Научная статья на тему 'Провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии'

Провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВАЙДЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ОБЛАСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROVIDERS OF ADDITIONAL EDUCATION OF ADULTS / SPHERES AND CONTENT OF ADDITIONAL EDUCATION / REPRESENTATIVES OF ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихаева Виктория Викторовна

Как высокоорганизованные учреждения рассматриваются провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии, успешно функционирующие на всей территории страны и удовлетворяющие потребности населения по основным направлениям: общее, политическое и профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии»

ния, профессиональные сообщества. Каждый из этих субъектов репрезентирует собственный институциональный дискурс, в котором превалируют категории, соотносимые с характерными для субъекта функциями. За счет расширения поля дифференцирующих признаков «ветвление» образовательного дискурса входит в геометрическую прогрессию, демонстрируя разнообразие социальных практик, связанных с образованием. На данном уровне, с нашей точки зрения, групповой образовательный дискурс (т.е. дискурс определенных групп индивидов, объединенных по какому-либо признаку) допустимо рассматривать как в рамках институционального дискурса, так и самостоятельно. В частности, образовательный дискурс учащихся с ограниченными возможностями в зависимости от цели исследования может анализироваться как функционирующий в поле национального дискурса образования и как составная часть, например, университетского институционального дискурса.

в основании иерархии находится индивидуальный образовательный дискурс, который в контексте современных концепций объединяет все практики, прямо либо косвенно связанные с физическим, интеллектуальным и нравственным развитием личности. Образование все чаще трактуется как бесконечный процесс и специфическая форма самоорганизации жизнедеятельности субъекта, свободного в выборе путей и форм познания и личностного развития. однако свобода эта относительна, поскольку индивидуальный образовательный дискурс функционирует как самостоятельное звено в цепи взаимосвязанных и взаимообусловленных дискурсов более высоких уровней организации.

Подчеркнем, что предложенная типология является одной из возможных систематизаций образовательного дискурса, позволяющей для анализа выделить европейский образовательный дискурс из ряда дискурсов иных и того же порядков.

литература

1. Орехова Е.Я. Образование во Франции: традиции и реформы: дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2004. 352 с.

2. Declaration on the European Higher Education Area. Budapest-Vienna. 2010. 12 March. URL : http:// www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/.

3. Holmes B., McLean M. The Curriculum - a comparative perspective. London - N.Y. : Routledge, 1989.

4. Humboldt von W. Bildung und Sprache. 5. durchges. Aufl. Paderborn, 1997.

5. Kansanen P. The Deutsche Didaktik and the American Research on Teaching. In: Discussions on some educational issues VI / ed. P. Kansanen. Helsinki : Department of Teacher Education, 1995.

6. Ohsako T. The Role of Intergenerational Learning in Lifelong Learning // International Conference on Lifelong Learning: Global Perspectives in Education. Beijing, 2001.

European educational discourse: experience of typological research

Education is regarded as a global discursive experience, formed on the basis of the idea of "learning society” and liberal western values. There is suggested the typology of educational discourse by the level of its organization and substantiated the differentiation of European educational discourse in the suggested typology.

Key words: educational discourse, typology, hierarchical typology, European educational discourse.

В.В. тихАЕВА

(Волгоград)

провайдеры дополнительного образования взрослых в германии

Как высокоорганизованные учреждения рассматриваются провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии, успешно функционирующие на всей территории страны и удовлетворяющие потребности населения по основным направлениям: общее, политическое и профессиональное образование.

Ключевые слова: провайдеры дополнительного образования взрослых, области и содержание дополнительного образования, представители учреждений дополнительного образования.

В настоящее время дополнительное образование взрослых является неотъемлемой частью жизни современных людей. Взрослый человек обращается к организациям, предлагающим дополнительные образовательные услуги

© Тихаева В.В., 2011

Таблица 1

представители народных институтов

Представители Количество %

Общины 390 39,9

Зарегистрированные общества 322 33

Районы 158 16,2

Объединения целевого назначения 72 7,4

ООО (и прочие частные организации) 21 2,1

Народные институты в городах-землях (Берлин, Гамбург, Бремен) 14 1,4

в различных областях знаний. Соответственно спрос на такой вид услуг породил предложения, в настоящий момент отличающиеся большим разнообразием во всем мире. Рассмотрим структуру и взаимосвязь таких учреждений в одной из самых высокоразвитых стран мира -Германии. Провайдеры дополнительного образования взрослых в Германии, т.е. организации, предоставляющие дополнительные образовательные услуги, постоянно развиваются, адаптируясь под меняющийся темп жизни. Эксперты Европы дают высокую оценку системе дополнительного образования взрослых в этой стране, считая ее провайдеров высокоорганизованными, продуктивно функционирующими и успешными [1, с. 3].

