Шлафман А.И. Экономические субъекты и объекты регулирования...
УДК 336.33
Экономические субъекты и объекты регулирования предпринимательской деятельности
А.И. Шлафман
Экономический факультет Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кафедра экономики и управления
Аннотация. В статье проведена систематизация современных теоретических и научно-практических подходов к выделению субъектов и объектов предпринимательской деятельности. Представлено авторское видение решения проблем современного предпринимательства. Проведен анализ влияния системообразующих факторов развития экономики на благоприятность предпринимательского климата. Показано, что именно разграничение государственного и рыночного участия регуляторов в развитии предпринимательских инноваций по выделенным в статье этапам их развития позволяет уточнить и дополнить задачи современных государственных программ регулирования и поддержки предпринимательства.
Abstract. In the paper the systematization of modern theoretical and practical approaches to the selection of subjects and objects of business has been carried out. The author's vision of modern business problems has been presented. The influence of systemic factors in the development of the economy on a favorable business climate has been analyzed. It has been shown that separation of state and market regulators participate in the development of entrepreneurial innovation allows us to refine and add to the problem of modern government regulatory programs and business support.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские инновации, предпринимательские структуры Key words: business, enterprise innovations, enterprise structures
1. Введение
Современное состояние условий развития субъектов предпринимательской деятельности требует дальнейшего совершенствования в направлении формирования более благоприятного предпринимательского климата для организации и реализации множества инноваций.
Актуальность решения научных проблем формирования благоприятного предпринимательского климата подтверждается определяющими течениями научных исследований классиков экономики предпринимательства Й. Шумпетера, Р. Контильона и построенных на их основе современными учеными М. Портером, А. Юдановым концепций развития предпринимательских структур в конкурентной среде.
Однако до настоящего времени научные разработки не приобрели необходимой степени адресности: ни в ранних, ни в современных исследованиях, на наш взгляд, недостаточно точности в определении субъектов предпринимательства и способов их взаимодействия для построения регулирующего воздействия, способного оптимизировать предпринимательский климат.
Основной целью исследования является систематизация современных теоретических и научнопрактических подходов к выделению субъектов и объектов предпринимательской деятельности.
2. Экономические объекты и субъекты регулирования
В зависимости от текущего развития отраслей хозяйствования и во взаимодействии их друг с другом, а также с другими экономическими субъектами рынка предпринимательские структуры реализуют ключевую идею, которую определило на ближайшую перспективу высшее руководство страны - переход экономики государства на инновационный путь развития. Однако современные требования и нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, видятся нам безадресными и мало поддаются структуризации с точки зрения реализации предпринимательских идей.
Представляются неполными требования государства к организации контроля за обращением прав интеллектуальной собственности в России, это направление является сложным и для экономик других развитых стран мира. Сложно структурировать требования государства и к организации процесса внедрения рисковых и технически сложных инноваций. Современные предпринимательские структуры не защищены, не имеют дополнительных возможностей для осуществления деятельности на основе использования венчурного капитала.
250
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.250-253
Крупные предпринимательские структуры ведут активную работу по сокращению и оптимизации налогового бремени, которое в настоящее время не позволяет реализовывать высокодоходные виды бизнеса без серьезных потерь для новых направлений.
Сложности, преследующие современные предпринимательские структуры на пути извлечения большего дохода, также связаны с ограничением стоимости благ для конечного потребителя. Сложности возникают естественным образом, через снижение покупательской активности широкого круга потребителей. Низкий доход домашних хозяйств как самостоятельных субъектов рыночных отношений не позволяет им развивать собственные потребности, не позволяет расширять собственные возможности, ограничивает доступ к инновационным решениям, которые на современном рынке представлены, однако практически не доступны среднему классу.
Большую часть товаров, услуг и иных благ, потребляемых современным обществом в РФ, следует отнести к низкокачественным. Особенность их состоит в том, что они не наносят серьезного вреда потребителю, но и полезность их весьма и весьма ограничена - в сравнении с инновационными продуктами, которые можно найти на рынке, но которые существенно дороже. Это касается результатов практически любого направления хозяйствования - будь то машиностроение, транспортные услуги, мясоперерабатывающая промышленность или сельское хозяйство.
Любое направление деятельности предлагает товары и услуги широкого потребления, при этом есть возможность приобрести блага с большей полезностью, высокой надежностью и меньшим вредом для здоровья - такие результаты труда на первом этапе внедрения на рынок предлагают именно предпринимательские структуры.
Заинтересованность граждан современного государства в повышении качества потребляемых ими благ растет по мере роста доступности информационных ресурсов. Именно поэтому развитие предпринимательства имеет несколько системообразующих стимулов: глобальный рост потребления, рост объемов спроса на качественные блага, развитие ключевых отраслей промышленности через внедрение и применение предпринимательских инноваций.
С другой стороны, развитие предпринимательства имеет ряд системообразующих ограничителей роста: общая тенденция к оптимизации налогового бремени предприятий; снижение потребительской возможности к приобретению более качественных, но более дорогих благ; вовлечение на рынок промышленного производства массового характера, с минимальными требованиями к качеству благ и минимальным участием новых технических и управленческих решений (рис. 1).
Ограничивающие факторы
Оптимизации налогового бремени предприятий Снижение потреби- тельских возможностей Рост стоимости высококачественных товаров Рост производств массового характера Снижение качества благ для нужд широкого потребления
Развитие предпринимательских структур
Заинтересованность потребителей в повышении качества благ Глобальный рост потребления Развитие ключевых отраслей промышленнос ти по пути НТР Принятый государством вектор развития экономики по пути освоения инноваций Цикличность и замкнутость конкурентных отношений на большинстве рынков
Стимулирующие факторы
Рис. 1. Факторы, определяющие темпы развития предпринимательских структур
251
Шлафман А.И. Экономические субъекты и объекты регулирования...
