Научная статья на тему 'Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза'

Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVOLVED IN INNOVATION ACTIVITIES / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION MANAGEMENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фильченкова Ирина Федоровна

Рассматривается вопрос моделирования процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор определяет вовлечение в инновационную деятельность как многоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов. В статье определены основные процессные компоненты вовлечения в инновационную деятельность процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурсами, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого-педагогическая поддержка. Подчеркивается роль психолого-педагогической поддержки преодоления инновационных барьеров, систематизирующей внешние процессы вовлечения. Обосновывается вывод о том, что управление процессом вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза обеспечивает проявление инновационной активности преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фильченкова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of components of the involvement process in innovative activity of teachers of higher education

The article deals with the modeling of the process of engaging in innovative activity of high school teachers. The relevance of the problem is due to paradigmatic processes of modernization of Russian system of higher education. The author defines the involvement of innovation as a multidimensional, managed system of targeted processes. The article identifies the key components of the process of engaging in innovation processes innovation management in the University, the control factors of the environment of the University, management of personal and professional resources to overcome barriers for innovation activities and psycho-pedagogical support. Emphasizes the role of psychological and pedagogical support to overcome innovation barriers, systematizing external engagement processes. It is concluded that the management of the process of engaging in innovative activity of University teachers provides for the manifestation of innovative activity of teachers of the University.

Текст научной работы на тему «Определение компонентов процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза»

УДК 37

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОЦЕССА ВОВЛЕЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

И.Ф. Фильченкова1

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)

603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 Е-шай: [email protected]

Рассматривается вопрос моделирования процесса вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор определяет вовлечение в инновационную деятельность как многоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов. В статье определены основные процессные компоненты вовлечения в инновационную деятельность - процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурсами, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого-педагогическая поддержка. Подчеркивается роль психолого-педагогической поддержки преодоления инновационных барьеров, систематизирующей внешние процессы вовлечения. Обосновывается вывод о том, что управление процессом вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза обеспечивает проявление инновационной активности преподавателей вуза.

Ключевые слова: инновационная деятельность, вовлечение в инновационную деятельность, управление инновациями, психолого-педагогическая поддержка.

Модернизация российского высшего образования ставит перед необходимостью ориентации педагогической деятельности на будущее, на новые достижения науки, что предполагает вовлечение преподавателей в инновационную деятельность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] регламентируется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. В современных условиях возрастают требования к профессиональной деятельности преподавателя: по обновлению содержания образовательных программ и совершенствованию организации образовательного процесса; по применению инновационных образовательных

1 Ирина Федоровна Фильченкова, кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления.

и оценочных технологий; по обеспечению сетевого взаимодействия и академической мобильности; по проектированию новых образовательных продуктов и т. п. Усиливается влияние инновационной деятельности преподавателя вуза на качество профессиональной подготовки студентов.

Вместе с тем, как показывают исследования, в условиях значительных перемен во внешней среде в российских университетах действует «договор о невовлеченнности», заключающийся в отказе от изменений, в том числе со стороны преподавателей [14]. Барьеры и сопротивление инновациям преподавателей вуза являются неотъемлемой составляющей их инновационной деятельности. Поэтому мы можем констатировать, что необходим новый подход к обеспечению участия преподавателей в инновационных процессах высшей школы, обеспечивающий эффективность этих процессов. Обзор диссертационных исследований по вопросу управления инновациями в вузе (Е.В. Вашурина, К.В. Лосев, Н.Ю. Чистоклетов, Д.И. Кудрявцев и др.) показывает, что в управлении инновациями одну из ключевых позиций занимает формирование кадрового потенциала и соответственно для обеспечения качества инновационной деятельности в вузе необходимо вовлечение преподавателей в инновационную деятельность.

Рассматривая вовлечение в инновационную деятельность как педагогическую цель менеджмента инноваций в вузе [11], мы утверждаем, что процесс вовлечения преподавателей в инновационную деятельность является многоаспектным и включает в себя несколько процессов.

Первый (внешний) процесс - управление инновациями в вузе. Опираясь на характеристику инновационной среды вуза, а также экономические подходы к ее формированию и управлению, представленную К.В. Лосевым [7], определим цель инновационной деятельности вуза - рост эффективности использования всех видов ресурсов вуза; ее содержание - процессы регулярного производства и применения инноваций; а также продукт этой деятельности - качество подготовки специалистов. Таким образом, предметом инновационной деятельности в вузе выступают различного вида инновации, их регулярное производство и применение, что определяет область вовлечения преподавателей: проектирование и применение инноваций.

Инновационная деятельность в вузе трактуется И.В. Ярмоленко как совокупность процессов: учебно-научно-инновационный процесс, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организационно-технологическая подготовка производства, внедрение (или превращение в инновацию) и оформление, распространение в другие сферы (диффузия), а также стратегическое направление формирования человеческого капитала [16].

