УДК 338.2
ТН. Бушуева ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ
ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки формирования экономики знаний в России, выступающие в качестве необходимых, но не достаточных условий для придания динамизма этому процессу. Показано, что развитие активности знаниеемких отраслей при наличии имеющихся предпосылок возможно лишь посредством включения в единый механизм ряда факторов. Определяя их как существенные явления и процессы, обусловливающие темпы и масштабы увеличения объема производства и использования в различных формах знания, автор выделяет факторы спроса на знание, факторы предложения знаний и институциональные факторы развития экономики знаний, наполняет их содержательными характеристиками.
Ключевые слова: экономика знаний, предпосылки формирования экономики знаний, факторы развития экономики знаний, факторы спроса на знание, факторы предложения знаний, институциональные факторы развития экономики знаний.
i^yana Bushueva BASIC BACKGROUND OF KNOWLEDGE ECONOMY
FORMATION IN PRESENT RUSSIA
Annotation. The article discusses prerequisites for the formation of the knowledge economy in Russia, acting as a necessary but not sufficient conditions for giving dynamism to the process. It is shown that the development of knowledge-intensive sectors of activity in the presence of existing preconditions is possible only through the inclusion of several factors into a single mechanism. Defining them as essential phenomena and processes, that contribute to the rate and extent of increased production and use of various forms of knowledge, the author identifies the factors of demand for knowledge, knowledge of supply factors and institutional factors of development of the knowledge economy, fills them with content characteristics. Keywords: knowledge economy, prerequisites for the formation of the knowledge economy, factors of development of the knowledge economy, factors of demand for knowledge, knowledge supply factors, institutional factors of development of the knowledge economy.
Сегодня, по завершении периода бурного роста, продолжавшегося на протяжении почти двенадцати лет (1998-2012 гг.), ни у ученых, ни у практиков прискорбное состояние отечественной экономики не вызывает сомнений, и лишний раз доказывать этого не требуется. Бесспорна поэтому правильность поставленных на правительственном уровне задач по формированию экономики знаний, поскольку среди ученых считается общепризнанным, что использование знаний объективно становится главным инструментом получения экономической выгоды. Между тем, в условиях экономического спада формирование знаниеемкой экономики кажется парадоксальным, нет ясности в том, как можно повысить эффективность использования и трансформации знаний в новые технологии, товары, услуги.
Как сократить разрыв между накопленными знаниями и их практическим применением? В специальной литературе [1; 3, 9; 12] прямого ответа на поставленные вопросы нет, напротив, высказываются противоположные точки зрения, оставляя мало надежд для оптимизма. В публикациях исследователей приводятся аргументы качественного перелома в российской экономике, к сожалению, выражающегося в устойчивом снижении темпов роста с 6-7,5 % в 1999-2007 гг. до 1,5-2 % в 2012-2013 гг. [1], ставящего под сомнение перспективы становления знаниевой экономики в ближайшие десятилетия. По нашему глубокому убеждению, следует сосредоточиться на том, какие предпосылки имеются и какие факторы запускают механизм развития экономики знаний как базового сектора, уровень развития которого обусловливает функционирование других отраслей. Весьма важно «разглядеть растущие возможности до того, как об этом просигнализирует рынок» [3, с. 179; 6].
© Бушуева Т.Н., 2014
Далее будет уместно рассмотреть понятие «предпосылки», трактуемое в толковом словаре как исходный пункт какого-либо рассуждения или предварительное условие чего-нибудь. Г.Б. Клейнер, исследовав первопричины экономического роста, дает повод к рассмотрению предпосылок формирования и развития экономики знаний как «потенциальных условий» для запуска этого процесса [8]. Изложенное позволяет сформулировать следующие сущностные характеристики понятия «предпосылки формирования экономики знаний»:
предпосылки определяются характеристиками реальной социально-экономической среды;
- предпосылки не обладают созидательной силой, а лишь отражают потенциальные возможности среды;
предпосылки являются необходимым условием для формирования экономики знаний, но далеко не достаточным для придания динамизма этому процессу.
