Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350).
Экономика. Вып. 47. С. 15-20.
УДК 330 ББК 65.01
БАЗОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Т. Н. Бушуева
Челябинский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет» имени Г. В. Плеханова,
Челябинск, Россия
Показана актуальность формирования экономики знаний как самостоятельного сектора, нацеленного на структурную диверсификацию национальной экономики в направлении знаниеемких отраслей. Целью работы является выявление базовых предпосылок формирования экономики знаний на современном этапе развития России. Основную проблему в развитии экономики знаний автор связывает с дисбалансом частно-государственного партнерства, а ее решение — с формированием отраслевых кластеров вокруг ведущих региональных вузов. Рассматриваются некоторые причины замедления темпов роста российской экономики и предпосылки формирования экономики знаний, которые, по мнению автора, определяются необходимостью разрешения основного противоречия между снижением экономической активности и ростом внешнего и внутреннего спроса на продукцию знание-емких отраслей.
Ключевые слова: экономика знаний, региональный кластер экономики знаний, причины замедления темпов роста, базовая предпосылка формирования экономики знаний.
Объективная необходимость формирования экономики знаний в России убедительно обоснована отечественной экономической наукой и получает растущее признание целого ряда политиков, представителей органов государственного управления, наиболее прогрессивных представителей бизнес-сообщества. В основу большинства альтернатив экономического роста России в той или иной степени заложено развитие сферы экономики знаний. При этом под созданием и развитием экономики знаний и высоких технологий понимается, в первую очередь, развитие сферы профессионального образования, а также высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии и машиностроения [8].
Важную роль в становлении экономики знаний и высоких технологий играет тот факт, что в этом заинтересованы не только непосредственные участники экономических отношений зна-ниеемкой сферы, доля которых, по экспертным оценкам, составит в РФ к 2020 г. около трети населения, занятого в экономике, но и представители других отраслей. Это связано с тем, что в условиях жесткой конкуренции, обусловленной тенденциями глобализации, представители как сферы перерабатывающих производств, так и сферы услуг остро нуждаются в маркетинговых, про-
дуктовых, технологических, управленческих, стратегических, социальных и иных инновациях, генерируемых в сфере экономики знаний [7]. В этой связи отечественные ученые-экономисты закономерно акцентируют внимание на анализе проблем становления экономики, основанной на знаниях [6; 12]. Не менее важным видится и вопрос о том, какие предпосылки имеются для развития экономики знаний как базового сектора, уровень развития которого обусловливает функционирование других отраслей. Актуальность этого вопроса обостряется еще и тем, что в период снижения темпов экономического роста, наблюдаемого сегодня в России, развитие экономики знаний многим ученым представляется малоперспективным.
При выявлении базовых предпосылок формирования экономики знаний на современном этапе развития России будем опираться на следующую выдвинутую научную гипотезу. До настоящего времени экономика знаний в нашей стране как источник формирования добавленной стоимости, к сожалению, является второстепенной составляющей в структуре национальной экономики. Во многом такое положение связано с дисбалансом частно-государственного партнерства в сфере развития экономики знаний [10; 14].
С одной стороны, можно говорить о том, что государством создано достаточно институциональных
условий для развития инновационной экономики и экономики знаний, обеспечивающих за счет инфраструктурных решений и целевых грантов возможности для эффективного наращивания и использования потенциала в высокотехнологичных областях. Об этом, в частности, свидетельствует динамика наращивания внутригосударственных затрат на исследования и разработки — от 1,1 % валового внутреннего продукта (ВВП) в 2007 г. до прогнозируемых 2,5-3,0 % ВВП к 2020 г., что призвано обеспечить кардинальное повышение результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
С другой стороны, следует признать, что хозяйствующие субъекты частного бизнеса проявляют низкую инновационную активность в формировании экономики знаний и в реализации высокотехнологичных проектов [1; 4]. Во многом это связано с неблагоприятными институциональными условиями: ни одна государственная инициатива за прошедшие годы не была реализована до конца [5]. Так, согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума, Россия по ряду параметров такого ключевого блока, как «Показатели экономического развития», находится далеко не на лидирующих позициях:
- по показателю экономической свободы — на 140-м месте из 178 оцениваемых стран;
- по показателю ведения бизнеса — на 92-м месте из 189 стран;
- по показателю «защита прав собственности» — на 96-м месте из 129 стран1.
