Научная статья на тему 'Факторы, определяющие выбор стратегии государственного вуза в условиях дефицита бюджетного финансирования'

Факторы, определяющие выбор стратегии государственного вуза в условиях дефицита бюджетного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Стратегия / высшее учебное заведение / конкурентные преимущества / стратегическое управление / финансирование / бюджет / Strategy / higher educational institution / competitive advantages / strategic management / financing / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глечикова Т. О.

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегии развития высших учебных заведений в условиях трансформации механизма финансирования вузов и сокращения средств, поступающих в вузы из внебюджетных источников. Установлены основные функции финансового менеджмента автономных и бюджетных учреждений высшего образования, в числе которых: поиск основных направлений привлечения дополнительного финансирования деятельности вузов; поддержание принципа целевого распределения финансовых ресурсов, полученных из внебюджетных источников; оценка уровня эффективности расходов с учетом рисков, связанных с управлением и получением дополнительных финансовых средств. Выявлено, что стратегия развития вуза имеет внешнюю и внутреннюю составляющие, которые при грамотном стратегическом управлении способствуют формированию в сознании потребителя и контактных аудиторий устойчивых позитивных ассоциаций, связанных с учебным заведением в целом и предоставляемыми им образовательными услугами, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors defining the choice of strategy of state university in the conditions of deficiency of the budgetary financing

In article questions of formation of the strategy of development for higher educational institutions in the conditions of transformation of a funding mechanism for higher education institutions and reduction of the means going to the universities from non-budgetary sources are considered. Are established the main functions of financial management of autonomous and budgetary institutions of the higher education among which: search of the main directions of attraction of additional financing of activity of higher education institutions; maintenance of the principle of target distribution of the financial resources received from non-budgetary sources; an assessment of level of efficiency of expenses taking into account the risks connected with management and receiving additional financial means. It is revealed that the development strategy of higher education institution has external and internal components which at competent strategic management promote formation in consciousness of the consumer and contact audiences of the steady positive associations connected with educational institution in general and the educational services provided to them, in particular.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие выбор стратегии государственного вуза в условиях дефицита бюджетного финансирования»

УДК 338.266

Глечикова Т.О.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Glechikova T.O.

The factors defining the choice of strategy of state university in the conditions of deficiency of the budgetary financing

В основе экономической деятельности учреждений сферы высшего образования лежит интегрированная совокупность следующих ключевых компонентов: бюджетные средства (государственного или муниципального уровня) и средства из внебюджетных источников (пожертвования, спонсорские средства, средства, которые вузы зарабатывают своими силами, связанные с их основной или смежной деятельностью в виде платных услуг, а также иной деятельности, приносящей доход). То есть, финансовое состояние высшего учебного заведения зависит от разности между потребностью в финансовых средствах, необходимых для осуществления его основной функции -образовательной деятельности, и реальным финансированием из всех существующих источников.

Между тем, в современных условиях экономического развития вузов бюджетных средств явно не хватает для полноценного финансирования учебного процесса, приобретения оборудования, эксплуатации и содержания имущества, поэтому даже при стабильном бюджетном финансировании для покрытия дефицита и удовлетворения обязательных потребностей в средствах вузы вынуждены прибегать к источникам финансирования, альтернативных бюджетному.

Переход от финансирования по модели содержания автономных и бюджетных учреждений системы высшего образования к финансированию услуг, оказываемых ими, с учетом объемов и структуры платного обучения свидетельствует о переориентации государственной модели управления ресурсами бюджета с затратного подхода на результативный, что подтверждает рост значимости «внебюджетной» составляющей для указанных учреждений1.

Кроме того, реформирование системы образования, происходящее в последние годы, привело к сокращению числа высших учебных заведений, и, следовательно, к снижению бюджетного финансирования организаций

высшей школы, главной причиной которого является признание деятельности вузов со стороны Минобрнауки РФ неэффективной, что повлекло за собой их реорганизацию путем присоединения к более эффективным учебным заведениям (рис. 1).

Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 1, пик «массового высшего образования» пришелся на 2008/2009 гг., что обусловлено ростом числа частных вузов с невысокой стоимостью контрактного обучения.

Рис. 1. Динамика числа организаций высшего образования и количества обучающихся в них студентов за период 1914-2016 гг.

(составлено по данным http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm)

Демографический спад в сочетании с финансовым кризисом предопределили изменения спроса на платные формы образовательных услуг.

