Научная статья на тему 'Факторы системы качества образовательного процесса в условиях аграрного вуза'

Факторы системы качества образовательного процесса в условиях аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АГРАРНЫЙ ВУЗ / EDUCATION / INSTITUTION / EDUCATIONAL PROCESS / THE AGRICULTURAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Е. А., Овчинникова Л. В.

Рассматриваются вопросы организационно-методического обеспечения учебного процесса как одного из факторов качества образовательной деятельности в условиях аграрного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реутова Е. А., Овчинникова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY SYSTEM FACTORS OF EDUCATIONAL PROCESS IN AGRARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The issues of organizational and methodical supply for teaching process are considered as one of the factors of educational activities quality under the conditions of agrarian higher educational institution

Текст научной работы на тему «Факторы системы качества образовательного процесса в условиях аграрного вуза»

Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии Е. Е. Пурто делится размышлениями о специфике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в аграрных вузах. Особое внимание в статье уделено уяснению задач, стоящих перед преподавателями этих дисциплин, а также способам, с помощью которых можно пробудить у студентов интерес к предметам социальногуманитарного цикла.

MODERN LEVEL AND TEACHING TECHNIQUE SOCIALLY-HUMANITIES WITHIN THE LIMITS OF AGRARIAN EDUCATION

Purto E.E Symmary

In brought to attention of readers to article E.E.Purto's the candidate of the philosophical sciences, managing chair of philosophy and socially the humanities of the Moscow state academy of veterinary medicine and biotechnology shares reflexions about specificity of teaching of socially-humanitarian disciplines in agrarian high schools. The special attention in article is given explanation of the problems facing to teachers of these disciplines, and also ways with which help it is possible to clear interest to subjects of a socially-humanitarian cycle at students.

УДК:378.1:63

ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА

Реутова Е.А., Овчинникова Л.В.

Новосибирский государственный аграрный университет

Ключевые слова: образование, учреждение, учебный процесс, аграрный вуз.

Key words: education, institution, educational process, the agricultural

college.

При создании систем качества в учебных заведениях могут использоваться различные модели менеджмента качества. Общим для всех моделей является то, что они основаны на процессном подходе в менеджменте. Каждый процесс (образовательный, научный,

методического характера и т.п.) может быть как потребителем и, в этом случае определять требования к выходу предыдущего процесса, так и

поставщиком, который должен удовлетворять требования последующего процесса. Важным является то, что внимание акцентируется не только на деятельности структурных единиц организации, но и на их взаимодействии.

Одна из основных проблем, возникших при внедрении системы качества в нашем вузе - это вовлечение в эту деятельность всех сотрудников. Повысить эту заинтересованность можно только в том

случае, если создание системы качества облегчает их работу, помогает в

^ /~1 ^ выполнении своей деятельности. С нашей точки зрения это возможно

обеспечить, описывая, в первую очередь, процессы среднего и нижнего

уровней, в которых именно и участвуют преподаватели и сотрудники вуза.

Особенно это относится к процессам взаимодействия различных

структурных подразделений и процессам, осуществляемым периодически.

Примерами таких процессов могут быть следующие: обеспечение

образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой,

выполнение дипломного проекта, выпускной квалификационной работы,

лицензирование образовательной программы и т.п.

Разработка процедуры, описывающей последовательность и содержание этих действий, включающей формы необходимых документов, может существенно облегчить описываемую работу. Полезным оказывается документ, определяющий перечень, сроки и форму передачи документации и информации структурного подразделения (например кафедры) в другие подразделения вуза (деканат, методический и учебный отдел и др.).

Согласно требованиям аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, содержание подготовки специалистов в вузе оценивается на основе анализа соответствия основных образовательных программ (ООП) специальности и всего их учебнометодического сопровождения требованиям государственных

образовательных стандартов (ГОС).

Учитывая это, в методическом плане в вузе возникли задачи, которые требуют дополнительного внимания и проработки, и охватывают следующие основные аспекты: анализ и улучшение содержания основных образовательных программ; процесс формирования учебно-методических комплексов дисциплин и специальностей, включая рабочие программы учебных дисциплин; разработку и издание учебно-методической литературы; организация и обеспечение самостоятельной работы студентов; внедрение современных форм и методов обучения; проведение учебно-методических конференций и семинаров;

Поэтому закономерным было определение требований по критериальной оценке методического обеспечения учебного процесса. В качестве эталонов (стандартов) послужили нормативные документы ВПО, внутривузовские положения, методические указания и т.д.. Оценка

качества методического обеспечения учебных дисциплин при этом проводилась по комплексному показателю, включающему сумму оценок показателей: целей и задач учебной дисциплины, рабочей программы,

