ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3
ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ДОМИНАНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
АБЕЛЯН А.С.,
проректор,
Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются некоторые аспекты исследования проблем и возможностей модернизации российской экономики. В рамках теории и практики модернизации промышленности выделена трансформация экономических институтов как базис развития реального сектора российской экономики. Идентифицированы проблемы, сдерживающие модернизацию предприятий реального сектора экономики.
Ключевые слова: развитие; предприятие; модернизация; промышленная политика; управляющее воздействие.
The given article contains some aspects of researching of problems and abilities of modernization of Russian economy. Within a matter of a theory and practice of industry modernization the transformation of economic institutions was pointed out as a basis for development of a real sector of Russian economy. There also were identified the problems holding on modernization of real economic sector's enterprises.
Keywords: development; enterprise; modernization; industrial policy; control action.
Коды классификатора JEL: L16.
Какие либо формы практических трансформаций предприятий в настоящее время осуществляются без глубокого и всестороннего анализа объективно сложившейся действительности, творческого обобщения происходящих процессов, без рассмотрения их во всем многообразии сторон, связей, отношений, взаимозависимости и взаимообусловленности. Предлагаемые сегодня разнообразные модели и схемы модернизации экономики в целом, промышленности в частности, не учитывают в полной мере особенности российского общественного воспроизводства, предшествующий исторический опыт.
Нормативные документы, регламентирующие процессы и действия по реформе предприятий, разработаны на формальной основе, без достаточного научного обоснования и не учитывают неформальные аспекты российского институционализма сегодняшнего дня. В научной среде уделяется больше внимания изучению ошибок реформ, чем представлению и анализу модернизационной трансформации как объективного процесса становления сложной рыночной системы, поиску путей разрешения возникших противоречий, обусловливая тем самым развитие экономики согласно прогнозируемому вектору повышения эффективности и конкурентоспособности. В научных работах при обосновании принципов и методов исследования зачастую упускают из виду целостную методологическую систему, хотя и провозглашают системный подход методологической основой исследования. Проявляется недостаток научного опыта, и это требует повышения его уровня, а также системной взаимосвязи теории и практики в анализе, оценке состояния объекта (системы).
Все это предопределяет значимость дальнейшей разработки методологических аспектов исследования проблем и возможностей модернизации российской экономики. Основным положением теории в предметной области модернизации промышленности выделена трансформация экономических институтов как базис развития реального сектора российской экономики.
Радикальная перестройка экономики затрагивает глубинные пласты социального, духовного, экономическою развития России и требует фундаментальных методологических системных исследований, позволяющих осуществить переход от познания законов к их практическому использованию.
Важным элементом исследования является определение признаков развития экономической системы: качественных преобразований системы, необратимого характера изменений; возникновения новых потенциальных возможностей, нового уровня организационной и управленческой структуры предприятия; связи качественных и количественных изменений в системе; наличия возрастающей колеблемости в изменениях. Включение в исследование общеметодологического принципа развития предоставит возможность идентификации источников, импульсов
© А.С. Абелян, 2011
развития, механизмов возникновения новых качеств в экономической системе, характерных трендов. Основным положением теории в предметной области модернизации промышленности является трансформация экономических институтов как базис развития реального сектора российской экономики. На начальном этапе обновление происходит посредством адаптивного функционирования и уменьшения «массы замедлителей», т.е. факторов, тормозящих развитие. На следующем этапе преобразования экономические субъекты осуществляют модернизационные процессы в виде моделирования инновационных технологических цепочек формирования высокой потребительской ценности товаров.
Одни считают, что это делается в фазе депрессии, так как удается предотвратить большие экономические потери в результате массового обесценения капитала и квалификации кадров, занятых в устаревших и ставших неэффективными производствах. Мы согласны с другой точкой зрения, согласно которой депрессия отрицательно влияет на инновации, а введение кластера базисных нововведений происходит в фазе подъема. Вначале нововведения внедряются в быстрорастущих отраслях, являющихся носителями волны, что соответствует кластерам нововведений в период подъема; в дальнейшем нововведения появляются в старых отраслях в результате давления спроса со стороны новых отраслей на более поздних стадиях. Во время депрессии требуются разного рода изменения, в первую очередь организационные. Последние создают условия для изменения технологической структуры хозяйства, «расчищая почву» для технологических нововведений. В концепции теории технико-экономического развития Н.Д. Кондратьева подъем экономики предприятий связывается с обновлением основного капитала, с техническими изобретениями и открытиями, накоплением и аккумуляцией капитала, обострением борьбы за рынок. Й. Шумпетер связал изменение состояния экономики с внедрением нововведений, их концентрацией в кластеры и дальнейшим синхронным распространением. Волна базисных нововведений порождает последующую волну дополняющих (действие «инновационного мультипликатора»). Инвестиции в базисные нововведения обусловливают рост производства, индуцирующий появление вторичных улучшающих нововведений, замещающих устаревшие технологии. Внедрение вторичных нововведений сопровождается новыми инвестициями, стимулирующими дальнейший рост производства. По мере финансового подъема и вступления в фазу зрелости предприятий происходит сдвиг в их инновационной активности от радикальных нововведений к улучшающим и от нововведений-продуктов к нововведениям-процессам.