Можно сделать вывод, что производство инноваций конкретизируется различными видами работ (научно-исследовательские, опытно-конструкторские), а применение инноваций включается в более широкие процессы (внедрение -оформление - распространение). Контекстными выступают два процесса: учебно-научно-инновационный процесс и стратегический процесс формирования человеческого потенциала.

Таким образом, мы определяем инновационную деятельность в вузе как совокупность процессов: учебный процесс, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность и стратегический процесс формирования человеческого потенциала. Преподаватели могут быть вовлечены в эти систематизированные процессы.

Второй (внешний) процесс - управление факторами среды. Образовательная среда рассматривается нами как необходимое условие инновационных изменений и основной фактор, влияющий на вовлечение преподавателей в инновационную деятельность. С позиций вовлечения в инновационную деятельность образовательная среда должна рассматриваться как инновационная [13]. В целом исследователями выявлена тенденция понимать под инновационной образовательной средой инновации, внедряемые в образовательный процесс посредством новшеств (В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.Н. Третьяков и др.). Однако характеристика этой среды должна учитывать те мероприятия, которые способствуют преодолению сопротивления сотрудников к инновациям и которые мы можем выделить на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов в области управления изменениями:

- командообразование;

- участие преподавателей в принятии решений относительно инноваций;

- политика стимулирования инновационной деятельности в вузе (материальное и нематериальное поощрение);

- система поддержки инновационной деятельности (включая повышение квалификации, консалтинговое сопровождение и т. п.);

- материально-техническая оснащенность;

- обеспеченность финансовыми ресурсами.

Поэтому мы считаем, что управление факторами среды предполагает формирование и развитие трех составляющих инновационной среды: благоприятный социально-психологический климат, организационно-управленческая поддержка инноваций и инновационная инфраструктура вуза.

Третий (внешний) процесс - управление личностно-профессиональными ресурсами. Он предполагает целенаправленное формирование совокупности

личностных свойств, качеств и способностей преподавателей, обеспечивающих успешность инновационной деятельности, то есть формирование инновационного потенциала преподавателя. Инновационный потенциал личности рассматривали Ю.А. Власенко [3], В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский [5], развитию инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде посвящены работы Е.А. Шмелевой [10], инновационный потенциал профессионала исследует Т.Д. Ким [4]. Опираясь на работы Т.Д. Ким и Е.А. Шмелева, определим составляющие инновационного потенциала преподавателя вуза: в качестве мотивационно-ценностного компонента - инновационная направленность, в качестве операционно-деятельностного компонента - инновационную компетентность, а также совокупность личностных качеств - инновационную креативность. Целенаправленное формирование всех составляющих инновационного потенциала преподавателей вуза оказывает существенное влияние на эффективность преодоления барьеров инновационной деятельности.

Четвертый (внутренний) процесс - преодоление инновационных барьеров преподавателем. Барьеры инноваций в образовании изучали М. Фуллон [17], Р. Гортон [18], Л. Армстронг [19], С. Николаи [20] и др. Теории преодоления барьеров посвящены исследования Н.А. Подымова [8], Р.Х. Шакурова [9] и др. Мы придерживаемся той позиции, что барьеры - неотъемлемая составляющая инновационной деятельности преподавателя и преодоление барьеров ведет к развитию и саморазвитию субъекта инновационной деятельности. Мы предполагаем, что целенаправленное управление факторами среды и профессионально-личностными ресурсами приводит к преодолению барьеров инновационной деятельности (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова): ценностно-информационного, структурно-информационного, предметно-образовательного барьеров и барьера рассогласования.

Пятым (внешним) процессом, на наш взгляд, является психолого-педагогическая поддержка. Психолого-педагогическая поддержка понимается как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении [6]. По отношению к преподавателям вуза мы будем рассматривать психолого-педагогическую поддержку как процесс создания условий для сознательного самостоятельного разрешения возникшей проблемы или ситуации выбора. С позиций вовлечения в инновационную деятельность целью психолого-педагогической поддержки становится помощь преподавателю в преодолении барьеров инновационной деятельности, развитие потребности в профессиональной самореализации.

С этой точки зрения психолого-педагогическая поддержка преодоления инновационных барьеров систематизирует внешние процессы, в целостности создающие условия проявления инновационной активности (см. рисунок).

Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза как система процессов

Таким образом, мы уточняем определение понятия {{вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза» и рассматриваем его как многоаспектную, управляемую систему целенаправленных процессов, обеспечивающую повышение инновационной активности преподавателей на основе взаимовыгодного и добровольного взаимодействия преподавателей со средой и включающую в себя процессы управления инновациями в вузе, управления факторами среды вуза, управления личностно-профессиональными ресурсами, преодоления барьеров инновационной деятельности и психолого-педагогическую поддержку.