Множество суждений о препятствиях и стимулах развития современных предпринимательских структур обобщены такими классиками, как Портер (2000) и его "Пять сил конкуренции", Юданов (2000) и его "Цикл жизни фирмы". В этих и многих других работах (Хасси, 2001; Чубаков, 2006; Негл, Холден, 2001) рассмотрены механизмы конкуренции классических предприятий и современных предпринимательских структур. Сложностью любого из исследуемых механизмов является его относительная замкнутость.
В отношениях совершенной конкуренции, даже в ее самых жестких условиях, находится такой момент времени, когда на рынок поступают инновации, и останавливать их поток никто не берется. Это "свежая кровь" для современного рынка, которая способна омолодить конкурентные отношения, вместе с ней на рынке появляются и предпринимательские структуры. Однако именно это явление вызывает массовое беспокойство: появление новых конкурентов порождает дополнительное давление на участников рынка и ужесточает конкурентную борьбу. Таким образом, любая инновация внедряется и на начальном этапе реализуется в неблагоприятной конкурентной среде.
Рыночный механизм регулирования предпринимательской деятельности имеет разрешительный характер, определяет возможности и допуски предпринимательских структур на рынки, формирует экономические барьеры на пути недобросовестной конкуренции, но вместе с тем, - снижает возможности внедрения инноваций, повышая требования и усложняя процесс адаптации новых предприятий к рыночной среде.
Прорыв и успех предпринимательской деятельности может быть обеспечен за счет уникальности инновации и безоговорочных преимуществ, которые она несет для участников рынка. Однако далеко не все инновации, даже правильнее заметить - редкие инновации способны перевернуть рынок; как правило, они лишь восполняют недостатки рыночного предложения и при этом делают очевидными недоработки хозяйствующих субъектов рынка, которые заметны в деятельности предприятий в реальном времени. Серьезные, дорогостоящие и технически сложные инновации в России внедряются сквозь неприятие самими предприятиями и рынком. Современный рынок готов к тому, чтобы потреблять готовые инновации, импортируемые из-за рубежа.
В этих условиях повышается значимость косвенных регуляторов рыночных отношений. Государство в сотрудничестве с мировыми общественными организациями может и должно выступать косвенным регулятором современного рынка.
Прямое государственное регулирование предпринимательской деятельности применимо в условиях сохранения и защиты внутренних интересов граждан и позиций экономики страны на мировой арене. В остальных случаях регулирование государством экономики должно сохранять косвенный характер.
Регулирование формирования и развития инноваций, поддержка ключевых бизнес-процессов в реализации предпринимательской деятельности должны иметь косвенный характер именно потому, что это позволит представителям активной части рынка воспользоваться преференциями. К прямому акту поддержки со стороны государства современное предпринимательство не готово, прямое вмешательство ведет к расширению коррупции и увеличению количества фактов злоупотребления нецелевым расходованием средств. С другой стороны, государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности должны быть адресны и затрагивать те направления предпринимательской деятельности, которые востребованы рынком, а также формировать условия для реализации предпринимательской деятельности с реальным набором предпринимательских идей.
Основная задача организации государственного регулирования экономики - обеспечение ее поступательного непрерывного роста. Необходимым условием для этого нам видится пополнение рынков производства новыми идеями и решениями. В развитии же предпринимательских идей на основе новых технологий и современных исследований в области менеджмента собственно предпринимательская деятельность и является рычагом воздействия - рычагом, способным определить направление и темпы развития экономики регионов и страны в целом.
Таким образом, предпринимательские структуры могут быть представлены в современной макроэкономической модели управления экономикой страны как акселератор развития, определяющий необходимость доработки механизма функционирования рынка и взаимодействия всех его участников. В свою очередь, механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности может выступать реальным инструментом, определяющим необходимый и достаточный темп развития экономики страны.
Основной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности является решение проблемы согласования интересов бизнеса и гражданского населения. Исключая влияние международных отношений, таких как требования к организации бизнеса при вхождении России в ВТО, система экономического регулирования предпринимательской деятельности будет включать государственные и рыночные регуляторы, баланс между которыми должен позволить эффективно реализовывать множество инноваций, которые несет в себе предпринимательская деятельность (рис. 2).
252
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.250-253
Рис. 2. Совокупность экономических субъектов и объектов регулирования предпринимательской деятельности внутри государства
3. Заключение
Таким образом, государственное регулирование деятельности предпринимательских структур является системой требований и мероприятий по поддержанию активности в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, построенной с учетом особенностей конкуренции на отдельных рынках и в отдельных регионах, а также решения задач по защите социальных и экономических интересов гражданского населения страны.
Рассмотренный в статье подход к определению и становлению предпринимательских инноваций позволяет повысить адресность регулирующих воздействий и сократить сроки становления и развития предпринимательского климата для выделенных объектов регулирования.
Разделение экономических субъектов регулирования на рыночные и государственные не является абсолютно новым и сугубо субъективным. Однако именно разграничение государственного и рыночного участия регуляторов в развитии предпринимательских инноваций по выделенным в статье этапам их развития позволяет уточнить и дополнить задачи современных государственных программ регулирования и поддержки предпринимательства.
Литература
Негл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. СПб., Питер, 326 с., 2001.
Портер М. Конкуренция. М., Вильямс, 452 с., 2000.
Хасси Д. Стратегия и планирование. СПб., Питер, 432 с., 2001.
Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М., Инфра-М, 246 с., 2006. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., Ассоциация авт. и издат. "Тандем", 328 с., 2000.
253