личное властолюбие. Все сказанное подтверждает многообразие и сложность мотивации политиков вообще и политических лидеров в частности.
Список литературы
1. Адлер А. Мотив власти. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. С. 235-241.
2. Лассуэлл Дж. Психопатология и политика. М.: Издательство РАГС, 2005.
3. Гуревич П.С. Политическая психология. Изд-во: «Юнити-Дана», 2015. С. 153-240.
4. ИльинЕ.П. Психология мотивационных различий. СПб.: Питер, 2006.
5. Мак-КлелландД. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007.
6. Рассел Б. Власть: Концепция власти. М.: Идея-пресс, 1999.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / 2-е изд. Мастера психологии. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 Лямина Л.В. , Вильданова Д.Т.
1Лямина Людмила Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования и развития;
2Вильданова Диана Талгатовна - магистрант, факультет психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. Мифтахетдина Акмуллы,
г. Уфа
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема проектной деятельности. Автором выявлены и обоснованы факторы развития проектной деятельности. Дано описание научного исследования по теме развития проектной деятельности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: проектная деятельность, мышление, тьюторское сопровождение, научное исследование, проектная деятельность в подростковом возрасте, факторы развития.
Актуальность исследования. XXI век - время новых технологий и высоких скоростей - предъявляет к современному человеку требования непрерывного образования и развития его способностей [3].
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы подчеркивается, что экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий [1]. Из этого следует, что один из важных образовательных опытов для школьников - опыт участия в различных формах проектной деятельности.
Основными моментами в построении подростковой школы, по мнению С.Е.Шишова и В.А. Кальнея, должны стать - организация условий для реализации ведущей деятельности подросткового возраста - социальной, в рамках которой возможна смена позиции педагога по отношению к ученику, заключающуюся в переходе от авторитарного руководства к равноправному взаимодействию [3]. А также организация условий, в рамках которых было бы возможно реализовать основные потребности возраста, а именно предоставить подросткам возможность для проявления инициативы, права на самостоятельные и одновременно социально осознанные действия, возможность для самореализации, пробы себя в различных видах деятельности и в разных социальных ролях.
Таким образом, назрела необходимость в построении нового типа образования, в котором будут учтены особенности подросткового возраста, и где будет возможно
170
появление качественно новой позиции учителя по отношению к ученику, так как именно учитель, по мнению Д.Б. Эльконина [8], является тем посредником, который строит учебный процесс, в рамках которого происходит образование подростка.
Нами был проведен теоретический анализ проектной деятельности в подростковом возрасте. Мы рассмотрели такие понятия как, проект, проектная деятельность, рассмотрели особенности личности в подростковом возрасте.
В настоящее время современная психология имеет множество различных теорий. Проектная деятельность в учебном процессе ребенка на ряду с остальными методами обучения, играет одну из ведущих ролей. Важнейшим компонентом проектной деятельности является овладение методами научного познания, также формируются творческие способности ребенка, дают полноценные знания и умения, приобретенные в рамках проектной деятельности.
То есть, можно сделать вывод, что участие в проектировании развивает исследовательские и креативные данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к организации разных позиций ориентироваться в информационном пространстве. Если школа учитывает особенности ребенка, создает условия для подростка, чтобы он мог реализовать себя, то это даст толчок подростку, поможет ему воплотить свои мечты в выборе дальнейшего пути развития.
В ходе исследования, мы предположили, что следующие факторы такие как: психологические особенности подростков (творческое мышление, лидерские качества, креативность), совместно с тьюторским сопровождением могут влиять на развитие проектной деятельности.
Объектом исследования послужила проектная деятельность, предметом - факторы развития проектной деятельности.
Мы дали анализ отечественной и зарубежной литературы, обобщены научные представления психологических особенностях подросткового возраста, о содержании понятия проектная деятельность в подростковом возрасте.
По результатам проведенного анализа отечественных трудов по проблеме, нами был разработан диагностический пакет для проведения исследования.
Диагностический инструментарий состоял из следующих методик:
1. Фигурная форма теста творческого мышления Торранса;
2. Тест С.Медника «Диагностика вербальной креативности» (RAT);
3. Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка;
4. Тест «Я-Лидер» А.Н. Лутошкин.
Исследование проводилось на базе Уфимского колледжа ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова, среди 60 мальчиков и девочек подросткового возраста согласно следующим принципам: конфиденциальность, добровольность, не нанесение морального ущерба и т.д.
