FEATURES OF USING THE INTERNET FOR IMPLEMENTATION OF FOREIGN LANGUAGE INFORMATIONAL AND COMMUNICATION INTERACTION
© 2012
E.V. Smirnova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory and Technique
of Teaching of Foreign Languages and Cultures»
Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
Annotation: Our society is becoming an information society in which Information and Communication Technology (ICT) plays an ever-increasing role. It is self-evident that educational institutions cannot ignore these developments. In the information society, there is a need for new skills and a basic understanding of the ICT means. To achieve this, it is imperative that learning to work with computers and understanding new ICT means is assimilated into the curriculum and into teaching methods. Universities have to prepare their students for the information society and they will have to make effective use of ICT means to provide better education. It is impossible to ignore the Internet as an invaluable source of information, which can be very useful in educating young people. The Internet should be seen as a very useful complement to conventional teaching.
Keywords: the Internet; information and communication technology (ICT); teaching methods; provide better education; source of information; ICT illiteracy; authentic materials; multilingual communities; traditional mould.
УДК 159.9(092)
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНЫХ
ВЗГЛЯДАХ Г. С. КОСТЮКА
© 2013
Н.А. Харченко, соискатель лабоатории истории психологии института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассматриваются основные векторы психологических взглядов Г. Костюка. Характеризуется и обосновывается научная позиция ученого относительно факторов влияния на психологическое развитие личности. Осуществляется ретроспективный анализ строения взглядов Г. Костюка касательно расматриваемой проблемы.
Ключевые слова: развитие личности, психологические взгляды, Григорий Костюк.
Реформирование системы образования в условиях научных переобразований предусматривает коренные инновационные изменения во всех сферах образовательной среды. Особый акцент ученые делают на проблеме развития личности, определении основных факторов влияния на указанный процесс. В связи с этим, лич-ностно-ориентированный подход приобретает важный колорит в отрасли не только педагогического, но и психологического образования, ведь эти науки несомненно имеют общие точки соприкосновения и интегрируются во многих звеньях.
Личностно-ориентированный подход в психологической науке предусматривает опредиление и характеристику основных путей развития и выявления факторов влияния на индивида, что позволит более основательно анализировать его психические состояния и с помощью этого корректировать недостатки в учебно-воспитательной деятельности. Поэтому важно рассмотреть взгляды ученых на систему развития личности и на основе этого сформулировать основные положения, на которых необходимо акцентировать внимание психологической науки современности.
Вопросу характеристики и обоснованию положений факторов развития личности уделяли значительное внимание ведущие ученые-психологи. В частности, весьма содержательный анализ данного процесса прослеживается в работах Г. Костюка, С. Максименка, Ж. Пиаже, И. Зимней, К. Платонова, А. Петровского, Э. Эриксона и др. Так, в своих последованиях в области психологической науки С. Максименко совершенствует теоретические положения развития личности, предложенные Г. Костюком. «Личность, - в понимании С. Максименка, - это форма существования психики человека, которая представляет собой целостность, способную к саморазвитию, самоопределению, сознательной предметной деятельности и саморегуляции и имеет свой уникальный и неповторимый внутренний мир» [1, с. 25]. А. Петровский предлагает концепцию персонализации личности, а К. Платонов считает «деятельность - единственным эффективным средством быть личностью» [2, с. 435].
В системе психологических взглядов на теорию раз-
вития личности особого внимания заслуживают взгляды Г. Костюка. Ученый в своих работах акцентирует внимание на закономерностях развития индивида, определяет движущие силы психического развития личности, характеризует присущие субъекту внутренние противоречия, влияющие на указанные выше процессы, и обосновывает свои положения относительно проблематики развития личности, вызывающие интерес и носящие значущее практическое научное содержание.
