г
V.
Дайнеко А.Е.,
директор «Института экономики НАН Беларуси», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси;
Грибоедова И.А.,
заместитель директора по научной и инновационной работе «Института экономики НАН Беларуси», кандидат экономических наук, доцент
ФАКТОРЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В СИСТЕМЕ ЕАЭС
ДАЙНЕКО А.Е., ГРИБОЕДОВА И.А. ЕВРООСИЁ ИЦТИСОДИЙ ИТТИФОЦИ (ЕОИИ) ТИЗИМИДА БЕЛАРУСНИНГ ИЦТИСОДИЙ УСИШ ОМИЛЛАРИ
Маколада Беларуснинг 2016-2020 йилларга мулжалланган ик,тисодий дастурининг асосий тамойилларидан (инфляция ва нархлар ошиши билан курашиш, иктисодиётни бошкариш тизимини модернизациялаш, кичик ва урта бизнесни куллаб-кувватлаш, гло-бал дунёга очиклик) келиб чикиб миллий иктисодиёт ракобатбардошлигини оширувчи ва иктисодий усишнинг янги сифатини таъминловчи асосий захиралар ёритилган.
Таянч иборалар: институционал мух,ит, мотивация, инвестициялар, илмий-инновацион хавфсизлик.
ДАЙНЕКО А.Е., ГРИБОЕДОВА И.А. ФАКТОРЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В СИСТЕМЕ ЕАЭС
Исходя из ключевых принципов экономической программы Беларуси на 2016-2020 годы (борьба с инфляцией и ростом цен, модернизация системы управления экономикой, привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса, открытость глобальному миру и построение экономики знаний), в статье выявлены основные резервы повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения нового качества экономического роста.
Ключевые слова: институциональная среда, мотивация, инвестиции, научно-инновационная безопасность.
DAYNEKOA.E., GRIBOEDOVA I.A. FACTORS OF GROWTH OF ECONOMY OF BELARUS IN THEEAEU
Based on the key principles of the economic program of Belarus for 2016-2020 (fighting inflation and rising prices, modernization of the system of management of economy, attraction of investments, support of small and medium business, openness to global world and creation of knowledge economy), the article identifies the main reserves of the national economy competitiveness growth and achievement of a new quality of economic growth.
Keywords: institutional environment, motivation, investment, research and innovation security.
Исследования показывают, что новые реалии мирохозяйственных связей требуют фундаментальных перемен. Новые реалии - это флуктуации мировой экономики, либерализация условий торговли и резкое ускорение технологических изменений. Ключевой задачей в настоящее время является выработка экономической политики, в основе которой находится повышение эффективности использования факторов производства - труда и капитала, то есть повышение совокупной факторной производительности.
Погружение мировой экономики в New normal («новую нормальность», что также трактуется как «новая реальность») - это гипер-волатильность экономических и политических условий, серьезные изменения в архитектуре мирохозяйственных связей, резкое ускорение институциональных и технологических изменений.
В условиях кардинального изменения мироустройства и роста международных противоречий одним из элементов комплексного решения внутренних и внешних проблем является полноценная экономическая интеграция. Свой выбор Беларусь сделала. Совместно с государствами - членами ЕАЭС инициировалась и проводилась активная политика по формированию и усилению импульсов экономического развития (рис. 1), но события последнего времени показывают, что этого недостаточно.
Интеграция в виде формального объединения территорий, даже с введением правил общего рынка, не способна обеспечить синергетический эффект и рост конкурентоспособности. Об этом свидетельствует ряд фактов:
- налицо замедление экономической активности, приведшее к сокращению взаимного товарооборота и торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами;
- уровень потребления в экономиках ЕАЭС опережает производительность. Как следствие, долговая нагрузка в экономиках растет, а норма сбережений, особенно долгосрочных, остается ниже приемлемого уровня;
- процентные ставки по инвестиционным кредитам остаются достаточно высокими, а сроки кредитования часто являются недостаточными для привлекательности проектов.
Еще в 1880 году Н.Х.Бунге, академик и Министр финансов Российской империи, писал Александру II: «Россия отстала от всей Западной Европы <...> на полстолетия»1.
Сегодня экономика стран ЕАЭС остается в значительной мере неэффективной, существенно отставая по уровню производительности труда от стран-лидеров (рис. 2).
