Научная статья на тему 'Факторы развития предпринимательских структур'

Факторы развития предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлафман Александр Изевич

Определены авторские подходы к видению проблем современного предпринимательства, а также зависимость и влияние системообразующих факторов развития экономики на благоприятность предпринимательского климата.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article author's approaches to vision of problems of modern business are defined. Dependence and influence of backbone factors of development of economy on usefulness of an enterprise climate are defined.

Текст научной работы на тему «Факторы развития предпринимательских структур»

УДК 336.33

А.И. Шлафман

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Современное состояние условий развития субъектов предпринимательской деятельности требует дальнейшего совершенствования в направлении формирования более благоприятного предпринимательского климата для организации и реализации множества инноваций.

В зависимости от условий и темпов текущего развития отраслей хозяйствования, от характера взаимодействия предпринимательских структур множества отраслей друг с другом, а также с другими экономическими субъектами рынка предпринимательские структуры реализуют ключевую идею, которую определило на ближайшую перспективу высшее руководство страны - переход экономики государства на инновационный путь развития и модернизация производственной базы ключевых производителей.

Однако современные требования и нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, кажутся порой безадресными и мало поддаются структуризации с точки зрения реализации предпринимательских идей.

Так, представляются неполными требования государства к организации контроля за обращением прав интеллектуальной собственности в России. Следует отметить, что это направление представляется сложным и для экономик других развитых стран мира.

Сложно структурировать требования государства к организации процесса внедрения рисковых и технически сложных инноваций; современные предпринимательские структуры не защищены и не имеют дополнительных возможностей к ведению деятельности на основе использования венчурного капитала.

Крупные предпринимательские структуры ведут активную работу по сокращению либо оптимизации налогового бремени, которое в настоящее время не позволяет реализовывать высокодоходные виды бизнеса без серьезных

потерь для новых направлений. Оптимизация касается учета и контроля за свободными средствами, которые могут быть направлены на разработку инновационных решений, на модернизацию технологического и управленческого процессов.

Сложности, преследующие современные предпринимательские структуры на пути извлечения большего дохода, также связаны с ограничением стоимости благ для конечного потребителя; они создаются естественным образом, через снижение покупательской активности широкого круга потребителей. Низкий доход домашних хозяйств как самостоятельных субъектов рыночных отношений не позволяет им развивать собственные потребности, не позволяет расширять собственные возможности, ограничивает доступ к инновационным решениям, которые на современном рынке конечно же представлены, но практически недоступны среднему классу.

Большую часть товаров, услуг и других благ, потребляемых современным обществом в РФ, следует отнести к низкокачественным. Их особенность в том, что хотя они и не способны нанести серьезного вреда потребителю, но их полезность весьма ограниченна, по сравнению с инновационными решениями, которые можно найти на рынке и которые, в свою очередь, гораздо дороже. Это касается результатов практически любого направления хозяйствования, будь то машиностроение, транспортные услуги, мясоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, т. е. любое направление деятельности предлагает товары и услуги широкого потребления; при этом есть возможность приобрести блага с большей полезностью, высокой надежностью и меньшим вредом для здоровья, такие результаты труда на первом этапе внедрения на рынок предлагают именно предпринимательские структуры.

Ограничивающие факторы

Снижение

Оптимизация Снижение Рост стоимости Рост производств качества благ

налогового бремени потребительских высококачественных массового для нужд

предприятии возможностей товаров характера широкого потребления

Развитие предпринимательских структур

Заинтересованность потребителей в повышении качества благ Глобальный рост потребления Развитие ключевых отраслей промышленности по пути НТР Принятый государством вектор развития экономики по пути освоения инноваций Цикличность и замкнутость конкурентных отношений на большинстве рынков

Стимулирующие факторы

Факторы, определяющие темпы развития предпринимательских структур

Заинтересованность граждан современного государства в повышении качества потребляемых ими благ растет по мере роста доступности информационных ресурсов, таким образом, развитие предпринимательства имеет несколько системообразующих стимулов: это глобальный рост потребления, рост объемов спроса в качественных благах, развитие ключевых отраслей промышленности через внедрение и применение предпринимательских инноваций.

С другой стороны, развитие предпринимательства имеет ряд системообразующих ограничителей роста: общая тенденция к оптимизации налогового бремени предприятий, снижение потребительской возможности к приобретению более качественных, но более дорогих благ, вовлечение на рынок промышленного производства массового характера с минимальными требованиями к качеству благ и минимальным участием новых технических и управленческих решений (см. схему).

Множество суждений о препятствиях и стимулах развития современных предпринимательских структур обобщено такими классиками, как М. Портер [1, с. 85] (и его «Пять сил конкуренции»), А.Ю. Юданов [2, с. 123] (и его «Цикл

жизни фирмы»). В этих и многих других работах [4-6] рассмотрены механизмы конкуренции классических предприятий и современных предпринимательских структур. Сложностью любого из исследуемых механизмов является его относительная замкнутость.

Рыночный механизм имеет относительную замкнутость, которая прерывается инструментами государственного регулирования рыночных отношений внутри страны. Множество современных отраслей хозяйствования попросту не смогли бы существовать без государственной поддержки. С другой стороны, отказ государства от ряда объектов, разгосударствление производств и начальных ресурсов предопределяют необходимость заключения государственных контрактов на приобретение и выработку благ для государственных и общественных нужд.

Механизм государственного регулирования также имеет относительную замкнутость. Рыночные отношения с внешним миром и необходимость организации поддержки дотационных отраслей разрывают представление о замкнутости механизма государственного регулирования в стране.

