УДК 338.48
JEL L83
Горбунова Ольга Васильевна
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: logos84@list.ru
Михайлин Александр Николаевич
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация
e-mail: 3310695@mail.ru
Gorbunova Olga
Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: logos84@list.ru
Mikhailin Aleksandr
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: 3310695@mail.ru
DOI 10.26425/1816-4277-2019-7-54-60
ФАКТОРНЫЕ, ВИДОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Аннотация. Рассмотрен вопрос конкурентоспособности туристского продукта. Проанализирована структура самого известного международного индекса конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма, публикуемого Всемирным экономическим форумом. Выделены основные виды туризма, влияющие на структуру и динамику туристических потоков. Обусловлена важность регионального аспекта при оценке международной конкурентоспособности национального туристского продукта. Проанализирован опыт создания кластера на Северном Кавказе. Также рассмотрена такая форма стимулирования внутреннего и въездного туризма, как особые экономические зоны ту-ристско-рекреационного типа. Сделаны выводы о том, что туристические кластеры и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа способствуют повышению конкурентоспособности регионов и национального турист^ого продукта в целом. Ключевые слова: туристический бизнес, конкурентоспособность, особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, кластер, виды туризма, региональный туризм.
Цитирование: Горбунова О.В., Михайлин А.Н. Факторные, видовые и региональные аспекты международной конкурентоспособности национального туристского продукта//Вестник университета. 2019. № 7. С. 54-60
FACTORIAL, TYPICAL AND REGIONAL ASPECTS OF THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL TOURIST PRODUCT
Abstract. The issue of the competitiveness of the touristic product has been considered. The structure of the most popular international index for competitiveness in the travel and tourism sphere, publishing by the World Economic Forum, has been analyzed. The main types of tourism have been highlighted, affecting the structure and dynamics of the tourist flow. The importance of the regional aspect in evaluating the international competitiveness of the national tourist product has been determined. The experience of creating a tourist cluster in Northern Caucasus has been analyzed. Also a form of stimulation to the domestic and inbound tourism has been considered as special economic zones of tourist-recreational type. It has been concluded, that the tourist clusters and special economic zones of tourist-recreational type promote increasing of the competitiveness of the regions and of the national tourist product as a whole. Keywords: touristic business, competitiveness, special economic zones of tourist-recreational type, cluster, types of tourism, regional tourism.
For citation: Gorbunova O.V., Mikhailin A.N. Factorial, typical and regional aspects of the international competitiveness of the national tourist product (2019) Vestnik universiteta, I. 7, pp. 54—60. doi: 10.26425/18164277-2019-7-54-60
Конкурентоспособность туристского продукта является многоплановой категорией и определяется, прежде всего, совокупностью природно-естественных факторов и сложившихся на данный момент общественных, экономических и политических условий. Конкурентоспособность имеет сравнительный характер, поэтому при оценке конкурентоспособности национального туристического продукта необходимо учитывать показатели других стран-участниц международного рынка туристических услуг [5].
© Горбунова О.В., Михайлин А.Н., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
В качестве основы объективной и общепризнанной, хотя во многом и субъективной экспертной оценки конкурентоспособности отдельных суверенных государств в сфере путешествий и туризма может служить одноименный индекс, каждые два года рассчитываемый специалистами Всемирного экономического форума (далее - ВЭФ). Его информационную базу составляют материалы Всемирной туристской организации (далее -ЮНВТО), Всемирного совета по путешествиям и туризму, а также национальных профильных организаций [8].
Индекс состоит из 4 базовых субиндексов, их показателей и критериев. По итогам 2017 г. он охватил 136 стран, причем Россия заняла общее интегральное 43 место.
