17. Tkachuk, E.A., Myl'nikova, I.V. and Efimova, N.V. (2014), "Hygienic assessment of the intensity of the educational work of schoolchildren", Ekologiya cheloveka, No. 6, pp. 20-24.
18. Ed. Bezrukikh M.M. and Farber, D.A. (2010), Physiology of Child Development: A Guide to Age Physiology, publishing house Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Moscow.
19. Shaykhelislamova, M.V., Kayumova, G.G., Sitdikov, F.G., Sitdikova, A.A., Zefirov, T.L. and Dikopol'skaya, N.B. (2014), "The influence of the initial autonomic tone on the state of the sympathoadrenal system of schoolchildren", Fundamental'nye issledovaniya, No. 3, Part. 3, pp. 510-515.
20. Brook, S. and Long, B. (1987), "Efficiency of Coping with a Real-Life Stressor: A. Multimodal Comparison of Aerobic Fitness", Psychophysiology, Vol. 24, No 2, pp. 355-365.
21. Everly, G.A and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer, NY.
22. Ferrara, L.A., Mainenti, G., Fasano, M.L., Marotta, T. et al. (1991), "Cardiovascular response to mental stress and to handgrip in children. The role of physical activity", Jpn Heart J., Vol. 32, No. 5, pp. 645-654.
23. Reims, H.M., Sevre, K., Fossum, E. et al. (2005), "Adrenaline during mental stress in relation to fitness, metabolic risk factors and cardiovascular responses in young men", Blood Press, Vol. 14, No. 4, pp. 217-226.
24. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P.J. (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46, No. 4, pp. 852-861.
25. Shulhan, D., Shulhan, D., Scher, H. and Furedy, J. (1986), "Phasic Reactivity to Psychological Stress as a Function of Aerobic Fitness Level", Psychophysiology, Vol. 23, No 5, pp. 562-566.
26. Spalding, T.W., Jeffers, L.S., Poges, S.W. and Hatfield, B.D. (2000), "Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men", Med. Sci. Sports Exerc., Vol.32, No. 3. pp. 581-591.
27. Steptoe, A., Kearsley, N. and Walters, N. (1993), "Cardiovascular Activity during Mental Stress Following Vigorous Exercise in Sportsmen and Inactive Men", Psychophysiology, Vol. 30, No. 3, pp. 2452.
Контактная информация: krivolapchuk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 612.776.1+796
КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7-8 ЛЕТ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва; Владимир Васильевич Мышъяков, старший преподаватель, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Беларусь, Гродно
Аннотация
Использование кластерного анализа позволило выявить типичные сочетания уровней развития различных компонентов физической работоспособности и двигательной подготовленности у школьников 7-8 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики рассматриваемой возрастной группы характеризуются четырьмя различными «типологическими» сочетаниями уровней показателей физического состояния, а девочки - тремя. Выявленные типологические особенности физической работоспособности и двигательной подготовленности мальчиков и девочек 7-8 лет указывают на то, что одни и те же дети могут иметь относительно высокое развитие одних и среднее, или даже низкое, развитие других показателей физического состояния. Предполагается, что типологические различия между детьми, объединенными в разные кластеры, определяются, прежде всего, различиям в уровне развития аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.
Ключевые слова: физическая работоспособность и двигательная подготовленность, уровни развития, кластерный анализ, типологические особенности.
CLUSTER STRUCTURE OF PHYSICAL WORKING CAPACITY AND PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN AGED 7-8 YEARS
Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of laboratory, Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Vladimir Vasilyevich Myshya-kov, senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus
Annotation
Cluster analysis use allows identifying the typical combinations of the development levels of different components of physical working capability and motor readiness among 7-8 aged schoolchildren. The obtained data show that the boys of the considered groups are characterized with four different "typological" combinations of levels of physical condition indexes, but the girls - with three ones. The identified typological peculiarities of physical working capability and motor readiness of 7-8 aged boys and girls point that the same children can have a relatively high development of the ones and the average or even a low development of other physical condition indexes development. It is supposed that the typological differences between the children united in different clusters are predicated, first of all, upon differences at the level of the development of the aerobic and anaerobic mechanisms of muscle activity power supply.
Keywords: physical working capability and motor readiness, development levels, cluster analysis, typological peculiarities.