Ход эмпирического исследования:
1) Подбор методик;
2) Исследование развития проектной деятельности в подростковом возрасте определялось с помощью репрезентативных, валидных и соответствующих цели методик: фигурной формы теста творческого мышления Торранса, теста С.Медника «Диагностика вербальной креативности» (RAT), методики самооценки психических состояний Г.Айзенка и теста «Я-Лидер» А.Н. Лутошкина.
3) Обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
Анализ теста творческого мышления Торранса субтест № 2 «Незаконченные фигуры». Благодаря тесту мы определили особенности творческого мышления учащихся. В результате исследования уровня творческого мышления испытуемая группа показала следующие результаты: средний процент оригинальности выборки составил 64%, беглость 46%, разработанность по показателям методики составила 64% и результаты теста творческого мышления в отношении гибкости вышли на уровень 69%.
Тест С. Медника «Диагностика вербальной креативности» (RAT). С помощью которой, мы выявили уровень вербальной креативности у подростков. В результатах исследования диагностики вербальной креативности, можно заметить, что у 10 подростков (17%) наблюдается высокий уровень вербальной креативности, у 12 человек (20%) выявлен низкий уровень вербальной креативности, 5 подростков (9%) показали очень низкий уровень вербальной и 33 человека (54%) показали уровень вербальной креативности в норме.
Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка. На основе собранных данных у каждого испытуемого были диагностированы такие психические состояния как: тревожность, фрустрация, агрессивность. Анализ результатов по данной методике был следующим.
Исходя из результатов диагностики, можно заметить, что 44 подростков имеют низкую степень тревожности (74%), умеренную степень тревожности показали 16 респондентов (26%), высокая степень не выявлена.
Низкую степень фрустрации показали 42 подростка (70%),средняя степень фрустрации у 18 испытуемых (30%), высокая степень фрустрации не выявлена.
Также у 33 подростков наблюдается большая склонность к такому психическому состоянию, как агрессия (55%), что может являться тенденцией к мотивированному деструктивному поведению, противоречащему нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Низкая степень агрессии у 27 испытуемых (45%).
Тест «Я-Лидер» А.Н. Лутошкина. С помощью этого теста мы можем оценить лидерские способности подростков. Исходя из результатов, мы видим, что умение управлять собой развито слабо у 16% (10) подростков, развито средне у 50% респондентов, что является половиной участников и сильно развито у 34% (20) учеников.
Осознание цели развито слабо у 20% (12) подростков, средне у 43% (26) учеников и развито сильно у 37% (22) респондентов.
Умение решать проблемы развито высоко у 33% (20) подростков, среднее значение у 53% (32) учеников и развито слабо у 14% (8) испытуемых.
Наличие творческого потенциала показали на высоком уровне 54% (32) ученика, среднее значение у 40% (24) испытуемых, и низкий уровень у 6% (4) подростка.
Влияние на окружающих развито высоко у 50% (30) подростков, развито средне у 33% (20) учеников и развито слабо у 17% (10) респондентов.
Знают правила организаторской работы слабо 10% (6) учеников, средне 43% (26) подростков и показали высокий результат 47% (28) испытуемых.
Владеют организаторскими способностями в совершенстве 40% (24) учеников, средний уровень показали 47% (28) респондентов и владеют слабо 13% (8) подростков.
Умение работать с группой развито сильно у 36% (22) учеников, среднее значение показали 57% (34) подростков, и развито слабо у 7%(4) испытуемых.
Лидерские качества развиты сильно у 42% (25) испытуемых, развиты на среднем уровне у 47% (28) подростков, и развиты слабо у 11% (7) учеников.
Для определения силы и направления корреляционной связи между проектной деятельностью и тьюторским сопровождением, способствующим развитию личностных показателей подростков, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Между склонностью к проектной деятельности и творческим мышлением по методике Торранса связь обратная, слабой степени выраженности (-0,005). Это означает, что существует отрицательная связь склонности к проектной деятельности и уровнем творческого мышления.
Также значимая взаимосвязь наблюдается между склонностью к проектной деятельности и шкалой оригинальности по тесту Медника (0,038). Связь прямая,
слабой степени выраженности. Это говорит о том, что у подростка, владеющего оригинальными способностями, есть склонность к проектной деятельности.
Между шкалой универсальность и склонностью к проектной деятельности также наблюдается значимая взаимосвязь (0,072). Связь прямая, слабой степени выраженности. Это показывает, что подросток с высокими универсальными качествами личности, имеет склонность к проектной деятельности.
Значимая взаимосвязь наблюдается между шкалой тревожности по тесту Айзенка и склонностью к проектной деятельности учеников (0,150). Связь прямая, слабой степени выраженности. Это говорит о том, что у подростков, с нормальной степенью тревожности, адекватная самооценка и их также оценивает учитель.