Субиндекс «Благоприятная среда» характеризует общую бизнес-среду внутри страны и включает 5 обобщающих показателей:
- деловая среда (105 место). Учитывается уровень защиты собственности, влияние законов на прямые иностранные инвестиции, эффективность судебных органов в разрешении споров, время, необходимое для получения разрешений на строительство, денежные расходы на получение разрешений на строительство, количество контрагентов на туристическом рынке, длительность процедуры открытия бизнеса, затраты на открытие бизнеса; влияние налогообложения на стимулирование предпринимательства, влияние налогообложения на инвестиционные стимулы; доля налогов в прибыли компании среднего размера;
- безопасность и защита (105 место). Оцениваются государственные расходы на предотвращение преступности и насилия, расходы на борьбу с терроризмом, эффективность работы правоохранительных органов, потери бизнеса от террористических атак, количество терактов за последние 2 года, число убийств.
- здоровье и гигиена (5 место). Его составляющие: численность врачей-терапевтов, доступность нормального лечения, обеспеченность нормальной питьевой водой, количество больничных коек на 10 тыс. жителей, доля больных СПИДом в общей численности населения, доля больных малярией на 100 тыс. населения;
- человеческие ресурсы и рынок труда (46 место). Основан на сведениях о доле детей соответствующего возраста, посещающих школу, расходах компаний на обучение и развитие персонала, качественных оценках внутрифирменных систем по поиску, найму и увольнению сотрудников, легкости найма иностранных работников, соотношении зарплаты и производительности труда работников, соотношении занятости женщин и мужчин;
- использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) (49 место). Оценивается уровень использования ИКТ в бизнесе; применение ИКТ в трансакциях между потребителями туристских услуг; количество пользователей сетью «Интернет» (далее - Интернет) в стране, численность пользователей широкополосным Интернетом, процент пользователей мобильной связью; процент пользователей стационарной телефонной связью; надежность электроснабжения в стране.
Субиндекс «Политика и создание благоприятных условий для путешествий и туризма» состоит из 4 интегральных показателей:
- приоритетность туризма для страны (95 место). Характеризует уровень государственных расходов на сферу туризма, эффективность усилий по привлечению иностранных туристов, сопоставимость национальной и международной отчетности о развитии туризма в стране, эффективность стратегий национальных туристских организаций;
- международная открытость (115 место). Оцениваются данные о стоимости и простоте получения въездных виз, наличие двухсторонних межстрановых соглашений о воздушном сообщении, количество действующих международных торговых соглашений;
- ценовая конкурентоспособность (11 место). Информация о стоимости авиабилетов, стоимости проживания в гостиницах, стоимости жизни в принимающей туристов стране по паритету покупательной способности, цены на авиатопливо и сборы в аэропортах страны;
- экологическая устойчивость (71 место). Характеризуется строгостью природоохранного законодательства, эффективностью применения природоохранных законов, уровнем выбросов углекислого газа в атмосферу, концентрацией твердых частиц в воздухе городов с населением свыше 100 тыс. чел., процентом видов флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения, процентом ратификации международных природоохранных договоров, темпами исчезновения лесного покрова, уровнем очистки сточных вод, состоянием рыболовных ресурсов в прибрежных водах.
Субиндекс «Инфраструктура» состоит из 3 показателей:
- инфраструктура воздушного транспорта (55 место) показывает качество авиатранспортной инфраструктуры, величину внутреннего авиационного пассажирооборота, размеры международного пассажирооборота,
количество аэропортов на 1 млн населения, пропускную способность международных авиалиний, а также количество действующих в стране авиакомпаний;
- инфраструктура наземного транспорта (78 место). Приводятся данные о качестве автодорог, протяженности и качестве железнодорожных путей, качестве портовой инфраструктуре, плотности железнодорожных путей и автодорог с твердым покрытием;
- инфраструктура туристского сервиса (55 место). Речь идет о числе гостиничных мест на 100 жителей, количестве фирм по аренде легковых автомобилей, количестве банкоматов на 100 тыс. жителей.
Субиндекс «Природные и культурные ресурсы» состоит из 2 показателей:
- природные ресурсы (39 место) характеризуется наличием: естественных природных ресурсов, в том числе природных объектов из наследия ЮНЕСКО;
- культурные ресурсы и деловые поездки (25 место). Содержит сведения об объектах культурного и исторического значения ЮНЕСКО, объектах устного и нематериального культурного наследия, количестве спортивных сооружений, стадионов, ярмарках и выставках, развлекательных центрах.