ВВЕДНИЕ
Известно, что популяция школьников одного возраста и пола представляют собой внутренне неоднородную группу, состоящую из индивидов, существенно различающихся темпам морфофункционального созревания и приспособительным возможностям организма, уровню физического и психического развития, мышечной работоспособности и двигательной подготовленности [20, 13, 21, 1, 3, 18]. По имеющимся данным, различия между детьми разных типологических групп могут быть настолько существенными, что возникает необходимость перехода от среднестатистической популяционной нормы к множественной конституционально-типологической норме, учитывающей индивидуальные морфофункциональные особенности школьников [7, 13, 18]. Это заключение в полной мере относится и к адекватной оценке физического состояния детей, которая должна строиться на основе типологической характеристики физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников разного возраста и пола. В этой связи проблема выявления и учета типологических особенностей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей в процессе их направленной физической подготовки является весьма важной. Не случайно в последние десятилетия в сфере физического воспитания и смежных с ней областях научного знания наблюдается рост интереса к задачам выделения типологических характеристик детей разного возраста и пола на основе применения алгоритмов кластерного анализа. Данный метод многомерной статистики широко используется для формирования однородных групп школьников, характеризующихся теми или иными особенностями образа жизни, режима питания, психомоторной сферы, физической активности, двигательной подготовленности, координации движений, а также разной степенью выраженности факторов риска, связанных со здоровьем [16, 15, 20, 6, 3, 24, 25, 22, 23 и др.].
Вместе с тем вопрос о выделении типологических особенностей физического состояния здоровых мальчиков и девочек младшего школьного возраста на основе комплекса показателей, характеризующих физическую работоспособность и двигательную подготовленность, требует дальнейшего изучения.
Целью исследования - на основе кластерного анализа комплекса показателей физического состояния детей 7-8 лет выявить типологические характеристики их физической работоспособности и двигательной подготовленности.
МЕТОДИКА
В исследовании, проводимом в соответствии требованиями Хельсинской декларации, приняли участие мальчики (n=73) и девочки (n=86), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.
Для изучения физического состояния детей использовали комплекс тестов, позволяющий оценить их физическую работоспособность и двигательную подготовленность. Определяли индекс накопления пульсового долга (ИНПД), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWCno), ватт-пульс (ВтП), максимальное потребление кислорода (V02max) по Добельну, максимальную силу (МС) и время работы (t2, t4) при выполнении «до отказа» нагрузок большой (2 Вт/кг) и субмаксимальной (4 Вт/кг) мощности [9, 18]. Показатели PWC170, ВтП и V02max использовались для оценки аэробной работоспособности, а ИНПД и t4 - анаэробной.
В программу изучения двигательной подготовленности входили 6 моторных тестов: бег 6 мин (общая выносливость); прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности); бег 20 м (скоростные способности); поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 1 мин (силовая выносливость); наклон вперед (гибкость); челночный бег 3^9 м (координационные способности применительно к скоростному бегу) [12]. На основании результатов выполнения отдельных двигательных тестов рассчитывали общую оценку физической подготовленности (ОФП).
Для выявления типологических особенностей физической работоспособности и двигательной подготовленности применялся метод кластерного анализа, позволяющий распознавать и объединять объекты со сходной структурой безотносительно к характеру распределения экспериментальных данных, а также получать информацию о том, какие факторы обуславливают группировку объектов [14, 6, 5]. Кластерный анализ проводили на основе результатов выполнения описанных выше функциональных проб и моторных тестов. Каждый испытуемый представлял собой точку в 14-мерном пространстве, по осям которого откладывались значения указанных выше показателей физического состояния. В результате применения кластерного анализа обследуемая выборка школьников разделялась