В то же время для эффективного развития экономики знаний обязательным условием является высокий индекс экономической свободы.
В условиях существенного разрыва в уровнях инициативы при решении проблемы развития экономики знаний на государственном уровне и уровне частного бизнеса развитие региональных точек роста экономики знаний, действительно, представляется малоперспективным.
В качестве подлежащей доказательству альтернативной гипотезы, ориентированной на ликвидацию существенного разрыва между верхним и нижним уровнями инфраструктуры экономики знаний, предлагается рассматривать формирование базовых региональных звеньев экономики
1 World Economic Forum, 2013. The Global Competitiveness Report 2013-2014 [Electronic resource]. URL: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2013-2014
знаний среднего уровня, формирующихся в виде отраслевых кластеров вокруг ведущих региональных вузов и способных системно объединить верхний и нижний иерархические уровни экономики знаний.
Учитывая, что экономика знаний, в отличие от добывающих и перерабатывающих производств, а также распределения электроэнергии, газа и воды, в значительной степени инвариантна к положению в пространстве, ее развитие целесообразно осуществлять путем формирования региональных «сгустков». Объединение интеллектуального капитала, сосредоточенного в регионах, способно за счет накопления человеческого капитала и достижения синергетического эффекта в результате объединения знаний в предметных и межпредметных областях существенно повысить как потенциал регионов в сфере экономики знаний, так и уровень его использования, обеспечивая существенный рост валового регионального продукта (ВРП) и, в конечном счете, ВВП [11; 13]. Предложенный подход способен придать процессам формирования региональных кластеров экономики знаний все основные свойства системы: целостность, синергичность, эмер-джентность и иерархичность [2].
Таким образом, мы исходим из того, что сектор экономики знаний, как ключевой сектор мировой экономики, обладает мощным потенциалом экономического развития. В российской хозяйствующей системе экономика знаний способна существенно повлиять не только на развитие сферы услуг, но и на аграрный и индустриальный сектора экономики.
Одним из проблемных аспектов развития экономики знаний в современной России, по оценкам отечественных ученых, является то, что по «завершении периода бурного роста, продолжавшегося на протяжении почти двенадцати лет (1998-2012 гг.)», снизились темпы роста экономики, основанной на знаниях, что предопределило проблемы ее становления как индуцирующего фактора национальной экономики [9]. Объяснений процессу замедления темпов роста экономики, основанной на знаниях, в РФ достаточно много. Причем причины такого замедления носят как объективный, так и субъективный характер.
Среди объективных причин выделяется закономерное снижение экономической активности в мировой экономике, в которой определенный подъем после системного кризиса 2008-2009 гг.
сменяется спадом в преддверии глобального кризиса 2020-х гг., обусловленного сменой технологических укладов. Безусловно, в этих обстоятельствах спад экономической активности затрагивает и экономику знаний.
К объективным причинам замедления темпов роста экономики знаний в России 2014 г. можно отнести и осложнение отношений нашей страны со странами Запада, проявившееся в каскаде санкций против РФ. Но эта причина также является составляющей глобального кризиса 2020-х гг., связанного с обострением мировой борьбы за энергоресурсы.
Вместе с тем многие причины замедления темпов роста экономики знаний в РФ все же носят субъективный характер. В частности, к субъективным причинам замедления темпов роста экономики знаний в России следует отнести фактическое «замораживание» Министерством образования и науки РФ деятельности Российской академии наук как одного из основных отечественных источников генерации новых знаний при отсутствии внятной альтернативы.