Цели статьи - на основе литературных и методико-психологических источников проанализировать систему взглядов на теорию развития личности Г. Костюка, указать на ведущие векторы мыслей ученого относительно этой проблемы, определить роль взглядов Г. Костюка на психическое развитие личности в структуре становления психологической науки современности.
В системе научных взглядов Г. Костюка прослеживается акцентирование внимания на три основные векторы в психологической науке: обоснование и усовершенствование теории развития личности, характеристика проблемных аспектов развития способностей индивида, а также анализ мышления в контексте умственного развития. Ученый решительно отклонял односторонние, упрощенные толкования, настаивал на необходимости учета многогранностей, разносторонностей, противо-речивостей изучаемых психологией, их «сложной диалектики».
Особое внимание Г. Костюк уделял тесной связи психологии с педагогической наукой и практикой обучения и воспитания. В его трудах раскрывается диалектическая взаимосвязь обучения и психического развития, уточняющих особенности.
Научные взгляды Г. Костюка на личность отмечаются большой четкостью, по сравнению с другими учеными, целостностью, экспериментальной выверенностью, теоретической завершенностью. Г. Костюк отмечает, что индивид становится общественным существом, личностью в зависимости от формирования сознания, системы психических свойств, внутренне определяющей его поведение, позволяет участвовать в общественной жизни, создании общественно необходимых материальных и духовных ценностей. Вместе с тем, «объективная
социальная сущность личности всегда реализируется субъективными психическими средствами» [3, с. 78].
Г. Костюк подчеркивает, что социальную сущность личность проявляет, несмотря на место, которое она занимает в системе общественных отношений; это проявляется в взаимосвязи ее функций и роли, а также в том, насколько она осознает свое общественное положение, как к нему относится, какими психическими свойствами обладает. С другой стороны, психическую деятельность и соответствующие процессы личность реализует через систему нейрофизиологических механизмов, функционирование которых зависит от других систем организма и которые определяют динамику формирования, течения, становления этой деятельности и личностных свойств.
«Ребенок развивается, - писал Григорий Костюк, -как личность, врастая в общественную среду, культуру социуму, систему общественных отношений, а направляется этот процесс обучением и воспитанием в его различных формах» [4, с. 111].
Психическое развитие ребенка происходит в единстве с его физическим развитием. Оно характеризуется качественными и количественными изменениями. В процессе взаимодействия ребенка с окружающей природной и общественной средой и приобретения им опыта проявления ее первоначальных свойств. В зависимости от условий развиваются отдельные действия и психические процессы, которые она включает, что в свою очередь ведет к дальнейшему развитию деятельности в целом.
Социальные факторы действуют на психическое развитие личности через собственную деятельность ребенка, благодаря чему он усваивает социальный опыт, «врастает в жизнь общества», а внешние, интериндивидуальные отношения переходят во внутренние, интра-индивидуальные свойства личности. Этот процесс зависит от субъективных условий - отношений личности к этой деятельности, ее внутренней позиции, жизненного смысла. Поэтому одинаковые внешние обстоятельства могут по-разному влиять на развитие подрастающей личности.
Психическое развитие личности продолжается как в учебной, игровой, так и в трудовой, профессиональной деятельности. С возрастом значение и соотношение этих видов деятельности меняется: постепенно на первый план, наряду с усвоением, выходит создание общественных ценностей. Отсюда понятно, что психическое развитие личности охватывает весь жизненный путь человека, он осуществляется при непрерывном обучении и воспитании на собственном опыте и опыте других, хотя ведущую роль играет и личная деятельность, направленная на приумножение материальных и духовных ценностей. В этом процессе осуществляется не только воспроизведение, повторение видовых личностных свойств человека, но и их дальнейшее развитие.