на кластеры сходных между собой объектов. Использовали интеративный метод группировки k-средних (k-means clastering). В процессе статистической обработки находилось так называемое евклидово расстояние между точками многомерного пространства, размерность которого определялась количеством признаков, характеризующих изучаемый объект. Задача таксономии заключалась в распределении испытуемых данной выборки на группы таким образом, чтобы критерий качества был максимальным. В соответствие с этим критерием за оптимальную классификацию принималась такая, при которой расстояние между центрами выделенных кластеров и плотность точек внутри кластеров были максимальны [6, 4]. В ходе исследования определялись также основные статистические характеристики ряда измерений, проводилась проверка статистических гипотез.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ физической работоспособности и двигательной подготовленности с учетом половой принадлежности детей 7-8 лет позволил выявить существенные различия между мальчиками и девочками. Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что мальчики превосходят своих сверстниц, по большинству используемых показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности. Исключение составляет выполнение теста «наклон вперед», по результатам которого девочки опережают мальчиков. Так, выявлены существенные межгрупповые различия (p<0,05^0,001) в отношении ряда переменных, характеризующих аэробную и анаэробную производительность организма и связанные с ними двигательные способности (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 7-8 лет_
Показатели Мальчики (n=73) Девочки (n=86)
M±m M±m
Возраст испытуемых, лет 7,5±0,04 7,6±0,04
ИНПД4Вт/кг, уд/c 4,8±0,31 5,9±0,30*
PWCj70, кгм/мин*кг 13,3±0,32 11,9±0,34**
ВтП, кгм/уд*кг 0,142±0,005 0,126±0,005*
VO2 max, мл/мин*кг 56,8±0,7 50,2±0,6***
МС, кг/кг 1,23±0,04 1,08±0,03**
^Вт/кь с 481,8±63,9 299,3±51,7*
^Вт/к^ с 33,5±2,09 30,6±2,98
Бег 6 мин, м 1074,3±20,6 979,7±21,9**
Прыжок в длину с места, см 133,2±1,7 125,7±1,7**
Челночный бег 4x9 м, с 12,0±0,08 12,3±0,09*
Бег 20 м, с 4,5±0,05 4,6±0,06
Подн. туловища, раз 31,4±0,6 31,8±0,6
Наклон, см 2,1±0,86 4,4±0,75*
Примечание: Достоверность различий между мальчиками и девочками: * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001.
Это касается показателя ИНПД 4 Вт/кг, PWC17o, У02шах, ВтП, ИНПД2Вт/кг, Ъ, бег 6 мин, МС, прыжка в длину, челночного бега.
Учитывая выявленные половые различия в уровне физической работоспособности и двигательной подготовленности, кластерный анализ проводили отдельно на выборке мальчиков и девочек 7-8 лет. В ходе дальнейшей работы на основании статистической обработки полученных данных была осуществлена градация выборки испытуемых по трем уровням развития физической работоспособности и двигательных способностей. Для этой цели применялась стандартная сигмальная шкала. Градации оценок рассматриваемых показателей физического состояния у мальчиков и девочек 7-8 лет представлены в таблицах. 2 и 3 соответственно.
Таблица 2 - Оценка физической работоспособности и двигательной подготовленности мальчиков 7-8 лет
Показатель Уровень
ИНПД4Вт/кг, уд/с высокий средний низкий
<3,6 3,6-6,0 >6,0
PWCj70, кгм/мин/ кг низкий средний высокий
<11,7 11,7-14,9 >14,9
ВтП, кгм/уд*кг низкий средний высокий
<0,121 0,121-0,163 >0,163
VO2 max, мл/мин*кг низкий средний высокий
<54,5 54,5-59,2 >59,2
МС, кг/кг низкий средний высокий
<1,01 1,01-4,43 >1,43
^Вт/кь с низкий средний высокий
<267,0 267,0-696,0 >696,0
t4Вт/кг, с низкий средний высокий
<24,6 24,6-43,4 >43,4
Бег 6 мин, м низкий средний высокий
<1000,0 1000,0-1150,0 >1150,0
Прыжок в длину, см низкий средний высокий
<109,4 109,4-129,2 >129,2
Челн. бег 4x9 м, с высокий средний низкий
<11,6 11,6-12,4 >12,4
Бег 20 м, с высокий средний низкий
<4,24 4,24-4,79 >4,79
Подн. туловища, раз низкий средний высокий
<28,0 28,0-35,0 >35,0
Наклон, см. низкий средний высокий
<19,2 19,2-24,7 >24,7
При обработке собранного эмпирического материала методом кластерного анализа последовательно выделялись от двух до шести кластеров. Результаты исследования показали, что у мальчиков 7-8 лет четырехкластерная структура физического состояния обеспечивает максимальный относительный прирост статистически значимых попарных различий между разными типологическими группами физической работоспособности и двигательной подготовленности.