Таким образом, предпосылки формирования и развития экономики знаний - это часть среды, включающая потенциальные возможности для становления экономики знаний, в условиях которой происходит взаимодействие инфраструктурных элементов и факторов, индуцирующих производство и вовлеченность в хозяйственную деятельность знаний. Общая оценка состояния российского общества в контексте глобальных проблем позволяет заключить, что ключевой предпосылкой для развития экономики знаний в России как базового сектора, уровень развития которого будет определять характер и перспективы развития и функционирования целого ряда других отраслей, как бы парадоксально это ни звучало, является снижение экономической активности в мировой экономике, связанное с приближением глобального экономического кризиса 2020-х гг., обусловленного сменой технологических укладов [2]. Кроме того, стартовой площадкой для «экономики знаний» -высокотехнологичного производства с преобладанием интеллектуального труда - могут служить следующие исходные предпосылки:
высокий уровень интеллектуального потенциала и образованности населения; наличие перспективных заделов по отдельным направлениям развития нового технологического уклада;
- системность в производстве знания, размещении научно-образовательной инфраструктуры, ориентированных на генерацию и воплощение знаний в экономическую практику.
Подчеркнем, что речь идет о реальных условиях, выступающих в качестве необходимых первопричин для развития экономики знаний, но не достаточных для придания динамизма этому процессу. Развитие активности знаниеемких отраслей возможно лишь посредством включения в единый механизм ряда факторов. Для формирования обоснованного научного взгляда на факторы формирования экономики знаний автором были проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, в которых содержатся положения, в той или иной степени позволяющие оценить и увидеть в сложившейся экономической ситуации явления, существенные обстоятельства, индуцирующие производство знаний и их трансформацию в инновации.
В современной экономической литературе распространенным является деление факторов на факторы совокупного спроса и совокупного предложения [5; 11]. Если взглянуть на них сквозь призму особенностей современного общества массового потребления и вспомнить работы Ж. Бодрийяра, Дж. Гелбрейта, Дж. Гобсона, становится очевидным, что высокие темпы спроса и потребления знания в различных его формах являются необходимым условием высоких темпов развития знаниеемких секторов. Мы соглашаемся с В.Л. Макаровым в том, что «в экономике знаний, так же как и в экономике товаров, движителем является все-таки спрос и представляемые им общественные потребности... Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме». По мнению В.Л. Макарова, авторитетного в области макроэкономики знаний
ученого, «спрос и только спрос, определяет, жить или не жить знанию дальше» [10, с. 10]. Это положение подтверждается Р.Р. Нельсоном и С.Дж. Уинтером. Они обоснованно ставят в прямую зависимость «масштаб изобретательской деятельности от уровня спроса на продукт, являющийся объектом этой деятельности». Исследователи утверждают, что «предполагаемый размер рынка продукта является критерием, влияющим на масштаб деятельности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), направленный на совершенствование этого продукта или снижение издержек его производства» [13, с. 463].
Отталкиваясь от этих положений, можно сделать вывод, что важный стимул развития экономики знаний, так или иначе, связан с совокупным спросом на знаниеемкие товары и услуги и соответствующие им компетенции, поскольку логика взаимосвязей в обществе, основанном на знаниях, главенствующее место отдает именно спросу. Сказанное позволяет наметить посылки, необходимые для дальнейшего исследования, а именно: чем больше востребовано воплощенных в производственных факторах видов знаний и чем больше в народном хозяйстве потреблено совокупного знания в различных формах, тем более благоприятными становятся предварительные условия, превращаясь в индуцирующие факторы развития экономики знаний. Изложенное можно истолковать в том смысле, что объективно существующий даже на внутреннем рынке «огромный неудовлетворенный спрос» [4] на продукцию ряда отраслей, которые предъявляют повышенный спрос на новые знания, при соединении с другими благоприятными факторами создает реальные возможности для значительного роста знаниеемкого производства. Особенно же факторы спроса на знания становятся наиболее действенным сегодня, при наличии базовой предпосылки и в условиях осложнения отношений нашей страны со странами Запада, проявившегося в каскаде санкций против РФ.
