свидетельствует о меньшей колеблемости вариантов расчетного дохода относительно его средней величины Я, а следовательно, и о меньшем уровне риска реализации инвестиционного проекта развития А.
Таким образом, рассмотрев в данной главе механизмы управления рисками реализации инвестиционных проектов развития ООО ТД «ССС» и проведя количественную диагностику вероятности снижения их среднегодовой доходности в зависимости от конъюнктуры финансовых рынков, подверженной инфляционным колебаниям, мы можем сделать вывод о том, что приоритетней к реализации является проект А. Риск реализации инвестиционного проекта А значительно меньше, чем проекта В, где колеблемость расчетного дохода выше [14]. Это было отражено нами как графически, так и при помощи расчета специальных показателей -среднеквадратического отклонения, дисперсии и коэффициента вариации.
Литература:
1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2008.
2. Башкатова Ю.И. Контроллинг. Учебное пособие. Москва, 2009.
3. Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2007
4. Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва, 2007.
5. Бебрис А.О., Решетько Н.И. Формирование механизмов развития предпринимательских структур в условиях конкуренции. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 17. С. 113-118.
6. Орехов С.А. Корпоративный менеджмент, учебное пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова ; под ред. С. А. Орехова; Изд.-торговая корпорация "Дашков и К°". Москва, 2008.
7. Орехов С.А. Статистика. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Статистика"
и другим экономическим специальностям / [Гореева Н. М. и др.]; под ред. С. А. Орехова. Москва, 2010. Сер. Новое экономическое образование
8. Орехов С.А. Статистика в схемах и таблицах : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям / Н. М. Гореева [и др. ] ; под общ. ред. С. А. Орехова. Москва, 2007. Сер. Экзамен по схеме
9. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Учебное пособие. Москва, 2011.
10. Орехов С.А. Эконометрика в схемах и таблицах. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Статистика", "Математические методы в экономике" и другим экономическим специальностям / Н. М. Гореева [и др.] ; под ред. С. А. Орехова. Москва, 2008. Сер. Экономика - наглядно и просто
11. Орехов С.А., Решетько Н.И. Корректировка и управление рисками конкурентной стратегии развития нефтегазовых структур на международных рынках сбыта. Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 120-124.
12. Решетько Н.И. Разработка конкурентной стратегии развития ТЭК России на базе инвестиционного потенциала. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2012. № 35. С. 97-103.
13. Решетько Н.И. Национальная и глобальная конкурентоспособность российских нефтегазовых структур. Инновации в науке. 2012. № 28. С. 180-184.
14. Соколов М.А. Организационно-экономическая модель управления стоимостью российских компаний в условиях проводимых процедур по слияниям и поглощениям. Проблемы экономики. 2007. № 5. С. 27-31.
15. Соколов М.А. Аналитическая модель комплексной оценки эффективности интеграционных трансформаций организаций за счет слияний и поглощений. Транспортное дело России. 2010. № 6. С. 139-143.
16. Соколов М.А. Роль функционально-стоимостного анализа в инновационной деятельности предприятия. Российская экономика: тенденции и перспективы. Вып. 23. - М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012, стр. 106-111.
ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Орлова Л.Н., к.э.н., доцент кафедры Общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
В статье рассмотрены вызовы, перед которыми столкнулось современное общество, а также рассмотрены факторы развития, управление и моделирование которых способствует становлению национальной инновационной экономики.
Ключевые слова: инновационная экономика, информационная прозрачность, конкурентоспособность.
FACTORS OF ECONOMY INNOVATION DEVELOPMENT
Orlova L., Ph.d., Associate Professor of the Management and entrepreneurship chair, Moscow State University of Economics, statistics and
Informatics (MESI)
The article describes the challenges faced by modern society is facing, as well as factors discussed development, management and modeling which promotes the establishment of a national innovation economy.
Keywords: innovative economy, information transparency, competitiveness.
В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности и развития экономики является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции. В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития:
Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом
развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
В связи с этим 17 ноября 2008 года Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1].
Стратегической целью, поставленной в данной Концепции, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Но стоит отметить, что в который раз, опорой экономики Правительством называется топливно-энергетический комплекс и уделяется недостаточное внимание несырьевым факторам роста.
Известный российский ученый в области экономики О. Сухарев выделяет следующие критические моменты правительственного документа «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»[2]:
- документ не отражает в полном объеме необходимых к решению проблем, не называет главных причин технологического отставания России;
- некоторые базовые положения искажены, выводы часто не подкреплены расчетами и носят лозунговый характер.
- отсутствует связь между задачами развития образования и задачами формирования структуры экономики, ее роста и инновационными возможностями.