Между шкалой фрустрации и склонностью к проектной деятельности наблюдается взаимосвязь (0,121). Связь прямая, слабой степени выраженности. Это означает, что уровень фрустрации развит в норме, точно также как и оценивает учитель.
Также значимая взаимосвязь наблюдается между шкалой агрессивности по методике Айзенка и склонностью к проектной деятельности (0.179). Связь прямая, слабой степени выраженности. Это говорит о том, что неагрессивный ребенок с нормальной самооценкой имеет склонность к проектной деятельности.
Значимая взаимосвязь наблюдается между лидерскими качествами подростка и склонностью к проектной деятельности (0,126). Связь прямая, слабой степени выраженности. Это говорит о том, что подросток, обладающий лидерскими качествами, склонен к проектной деятельности.
Итак, нами обнаружены следующие взаимосвязи между склонностью к проектной деятельности учеников и творческим мышлением, между склонностью к проектной деятельности и шкалой оригинальности, шкалой универсальность и склонностью к проектной деятельности, между шкалой тревожности по тесту Айзенка и склонностью к проектной деятельности учеников, между шкалой фрустрации и склонностью к проектной деятельности, между шкалой агрессивности по методике Айзенка и склонностью к проектной деятельности, между лидерскими качествами и склонностью к проектной деятельности подростка.
Из полученных данных мы видим, что наша гипотеза: что следующие факторы такие как: психологические особенности подростков (творческое мышление, лидерские качества, креативность), совместно с тьюторским сопровождением могут влиять на развитие проектной деятельности. Отсюда следует, что наша гипотеза - подтверждается.
Список литературы
1. Андреева Е.А. Эволюция классической модели тьюторской деятельности и ее современные формы // Вестник ПАГС, 2010. № 5. С. 140-144.
2. Акиншина И.Б. Развитие тьюторства в рамках студенческого самоуправления в высшей школе германии / И.Б. Акиншина // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 5.
3. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Белицкая. Волгоград: ВГПУ Перемена, 2012.
4. Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка». Москва, 2006. 217 с.
5. Гордон Эдвард. Столетия тьюторства / Эдвард Гордон, Элайн Гордон. Пер. С англ. Под ред. С.Ф. Сироткина, Д.Ю. Гребенкина. Ижевск: ERGO, 2008. 351 с.
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Самара, 2010. с. 43.
7. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
8. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4 [Текст] / Т.М. Ковалева. Москва: Первое сентября, 2010.
9. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., 2005. с. 13.
10. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. М., 2009. с. 91.
11. Чиркова И.Н. Тьюторство: самоопределение в контексте современности / Отв. ред. С.Ф. Сироткин, И.Н. Чиркова. Ижевск: Удмуртский государственный университет. ERGO, 2011.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Мельникова С.А.
Мельникова Светлана Алексеевна - практический клинический психолог, судебный психолого-педагогический эксперт, колледж «Московия», г. Домодедово
Аннотация: стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года акцентируется внимание на решении проблемы совершенствования кадрового состава педагогического корпуса, а также вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия профессиональной компетентности педагога вызовам современного общества. Ключевые слова: профессиональный рост, инклюзивное образование, повышение квалификации.
В ряде нормативно-правовых документов, таких как Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года акцентируется внимание на решении проблемы совершенствования кадрового состава педагогического корпуса, а также вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия профессиональной компетентности педагога вызовам современного общества [6].
Активизирующим обстоятельством является и то, что право педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку становится теперь обязанностью педагога. Более того, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает минимальный объем часов, предполагаемых к освоению в рамках программ повышения квалификации учителей, а именно - для реализующих программу основного общего образования - 108 часов [4].
Прежде чем говорить о профессиональном росте педагога-психолога, важно обозначить специфику тех условий, в которых работает специалист. Педагог, работающий в колледже, сталкивается с повышенной эмоциональной нагрузкой. Ведь студенты таких образовательных учреждений - в основном подростки, в возрасте 15-18 лет. А это один из самых «сложных» возрастных периодов развития человека.
Педагогу-психологу в этом отношении еще сложнее, потому что он работает не только со студентами, но и их родителями, постоянно взаимодействуя с преподавателями и администрацией учебного заведения. Ему важно в своей работе учитывать интересы всех сторон. А это требует наличия высоких личностных качеств и профессионального мастерства.
Вышеперечисленные факторы говорят о том, что необходима целая система мер, направленных с одной стороны на профилактику эмоционального выгорания у