По мнению Г. Костюка, психическое развитие личности, хотя и руководствуется снаружи, все же направляется обществом и осуществляется как процесс, саморазвивающейся в динамике внутри необходимого движения, «самодвижения», проходя путь от низкого к более высокому уровню совершенства. Он подчеркивал, что во время рассмотрения диалектики внешнего и внутреннего в развитии личности нужно преодолевать механистическое понимание детерминизма (причинения) и спонтанности. Ключевым в его взглядах на этот процесс является убеждение, что «источником самодвижения личности становятся внутренние противоречия, которые возникающие в его жизни» [5, с. 115].
Выше обозначенное, позволяет акцентировать внимание на внутренних противоречиях как на движущих силах развития психики. Одним из основных противоречий, закономерно проявляющимся во всех возрастных степенях, является различие между новыми потребностями, целями, стремлениями личности, развивающимся
и достигнутым ею уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Внутренние противоречия имеют место в становлении новых потребностей и других мотивов деятельности личности. Становление их не обходится без борьбы старого и нового, без выработки способности подчинять ближние, непосредственные мотивы более отдаленным, опосредованным мотивам деятельности [6, с. 46-47].
Ведущая роль в психическом развитии ребенка принадлежит обучению. Оно играет ведущую роль в психическом развитии детей и молодежи. От обучения, его содержания, форм и методов зависят темпы перехода индивида от низших к высшим степеням умственного развития. В нашем обществе переходы от низших к высшим степеням онтогенеза ускоряются в связи с тем, что на каждом его этапе дети усваивают гораздо больший, чем прежде, объем сложной по своему научному содержанию информации. Обучение не только использует имеющиеся у учащихся возможности, но и развивает их. Однако, ведущая роль обучения зависит от того, что учащиеся усваивают. Отсюда вытекает важность задачи усиливать вклад обучения развития психики учащихся на всех этапах, совершенствовать для этого содержание их учебной деятельности и методы управления ею [6, с. 42].
Одним из центральных в принципе развития, по мнению Григория Костюка, является диалектическое положение о движущих силах, согласно которому «личность развивается в связи с внутренними противоречиями», обусловленными ее отношением к окружающей среде, реальными успехами и неудачами, нарушением равновесия между индивидом и обществом [3, с. 123]. К тому же противоречия как движущие силы развития личности касаются как отдельных ее сторон, так и всего психической жизни в целом. Причем в истории индивидуального становления человека одни тенденции отживают, другие появляются, укрепляются. Это движение продолжается в диалектической взаимосвязи старого и нового, прогресса и регресса. Итак, новое рождается в старом, сохраняя в себе многое из него, и одновременно обязательно содержит новые черты и возможности [3, с. 126].
Итак, принцип развития предполагает, что личность формируется как целостное структурное образование, в котором отдельные психические функции и свойства взаимосвязаны, зависят друг от друга. Ее невозможно понять как целое внецелостного анализа ее отдельных сторон, функций и одновременно вне связи последних с целым и между собой в процессе синтеза, т.е. в единстве анализа-синтезирования. Все это свидетельствует о том, что «личность ребенка развивается как система систем, структура структур» [3, с. 154], многосодержательная целостность, проявляемая и во временном измерении бытия. Так, «предыдущие степени личности внутренне связаны со последующими. Каждая степень - это состояние ее процессов и свойств, их определенная структура, а развитие - переход из одного состояния в другое. Это преобразование состояний живой системы, в которой то, что было, не исчезает бесследно, а сохраняется в какой-то мере и действовать в настоящее. То, чего достигли ранее, не только входит в состав вновь создаваемой структуры, но и испытывает в ней те или иные изменения. При этом одни достижения действуют в течение всего онтогенеза, а другие отживают» [3, с. 121-122].
Важной для понимания личности, по мнению Г. Костюка, является проблема соотношения общего, типичного и индивидуального в личности. Ведь личность не сводится только к индивидуальным ее особенностям, и понять индивидуальное, единичное можно только в его связи с общим. Общее проявляется всегда в особом и индивидуальном.
