Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов вв МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки'

Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов вв МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / КУРСАНТЫ / ГОТОВНОСТЬ К БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАНЯТИЯ ПО ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюкин Анатолий Васильевич, Болотин Александр Эдуардович, Напалков Юрий Андреевич

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки. В качестве основных факторов, определяющих необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, респонденты отметили особенности боевой деятельности выпускников, а также тесную связь эффективности их боевой деятельности, с показателями огневой и физической подготовки. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие недостаточного уровня подготовленности курсантов по огневой и физической подготовке, а также на сильную зависимость результатов в стрельбе от уровня физической подготовленности курсантов. Большое значение имеют недостаточное применение комплексных средств огневой и физической подготовки, а также необходимость учета негативных последствий физической нагрузки на результативность стрельбы. Важными факторами являются не одинаковая степень воздействия физической нагрузки на результативность стрельбы из различных видов оружия и наличие серьезных различий в эффективности стрельбы на фоне утомления и в состоянии покоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюкин Анатолий Васильевич, Болотин Александр Эдуардович, Напалков Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the need in the readiness reaching for the cadets of the higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the fighting activity with application of the means of firing proficiency and physical preparation

The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining the need in readiness to fighting activity for the cadets at higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia with application of the means of the firing proficiency and physical preparation. As major factors defining the need in cadets fighting activity readiness formation at higher education institutions of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia respondents noted the features of the fighting activity of graduates, and also close connection of efficiency of their fighting activity with the indicators of firing proficiency and physical preparation. Respondents have also paid attention to such factors as insufficient level of cadets readiness at firing proficiency and physical preparation, and also to strong dependence of results in shooting on the level of physical readiness of the cadets. Insufficient application of the complex means of the firing proficiency and physical preparation, and also the need in accounting of the negative consequences of the physical activity influencing on the productivity of shooting are of great importance. Among the important factors there is non-identical extent of impact of physical activity on the productivity of shooting from the different types of the weapon and existence of the serious distinctions in efficiency of shooting against exhaustion and at rest.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов вв МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки»

Тактические задачи спортсмен начинает решать с первых минут после старта и вплоть до пересечения линии финиша. Чем выше квалификация спортсмена, тем больше степень влияния на конечный результат имеет успешность решения тактических задач. Вывод. Анализ соревновательной деятельности показывает, что в спортивной радиопеленгации от спортсмена требуется интегральный подход к выполняемой им работе. Представление соревновательной деятельности на классических дистанциях в СРП в виде приведенной структуры обеспечит ее более глубокое понимание, что в свою очередь позволит спортсменам эффективно осваивать и совершенствовать различные виды подготовки. ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленский, К.Г. Методика технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов в спортивной радиопеленгации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Зеленский Константин Григорьевич. - СПб., 2001. - 23 c.

REFERENCES

1. Zelenskiy, K.G. (200l), Methods of technical and tactical training of elite athletes in sports radio direction finding: dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: ardf_zelenskii@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2014.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ К БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Анатолий Васильевич Зюкин, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Юрий Андреевич Напалков, соискатель, Саратовский военный институт внутренних

войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, опреде-ляюших необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки. В качестве основных факторов, определяюших необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, респонденты отметили особенности боевой деятельности выпускников, а также тесную связь эффективности их боевой деятельности, с показателями огневой и физической подготовки. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие недостаточного уровня подготовленности курсантов по огневой и физической подготовке, а также на сильную зависимость результатов в стрельбе от уровня физической подготовленности курсантов. Большое значение имеют недостаточное применение комплексных средств огневой и физической подготовки, а также необходимость учета негативных последствий физической нагрузки на результативность стрельбы. Важными факторами являются не одинаковая степень воздействия физической нагрузки на результативность стрельбы из различных видов оружия и наличие серьезных различий в эффективности стрельбы на фоне утомления и в состоянии покоя.

Ключевые слова: факторы; курсанты; готовность к боевой деятельности; занятия по огневой и физической подготовке.

ll

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p77-81

FACTORS DEFINING THE NEED IN THE READINESS REACHING FOR THE CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO THE FIGHTING ACTIVITY WITH APPLICATION OF THE MEANS OF FIRING PROFICIENCY AND

PHYSICAL PREPARATION Anatoly Vasilyevich Zyukin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg,

Alexander Eduardovich Bolotin, doctor of pedagogical sciences, professor,

St. Petersburg State Polytechnical University,

Yury Andreevich Napalkov, the competitor,

Saratov Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

Annotation

The article presents the results of researches of authors on identification of the factors defining the need in readiness to fighting activity for the cadets at higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia with application of the means of the firing proficiency and physical preparation. As major factors defining, the need in cadets fighting activity readiness formation at higher education institutions of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia respondents noted the features of the fighting activity of graduates, and close connection of efficiency of their fighting activity with the indicators of firing proficiency and physical preparation. Respondents have also paid attention to such factors as insufficient level of cadet’s readiness at firing proficiency and physical preparation, and also to strong dependence of results in shooting on the level of physical readiness of the cadets. Insufficient application of the complex means of the firing proficiency and physical preparation, and also the need in accounting of the negative consequences of the physical activity influencing on the productivity of shooting are of great importance. Among the important factors, there is non-identical extent of impact of physical activity on the productivity of shooting from the different types of the weapon and existence of the serious distinctions in efficiency of shooting against exhaustion and at rest.

Keywords: factors, cadets, readiness for fighting activity, classes in fire and physical preparation.