Потребность компаний в развитии внешних отношений заставляет их применять новые формы внутренней организации, при которых такие основные стороны бизнеса, как производство, НИОКР, маркетинг, корпоративное планирование, становятся все более интегрированными («организационные инвестиции», «инфраструктура»). Важнейшим методологическим принципом модернизации предприятий является адаптация. Общеметодологический принцип адекватности и предметный методологический принцип адаптации реализуются общенаучным системным методом. Это означает, что улучшение любой подсистемы на основе принципов сохранения целостности, адекватности, адаптивности ведет к изменениям в других подсистемах. С этой точки зрения любая попытка рассматривать какие-либо процессы: экономические, технологические, социальные, изолированно, в отрыве друг от друга приводит к ошибкам, увеличивает риск, ведет к непредсказуемым последствиям.
Модернизация предприятий базируется на оптимизации внешних связей с внешним окружением: государственными институтами, потребителями, поставщиками, конкурентами, инвесторами, финансово-кредитными, общественными организациями. Необходимо оптимальное сочетание внешних и внутренних связей, которые, при всей их противоречивости, могут быть сбалансированы управляющими действиями. Промышленное предприятие относится к сложным системам, для которых характерны такие свойства, как эквифинальность, целенаправленность эмерджентность, стремление к созданию и поддержанию гомеостаза.
Процесс управления системой необходимо осуществлять на основе положений теории управления и самоорганизации: принцип обратной связи и принцип эквифинальности, которые определяют возможность выбора наиболее эффективных путей достижения цели (выбор оптимальной траектории развития системы); принцип управления по результатам, позволяющий отслеживать реакцию системы на управляющие и возмущающие воздействия, осуществлять контроль уровня напряженности конфликта, его динамики.
Сбалансированность управляющих воздействий определяется принципом целеполагания, предполагающим наличие одной цели для всех составляющих внутренней среды предприятия. На практике обновление предприятий осуществляется в интересах различных участников деятельности. Собственники предприятия капитала заинтересованы в максимально возможной капитализации дохода; интересы менеджеров — в получении прибыли и развитии фирмы; наемные работники — в высокой, своевременной заработной плате, надежности рабочего места, хороших условий труда и высоком уровне социальной защищенности; государство — в создании рабочих мест, социальной стабильности, конкурентоспособности на мировом рынке, получении налоговых доходов, стабильности цен и др.
В суть эволюционного развития органично вписывается социализация. Формирующийся новый технологический способ производства предполагает перераспределение интересов в значительной мере.
Для того чтобы система предприятия была целостной и упорядоченной, кроме внутренних связей, действующих между подсистемами и элементами системы, необходимы внешние связи, выраженные на уровне национальной экономики регулирующей и управляющей деятельностью государственных институтов. Сегодня российской экономике остро необходим поворот от спонтанных структурных изменений к целенаправленной, выверенной структурной промышленной политике, включающей трансферт экономической власти от собственника капитала к собственникам информации (знания) и высококвалифицированной рабочей силы. Экономическая политика государства должна отражать интересы общества и всех его социальных групп посредством целенаправленной системы мероприятий в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3
96
А.С. АБЕлЯН
Л.И. Абалкин подчеркивает, что успех реформ возможен, если в их основе лежит поддержка широких слоев населения, результаты социально-экономических трансформационных процессов отражают их интересы. «При переориентации на социальные приоритеты мы исходим из того, что конечный смысл, цель и результат преобразований должны выражаться в приросте человеческого капитала — самого главного и устойчивого условия успеха» [3, с. 5]. Переход к социально-ориентированной высокоэффективной рыночной экономике предполагает ... переход к надежной системе социального партнерства работников, предпринимателей и государства, прежде всего, на основе восстановления статуса труда [3, с.6, 7].
Важнейшим фактором внешней среды является политика государства. Решение задач модернизации реального сектора экономики невозможно без проведения государственной промышленной политики. Как показывает мировой опыт, она особенно востребована в кризисные периоды и призвана способствовать устранению устаревших (тормозящих) и формированию новых структур (ускоряющих) адаптационные процессы к объективным требованиям глобализации мировой экономики.
