УДК 378.03+37(09)(477)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ УМАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ПАВЛА ТЫЧИНЫ)
© 2013
Н.С. Побирченко, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент НАПН Украины, ректор, зав. кафедры социальной педагогики, социальной работы и истории педагогики
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье акцентировано внимание на том, что педагогическое краеведение предопределяет эффективность подготовки будущих учителей, способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю. Раскрыты направления деятельности научных лабораторий, центров, институтов; дана характеристика участию студентов в работе исследовательских подразделений и представлены материалы их поисково-краеведческой работы; проанализирована и представлена научная работа членов исследовательско-краеведческих ячеек университета. Выяснено, что краеведческий материал обогащает педагогическую теорию и формирует у молодежи стремление заниматься научно-исследовательской работой.
Ключевые слова: педагогическое краеведение, воспитательный аспект, высшие учебные заведения, научно-исследовательская деятельность.
Главная роль в процессе воспитания принадлежит целостному представлению о формировании личности студента как будущего учителя. Учитель всегда был воплощением наивысших духовных стремлений народа, а его личность определялась особенными духовно-моральными качествами: мудростью, справедливостью, добротой, умом. Именно поэтому ключевым становится изучение личности и осмысление историко-педагогиче-ского достояния с позиций максимальной объективности и непредубежденности, освещения закономерностей развития национального образования и педагогической мысли с помощью исследования малоизвестного, уникального материала. Этому, по нашему мнению, может эффективно способствовать региональный подход, основывающемуся на освещении закономерностей развития национального образования и педагогической мысли из малоизвестных, уникальных региональных материалов. Один из аспектов такого регионального подхода является педагогическим краеведением. Оно предопределяет эффективность подготовки будущих учителей к краеведческой работе в школе, приобщения их к научным исследованиям, содействует развитию творческого мышления, воспитывает патриотические чувства, активизирует гражданскую позицию, способствует формированию национального самосознания и ценностных ориентаций, развития потребности и готовности распространять и преумножать культурное достояние [1].
Среди регионов Украины главное место принадлежит Черкащине, где формировалась духовная сущность нации, закладывались основы национального образования, происходило становление педагогического мнения Украины. Поэтому, учитывая повышенную заинтересованность общественности региона, особенно работников образования, культуры, ученической и студенческой молодежи, к просветительскому достоянию края в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины уже много лет действует целостная система воспитания будущих специалистов средствами педагогического краеведения, подтвердившая свою эффективность. Мы ищем такие подходы, способы сосуществования, пути сохранения собственной идентичности, традиций, во всех сферах общественной жизни, а в образовательной - особенно, которые содействовали бы развитию национальной гуманитарной школы.
Формирование творческой, инициативной, национально-сознательной личности нуждается в наполнении всех составляющих учебно-воспитательного процесса, в частности в высшей педагогической школе, содержанием, отображающее настоящую историю, традиции, искусство, культуру, символику, природу родного края, всей Украины, и обеспечивало возможности постоянного духовного самоусовершенствования личности, формирования ее интеллектуального и культурного по-
тенциала, самоорганизации, самореализации, профессиональных компетентностей [3; 4]. Как именно это осуществляется в нашем университете?
В университете действуют 18 научно-исследовательских лабораторий, сотрудничающих с отраслевыми лабораториями научно-исследовательских институтов НАПН Украины и НАН Украины. В частности остановимся на деятельности тех научных подразделов, максимально использующих потенциал родного языка, эт-нопедагогики, этнопсихологии, народоведения, средств педагогического краеведения, с целью пробуждения национального самосознания молодого поколения, вооружения его крепкими знаниями.
Научно-исследовательская лаборатория «Этнология Черкасского края», созданная в 1998 году по инициативе академика Кузя Владимира Григорьевича, является одной из мощнейших ячеек деятельности просветительского культурничества в Черкасской области. Руководитель лаборатории - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой украинской литературы и украиноведения Сивачук Наталия Петровна. Тема научного исследования лаборатории - Становление личности учителя на основе региональных этнокультурных традиций. Сотрудники лаборатории вместе со студентами факультета украинской филологии занимаются поисково-экспедиционной работой в селах исторической Уманщины. В данное время обследовано большинство сел региона. Все фольклорные и этнографические материалы, собранные в селах исторической Уманщины, постоянно пополняют фонды лаборатории «Этнология Черкасского края». На протяжении последних лет был составлен научный архив лаборатории (20 000 карточек), которым пользуются научные работники, студенты, учителя, ученики.