Управляя процессом вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза, мы обеспечиваем проявление инновационной активности преподавателей в инновационной среде вуза, выраженное в инновационной направленности, инновационной продуктивности и самореализации в профессиональной и инновационной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // РГ - Федеральный выпуск № 5976 (31 декабря 2012 г.).

2. Вашурина Е.В. Кадровое обеспечение управления инновационной деятельностью системы высшего профессионального образования: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2007. - 152 с.

3. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности: дис. ... канд. психол. наук.- Симферополь, 2002.

4. Ким Т.Д. Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала: дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2013.

5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 325. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnyypotentsial-lichnosti-sistemno-antropologicheskiy-kontekst (дата обращения: 19.02.2016).

6. Краткий словарь по психологии / Авт.-сост. Н.Н. Поддьяков; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2011. - 431 с.

7. Лосев К.В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2013. - 40 с.

8. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. ... докт. психол. наук.- М., 1999.

9. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_ re-adme.hp?subaction=showfull&id=1107776344&archive=1120045907&start_from=& ucat=& (дата обращения: 22.03.2016).

10. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: дис. ... докт. психол. наук. - Н. Новгород, 2013.

11. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 3 (33). - С. 43-50.

12. Фильченкова И.Ф., Краснопевцева Т.Ф. Критерии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза как основа мониторинга эффективности инновационных проектов // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: Сб. науч. тр. по матер. Международной научно-практической конференции 30 июня 2017 г.: в 3 ч. - Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. - Часть II. - С. 157-160.

13. Фильченкова И. Ф., Самсонова Н.В. Факторы инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. - 2016. - № 2. - С. 102-108.

14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 159-191.

15. Чистоклетов Н.Ю. Управление качеством инновационной деятельности высшего учебного заведения в научной сфере: дис. ... канд. техн. наук: 05.02.23. -Брянск, 2008. - 306 с.

16. Ярмоленко И.В. Оценка и управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Белгород, 2008. - 21 с.

17. FullanM. Overview of the Innovative Process and the User // Interchange. - 1972. № 3 (2/3). - P. 1-45.

18. Gorton R.A. Conflict, controversy and crisis in School Administration and supervisions: issues, cases and concepts for the 70s. Dubuque; Brown, 1972.

19. Armstrong L. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. URL: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-highereducation. pdf (дата обращения: 22.03.2016).

20. Opportunities for change. Education innovation and reform during and after conflict / ed. by S. Nicolai; Internation Institute for Education Planning. UNESCO. 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001838/183808e.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

Поступила в редакцию 30.08.2017 В окончательном варианте 28.09.2017

UDC 37

DETERMINATION OF COMPONENTS OF THE INVOLVEMENT PROCESS IN INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION

I.F. Filchenkova1

Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University (Minin University) 1, Ulyanova Str., Nizhny Novgorod, 603950, Russia E-mail: [email protected]

The article deals with the modeling of the process of engaging in innovative activity of high school teachers. The relevance of the problem is due to paradigmatic processes of modernization of Russian system of higher education. The author defines the involvement of innovation as a multidimensional, managed system of targeted processes. The article identifies the key components of the process of engaging in innovation processes innovation management in the University, the control factors of the environment of the University, management of personal and professional resources to overcome barriers for innovation activities and psycho-pedagogical support. Emphasizes the role of psychological and pedagogical support to overcome innovation barriers, systematizing external engagement processes. It is concluded that the manage-

1 Irina Fedorovna Filchenkova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor, Head of the Educational-methodical Management Department.

ment of the process of engaging in innovative activity of University teachers provides for the manifestation of innovative activity of teachers of the University.

Key words: innovation activity, involved in innovation activities, innovation management, psycho-pedagogical support.

REFERENCES

1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" «RG» - Federal'nyy vypusk №5976 (31 dekabrya 2012).

2. Vashurina E.V. Kadrovoe obespechenie upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya: diss....k.ekon.nauk: 08.00.05 [Personnel management of innovation activity of the system of higher professional education: diss. ... k.ekon.nauk: 08.00.05.] Moscow, 2007. 152 p.

3. Vlasenko Yu.A. Psikhologicheskiy analiz innovatsionnogo potentsiala lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk.[ Psychological analysis of the innovative potential of the individual: dis. ... cand. psychol. of sciences]. Simferopol, 2002.

4. Kim T.D. Psikhologicheskie komponenty innovatsionnogo potentsiala professionala : dis. ... kand. psikhol. nauk.[ Psychological components of the innovative potential of a professional: dis. ... cand. psychol. of sciences]. Chelyabinsk, 2013.

