УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10040
ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
V V W
И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Александр Александрович ТИЩЕНКО, юрист E- mail: ТАА[email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье на основе действующего российского законодательства выделены основные факторы, детерминирующие взаимодействие органов безопасности и подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии в современных условиях.
Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, общественный порядок, общественная безопасность, взаимодействие, национальная гвардия, правовая основа, факторы.
Annotation. In the article, on the basis of the current Russian legislation, the main factors determining the interaction of security agencies and units of the Federal Service of the National Guard troops in modern conditions.
Keywords: national security, state security, public order, public safety, interaction, National Guard, legal basis, factors.
Для определения форм и направлений взаимодействия органов безопасности и подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии необходимо учитывать факторы, которые его детерминируют в современных условиях. Выделим важнейшие из них.
Во-первых, это реальные и потенциальные угрозы безопасности Российской Федерации1.
При этом, по нашему мнению, с учетом предназначения Федеральной службы войск национальной гвардии необходимо, прежде всего, рассматривать внутренние угрозы безопасности России, такие, как:
■ высокий уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации, деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жиз-
необеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
■ экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
■ сложившаяся в стране криминогенная обстановка;
■ увеличение количества преступлений, свя-
занных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
■ незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой;
■ вероятность возникновения чрезвычайных
ситуаций на ядерно- и радиационно-опасных объектах и опасных производственных объектах; и ряд других.
Это угрозы нашли свое отражение в документах концептуального характера, таких, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.2; Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.3, и др.
Говоря о названных угрозах, следует отметить, что они являются преимущественно угрозами государственной и общественной безопасности, причем объем и спектр угроз именно общественной безопасности является достаточно большим.
Возникновение и действие этих угроз влекут совместную деятельность рассматриваемых субъектов в целях их выявления, предупреждения и пресечения.
Во-вторых, это закрепленные в законодательстве предназначение Федеральной службы войск национальной гвардии и органов безопасности, их задачи и функции, а также полномочия, что в совокупности представляет собой правовое положение соответствующего федерального органа исполнительной власти4.
Так, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвар-дия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны5.
Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражда-нина6.
Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федераль-
ной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации7. Решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации, принадлежность к федеральным органам исполнительной власти, наличие соответствующих ресурсов предопределяют взаимодействие вышеназванных организаций.
В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации в качестве одного из механизмов ее реализации названо «исследование передового опыта иностранных государств в сфере обеспечения общественной безопасности и его внедрение в систему обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации».
С нашей точки зрения, для решения этой задачи необходим, прежде всего, анализ положительного опыта государств — участников СНГ8.
В рамках исследования данного вопроса следует изучить и практику взаимодействия органов безопасности государств СНГ с национальными органами национальной гвардии и внутренними войсками в целях обеспечения национальной безопасности.
1 Найденко В.Н., Редкоус В.М. Об административно-правовом содержании категорий «национальные интересы» и «угрозы национальной безопасности» // Закон и право. 2011. № 8. С. 92—94.
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
3 СПС «Гарант»
4 Редкоус В.М. К вопросу о понятии органа национальной безопасности и содержании его административно-правового положения (статуса) // Закон и право. 2010. № 7. С. 101—104.
5 Указ Президента РФ от 30.09.2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 41. Ст. 5802.
6 Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4159.
7 Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
8 Редкоус В.М. Учет результатов сравнительно-правового анализа законодательств государств — участников СНГ в области обеспечения национальной безопасности в российских условиях // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 2. С. 74—79.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018