№ 2 - 2012 г. 08.00.00 экономические науки
УДК 616-082:614.233.52
ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Е.П. Жаворонков, Ю.О. Ким, Т.Г. Николаева, Н.В. Куликова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Новосибирск)
Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Но далеко не все инструменты, позволяющие высокоэффективно управлять поведением сотрудников коммерческих компаний, оказываются также эффективными при управлении медицинским персоналом. Цель исследования: анализ факторов,
определяющих мотивацию сестринского персонала к повышению эффективности его деятельности в современных социально-экономических условиях.
Ключевые слова: мотивация, кадровая политика, сестринский персонал.
Жаворонков Евгений Павлович — доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления в здравоохранении ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», контактный телефон: 8 (383) 225-36-80, е-mail: ezhikof@yandex.ru
Ким Юрий Олегович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой сестринского дела ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», контактный телефон: 8 (383) 228-50-69, е-mail: ksdngmu-2007@yandex.ru
Николаева Татьяна Георгиевна — ассистент кафедры сестринского дела ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», контактный телефон: 8 (383) 228-50-69, е-mail: ksdngmu-2007@yandex.ru
Куликова Наталья Витальевна — ассистент кафедры сестринского дела ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», контактный телефон: 8 (383) 228-50-69, е-mail: ksdngmu-2007@yandex.ru
В системе здравоохранения сестринский персонал — это наиболее значимая часть трудовых ресурсов. На профессиональную деятельность медицинских сестер особое влияние оказывают такие негативные факторы, как недостаточный престиж профессии, относительно низкая заработная плата, сложные условия труда, что затрудняет процесс управления. В связи с этим чрезвычайно важна четкая мотивация деятельности медицинских сестер в изменяющейся структуре управления лечебных учреждений.
Мотивация — это побуждение человека к деятельности, которая определяется наличием потребностей и созданием условий для их реализации и получения результата. Понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно. Ранее понятие мотивации заменялось понятием стимулирование и употреблялось в основном в педагогике, социологии, психологии [1]. Такое ограниченное понимание
мотивационного процесса приводило к ориентации на получение сиюминутного результата. Это не вызывало значительной заинтересованности сестринского персонала в собственном развитии, которое является важнейшим резервом повышения
эффективности труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. А в таких условиях невозможно говорить
о формировании сильной трудовой мотивации, об эффективности труда, повышении
квалификации работников и развитии инициативы.
В здравоохранении считается достаточным простого материального вознаграждения, как основного мотивационного фактора. Иногда такая политика является успешной. А поскольку мотив — это осознанное побуждение к достижению определенной цели, понимаемое человеком, как личная необходимость, потребность, то в структуру мотива включаются, кроме потребностей действия по их достижению, и издержки, связанные с этими действиями.
Мотивация представлена мотивированием и стимулированием. Если мотивирование является процессом воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов, то стимулирование заключается в использовании этих мотивов. В практике здравоохранения наиболее распространено материальное стимулирование. Однако человек имеет сложную систему потребностей и целей, которая представлена известной пирамидой А. Маслоу.
С развитием здравоохранения все больше уделяется внимание мотивационной функции управления, когда отдается предпочтение мотивации над административным и жестким контролем. Причем самой распространенной группой мотивирующих факторов становятся не «кнут и пряник» и не страх и дисциплинарная ответственность, а группа факторов, включающая доверие, авторитет, вознаграждение. Большое значение имеют гарантии занятости, условия труда, уровень оплаты, характер межличностных отношений в коллективе и т. п.
В изучении мотивационных процессов используются несколько теорий: теория
потребностей А. Маслоу [3], теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожидания В. Врума, теория справедливости Д. Адамса и др., в которых подчеркивается необходимость учитывать правила мотивации: похвала, поощрение, постоянное внимание к работнику и членам его семьи, ощущение свободы, разумная конкуренция и др. Системный подход к мотивации труда, используемый многими авторами, позволяет оформить ее сочетанием компонентов, методов и целей. Система мотивации может быть представлена в виде специальной таблицы.
Компоненты мотивации Инструменты НОТНБЩНН Цели М'ОТИБЭиНН
Организаи нон Н1Я культура. Система общих для всего коллектива ценностей, норм Устав орган нтгин, основные принципы руководства. сталь 'цттравления Признание целей организации, ориентация на перспективу
Принципы руководства. Отношения между руководителями и цодчниенжымн Делегирование ответственности, участие в принятии решений, со:дшие условий тр^'да и отдыха Ориентация Hi перспективу, согласование интересов. Сотрудничество
Кадровая политика. Повышение квзипифинаиин и мооилъностн работников Тренинги. се>п!нары. Планирование карьеры калров, стртгкТуры калров С амостоятельн о сть. инничативность. Инновационная д еятельн о сть
Информация о делах организации Информационные янсткя( справочники. совещания Информированность о делах коллектива, его интересах
Органнзаиия рабочего места н рабочего времени. Оснащение рабочих мест Гнбко е при спосоол ем и е рабочего времени х п отребн остям раб отнмков Техническое оснащение рабочих мест. Гибкое рабочее время, СКОЛЬЗЯЩИЙ график, увеличение продолжительности отпуска Удовлетворенность состоянием рабочего места Удовольствие от работы Ответственность н эффективность использования рабочего времени
Пять уровней в системе мотивации труда сестринского персонала лечебных учреждений могут быть представлены в виде своеобразной пирамиды, в основании которой находится такой компонент мотивации как принципы руководства, Остальные компоненты мотивации могут иметь следующее расположение по уровням пирамиды (см. рис.).