В отношениях совершенной конкуренции даже в ее самых жестких условиях находится тот момент времени, когда на рынок поступают инновации и останавливать их поток никто не берется. Это «новая кровь» для современного рынка, которая способна омолодить конкурентные отношения. Вместе с ней на рынке появляются и предпринимательские структуры. Однако именно это явление вызывает массовое беспокойство, появление новых конкурентов порождает дополнительное давление на участников рынка и ужесточает конкурентную борьбу. Таким образом, любая инновация внедряется и на начальном этапе реализуется в неблагоприятной конкурентной среде.

Рыночный механизм регулирования предпринимательской деятельности имеет разрешительный характер, определяет возможности и допуски предпринимательских структур на рынки, формирует экономические барьеры на пути недобросовестной конкуренции, но вместе с тем и снижает возможности внедрения инноваций, повышая требования и усложняя процесс адаптации новых предприятий в рыночной среде [9].

Прорыв и успех предпринимательской деятельности может быть обеспечен за счет уникальности инновации и безоговорочных преимуществ, которые она несет для участников рынка. Однако далеко не все инновации, даже, правильнее заметить, - редкие инновации способны перевернуть рынок, чаще они дополняют, уточняют, дорабатывают недостатки, которые заметны в деятельности предприятий в реальном времени. Серьезные, дорогостоящие и технически сложные инновации в России внедряются сквозь неприятие самими предприятиями и рынком. Современный российский рынок готов лишь к тому, чтобы потреблять готовые инновации, импортируемые из-за рубежа.

В этих условиях повышается значимость косвенных регуляторов рыночных отношений. Государство наряду с мировыми общественными организациями может и должно выступать косвенным регулятором современного рынка.

Прямое государственное регулирование предпринимательской деятельности применимо в условиях сохранения и защиты внутренних интересов граждан и позиций экономики страны на мировой арене. В остальных случаях регулирование государством экономики должно сохранять косвенный характер.

Регулирование формирования и развития инноваций, поддержка реализации предпринимательской деятельности должны иметь косвенный характер, что позволит воспользоваться преференциями именно активной части рынка. С другой стороны государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности должны быть адресны и затрагивать те направления предпринимательской деятельности, которые востребованы рынком, а также формировать условия для реализации предпринимательской деятельности с реальным набором предпринимательских идей.

Основной задачей организации государственного регулирования экономики является обеспечение поступательного роста. Необходимым условием обеспечения поступательного, непрерывного роста является пополнение рынков производства новыми идеями и решениями. В условиях развития предпринимательских идей, культивируемых на основе развития новых технологий и современных исследований в области менеджмента, предпринимательская деятельность является тем рычагом воздействия, который способен определить направление и темпы развития регионов и страны в целом.

Таким образом, факторы, стимулирующие развитие: глобальный рост потребления, рост объемов спроса в качественных благах, развитие ключевых отраслей промышленности через внедрение и применение предпринимательских инноваций могут быть поддержаны государством лишь в долгосрочной, стратегической перспективе, тогда как ограничители роста: общая тенденция к оптимизации налогового бремени предприятий, снижение потребительской возможности к приобретению более качественных благ, вовлечение на рынок промышленного производства массового ха-

рактера с минимальными требованиями к качеству благ и минимальным участием новых технических и управленческих решений могут быть компенсированы управленческими решениями на государственном уровне уже сейчас. Формирование строгих правил к ведению конкурентной борьбы, осуществление прогрессивного контроля за качеством потребляемых благ населением, позволят современным предпринимательским структурам расширить возможности внедрения и использования инноваций.

Таким образом, предпринимательские структуры могут быть представлены в современной макроэкономической модели управления экономикой страны как акселератор развития, требующий доработки механизма, позволяющего ему взаимодействовать с другими участниками рынка. В свою очередь, механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности может выступать реальным инструментом, определяющим необходимый и достаточный темп развития экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер, М. Конкуренция [Текст] : пер. с англ. / М. Портер. - М.: Вильямс, 2000.

2. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст] / А.Ю. Юданов; ассоц. авт. и издат. «Тандем». - М.: Гном-Пресс, 2000, 1998.

3. Негл, Т.Т. Стратегия и тактика ценообразования [Текст] / Т.Т. Негл, Р.К. Холден; пер. с англ. под ред. Г.А. Маховиковой, С.А. Котлярова. - СПб.: Питер, 2001.

4. Хасси, Д. Стратегия и планирование [Текст] / Д. Хасси; пер. с англ. Т. Еремеевой. - СПб.: Питер, 2001.

5. Чубаков, Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия [Текст] / Г.Н. Чубаков. - М.: Инфра-М, 2006.

6. Шонтов, А.П. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации [Текст] / А.П. Шонтов. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 206 с.

7. Шраг, Н.И. Промышленные комплексы [Текст] / Н.И. Шраг. - М.: Союз, 1969. - 198 с.

8. Штульберг, Б.М. Совет по изучению производительных сил. Региональные исследования в 19901999 гг. [Текст] / Б.М. Штульберг, Т.Н. Зайцева // Проблемы федерализма местного самоуправления и территориального развития в России. - М.: УРСС, 2000. - С. 410.

9. Бабкин, А.В. Анализ эволюционной теории предпринимательских начинаний [Текст] / А.В. Бабкин, А.Б. Крутик // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2011. - № 6. - С. 237-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.