Научная статья на тему 'Факторы и условия виктимизации личности в условиях транзитивного общества'

Факторы и условия виктимизации личности в условиях транзитивного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1423
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ВИКТИМИЗАЦИИ / ТРАНЗИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНЗИТИВНОСТЬ / VICTIMIZATION / FACTORS AND CONDITIONS OF VICTIMIZATION / TRANSITIVE SOCIETY / TRANSITIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Е. С.

В статье рассматривается проблема детерминации виктимности и виктимизации личности в условиях транзитивного общества. Представлены основные характеристики транзитивности (неустойчивость, социальная неопределенность, трансформация ценностей, норм, эталонов и др.), деформирующие процесс включения развивающейся личности в разноуровневые системы: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему. Анализируются внешние и внутренние факторы и условия виктимизации современной личности. Внутренние факторы виктимизации личности объединяют психодинамические базисные свойства и программирующие свойства, определяющие содержательно-смысловые программы поведения и деятельности. Внешние факторы включают: психосоциальную деформацию и дисфункциональность семьи, риски образовательной среды, вовлечение в деструктивные субкультуры, средства массовой информации, специфику общества и государства, природно-климатические и экологические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and conditions of personalization in the conditions of a trans-estate society

The article deals with the problem of determination of victimization and victimization of an individual in the conditions of a transitive society. The main characteristics of transitivity (instability, social uncertainty, transformation of values, norms, standards, etc.), deforming the process of incorporating a developing personality into different levels of systems are presented: microsystem, mesosystem, exosystem, macrosystem. External and internal factors and conditions of victimization of the modern personality are analyzed. Internal factors of victimization of personality unite psychodynamic basis properties and programming properties that determine content-semantic programs of behavior and activity. External factors include: psychosocial deformity and dysfunctionality of the family, the risks of the educational environment, involvement in destructive subcultures, the media, the specifics of society and the state, natural climatic and environmental conditions.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия виктимизации личности в условиях транзитивного общества»

¥-

Т УДК 151.8+343.988 Виктимология 3(13) / 2017, с. 52-56

Фоминых Е. С.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ВИКТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается проблема детерминации виктимности и виктимизации личности в условиях транзитивного общества. Представлены основные характеристики транзитивности (.неустойчивость, социальная неопределенность, трансформация ценностей, норм, эталонов и др.), деформирующие процесс включения развивающейся личности в разноуровневые системы: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему. Анализируются внешние и внутренние факторы и условия виктимизации современной личности. Внутренние факторы виктимизации личности объединяют психодинамические базисные свойства и программирующие свойства, определяющие содержательно-смысловые программы поведения и деятельности. Внешние факторы включают: психосоциальную деформацию и дисфункциональность семьи, риски образовательной среды, вовлечение в деструктивные субкультуры, средства массовой информации, специфику общества и государства, природно-климатические и экологические условия.

Ключевые слова: виктимность, виктимизация, факторы и условия виктимизации, транзитивное общество, транзитивность.

Транзитивное состояние современного общества активно способствует изменениям на всех уровнях своего функционирования, обусловливая деформацию интерактивной системы «личность-социум». Среди существенных аспектов транзитивности исследователи выделяют [1, 2]:

— неустойчивость, социальную неопределенность, неравномерность протекающих социальных процессов;

— переориентацию массового сознания, формирование «переходной морали» и «нового мышления», связанных с динамичными трансформациями ценностей, норм, эталонов;

— расширение информационного пространства и пространства межличностных контактов, которые частично замещают межпоколенные связи и трансля-

цию опыта, деформируют процесс социализации личности.

Перечисленные аспекты вносят изменения в характеристики временных и содержательных аспектов процесса социализации личности, проявляясь на различных уровнях функционирования системы взаимодействия личности и общества. Согласно экологической модели У. Бронфенбреннера (и. Вго^епЬгеппег) [3], процесс развития личности определяется взаимодействием и взаимоотношениями с изменяющимися условиями окружающей среды, в которые она включена. Личность как микроструктура включается в разноуровневые взаимосвязанные между собой системы более высокого порядка:

- Микросистема представлена структурами, с которыми ребенок вступа-

ет в непосредственный контакт: семья, друзья и сверстники, образовательное учреждение (детский сад, школа), религиозные группы и другие социальные группы.

- Мезосистема объединяет взаимодействующие между собой микросистемы, отражая их взаимосвязь, частоту, качество и степень влияния.

- Экзосистема включает воздействующие элементы социальной среды, исключающие активное участие в них конкретной личности.

- Макросистема определяет относительное постоянство и стабильность функционирования предыдущих систем на основе идеологических, ценностных, культурных, этнических, расовых, социально-экономических и политических особенностей конкретного общества.

