Научная статья на тему 'Факторы влияния на участие в дополнительном образовании взрослых в современной Германии'

Факторы влияния на участие в дополнительном образовании взрослых в современной Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихаева Виктория Викторовна

В данной статье рассматриваются факторы влияния на участие в дополнительном образовании взрослых в Германии, которое делится на две области общее и профессиональное дополнительное образование. Ставится вопрос о влиянии социальной среды на участие в дополнительном образовании взрослых в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы влияния на участие в дополнительном образовании взрослых в современной Германии»

УДК 374.7(430)

Тихаева Виктория Викторовна

Аспирант кафедры иностранных языков, Волгоградского государственного технического университета, [email protected], Волгоград

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА УЧАСТИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Tikhaeva Victoria Victorovna

Post-graduate of Chair of Foreign Languages Volgograd State Technical University, tilsitka@ yandex.ru,Volgograd

INFLUENCE FACTORS ON ADULT EDUCATION PARTICIPATION IN MODERN GERMANY

В современном мире значение дополнительного образования (ДО) взрослых постоянно растет. Это связано как с экономическими, культурными, так и с политическими изменениями во многих странах. Каждая страна развивается собственным путем, в зависимости от национальных особенностей, географического положения, политического устройства и т. д. В любой стране можно выделить различные слои населения, характеризующиеся определенными признаками, как, например, социальный статус, наличие или отсутствие образования, доход и другие. Все это естественным образом влияет на индивидуума, который решает, необходимо ли ему научиться чему-то новому, обновить устаревшие знания или вообще поменять профессию. Кто, как, почему и зачем решает получить ДО в различных областях? Очевидно, что для ответа на этот вопрос нужно проводить исследования в данной сфере. В нашей стране таких исследований пока нет. В связи с этим, нам представляется немаловажным изучение зарубежного опыта, и мы выбрали Германию, страну, которая имеет сеть организаций, работающих в сфере ДО и исследующих рынок дополнительных образовательных услуг.

Федеральное министерство образования и исследований (das Bundesministerium fur Bildung und Forschung) представляет собой главную организацию, уполномоченную отслеживать развитие ситуации в области ДО взрослых. Для этого оно проводит различные исследования либо самостоятельно, либо поручает это другим исследовательским институтам. Одно из таких исследований под названием «Социальное и региональное различие в отношении и интересах к дополнительному образованию» («Soziale und regionale Differenzierungen von Weiterbildungsverhalten und -interessen»), проведенное на всей территории Германии, впервые изучало воздействие социальной среды на отношение к ДО. Ответственными организациями

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА УЧАСТИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ... за проведение этого исследования стали кафедра общей педагогики и исследования образования университета Людвига Максимилиана в Мюнхене (под руководством проф. Р. Типпельта) и университет Дюссельдорфа (проф. Г. Барц). Руководители этого проекта отмечали, что «целью этого исследования было составление всеохватывающей топографии ландшафта ДО взрослых Германии с позиции адресатов и участников» [1, с. 6]. В соответствии с этим были изучены взгляды на ДО взрослых, мотивы и барьеры.

Результаты этого исследования были получены после репрезентативного телефонного опроса 3000 людей в возрасте от 19 до 75 лет. Основной задачей было выявить факторы влияния на участие в профессиональном и общем ДО и установить, воздействует ли социальная среда на решение получить ДО. Следует отметить, что в немецкой андрагогике имеется четкое деление ДО на профессиональное (ЬетШЛе Weiterbildung) и общее (а1^етете Weiterbi1dung). Поэтому мы будем рассматривать факторы влияния на обе эти сферы отдельно.

Согласно общепринятому в немецкой андрагогике понятию, участником/ участницей в области профессионального ДО считается тот, кто в течение последних 12 месяцев принимал участие в одном или нескольких профессиональных курсах. К ним относятся: переквалификация (Umschu1ung); повышение квалификации с целью продвижения по службе (Aufstiegsfortbi1dung); введение в специальность на рабочем месте (Einarbeitung); повышение квалификации с целью адаптации (Anpassungsweiterbi1dung), а также другие специализированные учебные курсы [2, с. 142].

Для определения приоритетов факторов влияния на участие в ДО были необходимы многомерные исследования, которые проводились в рамках анализа контрастных групп. Что касается социальной среды, как одного из факторов, то исследователи отмечали, что частично индикатор среды (Mi1ieu-Indikator) соотносится как с социо-демографическими признаками, так и с признаками образования и занятости, такими как школьное образование, профессиональное образование, профессиональный статус и т. д. [3, с. 15].