Формирование и развитие личности во многом зависит от воспитательного и обучающего воздействия, которому подлежит субъект учебной деятельности. Исследование Григория Силовича позволили ему сфор-
63
мулировать целостную концепцию развития и становления личности на разных этапах онтогенеза. В своих трудах он убедительно доказал, что развитие личности является результатом диалектического взаимодействия среды, наследственности и активной деятельности человека. Личность - это сложное образование, целостная «структура структур» психических особенностей, включающих целый ряд компонентов в их взаимосвязях: индивидуальное своеобразие мотивов, целей, умственных и других качеств, направленность на осознание общественных ценностей, самовоспитания, самореализации.
В исследованиях Г. Костюка много внимания уделено изучению мышления детей дошкольного возраста, в частности, выяснению условий при которых у них возникает первое осознание качественных отношений между предметами, а также, как осуществляется переход от восприятия групп предметов в понятие об их числе. Проведенные под его руководством исследования дали основание сделать вывод, что понятие числа возникает у ребенка в результате познания им количественных отношений между предметами. Ребенок абстрагирует число от этих предметов и этот процесс является для него активным. Абстрагирование предполагает выработку в условиях речевого общения со взрослым новых способов действий (сначала практических, а после умственных) с объектами. Эти действия заключаются в выделении объектов как единиц по некоторой совокупности, объединении в группы отдельных единиц, отнесение их к классам множеств, расположении последних в возрастающем порядке. Этим объясняется то, что с самого начала в понятии числа имеется неразрывное единство анализа и синтеза. Итак, понятие числа по способу происхождения - продукт анализирующих и синтезирующих, абстрагирующих и обобщающих действий ребенка с объектами, а по своему содержанию - знание их количественных отношений. Г. Костюк утверждал, что «выработка у детей первых понятий о количестве происходит с помощью тех же операций, и других понятий, только здесь они приобретают свои особенности, обусловленных своеобразием отношений объектов, познаваемых детьми» [4, с. 307].
Процесс развития личности безразрывно связан с характером ее деятельности. В деятельности ребенка зарождается и развивается способность превращать объекты в образах, создавать представление о таких предметах и явлениях, им непосредственно не воспринимается. Процессы мышления, что сначала непосредственно «вплетаются» в практические действия ребенка, потом выделяются в особые мыслительные или умственные действия с объектами. Они позволяют ребенку получать знания о таких свойствах и отношениях вещей, которые нельзя непосредственно воспринять или представить. Происходят переходы от живого созерцания к мышлению, от наглядно-действенного к образно-языковому, а далее - к понятийному мышлению, сначала конкретному, затем абстрактному. Благодаря этому, отмечает Г. Костюк, испытывает структурные изменения учебная деятельность личности, направленная на усвоение знаний, умений и навыков.
В связи с развитием деятельности складываются и психические свойства личности, т.е. их умственные, эмоциональные и волевые черты, способности и моральные качества. Формирование личности, по мнению Г. Костюка, как общественного существа, выражается в том, что на каждом этапе своего развития она занимает определенное место в доступной для нее системе общественных отношений, выполняет все сложные обязанности.
Ученый в своих исследования определяет ряд стадий, которые проходит развитие личности, характеризующихся определенным способом ее жизни, соответствующей ему структурой психической деятельности, определенным уровнем развития ее содержательной, моти-вационной и операционной сторон. Последовательная 64
смена этих стадий происходит с присущими ей законами, в основе которых лежат внутренне необходимые движения личности, от высших к более низким степеням ее жизни. Личность проходит эти стадии по-разному, в зависимости от общественных условий жизни. Каждая предыдущая стадия формирует основу для следующей стадии: ветхое состояние личности превращается в новое, причем эти стадии не имеют обратного характера.