Следует констатировать, что в условиях трансформации механизма финансирования вузов и сокращения средств, поступающих в вузы из внебюджетных источников, высшие учебные заведения для поддержания своей конкурентоспособности стали проводить более активную политику по поиску дополнительных источников финансирования научной, образовательной и других видов деятельности, основанную на поддержании принципа целевого распределения финансовых ресурсов, полученных из данных источников, а так же оценке уровня эффективности расходов с учетом рисков, связанных с управлением и получением дополнительных финансовых средств2.

Платные образовательные услуги, являясь одним из основных источников внебюджетного финансирования вуза, играют важную роль в

его деятельности, приносящей доход, следовательно, учитывая выявленные тренды рынка образовательных услуг в системе высшего образования, улучшение финансирования образовательных услуг вузом предполагает ориентацию на потребности национальной экономики и подготовку высококвалифицированных специалистов с компетенциями, которые востребованы бизнес-сообществом конкретной территории. Между тем, качество подготовки обусловлено, кроме прочего, удовлетворением потребностей учебного заведения в финансовом

-5

обеспечении .

Нормативно-правовое сопровождение в сфере оказания вузами платных образовательных услуг включает порядок их оказания, регулирование стоимости, распоряжение доходами организаций сферы высшего образования от данной деятельности. Государство при реализации функции регулирования стоимости платных образовательных услуг определяет следующие критерии как ключевые: формирование цены основано на данных об экономически обоснованных затратах, с учетом конъюнктуры рынка и качества оказанных услуг, и она не должна быть ниже бюджетного финансирования аналогичных услуг.

Осуществление образовательной деятельности за счет средств и по заданию юридических и (или) физических лиц согласно договорам на оказание платных образовательных услуг, которые заключаются при приеме на учебу, законодательством определятся как образовательные платные услуги (согласно Правилам оказания платных образовательных услуг (п.2), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013)4.

Следовательно, законодательство квалифицирует деятельность организаций образовательной сферы по осуществлению образовательных программ в качестве частного случая возмездного оказания услуг.

Эта позиция также отражена в других нормативно-правовых актах, в частности, в приказе Росстата № 234 от 26.06.2013, в ч. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ, где установлено, что услугой, подлежащей налогообложению, является деятельность с результатами нематериального характера, реализуемыми и потребляемыми в процессе этой деятельности, что, безусловно, характеризует и образовательные услуги5.

Часть 1 ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что распорядительный акт о приеме лица в образовательную организацию на обучение является основанием для возникновения образовательных отношений6.

Платная образовательная деятельность регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 07.02.1992) , Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 2738

ФЗ от 29.12.2012), постановлением Правительства РФ № 706 от 15. 08. 2013 г.

Юридическая литература характеризует платные образовательные услуги следующими чертами: несохраняемость (невозможность накапливать услуги для перепродажи. Потребление результата образовательной услуги осуществляется в момент ее исполнения); изменчивость качества (прямая зависимость качества образовательных услуг от профессионального уровня услугодателя и субъекта услуг); неосязаемость услуги (невозможность до момента потребления увидеть и убедиться в целесообразности приобретения и качестве услуги); отсутствие гарантий; целостность (потребительская стоимость услуги для потребителя будет иметь место лишь при ее получении в полном объеме); длительность потребления услуги и ее последующего использования (потребление эффекта образовательной услуги характеризуется продолжительностью во времени, а период ее использования может длиться на протяжении дальнейшей жизни потребителя); сложность (методически и технически образовательная услуга настолько сложна, что предполагает обязательное соответствие уровня квалификации производителя уровню сложности оказываемой услуги); многократность использования (образовательные услуги могут тиражироваться производителем сколько угодно раз, в случае отсутствия ограничений, связанных с правами на интеллектуальную собственность); взаимосвязанность с потребителем (потребитель должен принимать активное участие в освоении определенного набора умений, навыков для эффективного потребления полученной услуги); невозможность оценить ожидаемый личный эффект от полученной потребителем образовательной услуги ввиду сложностей прогнозирования рынка труда в момент завершения процесса обучения; невозможность полной стандартизации; эффект запаздывания и кумулятивный эффект на общественную и индивидуальную полезность образовательной услуги.

На базе проведенного анализа можно прийти к выводу о том, что правоотношения, возникшие в ходе заключения договора об оказании платной образовательной услуги, подлежат как гражданско-правовому регулированию, так и содержат ряд элементов административного регулирования.