Представляется неоправданной и ставка Правительства РФ на монопольное развитие перспективных отраслей науки. В качестве примера можно сослаться на деятельность «Российской корпорации нанотехнологий». Тот факт, что она первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и 11 марта 2011 г. перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано», по сути, является единственным признаком ее первенства. Ни до, ни после реорганизации, несмотря на огромные бюджетные вливания, «Роснано» в отсутствие серьезной конкуренции так и не достигла сколь-нибудь значимых результатов, связанных с генерацией новых знаний в сфере нанотехнологий1.
Еще одна из причин замедления темпов роста экономики знаний в РФ связана с продолжающимся ростом разрыва между наукой и производством, существовавшим еще в период СССР.
К субъективной причине замедления темпов роста экономики знаний в РФ также можно отнести характер распределения ресурсов, нацеленный на реализацию мегапроектов, таких как саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества «Владивосток-2012», 0лимпиада-2014 в Сочи и других, аналогов ко-
1 Счетная палата проверила корпорацию «Роснано» : Чубайс согласен с критикой [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/572884
торым по объему инвестиций в мировой практике нет.
Тем не менее, именно снижение экономической активности в мировой экономике, связанное с приближением глобального экономического кризиса 2020-х гг., обусловленного сменой технологических укладов, является ключевой предпосылкой для развития экономики знаний в России как базового сектора, уровень развития которого будет определять характер и перспективы развития и функционирования целого ряда других отраслей. Таким образом, рассматривая проблему выявления предпосылок формирования экономики знаний на современном этапе развития России, будем исходить из диалектического закона единства и борьбы противоположностей.
Во-первых, с одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что базовой предпосылкой становления нового уклада, развития новых технократических процессов, реализации базовых технологий как ядра развития нового технологического уклада является уровень развития предыдущего. В этой связи весьма важно «разглядеть растущие возможности до того, как об этом просигнализирует рынок» [3. С. 179].
С другой стороны, именно текущий спад национальной экономики, обусловленный спадом цен на нефть и ростом инфляции, свидетельствует о необходимости отказа отечественной экономики от ориентации на «нефтяную иглу». Именно в этих условиях для российской экономики и возрастает настоятельность производства и потребления знаний как причины и двигателя экономического развития.
Во-вторых, с одной стороны, специалисты неизменно обращают внимание на прискорбное состояние отечественной экономики, выражающееся в устойчивом снижении темпов роста с 6-7,5 % в 1999-2007 гг. до 1,5-2 % в 2012-2013 гг. По прогнозам Минэкономразвития на 2014 г., темп роста экономики составит 0,5 %, а по прогнозам Центробанка — 0,4 %2. Понятно, что на этом основании многие специалисты ставят под сомнение перспективы развития экономики знаний как самостоятельной отрасли.
С другой стороны, нельзя отрицать и конструктивную тенденцию. Если на рубеже веков, в 2000 г., образовательные учреждения составляли всего 9 % от числа организаций,
2 Рост экономики России в 2014 году превысит ожидавшийся [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2014/06/19/ekonomika-site-anons.html
выполнявших научные исследования и разработки в стране, то по итогам 2012 г. доля образовательных учреждений в этой сфере деятельности составляла уже 16 %. И это не считая прочие организации, доля которых составила 16,1 % от общего числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки (среди них также выделяются организации при образовательных учреждениях) [15]. Иначе говоря, спрос на результаты исследовательской деятельности образовательных учреждений сегодня неизменно растет, и это свидетельствует об укреплении базовой составляющей экономики знаний (как в части генерации новых знаний, так и в части их воспроизводства).
Наконец, в-третьих, рассматривая предпосылки развития экономики знаний, нельзя не отметить и многократно отмечаемое падение рыночных позиций России на мировой арене. С одной стороны, академик С. Ю. Глазьев, например, отмечает, что наблюдаемая сегодня «стремительная деградация научно-производственного потенциала предопределяет сползание российской экономики на периферию мировой экономической системы» [3. С. 121]. При этом он делает акцент на характерных чертах «периферийной страны, в полной мере присущих сегодня российской экономике», к которым относит сырьевую специали-
зацию, ничтожное финансирование научных исследований и «утечку умов».