планов семинарских, практических занятий, самостоятельной работы студентов и видов их контроля, наличия учебно-методических пособий, электронных обучающих ресурсов, специальных аудиторий подготовки и т.д.. По этому показателю выводится трехуровневая оценка качества (базовый, нормативный, высокий) обеспеченности по данной учебной дисциплине. Базовый уровень подразумевает минимальную совокупность оказанных образовательных услуг. Нормативный уровень показывает соответствие оказанных услуг целям, запланированным образовательным учреждением. Высокий уровень характеризует сформированные ценности предлагаемых услуг, выполненные в полном соответствии предъявляемым требованиям с инновационным подходом.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию этого направления деятельности. В целом при положительной оценке, в постановлении заседания ученого совета нашего университета намечены меры по повышению совершенствованию качества и результативности организационно-методической работы и определены наиболее важные ее аспекты:

1. Совершенствование организации и координирования методической работы. Которые должны охватывать все уровни (общеуниверситетский, институт (факультет), кафедра). Общую координацию методической работы осуществляет методический совет университета, который определяет основные ее направления, содержание и вырабатывает методологические подходы к оценке состояния работы в учебных подразделениях;

На данном этапе очень важно предусмотреть и запланировать все виды организационно-методической работы и обеспечить механизм ее выполнения с соответствующими корректировками.

2. Анализ основных образовательных программ (ООП).

На современном этапе следует привлечь внимание к ним с целью критического анализа, необходимых корректировок и

усовершенствования.

Обеспечение качественного содержания всех составляющих ООП и их соответствие ГОС - забота и ответственность деканатов (дирекций) и соответствующих методических комиссий (советов).

3. Формирование учебно-методических комплексов учебных дисциплин .

В современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования УМК той или иной дисциплины становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных

форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин в части их самостоятельной работы. Основным методическим документом УМКД является рабочая программа.

По существу формирование полноценных УМКД должно быть сердцевиной методической работы кафедры, основным содержанием ее деятельности по обеспечению образовательного процесса.

4. Издание учебно-методической литературы.

Издание должно осуществляться на основе плана с учетом реальной потребности в обеспеченности методическими разработками всех видов учебной деятельности по каждой дисциплине и специальности. С учетом этого необходимо вносить соответствующие корректировки заинтересованности преподавателей в выполнении данных показателей, повысить результативность выполнения планов издания на основе учета, потребности и рационального использования издаваемой учебнометодической литературы.

5. Совершенствование форм и методов обучения.

Практика проведения открытых лекций и взаимопосещения различных видов занятий позволяет совершенствовать методики обучения и организовывать форму контроля качества учебного процесса на разных уровнях распространять современные педагогические технологии.

Таким образом, подробный подход и описание процессов позволяет аккумулировать накопленный опыт организации по выполнению и управлению каждым видом образовательной деятельности, помогает быстрее адаптироваться его новым участникам, позволяет устранить проблемные места при определении ответственности, исключить дублирование функций, повысить результативность и эффективность любого процесса.

Рассмотренные направления учебно-методической работы, конечно, не исчерпывают весь перечень задач по ее совершенствованию и обеспечению. Это необходимый минимум, который должен быть реализован на каждой кафедре, факультете, в институте, что позволит университету в целом обеспечить качественный уровень образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Галямина И.Г., Димитрова И.Е. Мониторинг как механизм управления качеством высшего профессионального образования - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки

специалистов, 1998- 200с. 2. Капырин, В.В, Коренев Г.Д Системы управления качеством -М.6 Европейский центр по качеству, 2002. 3. Карабасов Ю.С, КочетовА.И, .Соловьев В.П, Дубровина Л.А. Всеобщее управление на основе качества - М.: Учеба, 2003. 4. Поляк В.Е. и др. Управление качеством, -М.: .МСХА, 2000. 5. Прусс Н.М. Формирование

регулярного менеджмента на основе качества В Сб. Гарантии качества прфессионального образования, М.,2008;

ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА

Реутова Е.А., Овчинникова Л.В.

Резюме

Рассматриваются вопросы организационно-методического

обеспечения учебного процесса как одного из факторов качества образовательной деятельности в условиях аграрного вуза.

QUALITY SYSTEM FACTORS OF EDUCATIONAL PROCESS IN AGRARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Reutova Ye.A., Ovchinnikova L.V.

Summary

The issues of organizational and methodical supply for teaching process are considered as one of the factors of educational activities quality under the conditions of agrarian higher educational institution.

УДК 378:619(471.41)+355«19»

КАЗАНСКИЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ИНСТИТУТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)

Рысаева Г.Р.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: Великая Отечественная война, институт,

помощь фронту, ветеринары.

Key words: World War II, the institute, aid to the front, veterinarians.

В 2010 году мы отмечаем большой юбилей - 65 лет Победы в Великой Отечественной войне. Казанский ветеринарный институт, преемницей которого является Казанская государственная академия ветеринарной медицины, всегда разделял судьбу своей страны.

Годы суровых испытаний Великой Отечественной войны являются одной из ярких страниц истории Казанского ветеринарного института. Массовый патриотических порыв профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов проявился, прежде всего, в защите

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.