формулировать выводы и заключения по результатам работы.
Требования практико-ориентированного подхода при повышении квалификации руководителей учреждений профессионального образования и сущностная характеристика метода проектов позволяют заключить, что использование метода проектов - это такое построение образовательного процесса, когда целью и содержанием образовательной деятельности является разработка проектов решения профессиональных проблем руководителей учреждений профессионального образования, готовых к реализации в практике профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что главным критерием профессионального мастерства современного руководителя учреждения профессионального образования является управленческая компетентность.
Поступила в редакцию 11.08.2008
Литература
гр. Красноярск, 2007.
I: сб. научных тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М., 2007.