С другой стороны, если происходит утечка умов из России и если российские «мозги» востребованы за рубежом, то это значит, что система воспроизводства знаний в стране работает достаточно эффективно. Другое дело, что необходимых институциональных условий для поддержания этого потенциала в стране пока не создано.
Таким образом, базовая предпосылка формирования экономики знаний в России определяется обострением основного противоречия между снижением экономической активности в мировой экономике и ростом внешнего и внутреннего спроса на продукцию знаниеемких отраслей в преддверии смены технологических укладов. И если конкурентные социально-экономические условия для развития экономики знаний не удается создать на всей территории страны, значит, их нужно создавать в рамках отдельных кластеров, используя систему стимулирования и льгот по аналогии с особыми экономическими зонами. Именно такой подход способен обеспечить эффективный воспроизводственный цикл в сфере экономики знаний, а базой для формирования кластеров экономики знаний должны стать региональные вузы.
Список литературы
1. Алексеев, А. Инновационный потенциал реального сектора: неутраченные иллюзии / А. Алексеев, Н. Кузнецова // Экономист. 2013. № 12. С. 12-26.
2. Бушуева, Т. Н. Формирование регионального кластера экономики знаний: методологические аспекты / Т. Н. Бушуева, А. В. Тебекин // Транспорт. дело России. 2014. № 3. С. 47-51.
3. Глазьев, С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С. Ю. Глазьев. М. : Экономика, 2012. 299 с.
4. Зайцев, А. В. Особенности функционирования высокотехнологичных предприятий в инновационной экономике / А. В. Зайцев // Вопр. инновац. экономики. 2014. № 1 (15). С. 21-35.
5. Идрисов, Г. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? / Г. Идрисов, С. Синельников-Мурылев // Вопр. экономики. 2014. № 3. С. 4-17.
6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями : монография / под ред. Б. З. Мильнера. М. : ИНФРА-М, 2013. 624 с.
7. Иноземцев, В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В. Л. Иноземцев. М. : Экономика, 2003. 776 с.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.procspb.ru/content/part/593274
9. Мау, В. А. В ожидании новой модели роста: социално-экономическое развитие России в 2013 г. / В. А. Мау // Вопр. экономики. 2014. № 2. С. 4-32.
10. Миндели, Л. Э. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний / Л. Э. Миндели, Л. К. Пипия // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 115-136.
11. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление : монография / под ред. Б. З. Мильнер. М. : ИНФРА-М, 2013. 288 с.
12. Ермоленко, В. В. Региональный сектор экономики знаний: проблемы формирования и управления : монография / В. В. Ермоленко и др. ; под ред. В. В. Ермоленко. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2013. 388 с.
13. Татаркин, А. И. Кластерная политика региона / А. И. Татаркин // Пром. политика в Рос. Федерации. 2008. № 8. С. 11-19.
14. Тебекин, А. В. Экономический кризис как объективная реальность и предмет изучения и управления / А. В. Тебекин // Экономическая история мира : в 6 т. Т. 6, кн. 2 / под ред. М. В. Конотопова. М. : Рос. акад. наук : КноРус, 2012. 221 с.
15. Тебекин, А. В. Модель управления инновационным развитием системы научно-технического творчества молодежи / А. В. Тебекин, О. Е. Ломакин // Транспорт. дело России. 2014. № 1. С. 101-104.
Сведения об авторе
Бушуева Татьяна Николаевна — кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе, доцент кафедры менеджмента и мировой экономики Челябинского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350).
Economy. Issue 47. P. 15-20.
BASIC BACKGROUND OF FORMATION OF KNOWLEDGE ECONOMY AT THE PRESENT STAGE OF RUSSIA
T. N. Bushueva
Candidate of pedagogical Sciences, Deputy Director on scientific work, Professor, Department of management and global economy of the Chelyabinsk Institute (branch) of Russian economic University. G. C. Plekhanov, Chelyabinsk, Russia.
tabu2020@mail. ru
The article shows the relevance of the formation of the knowledge economy as a separate sector, reflecting the structural diversification of the national economy towards knowledge-intensive industries. The aim is to identify the basic prerequisites for the formation of the knowledge economy at the present stage of development of Russia. The main problem in the development of the knowledge economy the author relates to the imbalance of public-private partnership, and its solution — with the formation of industrial clusters around leading regional universities. Discusses some of the reasons for the slowdown of the Russian economy and the prerequisites for the formation of the knowledge economy, which are determined by the need to resolve the basic contradiction between the decline in economic activity and growth in the external and domestic demand for knowledge-intensive industries.