В данной связи требуются новые подходы в экономической политике наших стран. Соответственно, необходимо формирование новой модели экономического роста в Беларуси.
Ключевой задачей в настоящее время является выработка экономической политики, в основе которой повышение эффективности использования факторов производства - труда и капитала, т.е. повышение совокупной факторной производительности, поскольку возврат к модели так называемого «догоняющего развития» не обеспечит уменьшение разрыва с развитыми странами мира.
Сегодня в уровне благосостояния за последние два десятилетия разрыв, безусловно, уменьшился и по уровню развития человеческого капитала Беларусь (как
1 Россиянин непременно должен быть историческим оптимистом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/ 2009/12/24/rossiyanin-nepremenno-dolzhen-byt-istoricheskim-optimistom. - Дата доступа: 24.11.2015.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2
с
15
Рис. 1. Задачи экономического развития Евразийского экономического союза.
Повышение качества и уровня жизни населения
Формирование дополнительных источников развития за
счет кооперации
Снижение импортозависимости от третьих стран
Наращивание экспорта в третьи страны и его диверсификация
Повышение взаимной открытости за счет устранения барьеров и изъятий
Рис. 2. Валовой национальный доход на душу населения стран ЕАЭС и отдельных стран
мира, 2014 г., тыс. долл. США1
1 База данных Всемирного банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://databank.worldbank. org/data/views/variableSelection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.11.2015. Примечание: по ряду стран приведены данные за 2013 г.
Рис. 3. Международная конкурентная позиция Беларуси1
и остальные члены ЕАЭС за исключением Кыргызстана) относится к развитым странам современного мира (рис. 3).
В то же время в отношении вхождения в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим
1 Республика Беларусь в международном рейтинге по индексу человеческого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://belstat. gov.by/ofitsialnaya-statistika/mezhdunarodnye-sravneniya/operativnaya-informatsiya/respublika-belarus-v-mezhdunarodnom-reitinge-po-indeksu-chelovecheskogo-razvitiya/. - Дата доступа: 4.12.2015.; Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/belarus. - Дата доступа: 4.12.2015; Рейтинг стран мира по уровню процветания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info. - Дата доступа: 03.11.2015.; The Social Progress Imperative: Рейтинг стран мира по уровню социального развития 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euroosvita. net/prog/print.php/prog/print.php?id = 3216. - Дата доступа: 03.11.2015.
конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике, складывается двойственная ситуация: лидируя на территории ЕАЭС по ряду параметров, мы не достигли ранее запланированных целей (рисунок 3):
- вхождения в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка и Глобальной конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума;
- вхождения в число 50 стран с наибольшим индексом развития человеческого потенциала в Докладе о развитии человека Программы развития ООН, укрепления позиции страны в данном рейтинге;
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2
Рис. 4. Динамика реального ВВП и ВВП на душу населения по паритету покупательной
способности, Республика Беларусь1
Рисунок 5. Темп прироста ВВП, %, Республика Беларусь
Рисунок 6. Темп прироста производительности труда по ВВП, %, Республика Беларусь
6 5,5 4
2 О -2 -4 -6
Щ 0,9 ^^
■3,7
Ч- СМ СО -О
о о о о ю см см см см п;
N
л см о. го со I
о;
прирост ВВП за 2011-2014 гг. -
9,7%
7 6 5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3
~5Т
1,7 I
Прирост производительности труда по ВВП за 2011-2014 гг. -14,5%
л о. го т х к
- достижения не ниже 70 места в рейтинге экономической свободы общественного исследовательского центра США фонд «Наследие» и газеты «Уолл-стрит Джорнел».
Анализ долгосрочной ретроспективы экономического развития также свиде-
1 Производство ВВП [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/natsionalnye-scheta/ godovye-dannye_11/proizvodstvo-valovogo-vnutrennego-produkta/. - Дата доступа: 03.11.2015.
тельствует, с одной стороны, о наличии положительной динамики: за 2001-2014 годы ВВП Беларуси вырос в 2,3 раза, ВВП на душу населения в долларах по паритету покупательной способности - в 2,4 раза (рис. 4).
Вместе с тем установленные Программой СЭР Республики Беларусь на 2011-2015 годы параметры динамики ВВП (на уровне 162-168% за пятилетие) и повышения про-
с
18
Рис. 7. Показатели, не достигшие значений Прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2015 год.