В российской экономике весьма остро спрос на воплощенные в современных технологиях передовых поколениях новой техники и человеческом капитале знания проявляется сегодня в отстающих секторах таких ключевых отраслей, как энергетика, транспорт, машиностроение, легкая промышленность, а также в большинстве предприятий нефтепереработки, химической промышленности. Нуждаются в модернизации и новых знаниях пищевая промышленность, здравоохранение, стройин-дустрия, жилищно-коммунальное хозяйство и ряд других отраслей. «Взять ту же гражданскую авиацию, где обострилась проблема безопасности полетов из-за устарелости эксплуатируемого авиапарка; аналогичны проблемы на железнодорожном, водном транспорте, во многих сферах жизнедеятельности. Тысячи городов в стране испытывают существенную нехватку современной техники для коммунального хозяйства; подобных примеров - не счесть» [4].
Другая группа важных факторов, стимулирующих развитие секторов повышенного спроса на знания - предложение знаниеемкой продукции. Такое положение вещей ясно себя обнаруживает в воззрениях И. Шумпетера, по мнению которого двигателем в экономическом развитии является производство и предложение инноваций. Такой подход не противоречит рассмотренному выше, он вытекает из осознания особенностей предложения в условиях постиндустриальной экономики. В.Л. Иноземцев делает акцент на том, что в современных условиях активно размывается грань между процессами потребления и производства; «потребление все более разнообразных благ превращается в продолжение их производства и наоборот, а прогресс информационных технологий делает такое единство все более неразделимым» [7, с. 199]. Говоря о сближении производства и потребления, В.Л. Иноземцев вместе с тем подчеркивает, что источник развития на современном этапе связан не столько с изменяющимися приоритетами потребителя, сколько с перестраивающимися потребностями самого производства. Именно такие изменения влекут предложение знаниеемкой продукции и как следствие «системную трансформацию», развитие секторов повышенного спроса на знания. На предложение качественных знаний следует обратить особое внимание, поскольку опора на «сильные зна-
ния способствует изобретательству в сфере технологий» и ускоряет темп технического прогресса [13, с. 328].
Итак, факторы спроса и предложения отражают динамическое единство двух необходимых для развития знаниеемкого сектора начал: активного производства и активного потребления качественного знания во всех его формах. Сочетание этих двух начал в пределах доступного в глобальном масштабе опыта на сегодня не нашло опровержения, о чем ярко свидетельствуют развитые страны мира.
Исследования, проведенные отечественными экономистами в последние годы, позволяют углубить представления о факторах, определяющих развитие экономики знаний [9; 12]. В них обоснована значимость институциональных факторов и необходимость анализа и совершенствования экономических и социально-политических институтов в процессе создания и распространения знаний в обществе. Лишь развитые формальные (институционально-правовые нормы и организации) и неформальные институты позволяют генерировать, транслировать и использовать новое знание в инновационном развитии [9].
Особый научный интерес представляет системный подход к влиянию институциональной среды на воспроизводство знания, в соответствии с которым изучается воздействие полного спектра институтов, существующих в обществе, а не только относительно узкой их части, которая направлена на непосредственное обслуживание экономического обмена. Для этого подхода характерна приверженность определенной совокупности норм и правил, принимающих формы интериоризованных во внутренний мир человека представлений, ценностей, ментальных и поведенческих моделей, установок, нравственных и административных норм. Огромная роль этих норм обусловлена тем, что они как никакие другие нормы влияют на индивидуальное поведение, будучи фактически включенными во внутренний план сознания индивида. Как правило, они практически не нуждаются во внешнем механизме принуждения, поскольку настолько сильно коренятся в коллективном сознании и посредством процессов социализации укореняются в психике отдельных индивидов. В этой связи важной задачей институциональной инфраструктуры является не только и не столько производство знания, сколько придание ему позитивного контекста [12, с. 138 ].
Итак, факторы как существенные явления и процессы, определяющие темпы и масштабы увеличения объема производства и использования в различных формах знания, могут быть классифицированы как факторы спроса на знание, предложения знания и институциональные факторы. Исследуя факторы и их содержательные характеристики, автор полагался на то, что в качестве ведущих, непосредственных источников развития знаниеемких отраслей выступают специфические характеристики основных факторов производства. Анализ исследований в данной области позволяет сформулировать основные факторы и их характеристики по указанным основаниям (см. табл.).
