Вальцев С. В.
г. Москва
Факторы формирования национальной психологии
Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент
Аннотация: в статье анализируется факторы формирования национальной психологии. Abstract: the paper analyzes the factors shaping the national psychology.
Ключевые слова: духовность, формирования национальной психологии, духовная эволюция.
Keywords: spirituality, formation of national psychology, spiritual evolution.
В предыдущих своих работах [4-6] мы уже рассматривали различные аспекты духовности, в этой работе мы затронем проблему ошибок при анализе культурных различий.
Национально-психологические особенности всегда есть результат комплексного взаимодействия различных факторов. Эти факторы можно объединить в три группы: внешние, внутренние, духовная эволюция. Внешний фактор - это формирование национальной психологии под воздействием окружающей среды в широком понимании. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик. На формирование национальной психологии большое влияние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе. Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов. Своеобразие национальной психологии может быть обусловлено и религией. В ходе распространения мировых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные традиции, обычаи и привычки. В результате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозных концепций. На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образования этнопсихологического своеобразия имела географическая среда. Важная роль в изменении национальной психологии принадлежит миграциям. Перемещающимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям [1, с. 332].
Не менее важным, но менее упоминаемым, является внутренний фактор формирования специфики национально-психологических особенностей. Если сравнивать развитие целой нации с развитием отдельной личности, то внутренний фактор для нации - то же самое, что наследственность для личности, а внешний фактор для нации - то же самое, что фактор влияния среды для развития личности. То или иное качество формирования врожденных национально-психологических особенностей играет важную роль в формировании всей национальной психологии, особенно сильно врожденные национально-психологические особенности меняются в результате смешивания различных наций, например, индейцев и испанцев в странах Южной Америки.
Теперь о третьем, важнейшим факторе формирования психического облика нации, - о духовном факторе, который представляет из себя эволюцию национального менталитета. Если внешние факторы - это передача элементов общественного сознания в опыте, то духовная эволюция - это передача этих элементов в генотипе. Как полагал Висслер К., человек строит культуру, потому что он не может избежать этого, в его протоплазме существуют побуждения, которые ведут его к этому даже вопреки его воле. Из этого следует, что, если в какое-либо время преемственность культуры будет нарушена, человеческая группа начнет конструировать ее заново на основании старых моделей [2, с. 63-64]. Человек по своей природе экипирован для культуры и принужден к культурному строительству и не может избежать изобретения культурных форм согласно предопределенным моделям; культурная преемственность является не исторической случайностью, а прямым следствием психобиологической природы человека. Культура не является «объективным конструктом», чье существование независимо от человека; она зависит от врожденной экипировки человека и биологической наследственности. Эти идеи получили широкое развитие в культурной психологии, прежде всего у Коула М., одного из ведущих ее современных представителей, и быстро проникли в психологическую антропологию. Толчок к развитию этих идей дала лингвистическая концепция Хомского Н. о врожденности языковых парадигм. Эта концепция Висслера - Коула представляет несомненную важность для современной антропологии.
Один из основателей аналитической психологии — Юнг К. Г. «обратил внимание на то, что мы рождаемся не только с биологическим наследием, но и с психическим» [3, с. 19].
Но психологическое наследие не предопределяет фаталистически развитие этноса, задатки, переданные в генотипе, какую бы природу они не носили, становятся реальностью только в ходе длительного развития, поэтому не все этносы проходят испытание временем, некоторые уходят в небытие, так случилось с половцами, печенегами, скифами, хазарами, индейцами майя и многими другими и их смерть не всегда можно объяснить физиологическими причинами. Нации отличаются друг от друга не только психофизическими особенностями, как, например, различные расы, но и определенным духовным багажом и поэтому смерть нации может стать реальностью не только благодаря физиологической смерти, но и смерти духовной, так, например, духовно был уничтожен народ авар, некогда один из самых сильных народов в Европе. Аварский каганат на равных соперничал с империей Карла Великого, но христианизация авар, утрата национальных обычаев и верований, разложило каганат изнутри, каганат стал легкой добычей для Карла Великого, а авары перестали существовать как народ.
Представление о трех факторах формирования национальной психологии, по нашему мнению, способствует более плодотворному ее изучению, а также может способствовать проведению более обоснованных социальных преобразований в нашем обществе, которые во многом зависят от изменений именно в национальной психологии.
Литература
1. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А. Л. Журавлева, В. П. Позняков, Е. Н. Резников и др.; Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 2002.
2. Bidney D. Theoretical Anthropology. New Brunswick (USA), London (UK): Transaction Publisher, 1996.
3. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч., М., ч3. 2003.
4. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.
5. Вальцев С.В. Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 13-15.
6. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.