Исходя из данных последнего рейтинга конкурентоспособности за 2017 г., специалисты ВЭФ достаточно высоко оценивают ценовую конкурентоспособность, природные и культурные ресурсы России, при этом, что касается таких важных показателей конкурентоспособности отрасли, как приоритетность отрасли для страны, международная открытость и инфраструктура, то показатели намного хуже. На наш взгляд, главными проблемами туристического сектора в России являются низкий уровень государственного регулирования и отсутствие согласованности между властью и бизнесом. В настоящее время за осуществление государственной политики отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), которому подчиняется профильное ведомство Ростуризм. До сентября 2018 г. главным государственным органом в сфере туризма было Министерство культуры Российской Федерации, в котором был отдел туризма в Департаменте регионального развития и приоритетных проектов, где помимо туризма было еще шесть отделов. С одной стороны, передача сферы туризма в Минэкономразвития России, повышенное внимание со стороны Правительства Российской Федерации (далее - РФ) могут дать импульс развитию сектора. С другой, принимая во внимание туристический потенциал России и амбициозные задачи чиновников увеличить экспорт туристических услуг на 75 % к 2024 г., в стране нужен единый координационный центр с широкими полномочиями, а не департамент в рамках министерства, где сектор может снова стать лишь «довеском» к основному виду деятельности. Передача туристической отрасли в Минэкономразвития России с большей долей вероятности приведет к разработке мер по выведению сектора из тени, увеличению сбора налогов и т. д., чем конкретным шагам по увеличению въездного турпотока. Поэтому правомерным было бы создание профильного Министерства туризма, либо расширение функций Федерального агентства по туризму, у которого сейчас нет ни надзорных, ни законодательных функций, а также функций бюджетного финансирования. Именно создание единого федерального центра может способствовать выработке грамотной стратегии развития сектора, а также смягчению визового режима. В данном случае показателен опыт Болгарии, где после создания профильного Министерства туризма в 2014 г. сократились сроки принятия решений, усилился контроль и ответственность за принимаемые решения, снизилась коррупция, а рост въездного туризма за 2015-2017 гг. увеличился на 25 %.
Помимо конкурентоспособности путешествий и туризма на динамику и структуру внешнего и внутреннего туристических потоков огромное влияние могут оказывать конкретные возможные виды туризма. Рассмотрим наиболее важные из них.
Культурно-познавательный туризм связан с посещением новых, ранее совсем неизвестных достопримечательностей, а также с более глубоким и разносторонним изучением уже известных объектов (как естественно-природных, так и рукотворных). Этот вид туризма обеспечивает получение новых знаний, расширяет кругозор, обогащает интеллектуальный потенциал. Он зачастую сопровождается приобретением новых незабываемых ярких впечатлений, эмоциональными переживаниями. В настоящее время на этот вид туризма приходится 40 % от международных туристических поездок, по данным ЮНВТО (от англ. United Nations World Tourism Organization -Всемирная туристская организация) [10]. Атмосфера места, связь с известными людьми или событиями, культурой - вот, что привлекает прежде всего таких путешественников. Отметим, что ознакомление с природными естественными уникальными запоминающимися ресурсами требует обеспечения их транспортной доступности, соблюдения правил безопасности, обеспечения их сохранности и экологичности. Эффективность познавательного
туризма, особенно касательно исторических, архитектурных и культурных памятников требует высококвалифицированного экскурсионного сопровождения, предоставления самых разнообразных информационно-справочных материалов как на русском, так и на иностранных языках, изготовления разнообразной сувенирной продукции, способствующей закреплению полученных впечатлений и знаний на долгое время.
Деловой туризм представляет собой кратковременные поездки и командировки, обеспечивающие решение профессиональных задач, без получения доходов в самих местах пребывания. На данный вид туризма приходится более 13 % всех туристических поездок, и, несмотря на внедрение видеоконференций и виртуальных встреч и переговоров, расходы на деловой туризм будут только расти [11]. Особое значение имеет интенсив-туризм, обеспечивающий презентацию или продвижение новых товаров и услуг, повышение качества продукции и производительности труда, формирование новой внешней агентской или дилерской сети, формирование новой более сплоченной международной управленческой команды. Отметим, что интенсив-туры более тщательно готовятся, и, как правило, имеют индивидуальный характер, организуются под конкретного заказчика.