Структура образовательных учреждений дополнительного образования взрослых в Германии чрезвычайно разнообразна. Лицензированы и финансируются государством (Союзом и землями) свыше двух тысяч учреждений, среди которых около одной тысячи народных институтов ^оШз^^Ли1еп). Приблизительно столько же учреждений дополнительного образования для взрослых от предприятий, заводов, торгово-промышленных и ремесленных палат, церквей. Существуют также многочисленные коммерческие учреждения. Только в таких больших городах, как Гамбург, Берлин, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне и мюнхен, насчитывается от трехсот до шестисот подобных заведений. многообразие форм и предложений заставляет задуматься о критериях разделения провайдеров дополнительного образования взрослых. Это помогло бы системно проанализировать современную ситуацию в сфере дополнительных образовательных услуг. Чтобы понять, к какому провайдеру следует обратиться, необходимо знать об этих учреждениях следующее:

- ответственны они только за курсы по повышению квалификации или занимаются ими параллельно с основной образовательной деятельностью;

- доступны их предложения по образованию всем заинтересованным лицам или только ограниченному кругу людей;

- являются они частью общественных организаций (таких, как церкви, профсоюзы, союзы предпринимателей) или не связаны с ними;

- имеют частный, публично-правовой или государственный статус;

- предоставляют дополнительное образование по всем областям знаний или сосредоточивают образовательные услуги на предложениях по образованию с определенным предметным содержанием;

- реализуют общественные интересы (народные институты), отдельные общественные интересы (церковные образовательные центры) или интересы организатора (предприятия).

Изучив и проанализировав отчеты и статистические данные различных ведомств в сфере образования Германии, мы пришли к заключению, что именно описанные ниже учреждения дополнительного образования взрослых в области общего, профессионального и политического образования являются важнейшими провайдерами дополнительного образования.

Народные институты (die Volkshoch-schulen) - одни из первых учреждений, предложивших получить образование в различных областях. В 2010 г., согласно «Статистике народных институтов» Немецкого института по образованию взрослых (Deutsche Institut fur Er-wachsenenbildung), в Германии функционировало 940 народных институтов. Они распространены на территории всей страны и решают муниципальные и региональные задачи по дополнительному образованию.

Предложения народных институтов по образованию охватывают полный спектр содержания дополнительного образования: языки (Sprachen), здоровье (Gesundheit), культура -личность (Kultur - Gestalten), работа - профес-

Таблица 2

объемы деятельности церквей в области образования взрослых, тыс.

Наименование Евангелическое объединение Католическое объединение Церкви в общем Народные институты

Мероприятия 131 197 328 648

Учебные часы 1,319 5,889 7,208 15,444

Количество участников 3,070 5,355 8,425 9,463

сия (Arbeit - Beruf), политика - общество -окружающая среда (Politik - Gesellschaft -Umwelt), начальное образование - окончание школы (Grundbildung - Schulabschlufie). В процентном соотношении эти области имеют 30, 29, 17, 14, 8 и 2% соответственно. Народные институты представлены общинами и объединениями общин в различных правовых формах (см. табл. 1). Это касается и финансового обеспечения. Бюджет народных институтов складывается из субсидий общин, районов, Земли, федеральной сферы, а также из собственных доходов данных учреждений [2, с. 54].

Как показывает анализ литературы, количество коммерческих учреждений (die kommerziel-len EB-Einrichtungen) и их предложения по образованию значительно увеличились с 1980-х гг. особенно отчетливо наблюдался их подъем в новых землях. Коммерческие учреждения предлагают населению услуги по обучению иностранным языкам, в областях коммерческой, промышленно-технической, здоровья. Ведущими организациями являются Немецкая Академия служащих (DAA Akademie GmbH), Фольксваген-консультирование (Volkswagen Coaching GmbH), Учреждение профессионального повышения квалификации Немецкого объединения профсоюзов (Berufsfortbildung-swerk Bildungseinrichtung DGB GmbH), Академия Декра (Dekra Akademie GmbH), Холдинг по трудоустройству в Гейдельберге (SRH Learnlife AG) с ежегодным оборотом средств в 150 млн, 145 млн, 110 млн, 110 млн и 97 млн евро соответственно.