Еще одним фактором, непосредственно влияющим на развитие личности, есть воспитание. Воспитание по своей сути, это руководство индивидуальным становлением человеческой личности, формирование ее черт и качеств, соответствующих требованиям общества, его идеалам. «Воспитывать - это проектировать постепенное становление качеств будущей личности и управлять осуществлением указанных проектов» [3, с. 380]. Процесс воспитания порождает противоречия между внешними и внутренними факторами, побуждающими к обоснованию условий, определяющих развитие личности.
Немало внимания в научно-психологических исле-дованиях Г. Костюк уделяет структуризации процесса развития личности. С точки зрения ученого, структура личности - это единство различных взаимосвязанных психических процессов и свойств. Она одновременно и динамичная, и стойкая, что позволяет ей «быть независимой от непосредственных воздействий окружения, не поддаваться соблазнам, проводить определенную линию поведения, изменять окружающую среду в соответствии со своими намереньями и планами, создавать обстоятельства собственного развития» [7, с. 82-83]. Поэтому личность - это еще и глубоко диалектическая система, которая саморегулируется, совершенствуется и которой присуще «противоречивое единство противоположных тенденций и процессов, таких, как интериориза-ция и экстериоризация, дифференциация и интеграция, тяга к общению, одиночество и отделение» [3, с. 81].
Считая проблему создания психологической структуры одной из основополагающих при построении целостной модели личности, Григорий Костюк подошел к ее решению путем тщательного научного анализа деятельности. Он объясняет это тем, что «психические свойства производятся в деятельности человека, по-разному, в зависимости от социальных условий, ее содержания и структуры, от отношения к ней самой личности» [3, с. 81]. Таким образом, внутренняя организация личности связана со структурой деятельности: «Свойства личности, образующиеся во время деятельности, - писал выдающийся психолог, - входят в структуру ее последующей деятельности, обретают различные изменения, дифференцируются, интегрируются и становятся компонентами более сложного целого, каким является структура личности: является устойчивой и вместе с тем динамичной системой психических свойств» [3, с. 81].
К основным составляющим структуры личности ученый относит следующие:
а) подсистему направленности: отношение личности к окружающему миру, за которым стоят его потребности и интересы, ценностные ориентации, цели и установки, моральные и другие чувства;
б) подсистему образованности: приобретенные личностные знания (последние определяют также форму существования сознания);
в) сознание и самосознание, благодаря которым человек становится личностью, осознающей окружающее бытие и саму себя, свои отношения, функции и обязанности;
г) умственные качества, т.е. внутренние возможности личности осуществлять выделение целей и задач жизнедеятельности;
д) динамические особенности поведения (темперамент), которые являющиеся наследственными по своему происхождению, но в той или иной степени подчиненных социально определенным чертам личности;
е) характер, как индивидуальное своеобразие психического склада личности, проявляемый в ее отношении к обществу, другим людям, труду, своим обязанностям, наконец к себе самой [8, с. 65-66].
Следовательно, в процессе развития человек становится сознательной личностью, то есть «системой психических свойств, внутренне обусловливает определенную устойчивость ее поведения, логику действий в гармонии с имеющимися у нее взглядами, нравственными убеждениями, характерологическими чертами и местом, которое она занимает в системе общественных отношений. Личность в отношении к обществу - «подсистема», но одновременно она сама является сложной целостной системой систем, которая внутренне взаимосвязана, ие-рархизирована» [3, с. 113].
Таким образом, развитие личности в трудах Г. Костюка порождает ее индивидуальное своеобразие. Возникают различия в функциональных особенностях нервной системы, в физических и психических свойствах личности, в ее потребностях, интересах, склонностях, способностях и характерологических чертах. Приобретая устойчивости, они влияют на его поведение, взаимоотношения в социуме.