ВВП сократился на 3,7% при прогнозе роста на 0,20,7%;
ввод в эксплуатацию жилья с государственной поддержкой составил 1,3 млн кв. метров (прогноз - 2,5 млн кв. метров);
экспорт товаров и услуг снизился на 24,6 (прогноз -падение экспорта на 3,6-4%);
производительность труда по ВВП в январе-августе 2015 г. снизилась до 97,9% (при прогнозе 101,5-102%);
реальные располагаемые денежные доходы населения сократились в январе-августе на 5,3% (прогнозировался прирост на 1,1-1,5%).
Рис. 8. Показатели, превысившие прогнозные значения социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2015 год1.
индекс потребительских цен на уровне 109,2% при прогнозе не более 112% за год;
Л
сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 2,9% от ВВП при прогнозе (-3,5)-(-3,3)%;
Ч А
рентабельность продаж за январь-август 2015 г. составила 9,5% при прогнозе 7-7,5%;
энергоемкость ВВП в январе-августе 2015 г. снизилась на 5,6%.
1 Предвыборная программа Александра Лукашенко: «За будущее независимой Беларуси». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/politics/view/vybory-2015.-programma-kandidata-v-prezidenty-respubliki-belarus-aleksandra-lukashenko-162915-2015/. - Дата доступа: 15.11.2015.
изводительности труда (в 1,62-1,67 раза) не выполнены (рис. 5 и 6)1.
Таким образом, в уровне экономической эффективности историческое отставание сохранилось и, более того, налицо риски его нарастания. В настоящее время темпы экономического роста Беларуси упали до критически низкого уровня: за 10 месяцев 2015 года ВВП снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,9%. Со стороны предложения источников положительного прироста ВВП в январе-сентябре 2015 года практически не наблюдалось: объемы промышленного производства последние три месяца находятся на уровне около 93%; сократилось производство продукции сельского хозяйства, услуги демонстрировали отрицательную динамику. Все регионы по параметрам произведенного валового регионального продукта не достигли уровня 2014 года (рис. 7).
По итогам развития экономики за 9 месяцев 2015 г. выполнены только 4 из 9 прогнозных показателей (рис. 8).
Сегодня перед страной стоит стратегическая задача обеспечения динамичных и устойчивых темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. И здесь необходимо учитывать риски - противоположные по форме, но близкие по сути.
С одной стороны, речь идет о риске искусственного ускорения, поскольку политика ускорения при таком сценарии реализуется на фоне ослабления бюджетной и денежной политики. Мы знаем по собственному опыту, что абсолютизация темпов роста и стремление побыстрее разогреть экономику может обернуться макроэкономической разбалансированностью и ростом внешнего долга.
1 Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. - Дата доступа: 24.11.2015.
С другой стороны, опасна психологическая адаптация к низким и далее - отрицательным темпам. Ориентация на регресс, если она становится доминирующей, открывает дорогу к длительной рецессии. В данной связи 2016 год должен стать базовым для преодоления инерционно-негативного сценария развития экономики.
Неоспоримо, что развитие Беларуси -неотъемлемая часть глобальных процессов, и наша страна не может в одиночку формировать глобальную повестку или просто ее игнорировать. Однако проблемы отечественной экономики будут возрастать, если основные усилия направлять лишь на объяснение существующих проблем и трудностей только объективными, в первую очередь - внешними - обстоятельствами. Сейчас, как и в прошлом, переплетаются факторы, которыми можно управлять, и факторы, находящиеся вне сферы нашего контроля.
Важно не отступить перед внешними обстоятельствами исходить из стратегии максимального использования внутренних резервов экономического роста, которые следует разделить на две группы:
- к первой группе относятся статические факторы, имеющие экстенсивный характер, которые связаны с ростом отдачи производственного потенциала;
- вторая группа резервов представлена динамическими, интенсивными по своей природе факторами, потенциал которых может быть задействован посредством трансформации экономической политики в направлении структурных и институциональных преобразований.
Для реализации поставленных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко стратегических целей (занятость, экспорт, инвестиции), а также исходя из ключевых принципов экономической программы пятилетки (борьба с инфляцией и ростом цен; модернизация управления, адекватная модернизации производственного по-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2
Рис. 9. Предвыборная программа Александра Лукашенко: «За будущее независимой Беларуси»1.