Таблица 3 - Оценка физической работоспособности и двигательной подготовленности девочек 7-8 лет_
Показатель Уровень
ИНПД4Вт/кг, уд/с высокий средний низкий
<4,8 4,8-7,0 >7,0
PWC170, кгм/мин/ кг низкий средний высокий
<10,1 10,1-13,8 >13,8
ВтП, кгм/уд*кг низкий средний высокий
<0,11 0,11-0,14 >0,14
VO2 max, мл/мин*кг низкий средний высокий
<48,0 48,0-52,4 >52,4
МС, кг/кг низкий средний высокий
<0,93 0,93-1,23 >1,23
^Вт/кь с низкий средний высокий
<112,0 112,0-391,0 >391,0
^Вт/кь с низкий средний высокий
<19,3 19,3-41,5 >41,5
Бег 6 мин, м низкий средний высокий
<986,0 986,0-1064,0 >1064,0
Прыжок в длину, см низкий средний высокий
<116,0 116,0-135,4 >135,4
Челн. бег 4x9 м, с высокий средний низкий
<11,9 11,9-12,7 >12,7
Бег 20 м, с высокий средний низкий
<4,31 4,31-4,95 >4,95
Подн. туловища, раз низкий средний высокий
<28,0 28,0-35,0 >35,0
Наклон, см. низкий средний высокий
<25,3 25,3-29,7 29,7>
Для девочек оптимальной явилась трехкластерная структура физического состояния. Кроме того, имеются испытуемые, которых сложно отнести к какому-нибудь кластеру. Сравнение детей, объединенных в различные кластеры, показало, что выделенные типологические группы существенно различаются по уровню (см. таблицы 2 и 3) ряда показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности.
Мальчики, включенные в первый кластер (п=11), характеризовались комбинацией высоких значений показателей аэробной работоспособности, общей и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и интегральной оценки физической подготовленности, со средними значениями показателей анаэробной работоспособности, максимальной силы, скоростных способностей, гибкости, координационных способностей (челночный бег) (таблица 4).
Во второй кластер вошли (п=33) испытуемые, отличающиеся сочетанием средних уровней развития показателей аэробной работоспособности и общей выносливости с низкими уровнями развития анаэробной работоспособности, быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, силовой выносливости, координационных способностей и интегральной оценки физической подготовленности, а также высоким уровнем развития гибкости (см. таблицу 4). У мальчиков этот кластер оказался наиболее многочисленным.
В третьем кластере объединились школьники (п=19), имеющие характерное сочетание среднего уровня показателей анаэробной работоспособности, силы, быстроты, ско-ростно-силовых качеств, координационных способностей, общей и силовой выносливо-
сти, а также интегральной оценки физической подготовленности с низким уровнем развития аэробной работоспособности и гибкости (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Кластерная структура физической работоспособности и двигательной подго-
Показатель Кластеры
I (n=11) II (n=33) III (n=19) IV (n=7)
ИНПД4Вт/кг, уд/с
PWCi70, кгм/мин/ кг ■■■■■
ВтП, кгм/уд*кг Biiii
VO2 max, мл/мин* кг !■■■■
МС, кг/кг
^Вт/кь с ■■■■■
^Вт/кь с
Бег 6 мин, м ■■■■■
Прыжок в длину, см нютю
Челн. бег 4x9 м, с ююююююю
Бег 20 м, с ююююююю
Подн. туловища, раз ■mm
Наклон, см. ююююююю
ОФП, балл ■mm ■ююют
!■■ — высокий уровень; — средний уровень; — низкий уровень
Необходимо отдельно отметить, что шестиминутный бег у детей этой группы характеризовался средним уровнем, на фоне низкого уровня других параметров аэробной производительности организма. Это связано с тем, что энергообеспечение шестиминутного бега носит смешанный аэробно-анаэробный характер и средний уровень результатов в беге на «общую выносливость» при относительно низком уровне развития аэробных возможностей может обеспечиваться за счет большего участия анаэробного гликолиза.
Представители четвертого кластера (п=7) отличались высоким уровнем быстроты, скоростно-силовых и координационных способностей (челночный бег), а также интегральной оценки физической подготовленности, сочетающимся со средним уровнем показателей анаэробной работоспособности и гибкости, низким уровнем параметров аэробной работоспособности и общей выносливости. Необходимо отметить, что школьники, объединенные в данном кластере, отличались высоким уровнем ряда показателей двигательной подготовленности, связанных с анаэробными алактатными возможностями организма (см. таблицу 4).
У девочек 7-8 лет, вошедших в первый кластер (п=9), средние результаты по большинству тестов аэробной работоспособности, показателей развития силы, координационных способностей (челночный бег), общей и силовой выносливости, сочетались с высоким уровнем показателей анаэробной производительности организма, быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости и общей оценки физической подготовленности (таблица 5). У школьниц этой группы отмечены также низкие значения времени удержания «до отказа» нагрузки 2 Вт/кг.