Значение производственных учреждений (die betrieblichen EB-Einrichtungen) возросло в 1980-х гг. благодаря изменениям в области техники и организации труда. Многочисленные предприятия-гиганты металлической и химической отраслей создали собственные учебные центры и проводят обучение как своих работников, так и всех заинтересованных лиц, которым необходимо получить квалификацию в той или иной сфере. Согласно исследованию Института немецкой экономики (Institut der Deutschen

Wirtschaft), в области производственного повышения квалификации доминируют промышленные и естественнонаучнотехнические темы (36%), коммерческие направления (30%), электронная обработка данных (19%) и пересекающиеся с ней предметы (15%) [5, с. 148].

Согласно закону об общих принципах организации высшей школы, высшие учебные заведения (die Hochschul-en) обязаны обеспечивать дополнительное образование и проводить курсы по повышению квалификации. Около тридцати высших учебных и профессиональных заведений имеют собственные центры с различными структурами, задачами и предметным содержанием. Следует отметить характерную современную тенденцию - сотрудничество вузов с предприятиями и другими заведениями. Многие вузы предлагают курсы совместно с учреждениями по повышению квалификации, профсоюзами и производственными предприятиями. Содержательный спектр курсов соответствует различным предметам и специализациям, которые преподаются в вузах.

Конфессиональные учреждения (die kon-fessionellen EB-Einrichtungen) представлены католической и евангелистской церквами и ссылаются на идеи социально-либерального движения по образованию XX в. Обе церкви имеют сеть семейных центров, академий, школ-интернатов, сельских школ и других образовательных центров на всей территории страны. Сюда также относятся НЕООВ (Немецкое евангелическое объединение по образованию взрослых - Deutsche Evangelische Arbeitsgemeinschaft fur Erwachsenenbildung) и КФООВ (Католическое федеративное объединение по образованию взрослых -Katholische Bundesarbeitsgemeinschaft fur Erwachsenenbildung), оказывающие образовательные услуги на федеративном уровне. Они проводят многочисленные образовательные мероприятия в общинах. Чтобы оценить степень вовлеченности населения в евангеличе-

Таблица 3

Провайдеры дополнительного образования (2006 г.)

Провайдеры общего и политического образования Объемы, % Провайдеры профессионального образования Объемы, %

Народные институты 27 Работодатели/ предприятия 38

Частные институты 17 Палаты 14

Вузы 8 Частные институты 13

Объединения (непрофессиональные) 7 Вузы 4

Работодатели / предприятия 6 Профессиональные объединения 3

Благотворительные фонды 5 Научные общества 3

Церковные учреждения 4 Союзы работодателей 3

Научные общества 3 Техникумы 3

Партии 2 Народные институты 2

Профессиональные объединения 1 Профсоюзы 2

Профсоюзы 1 Профессиональные артели 1

Прочие (союзы работодателей, заочные институты, палаты, профессиональные артели) 19 Прочие (партии, благотворительные фонды, заочные институты, палаты) 14

ское и католическое образование взрослых в Германии, можно сравнить ее с предложениями по образование народных институтов [3, с. 318].

Деятельность профсоюзных учреждений (die gewerkschaftlichen EB-Einrichtungen) основывается на традициях образования рабочих. Две головные организации профсоюзов (Немецкий союз профсоюзов - НСП (der Deutsche Gewerkschaftsbund) и Немецкий профсоюз служащих - НПС (die Deutsche Angestellten Gewerkschaft)) поддерживают самые большие учреждения профессионального дополнительного образования в Германии. НПС основал в 1959 г. собственное предприятие «Немецкая академия служащих» (Deutsche Angestellten-Akademie e.V.). На сегодняшний день НПС имеет 50 филиалов и институтов по всей стране. НСП начал свою деятельность в 1953 г., и в настоящее время во всех землях функционирует 200 его учебных центров и 30 представительств. Оба объединения профсоюзов также проводят в учебных центрах обучение членов производственных советов и доверенных лиц, согласно уставу предприятия, и политические семинары для членов профсоюзов.

