университета водных коммуникаций
3. Набок Р., Набок А. Американская и немецкая модели контроллинга // Финансовый директор. — 2007. — № 12.
4. Сафаров А. «Правильный» контроллинг: мнение практика // Управленческий учет. — 2006. — № 1.
5. Фалько С. Г., Расселл Кейт А., Левин Л. Ф. Контроллинг: национальные особенности — российский и американский опыт // Контроллинг. — 2002. — № 1.
УДК: 656.078.8 М. В. Ботнарюк,
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР КОНКУРЕНТНОЙ СТАРТЕГИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА
FACTORS DEFINING THE CHOICE OF COMPETITIVE STRATEGY FOR THE SEA
TRANSPORT CENTER
В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности морского транспортного узла. Исследуются основные факторы, влияющие на формирование его конкурентной стратегии. Морской транспортный узел рассматривается как совокупность предприятий, оказывающих услуги судам и грузам. В качестве одного из приоритетных направлений формирования конкурентной стратегии морского транспортного узла предлагается актуализировать вопросы, направленные на повышение ценности оказываемых им услуг.
The questions of sea transport junction competitiveness raising are considered in the article. The basic factors, influencing on the making of it's competitive strategy are investigated. Sea transport junction as complex of companies, which gives the services for ships and cargos is considered. As one of main ways of sea transport junction's competitive strategy making is offer to make actual the questions concerning the value services raising.
Ключевые слова: конкурентная стратегия, морской транспортный узел, интенсивность, конкурентоспособность.
Key words: competitive strategy, sea transport junction, intensity, competitiveness.
канд. экон. наук, доцент, ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. адм. Ф. Ф. Ушакова»
ОРМИРОВАНИЕ конкурентной стратегии можно определить как действия объекта, направленные на
государственных и негосударственных компаний и организаций различных форм собственности, расположенных в пределах одного морского порта. Поэтому его можно рассматривать как один из важнейших элементов отрасли морского транспорта. Учитывая, что одной из характеристик конкурентной среды является ее интенсивность, проанализируем степень интенсивности конкуренции в данной отрасли.
m
о
достижение им устойчивого конкурентного преимущества. Тактика этих действий зависит от множества причин и факторов. Однако основой разработки стратегии является ее адаптация к конкурентной среде [5, с. 44].
Поэтому для определения основных
факторов, под влиянием которых и формируется конкурентная стратегия морского транспортного узла (далее — МТУ), выполним анализ среды, в которой он функционирует.
Интенсивность соперничества между уже существующими и зарекомендовавшими себя в определенном секторе рынка конкурентами зависит от многих факторов, основными
МТУ представляет собой совокупность
университета водных коммуникаций
и заключается специфика продукции МТУ: он вынужден «подстраиваться» под запросы и пожелания деловых партнеров (покупателей), не имея возможности создать резервы на будущее. Продукцию транспортного узла нельзя накопить, поэтому невозможно создать резерв «получения доходов» в будущем, если «что-то пойдет не так» в настоящем. Ее нельзя «заморозить», «придержать» для более щедрых покупателей. Именно поэтому в данном случае продавец весьма ограничен в использовании «инструментария торга», особенно если учесть тенденцию роста числа конкурентов, причем не только российских, но и иностранных.
Также определенные преимущества покупатели услуг получают ввиду наличия достаточно сильных барьеров для вхождения в отрасль новых конкурентов. Рассмотрим эти барьеры более подробно.
Для вхождения в сферу деятельности морского транспортного узла у новых участников рынка возникают потребности в достаточно высоких капиталах. Поэтому в качестве
первого барьера, обусловливающего трудность появления новых компаний грузовладельцев и судовладельцев в отрасли морского транспорта, обозначим необходимость крупных капиталовложений, то есть потребность в капитале. Данный вывод сделан автором на основании анализа основных грузопотоков, проходящих через морские порты России (см. рис. 3) за период с 2005 по 2008 г.
Проведенные автором исследования показывают, что в течение рассматриваемого периода основная номенклатура грузов, проходящих через российские порты, — это сырье и контейнеры. Следовательно, для того чтобы появиться на рынке грузовладельцев в качестве новых покупателей услуг, потребуется составить конкуренцию уже существующим добывающим, перерабатывающим компаниям, вложившим в свой бизнес достаточно серьезные средства.
Такая же ситуация складывается и на рынке тоннажа. Так, например, по данным "New Ships", "Optima reports" [9] самая низкая
<ч ж
ш
210J
Руда
Уголь, кокс
Зерно
Сахар
Генеральные
Металлы цветные и черные
Металлолом
Тарно-штучные
Рефгрузы
Рис. 3. Основные грузопотоки, проходящие через морские порты России [1; 2]