В условиях транзитивности нарушается естественное взаимодействие и взаимодополнение представленных уровней, личность находится в ситуации постоянного преодоления конфликтов, внешних и внутренних противоречий. В связи с этим усиливается дисбаланс между негативными внешними воздействиями и способностью преодолевать различные риски, угрозы, опасности (М.Б. Лига, 2006), определяя дефицит ресурсного потенциала для адаптации к динамичным изменениям и повышенную уязвимость к критическим ситуациям социального функционирования (Е.В. Руденский, 2013).

Отмеченные выше позиции требуют анализа основных виктимогенных факторов и условий, присущих транзитивному обществу, с целью оптимизации социальной ситуации развития личности (прежде всего на начальных этапах онтогенеза).

Данную проблему целесообразно начать с рассмотрения внутренних (субъективных / психологических)викти-мообразующих особенностей и свойств, через которые преломляются внешние / социальные факторы. К ним относятся [4, 5]:

- психодинамические базисные свойства личности, включающие индивидуально-типологические особенности характера и темперамента, эмоционально-волевой сферы, способностей и др.;

- личностные программирующие свойства, определяющие содержательно-смысловые программы поведения и

деятельности: виктимообразующие конструкты Я-концепции (заниженная самооценка, высокий уровень тревожности и фрустрации и др.); социально-обусловленные свойства личности (деформации базисных убеждений, негативные коммуникативные установки, нарушения психологической суверенности, сниженная стрессоустойчивость, жизнеспособность и др.).

В условиях транзитивности существенные изменения претерпевает идентичность личности, выражаясь в различных виктимогенных феноменах. Так, широкое распространение приобретает множественная («лоскутная») идентичность и субъект, который легко меняет роли и соответствующие им идентичности. Х. Маркус, П. Нуриус (H. Markus, P.Nurius) выделяют два Я / Я-концепции [6]:

—«рабочее / текущее Я» - Я-концепция в данное время и в заданном контексте социальных взаимодействий;

— «возможное Я» - экстраполяция «рабочей Я» на временную ось.

Трансформация процесса социализации способствует тому, что некоторые рабочие Я из общего репертуара личности активизируются чаще, другие реже, соответственно, изменяется соотношение персональной и социальной идентично-стей. Баланс персональной и социальной идентичности превалирует в сторону персональной, что позволяет создать группу / субкультуру, в которой социальная идентичность приравнивается к персональной. В условиях активизировавшегося в последнее время интернет-общения и сетевых сообществ также продуцируется мнимая и виртуальная идентичность, нарративная идентичность (в межличностных контактах увеличивается процент рассказов о себе, а не предъявления себя в действии) [1].

Внешние виктимогенные факторы и условия можно систематизировать следующим образом:

Психосоциальная деформация и дисфункциональность семьи: низкий социально-экономический статус семьи, аморальный образ жизни родителей, нарушения психического здоровья родителей, использование неадекватных стратегий и стилей семейного воспитания, насильственные методы регуляции поведения членов семьи; деформированное и

Ъ3

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ

дефицитарное состояние основных компонентов, характеризующих внутрисемейные взаимоотношения (аттракция, взаимопонимание, ролевая компетентность родителя) [7, 8]. Согласно проведенным исследованиям [9], ребенок на основе механизмов созависимости, идентификации, импринтинга, индоктрина-ции (как сознательно, так и бессознательно) повторяет «рисунок» семьи: модели взаимодействия, решение конфликтов, способы преодоления трудных ситуаций и т.д. Развитие в дисфункциональной семье определяет риск трансляции детьми дезадаптивных способов и форм взаимодействия с окружающей средой, формирование повышенной уязвимости к критическим жизненным ситуациям (виктимности), превращение в жертву неблагоприятных условий социализации (виктимизации) [8, 10].

— Риски образовательной среды: нарушение психологической безопасности образовательной среды, санитарно-гигиенических норм обучения; недостатки в организации учебного процесса; поведенческие аспекты взаимодействия педагогов с обучающимися (агрессивность, ин-толерантность по отношению к учащимся); конфликты в школе и др. (О.О. Ан-дронникова, 2005; Д.И. Фельдштейн, 2005; П.А. Кисляков, 2013 и др.).

— Вовлечение в деструктивные субкультуры: с преступной, асоциальной, экстремистской направленностью, религиозные секты; распространение направлений в искусстве и культуре (музыкальных, танцевальных и др.), не соответствующих моральным нормам реализации активности личности [10, 12].

— Средства массовой информации (масс-медиа, интернет, телевидение, радио): подверженность воздействию товаров и образов, представляемых рекламой; онлайн общение и встречи с незнакомцами; отсутствие предупредительных техник ограничения от информации, не соответствующей возрастным особенностям и причиняющей ущерб психофизическому здоровью (пропаганда насилия, вовлечение в группы с суицидальной направленностью и др.); формирование различных видов аддикций — интернет-зависимости, зависимости от гаджетов, экранной зависимости (зависмость от просмотра мульфильмов у детей раннего и дошкольного возраста) и др. [11, 12].