Представительницы второго кластера (п=53) отличались низкими уровнями параметров аэробной производительности организма и общей выносливости, сочетающимися со средними уровнями анаэробной работоспособности (по тесту ИНПД), быстроты, ско-ростно-силовых качеств, силовой выносливости, гибкости, координационных способностей и общей оценки физической подготовленности. У школьниц, объединенных в этом кластере, отмечен также высокий уровень развития собственно-силовых способностей и низкие значения времени удержания «до отказа» нагрузки 2 Вт/кг и 4 Вт/кг (см. таблицу 5).
Третий кластер (п=21) объединил девочек, у которых высокий уровень большинства параметров, характеризующих аэробную работоспособность, общую и силовую вы-
носливость, координационные способности, а также интегральную оценку физической подготовленности, сочетался со средним уровнем показателей анаэробной гликолитиче-ской работоспособности, быстроты, скоростно-силовых способностей и низким уровнем собственно-силовых способностей и гибкости (см. таблицу 5). У девочек, вошедших в данный кластер, отмечены также средние значения У02шах. Таблица 5 - Кластерная структура физической работоспособности и двигательной
подготовленности у девочек 7-8 лет
Показатель Кластеры
I (n=9) II (n=53) III (n=21)
ИНПД4Вткг, уд/с ююююююю
PWC170, кгм/мин/ кг ююююююю
ВтП, кгм/уд*кг ююююююю
VO2 max, мл/мин*кг
МС, кг/кг ююююююю
t2Вт/кг, С ■■■■■
t4Вт/кг, с ююююююю
Бег 6 мин, м ■■■■■
Прыжок в длину, см ■пню
Челн. бег 4х9 м, с ■■■■■
Бег 20 м, с ююююююю
Подн. туловища, раз ■■■■■
Наклон, см. ююююююю
ОФП, балл ююююююю ■юююююю
HI - высокий уровень; - средний уровень; - низкий уровень
Выявленные типологические особенности указывают на то, что одни и те же дети могут иметь относительно высокое развитие одних и среднее или даже низкое развитие других показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности. Наиболее часто, встречается сочетание высоких уровней со средними, а средних с низкими. Важно отметить, что характер взаимосвязей основных двигательных способностей в выделенных типологических группах существенно отличается. В ряде случаев корреляционный анализ показал отсутствие значимых взаимосвязей между ними. Полученные эмпирические данные указывают на то, что для всестороннего развития аэробных и анаэробных компонентов физической работоспособности и рассматриваемых двигательных способностей у детей выделенных типологических групп, необходимо применять комплекс средств физической подготовки, оказывающих целенаправленное воздействие на показатели физического состояния не коррелирующие с другими параметрами. Эти данные согласуются с результатами, полученными нами на выборке детей 6-7 лет, а также с выводами ранее проведенных исследований [16, 15, 20].
Анализ полученных результатов показал, что в основе обсуждаемых типологических различий между детьми 7-8 лет, объединенными в разные кластеры, могут, прежде всего, лежать различия, связанные с особенностями функционирования биоэнергетических механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности. У детей, объединенных в различные кластеры, высокий (или средний) уровень анаэробных возможностей организма и связанных с ними кондиционных двигательных способностей отмечается, как правило, на фоне среднего (или низкого) уровня развития аэробной производительности организма и соответствующих кондиционных двигательных способностей и, наоборот. Это, по-видимому, связано с существованием реципрокных отношений между аэробными и анаэробными источниками энергии и их гетерохронным и неравномерным развитием в онтогенезе [18].
Наряду с этим выявленным типологическим группам детей могут быть присущи и различные стратегии адаптивного поведения [8]. Так, мальчики, объединенные в первый кластер, а девочки - в третий кластер, по-видимому, отличаются способностью сохранять высокий уровень устойчивости при длительном воздействии «слабых» раздражите-
лей (нагрузок аэробного характера), на фоне меньшей устойчивости перед сильными кратковременными раздражителями (нагрузками анаэробного характера), что характерно для такого вида индивидуального реагирования, как «стайер». Школьники и школьницы, объединенные в четвертый и первый кластеры соответственно, по-видимому, обладают способностью хорошо выдерживать воздействие кратковременных и сильных нагрузок на фоне низкой устойчивости к длительно действующим низкоинтенсивным нагрузкам на выносливость (слабым раздражителям), что характерно для такого вида индивидуального реагирования, как «спринтер». Мальчики, объединенные во второй и третий кластеры, а девочки - во второй кластер, по-видимому, характеризуются способностью сочетать в своих реакциях черты адаптивного поведения, присущие первому и второму видам реагирования. Эта их особенность в наибольшей мере соответствуют стратегии адаптивного поведения, называемой «микст» [8].