Сотрудниками лаборатории и студентами собрана коллекция старинных рушников исторической Уманщины и значительное количество предметов старины. Также создано большую аудио- и видеотеку, оформлены материалы фольклорной и этнографической практик (460 папок), используемых докторантами, аспирантами, студентами, в научно-исследовательской работе. При лаборатории функционируют: студенческий научно-исследовательский центр имени Хрисанфа Ящуржинского, студенческое научное общество имени Игната Танцюры, действуют мастер-классы: «Театр Слова», «Театр Песни», «Украинская народная игрушка», «Украинская народная вышивка», «Народный танец», а также народные любительские коллективы «Гонта» и «София».
Итогом поисковой работы народоведа являются ежегодные отчетные научно-практические конференции, результаты которых обнародовались в научном сборнике студенческих работ «Ятрань» и сборнике научных трудов преподавателей «Гумань».
В 2004 г., в университете создан Восточноподольский научно-координационный центр. В Центре работают три научных секции - диалектологии, ономастики, истории языка и Студенческое научное общество имени А. Крымского. Ежегодные экспедиции преподавателей и студентов во время диалектологической практики дали возможность собрать записи говора восточноподольсь-кого ареала из 215 населенных пунктов. Ежегодно фонофонд центра пополняется новыми записями говора и в настоящий момент составляет около двух тысяч часов звучания.
Кроме того, что студентов-членов научного общества вовлекают в сбор диалектного и ономастического материала, ежегодно научные работники центра руководят написанием курсовых, дипломных, магистерских научных работ, о лингвистической ценности которых говорит уже сама тематика: «Особенности номинации родильного обряда в восточноподольском говоре», «Антропонимикон Уманского государственного педагогического университета», «Урбанимия города Умань», «Ойконимия западной Черкащины», «Подольский говор в художественной литературе» и т. п. Ключевой базой курсовых, бакалаврских, дипломных и магистерских работ являются тексты, записанные студентами, и составленные на их основе словарики говора, де-факто, фрагменты общего словаря.
Лексикографический труд преподавателей и студентов Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины находит одобрительные отзывы научных работников-диалектологов. На Всеукраинском конкурсе студенческих научных работ научная работа студентки Козий Оксаны на тему: «Номинация свадебного обряда Уманщины» заняла призовое место. Студентов, способных к научной работе, рекомендуют к поступлению в аспирантуру.
Записи вещания от носителей говора не просто помогают создать обобщенную картину подольского диалекта, а учат студентов «видеть ценное в привычном факте, беречь настоящие сокровища родного языка», а следовательно, обеспечат «непрерывность говора подолян во времени, станут посланием современного поколения в вечность - поколениям грядущим».
В 2003 г., по случаю 50-й годовщины создания Черкасской области в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины была создана научно-исследовательская лаборатория «Педагогическое краеведение Черкащины».
В научно-исследовательской лаборатории работают преподаватели и студенты всех структурных подразделений университета. Наряду с профессиональной подготовкой будущие учителя получают углубленную краеведческую подготовку, усваивают необходимый объем знаний регионального педагогического краеведения, приобретают методические умения и навыки проведения научно-поисковой и краеведческой работы в школе.
Проведение исследований в лаборатории осуществляется по таким направлениям: образование на Черкащине; педагогическая мысль Черкащины; научное наследие ученых Черкасского края.
С целью комплексного подхода к процессу воспитания студенческой молодежи, развития фундаментальных и прикладных исследований, проблем педагогического краеведения, разработки теоретико-методологических принципов дисциплин, привлечения одаренной молодежи к активной научно-исследовательской работе постановлением Академии педагогических наук от 20 апреля 2006 г., и приказом Министерства образования и науки Украины от 8 ноября 2006 г., в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины создан Научно-исследовательский центр педагогического краеведения двойного подчинения НАПН и МОП Украины, в структуру которого вошла лаборатория «Педагогическое краеведение Черкащины». В
структуре Центра также работают три научных секции
- истории регионального образования, секция персонифицированной педагогики и секция устного историко-педагогического источниковедения, а также студенческое научное общество имени Александра Антоновича Захаренка. Центр педагогического краеведения имеет свои отделения в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко, Херсонском государственном университете и в Переяслав-Хмельницком государственном педагогическом университете имени Григория Сковороды.
