5. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО Алгон, 1992. т. 1. С. 167-168.
6. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО Алгон, 1992. т. 2. С. 375-379.
7. Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. СПб. : Изд. СПб ГУЭФ, 2009. С. 362-364.
TECHNIQUE OF FORMATION OF THE TARIFF FOR SECURITY SERVICES
S. V. Kondratyuk, E. S. Staursky
On the basis of the lead researches are calculated volume of a supply and demand in the market of security services, the equilibrium tariff by the chosen kind of services is certain, the model of formation of tariffs for additional services is developed, the size of the brave tariff extra charge and probability of occurrence of
claims from consumers and as the formula for calculation of the hourly tariff brave extra charge on security service is proved is calculated.
Кондратюков Сергей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и финансовое право» Омская академия МВД России. Основные направления научной деятельности: Экономическая эффективность и безопасность хозяйствующих объектов. Общее количество опубликованных работ: 37. e-mail: [email protected].
Стаурский Евгений Станиславович - кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и финансовое право». Основные направления научной деятельности: Экономическая эффективность и безопасность хозяйствующих объектов. Общее количество опубликованных работ: 53. e-mail: Ses-qq@yandex. ru.
УДК 65.012.25
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Л. В. Эйхлер, А. С. Стринковская, А. Е. Лебедева
Аннотация. Рассмотрена схема анализа факторного пространства, влияющего на формирование результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий. Проведено исследование по выявлению факторов бизнес - среды воздействующих на результативность деятельности грузовых автотранспортных предприятий.
Ключевые слова: факторный анализ, результаты деятельности грузовых автотранспортных предприятий, бизнес-среда, метод экспертных оценок.
Введение
В настоящее время грузовым автотранспортным предприятиям (ГАТП) приходится работать в условиях характеризующихся высокой степенью неопределенности. Существует два подхода к управлению результатами современных АТП - единовременный (решение задач по мере их поступления) и стратегический (нацеленный на будущее, основанный на планировании, прогнозировании, бюджетировании, учете влияния факторов среды). На большинстве ГАТП чаще всего применяется первый подход, который порой приводит к недоиспользованию имеющегося потенциала, а следовательно к низким результатам деятельности и даже убыточности. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает диагностический анализ бизнес - среды,
влияющей на формирование результатов деятельности предприятий, который позволяет оценить чувствительность анализируемых показателей к изменениям факторов среды, повысить объективность их оценки, а также носит предупредительный характер, выражающийся в обосновании планов и управленческих решений.
Выявление наиболее значимых факторов бизнес - среды, оказывающих решающее влияние на формирование результатов деятельности ГАТП. Один из компонентов диагностического анализа (экономическая диагностика) включает в свои задачи - выявление факторов решающим образом влияющих на формирование результатов деятельности предприятия, и оценку этого влияния. Полученную с помощью данного вида анализа
информацию можно использовать при прогнозировании, а, следовательно, своевременно влиять на результаты работы и устранять возможные нежелательные отклонения. Рассмотрим этапы анализа факторов среды, влияющих на результаты деятельности грузовых автотранспортных предприятий, как одного из приемов экономической диагностики (рис. 1).
Согласно предложенной блок-схеме, первый этап заключается в постановке целей анализа. Основными целями диагностического анализа результатов деятельности ГАТП являются: выявление факторов, оказывающих на них решающее воздействие; повышение
результатов деятельности предприятий, рациональности принимаемых управленческих решений и в целом эффективности функционирования ГАТП.
На втором этапе анализа, необходимо выделить систему показателей, более полно характеризующую результаты деятельности ГАТП. В данном случае будем использовать такие результирующие показатели, как валовая и чистая прибыль; а также валовая и чистая прибыль скорректированные на величину амортизационных отчислений (как показатели, наиболее полно характеризующие потенциал предприятий транспорта).[1].