Следует отметить, что реализации стратегии по переходу отечественной экономики на инновационный путь развития требует привлечения выпускников школ с высоким уровнем подготовки, для чего, в свою очередь, необходимо обеспечить достаточные объемы финансирования системы высшего образования. Новые формы финансового обеспечения учреждений высшего образования дают вузам возможность совмещать преимущества государственных гарантий финансирования с рыночной организацией предоставления

образовательных услуг. Конкуренция между высшими учебными заведениями за студентов, рост качества образовательных услуг, включая платную форму, их направленность на индивидуальные потребности обучающихся и общественные потребности территорий должны способствовать привлечению дополнительного финансирования на развитие деятельности учебного заведения8.

В условиях сокращения рынка образовательных услуг, обусловленного «демографической ямой» и реструктуризацией системы высшего образования, фактор конкурентоспособности становится для российских вузов не просто актуальным, а в известном смысле - вопросом выживания. Вузы, ориентированные на инновации, должны разработать стратегию развития, реализация которой позволит в долгосрочной перспективе удерживать сильную конкурентную позицию как на региональном и национальном, так и на глобальном рынках образовательных услуг, отталкиваясь от масштабов решаемых задач.

Проведенный анализ свидетельствует, что в значительной части работ отечественных экспертов в сфере образования механизм разработки стратегии вузов рассмотрен недостаточно полно, а в исследованиях зарубежных авторов зачастую не учитывается специфика отечественного рынка образовательных услуг. Между тем, для большинства отечественных вузов в условиях ужесточения требований и роста конкуренции на рынке образовательных услуг наиболее актуальными, как для малоизвестных учебных заведений, находящихся на стадии становления, так и для известных вузов, являются именно вопросы формирования стратегии, обеспечивающей эффективное развитие организации9.

При этом, ключевыми задачами как каждого отдельно взятого вуза, так и системы высшего образования в целом, является достижение максимального уровня качества предоставляемых услуг и завоевание устойчивых конкурентных преимуществ в конкретных рыночных сегментах.

Следует иметь ввиду, что стратегия вуза имеет внешнюю и внутреннюю составляющие. Внутренняя составляющая состоит из всего процесса оказания образовательных услуг надлежащего качества, то есть, она включает организацию деятельности учебного заведения согласно нормативно-правовым актам, регулирующим высшее образование, использование в процессе деятельности современных технологий, материально-техническое состояние учреждения, уровень организационной культуры вуза, его интеллектуальный и научный потенциал. Внешняя составляющая выражена в позитивном реальном образе и деловой репутации вуза. Внешний компонент стратегии учебного заведения представляет собой проекцию внутреннего компонента в

представлении потребителя через комплекс маркетинговых технологий и коммуникаций.

Мы считаем, что эффективная стратегия вуза является целенаправленной последовательной совокупностью действий руководства и всего персонала по определению, формированию и доведению до потребителя конкурентных преимуществ учебного заведения (таких как востребованность на рынке труда его выпускников, качество образовательных услуг, использование в деятельности высшего учебного заведения информационно-коммуникационных технологий, его материально-техническое состояние, интеллектуальны потенциал и т. д.), а также формирование в сознании потребителя и контактных групп устойчивых позитивных ассоциаций, которые связаны с учебным заведением и предоставляемыми им образовательными услугами, что будет способствовать, в конечном итоге, достижению положительного экономического и социального эффекта его деятельности10.

Механизм формирования стратегии вуза при этом заключается в решении следующих тактических взаимосвязанных задач и состоит из следующих этапов:

Этап I. Формулирование стратегических целей и миссии вуза, направленных на повышение его конкурентоспособности.

Этап II. Описание условий функционирования и текущего состояния

вуза.

Этап III. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке с помощью целенаправленного построения его бренда.

Этап IV. Мониторинг параметров стратегии высшего учебного заведения и выработка корректирующих мероприятий.

Следовательно, формирование стратегии вуза должно базироваться на следующих умениях стратегического менеджмента: своевременного выявления проблем и моделирование ситуации; формулирование необходимых изменений и конкретизация цели и задач; разработка стратегии изменений и планирование базовой стратегии; использование различных вариантов воздействия и реализации стратегии; внесение необходимых корректив в стратегию и управление изменениями. При этом формировать стратегию вуза необходимо с учетом мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций, и оценки позиции вуза как в региональном, так и в общегосударственном масштабе, с акцентированием внимания на создании трудно доступных конкурентных преимуществ.

Примечания

1 Паевская С.Л. Образование сегодня: традиции и инновации: монография / Под общей ред. М.Ю. Бурыкиной. - Ставрополь, 2014. - С. 242. Payevskaya S.L. Obrazovaniye segodnya: traditsii i innovatsii: monografiya /

Pod obshchey red. M.YU. Burykinoy. - Stavropol', 2014. - Р. 242.

