Научная статья на тему 'Факторы дифференциации муниципальной экономики в условиях Севера'

Факторы дифференциации муниципальной экономики в условиях Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пономарева Г. А., Куприянова Н. И.

Анализируется влияние основных географических, социальных и экономических факторов на социально-экономическое развитие муниципальных районов Республики Саха (Якутия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы дифференциации муниципальной экономики в условиях Севера»

УДК 332.133.6:353.5(571.56)

ФАКТОРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Г. А. ПОНОМАРЕВА,

кандидат экономических наук,доцент, заведующая сектором тел. 8 (4112) 36-57-33 Институт региональной экономики Севера

Н. И. КУПРИЯНОВА, директор Якутского финансово-экономического колледжа им. И. И. Фадеева — филиала Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ E-mail: [email protected]

Анализируется влияние основных географических, социальных и экономических факторов на социально-экономическое развитие муниципальных районов Республики Саха (Якутия)

Ключевые слова: муниципальный район, дифференциация, экономико-географическое положение, демографический потенциал, финансовая обеспеченность, уровень жизни, специализация, инфраструктурное обустройство.

Неравномерность социально-экономического развития и территориальная дифференциация экономики муниципальных районов (МР) проистекает из-за разных факторов, каждый из которых вносит определенный вклад в социально-экономическое положение, формирование и развитие муниципального района. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Формирование экономики МР во многом зависит от их экономико-географического положения (ЭГП). Расположение МР Якутии относительно центра региона — г. Якутска — по-разному сказывается на их социально-экономическом развитии. Авторами выделены четыре вида внутриреального ЭГП: центральное, соседское, приграничное и периферийное (рис. 1).

Из 14 приграничных районов, прилегающих к внешним границам республики в настоящее время, только три МР имеют выход на соседние субъекты РФ: Ленский, Нерюнгринский, Оймяконский. В обозримом будущем в эту группу войдут Усть-Майский (строительство автомобильной дороги Якутск—Аян, где Аян — порт в Охотском море), Олекминский (железная дорога Хани-Олек-минск), а также Мирнинский МР (автомобильная дорога Мирный—Киренск—Усть-Кут—Братск—Ту-лун). Кроме этих шести МР все остальные приграничные районы не имеют ни выходов к соседним субъектам РФ, ни экономических контактов с ними, поэтому на ближайшую перспективу нет оснований для выделения их в группу приграничных районов. В целом приграничное положение на настоящий момент можно оценить как не очень выгодное, поскольку экономические контакты с соседями минимальны (используются в основном как транзитные территории), нет обоюдовыгодных контактов для межмуниципального сотрудничества соседствующих регионов (субъектов РФ).

К центральным по положению районам можно отнести пять МР, примыкающих к границам столичного района. Такое ЭГП благоприятно сказывается

Оценка экономико-географического положения районов Якутии

Выгодное

Не очень *

выгодное

Соседское

г. Якутск, Районы: Горный, Мегино-Кангаласский, Намский, Усть-Алданский, Ханга-ласский

Районы: Алданский, Амгин-ский, Верхневи-люйскнй, Вилюй-скнй Кобяйскнй, Нюрбннскнй, Сун-тарский, Таттин-скнй, Чурапчнн-скнй

Приграничное

Районы: Ленский, Нерюн-гринский, Оймякон-ский, Олекминский, Усть-Майский, Мир-нинский

Невыгодное

Периферийное

Районы: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Мом-ский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеко-лымский, Томпонский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский

Рис. 1. Оценка экономико-географического положения районов Якутии

на их экономическом развитии, поскольку они имеют круглогодичную транспортную сеть, соединяющую их с г. Якутском, газопроводную систему, линии электропередачи и связи, сеть складских помещений для оптовой торговли товарами разного назначения и др. Выгодность ЭГП выражается в концентрации свыше 42 % населения, наличии социальной инфраструктуры республиканского значения, в высоком уровне межулусной товарности промышленного производства, наличии потребителей и квалифицированной рабочей силы.

Соседское положение имеют районы, лежащие за кругом центральных районов, по сравнению с которыми их положение несколько хуже, поскольку транспортная доступность и транспортная инфраструктура гораздо слабее (нет инфраструктурных объектов республиканского значения), но к ним гораздо быстрее, чем до периферийных районов, доходят генеральные и другие грузы, различные новации, здесь гораздо больше перерабатывающих производств и т. д.

Периферийные районы занимают самое худшее, невыгодное ЭГП. В республике это преимущественно северные и северо-восточные районы, находящиеся далеко от столичного города, не имеющие круглогодичных транспортных коммуникаций не только до столицы, но и внутри самих районов и между собой. Практически каждый населенный пункт на периферии имеет полную

социальную и производственную инфраструктуры, поскольку сообщение между поселениями только воздушное, летом возможны контакты речным транспортом, расстояния между поселениями большие. Транспортная мобильность населения невысока из-за высоких цен на авиабилеты.