Рис. 1. Блок-схема анализа факторов среды, влияющих на формирование результатов хозяйственной деятельности ГАТП
На следующем этапе, определяются группы факторов, влияющих на формирование результатов деятельности ГАТП. Классификация производится в зависимости от выбранного критерия. Принимая хозяйствующий субъект (в нашем случае АТП), в качестве элемента макросистемы, факторы представляется возможным условно разделить на
внешние (макро и микро уровень) и внутренние. Учитывая данные научных исследований и мнения экспертов (ведущих специалистов современных ГАТП), была предложена схема, описывающая факторное пространство ГАТП (рис. 2). Дальнейшая их детализация приведена в таблице 1. Затем, из всей совокупности факторов выделим наиболее важные и
определим степень их значимости. Эта задача будет решена при помощи метода экспертных оценок. Для этих целей была сформирована группа экспертов в количестве пятнадцати человек, в нее вошли руководители, менеджеры и ведущие специалисты, имеющие высшее образование и стаж работы не менее 5 лет в данной отрасли. Экспертная группа отбиралась способом взаимной оценки для получения наиболее объективных результатов. Каждый из экспертов на основе имеющейся информации и собственного опыта, заполнил предложенные опросные листы. Задача экспертов из указанных факторов внешней и внутренней среды функционирования предприятия, путем присвоения баллов, выделить наиболее важные по шкале от 0 - 10 баллов, в соответствии с его системой предпочтения. В нашем случае, факторы, набравшие большее число баллов считаются наиболее важными. Влияние этих факторов обяза-
тельно должно учитываться предприятиями, нацеленными на эффективную работу. В итоге эксперты выделили 17 важных факторов, влияющих на результаты ГАТП, осуществим их ранжирование по количеству баллов и коэффициенту весомости. (таб.2). Коэффициенты весомости задают не только некоторую классификацию из множества объектов, но и устанавливают порядок между классами. По мнению экспертов, самая большая доля очень важных факторов, приходится на факторы внутренней среды, при этом доминируют финансовые. На втором месте факторы микросреды, преобладают факторы конкуренции. На третьем месте факторы макросреды -приоритет у факторов, характеризующих экономическую ситуацию. Использование указанных факторов позволило сформировать факторное пространство влияния факторов на величину результата хозяйственной деятельности (рис. 3)
Рис. 2. Схема влияния факторов внутренней и внешней среды на величину результатов деятельности предприятия
Таблица 1 - Факторы среды предприятия, оказывающие влияние на результаты деятельности ГАТП
Фактор Содержание
1 2
Внешние факторы макросреды
Состояние экономики Темпы инфляции, процентная ставка по кредитам, уровень развития рыночных отношений, инвестиционный климат, уровень минимальной заработной платы, рентабельность отрасли, покупательская способность потребителей, стабильность денежной единицы, гос. регулирование цен.
Политико-правовые Государственная политика в отношении отрасли и региона, политическая стабильность, налоговое и трудовое законодательство, методы бухгалтерского учета, акты относительно норм амортизации, условия лицензирования и сертификации, антимонопольное регулирование.
Техника и технология Совершенствование технологии и модернизации МТБ, темпы НТП, развитие информационных технологий, развитие логистического обслуживания, расходы на НИОКР.
Социокультурные Уровень социальной защищенности населения, жизненный уровень населения, уровень образования, культурные и национальные запросы и традиции, демографическая ситуация.
Международная обстановка Курс валют, деятельность таких организаций как Европейское сообщество «общий рынок», политическая и экономическая обстановка в других странах.
Внешние факторы микросреды
Конкуренты Виды конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, количество конкурентов, наличие иностранных конкурентов, наличие пяти сил конкуренции и уровень их влияния.
Поставщики Цены и качество на рынке сырья, формы взаимодействия, обязательность выполнения условий договоров поставщиками.
Покупатели Уровень информированности об услугах, потребности клиентов и удовлетворение услугами, объем покупательного спроса, требования к качеству услуг.
Факторы внутренней среды
Производственно- хозяйственные количество единиц подвижного состава, состояние парка автомобилей, эффективность использования ОПФ (основных производственных фондов), эффективность распределения материальных ресурсов, результаты работы парка подвижного состава (ПС) (технико-эксплуатационные характеристики), уровень организации перевозок и технического обслуживания
Финансы Уровень издержек, финансовая устойчивость, сбалансированность денежных потоков, ликвидность баланса, платежеспособность, деловая активность, инвестиционная привлекательность.
Управление Методы бухгалтерского и управленческого учета, баланс целевых установок, уровень анализа, планирования, прогнозирования, организационная структура управления, применение ЭВМ в управлении.
Персонал Состояние трудовой дисциплины, профессионализм и квалификация кадров, производительность труда, текучесть, трудоемкость, уровень заработной платы, состав кадров, размер фонда оплаты труда.