2

Основы национальной безопасности: учебник для студ. учреждений высш. образования / Под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 24.

Osnovy natsional'noy bezopasnosti: uchebnik dlya stud. Uchrezhdeniy vyssh. Obrazovaniya / Pod red. L.A. Mikhaylov. - 2-ye izd., Ispr. -M .: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2014. - Р. 24.

-5

Арефьев А.Л. Глобальные рейтинги университетов как новое явление в российской высшей школе // Социологическая наука и социальная практика. - 2014. - № 3 (07). - С. 24.

Arefyev A.L. Global'nyye reytingi universitetov kak novoye yavleniye v rossiyskoy vysshey shkole // Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika. -2014. - № 3 (07). - Р. 24.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]. https://rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 avgusta 2013 g. № 706 g. Moskva «Ob utverzhdenii Pravil okazaniya platnykh obrazovatel'nykh uslug» [Elektronnyy resurs]. https://rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

5 Приказ Росстата от 26.06.2013 № 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг» [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 151306/

Prikaz Rosstata ot 26.06.2013 № 234 «Ob utverzhdenii ofitsial'noy statisticheskoy metodologii formirovaniya ofitsial'noy statisticheskoy informatsii ob ob"yeme platnykh uslug naseleniyu v razreze vidov uslug» [Elektronnyy resurs].

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 151306/

6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. http : //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

7 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 305/

Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyy resurs]. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 305/

о

Гамукин В.В. Экономика высшего образования: пространство рисков и угроз // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 23-33. Gamukin V.V. Ekonomika vysshego obrazovaniya: prostranstvo riskov i ugroz // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. - 2014. - № 5. - Р. 23-33.

9 Желтова О.М. Американская модель высшего образования // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность. - Омск, 2014. - С. 143153.

Zheltova O.M. Amerikanskaya model' vysshego obrazovaniya // Sotsial'nyye instituty v istorii: retrospektsiya i real'nost'. - Omsk, 2014. - Р. 143-153.

10 Кравченко Е.М., Зекунов А.Г. Современные модели систем менеджмента и оценки качества ВПО // Компетентность. - 2015. - № 3 (114). -С. 18-22. Kravchenko E.M., Zekunov A.G. Sbvremennyye modeli sistem menedzhmenta i otsenki kachestva VPO // Kompetentnost'. - 2015. - № 3 (114). -S. 18-22.

Автор, аннотация, ключевые слова

Глечикова Татьяна Олеговна - главный бухгалтер ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», соискатель ученой степени кандидата экономических наук. tatyana. glechikova. kgmtu@mail .ru

В статье рассмотрены вопросы формирования стратегии развития высших учебных заведений в условиях трансформации механизма финансирования вузов и сокращения средств, поступающих в вузы из внебюджетных источников. Установлены основные функции финансового менеджмента автономных и бюджетных учреждений высшего образования, в числе которых: поиск основных направлений привлечения дополнительного финансирования деятельности вузов; поддержание принципа целевого распределения финансовых ресурсов, полученных из внебюджетных источников; оценка уровня эффективности расходов с учетом рисков, связанных с управлением и получением дополнительных финансовых средств. Выявлено, что стратегия развития вуза имеет внешнюю и внутреннюю составляющие, которые при грамотном стратегическом управлении способствуют формированию в сознании потребителя и контактных аудиторий устойчивых позитивных ассоциаций, связанных с учебным заведением в целом и предоставляемыми им образовательными услугами, в частности.

Стратегия, высшее учебное заведение, конкурентные преимущества, стратегическое управление, финансирование, бюджет.

Author, Abstract, Key words

Glechikova Tat'jana Olegovna - the chief accountant "The Kerch state sea technological university", the applicant of an academic degree of Candidate of Economic Sciences. [email protected]

In article questions of formation of the strategy of development for higher educational institutions in the conditions of transformation of a funding mechanism for higher education institutions and reduction of the means going to the universities from non-budgetary sources are considered. Are established the main functions of financial management of autonomous and budgetary institutions of the higher education among which: search of the main directions of attraction of additional financing of activity of higher education institutions; maintenance of the principle of target distribution of the financial resources received from non-budgetary sources; an assessment of level of efficiency of expenses taking into account the risks connected with management and receiving additional financial means. It is revealed that the development strategy of higher education institution has external and internal components which at competent strategic management promote formation in consciousness of the consumer and contact audiences of the steady positive associations connected with educational institution in general and the educational services provided to them, in particular.

Strategy, higher educational institution, competitive advantages, strategic management, financing, budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.