Демографический и трудовой факторы имеют очень большое значение для развития МР и значительно влияют на размещение производства. Численность населения, его структура, плотность и миграции обусловливают возможности развития производительных сил и освоение новых территорий. Муниципальные районы республики различаются по всем демографическим параметрам. В самом уязвимом положении находятся северные районы. Здесь проявляются «естественная» предрасположенность к повышенной безработице, высокая демографическая нагрузка на экономически активное население.

Финансовая обеспеченность МР — одно из главных условий жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге — социальной стабильности общества. Местные бюджеты являются важнейшим инструментом реализации планов развития муниципальных образований. Различаются МР по всем основным параметрам местных бюджетов: по доходам и по расходам, по пропорциям налоговой и неналоговой базы, по величине межбюджетных трансфертов и т. д. Доходы и расходы бюджетов МР

все время растут. Доходы бюджетов в 2008 г. выросли по сравнению с 2000 г. в 4,5 раза, минимальный рост доходов составил 2 раза, максимальный — 5 раз. Собственная налоговая база в МР невелика, доля собственных налогов колеблется в пределах от 3,2до18,9%в структуре всех доходов, и лишь в трех промышленных районах (Ленском, Мирнинском и столичном) собственные налоги занимают от 35 до 48 %. Неналоговые доходы в МР занимают скромное место и составляют в объеме всех доходов от 0,1 до 8,5 %. Территориальная концентрация доходов отражает некоторую закономерность. Наибольшие доли концентрации финансовых доходов присущи лишь промышленно развитым районам.

Одним из показателей, характеризующих финансовую обеспеченность МР, является обеспеченность расходов района собственным налоговым потенциалом или отношение собранных на территории налогов к расходам бюджета. В связи с падением объемов производства с начала перестройки налоговая база МР сузилась, собственные налоги в расходах бюджета по республике в среднем составляют чуть более 15 %, хотя по МР их доли колеблются в пределах от 0,9 до 48 % (Мирнинский район). Такое положение снижает возможности МР в обеспечении своих расходов. В структуре расходов наибольшие доли по районам имеют расходы на социально-культурные мероприятия (от 14 до 77%), наименьшие — расходы на национальную

экономику и на исполнение правоохранительной деятельности. В связи с недостаточностью собственной финансовой обеспеченности все районы получают межбюджетные трансферты, состоящие из дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из разных уровней бюджетов. Эти трансферты составляли в 2008 г. в среднем по республике 15 % от собственных доходов муниципальных районов.

Повышение уровня жизни населения, его благосостояние, повышение качества жизни являются конечной целью развития на любом уровне власти: начиная от поселений и кончая мировым сообществом в целом. Уровень жизни — это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а также социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан и т. д. Авторами выбраны 18 индикаторов, отражающих основные характеристики уровня жизни населения по МР в среднем за 2000—2008 гг., и рассчитан интегральный индекс уровня жизни [3]. По расчетам произведено ранжирование и группировка МР (рис. 2). Все индикаторы хорошо отражают территориальную

Рис. 2. Распределение интегрального индекса уровня жизни населения районов РС (Я)

дифференциацию районов, и в целом видно, что уровень жизни выше и лучше в промышленных и столичном районах.

Муниципальные районы различаются по структуре отраслей хозяйственного комплекса и специализации в региональном разделении труда. Характер специализации МР республики по существу определяется природно-производственным потенциалом территории как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В отраслевой структуре производства резко выделяется добыча полезных ископаемых, доля которой в общем объеме отгруженной продукции и услуг всей промышленности составляет 84%; на долю обрабатывающей промышленности приходится всего 5%; на производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 10%; сельское хозяйство — 1 %. Перерабатывающие производства и сельское хозяйство в основном ориентированы на обеспечение внутренних потребностей населения и имеют небольшие масштабы производства. Практически основными отраслями промышленности на севере являются: полиграфия, хлебопекарная промышленность, энергетика в виде автономных энергоисточников в каждом поселении. На севере специализацией районов стало оленеводство, ловля рыбы и пушной промысел. В целом следует отметить, что узкая специализация районов сдерживает развитие рынка труда, вторичную занятость, порождает хроническую безработицу в отдельных городах и поселках городского типа [1].