Keywords: knowledge economy, regional cluster of knowledge economy, the reasons for the slowdown, the basic premise of the formation of the knowledge economy.
References
1. Alekseev, A. Innovacionniy potencial real'nogo sektora: neutrachennye illuzii / A. Alekseev, N. Kuznetso-va // Ekonomist. 2013. № 12. S. 12-26.
2. Bushueva, T. N. Formirovanie regional'nogo klastera ekonomiki znaniy: metodologicheskie aspekty / T. N. Bushueva, A. V. Tebekin // Transport. delo Rossii. 2014. № 3. S. 47-51.
3. Glaziev, S. Yu. Strategiya operezhayuschego razvitiya Rossii v usloviyah global'nogo krizisa / S. Yu. Gla-ziev. M. : Ekonomika, 2012. 299 s.
4. Zaitsev, A. V. Osobennosti funkcionirovaniya vysokotehnologichnyh predpriyatiy v innovacionnoy eko-nomike / A. V. Zaitsev // Vopr. innovats. ekonomiki. 2014. № 1 (15). S. 21-35.
20
T. H. EyrnyeBa
5. Idrisov, G. Formirovanie predposylok dolgosrochnogo rosta: kak ih ponimat'? / G. Idrisov, S. Sinel'nikov-Murylev // Vopr. ekonomiki. 2014. № 3. S. 4-17.
6. Innovacionnoe razvitie: ekonomika, intellektual'nye resursy, upravlenie znaniyami : monografiya / pod red. B. Z. Mil'nera. M. : INFRA-M, 2013. 624 s.
7. Inozemcev, V. L. Na rubezhe epoh. Ekonomicheskie tendencii i ih neekonomicheskie sledstviya / V. L. Ino-zemcev. M. : Ekonomika, 2003. 776 s.
8. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda : utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r (red. ot 08.08.2009) [Elektronniy resurs]. URL: http://docs.procspb.ru/content/part/593274
9. Mau, V. A. V ozhidanii novoy modeli rosta: socialno-ekonomicheskoe razvitie Rossii v 2013 g. / V. A. Mau // Vopr. ekonomiki. 2014. № 2. S. 4-32.
10. Mindeli, L. E. Konceptual'nye aspekty formirovaniya ekonomiki znaniy / L. E. Mindeli, L. K. Pipiya // Problemy prognozirovaniya. 2007. № 3. S. 115-136.
11. Organizaciya sozdaniya innovatsiy: gorizontal'nye svyazi i upravlenie : monografiya / pod red. B. Z. Mil'ner. M. : INFRA-M, 2013. 288 s.
12. Ermolenko, V. V. Regional'niy sektor ekonomiki znaniy: problemy formirovaniya i upravleniya : monografiya / V. V. Ermolenko i dr. ; pod red. V. V. Ermolenko. Krasnodar : Kuban. gos. un-t, 2013. 388 s.
13. Tatarkin, A. I. Klasternaya politika regiona / A. I. Tatarkin // Prom. politika v Ros. Federacii. 2008. № 8. S. 11-19.
14. Tebekin, A. V. Ekonomicheskiy krizis kak objektivnaya real'nost' i predmet izucheniya i upravleniya / A. V. Tebekin // Ekonomicheskaya istoriya mira : v 6 t. T. 6, kn. 2 / pod red. M. V. Konotopova. M. : Ros. akad. nauk : KnoRus, 2012. 221 s.
15. Tebekin, A. V. Model' upravleniya innovacionnym razvitiem sistemy nauchno-tehnicheskogo tvorchest-va molodezhi / A. V. Tebekin, O. E. Lomakin // Transport. delo Rossii. 2014. № 1. S. 101-104.