Научная статья на тему 'Факторы формирования национальной психологии'

Факторы формирования национальной психологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
591
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / SPIRITUALITY / FORMATION OF NATIONAL PSYCHOLOGY / SPIRITUAL EVOLUTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется факторы формирования национальной психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования национальной психологии»

Вальцев С. В.

г. Москва

Факторы формирования национальной психологии

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется факторы формирования национальной психологии. Abstract: the paper analyzes the factors shaping the national psychology.

Ключевые слова: духовность, формирования национальной психологии, духовная эволюция.

Keywords: spirituality, formation of national psychology, spiritual evolution.

В предыдущих своих работах [4-6] мы уже рассматривали различные аспекты духовности, в этой работе мы затронем проблему ошибок при анализе культурных различий.

Национально-психологические особенности всегда есть результат комплексного взаимодействия различных факторов. Эти факторы можно объединить в три группы: внешние, внутренние, духовная эволюция. Внешний фактор - это формирование национальной психологии под воздействием окружающей среды в широком понимании. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик. На формирование национальной психологии большое влияние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе. Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов. Своеобразие национальной психологии может быть обусловлено и религией. В ходе распространения мировых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные традиции, обычаи и привычки. В результате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозных концепций. На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образования этнопсихологического своеобразия имела географическая среда. Важная роль в изменении национальной психологии принадлежит миграциям. Перемещающимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям [1, с. 332].

Не менее важным, но менее упоминаемым, является внутренний фактор формирования специфики национально-психологических особенностей. Если сравнивать развитие целой нации с развитием отдельной личности, то внутренний фактор для нации - то же самое, что наследственность для личности, а внешний фактор для нации - то же самое, что фактор влияния среды для развития личности. То или иное качество формирования врожденных национально-психологических особенностей играет важную роль в формировании всей национальной психологии, особенно сильно врожденные национально-психологические особенности меняются в результате смешивания различных наций, например, индейцев и испанцев в странах Южной Америки.

Теперь о третьем, важнейшим факторе формирования психического облика нации, - о духовном факторе, который представляет из себя эволюцию национального менталитета. Если внешние факторы - это передача элементов общественного сознания в опыте, то духовная эволюция - это передача этих элементов в генотипе. Как полагал Висслер К., человек строит культуру, потому что он не может избежать этого, в его протоплазме существуют побуждения, которые ведут его к этому даже вопреки его воле. Из этого следует, что, если в какое-либо время преемственность культуры будет нарушена, человеческая группа начнет конструировать ее заново на основании старых моделей [2, с. 63-64]. Человек по своей природе экипирован для культуры и принужден к культурному строительству и не может избежать изобретения культурных форм согласно предопределенным моделям; культурная преемственность является не исторической случайностью, а прямым следствием психобиологической природы человека. Культура не является «объективным конструктом», чье существование независимо от человека; она зависит от врожденной экипировки человека и биологической наследственности. Эти идеи получили широкое развитие в культурной психологии, прежде всего у Коула М., одного из ведущих ее современных представителей, и быстро проникли в психологическую антропологию. Толчок к развитию этих идей дала лингвистическая концепция Хомского Н. о врожденности языковых парадигм. Эта концепция Висслера - Коула представляет несомненную важность для современной антропологии.

Один из основателей аналитической психологии — Юнг К. Г. «обратил внимание на то, что мы рождаемся не только с биологическим наследием, но и с психическим» [3, с. 19].

Но психологическое наследие не предопределяет фаталистически развитие этноса, задатки, переданные в генотипе, какую бы природу они не носили, становятся реальностью только в ходе длительного развития, поэтому не все этносы проходят испытание временем, некоторые уходят в небытие, так случилось с половцами, печенегами, скифами, хазарами, индейцами майя и многими другими и их смерть не всегда можно объяснить физиологическими причинами. Нации отличаются друг от друга не только психофизическими особенностями, как, например, различные расы, но и определенным духовным багажом и поэтому смерть нации может стать реальностью не только благодаря физиологической смерти, но и смерти духовной, так, например, духовно был уничтожен народ авар, некогда один из самых сильных народов в Европе. Аварский каганат на равных соперничал с империей Карла Великого, но христианизация авар, утрата национальных обычаев и верований, разложило каганат изнутри, каганат стал легкой добычей для Карла Великого, а авары перестали существовать как народ.

Представление о трех факторах формирования национальной психологии, по нашему мнению, способствует более плодотворному ее изучению, а также может способствовать проведению более обоснованных социальных преобразований в нашем обществе, которые во многом зависят от изменений именно в национальной психологии.

Литература

1. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А. Л. Журавлева, В. П. Позняков, Е. Н. Резников и др.; Под ред. А. Л. Журавлева. — М., 2002.

2. Bidney D. Theoretical Anthropology. New Brunswick (USA), London (UK): Transaction Publisher, 1996.

3. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч., М., ч3. 2003.

4. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

5. Вальцев С.В. Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 13-15.

6. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.