За годы своего существования Центр достиг значительных научных достижений. В результате разработки указанной тематики проанализирована система образовательных заведений региона, разработана периодизация развития образования и типология образовательных заведений Черкасского края. На базе научно-исследовательского Центра выполнены такие научные проекты на заказ Министерства образования и науки Украины: «Педагогическое краеведение Черкащины в подготовке будущих учителей», «Интегративная технология использования педагогического краеведения в дисциплинах гуманитарного цикла как составляющая подготовки будущего учителя», «Становление и развитие педагогического краеведения в Украине» (II пол. Х1Х - нач. ХХ в.). Во время выполнения названных проектов разработана программа нового спецкурса «Педагогическое краеведение», отвечающее требованиям кредитно-мо-дульной системы; издан учебник с аналогичным названием, рекомендованный Министерство образования и науки Украины для использования в высших учебных заведениях; разработано и апробировано интегративную технологию использования педагогического краеведения в дисциплинах гуманитарного цикла в процессе подготовки будущих учителей; подготовлено учебно-методическое пособие по использованию педагогического краеведения в подготовке будущих учителей.
Секция регионального образования, в которую активно вовлекается студенческая молодежь, учителя, общественность проводит широкомасштабную экспедиционную работу, так называемые, полевые краеведческие исследования. Это такие интересные проекты, как «Школа и судьбы» [11], «Школы Черкащины в измерении времени» [1]. Эти проекты предусматривают сбор материалов об истории родной школы. Во-первых, эти проекты интересны тем, что объединяют студентов одного села, обучающихся в Уманском педуниверситете, во-вторых, общий поиск объединяет учителей, студентов, преподавателей, общественность села.
Особенно эта работа важна для студентов. Вот что записала студентка 3-го курса в дневнике своих полевых исследований: «Всматриваешься в фотографии, слушаешь воспоминания ветеранов, рассказы односельчан,
- и оживают перед глазами давние надежды. Особенно интересно слушать, когда в деталях рассказывают о школьных буднях: как жили, как учились (временами на десять - по одной книге для чтения); как хворост на плечах носили, чтобы в классе печку затопить; как экзамены сдавали; как в поле работали».
Как особенный праздник в жизни села происходит презентация книги о своей школе. В школе собирается почти все село, приезжают выпускники разных лет, которые уже десятки лет не были в селе, старенькие учителя-пенсионеры и начинается проницательный, волнующий разговор о родной школе, о своем селе. Здесь чествуют авторов, исследователей-студентов, выпускники школы дарят хлеб-соль и благодарят за бесценное сокровище, собранное работниками центра. Думаем, что такая поисковая работа несет в себе целый спектр разных влияний на будущего учителя и воспитание в нем профессионального мастерства.
На всю жизнь запомнится студентам 4-го курса факультета начального образования тот факт, ког-
да они во время полевых исследований в контексте проекта «Школы Черкащины в измерении времени» в селе Кузьмина Гребля Христиновского района Черкасской обл. в старом доме местного жителя Алексея Слободяника на дубовом сволоке нашли выжженную надпись о том, что в этом помещении была школа, а учил крестьянских детей священник, отец Бадилий Збанацкий. И указан год - 1840 [1].
Трехлетние поиски студентов, преподавателей, сотрудников Центра, дали возможность собрать уникальный материал в архивах, воспоминаниях, школьных, районных, областных музеях, и осуществить уникальное издание «Школы Черкащины в измерении времени» [1].
Не менее интересными являются исследования, проводимые секцией персонифицированной педагогики. Так, в ходе выполнения проекта «Репрессированные педагоги», студенты, сотрудники центра, собрали и выдали именной указатель «Репрессированные педагоги Черкащины» [8].
Дальше продлилась поисковая работа, в ходе полевых исследований которой активно используется метод устной истории. Здесь были сосредоточены поисковые усилия на устных воспоминаниях очевидцев или членах семей репрессированных.
Уже собранно около сотни материалов, свидетельствующих о страшных массовых репрессиях среди педагогов Уманского региона. Приведем примеры полевых исследований студентов 3 курса факультета социальной педагогики и практической психологии: «Учительница Анна Алексеевна Момот (пгт. Теплык Винницкой области) сфотографировалась с третьеклассниками. Местное руководство придиралось: почему на детях нет пионерских галстуков, на стене портрета Сталина, а дети высших чинов района сидят на полу? Учительницу и ее мужа расстреляли, тела, пересыпанные известкой, зарыли в городском парке».
Еще один рассказ записан со слов Калашниковой Светланы Ивановны, 1942 г., рождения, коренной жительницы города Городище, которая в конце 60-х годов ХХ ст. пела в хоре под руководством Топорика Николая Пантелеймоновича, - уроженца села Шевченково Звенигородского района Черкасской области. Он преподавал в местной школе искусств музыку, пение и рисование. Выучил наизусть стихотворение «Ще не вмерла Украина», об этом донесли, за что в 1937 г., был репрессирован и выслан на Соловки за антисоветскую пропаганду.