В современных условиях на выпускников вузов внутренних войск МВД России возлагается большая ответственность по наведению конституционного порядка в стране. Поэтому повышение уровня боевой готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России является в настоящее время одной из важнейших задач боевой подготовки. [1, 5,

9, 10].

В настоящее время большое значение уделяется повышению уровня боевой готовности курсантов в вузах внутренних войск МВД России, связанной с улучшением эффективности занятий по огневой и физической подготовке. Практика показывает, что проведение комплексных занятий по огневой и физической подготовке с курсантами играет важную роль в развитии не только физических качеств, но и в повышении уровня их готовности к эффективной стрельбе из разных видов оружия, что благоприятно сказывается на их служебно-боевой деятельности. [1, 9, 10].

В настоящее время занятия по огневой и физической подготовке с курсантами проводятся раздельно. Вместе с тем, во многих исследованиях отмечается, что стрельба после физической нагрузки имеет свои особенности. [1, 5, 9, 10]. У курсантов с низкими показателями физической подготовленности результативность стрельбы на фоне утомления не высокая. Поэтому раздельное обучение стрельбе из штатного оружия может иметь краткосрочный положительный эффект лишь на начальном этапе обучения курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Это негативно сказывается на повышении уровня боевой готовности курсантов.

Практика свидетельствует о необходимости формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с одновременным исполь-

зованием средств огневой и физической подготовки. Такая организация учебного процесса с курсантами облегчает освоение важнейших военно-прикладных навыков в стрельбе, а также способствует более эффективному развитию физических качеств. Под влиянием таких комплексных нагрузок во время занятий по огневой и физической подготовке происходит повышение резервных возможностей организма курсантов, которые положительно влияют повышение уровня боевой готовности курсантов. [1-10].

Решение вышеперечисленных задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 77 тренеров и преподавателей вузов внутренних войск МВД России, имеющих опыт работы на кафедрах физической подготовки и спорта более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности,

с использованием средств огневой и физической подготовки (п=77)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Особенности боевой деятельности выпускников вузов внутренних войск МВД России 18,3

2 Тесная связь эффективности боевой деятельности, выпускников вузов внутренних войск МВД России, с показателями огневой и физической подготовки 17,8

3 Наличие недостаточного уровня подготовленности курсантов по огневой и физической подготовке 15,4

4 Недостаточное применение комплексных средств огневой и физической подготовки 14,3

5 Сильная зависимость результатов в стрельбе от уровня физической подготовленности курсантов 10,7

6 Необходимость учета негативных последствий физической нагрузки на результативность стрельбы 9,6

7 Наличие серьезных различий в эффективности стрельбы на фоне утомления и в состоянии покоя 7,2

8 Не одинаковая степень воздействия физической нагрузки на результативность стрельбы из различных видов оружия 6,7

В качестве основных факторов, определяющих необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, респонденты отметили особенности боевой деятельности выпускников, а также тесную связь эффективности их боевой деятельности, с показателями огневой и физической подготовки. Респонденты обратили внимание также на такие факторы как наличие недостаточного уровня подготовленности курсантов по огневой и физической подготовке, а также на сильную зависимость результатов в стрельбе от уровня физической подготовленности курсантов. Большое значение имеют недостаточное применение комплексных средств огневой и физической подготовки, а также необходимость учета негативных последствий физической нагрузки на результативность стрельбы. Важными факторами являются не одинаковая степень воздействия физической нагрузки на результативность стрельбы из различных видов оружия и наличие серьезных различий в эффективности стрельбы на фоне утомления и в состоянии покоя.

Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость формирования готовности курсантов, вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава кафедр по физической подготовке и спорту вузов внутренних войск МВД России для повышения уровня боевой

готовности курсантов. ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета данных факторов для разработки оптимальной модели проведения занятий с курсантами по огневой и физической подготовке. ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.

6. Болотин, А.Э. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов / А.Э. Болотин, А.В. Буханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 30-34.

7. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин, И.А. Панченко, А.В. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-35.

8. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 1721.

9. Зюкин, А.В. Показатели готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности / А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 40-44.

10. Зюкин, А. В. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к боевой деятельности с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

5. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), “Typological signs of the educational environment nec-

essary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.

6. Bolotin, A.E. and Bukhanov, A.V. (2G13), “Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1G3, No. 9, pp. 3G-34.

7. Bolotin, A.E., Panchenko I.A. and Volkov, A.V. (2G14), “Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-35.

8. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2G14), “The factors defining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 17-21.

9. Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2G14), “Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 4G-44.

1G. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2G14), “Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity with use of means of fire and physical preparation”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2014.

УДК 378

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С АДАПТАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ

Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Освоение образовательных программ но направлению «Физическая культура» предусматривает формирование у студентов адаптационного потенциала, который является системообразующим фактором психофизиологического, интеллектуального, философского и нравственного потенциалов. Тренер по спортивному ориентированию должен обладать этими качествами в системном виде, поскольку он должен формировать эти качества у своих учеников. В рамках компетент-ностного подхода дифференцированный подход к формированию отдельных общекультурных компетенций, не дает возможность оценить адаптационный потенциал личности тренера в системном (интегральном) виде.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, системный подход, компетенции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p81-86

TO THE ISSUE OF CORRELATION OF THE GENERAL CULTURAL COMPETENCIES OF THE UNIVERSITY GRADUATES IN "PHYSICAL CULTURE" WITH INDIVIDUAL ADAPTIVE CAPACITY OF THE ORIENTEERING COACH

Sergey Alexandrovitch Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Mastering of the educational programs in "Physical culture" requires the formation among the students the adaptation capacity that is a key factor for the psycho-physiological and intellectual, philosophi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.