Лечебно-оздоровительный туризм в отличие от традиционного лечения за рубежом (импорт услуг), а также лечения в России иностранных граждан (экспорт услуг) имеет своей целью не более эффективное излечение недугов или получение точного и быстрого диагноза, а поддержание, улучшение состояния здоровья благодаря использованию разнообразных факторов природно-естественного комплекса (климата, лечебных грязей и вод и т. д.), чистого воздуха, сбалансированного здорового режима питания и жизни, смены «среды обитания» [4].
Экзотический туризм предполагает пребывание путешественника в необычной, ранее неизведанной, резко отличающейся от привычных условий «среде обитания». Экзотические туры могут быть классифицированы по:
- типу размещения туристов (в ледяных пещерах, спальных мешках, шалашах, тюрьмах, монастырях, чумах, на ледоколах и т. д.);
- по виду транспортировки (воздушные шары, плоты, снегоходы, оленьи и собачьи упряжки и т. д.);
- по ландшафту пребывания (в тайге, пустыне, джунглях, тундре и т. д.).
Спортивный туризм существует в двух формах. Пассивный туризм характерен для так называемых болельщиков, фанатов отдельных клубов, национальных команд или видов спорта. Он осуществляется в целях созерцания, поддержки «своих» спортсменов, выступающих на различных соревнованиях. Поездки совершаются индивидуально или в составе групп единомышленников за свой счет. Они имеют сугубо познавательный созерцательный характер и сопровождаются высоким эмоциональным напряжением и выбросами адреналина.
Активный спортивный туризм предполагает разнообразные различной степени интенсивности физические нагрузки, имеет профилактический и оздоровительный характер. Может быть индивидуальным или групповым.
Итак, конкурентоспособность национального туристского продукта суверенного государства является оценочной, абстрактной, обобщающей совокупной субстанцией, характеризующей его, прежде всего, с отчетно-статистической точки зрения как единый общественно-хозяйствующий комплекс. Но, как известно, любое государство представляет собой исторически сложившуюся совокупность первичных региональных субъектов (республик, краев, областей, городов центрального подчинения и т. д.). Именно на территориях последних расположены различные конкретные природно-естественные объекты, а также многочисленные исторические, культурные, архитектурные и иные рукотворные достопримечательности, способные при создании соответствующих общественно-политических предпосылок (благоприятной визовой системы, транспортной доступности, туристской инфраструктуры и т. д.) представлять интерес, как для иностранных, так и отечественных туристов. Поэтому региональный аспект обязательно должен быть учтен при оценке международной и внутренней конкурентоспособности национального туристского продукта.
В пределах одного даже самого высокоразвитого и занимающего большую территорию регионального субъекта невозможно одновременное развитие всех видов туризма. Необходима его хорошо продуманная и всесторонне обоснованная специализация на самых перспективных видах и направлениях. Так, на территориях г. Москвы и Санкт-Петербурга, трудно представить развитие лечебно-оздоровительного, экстремального спортивного туризма. А для делового, познавательного, научного, пассивного спортивного имеются все объективные и субъективные условия и предпосылки. Отдельные региональные субъекты, располагающие сходными однородными естественными и инфраструктурными предпосылками, территориально близко расположенные, могут даже конкурировать между собой за привлечение туристов (Крым и российское черноморское побережье Кавказа, области, имеющие выход к уникальному озеру Байкал,
дальневосточные регионы, области, расположенные по маршруту «Золотого кольца»). Выходом из создавшегося положения могло бы стать создание туристических кластеров.
Создание туристических кластеров считается перспективным и эффективным способом повышения конкурентоспособности туристического продукта (далее - турпродукт) [7]. Суть данного подхода заключается в концентрации и взаимодействии различных предприятий и организаций для предоставления более качественного турпродукта, причем кластер может располагаться как в рамках одного субъекта РФ, так и нескольких. Создание туристических кластеров заложено в основу реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутрен-ного и въездного туризма (2019-2025 годы)», а также в Стратегию развития туризма в РФ до 2020 года [1; 2].
