УДК 65.012.25
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Л. В. Эйхлер, А. С. Стринковская
Аннотация. Дана количественная оценка влияния факторов бизнес-среды на результаты деятельности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП) Омского региона с помощью методов экономико-математического моделирования. Предложен алгоритм диагностического анализа результатов деятельности ГАТП.
Ключевые слова: анализ результатов деятельности грузового автотранспортного предприятия, диагностика, диагностический анализ результатов деятельности предприятия, экономико-математическое моделирование, интеграционное взаимодействие.
Введение
Современные условия хозяйствования характеризуются высокой степенью нестабильности бизнес-среды, высоким уровнем предпринимательского риска и, как следствие, повышением практического интереса к вопросам корпоративного управления и развития многобразных форм интеграции.
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает диагностический анализ деятельности предприятий. Использование его современных методов и приёмов позволит получать объективные оценки влияния факторов бизнес-среды на результаты деятельности, моделировать поведение предприятий в различных условиях, определять степень близости предприятия к неблагоприятному исходу деятельности и прогнозировать дальнейшие интеграционные тенденции.
Оценка влияния факторов бизнес-среды на результаты деятельности ГАТП Омского региона.
Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результирующих показателей является первостепенной задачей диагностического анализа. При этом на практике широко распространено применение таких методов детерминированного факторного анализа как методов цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц и др. Эти методы основаны на использовании функциональных зависимостей между анализируемыми переменными, но они не подходят когда связи между показателями стохастические, вероятностные. В настоящее время, в связи с высокой степенью подвижности бизнес-среды, все большее распространение получают экономико-математические, корреляционно-регрессионные методы анализа, ос-
нованные на изучении вероятностных зависимостей.
На автотранспортных предприятиях Омского региона были проведены исследования, направленные на построение моделей выражающих зависимость результатов деятельности этих предприятий от факторов бизнес-среды, при помощи методов диагностического анализа. Во-первых, необходимо определить результирующие переменные У (зависимые, эндогенные), наиболее полно и точно характеризующие результаты деятельности ГАТП. В качестве таких показателей была выбрана валовая и чистая прибыль с учетом и без учета корректировки на сумму с амортизационных отчислениий (как показатели, позволяющие более объективно оценить финансовые резервы деятельности предприятия) [3].
Во-вторых, необходимо выделить объясняющие (независимые, экзогенные) переменные X, Z - которые поддаются регистрации и описывают особенности функционирования реальной экономической системы. В условиях нестабильной бизнес-среды, следует тщательно анализировать их динамику, а также прогнозировать их уровень. Это позволит оперативно выявлять негативные воздействия этих факторов, своевременно на них реагировать. Это, в свою очередь, необходимо для прогнозирования экономической целесообразности интегрирования самостоятельных ГАТП в объединенные структуры, позволяющие снизить предпринимательские риски. Для определения факторов оказывающих существенное влияние на величину результатов деятельности ГАТП, использовался метод экспертных оценок. С этой целью была сформирована группа ведущих специалистов ГАТП: руководители, менеджеры, имеющие высшее
образование и стаж работы в данной отрасли не менее 5 лет. Эксперты выделили 17 важных факторов и предложили набор показателей их характеризующих, что в последствии принято за объясняющие (факторные) переменные. При отборе учитывались такие требования к показателям как причинноследственные связи между переменными; количественное измерение исследуемых показателей; их количество должно быть в 5-8 раз меньше объема совокупности данных, по которым строится регрессия. В итоге, после отсева в дальнейшем анализе будут участвовать четыре показателя макросреды:
1) индекс потребительских цен на все товары и услуги (Ипц - Х1); 2) ставка рефинансирования ЦБ (СР - Х2); 3) индекс цен на топливо (Ицт - Х3); 4) доля налогов выплачиваемых предприятием в валовой выручке предприятия (ДН - Х4); и десять показателей внутренней среды предприятия: 1) коэффициент стабильности парка подвижного состава - Ипс ^•0; 2) коэффициент технической готовности парка - Ктг ^2), 3) фондоотдача ФО ^5); 4) материалоемкость продукции МЕ ^ю); 5) коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования К0б ^7); 6) коэффициент абсолютной ликвидности Кал ^8); 7) доля затрат на управление в общем объеме затрат Зу ^4); 8) производительность труда -ПТ^3); 9) индекс цен на перевозки - Иц ^9); 10) коэффициент сбалансированности денежных потоков Ксп (*0.