«Перед собой мы ставим три стратегические цели: ЗАНЯТОСТЬ, ЭКСПОРТ, ИНВЕСТИЦИИ»
Занятость - это стабильность общества и благополучие людей, возможность каждому заработать себе на достойную жизнь
своим трудом
Экспорт-это стабильность экономики, крепкий рубль, низкая инфляция, сбалансированный бюджет
Инвестиции - это развитие страны, новые технологии и новое качество жизни для каждого белоруса
Рис. 10. Направления политики стимулирования конкурентоспособного предложения.
макроэкономическая стабильность
проведение
структурных реформ
стимулирование инвестиций
тенциала; повышение эффективности государственного управления; привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса; открытость глобальному миру и построение экономики знаний) главной задачей в настоящее время выступает обе-
1 Обращение с Посланием к белорусскому народу и Национальному Собранию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov. by/ru/news_ru/view/obraschenie-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-11301. - Дата доступа: 15.11.2015.
совершенствование государственного управления
развитие человеческого капитала
обеспечение научно-инновационной безопасности
спечение нового качества экономического роста (рис. 9).
Соответственно, необходимо перейти от политики разработки стратегий к политике реализации системных мер для восстановления экономического роста.
Учеными Института экономики НАН Беларуси проведены экспертно-анали-тические оценки, основанные на изучении фундаментальных проблем функционирования современных хозяйственных систем; общемировых трендов развития;
ИК,ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2
опыта развитых стран в рамках становления экономики, основанной на знании; институциональных изменений в странах с транзитивной экономикой; сравнительного анализа специфики и эффективности различных моделей экономик, а также их интеграции в глобальное экономическое пространство; рекомендаций специальных комиссий Всемирного банка, МВФ и иных финансовых организаций.
Данные исследования, наложенные на изучение пятилетней ретроспективы реализации приоритетов и выполнения задач Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 20112015 годы, других программных документов, наиболее актуальных в настоящее время проблем экономического развития и проведенной Институтом экономики конструктивной оценки предложений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, позволили выявить общесистемные резервы и факторы нового качества экономического роста, а также разработать ряд практических рекомендаций, направленных на укрепление научно-инновационной безопасности; совершенствование проводимых в стране институциональных преобразований, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и энергетической политик; формирование фондового рынка; оптимизацию внешнеэкономической деятельности и развитие сферы услуг.
В рамках одной статьи возможно только перечислить требуемые направления действий, однако необходимо подчеркнуть, что каждое из них детально проработано и представлено в Правительство страны.
В целом суть необходимых мер можно определить как политику стимулирования конкурентоспособного предложения (рис. 10).
Во-первых, это предполагает политику стимулирования адаптивных возможностей экономических агентов, их способности
улавливать быстро меняющиеся потребности и адекватно реагировать на них.
Кризис — это всегда и угроза, и возможность. Если воспользоваться выражением Ли Куан Ю (2013), создателя «сингапурского чуда», прорывы «из третьего мира в первый» происходят, как правило, в условиях структурных кризисов, когда появляется возможность заметить инновации и внедрить их. Причем инновации не только технологические, но и институциональные. Последнее особенно важно: опыт ХХ века убедительно свидетельствует, что для качественного улучшения ситуации страна должна уметь сочетать внедрение передовых технологий и адекватные этим технологиям - по сути и по времени - институты, «правила игры».
Главное условие, без которого не найти достойный ответ на вызовы нашего времени, на растущую неопределенность и вариативность развития - мотивация творчества во всех его созидательных проявлениях (предприимчивости, новаторстве, креативности, саморазвитии).
Необходимо учитывать, что мотивация в ее широком понимании затрагивает все вопросы экономической жизнедеятельности. Это и создание комфортной среды для участников экономической деятельности, включая низкую инфляцию и на этой базе низкие процентные ставки; и сбалансированный бюджет, консервативную бюджетную политику, опирающуюся только на деньги, которые заработаны при помощи роста производительности труда, эффективность бюджетных расходов и оптимизацию сети бюджетополучателей; и снятие институциональных барьеров для бизнеса, понятные и прозрачные правила игры, в совокупности формирующие предсказуемую и стабильную макроэкономику. «Макроэкономическая стабиль-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2
22
Рис. 11. Приоритетные сферы для реформирования структуры экономики Беларуси.