Маркетинг Уровень маркетинговых исследований, реклама и продвижение услуг, организация работы с клиентами и поставщиками, информированность о тенденциях во внешней среде (коммуникационная политика), затраты на маркетинговые мероприятия, политика ценообразования, сбытовая политика.
Таблица 2 - Обобщение результатов экспертного анализа факторов бизнес - среды
Наименование фактора Р Балл вариации
1 2 3 4
■ го _ ! £ .о а; 1.Уровень инфляции (состояние экономики) 1 150 1,00
2. Рост налогового бремени (политико-правовые) 1 150 1,00
О. с о с 1- о го В 3. Цены на энергоносители (состояние экономики) 2 149 0,99
4.Процентная ставка по Кт (состояние экономики) 3 141 0,95
1 1 .Объем покупательного спроса (потребители) 1 150 1,00
Факторы микросред 2.Платежеспособность потенциальных клиентов (потребители) 2 149 0,993
3. Количество конкурентов, доля рынка (конкуренты) 3 148 0,986
4. Цены на сырье и ресурсы (поставщики) 3 148 0,986
си X X си ^ А 1. Состояние подвижного состава (производственные) 1 150 1,00
2. Производительность труда (персонал) 1 150 1,00
3. Уровень издержек (финансовые) 1 150 1,00
4. Ликвидность и платежеспособность (финансовые) 2 149 0,993
X С т а 5 с о Ё го В 5. Ценовая политика (маркетинг) 3 148 0,987
З.Финансовая устойчивость (финансовые) 4 147 0,920
7. Эффективность использования ОПФ (производственные) 5 145 0,967
8. Уровень управления предприятием (управление) 6 144 0,96
9.Организация перевозок и тех. обслуживание (производственные) 7 138 0,92
н
Наличие процесса планирования и прогнозирования по основным направлениям деятельности (Фпфд)
Мощность предприятия, Определяемая среднесписочным
.;кал®чес1Е ст-м-(Фрп)
■Показатели деятельности предприятия (Фп)
Направление деягельности предприятия (Фнд)
.0,10
0,15
Дели деятельности пред приятия (Фцд) 0,18
.Горизонт планирования (Ф'гп'г 0,16;
0, ¡5
0,08
■8' Я
О
Организационно - правовая форма (Фопф)
Инфляционная составляющая (Фис)"
-0,10
0,08
К
а Я 2
О
Рис. 3. Факторное пространство грузового автотранспортного предприятия, полученное по результатам обработки экспертного опроса
Заключение
Быстро меняющиеся условия внешней среды и нестабильность внутренней, предопределяют необходимость применения на практике приемов диагностического анализа,
позволяющих выявлять факторы, в большей степени, влияющие на результаты деятельности предприятия, оценить их влияние количественно, на основе наблюдения за изменением ключевых факторов среды, контролиро-
вать величину результирующих показателей, принимать эффективные управленческие решения, предотвращающие снижение результативных показателей и способствующие их росту, а также учитывать возможные последствия этих решений.
Библиографический список
1. Эйхлер Л. В., Стринковская А. С. Диагностический анализ результатов деятельности ГАТП в условиях нестабильной бизнес-среды: монография [Текст] / Л. В.Эйхлер, А. С.Стринковская. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2011. - 158с.
2. Лебедева А. Е. Технология планирования результатов финансово - хозяйственной деятельности на грузовых автотранспортных предприятиях [Текст] /А. Е. Лебедева// Вестник СибАДИ, №1(11)/2009.С. 80-82.
FACTORING ANALYSES OF RESULTS FROM ACTIVITIES MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE
L. V. Eihler, A. S. Strinkovskaya, A. E. Lebedeva
The scheme of the analysis of the factorial space influencing formation of results of activity
of the cargo motor transportation enterprises is considered. It is carried out research on revealing factors business-environment influencing on productivity of activity of the cargo motor transportation enterprises.
Эйхлер Лариса Васильевна - кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» (СибАДИ); основное направление научных исследований: определение приоритетных направлений экономического развития грузового автотранспортного комплекса, 89 публикаций; e-mail: [email protected]
Стринковская Анастасия Сергеевна - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» (СибАДИ), основное направление научных исследований: диагностический анализ результатов деятельности ГАТП, 20 публикаций; e-mail: strin-as @mail.ru
Лебедева Анастасия Васильевна - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» (СибАДИ), основное направление научных исследований: планирование результатов деятельности ГАТП, 17 публикаций. e-mail: rl. sysadmin@rambler. ru