В основе формирования выявленных типологических групп могут также лежать различия в соотношении ферментов, определяющих тип реагирования детей на данном этапе онтогенеза. С учетом биохимических критериев, как известно, выделяют гиперсте-нический анаэробный тип с преобладанием гликолитического цикла (Эмбдена-Мейергофа) и высокой антигипоксической резистентностью, астенический аэробный тип с преобладанием цикла Кребса и низкой устойчивостью к гипоксии, нормостенический, сбалансированный тип, характеризующийся гармоничным соотношением ферментов обоих типов метаболизма [11]. В поддержку этого предположения выступают данные о зависимости развития энергетики скелетных мышц в онтогенезе от типа конституции. В ряде работ показано, что тип конституции и способность к аэробному и анаэробному метаболизму - тесно взаимосвязанные характеристики организма [13, 18]. Установлено, что в формировании биоэнергетических компонентов физической работоспособности конституциональные особенности проявляется уже во втором детстве, при этом у школьников лептосомного телосложения интенсивно развивается система аэробной энергетики, а эурисомного - анаэробной [10, 13, 18]. По мнению авторов, результаты исследования вносят вклад в развитие концепции «синтетической конституции человека» [13, 18, 2]. Полученные нами данные свидетельствует в пользу представления о целостности и нераздельности понятия «конституция человека». Важно подчеркнуть, что выявленные типологические характеристики физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7-8 лет не являются завершенными конституциональными вариантами, скорее их можно рассматривать как «промежуточные». Вместе с тем мы полагаем, что за обнаруженными «промежуточными» типологическими особенностями физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 7-8 лет, скрываются глубинные конституциональные различия по многим формирующимся в ходе индивидуального развития морфологическим, функциональным и метаболическим признакам. В заключение необходимо отметить, что наличие в популяции групп индивидов с определенными типологическими особенностями физической работоспособности и двигательной подготовленности обеспечивает в целом ее более высокую устойчивость к воздействию различных природных и социальных факторов среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование кластерного анализа позволило выявить наиболее типичные сочетания уровней развития различных компонентов физической работоспособности и двигательной подготовленности у школьников 7-8 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики рассматриваемой возрастной группы характеризуются четырьмя различными «типологическими» сочетаниями уровней показателей физического состояния, а девочки - тремя.
Выявленные типологические особенности физической работоспособности и двигательной подготовленности мальчиков и девочек 7-8 лет указывают на то, что одни и те
же дети могут иметь относительно высокое развитие одних и среднее, или даже низкое, развитие других показателей физического состояния. В целом типологические различия между детьми, объединенными в разные кластеры, определяются различиями в уровне развития аэробных и анаэробных возможностей организма и связанных с ними двигательных способностей, а также особенностями предпочитаемой стратегии адаптивного поведения.
Полученные данные о типологических характеристиках физической работоспособности и двигательной подготовленности детей могут быть использованы для обоснованного выбора адекватных средств, методов и технологий физического воспитания и оздоровительной тренировки мальчиков и девочек 7-8 лет.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 16-06-00211а).
ЛИТЕРАТУРА
1. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учета их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2012. - № 9 (91) - С. 7-14.
2. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева и др. - М. : Изд-во РУДН, 2006.-284с.
3. Андреева, А.М. Кластерная структура психомоторной и координационной сфер детей младшего школьного возраста / А.М. Андреева, Е.Б. Акимов // Физиология человека. - 2011. -Т.37. - №4. - С. 44-54.
4. Боровиков, В.П. БТАТЮТЮА. Искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов / В.П. Боровиков. - СПб. : Издательский дом «Питер», 2003. - 344 с.
5. Боровиков, В.П. Популярное введение в программу БТАТЮТЮА / В.П. Боровиков. -М. : Компьютер-Пресс, 1998. - 267 с.
6. Загоруйко, Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний / Н.Г. Загоруйко. - Новосибирск. - Изд-во института математики, 1999. - 270 с.
7. Зайцева, В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Зайцева. - М., 1995 -50 с.