На данный момент опыт по созданию кластеров в России очень неоднозначный. Так, в 2010 г. было принято решение о создании кластера на Северном Кавказе в соответствии с решением федерального правительства [9]. В рамках данного проекта предусматривалось создание 7 горнолыжных курортов, а также пляжных курортов на берегу Каспийского моря, создание свыше 300 тыс. новых рабочих мест только для непосредственного обслуживания российских и иностранных туристов. Предварительный объем совокупных инвестиций в 2010 г. планировался в 500 млрд руб., в том числе и за счет частного бизнеса.
К сожалению, до сих пор поставленные цели по формированию данного кластера не достигнуты. Сказались как общероссийские (сокращение инвестиционной активности вследствие сохранения, хронических изъянов внутреннего предпринимательского климата, неуклонного падения реальных доходов населения, высокого уровня коррупции, все более углубляющихся и расширяющихся антироссийских санкций и т. д.), так и внутрикавказские проблемы (растущая исламизация региона, отторгающая многие популярные среди обычных туристов виды туризма, ментальность местного населения, несклонного постоянно заниматься многими видами необходимого для обслуживания туристов труда, низкий уровень владения местным населением иностранными языками). Тем не менее, в настоящее время принято решение о создании на Дальнем Востоке нового туристического кластера, ориентированного на обслуживание туристов из стран Юго-Восточного азиатского региона. Там совершенно другие по сравнению с Кавказом условия и возможности привлечения соответствующих зарубежных инвестиций, прежде всего, из КНР.
Несмотря на негативный предшествующий опыт, далеко не исчерпала себя в России такая форма стимулирования внутреннего и особенно въездного туризма, как особые или свободные экономические турист-ско-рекреационные зоны (тем более, что очевиден их успех в КНР, Турции, Тунисе и т. д.). Прежние неудачи в этой области в России, на наш взгляд, были связаны с их удаленностью от транспортных узлов и артерий, а также от мест массового проживания потенциальных туристов и обслуживающего персонала, трудностями обеспечения должного государственного контроля за выбором зональных резидентов и расходом бюджетных средств, прежде всего, на создание базовой стартовой инфраструктуры, узкой специализацией зон на отдельных видах туризма, непродолжительностью сезона их функционирования, недостаточностью установленных для резидентов льгот, а также слабым привлечением местных властей к решению поставленных задач.
В этой связи заслуживает внимания опыт создания комплексной многопрофильной круглогодовой ту-ристско-рекреационной зоны «Завидово» в Конаковском районе Тверской области. [3]. Предпосылками принятия этого решения были:
- массовый и устойчивый неудовлетворенный спрос на туристские услуги в радиусе 150 км от места расположения зоны (речь идет о местном населении в 20 млн чел. и 110 млн пассажиров дальнего следования);
- транспортная доступность (расстояние до Москвы 100 км, до Твери - 30 км, до международного аэропорта Шереметьево - 90 км. Рядом проходит Октябрьская железная дорога, федеральные автодороги М10 и М11. Зона располагается на маршруте «Золотого кольца России», а также речном маршруте по Большой Волге;
- относительно развитая система инженерных и энергетических коммуникаций, которая может быть усовершенствована в кратчайшие сроки и без привлечения значительных дополнительных финансовых средств;
- уже существуют необходимые разнообразные объекты туристической инфраструктуры, жилая территория для сотрудников зоны, необходимая социальная, инженерная и внутритранспортная инфраструктура;
- уникальный оздоровительный и рекреационный потенциал (берег Московского моря, Национальный парк «Завидово», участки лесного фонда);
- администрация Тверской области уже накопила значительный опыт успешной реализации крупных инвестиционных проектов.