Палаты (die Kammern) - такие, как торгово-промышленные (Industrie- und Han-delskammern) и ремесленные (Handwerks-kammern) - предлагают большое разнообразие курсов, которые способствуют повышению квалификации по имеющейся специали-

зации или предоставляют возможность обучиться новой востребованной профессии. Первая группа имеет около 600 центров, вторая группа предоставляет образовательные услуги в 520 профессионально-образовательных и технологических центрах по всей Г ермании. Торгово-промышленные палаты занимаются повышением квалификации в коммерческой сфере (57%), организацией семинаров в фирмах (22%), коммерческим образованием с целью продвижения по службе (9%), повышением квалификации в промышленнотехнической сфере (8%), промышленнотехническим образованием с целью продвижения по службе (4%). Предложения по образованию ремесленных палат представлены учебными курсами, из которых самыми востребованными являются технические (42%). За ними следуют курсы мастеров (22%), производственно-экономические (11%), технические со сдачей экзамена в палате (7%), производственно-экономические со сдачей экзамена в палате (5%) и прочие (13%) курсы [5, с. 141].

На рынке дополнительных образовательных услуг функционируют такие провайдеры дополнительного образования, как благотворительные фонды, учреждения партийных организаций, заочные институты и др. значение провайдеров в области общего, политического и профессионального дополнительного образования и их занятость отражены в табл. 3 [4, с. 231].

Первое место в области общего и политического дополнительного образования по праву принадлежит народным институтам, которые завоевали доверие и авторитет у населения благодаря образовательным традициям, определяющим качество услуг и большой выбор предложений по образованию.

По словам немецкого ученого-исследо-вателя Г. Кувана, который готовит отчеты для Федерального Министерства по образованию и исследованию, «сфера дополнительного образования взрослых является, согласно числу участников, самым большим образовательным сектором» [3, с. 15]. За последние два десятилетия значительно увеличилось число участников в дополнительном образовании и предложений по образованию. Подтверждения этому можно найти в статистических отчетах народных институтов, торгово-промышленных палат и документах других провайдеров дополнительного образования. заметно повысилась значимость дополнительного образования. Почти любая общественная проблема становится темой для изучения на курсах по дополнительному образованию. Вопросы техники, экологии, безработицы, совместного сосуществования поколений, полов, культур, насилия в мире и т.д. рассматриваются в дополнительном образовании. Долгое время развитие системы дополнительного образования шло по двум путям: производственное повышение квалификации (профессиональное образование) и дополнительное образование взрослых (общее и политическое образование). Однако эта ситуация меняется. Стремясь привлечь больше людей в дополнительное образование, провайдеры профессионального образования начинают предлагать курсы по общим и политическим темам. Организации общего и политического образования в свою очередь стараются обеспечить выбор предложений по профессиональному повышению квалификации. Учреждения дифференцируются, и границы между провайдерами, ориентированными лишь на одну область образования, сливаются.

литература

1. Arnold R., Weber H. Weiterbildung und Organisation. Zwischen Organisationslernen und lernen-den Organisationen. Berlin, 2005.

2. Faulstich P., Zeuner Ch. Erwachsenenbildung. Eine handlungsorientierte Einfuhrung in Theorie, Dida-ktik und Adressaten. Munchen, 2006.

3. Kuwan H., Thebis F. Berichtssystem Weiterbildung IX. Zur Weiterbildungssituation in Deutschland. Bonn, 2005.

4. Nuissl E., Pehl K. Portrat Weiterbildung Deutschland. 4. aktualisierte Auflage. Bielefeld, 2009.

5. Wittpoth J. Einfuhrung in die Erwachsenenbildung. 2. Auflage. Ulm, 2006.

Providers of additional education of adults in Germany

As highly organized institutions, there are regarded the providers of additional education of adults in Germany, which successfully function in the country and cover the requirements of the population in main directions: general, political and professional education.

Key words:providers of additional education of adults, spheres and content of additional education, representatives of additional education institutions.

и.В. высоцкая

(Волгоград)

зарождение науки об образовании пожилых людей в германии

В качестве одной из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых анализируется необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения.

Ключевые слова: образование пожилых людей, дополнительное образование, исследования, термины, геронтология, реформа, организация, мотивация, учреждения, теоретический и практический материал.

В современных условиях общественного развития образование пожилых людей является актуальной проблемой для многих индустриально развитых стран мира. Исследуя дополнительное образование пожилых людей, ученые выделяют их возрастные категории (Г. Бёме, 1998); рассматривают постпрофес-сиональный период жизни пожилых людей, а точнее, их занятость в это время (Р. Brбscher.

© Высоцкая И.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.