8. Казначеев, В.П. Адаптация и конституция человека / В.П. Казначеев, С.В. Казначеев. -Новосибирск : Наука, 1986. - 120 с.
9. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерков-ский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
10. Индивидуальные особенности соматотипа и энергетика скелетных мышц у девочек в возрасте 7-11 лет / И.А. Корниенко, Р.В. Тамбовцева, Т.В. Панасюк, В. Д. Сонькин // Физиология человека. - 2000. - Т.26. - № 2. - С.87-92.
11. Лабори, А. Регуляция обменных процессов / А. Лабори. - М. : Медицина, 1970. - 384 с.
12. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
13. Панасюк, Т. В. Конституциональная принадлежность как основа прогноза роста и развития детей от 3 до 17 лет : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Т.В. Панасюк. - СПб., 2008. - 30 с.
14. Плюта, В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях. Методы таксономии и факторного анализа / В. Плюта. - М. : Статистика, 1980. - 151 с.
15. Покацкий, А.Г. Обоснование рационального соотношения средств физической подготовки у учащихся 1У-У1 классов на уроках физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук./
A.Г. Покацкий. - М.,1987. - 17 с.
16. Семенов, М.И. Типология психомоторного развития / М.И. Семенов // Теор. и практ. физ. культуры. - 1979. - № 5. - С. 33-34.
17. Сонькин, В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов / В. Д. Сонькин // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : Материалы конф. - М., 1999. - С. 191-195.
18. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе /
B. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.
19. Спирин, В.К. Индивидуализированный подход к оценке показателей физической подготовленности школьников / В.К. Спирин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (22). - С. 102-124.
20. Усов, А.В. Типологическая характеристика физической подготовленности и методика совершенствования двигательных качеств у учащихся младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Усов. - М.,1989. - 16 с.
21. Физиология развития ребенка / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.
22. Factors associated with low fitness in adolescents - a mixed methods study / R. Charlton, M.B. Gravenor, A. Rees, G. Knox et al. // BMC Public Health. - 2014. - Vol. 14. - № 1. - 764 p.
23. The adiposity of children is associated with their lifestyle behaviours: A cluster analysis of school-aged children from 12 nations / D. Dumuid, T. Olds, L.K., Lewis, J.A. Martin-Fernandez et al. // Pediatric Obesity. - 2016. DOI: 10.1111/ijpo.12196
24. Krivolapchuk, I. A. M.B. Chernova Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, // Medicina dello Sport. - 2012. - 65(2). - P 173-185.
25. Modifiable lifestyle behavior patterns, sedentary time and physical activity contexts: a cluster analysis among middle school boys and girls in the SALTA study / E.A. Marques, A.N. Pizarro, P. Figueiredo, J. Mota, M.P. Santos // Prev Med. - 2013. - 56(6). - P. 413-415.
26. Zhu, W. Cluster analysis of levels of body fatness in children / W. Zhu, J.C. Wirth // Percept Mot Skills. - 1995. - 80(3 Pt 1) - P. 803-808.
REFERENCES
1. Abramishvili, G.A., Karpov, A.V., Dobezhin, I.N. and Ovsyannikova, V. (2012), "Differentiated physical education of students of lower grades on the basis of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.
2. Agadzhanyan, N.A., Baevskiy, R.M. and Berseneva, A.P. (2006), Adaptation Problems and the Doctrine of Health, publishing house RUDN, Moscow.
3. Andreeva, A.M. and Akimov, E.B. (2011), "Cluster structure of the psychomotor and coordination spheres of children of primary school age", Fiziologiya cheloveka, Vol. 37, No. 4, pp. 44-54.
4. Borovikov, V.P. (2003), STATISTICA. The art of analyzing data on a computer. For Professionals, Piter, St. Petersburg.
5. Borovikov, V.P. (1998), A popular introduction to the STATISTICA program, ComputerPress, Moscow.
6. Zagoruyko, N. G. (1999), Applied methods of data and knowledge analysis, Izd-vo instituta matematiki, Novosibirsk.
7. Zaytseva, V.V. (1995), Methodology of the individual approach in improving physical culture on the basis of modern information technologies, dissertation, Moscow.
8. Kaznacheev, V.P. and Kaznacheev S.V. (1986), Adaptation and constitution of a person, Nauka, Novosibirsk.
9. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Fizkul'tura i sport, Moscow.
