УДК 343.8 ББК 67.409.13
М39 A.A. MAYAKOV
FACTORS OF ESCAPES FROM UNDER GUARD OF SPECIAL PENAL SYSTEM UNITS RESPONSIBLE FOR ESCORT
Annotation: the author considers factors of escapes from under guard, means of escapes, problems
of penal units responsible for convoying.
Key words: escapes, escorting of prisoners.
АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МАЯКОВ, соискатель кафедры управления органами и учреждениями УИС (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЕ ПОБЕГОВ ИЗ-ПОД ОХРАНЫ КАРАУЛОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО КОНВОИРОВАНИЮ
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, обусловливающие совершение побегов из-под охраны караулов способы совершения побегов, проблемы, связанные с деятельностью подразделений
УИС по конвоированию
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, совершение побегов, конвоирование осужденных.
Побеги этапируемых лиц из-под охраны караулов, как правило, связаны с посягательством на жизнь и здоровье сотрудников, осуществляющих конвоирование, общественную безопасность, интересы правосудия, нормальную деятельность правоохранительных органов. Большую общественную опасность представляют групповые побеги с завладением оружия, находящегося у сотрудников из числа караула. Задержание преступников, совершивших такого рода криминальные деяния, требует затрат значительных сил и средств.
Основными способами совершения побегов из-под охраны караулов при конвоировании являются:
1. Побеги с использованием оружия. Преступники завладевают оружием в результате халатности сотрудников, нападения на личный состав караула. Этому может также способствовать вступление в недозволенную связь с конвоем путем подкупа сотрудников. Анализ совершения побегов, связанных с завладением оружия, позволяет выделить следующие негативные действия сотрудников, осуществляющих конвой: нарушение
организации и несения службы, норм назначения нарядов; некачественный обыск конвоируемых лиц; необеспечение режима содержания в изоляторах временного содержания; самовольное изменение маршрута конвоирования; отсутствие оперативного обеспечения лиц, подлежащих конвоированию; необеспеченность специальными средствами.
Нападение на конвой, завладение оружием конвоируемыми в железнодорожном транспорте могут совершаться, когда личный состав караула вступает в недозволенные связи с осужденными, за денежное вознаграждение выводит осужденных мужчин в камеры к осужденным женщинам, осуществляет передачу записок из камеры в камеру, перевод осужденных по их желанию в другие камеры, продажу спиртных напитков, не проводит обыск, сотрудники караула выходят на станциях, принимают от гражданских лиц передачи для конвоируемых, приобретают спиртные напитки. Во время перевода осужденных из камеры в камеру они имеют возможность совершить нападение на часового, завладеть оружием, совершить побег. Конвоируемые лица, как правило, планируют
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1
58
свои криминальные действия заранее: сговор и подготовка накануне совершения побега; изучение сотрудников караулов, их поведения, психологических и моральных качеств, выявление недостатков; подкуп сотрудников, угроза физической расправы за отказ от взаимоотношений недозволенного характера, склонение к совместному употреблению спиртных напитков; выбор наиболее удобного момента для нападения на караул.
2. Совершение побега при нападении на личный состав караула. Нападение на караул свидетельствует об активной агрессивности осужденных, связанной с совершением криминальных деяний, в том числе побегов из-под охраны при конвоировании. Нападения совершаются при следующих обстоятельствах: вывод осужденных в туалет специального вагона (20,8 %); проведение обмена спецконтингентом (33,3 %); при обыске конвоируемых лиц в специальном вагоне (37,5 %); при переводе из камеры в камеру специального вагона (4,2 %); нападение извне, совершаемое неизвестными лицами с применением огнестрельного оружия. В специальном вагоне отдельные осужденные могут имитировать буйство. При попытке принятия к ним мер пресечения возможно совершение нападения, сопряженного с завладением оружия. Необходимо констатировать, что нападения на сотрудников караулов по конвоированию могут совершаться в любой момент, удобный для конвоируемых, во время несения службы личным составом. При конвоировании осужденные, пользуясь ослаблением за ними контроля, некачественным обыском, могут изготавливать средства для нападения на сотрудников караула (холодное и огнестрельное оружие). Практике конвоирования осужденных известны также случаи провоцирования личного состава караула на неправомерные действия, подстрекательство к неповиновению, массовым беспорядкам.
3. Совершение побега путем подкупа должностных лиц караула. Одним из ухищренных способов, используемых осужденными для совершения побега во время их конвоирования, является вхождение в доверие к сотрудникам, осуществляющим конвоирование, использование их беспечности для реализации преступного замысла. Следует от-
метить, что стремления осужденных сделать попытку подкупа имеют тенденцию к росту. Подкуп может быть со стороны как осужденных, так и их родственников, а также знакомых, которые намерены оказать пособничество в совершении побега. В последние годы реализованных попыток подкупа нет.
4. Отпуск конвоируемых из-под стражи. Такие факты нельзя расценивать как предательство интересов службы. Как правило, это совершается при неосуществлении ответственными должностными лицами проверки несения службы караулов на обменных пунктах; употреблении личным составом караула спиртных напитков; допуске в специальный вагон посторонних лиц; выводе за денежное вознаграждение осужденных мужчин к осужденным женщинам; распитии сотрудниками караула спиртных напитков с конвоируемыми; разрешении сотрудником караула выходить конвоируемым в рабочий тамбур, переходить в пассажирский вагон, выходить из вагона на платформу для покупки продуктов, встречи с родственниками, знакомыми.