5. Klochko V.E., Galazhinskiy E.V. Innovatsionnyy potentsial lichnosti: sis- temno-antropologicheskiy kontekst [The innovative potential of the individual: the system of anthropological context] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. no. 25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7innovatsionnyypotentsial-lichnosti-sistemno-antropologicheskiy-kontekst (date of access: 19.02.2016).

6. Kratkiy slovar' po psikhologii [Brief Dictionary of Psychology] Avt.-sost. N.N. Podd'yakov; pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moscow: Politizdat, 2011. 431 p.

7. Losev K.V. Formirovanie i upravlenie innovatsionnoy sredoy vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. dis ... d.ekon.n.: 08.00.05.[ Formation and management of the innovation environment of a higher educational institution: Abstract of thesis dis .... e.con.n .: 08.00.05.]. Saint-Petersburg, 2013. 40 p.

8. Podymov N.A. Psikhologicheskie bar'ery v professional'noy deyatel'no- sti uchitelya : dis. ... d-ra psikhol. nauk.[Psychological barriers in the professional work of the teacher: dis. ... dr. psychol. Of sciences]. Moscow, 1999.

9. Shakurov R.Kh. Bar'er kak kategoriya i ego rol' v deyatel'nosti [Barrier as a category and its role in activities] Voprosy psikhologii. 2001. no. 1. URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_ readme.hp?subaction=showfull&id= 1107776344&archive=1120045907&start_from=& ucat=& (date of access: 22.03.2016).

10. Shmeleva E.A. Razvitie innovatsionnogo potentsiala lichnosti v nauchno-obrazovatel'noy srede pedagogicheskogo vuza : dis. ... d-ra psikhol. nauk. [Development of the innovative potential of the individual in the scientific and educational environment of a pedagogical university: dis. ... Dr. psychol. Sciences.]. Nizhny Novgorod, 2013.

11. Fil'chenkova I.F. Vovlechenie v innovatsionnuyu deyatel'nost' prepodavateley kak aspekt upravleniya innovatsiyami v vuz [Involving in the innovative activity of teachers as an aspect of innovation management in the university] Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2015. no. 3 (33). pp. 43-50.

12. Fil'chenkova I.F., Krasnopevtseva T.F. Kriterii vovlecheniya v innovatsionnuyu deyatel'nost' prepodavateley vuza kak osnova monitoringa effektivnosti innovatsionnykh proektov [Criteria for involving university teachers in innovative activity as a basis for monitoring the effectiveness of innovation projects] Aktual'nye mirovye trendy razvitiya sotsial'no-gumanitarnogo znaniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 30 iyunya 2017 g.: v 3 ch.[ Actual world trends in the development of social and humanitarian knowledge: a collection of scientific papers on the basis of the International Scientific and Practical Conference on June 30, 2017: at 3 o'clock]- Belgorod, LLC Agency for Advanced Scientific Research (ASNI), 2017. Chast' II. pp.157-160.

13. Fil'chenkova I. F., Samsonova N. V. Faktory innovatsionnoy aktivnosti prepodavateley vuza [Factors of innovative activity of university teachers] Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Ser.: Filologiya, pedagogika, psikhologiya. 2016. no. 2. pp. 102-108.

14. Frumin I.D., Dobryakova M.S. Chto zastavlyaet menyat'sya rossiyskie vuzy: dogovor o nevovlechennosti [What makes Russian universities change: an agreement on non-involvement] Voprosy obrazovaniya. 2012. no. 2. pp. 159-191.

15. Chistokletov N.Yu. Upravlenie kachestvom innovatsionnoy deyatel'nosti vysshego uchebnogo zavedeniya v nauchnoy sfere: diss....k.tekhnich.nauk: 05.02.23 [Quality management of innovative activity of a higher educational institution in the scientific field: diss. ... k.technich.nauk]. Bryansk, 2008. 306 p.

16. Yarmolenko I.V. Otsenka i upravlenie innovatsionnoy deyatel'nost'yu vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoref. ... k.ekon.n.: 08.00.05 [Evaluation and management of innovative activities of higher education institutions: Abstract of thesis... cand. econ. sc.: 08.00.05]. Belgorod, 2008. 21 p.

17. Fullan M. Overview of the Innovative Process and the User Interchange. 1972. no. 3 (2/3). pp. 1-45.

18. Gorton R.A. Conflict, controversy and crisis in School Administration and supervisions: issues, cases and concepts for the 70s. Dubuque ; Brown, 1972.

19. Armstrong L. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. URL: https: //www .tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change -in-highereducation. pdf (date of access:22.03.2016).

20. Opportunities for change. Education innovation and reform during and after conflict / ed. by S. Nicolai; Internation Institute for Education Planning. UNESCO. 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001838/183808e.pdf (date of access: 22.03.2016).

Original article submitted 30.08.2017 Revision submitted 28.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.