— Совокупность социально-экономических, политических, этнических, культурных, ценностных и др. особенностей, присущих государству и обществу и определяющих своеобразие социальной ситуации развития индивида и качество его жизни [10].

— Географические, природно-климатические и экологические условия окружающей среды, определяющие широкий спектр нарушений физического и психического здоровья человека [10].

В целом, наблюдаемая в настоящее время креолизация основных каналов социализации личности (семьи, образовательных учреждений), способствует их активному замещению неструктурированными социально-культурными пространствами взаимодействия, которые предоставляют хаос возможностей для самореализации, но не имеют целей для развития [12]. Динамическим преобразованиям подвергаются не только условия социализации, но и ее критерии и результаты: переход от «заданности» условий социализации советского периода, жестко фиксирующей индивидуальную траекторию развития личности, к их конструированию и проектированию на основе выбора в эпоху постмодерна (вынужденно — по образу среды либо в соответствии с обретенными смыслами). С одной стороны это раскрывает широкие возможности перед личностью в плане выбора жизненных траекторий, с другой — предъявляет особые требования к адаптационному потенциалу, усиливает повышенную уязвимость к критическим ситуациям социального функционирования, уменьшает возможности для продуктивной, адекватной морально-нравственным нормам реализации активности, что в совокупности детерминирует виктимизацию [10, 12].

В заключении следует отметить то обстоятельство, что в транзитивных условиях наряду с повышением степени вик-тимности, виктимизации отдельных лиц и общества, повышается также и инновационная активность, направленная на конструирование качественно нового социального порядка, ускорение темпов общественного развития [2]. Переход на новый уровень развития позволит минимизировать, нейтрализовать виктимо-генные факторы и условия, доминирующие в период транзитивности.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Марцинковская Т.Д. Методология современной психологии: смена парадигм?! / Т.Д. Марцинковская // Психологические исследования. — 2014. — Том 7. — № 36. — С.1. URL: http://psystudy.ru.

2. Нарыкова С.П. Особенности осуществления власти в транзитивном обществе / С.П. Нарыкова // Общество и право. - 2013. - №2 (44). - С.256-260.

3. Bronfenbrenner U. The ecology of cognitive development: Research models and fugitive findings / U. Bronfenbrenner // Development in context: Acting and thinking in specific environments / R.H.Wozniak, K.W.Fischer (Ed.). — Hillsdale, 1993. — 330 p.

4. Фоминых Е.С. Психологический мир виктимной личности [Электронный ресурс] / Е.С. Фоминых // Современные научные исследования. — Выпуск 1. — Концепт. — 2013. — URL: http://e-koncept.ru/article/675/.

5. Фоминых Е.С. Психологические механизмы виктимности [Электронный ресурс] / Е.С. Фоминых // Концепт. — 2014. — № 05 (май). — URL: http://e-koncept.ru/2014/14132.htm.

6. Markus H., Nurius P. (1986). Possible selves. / H. Markus, P. Nurius // American Psychologist. —1986. —№ 41(9). — P. 954—969.

7. Руденская Ю.Е. Факторы онтогенетической виктимизации личности в интерактивной системе семьи / Ю.Е. Руденская // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С.180-183.

8. Фоминых Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Фоминых // Клиническая и специальная психология. — 2014. — Т. 3. — № 3 (11). — С. 1-12. — URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/Fominih.shtml.

9. Психология семьи и больной ребенок. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — М.: Академия, 2007. — 224 с.

11. Кисляков П.А. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика / П.А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — № 2 (22). — 2013. — URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/2/kislyakov.pdf.

12. Поливанова К.Н. Новое детство: вызов культурно-исторической теории? / К.Н. Поливанова // У истоков развития. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Котляр (Корепанова). — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2011. — С. 128-134.

ФОМИНЫХ Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург. E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ

55

Fominykh E. S.

FACTORS AND CONDITIONS OF PERSONALIZATION IN THE CONDITIONS OF A TRANS-ESTATE SOCIETY

The article deals with the problem of determination of victimization and victimization of an individual in the conditions of a transitive society. The main characteristics of transitivity (instability, social uncertainty, transformation of values, norms, standards, etc.), deforming the process of incorporating a developing personality into different levels of systems are presented: microsystem, meso-system, exosystem, macrosystem. External and internal factors and conditions of victimization of the modern personality are analyzed. Internal factors of victimization of personality unite psychodynamic basis properties and programming properties that determine content-semantic programs of behavior and activity. External factors include: psychosocial deformity and dysfunctionality of the family, the risks of the educational environment, involvement in destructive subcultures, the media, the specifics of society and the state, natural climatic and environmental conditions.

Keywords: victimization, victimization, factors and conditions of victimization, transitive society, transitivity.

FOMINYKH Ekaterina Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg.

E-mail: [email protected]

56

BMKTMMOflOiMfl № 3(13) / 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.