5. Совершение побега «на рывок». Побеги таким способом возможны в результате следующих условий: допускаемые личным составом караула нарушения требований нормативных актов, регламентирующих порядок конвоирования; неблагоприятные погодные условия, ограничивающие видимость (ночь, снегопад, дождь, туман); наличие вблизи места совершения побега автомобильных и железных дорог, обеспечивающих уход преступника от преследования по горячим следам, лесных массивов, зарослей, посевов зерновых, кукурузы, подсолнуха, садов, используемых для укрытия и продвижения бежавших в нужном для них направлении; мест скопления граждан, густонаселенных районов; огнеопасных и взрывоопасных объектов, влияющих на качество поиска и применение оружия; отсутствие бдительности караулов на обменных пунктах.
Необходимо акцентировать внимание на том, что осуществлению конвоирования на обменных пунктах осужденные могут препятствовать нарушением порядка построения конвоирования, при этом обеспечивается выход из транспортного средства лишнему осужденному или оставление в нем укрывшегося. Осужденные могут самовольно пе-
Т88М2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1
реходить из одних шеренг в другие, создавать скученность, выходить из строя, имитировать потасовки, хулиганские действия, резкое недомогание в виде сердечного приступа, приступа аппендицита, что приводит в замешательство личный состав караула.
Требуются соблюдение правил и тактические профессиональные действия со стороны личного состава подразделений по конвоированию во время посадки этапируемых в транспортные средства и высадки из них. Побеги совершаются вследствие нарушения правил посадки (высадки) при некачественном осмотре транспортных средств; ослаблении контроля за поведением осужденных при посадке или высадке, что дает возможность внезапно и незаметно для конвоя уйти конвоируемым под транспортное средство, выбросить личные вещи, находящиеся в сумке (вещмешке), в лицо конвоира, внезапно прыгнуть из кузова автомобиля под раму специального вагона.
6. Использование конвоируемыми для совершения побега неисправности инженерно-технических средств охраны транспортных средств. Анализ побегов, совершенных по указанной причине, из специальных вагонов свидетельствует о том, что уязвимым в этом отношении местом является окно туалета рабочего тамбура. Находясь в туалете, этапируемый имеет возможность ослабить крепежные рамы, закрепить дверь веревкой или ремнями, выбить (снять) решетку и стекло. Имели место факты, когда осужденные завладевали специальным железнодорожным ключом, которым разблокировали решетки туалета рабочего тамбура. Совершению побега также способствуют следование осужденных к туалету самостоятельно с возможным захватом часового в заложники, завладение специальным железнодорожным ключом, снятие им решетки в туалете; непроведение качественного обыска при приеме осужденных, которые проносили предметы и орудия, используемые для совершения побега; незнание в полном объеме обязанностей лиц, назначенных в караул; нереагирование машиниста поезда на вынужденную остановку для задержания преступников, совершивших побег.
7. Совершение побега путем подмены. Как правило, данный способ совершения побега используется в тех случаях, когда по
наблюдениям осужденных они сделали вывод о том, что охрана встречным караулом имеет неорганизованный характер, а также такие негативные элементы, как малая численность караула, сложность ландшафта, где расположен обменный пункт, преодоление больших расстояний, множества железнодорожных путей при пересадке осужденных из специального вагона в специальный автомобиль.
Подмена осужденных становится возможной вследствие просчетов начальника караула, его помощников по проверке соответствия личности этапируемого материалам личных дел, объективности установления личности осужденного по фотографии.
Организация эффективной системы предупреждения побегов конвоируемыми невозможна без объективного анализа проблем, связанных с деятельностью специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию:
1) организационные: несоответствие требованиям нормативных правовых актов качества решений по организации несения службы караулами по конвоированию; профессиональная пассивность руководителей по совершенствованию служебной деятельности; отсутствие контроля за несением службы личным составом подразделений охраны; неглубокая проработка причин и условий совершенных побегов; нереагирование на управленческие решения субъектов управления; бессистемность в организации внутреннего и внешнего взаимодействия;
2) кадровые: проблемы в кадровом отборе (некачественность, поверхностность), приводящие к нарушениям служебной дисциплины, законности, предательству интересов службы; отборе к несению службы по конвоированию осужденных (осуществляется без учета достаточной для этого профессиональной подготовки кандидатов); несоовет-ствие организации несения службы караулом по конвоированию осужденных требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих данное направление профессиональной деятельности; проявление халатности, потеря бдительности, нарушение уставных правил поведения;
3) ослабление организационной системы, связанной с функционированием инженерно-технических средств охраны. Побегам
188М2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1
60
этапируемых способствуют следующие обстоятельства, имеющие отношение к организации эксплуатации инженерно-технических средств охраны: нарушение установленных требований по охране при конвоировании осужденных, подозреваемых и обвиняемых, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей; нарушение требований по осмотру
специальных транспортных средств; неустра-нение выявленных недостатков; использование транспортных средств, которые технически устарели; несоблюдение требований по обеспечению специальных подразделений по конвоированию по нормам положенности специальными инженерно-техническими средствами охраны усовершенствованного типа.
2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1