ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
Особенности оценки
эффективности инвестиционного проекта
в сфере выставочных услуг
Л. П. Усманова,
соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Выставочно-конгрессная деятельность в настоящее время приобретает все большую значимость в экономике страны. Бурное развитие этой сферы требует активизации инвестиционных процессов. Создание оптимальных условий осуществления инвестиционной деятельности является основным фактором экономического роста выставочной сферы. В связи с этим наиболее актуальной становится проблема усовершенствования механизма эффективного управления инвестици-оннымиресурсами, в том числе оценки эффективности инвестиционных вложений и инвестиционного планирования на предприятии выставочной сферы. Данная статья освещает особенности инвестиционной деятельности в сфере выставочных услуг, основные аспекты оценки инвестиционного выставочного проекта.
The exhibition business is acquiring an increased importance in the country’s economy.
A rapid development in this sector requires more active investments. Ensuring optimal conditions for investments is the main factor for economic growth of the exhibition business. In connection with this, the most important issue is to improve effective management of investment resources including evaluation of investment efficacy and investment planning at exhibition companies. This article covers the peculiarities of investment activities in the sector of exhibition services and the main aspects of an exhibition investment project.
В настоящее время все большую значимость в экономике страны приобретают непроизводственные отрасли, в частности, выставочно-конгрессная деятельность. Выставочная деятельность входит в сферу рекламных услуг. Каждая выставка, даже из числа ежегодных, является штучным, индивидуальным продуктом. Говоря о выставках, чаще всего подразумевают два значения этого слова. Во-первых, можно говорить о выставках как о коммерческих мероприятиях, их проведение и организация связаны с извлечением экономической выгоды (прибыли) всех сторон (организаторов и участников выставок). К этой группе относятся, например, промышленные, сельскохозяйственные, строительные выставки. Второй аспект данного понятия связан с выставками в художественно-культурном, историческом понимании. К этой группе относятся, например, музейные выставки. Выставки в данном случае преследуют просветительские, художественно-эстетические цели. Хотя и в этом контексте участники выставок могут посредством участия или организации стремиться к получению прибыли, однако не корректно говорить о том, что это является основной целью. Существует достаточно много общего в двух направлениях выставочной деятельности (например, показ экспонатов на одной выставочной площадке, в одно время, причем экспонаты объединены одной тематикой). Однако это совершенно разные виды деятельности. Далее речь пойдет о коммерческих выставках (первый аспект выставочной деятельности).
Выставочно-конгрессная деятельность сегодня во всем мире играет важную роль в национальной и мировой экономике. Выставки можно рассматривать в качестве показателя экономической ситуации в
стране, они демонстрируют наиболее перспективные и динамично развивающиеся стороны экономики. Выставки являются инструментом экономической политики, местом концентрации передовой научно-технической, коммерческой информации. На выставках встречаются основные участники рыночных отношений: производители и потребители, партнеры и конкуренты, выставки можно рассматривать в качестве модели рыночных отношений. Бурное развитие этой сферы требует активизации инвестиционных процессов.
Инвестиционная деятельность является важным компонентом успешного развития предприятия, она во многом обеспечивает достижение поставленных целей, в частности, увеличения доходов предприятия, а, следовательно, бюджета страны и населения. Поэтому создание оптимальных условий осуществления инвестиционной деятельности является основным фактором экономического роста. В связи с этим наиболее актуальной становится проблема усовершенствования механизма эффективного управления инвестиционными ресурсами, в том числе оценки эффективности инвестиционных вложений и инвестиционного планирования на предприятии.
Вообще инвестиции в выставочной сфере могут осуществляться в следующих формах.
1) инвестиции выставочного предприятия, связанные с выставочной площадью (непосредственно место проведения выставочного мероприятия);
2) инвестиции выставочной фирмы, связанные с организацией и проведением (оборудование выставки, выставочные стенды, техника, исследования, обучение, компьютерные программы и базы данных) выставочного мероприятия, то есть непосредственно в выставочный проект;
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
3) инвестиции выставочной организации, связанные с обеспечением функционирования самой фирмы (офисное здание, складские помещения, техника, оборудования и т. п.);
4) инвестиции фирм-клиентов в проекты, связанные с участием в выставочных мероприятиях (приобретение специального оборудования, плата за участие и др.).