ИНТ. развивается и как отдельный сектор экономики (в частности, ПВТ), и как составляющая других секторов экономики - робототехники, медицинских приборов и техники и др.;
биотехнологии: развитие системы новейших биотехнологий, прежде всего, в сфере медицины и агропромышленном комплексе;
робототехника и автоматизация производства: разработка и внедрение современных робототехнических систем в различные отрасли реального
сектора экономики;
нанотехнологии и новые материалы: сенсорика и диагностика;
1наноэлектроника и солнечные элементы; приборостроение; фильтры и мембраны; фармпрепараты;
медицинские приборы и техника: цифровые рентгеновские установки, анализаторы биологических клеток и тканей, медицинские аппараты
на базе полупроводниковых и твердотельных лазеров, диагностические тест-системы (микрочипы), искусственные органы.
ность — это залог нормального бизнеса» (А.Г.Лукашенко)1.
Во-вторых, макроэкономическая стабильность - необходимое, но недостаточное условие для возвращения страны на путь устойчивого экономического роста. Вопросом, определяющим перспективу развития, является проведение структурных реформ и стимулирование инвестиций.
Требуется реализация на практике экономической политики, сопровождаемой структурной модернизацией.
Приоритетные сферы для реформирования структуры экономики, по которым наблюдается (либо ожидается) устойчивый рост рынков сбыта и существует научно-технический задел определены в разработанной Национальной академии наук
Беларуси стратегии «Беларусь 2020: наука и экономика» (рис. 11). Представленные направления еще не реализованы с учетом необходимой для экономики «критической массы», имеют инновационные ниши и «окна возможностей», позволяющие создать новые точки экономического роста. Поэтому главная цель - создание новых высокотехнологичных производств.
Еще на рубеже предыдущего столетия министр финансов Российской империи С.Ю.Витте (1800 год) обращал внимание на основные направления стимулирования экономической модернизации. Он подчеркивал, что «в стране, в сущности, капиталов гораздо больше, но они вследствие различных причин не все помещаются в промышленные предприятия»2. Именно поэтому, основное внимание предлагалось уделять
1 О положении нашей промышленности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// velib.com/read_book/vitte_sergejj/dokladnaja_ zapiska_vsepoddannejjshijj_doklad_ministra_ finansov_sju_vitte_nikolaju_ii/o_polozhenii_nashejj_ promyshlennosti/. - Дата доступа: 10.11.2015.
2 Россиянин непременно должен быть историческим оптимистом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2009/12/24/rossiyanin-nepremenno-dolzhen-byt-istoricheskim-optimistom. - Дата доступа: 24.11.2015.
стимулированию превращения сбережений в инвестиции, а для этого — поощрению предпринимательской активности и привлечению иностранного капитала.
Привлечение прямых иностранных инвестиций остается приоритетом инвестиционной деятельности Республики Беларусь по двум основным причинам. Первая причина - это чистый неэмиссионный внешний, стимулирующий развитие страны приток денежных средств. Во вторых - это новые, даже новейшие технологии, которые являются определяющим фактором конкурентоспособности страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе и приходят в основной своей массе только с прямыми иностранными инвестициями.
Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко определено: «Необходимо задействовать все сегменты финансового рынка — страховой сектор, рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, микрофинансовые и лизинговые организации, внебиржевой рынок Форекс и т.д.»1.
Важный источник инвестиций - сбережения населения, для вовлечения которых напрямую в экономический оборот предприятий целесообразно развитие фондового рынка. Это позволит предприятиям получить более дешевые, нежели в банковской системе, «длинные деньги». Соответственно, необходимо акционирование и вывод на фондовую биржу акций наиболее успешно функционирующих белорусских предприятий.
В-третьих, на повестке дня остается вопрос совершенствования системы государственного управления, повышения эффективности и качества государственных решений. Наиболее успешные примеры развития демонстрировали страны, кото-
1 О положении нашей промышленности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// velib.com/read_book/vitte_sergejj/dokladnaja_ zapiska_vsepoddannejjshijj_doklad_ministra_ finansov_sju_vitte_nikolaju_ii/o_polozhenii_nashejj_ promyshlennosti/. - Дата доступа: 10.11.2015.
рым удалось ограничить бремя государства в экономике.
Сегодня важнейшей функцией государства является не концентрация ресурсов, а обеспечение условий для того, чтобы экономические субъекты могли максимально точно улавливать тенденции технологического прогресса. Узковедомственные интересы не должны сдерживать развитие страны. Адаптивность хозяйственной системы становится более важным условием успеха, чего патернализм как раз дать не может.