В России, несмотря на реализуемый курс на инновационную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Он практически не изменился даже во время экономического подъема. Более того, под воздействием целого спектра объективных причин (зачастую внешних по отношению к промышленной деятельности) у компаний заметно снизился интерес к интеллектуальной составляющей инновационного процесса (исследованиям и разработкам, приобретению новых технологий, прав на патенты, патентных лицензий и т.п.). В перспективе это может привести к ухудшению качества и уровня новизны инноваций, к дальнейшему замедлению инновационной активности [3].
Для повышения инновационной активности необходимы соответствующие инвестиции, реализация привлекательных инвестиционных проектов. Инвестиции являются основой развития любой экономической системы. Особенно важно в современных условиях осуществлять своевременное финансирование инновационных идей и проектов. Как показывает опыт, передовые западные компании не сокращают инвестиции в инновации даже в условиях жесткой рецессии. Причины этого явления можно выделить следующие:
1) Инновации стали центральным элементом корпоративной стратегии
2) Компании в большинстве секторов экономики, как правило. ориентируются на разработку продуктовых циклов, которые простираются на многие годы.
3) Многие компании рассматривают спад в экономике как возможность создать преимущество перед своими конкурентами[4].
Если проанализировать состояние российской экономики по некоторым позициям, то можно получить следующую картину. Представленный далее аналитический обзор выполнен на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики [5].
В целом наблюдается положительная динамика роста затрат на НИОКР, однако это абсолютные показатели, которые сложно и невозможно трактовать однозначно. Если рассматривать структуру инвестиций в РФ, то цифры менее утешительные: доля затрат на НИОКР в общем объеме инвестиционных затрат составляет 0,3 % (в период 2005-2009 года), и лишь в 2010 году эта цифра увеличивается до 0,4% (рис. 1).
Доля затрат на НИОКР в ВВП колеблется в последнее десятилетие от 1,04% до 1,24%. Для сравнения затраты на НИОКР составляют (по данным за 2009 год): в США - 2,55% ВВП, в Германии - 2,26, в Японии - 2,78, во Франции - 2,05, в Италии - 1,13, в Великобритании - 2,05% (рис. 2).
Катастрофической выглядит картина с персоналом, занятым в сфере науки и высоких технологий. За последнее десятилетие численность занятых в этой сфере сократилась более чем на 145 тыс. человек (более 16%) (рис. 3).
Инновационная активность российской экономики, выражающаяся в виде удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность в общем числе организаций, представлена на рис. 4.
Чуть лучше обстоит ситуация с наличием информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг. Увеличивается число организаций, использующих специальные программные средства для решения различных задач, в том числе управленческих, финансовых, исследовательских.Положительной также является тенденция увеличения числа организаций, использующих в своей деятельности ресурсы Интернет. Использование всемирное сети позволяет компаниям не только оперативно находить нужную информацию или размещать актуальную информацию о своей деятельности, но и использовать новые формы организации бизнеса.
Решая вопрос успешности инноваций нельзя не выделить факторы, влияющие на их эффективность.Исламутдинов В.Ф. и Шангараев Р.Г. выделяют следующие факторы, влияющие на эффективность инноваций: наличие аналогичных успешных разработок, научно-техническая база, доступность информации по тематике научного исследования, распространенность данной инновации, гибкость организационной структуры фирмы, качество персонала, система стимулирования, проектная форма, использование информационных систем,клиенты (потребители),
Рис. 1. Динамика затрат на НИОКР (в фактически действовавших ценах).
Шш
с/ У
ж
и Доля затрат...
Рис. 2. Доля затрат на НИОКР в ВВП разных стран за 2009 год
Рис. 3. Динамика изменения численности персонала, занятого в сфере науки и высоких технологий
10,5
-Удельный вес организаций, осущ ествляющих инновационную деятельность^ общем числе организаций,%
Рис. 4. Инновационная активность в Российской Федерации
ТЯАШРОЯТ ВШШЕ88 Ш ЯШ81А | №6 2012 | 7
степень развитости законодательства, развитая патентная система и система защиты авторских прав, наличие механизмов венчурного финансирования, финансирование научной деятельности НИИ, вузов, наличие механизмов коммерциализации научных результатов [6] .
На наш взгляд, еще одним фактором инновационного развития является уровень использования информации и информационная прозрачность экономических субъектов. Информация превращается в знания, а знания, в свою очередь, превращаются в капитал. Информационная прозрачность является своеобразной «лакмусовой бумажкой», определяющей уровень доверия в обществе. В свою очередь только на доверии, на уверенности в деловых партнерах, политик е государства можно строить эффективные экономические отношения, связанные с реализацией инновационных идей и решений[9].