- Для обеспечения многостороннего круглогодичного непрерывного функционирования зоны на ее территории должны быть размещены:
- спортивно-туристический комплекс (академическое гольф-поле, академия гольфа, тренировочные площадки, мини-гостиница для обучающихся и спортсменов);
- многофункциональный рекреационно-оздоровительный комплекс с парком водных развлечений, пляжной зоной на берегу Московского моря, природными парками, крытыми спортивными площадками);
- центр историко-событийного туризма «Парк живой истории» (площадка для проведения исторических реконструкций, этнографические деревни, центр верховой езды, «город мастеров», несколько стрельбищ и тиров, музей ретро техники, площадки для проведения массовых гуляний и музыкально-эстрадных мероприятий, зоны активного отдыха);
- авто туристические комплексы с мотелями, кафе, парковками, торговыми центрами вдоль автотрассы М 10;
- медицинский центр «Завидово» (реабилитационный центр и поликлиника);
- агротуристический комплекс (гостиница, природный парк регионального значения);
- порт для туристических речных судов, яхт-клуб, школа обучения судовождению, ремонтная база, причал для круизных судов;
- офисно-гостиничный комплекс на базе отеля «Редиссон-Завидово» (качество услуг 4 звезды на 239 мест);
- 3 апарт-отеля на 250 мест.
Годовая прогнозируемая посещаемость зоны «Завидово» определена в 3 млн туристов, начиная с 2023 г. Внутри зоны должно быть создано 6 тыс. новых рабочих мест. С самого начала объекты зоны будут доступны на протяжении всего года как организованным, так и неорганизованным российским и зарубежным туристам, также и местным жителям, что должно обеспечить стабильность и эффективность ее работы [6].
Таким образом, для повышения конкурентоспособности национального туристического продукта особое внимание стоит уделять именно региональному аспекту. Важна кооперация и взаимодействие всех заинтересованных сторон для создания качественного туристического продукта. Кластеры и особые экономические зоны турист-ско-рекреационного типа являются перспективными формами стимулирования развития турпродукта в регионах, способствуют привлечению дополнительных инвестиций и повышения уровня жизни местного населения.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» от 31. 05.2014 г. № 941-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 18.04.2019).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» от 05.05.2018 г. №2 872-р (ред. от 05.04.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» ЬЦр://№Ж№. consultant.ru/cons (дата обращения: 18.04.2019).
3. Приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Положения о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово» от 21.07.2015 г. № 362/329 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base. garant.ru/71196030/ (дата обращения: 18.04.2019).
4. Александрова, А. Ю. Международный туризм: учебное пособие для вузов / А. Ю. Александрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2016. - 459 с.
5. Капустина, Л. М. Конкурентоспособность стран на мировом рынке туристских услуг: монография / Л. М. Капустина, В. В. Вязовская. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2017. - 166 с.
6. Миненкова, В. В. Северо-Кавказский туристический кластер: история и динамика развития / В. В. Миненкова, Т. А. Волкова//Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции «Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России». Алушта, 26-27 апр. 2018 г. -Симферополь: Издательство Типография «Ариал», 2018. - С. 300-303.
7. Шерешева, М. Ю. Проблемы создания туристических кластеров в регионах России//Сборник статей Шестой международной научной конфренции «Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие». Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, экономический факультет; 17-19 апр. 2013 г. Т. 2.; под ред. А. А. Аузана. - М.: ТЕИС, 2013. - С. 168-174.
8. Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма, 2017: создание условий для более устойчивого и инклюзивного будущего. - Давос: Всемирный экономический форум, 2017 - 387 с.
9. Особая экономическая зона «Завидово» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oez-zavidovo.ru/ (дата обращения: 18.04.2019).
10. Richards, G. Cultural Tourism: A review of recent research and trends/Journal of Hospitality and Tourism Management. -2018. - Vol. 36 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/326247209_Cultural_Tour-ism_A_review_of_recent_research_and_trends (дата обращения: 18.04.2019).
11. UNWTO Tourism Highlights. 2017 Edition//UNWTO Tourism Organization, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eunwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284419296 (дата обращения: 18.04.2019).