В соответствии с Главой государства, «Поддержка предприятия, которое объективно не нужно рынку и экономике, которое фактически изжило себя и не может существовать, — это прямое омертвление ресурсов... Ликвидация отсталого предприятия не трагедия, а элементарный здравый смысл»2.
Актуальна необходимость в разделении функций регулятора и функций собственника. Сегодня госорганы сохраняют фактические права собственника без мотивации собственника. «Главный принцип: каждый должен заниматься своим делом и давать результат. Правительство управляет экономикой в целом, министры — отраслями, губернаторы — регионами, директора — предприятиями» (А.Г.Лукашенко)3.
Джон Стюарт Милль предложил еще в середине XIX века принципиальные подходы к решению задач ускоренной модернизации: защиту собственности (в том числе от государственного произвола), развитие человека и привлечение иностранного капитала. Опыт последних четырех столетий показал, что именно гарантии прав частной собственности создают основу для современного экономического роста, то есть роста, обеспечивающего значимое увеличение среднедушевого ВВП. Отсутствие реальной защиты этого права на государственном уровне лишает страну всех
2 Там же.
3 Там же.
24
Рис. 12. Ключевые составляющие эффективного научно-инновационного развития.
Г#ч
развитие кадрового, потенциала наук* и инновационной деятельности;
создание технологического базиса формирования новых наукоемких отраслей высших технологически) укладов, формирование новых точек экономического роста;
научное обеспечение ускоренной модернизации традиционных отраслей и стратегических производств для их выхода новый уровень конкурентоспособ-_ности;
стимулирование инновационной активности
выгод конкуренции, поскольку экономические субъекты перестают накапливать капитал, необходимый для экономического роста, если у них нет права собственности на него. Так, изменения в защите прав собственности иностранцев в Китае привели к буму прямых иностранных инвестиций после 1991 года - за полтора десятилетия произошло их увеличение более чем в тысячу раз (В 80-х годах их объем составлял 57 миллионов долларов, в 91 - 4 миллиардов, в 2006 году - 70 миллиардов долларов).
В данной схеме работы государство берет на себя развитие технической и социальной инфраструктуры, включая эффективные финансовые рынки, гибкий рынок труда, а также создание благоприятных условий для развития человеческого капитала, который, одновременно, является четвертым элементом успешной конкуренции в мировой экономической системе.
В-пятых, рост производительности труда и на этой основе конкурентоспособности экономической системы страны всегда об-
условлен новыми идеями, воплощенными в стоимость товаров и услуг. Игнорирование научно-инновационной безопасности в условиях кризиса чревато стратегическим поражением в глобальной конкуренции. Наука является непременным атрибутом любого государства, ставящего перед собой амбициозные цели развития в русле современных тенденций мировой экономики и нарождающихся новых укладов (рис. 12).
Стратегические и тактические планы и прогнозы социально-экономического развития должны строиться исходя из установки на приоритетность обеспечения научно-инновационной безопасности Беларуси. Это требует преодоления долголетних тенденций эволюционного (по сути -инерционного) развития национальной инновационной системы. Примитивно-меркантильное отношение к науке - это тупиковый путь. Экономия совокупных ресурсов Беларуси при полном отказе от собственных исследований и разработок -невелика и единовременна (не более 1%
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2
ВВП), а негативные последствия - многочисленны и необратимы.
Должна быть реализована всеобъемлющая среда научно-инновационного развития, сочетающая четкий и прозрачно действующий набор факторов, условий и мер, ориентированных на оптимизацию процессов получения новых знаний, их передачи в реальный сектор экономики и продуктивное использование в интересах общества и государства.
И последнее, шестое, направление стимулирования конкурентоспособного предложения в Беларуси затрагивает интересы всех участников объединенного пространства ЕАЭС.
Анализ проблем интеграции в рамках Евразийского экономического союза убедительно свидетельствует о необходимости согласованных действий в ключевых областях экономик государств-членов ЕАЭС -в макроэкономике, обеспечении правил конкуренции, сфере технических регламентов. Единые подходы должны применяться и при разработке согласованной промышленной политики, аграрной, транспортной, энергетической, финансовой и др.