Таким образом, выделяя факторы инновационного развития экономики, можно сформировать основные направления приложения усилий всей субъектов рынка по становлению инновационной экономики.
Изменяя глобально экономику, информационное общество вносит инновационные преобразования в жизни людей, бизнеса, государств, систем образования и требует от современных менеджеров соответствующих управленческих решений. Но, преобразуя общество, информация используется им как специфический ресурс, позволяющий наращивать потенциал всей экономической системы.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р.
2. Сухарев О. Перспективы стратегии инновационного развития России до 2020 года // Инвестиции в России. - №5. - 2011. - С. 25-32.
3. Москвин В. Инвестиционный мейнстримХХ1века // Инвестиции в России. - №7. - 2011. - С. 11-16.
4. Официальный сайт государственного комитета статистики Ьйр:\\ gks.ru
5. Межоев И.С., Межоев С.И. Формирование модели эффективного инвестирования промышленных инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2011. - С.39-47
6. Исламутдинов В.Ф.. Шангараев Р.Г. К вопросу об успешности инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2011. -С.22-27
7. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад.- М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ
8. Леонтьева Л.С. и др. Нематериальные ресурсы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (инвестиционно-инновационный аспект) [Текст]: монография / Л.С. Леонтьева, Д.Ю. Орлов, Л.Н. Орлова. - М.: МИРБИС, 2010. - 192 с.
9. Егоров А.Ю., Сафронова А.А. Инновационное направление развития как основа социально - экономического прогресса/ в «Экономическая история мира» в 6 т./ колл. авторов; под общ. ред. проф. М.В. Конотопова. - Т.6. Кн. 2. - Очерки экономической теории. - М.: КНОРУС, 2012. -с. 345 - 484.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА
ТЕРРИТОРИЙ
Ангеловский М.М., аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Кудрова Н.А., к.э.н., доцент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
В статье определено, что главным преимуществом использования маркетингового подхода в стратегическом управлении муниципальным образованием является усиление сбалансированности и гармонизации интересов муниципалитета, хозяйствующих субъектов, инвесторов и местного сообщества, а также создание предпосылок к партнерству всех участников рыночных отношений и некоммерческому распределению общественных благ. Основной стратегической целью развития муниципального образования является обеспечение достойного уровня жизнеобеспечения населения, сохранение и развитие конкурентоспособного уровня территории во внешней среде. В основе выбора концепции лежит выявление приоритетных направлений развития муниципального образования с целью обеспечения высокого качества жизни населения, формирования благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей, создания базовых инновационных структур, которые в ближайшей перспективе обеспечат дальнейшее развитие территории.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, муниципальное образование, стратегии развития территорий, маркетинг имиджа территорий, маркетинг привлекательности территорий, маркетинг инфраструктуры территорий.
DETERMINATION OF CONCEPT AND DEVELOPMENT OF A COMPLEX OF
MARKETING TERRITORIES
Angelovskiy M., the post-graduate student, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics (MESI) Kudrova N., Ph.D. in Economics, associate of Professor Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
In this article defines that the main advantage of the use of marketing approach in the strategic management of municipality is to strengthen the balance and harmonization of interests of the municipality, businesses, investors and the local community, and to create preconditions to the partnership of all participants of market relations, and the non-commercial distribution ofpublic goods. The main strategic aim of the municipality is to provide a decent level of life support of the population, preservation and development of the competitive level of the territory in the external environment. In the choice of the concept is the identification of the priorities of development of the municipality to ensure a high quality of life, creation of favorable environment for current and future residents, create the base of innovative structures, which in the short term will lead to further development of the territory.
Keywords: territorial marketing, a municipality, a strategy of territorial development, marketing image of territories, the attraction marketing territories, marketing infrastructure of territories
Маркетинговый подход к разработке стратегии развития территорий, на наш взгляд, не только поможет конкретизировать виды стратегий и методы их выбора, но и обеспечит реализацию по всем стратегически важным позициям. Главным преимуществом использования маркетингового подхода в стратегическом управлении муниципальным образованием является усиление сбалансированности и гармонизации интересов муниципалитета, хозяйствующих субъектов, инвесторов и местного сообщества, а также создание предпосылок к партнерству всех участников рыночных отношений и некоммерческому распределению общественных благ. Использо-
вание маркетинга позволяет более полно реализовать тенденции и принципы современного стратегического управления - глобализм, инновационность, интегрированность, экономическую активность и широкое использование связей с общественностью (РЯ).
Основной стратегической целью развития муниципального образования является обеспечение достойного уровня жизнеобеспечения населения, сохранение и развитие конкурентоспособного уровня территории во внешней среде. Исходя их сформулированной стратегической цели, можно определить, что с одной стороны, усилия управления муниципальным образованием будут направлены на