References
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya turizma v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda"
ot 31.05.2014 g. № 941-r [Order of the Government of the Russian Federation "On approval of the Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2020" dated May 31, 2014 № 941-r]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "KonsultantPlyus" http://www.consultant.ru/cons (accessed 18.04.2019).
2. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii Kontseptsii federal'noi tselevoi programmy "Razvitie vnutrennego i v''yezd-nogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2019-2025 gody)" ot 05.05.2018 g. № 872-r (red. ot 05.04.2019 g.) [Order of the Government of the Russian Federation dated May 5, 2018 № 872-r (as amended on 05.04.2019) "On approval of the Concept of the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025 years)"]. Spravochnaya pravovaya sistema "KonsultantPlyus" Available at: http://www.consultant.ru/cons (accessed 18.04.2019).
3. Prikaz Federal'noi sluzhby okhrany RF i Ministerstva prirodnykh resursov i ekologii RF "Ob utverzhdenii Polozheniya o nat-sional'nom parke "Gosudarstvennyi kompleks "Zavidovo" ot 21.07.2015 g. № 362/329 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [The order of Federal service ofprotection of the Russian Federation and the Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation "About the statement of Regulations on national Park "The State complex "Zavidovo" dated July 21, 2015 № 362/329 (with changes and additions)]. Available at: https://base.garant.ru/71196030/ (accessed 18.04.2019).
4. Aleksandrova A. Yu. Mezhdunarodnyi turizm: uchebnoe posobie dlya vuzov [International tourism: a textbook for universities]; 2-e izd., pererab. i dop. M.: Knorus, 2016. 459 p.
5. Kapustina L. M., Vyazovskaya V. V. Konkurentosposobnost' stran na mirovom rynke turistskikh uslug: monografiya [Competitiveness of countries in the global market of tourist services: monograph]. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2017. 166 p.
6. Minenkova V V, Volkova T. A. Severo-Kavkazskii turisticheskii klaster: istoriya i dinamika razvitiya [North Caucasian tourist cluster: history and dynamics of development]. Materialy I Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoi konferentsii "Prioritetnye napravleniya i problemy razvitiya vnutrennego i mezhdunarodnogo turizma v Rossii" Alushta, 26-27 apr. 2018 g. [Proceedings of the I All-Russian international conference of the scientific conference "Priority directions and problems of the development of domestic and international tourism in Russia". Alushta, April 26-27, 2018]. Simferopol': Izdatel'stvo Tipografiya "Arial", 2018, pp. 300-303.
7. Sheresheva M. Yu. Problemy sozdaniya turisticheskikh klasterov v regionakh Rossii [Problems of creating tourist clusters in the regions of Russia]. Sbornik statei Shestoi mezhdunarodnoi nauchnoi konfrentsii "Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii: regional'noe raz-noobrazie" Moskva, MGU im. M. V Lomonosova, ekonomicheskii fakul'tet; 17-19 apr. 2013 g. T. 2. [Collection of articles of the Sixth International Scientific Conference "Innovative development of the Russian economy: regional diversity ". Moscow, Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Faculty ofEconomics; April 17-19, 2013]; pod red. A. A. Auzana. M., TEIS, Vol. 2., pp. 168-174.
8. Indeks konkurentosposobnosti puteshestvii i turizma, 2017: sozdanie uslovii dlya bolee ustoichivogo i inklyuzivnogo budush-chego [The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017: paving the way for a more sustainable and inclusive future]. Davos: World Economic Forum, 2017. 387 p.
9. Osobaya ekonomicheskaya zona "Zavidovo" [Special economic zone "Zavidovo"]. Available at: http://oez-zavidovo.ru/ (accessed 18.04.2019).
10. Richards G. Cultural Tourism: A review of recent research and trends. Journal of Hospitality and Tourism Management, 2018, Vol. 36. Available at: https://www.researchgate.net/publication/326247209_Cultural_Tourism_A_review_of_recent_research_ and_trends (accessed 18.04.2019).
11. UNWTO Tourism Highlights. 2017 Edition. UNWTO Tourism Organization, 2017. Available at: https://www.eunwto.org/doi/ pdf/10.18111/9789284419296 (accessed 18.04.2019).