Любой тип политики интегрирующихся государств, независимо от ее назначения, функций, субъектов и объектов регулирования, должен быть основан на принципах кооперации. Главными (императивными) компонентами здесь являются:
- добровольность участия партнеров и равноправие в принятии решений о совместных начинаниях;
- объединение потенциалов сторон по тем направлениям, где могут быть достигнуты наибольшие выгоды от совместных действий;
- планомерность и долговременность взаимодействий;
- разделение позитивных эффектов и рисков совместной деятельности (как правило, субсидиарное - исходя из соотношения вкладов сторон).
Если хотя бы один из принципов не соблюдается, речь уже идет не о сотрудничестве, а о доминировании одного из партнеров. Поэтому согласование социально-экономических систем, отличающихся размерностью, политическим устройством и соотношением движущих сил в экономике должно опираться на непреложное требование признания равноправия партнеров.
В заключение необходимо подчеркнуть следующее. Более чем полвека назад при рассмотрении путей совершенствования хозяйственного механизма в СССР были определены приоритеты, не потерявшие актуальности (то есть фактически - не решенные) для стран ЕАЭС до сегодняшнего дня1:
«...установить наиболее правильные пропорции между отраслями (или т.н. межотраслевые балансы)» - в современной терминологии их аналогом являются структурные преобразования,
«дать широкий простор для развития прогрессивных производств» - в настоящее время на повестке дня стоит вопрос инноваций,
«сделать серьезный поворот в направлении резкого повышения качества промышленной продукции» - что тоже соответствует производству инновационной продукции,
предусмотреть «повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков строительства и ввода новых предприятий, более быстрое освоение новых мощностей, увеличение выпуска продукции с действующих основных фондов» - сегодня мы объединяем данные направления в емкое понятие эффективности инвестиций,
обеспечить «лучшее размещение производства и совершенствование его организации, рациональное использование трудовых ресурсов страны» - созвучно
1 «Плановое хозяйство», 1965, № 4. -С. 1.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 2
со схемой размещения производительных сил,
определить основные направления «совершенствования структуры внешней торговли» - в настоящее время перед всеми странами интеграционного объединения стоит аналогичная задача.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о следующем:
формирование новой модели устойчивого социально-экономического развития Беларуси и всех участников ЕАЭС будет зависеть от способности построить совре-
менные социально-экономические институты. Совершенствование институциональной среды является фундаментальной предпосылкой обеспечения нового качества экономического роста;
за счет комплексного использования рассмотренных резервов и при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре в перспективе возможно обеспечение устойчивого экономического роста стран-членов интеграционного объединения темпами, превышающими среднемировые значения.
Литература:
1. Россиянин непременно должен быть историческим оптимистом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2009/12/24/rossiyanin-nepremenno-dolzhen-byt-istoricheskim-optimistom. - Дата доступа: 24.11.2015.
2. База данных Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// databank.worldbank.org/data/views/variableSelection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.11.2015.
3. Республика Беларусь в международном рейтинге по индексу человеческого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://belstat.gov.by/of¡tsialnaya-statistika/mezhdunarodnye-sravneniya/operativnaya-informatsiya/respublika-belarus-v-mezhdunarodnom-reitinge-po-indeksu-chelovecheskogo-razvitiya/. - Дата доступа: 4.12.2015.
4. Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://russian.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/belarus. - Дата доступа: 4.12.2015.
5. Рейтинг стран мира по уровню процветания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info. - Дата доступа: 03.11.2015.
6. The Social Progress Imperative: Рейтинг стран мира по уровню социального развития 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euroosvita.net/prog/ print.php/prog/print.php?id = 3216. - Дата доступа: 03.11.2015.
7. Производство ВВП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov. by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/natsionalnye-scheta/godovye-dannye_11/ proizvodstvo-valovogo-vnutrennego-produkta/. - Дата доступа: 03.11.2015.
8. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. - Дата доступа: 24.11.2015.
9. Предвыборная программа Александра Лукашенко: «За будущее независимой Беларуси». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/politics/ view/vybory-2015.-programma-kandidata-v-prezidenty-respubliki-belarus-aleksandra-lukashenko-162915-2015/. - Дата доступа: 15.11.2015.
10. О положении нашей промышленности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://velib.com/read_book/vitte_sergejj/dokladnaja_zapiska_vsepoddannejjshijj_doklad_ ministra_finansov_sju_vitte_nikolaju_ii/o_polozhenii_nashejj_promyshlennosti/. - Дата доступа: 10.11.2015.
11. Плановое хозяйство. 1965. N 4. С. 1.