Рассмотрим подробнее каждый из пунктов. Первая форма — это типичные капиталовложения в основную деятельность фирмы. Однако здесь есть отличия от капиталовложений в других отраслях. Данные отличия связаны со спецификой самой отрасли. В России все еще острой остается проблема материально-технической базы выставочной деятельности. Следует отметить, что в стране не только не хватает выставочных площадей, но и имеющиеся выставочные площади, за редким исключением, не отвечают международным требованиям, не способны обеспечить проведение крупномасштабных проектов на высоком уровне. Имеющиеся на настоящий момент выставочные площади неравномерно распределены по территории страны: почти две трети всех выставочных площадей расположены в Москве, шестая часть — в Санкт-Петербурге, остальная часть — в регионах. Инвестиции в выставочные площади носят долгосрочный характер, довольно объемны, имеют значение не только для отдельно взятой фирмы, но могут сыграть большую положительную роль в развитии региона и отдельных отраслей. Современный выставочный комплекс должен соответствовать определенным параметрам. Выставочный комплекс должен обладать возможностью проведения на своей территории мероприятий разного масштаба: от небольших узкоотраслевых, нацеленных на приглашение специалистов, до сверхкрупных выставочных мероприятий — мегапроектов. При проектировании выставочной площадки необходимо предусмотреть то, что на ней будут выставлены как небольшие хрупкие приборы и оборудование, так и массивные и тяжелые станки и машины. Отсюда следует, что технические характеристики должны позволить подвезти, смонтировать такое оборудование и продемонстрировать его в действии. Проект выставочного центра должен предусматривать возможность одновременного проведения всевозможных конгрессов, конференций, семинаров, показов и т. п. Очень важно предусмотреть вопрос, связанный с безопасностью. Обязательным условием является выгодное местоположение объекта, транспортная доступность. Понятно, что настолько крупномасштабный проект невозможно осуществить без привлечения внешних источников финансирования. При финансировании подобного рода инвестиционных проектов возможно применение нескольких схем: банковский кредит, образование нового юридического лица, выпуск акций и другие. Альтернативные варианты инвестиционного проекта должны рассматривать не только разные технические и экономические параметры, но и различные источники и схемы финансирования, а также различную роль и степень возможного участия государственных структур в данном проекте. Стоит также отметить, что при инвестировании в выставочную площадку речь может идти не только о строительстве нового объекта, но также о реконструкции и модер-
низации имеющихся объектов.
Анализ подобного инвестиционного проекта должен быть очень тщательным, должна быть проведена грамотная техническая, финансовая и экономическая экспертиза проекта. Срок эксплуатации такого здания может быть значительным, более 10 лет. В ходе анализа рекомендуется использовать методы анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов, учитывающие цену заемных средств, фактор инфляции и риска. Могут быть рассчитаны такие показатели, как дисконтированный срок окупаемости, чистая текущая стоимость и др., а также минимум приведенных затрат. В ходе проведения анализа и экспертизы такого инвестиционного проекта необходимо произвести расчеты показателей эффективности при альтернативном использовании здания (особенно, когда речь идет о реконструкции объекта).
Наиболее специфичны инвестиции в основной и оборотный капитал, связанные с подготовкой выставочного проекта. Инвестиции в выставочный проект носят двойственный характер. Во-первых, это реальные инвестиции (инвестиции в выставочное оборудование, отвечающее специфике выбранного направления, и технику). Во-вторых, это нематериальные инвестиции (инвестиции, связанные с исследованиями, разработкой выставочной экспозиции, подготовкой кадров соответствующей квалификации, создание баз данных и компьютерных программ и т. д.). Инвестиции в выставочный проект не столь долгосрочны и масштабны, как, например, инвестиции в выставочную площадь. Продолжительность жизненного цикла выставочного проекта составляет 3-4 года.
При формировании и реализации инвестиционного выставочного проекта при соблюдении общих подходов и принципов, принятых во всех отраслях, безусловно, необходимо учесть особенности проведения и организации выставки (главным образом, ограниченность по срокам и месту проведения — предоставления выставочных услуг).
Инвестиции, указанные в третьем пункте, непосредственно не связаны с выставочным событием, их целью является обеспечение нормального функционирования самой фирмы.
В четвертом пункте указаны инвестиции фирм-участниц. Если фирма авансирует свое участие в выставочном проекте, относящемся к инвестиционному выставочному проекту, то ее можно рассматривать как соинвестора проекта. В данном случае эффективность участия в инвестировании выставочного проекта посредством участия в выставке для фирмы-участницы может быть выражена степенью достижения поставленных целей (например, увеличением объема продаж, связанных с участием в выставке, поиском потенциальных поставщиков и партнеров).
Таким образом, инвестиционная деятельность предприятий выставочной сферы, являясь неотъемлемой частью деятельности любой фирмы, важным фактором ее роста и развития, имеет особенности, связанные с отличительными характеристиками самой выставочной отрасли, выставочных услуг. Данные особенности необходимо учесть, при формировании и реализации инвестиционного выставочного проекта, анализе и оценке его эффективности, опираясь на научные разработки, придерживаясь научно-обоснованных принципов.
ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006