10. Kornienko, I.A., Tambovtseva, R.V., Panasyuk, T.V. and Son'kin V.D. (2000), "Individual features of somatotype and energy of skeletal muscles in girls aged 7-11 years", Fiziologiya cheloveka, Vol. 26, No. 2, pp..87-92.
11. Labori, A. (1970), Regulation of metabolic processes, Meditsina, Moscow.
12. Lyakh, V.I. (2000), Motor abilities of schoolchildren: the fundamentals of theory and methods of development, Terra-Sport, Moscow.
13. Panasyuk, T.V. (2008), Constitutional affiliation as the basis for forecasting the growth and development of children from 3 to 17 years, dissertation, St. Petersburg.
14. Plyuta, V. (1980), Comparative multidimensional analysis in economic research. Methods of taxonomy and factor analysis, Statistika, Moscow.
15. Pokatskiy, A.G. (1987), Justification of the rational correlation of physical training in students of the IV-VI classes at the lessons ofphysical culture, dissertation, Moscow.
16. Semenov, M.I. (1979), "Typology of psychomotor development", Teor. i prakt. fiz. kul'tury, No. 5, pp. 33-34.
17. Son'kin, V.D. (1999), "Individual-typological approaches in the physical education of schoolchildren and students", Modelirovanie sportivnoy deyatel'nosti v iskusstvenno sozdannoy srede (stendy, trenazhery, imitatory): Materialy konf., Moscow, pp. 191-195.
18. Son'kin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis, publishing house LIBROKOM, Moscow.
19. Spirin, V.K. (2013), "An individualized approach to assessing physical fitness indicators", Vestnik Curgutskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, No. 1 (22), pp. 102-124.
20. Usov, A.V. (1989), Typological characteristics ofphysical fitness and methods for improving motor performance in primary school children, dissertation, Moscow
21. Ed. Bezrukikh, M.M. and Farber, D.A. (2010), Physiology of child development, Izd-vo Mos-kovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Moscow.
22. Charlton, R., Gravenor, M.B., Rees, A., Knox, G. et al. (2014), "Factors associated with low fitness in adolescents - a mixed methods study", BMC Public Health, Vol. 14, No. 1, pp. 764.
23. Dumuid, D., Olds, T., Lewis, L.K., Martin-Fernandez, J.A. et al. (2016), "The adiposity of children is associated with their lifestyle behaviours: A cluster analysis of school-aged children from 12 nations", Pediatric Obesity, DOI: 10.1111/ijpo.12196
24. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise", Medicina dello Sport, 65(2), pp. 173-185.
25. Marques, E.A., Pizarro, A.N., Figueiredo, P., Mota, J., Santos, M.P. (2013), "Modifiable lifestyle behavior patterns, sedentary time and physical activity contexts: a cluster analysis among middle school boys and girls in the SALTA study", PrevMed, No. 56(6), pp. 413-415.
26. Zhu W. and Wirth, J.C. (1995), "Cluster analysis of levels of body fatness in children", Percept Mot Skills, No. 80(3 Pt 1), pp. 803-808.
Контактная информация: krivolapchuk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 796.966
ОЦЕНКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ХОККЕИСТОВ КОМАНДЫ КХЛ НА ПРЕДСЕЗОННОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Андрей Анатольевич Кылосов, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой, Череповецкий государственный университет, Череповец
Аннотация
В работе проведена комплексная оценка морфофункционального состояния хоккеистов команды КХЛ на предсезонном этапе подготовки. В результате оценки компонентного состава тела, реографических показателей, а также физической работоспособности выявлены существенные индивидуальные различия. При этом не установлены достоверные различия между группами игроков разного амплуа; но выявлены достоверные взаимосвязи между результатами физической работоспособности и показателями реографии, а также компонентного состава тела.
Ключевые слова: хоккеисты, компонентный состав тела, показатели реографии, физическая работоспособность.
ASSESSMENT OF MORPHOFUNCTIONAL CONDITION OF HOCKEY PLAYERS OF TEAM OF KHL AT PRE-SEASONAL STAGE OF TRAINING
Andrey Anatolyevich Kylosov, the candidate of biological sciences, department chairman, Cherepovets State University, Cherepovets
Annotation
In the work, a complex assessment of the morphofunctional state of the players of the KHL team in the pre-season preparation stage has been carried out. As a result of the evaluation of the body composition, reography indices, and physical performance, significant individual differences were revealed. However, there are no reliable differences between groups of players of different roles; but reliable interrela-