Диалектическая связь обучения личности и ее психического развития, предложенная Г. Костюком, формирует целостную систему знаний и структуру утверждений молодых специалистов в области психологии относительно дальнейшей разработки и совершенствования этой проблематике и играет важную роль в непосредственном воздействии общества на личность в частности. Кроме того, уместно рассмотрение в дальнейшем других граней научных интересов Г. Костюка. Вчастности, перспективным направлением в дальнейших исследованиях
является проблема изучения взглядов ученого на природу возникновения и развитие способностей личности; отдельных аспектов жизни, ученого характеризующих формирование взглядов Г. Костюка в области развития психологической науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая психология: Учебник / А. Скрипченко, Л. Долинская, С. Огороднийчук и др. - М.: Просвещение, 2005. - 464 с.
2. Максименко С. Д., Максименко К. С., Папуча М. В. Психология личности: М.: Издательство ООО «КММ», 2007, - 296 с.
3. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л. М. Проколиенко; Ред. В. В. Андриевская, Г. А. Балл, А. Т. Губко, А. В. Проскура. - М.: Сов. школа, 1989. -608 с.
4. Костюк Г. С. Движущие силы развития и воспитания // Хрестоматия по педагогике. - М.: Педагогика, 1976. - С. 55-67.
5. Костюк Г. С. Способности и их развитие у детей // Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 307-373.
6. Вжова психолопя: навч. поабник: За заг. ред. Г. С. Костюка. - К.: Радянська школа, 1976. - 272 с.
7. Костюк Г. С. О развитии мышления у детей (возникновение понятия числа у детей) // Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М.: Просвещение, 1989 - С. 300-307.
8. Рыбалка В. Григорий Костюк: психологическая теория личности / В. Рыбалка // Психология и общество, 2002. - № 1. - С. 10-17.
EFFECTS ON PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE SCIENTIFIC VIEV OF G. S. KOSTIUK
> 2013
N.A. Kharchenko, the applicant laboratory History of Psychology Institute of Psychology
named G.S. Kostiuk NAPS of Ukraine
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical Universit, Uman (Ukrainian)
Anotation: The paper examines the main vectors of psychological views Kostiuk. Characterized and substantiated scientific scientist position regarding the factors of influence on the psychological development of the individual. Performed a retrospective analysis of the structure of views Kostiuk about a problem that is considered.
Keywords: personal development, psychological attitudes, Gregory Kostiuk.
УДК [39(07)+908](477.46)
СИСТЕМА ЭКСПЕДИЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПО УКРАИНОВЕДЕНИЮ В УМАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ПАВЛА ТЫЧИНИ
© 2013
О.О. Цыганок, старший преподаватель кафедры украинской литературы и украиноведения
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация. В статье рассматривается система экспедиционной работы студентов-филологов по украиноведе-нию в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины. Освещены основные этапы подготовки и проведения поисковой фольклорной работы. Отдельно акцентировано внимание на задачах, которые поставлены перед студентами, требованиях к оформлению документов и архивных материалов.
Ключевые слова: украиноведение, фольклор, экспедиционная деятельность, фольклорно-этнографическая практика.
Экспедиционная работа как составляющая фольклорной и этнографической практики имеет огромное значение для развития системы воспитания и обучения. При этом для организации работы такого типа используется опыт предыдущих поколений педагогов и фольклористов. Об использовании фольклорных материалов как средства воспитания в своё время писал К. Ушинский: «Есть только одна общая для всех врождённая склонность, на которую всегда может рассчитывать воспитатель - это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Родине, и эта любовь даёт воспитателю правильный ключ к сердцу человека и могучую опору для борьбы
с её негативными естественными, личностными, семейными и родовыми склонностями. Обращаясь к народности, воспитатель почти всегда найдёт ответ и восприятие в живом и сильном чувстве человека, которое действует сильнее, чем убеждение, воспринимаемое только умом, или привычки, привитой страхом наказания» [1, с. 80].
В течение веков украинский народ создал непревзойденные образцы устного и декоративно-прикладного искусства, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. В них отражено художественное мышление, философские принципы, народная педагогика, основы мировосприятия. Поэтому украиноведческая поисковая работа студентов-филологов в педагогическом универ-