Следующим этапом будет проведение экономической диагностики, подразумевающей построение экономико-математических
моделей описывающих взаимосвязь выделенных показателей и результатов деятельности ГАТП. [ля этих целей воспользуемся методами корреляционно-регрессионного
анализа. [ля качественной оценки коэффициентов корреляции использовалась шкала Чеддока [1]. В зависимости от значения коэффициента корреляции связь может иметь одну из оценок: 0,1 - 0,3 - слабая; 0,3 - 0,5 -заметная; 0,5 - 0,7 - умеренная; 0,7 - 0,9 -высокая; 0,9 - 1,0 - весьма высокая. В результате была выявлена и оценена количественно взаимосвязь между предложенными результирующими показателями и выделенными экспертами факторами, на основе приемов экономической диагностики, при помощи методов экономической статистики. В таблице 1 указанны показатели, которые были отобраны в результате корреляционного анализа, оказывающие наибольшее влияние на результаты деятельности ГАТП (в скобках указанны коэффициенты парной корреляции). Сопоставив данные анализа по двум предприятиям можно сделать вывод, что на результаты деятельности крупных и средних предприятий в большей степени влияют такие показатели, характеризующие внутреннюю среду, как коэффициенты технической готовности, сбалансированности денежного потока, обеспеченности собственными средствами, производительность труда. Среди показателей, характеризующих внешнюю среду, наибольшее влияние оказывают ставка рефинансирования ЦБ, доля налогов в общем объеме затрат предприятия, индекс цен на топливо.
Таблица 1 - Показатели, характеризующие влияние факторов бизнес-среды на результаты деятельности ГАТП
Наименование предприятия Результирующие переменные (индекс корреляции)
ВПр ВПр+Ам ЧПр ЧПр+Ам
1 - крупное предприятие факторы внутренней среды
шт шш &,Ж1 к™ ш шт Ксп т
факторы внешней среды
СР (Х2) (-0,897) ДН Щ (-0.932) дн ррщ| ГДН (Х4) (-0,914)
2 - среднее предприятие факторы внутренней среды
М12) (0,920) К;П Ш. (0.982) Ко5 Р?) (0,980) Г1Т (1з) (0,909)
факторы внешней среды
СР (Х2) (-0,941) СР (>у (-0,905) СР (Х2)(-0 БД) И» ДН (Х4) (-0,85)
Теперь перейдем к математическому описанию конкретного вида зависимостей с использованием регрессионного анализа, основная задача которого в исследовании чувствительности изучаемой переменной от изменения различных факторов и отображении их взаимосвязи в форме регрессионной модели. В результате расчетов были получены пять уравнений регрессии по каждому предприятию (см. таб. 2, 3). Оценка качества полученных уравнений регрессии и их статистической значимость (по коэффициенту множественной корреляции - R, детерминации R2, ^ критерия Стьюдента) установила, что все построенные уравнения регрессии являются качественными и значимыми, и могут в дальнейшем использоваться при составлении про-
гнозных оценок результатов деятельности как самостоятельного ГАТП, так и интегрированных бизнес-структур. По результатам проведенных исследований предложим алгоритм диагностического анализа результатов деятельности ГАТП (рис.1). Разработанная модель диагностического анализа результатов деятельности ГАТП, на основе предложенной системы показателей, позволяет прогнозировать тенденции развития предприятия, своевременно предотвращать нарушения нормального режима его функционирования, определять важнейшие участки интегрированного улучшения работы организации, тем самым снижать степень риска деятельности предприятия, связанного с неопределенностью бизнес-среды.
Таблица 2 - Уравнения регрессии, характеризующие влияние на результаты деятельности ГАТП факторов внутренней среды
Предпри ягие Результи- рующая переменная Уравнение регрессии Козффиц. Фишера шм i- кригерий (тэб.) Множеств енн ый R R2
-- В Гі F-' Y,= -1771 +2663,293*12 4,647 2.611 7 6.358 6,736
бПрн Ам Щ = 2531,12 + 2744,53 * InfZf?) 4,647 2,6117 6,926 6,858
ЧГІ и Y3 = -137,27 +1 128,1 7*!n(Zö) 4,647 2.G117 6,736 6,618
ЧПг.'Н Ам Y4 = 2405,43 +6451,36 іМїІШ 4,647 2.6117 6,946 6.893
гч впу У, = 3464,1 99 -i-4176.382*!n(Z2) 4,647 2.6117 6,935 6.875
В При Ам Y2 = -644Ü,35 + 11643,76 4,647 2.6117 6,932 6,964
ЧГІ и Y3 = -134,179 Щ3616,735 *I? 4,647 2,6117 6,931 6,866
ЧПрн Ам Y4= 1973,74-1-1 DBB* Z2 3,1996 Г2ЛІ29 г 6.346 □ ,71