Таким образом, система факторов промышленного предприятия представляет собой единство внутренних факторов производства (экономических ресурсов и управления), взаимодействующих с факторами внешней среды. Факторы модернизации, влияющие на среду промышленного предприятия, в том числе на факторы производства (модернизируемые элементы), представляют собой движущие силы деятельности, выражающейся в целесообразном изменении качественного состояния стадий бизнес-процесса изготовления изделия: маркетинговых исследований — прикладных исследований — разработок-испытаний нового товара в рыночных условиях, конструкторской подготовки производства — технологической подготовки производства — организационной подготовки производства — формирования запасов — создания производственной базы — освоения производства — производства непосредственного — сбыта — обслуживания товара у потребителя. Модернизуемые элементы подвергаются воздействию разнообразных факторов, направленных на создание новых связей в системе, преодоление рассогласованности в подсистемах предприятий. Анализ этих воздействий позволяет обозначить проблемы, сдерживающие модернизацию предприятий.
Организационно-экономические: неопределенность экономической модели создаваемого общества, организационно-экономического механизма, промышленной политики, отсутствие приоритета программы модернизации предприятий; нестабильность экономической ситуации; низкий конечный потребительский спрос, несовершенство налоговой, банковской, кредитной, таможенной политики, не стимулирующей развитие производства и модернизацию предприятий; необоснованность тарифов - железнодорожных, на энергоресурсы, газ; отсутствие лизинговых компаний, отсутствие стратегической ориентации, низкий уровень управления и планирования; неудовлетворительная работа службы маркетинга, устаревшее оборудование; неэффективное использование ресурсов предприятия, внутренних резервов; нежелание приложить нужные усилия, неверие в собственные силы, отсутствие «хозяйского подхода», эффективного механизма стимулирования и воспитания работников; тяжелое финансовое положение, вызванное отсутствием оборотных средств, прежде всего из-за непродуманности экономических действий государства в ходе реформ; значительные долги; отсутствие внешних инвестиций.
Маркетинговые: низкая конкурентоспособность производимой продукции, неблагоприятная конъюнктура рынка, потеря ниши на международном рынке, необеспеченность выпуска договорами поставки. Организационноуправленческие: низкий уровень отраслевых и межотраслевых связей, интеграционных и кооперационных процессов между предприятиями промышленности городов, регионов Российской Федерации, стран СНГ и зарубежья; нерациональная структура отраслевой перестройки; неразвитость инфраструктуры промышленного комплекса; отсутствие эффективного крупного корпоративного сектора, способного обеспечить инновационно-инвестиционную деятельность: отсутствие стратегической ориентации; низкий уровень управления и организации, неиспользование планов, несостоятельность большинства федеральных и региональных программ и прогнозов; неэффективное управление собственностью, пассивность мелких акционеров.
Финансово-экономические: низкая прибыльность, низкая скорость обращения денег, неэффективный кредитный механизм (дорогие кредиты, отсутствие долгосрочного кредита), несовершенная налоговая политика, ограниченность инвестиций в промышленность, дефицит оборотных средств, значительные задолженности предприятий, высокий уровень затрат, наличие в структуре активов предприятия затратных объектов, неэффективные непроизводственные активы, существенные объемы «бартера».
Технико-технологические: устаревшее оборудование, низкий технологический уровень большинства производства увеличение разрыва в уровне технологий с развитыми странами, низкие потребительские качества значительной доли товаров.
Информационные: отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти; недостаточный объем экономической и маркетинговой информации; неразвитость информационной инфраструктуры.
Кадровые: неэффективная кадровая политика, недостаток квалифицированных менеджеров, дефицит квалифицированной рабочей силы, недостаточный спрос населения (значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), недостаточный интерес работников к результатам работы.
В соответствии с общепринятой методикой оценки и экспертизы взаимовлияния внутренних элементов системы и внешних факторов следующим шагом логически становится определение степени влияния отдельных изменяемых внешних факторов на интегральные показатели деятельности предприятия.
Модель модернизации промышленных предприятий отражает:
■ параметры состояния предприятия;
■ противоречия и проблемы;
■ цель модернизации — социально-экономическое развитие;
■ критерии развития: экономический рост — количественное увеличение и качественное совершенствование модернизуемых элементов: продукта и факторов производства, социальных параметров и промышленной политики государства.
Ситуация на промышленных предприятиях убеждает в необходимости воздействия на все сферы деятельности силой факторов модернизации для решения проблем и обеспечения на этой основе качественного преобразования предприятий и экономического роста.
Взаимообусловленность и взаимосвязь факторов носит изменчивый, ситуативный характер. Поэтому изолированное изучение факторов, без принятия во внимание взаимосвязей, не дает полной и всесторонней картины среды предприятия для принятия решения по его модернизации.
Ограничители внешней среды вынуждают предприятие искать наиболее благоприятную систему внутренних факторов для достижения «возможности» — синергетического эффекта и перехода системы предприятия в новое качество, обеспечения развития предприятия.
При выполнении данных условий становится возможным переход предприятия на путь устойчивого модерни-зационного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопрсы экономики. 2009. № 3.
2. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004.
3. Крейчман Ф.С. Эффективное управление предприятием на основе демократизации собственности. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: РАЕН, 2009.
4. Полтерович В. Стратегия модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики // 2008. № 4.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3