Пополнилось наше исследование сведениями из Кировоградщины. Во все времена учитель был заметной фигурой на селе. Не был исключением в этом плане и Роман Романович Гогульский. На фото учителя и ученики Вийтивской семилетней школы. Это фото из архива Крахмальной Веры, которая, будучи сама еще ребенком, нянчила его детей. Оно чудом уцелело, потому что когда Романа Романовича объявили врагом народа, то его из фотографии нужно было вырезать, о чем и свидетельствуют оставшиеся «шрамы».
Содержание поисковой экспедиционной работы ценно тем, что студенты в рамках полевых исследований общаются со свидетелями тех ужасных лет, чтобы выяснить что же в действительности стало причиной ареста, ведь часто в документах встречаем ложные данные. Каждый из поисковиков чувствует причастность к делу возобновления исторической справедливости, объективного освещения трагических событий в истории Украины, возвращения незаслуженно забытых имен педагогов.
Конечно, начатая поисковая работа требует немало времени для работы в архивах, общения со свидетелями тех страшных событий, чтобы по частицам, по строках собрать все сведения о добром имени каждого учителя или преподавателя, погибших или пострадавших в условиях тоталитарного режима. Чрезвычайно большим
позитивом является привлечение к поисковой работе студенчества. Ежегодно, определяя тематику курсовых, бакалаврских, дипломных или магистерских работ студентов, мы включаем темы краеведческого характера. Сегодня разрабатываем еще несколько новых научных проектов: «Педагогические страницы устной истории Уманщины», где будет отображено образование на Уманщине в годы Второй мировой войны и ликвидация неграмотности на Черкащине (20-30-ые г. ХХ ст.).
Таким образом, педагогическое краеведение предопределяет эффективность подготовки будущих учителей, способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, воссоединяет человека с тем местом, где он родился, вырос и работает. Изучение этого материала обогащает педагогическую теорию, формирует у молодежи стремления заниматься научно-исследовательской работой, вырабатывает способность к интеграции с педагогической культурой своего края, уважение к учительскому труду, осознанию своего места и обязанности, как наследника больших традиций, основанных выдающимися предшественниками.
В дальнейшем мы планируем обосновать результативность деятельность научных лабораторий иного содержательного направления Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Войтова Л. В. Термины «краеведение» и «школьное краеведение»: понятийный аспект / Л. В. Войтова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 72-74.
2. Войтова Л. В. Фещенко О. В. Побiрченко Н. С. Школи Черкащини у вимiрi часу. - Умань : СПД Жовтий, 2009. - 27 с.
3. 1нтегративна технолопя використання педагопчного краезнавства у дисциплшах гуманитарного циклу: навчально-методичний поабник // Заг. ред. Н. С. Побiрченко Умань: ПП Жовтий О. О., 2010. - 245 с.
4. Берберян А. С. Гуманистические технологии формирования механизма самоорганизациии самореализации в системе высшего образования / А. С. Берберян // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 46-50.
5. Будяк Л. В. Компетентностный подход в высшем образовании / Л. В. Будяк // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 31-35.
6. Класифжа^ освгтшх заклащв Черкащини / Упор.: Л. В. Войтова, Н. С. Побiрченко, О. В. Фещенко. -Умань, 2008.
7. Педагопчне краезнавство: Шдручник / За заг. ред. Н. С. Побiрченко. - Умань: ПП Жовтий, 2012. - 130 с.
8. Репресоваш освгтяни Черкащини. 1менний по-кажчик / Уклад. В.М. Полехша. - Умань: РВЦ «Софiя», 2008. - 104 с.
9. Розвиток педагопчного краезнавства у вищих на-вчальних закладах Украши (II половина ХХ столитя) : монографiя / за заг.ред. Н. С. Побiрченко . - Умань : Пп Жовтий О. О., 2012. - 155 с.
10. Хрестомат педагопчного краезнавства : на-вчальний поабник / за заг.ред. Побiрченко Н. С. -Умань : РВЦ «Софiя», 2012. - 657 с.
11. Школа i долi / Уклад. Л. М. Неструпна, В. М. Полехша / За заг. ред. Н. С. Побiрченко. - Умань: ПП Жовтий О.О., 2010. - 246 с.