Для анализа были выбраны следующие активные переменные: возраст, пол, трудовая деятельность, школьное образование, профессиональное образование, профессиональное положение, экономическая сфера, величина предприятия, государственная служба, работа по сменам, место проживания, наличие в семье детей младше 14 лет, доход, социальная среда.

Необходимо уточнить, что результаты этого исследования касаются исключительно немецких граждан. У этой группы доля участия в профессиональном ДО составила 54%. Участие в ДО с процентной долей ниже среднего показали, прежде всего, люди старше 55 лет; люди с начальным школьным образованием или первоначальным профессиональным образованием; с низким доходом; неработающие люди; рабочие низшего звена; женщины. Результаты исследования контрастных групп об участии в профессиональном ДО показаны на рисунке 1 [2, с. 144].

Рис. 1. Факторы влияния на доли участия в профессиональном дополнительном образовании взрослых

Как видно из рисунка, из всех учитываемых факторов самое большое влияние на участие в профессиональном ДО взрослых оказывает трудовая деятельность (Erwerbstatigkeit). При этом следует отметить то факт, что доля участия людей, работающих полный рабочий день в два раза больше,

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА УЧАСТИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ... чем неработающих (65% против 29%). Доля участия людей, работающих неполный рабочий день, составляет 46%.

Для названных групп вторыми по степени влияния факторами являются:

• Для работающих полный рабочий день (VOllzeitbeschaftigte) вторым важным фактором влияния оказалась величина предприятия. Разница в доли участия составляет 51% для работающих полный рабочий день на предприятиях с количеством сотрудников меньше 1GG и 79% для работающих полный рабочий день на предприятиях с количеством сотрудников от 1GGG и выше.

• Для работающих неполный рабочий день (Teilzeitbeschaftigte) вторым по значимости фактором влияния стал доход семьи. Доля участия этой группы, имеющей доход от 15GG евро или больше, почти вдвое больше, чем у людей, чей доход колеблется в пределах 15GG евро (57% против 29%).

• Для неработающих (Nichterwerbstatige) вторым решающим фактором выступает профессиональное образование. Доля участия у неработающих с дипломом мастера или сопоставимым специальным образованием составляет вдвое больше, чем у неработающих, прошедших обучение на производстве (в качестве учеников мастеров) и втрое больше, чем у неработающих без профессионального образования.

Дальнейшее дифференцирование показало, что на третьей ступени анализа действуют следующие факторы влияния, причем цифры в скобках означают, как часто определенный фактор влияния проявляется на третьей ступени: место проживания (1х), профессиональный статус (1х), работа в государственных организациях (1х), профессиональное образование (1х), доход (2х).

Обобщая вышеизложенные результаты относительно участия в профессиональном ДО взрослых, мы приходим к двум значимым выводам:

1. Сильнейшим фактором влияния на участие в профессиональном ДО является трудовая деятельность индивидуума.

2. Социальная среда, как одна из переменных, взятых за основу, не относится к важнейшим факторам влияния на доли участия в профессиональном

ДО.

Для сферы общего ДО участником считается тот, кто посещал один или несколько курсов в течение последних 12 месяцев по представленным в вопроснике 16 темам. Анализ сферы общего ДО также касается только немецких граждан и наглядно изображен на рисунке 2 [2, с. 146].

Доля участия в общем ДО по всем землям Германии составила 4G%. Самые часто посещаемые курсы общего ДО - это электронная обработка данных/интернет (EDV/Internet), языки (Sprachen), практические знания (praktische Kenntnisse) и вопросы здоровья (Gesundheitsfragen).

Сильнейшим фактором влияния в области общего ДО является не трудовая деятельность населения, а возраст (Alter). Доля участия 18-24-летних составляет здесь больше, чем в два раза у группы 60-74-летних (57% против 24%). Участие 25-59-летних насчитывает 44%.

Рис. 2. Факторы влияния на доли участия в общем дополнительном образовании взрослых

Второй по значимости фактор влияния также отличается в зависимости от возрастной группы:

• У 60-74-лет них на втором месте факторов влияния стоит профессиональное образование. Опрошенные с высшим образованием участвуют в общем ДО значительно чаще, чем те, у кого его нет (44% против 20%).

• В средней возрастной группе вторым значимым фактором оказывается тот же, что и в профессиональном ДО - доход. При этом люди с доходом свыше 2500 евро участвуют намного чаще в общем ДО, чем люди с доходом от 1000 евро или меньше, что составляет показатель ниже среднего (55% против 30%).

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА УЧАСТИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ...