В республике довольно много чисто сельскохозяйственных районов (в центральной и западной частях Якутии), специализирующихся на животноводстве и земледелии. В настоящее время это зона относительного внутрирегионального самообеспечения продукцией сельского хозяйства с ограниченным вывозом в другие зоны республики [2]. Следует отметить, что по степени диверсифи-цированности отраслевой структуры производства вне конкуренции находится столичный район, который специализируется на производстве пищевой продукции. В целом следует отметить, что производственный потенциал центральной части республики намного больше, а структура хозяйства значительно сложнее, чем в северных районах.

Одним из главных направлений деятельности органов власти в достижении экономического роста МР республики является коренное преобразование инвестиционной сферы экономики. С принятием долгосрочной стратегической Схемы комплексного развития производительных сил,

транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. активизировались инвестиционные процессы развития Южной Якутии, где началась реализация планов масштабных преобразований и строительства крупных промышленных объектов. Инвестиционные процессы в других МР республики идут слабо. Следует отметить, что в большинстве районов в структуре инвестиций по формам собственности преобладают муниципальные инвестиции.

Анализ территориальной дифференциации основных фондов по районам показывает, что наиболее значительный основной капитал сосредоточен только в четырех районах республики: г. Якутске, Мирнинском, Нерюнгринском и Алданском МР, доля которых в совокупности составляет около 87 % от фондов республики. Значительную долю в основных фондах МР имеет фонд социальной сферы (образование, здравоохранение и пр.), который для обновления требует значительных инвестиций. Особенно большой процент износа основных фондов (более 50 %) наблюдается в семи районах республики, которые мозаично вкраплены в общую систему МР. В структуре основных фондов МР в большинстве своем однозначно превалируют фонды отраслей социальной сферы. Сельскохозяйственные фонды сконцентрированы в 19 районах, из них в шести районах доля основных фондов сельского хозяйства составляет более 10 %. В семи горнодобывающих районах доля основных фондов добывающей промышленности колеблется от 26 до 97 %. Наибольшая концентрация здесь наблюдается в Мирнинском районе, что связано с большими масштабами и сравнительно долгим сроком развития алмазодобывающей промышленности. Фонды перерабатывающей промышленности сконцентрированы в трех районах с развитой переработкой (г. Якутске — 57%, Хангаласском и Мирнинском МР -по 10%).

Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, эффективное функционирование которой обеспечивается состоянием ее инфраструктуры. Наиболее важную роль в нормальном функционировании хозяйства играет производственная инфраструктура, которая создает общие условия производства и жизни населения, обеспечивает обмен веществом, энергией, информацией между районами страны, региона, служит «сосудистой системой хозяйственного организма» [4]. Из видов производственной инфраструктуры решающую роль в развитии производительных сил, а также в освоении новых территорий играют

транспорт и транспортная освоенность. Транспорт обеспечивает устойчивые связи между отдельными отраслями и районами, населенными пунктами; потребности хозяйства и населения в перевозках. Следует отметить, что в Якутии недостаточно развиты наземные транспортные коммуникации круглогодичного действия. Практически не имеют автодорог круглогодичного действия арктические районы республики, основной вид передвижения населения в этих районах — авиация, летом добавляется речной транспорт. Под воздействием инфраструктуры формируется экономический, социальный, демографический и расселенческий облик территории.

Низкий уровень инфраструктурного обеспечения сдерживает процесс развития производительных сил, вызывает дополнительные затраты на создание первоначальной производственно-технической базы. В Якутии наилучшая обеспеченность объектами социальной инфраструктуры наблюдается в городах и городских поселках. Сложности в обеспечении объектами социальной инфраструктуры есть только в сельских поселениях, при этом по нормативам практически не строятся объекты социальной инфраструктуры в поселениях с численностью населения менее 100 чел. Выживаемость таких поселений в рыночных условиях очень низкая, поэтому в республике идет процесс вымирания именно небольших сельских поселений. Например, за период перестройки с

карты республики исчезли 128 сельских поселений в связи с отсутствием постоянного населения, утратой функций, слиянием с другими населенными пунктами либо с преобразованием статуса.

Таким образом, рассмотрение ряда основных факторов, влияющих на территориальную дифференциацию, приводит к выводу, что эти факторы влияют разнообразно и неоднозначно на уровень социально-экономического развития муниципальных районов, но их следует учитывать для выделения проблем и проведения сбалансированной внутренней региональной политики.

Список литературы

1. Пономарева Г. А. Размещение и структура промышленного производства в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 16. С. 75-80.

2. Пономарева Г. А., Степанова А. Е. Оценка аграр-но-географического положения Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 32. С. 105-111.

3. Социальная статистика: учебник / под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 75—77.

4. Шлихтер С. Б. Производственная инфраструктура как подсистема территориальной структуры хозяйства // Известия АН СССР. Серия географическая. 1986. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.