EDUCATIONAL ASPECT OF PEDAGOGICAL REGIONAL STUDIES AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF PAVLO TYCHYNA UMAN STATE
PEDAGOGICAL UNIVERSITY)
© 2013
N.S. Pobirchenko, doctor of pedagogical sciences, professor, correspondent member of the national academy of the pedagogical sciences of Ukraine
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: it was found that pedagogical regional studies predetermine the effectiveness of future teachers training, and promote education of patriotism, love for native homeland. Activity directions of research laboratories, centers and institutes were revealed; students' participation in the research divisions' work was characterized and the materials of their research and regional studies work were presented; research works of the university scientific subdivisions' members were analyzed. It was found that regional studies material enriches the educational theory and involve young people in research work.
Keywords: pedagogical regional studies, educational aspect, higher educational institution, scientific research activity.
УДК 371.134
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2013
Н.В. Савченко, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье раскрыто сущность понятия «имидж». Осуществлен анализ основных понятий данной проблемы и обоснована целесообразность имиджа будущего учителя. Подчеркивается роль этого феномена в профессиональном становлении будущего учителя начальной школы.
Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, будущий учитель, личность.
Последнее время психолого-педагогическая наука, инновационная педагогика постоянно уделяют внимание вопросам самообразования, самоопределения, самосовершенствования и самодеятельности личности, полагаясь все больше на стремление человека создать себя через свою профессию, через построение жизненной стратегии и планирование профессиональной деятельности. Такое стремление должно выступить основной задачей профессионального образования будущих учителей начальной школы. Привлечение студентов к созданию в воображении образа будущей профессии (результата профессиональной подготовки) может стать побудительной силой, превратиться в целенаправленное формирование имиджа, произвести эмоционально-психологическое воздействие на личность, определить их стремления и поступки.
Формирование профессионального имиджа у будущих педагогов, развитие у студентов способностей к творческой деятельности требует длительного времени и предполагает использование новых подходов к организации учебного и воспитательного процесса в высшей школе.
Проблема имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не рассматривалась. Профессиональный имидж обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности учителя, становится одной из актуальных проблем. В практике педагогической подготовки профессиональный имидж либо не соотносится с педагогической техникой, технологией, либо исключается из культуры педагогической деятельности как ее компонент. Вместе с тем, анализ научных источников и практика подтвердили, что профессиональный имидж является важной составляющей педагогической культуры учителя. Ведущая роль культуры в становлении личности раскрыта в работах русских и зарубежных философов (Н. Бердяев, Д. Лихачев, Ю. Лотман, М. Мамардашвили, В. Розанов, В. Соловьев и др.). Понятие «имидж» определено в работах Р. Арихейма, П. Берда, В. Дилмана, Е. Перелыгиной, Е. Русской, В. Черепановой и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические аспекты формирования имиджа проанализированы в работах известных философов, педагогов, психологов. Сформированы опреде-
ленные направления исследований, посвященных решению указанной проблемы: социально-философский феномен имиджа является предметом исследования И. Черемушникова; теоретико-методологические основы формирования: содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности - С. Яндаровой; самоидентификацию личности и профессиональный имидж менеджера-предпринимателя малого бизнеса изучала А. Бирюкова; определены стратегические направления реализации поставленной проблемы, концептуальные основы и практический инструментарий имиджелогии -Г. Почепцов; проблему формирования профессионально важных качеств специалиста в процессе непрерывного образования исследовала Т. Бедяева; дидактические и интеллектуальные игры как средства развития профессионально значимых качеств будущего специалиста -Л. Адреева, Б. Мандель; преодоления деструктивного имиджа будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки - К. Климкович; с позиций профессионально ориентированного подхода роль речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста освещены в работах В. Орешкина.
Как видим, проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя уделяется достаточно внимания в научной литературе, но вместе с тем идея формирования профессионального имиджа как ценности и условия становления культуры педагогической деятельности будущего учителя недостаточно изучена в педагогической науке. Педагогический смысл профессионального имиджа в большей степени смещен в сторону внешних атрибутов: речи, манеры держаться, одежды, аксессуаров и т. п.
Цель статьи - охарактеризовать значение профессионального имиджа будущего учителя начальной школы как компонента культуры педагогической деятельности.
Имидж (в переводе с английского - «образ») - это целостное представление о предмете, которое остается в сознании людей, в их памяти. Чтобы исследовать феномен имиджа, обратимся к семантике понятия. Теоретические исследования, исследующие теории имиджа, широко представлены в отечественной и современной психолого-педагогической науке. Феномен имиджа рассматривается наряду с определением понятия образа, структурной теории личности, теории познания и теории социальных взаимовлияний. В зарубежной науке понятие «имидж» соотносят с такими понятиями,