• У 18-24-летних впервые появляется такой признак как «половая принадлежность» в качестве второго важного фактора влияния. Женщины в этой возрастной группе принимают участие в общем ДО чаще мужчин (65% против 5G%).

На третьей ступени исследования в зависимости от группы следующие факторы влияния становятся значимыми: место проживания (2х), аттестат о среднем образовании (1х), величина предприятия (1х), профессиональное образование (1х).

Результаты исследования в области общего ДО показали:

1. Самым сильным фактором влияния на участие в общем ДО является возраст.

2. В сфере общего ДО возникает признак «пола» у одной из групп в качестве фактора влияния.

3. Признак «социальной среды» здесь также не проявился ни у одной из групп в качестве фактора влияния.

Таким образом, в проведенном многомерном анализе связь между социальной средой и долями участия в профессиональном и общем дополнительном образовании до третьей ступени исследования контрастных групп не обнаружилась. Другие факторы, которые значительно соотносятся с социальной средой, как, например, возраст, среднее и профессиональное образование, занятость и т. д., влияют на доли участия в ДО намного сильнее, чем сама социальная среда.

Следует учитывать, что представленные здесь результаты касаются вопроса, какие факторы влияют на участие в профессиональном и общем ДО взрослых. Что касается других вопросов, таких как, какие темы курсов или провайдеров ДО выбирают участники, то результаты исследования свидетельствуют о влиянии социальной среды [3, с. 147]. В рамках этого исследования также была собрана информация об участии социальных групп как в профессиональном, так и в общем ДО. Немецкие ученые Р Типпельт и Г. Барц выделяют следующие социальные группы в Германии: «элита» («Etablierte»), «постматериалисты» («Postmaterielle»), «современные деятели» («Moderne Performer»), «консерваторы» («Konservativen»), «приверженцы традиций» («Traditionsverwurzelten»), «ностальгирующие по ГДР» («DDR-Nostalgischen»), «городская группа» («Burgerliche Mitte»), «потребители-материалисты» («Konsum-Materialisten»), «эксперименталисты» («Experimentalisten») и «гедонисты» («Hedonisten») [1, с. 12].

В профессиональном ДО «современные деятели» из десяти социальных групп показали самый высокий процент участия, составивший 67%. Второе и третье места заняли «эксперименталисты» с 65% и «потребители-материалисты» с 61%. Доли участия ниже среднего оказались, прежде всего, у «ностальгирующих по ГДР» (46%), «консерваторов» (45%) и «приверженцев традиций» (45%). Последние три группы участвовали почти во всех видах профессионального ДО взрослых с показателем ниже среднего.

В общем ДО взрослых между социальными группами также обнаружились четкие различия в долях участия. «Эксперименталисты» показали коэффициент в 58%; «постматериалисты» - 48%; «современные деятели» -47%. «Приверженцы традиций», «консерваторы» и «ностальгирующие по ГДР» с соответствующими показателями в 3G%, 28% и 26% участвуют реже остальных групп [1, с. 24].

Проведенное немецкими учеными-андрагогами исследование о факторах влияния на участие в дополнительном образовании взрослых в Германии дало нам возможность выделить следующие ключевые моменты:

• Важнейшими факторами влияния на участие в профессиональном ДО является трудовая деятельность населения, а в общем ДО - возраст.

• На втором этапе исследования в обеих областях ДО взрослых действуют такие факторы влияния, как «доход» и «профессиональное образование». Третий фактор влияния в профессиональном ДО - величина предприятия, в общем ДО - половая принадлежность.

• На третьей ступени анализа особенно отчетливо проявляется различие в долях участия в сравнении Восток-Запад (Ost-West-Vergleich). В профессиональном ДО доля участия в новых Землях выше, чем в старых, в общем ДО наоборот ниже.

• Независимое влияние социальной среды на участие в дополнительном образовании не наблюдается ни в профессиональном, ни в общем дополнительном образовании взрослых.

Библиографический список

1. Barz, H., Tippelt, R. Weiterbildung und soziale Milieus in Deutschland: Praxishandbuch. - Bielefeld, 2GG7. - 192 c.

2. Kuwan, H. Berichtssystem Weiterbildung IX: Integrierter Gesamtbericht zur Weiterbildungssituation in Deutschland. Durchgefuhrt imAuftrag des Bundesministeriums fur Bildung und Forschung. - Berlin/Bonn, 2GG6. - 473 c.

3. Rosenbladt, B., Bilger, F. Weiterbildungsbeteiligung in Deutschland: Sozialforschung. - Munchen, 2GG8. - 94c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.