Организационная жультура лечебного >"чреадения
Организация рабочего месга и времени
Информация
Кадровая политика
Система мотивации труда медицинских сестер
Побуждения медицинского персонала и действия его к достижению определенных целей ориентируются на ценности, которые распределяются по приоритетам. При этом в исследованиях часто обращаются к балльной оценке ценностей. На примере одного из лечебных учреждений г. Новосибирска проводились исследования распределения ценностей по приоритетам медицинских сестер [2].
В результате опроса на первое место медицинские сестры выдвигают заработную плату, медицинское обслуживание и удовлетворение выполненной работой. На второе и третье место — уважение коллег, хорошие отношения с ними, а также поощрение со стороны администрации. Не менее важным для сестринского персонала является возможность самореализации, социальный пакет и признание в организации. На возможность самореализации в профессии указали 23 % респондентов. Такой показатель объясняется
тем, что функции сестринского персонала более ограничены по сравнению с врачами. Работа воспринимается как монотонная. Сестры выполняют ее часто механически, не вникая в суть новых задач. Растет профессионализм в узкой специализации и снижается интерес к самообразованию. Следует подчеркнуть, что на вопрос о дальнейшем сотрудничестве с организацией 7 % сестринского персонала лечебного учреждения высказали недовольство сложившимся положением дел и 22 % ушли от ответа на этот вопрос. Таким образом, опрос медицинских сестер показывает, что около 30 % персонала не согласны продолжать работу на тех же условиях. Это говорит о том, что для сохранения персонала необходимы перемены как в системе оплаты труда, так и в структуре управления сестринским персоналом [4].
С целью выявления предпочтительных видов стимуляции труда сестринского персонала было проведено анкетирование медицинских сестер одного из клинико-диагностических центров г. Новосибирска. Результаты исследования показали, что 77,5 % респондентов предпочли материальное поощрение. Среди неденежных материальных стимулов медицинские сестры предпочли предоставление льготных путевок на отдых и лечение (71,5 %); улучшение условий труда, эргономики рабочего места (66,5 %); введение гибкого графика работы (62,5 %); предоставление льгот на оплату ведомственного жилья и коммунальных услуг (59 %); добровольное медицинское страхование персонала (44 %); организация льготного питания (44 %). Среди предпочтительных форм морального поощрения большинство респондентов отметили: внимательное отношение
к индивидуальным предложениям, направленным на улучшение общего дела (69 %); объявление благодарности (59 %); разовое предоставление полномочий при решении отдельных производственных вопросов (22 %).
Проанализировав данные о предпочитаемых видах мотивации, можно сделать вывод, что у каждого конкретного сотрудника имеется свойственная только ему мотивационная система, которая зависит от личностных качеств человека и жизненных обстоятельств, в которых он находится в настоящее время. Необходимо стремиться к ориентированию мотивации на ценности, которые имеют приоритетное значение для конкретной медицинской сестры.
Список литературы
1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. — М. : Юристь, 2007. — 495 с.
2. Жаворонков Е. П. Управление организационной культурой : учебное пособие / Е. П. Жаворонков. — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2009. — 154 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Маслоу. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2010. — 352 с.
4. Экономическое стимулирование мед. персонала амбулаторно-поликлинического учреждения : методическое пособие РАМН, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко / Под ред. А. Л. Линденбратена [и др.]. — М., 2009. — 44 с.
MOTIVATION FACTORS OF NURSES WORK AT PREVENTIVE MEDICAL ESTABLISHMENTS
E.P. Zhavoronkov, Y.О. Kim, Т.G. Nokolaeva, N.B. Kulikova
SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
The work motivation of the personnel is a key direction of personnel policy at any enterprise. But not all the instruments, that allow controlling the behavior of employees effectively at commercial companies, are effective at management of the medical personnel too. The objective of research is the analysis of the factors, defining the motivation of nursing staff to rising of efficiency of their activity in modern social and economic conditions.
Keywords: motivation, personnel policy, nursing staff.
About authors:
Zhavoronkov Evgeny Pavlovich — doctor of technical sciences, professor at economy and management in health-care department SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office telephone: (383) 225-36-80
Kim Yuri Olegovich — doctor of medical sciences, professor, head of nurse care chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8(383) 228-50-69, e-mail: ksdngmu-2007@yandex.ru
Nikolaeva Tatyana Georgievna — assistant at nurse care chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8(383) 228-50-69, an e-mail: ksdngmu-2007@yandex.ru
Kulikova Natalia Vitalievna — assistant at nurse care chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (383) 228-50-69, e-mail: ksdngmu-2007@yandex.ru
List of the Literature:
1. Vesnin V. R. Practical management of the personnel: the grant on personnel work / V. R. Vesnin. — M: Jurist, 2007. — 495 P.
2. Zhavoronkov E. P. Management of organizational culture: the manual / E. P.
Zhavoronkov. — Novosibirsk: Sibmediapub NSMU, 2009. — 154 P.
3. Maslow A. Motivation and person: translation from English / A. Maslow. — 3 ed. — SPb.: Peter, 2010. — 352 P.
4. Economic stimulation of medical personnel at ambulatory and polyclinic establishment: the methodical guidance of the RAMS, SRI of social hygiene, economy and management of public health services n. a. N. A. Semashko / Under the ed. of A. L. Linderbraten [etc.]. — M, 2009. — 44 P.