Представленные в таблице факторы спроса, предложения и институциональные имеют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Чтобы они действительно оказались действенными, чтобы добиться полной занятости специфичных для экономики знаний ресурсов, необходимо создать благоприятную институциональную среду. Невостребованность российской экономикой инновационной продукции, усугубляемая импортозамещением (фактор спроса), существенно снижает уровень прироста нового капитала в высокотехнологичные отрасли и уменьшает расходы на исследования (фактор предложения). И наоборот, неудовлетворительные институциональные условия, обеспечивающие низкие затраты на инновации и инвестиции (фактор предложения), сокращают спрос в отраслях повышенного спроса на знания (фактор спроса). Неэффективность институциональной среды (институциональный фактор) выражается в низкой инновационной активности, высокой стоимости товаров и услуг, расхищении человеческих ресурсов, что и уменьшает накопление капитала в тех же отраслях.
Таблица
Факторы, определяющие развитие экономики знаний на современном этапе развития России
Группа факторов Содержательные характеристики по основным факторам производства
Знание Труд Капитал
Факторы спроса на знание Рост численности потребителей образовательных, информационно-коммуникационных услуг. Рост количества востребованных российских ученых за рубежом. Рост количества внедренных новых технологий Рост спроса на высококвалифицированных работников. Рост занятости в знаниеемких отраслях и сфере услуг. Повышение требований к качеству человеческих ресурсов Расширение емкости рынка высокотехнологичной продукции. Повышение требований к качеству продукции
Факторы предложения знания Рост количества и качества образовательных, информационно-коммуникационных услуг. Распространение технологий V технологического уклада. Развитие ключевых технологий VI технологического уклада Рост количества высококвалифицированных работников. Рост количества высококвалифицированных специалистов в отраслях повышенного спроса на знания. Совершенствование навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями Расширение материально -технической базы в высокотехнологичных, зна-ниеемких отраслях. Рост инвестиций в научно-исследовательскую деятельность
Институциональные факторы развития экономики знаний Ориентация общественного сознания на повышение статуса знания. Нормативно-правовое обеспечение развития знаниеем-ких отраслей. Развитие инфраструктуры знаниеемкого сектора Формирование у работников установок на развитие профессиональных компетенций. Совершенствование образовательной политики, условий занятости. Совершенствование системы непрерывного образования и повышения квалификации Формирование системы прав собственности на инновационную продукцию. Совершенствование механизмов вовлечения знаний в экономику (финансовых, налоговых, межведомственного взаимодействия)
Очевидно, что существующих предпосылок, равно как и функционирования отдельных факторов, для формирования экономики знаний недостаточно. Необходимо обеспечить их системное взаимодействие с последующим воздействием на экономический процесс. Чтобы факторы спроса и предложения, побуждаемые институциональными факторами, реально работали, необходимо продолжать поиск новых подходов и эффективных путей решения этой актуальной проблемы.
Библиографический список
1. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Российская экономика на повороте // Вопросы экономики. - 2014. -№ 6. - С. 4-17.
2. Бушуева Т.Н., Тебекин A.B. Формирование регионального кластера экономики знаний: методологические аспекты // Транспортное дело России. - 2014. - № 3. - С. 47-51.
3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. -М. : Экономика, 2012. - 255 с.
4. Дубенецкий Я.Н. Модернизация экономики: направления, ресурсы, механизмы // Проблемы прогнозирования.-2011.-№ 4.-С. 3-12.
5. Ивашковский С.И. Факторы и типы экономического роста // Элитариум 2.0 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elitarium.ru (дата обращения: 15.11.2014).
6. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. - 2014. - № 3. - С. 4-17.
7. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В.Л. Иноземцев. - М.: Экономика, 2003. - 776 с.
8. Клейнер Г.Б. Институциональные предпосылки экономического роста // Управление экономикой России / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Поршнева. - М.: Экономика, 2002.
9. Куянцева М.И. Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д., 2012. - 30 с.
10. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. - 2003. - № 3. - С. 3-15.
11. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю; пер с англ. -М.: Инфра-М, 2005. - 972 с.
12. Манасенко К.А. Институциональная инфраструктура трансформации знания в экономическое развитие: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - 186 с.
13. Нельсон Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. - М.: Экономика, 2002. - 536 с.