Таблица 3- Уравнения регрессии, характеризующие влияние внешних факторов бизнес-среды на результаты деятельности ГАТП
Предпри- ятие Результирующая переменная Уравнение регрессии Ксэффиц. Фишера ЇЩ t-крите- рий (таб.) Множес- твенный р Р2
ВПр Y,= 3015,189-247 ,616*Х2, 4.047 2,0117 0,397 0,304
ВПр+Ам Y2 = 3593,474 - 22159,2 * Х4 4,047 2,0117 0,932 0.363
ЧПр Y3 = 156,6953 - 5555,1 5 *'>(4 г 4,047 2,0117 0,807 0,663
1ГІ р +Ам Y4 = 4963,67 -49855,1 *Х4 4,047 2,0117 0,913 0.834
гч ВПр Y, - 6512,439-440.73 ТХ2 4.047 2,0117 0,335 0,0771
В П р-нАм Y2 = 6855,556-307.373* Х2 4,047 2,0117 0,302 0,813
ЧПр Уз = 4337,507-36.658 * Х2 -37,707 * Хз 3.199Є 2,0129 0.32Є 0,633
ЧПр+Ам Щ = 2399,829 -7350,059 * Х4 4,047 2,0117 0,856 0,732
1. Постановка целей иіадач диагностического анализа
2. Определенна круга
ИССЛЙДуеМьіХ
рогюоссв
Определение суЄ ьектов исследования
Определение системы г показаіелеи, іарактеризу-
ІЛІІІ И V ПРЖПкТЭТЫ
Крупные и средние ГАТП Омского ретона
3. Организация диагностического анализа
Сбор информации оценка её полноты, достоверности, и
ГГіГіТГ:нТГТР: ИЯ ПпкТГЧР: ПРННкІМ ІІРПЯН
УтОЧНЄНИЄ НЭПрЭЕ: ЛЄНИИ
и методов: исследования
П О С:Три ение экономикоматематических моделей описы в ающих выявленные
53 Е: ИСИМОСТИ
Определение резервов: роста результатов: и их желаемого УРОВНЯ
4. Выбор направления улучшения результатов деятельности ГАТП
5. Выбор мероприятий определение центров ответственности. Осуществление мероприятий
6. Оценка результатов мероприятий
увеп-ие
Получение объективной оценки результатов деятельности * ГАТП, контроль, поиск путей и резервов их роста
щ г-
і Определение сроков, исполнителей
Экономическая диагностика: выявление факторов бизнес-
С ред Ы суіцеСТВ н Ш о Е: Л ИЯЮ1ЦИХ н а результаты деятельности ГАТП
Рейтинговая оценка ГАТП по результатам их деятельности
Факторы
внутренней
среды
Рис. 1 . Алгоритм диагностического анализа результатов деятельности ГАТП
Заключение
В условиях повышенного риска и растущей непредсказуемости среды функционирования ГАТП, наиболее целесообразным представляется построение и применение на практике предложенного алгоритма диагностического анализа. Это позволит принимать оптимальные управленческие решения по повышению результатов деятельности интегрированных предприятий. Приведенный алгоритм позволяет на базе внутренней и внешней информации, не только проводить полное исследование текущего состояния укрупненных структур, но и получать аналитическую оценку их будущего состояния путем моделирования заданных показателей с использованием экспертных и экономико-математических методов.
Библиографический список
1. Орлова И. В. Экономико-математическое моделирование: Практическое пособие по решению задач [Текст]. - М.: Вузовский учебник, 2005. -144 с.
2. Эйхлер Л. В., Стринковская А. С. Диагностический анализ результатов деятельности ГАТП в условиях нестабильной бизнес-среды: монография [Текст] / Л. В.Эйхлер, А. С.Стринковская. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2011. - 158с.
3. Эйхлер Л. В. Формирование конкурентных преимуществ грузовых автотранспортных предприятий при реализации политики интеграции [Текст]. // Вестник СибАДИ, 2011. - С.54-59
THE DIAGNOSTIC ANALYSIS OF RESULTS
OF ACTIVITY OF THE CARGO MOTOR
TRANSPORTATION ENTERPRISES IN CONDITIONS OF INTEGRATED INTERACTIONS
L. V. Eihler, A. S. Strinkovskaya
There are offered the main problems of functions motor transport enterprise for adaptation to the modern economic situation and proposing one of variants. We were picking out the aims, the purposes, and the elements of diagnostic analyses of results from activities motor transport enterprise.
Эйхлер Лариса Васильевна - кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» (СибАДИ); основное направление научных исследований: определение приоритетных направлений экономического развития грузового автотранспортного комплекса, 109 публикаций; e-mail:_kaf_eup@sibadi. org
Стринковская Анастасия Сергеевна - кандидат экономических наук., доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии (транспорт)» (СибАДИ), основное направление научных исследований: диагностический анализ результатов деятельности ГАТП, 20 публикаций; е-mail: strin-as @mail.ru.