ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.923-057.875
ББК Ю942-72 ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05 Код ВАК 19.00.07
Водяха Сергей Анатольевич,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 387; e-mail: svodyakha@yandex.ru.
ФАКТОРИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА личностных достоинств
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: достоинства характера личности; факторная структура опросника; надежность теста; факторизация опросника.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные подходы к диагностике достоинств характера личности. Анализируется несколько подходов к исследованию достоинств характера личности. Рассмотрены особенности идентификации достоинств характера посредством VIA-классификации достоинств. Рассматриваются концептуальные проблемы группирования достоинств личности в группы добродетелей и факторизации опросника. Приводятся данные о надежности и факторной структуре опросника в целом и отдельных шкал. Полученные в исследовании данные подтверждают преимущества четырехфакторной модели достоинств личности.
Vodyakha Sergey Anatolievich,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
FACTORIAL ASSESSMENT OF A PERSONAL MERITS QUESTIONNAIRE
KEY WORDS: merits of a personality; factorial structure of a questionnaire; text validity; factorial assessment of a questionnaire.
ABSTRACT. The article considers the main approaches to the diagnosis of merits of a personality. The author studies several approaches to the study of the merits of the character of a person. The article describes the specific features of the merits identification with the help of VIA classification. The article dwells on the conceptual problems of grouping of personal merits and the factorial assessment of a corresponding questionnaire. The data on the reliability and factor structure of the questionnaire in general and separate scales are represented. The results obtained in the study confirm the advantages of a four-factor model of personal merits.
Существуют несколько систем классификации достоинств характера личности, однако ни одна из них не получила широкого признания среди практиков и теоретиков. Кроме того, достоинства определены различными способами. А. Kapp, оценивая большую пятерку черт личности П. Косты и Р. Мак-Крея, пришел к выводу, что «по большому счету эти измерения могут рассматриваться как личностные достоинства» [7, с. 184]. С другой стороны, Л. Ашпинваль и У. Штаудингер предпочитают анализировать человеческие силы на более глубинном и более всестороннем мета-уровне. Они полагают, что применение человеческих достоинств делает возможным не только возвращение к предшествующему уровню функционирования после переживания неблагоприятной ситуации, но и «повысить и улучшить личностные и социальные достижения» [3, с. и].
Р. Бинсвас-Динер, Т. Кэшдан, Г. Минхас считают, что важнейшим моментом выявления достоинств является решение проблемы дефиниции достоинств. Многие не© Водяха С. А., 2014
профессионалы думают, что достоинства это те модели, которые являются проявлениями индивидуальности, теми уникальными чертами, которые отличают от остальных. Это представление исходит из здравого смысла и в значительной степени разделяется учеными в области психологии достоинств [4]. Существует несколько подходов к определению достоинств:
1. Согласно А. Линли и С. Херрингтон, достоинства - способность прочувствовать, продумать и выстроить свое поведение таким образом, чтобы обеспечить оптимальное функционирование при достижении поставленных целей [8].
2. М. Бакингем & Д. Клифтон определяют достоинства как комбинацию талантов (естественным образом обретенных образцов мыслей, чувств и поведения), знание (владение фактами и приобретенный опыт) и навыки (степень освоения структуры и этапов деятельности) [6].
3. К. Питерсон и М. Селигман определяют достоинства как психологические компоненты, т. е. процессы или механизмы,
которые определяют нравственную оценку добродетелей [и].
В 2004, К. Питерсон и М. Селигман создали новую систему классификации психологических свойств личности: достоинств и добродетелей. Эта система, однако, не пытается полностью заменить систему классификации психических расстройств DSM-IV. Скорее всего, она лишь дополняет его. Объединение двух областей знания позволит достигнуть более точного понимания человеческой сущности [13].
Р. Бинсвас-Динер изучил три различных культуры и обнаружил, что респонденты признали важность и желательность всех этих 24 достоинств в их жизни. Однако, некоторые достоинства были оценены больше чем другие в различных культурах [4].
VIA классификация достоинств, расширяющая понимание здоровой личности, является антитезой системы DSM. М. Селигман и К. Питерсон обращают внимание на то что мы имеем достаточно дифференцированную систему понятий относительно негативной стороны психологии, в то время как недостаточно эквивалентной терминологии для описания личностных достоинств. М. Селигман и К. Питерсон писали: «Мы основываем «новую психологию» личностных качеств, распознаваемых как индивидуальные различия, которые стабильны и генерализованы, но в тоже время создают условия для формирования индивидуальности и способности к изменениям» [и, с. 5].
М. Селигман и К. Питерсон пришли к выводу, что базовыми компонентами характера являются добродетели - основные характеристики личности, выделенные этиками, теологами и доминирующими в обыденном сознании моральными представлениями. Достоинства характера - психологические процессы и механизмы, определяющие добродетели. Также выделяются ситуативные черты - специфические условия, в которых человек проявляет свои достоинства.
Самыми распространенными в порядке убывания достоинствами характера являются следующие: доброта, справедливость, честность, благодарность и рассудительность [ю]. Наименее распространенны такие достоинства характера как благоразумие, скромность и саморегуляция [ю].
Ценности действия (VIA-IS) является наиболее систематическим подходом к исследованию достоинств учащихся [и]. Данная модель включает 24 достоинства, составляющих в шесть добродетелей, которые утвердились в культурном контексте. Однако, многие исследователи подвергают сомнению число добродетелей, предлагая од-
номерные, трехмерные или четырехмерные модели [5; 9; 12].
С. Макдональд и др. подвергают сомнению достоверность конструкта из шести основных добродетелей VIA. Они выявили, что эти 24 достоинства хорошо представлены в четырехфакторной, а не шестифактор-ной модели. Структура достоинств в VIA испытывает недостаток факторной надежности и нуждается в регулировании. Авторы также предложили 4 добродетели: положительность (гражданственность, любовь, надежда, юмор, интерес и лидерство), интеллектуальность (креативность, восприятие красоты и совершенства, любознательность, любовь к учению, социальный интеллект, мудрость и храбрость), добросовестность (саморегуляция, настойчивость, критичность, честность и благоразумие) и правильность (скромность/смирение, справедливость, доброта, прощение, религиозность и благодарность) [9].
К. Питерсон и его коллеги выявили 5 факторов:
1) межличностный (юмор, доброта, лидерство, любовь, социальный интеллект и склонность к взаимодействию);
2) сила духа (храбрость, честность, критичность, настойчивость, перспективность и саморегуляция);
3) познавательный (восприятие красоты и гармонии, креативность, любознательность и любовь к учению);
4) трансцендентность (благодарность, надежда, религиозность и интерес);
5) умеренность (справедливость, прощение, скромность, и благоразумие [и].
Другой факторный анализ выявил 4 фактора [5]:
1. Межличностный, отражающий положительное поведение по отношению к другим (справедливость, стремление к взаимодействию, доброта, прощение, любовь, скромность, лидерство, благодарность и восприятие красоты и гармонии).
2. Сила духа, отражающий открытость и храбрость (мудрость, критичность, креативность, социальный интеллект, храбрость и любовь к учению).
3. Жизнеспособность, который отражает глобальный фактор положительных качеств (интерес, надежда, любопытство и юмор).
4. Осторожность, которая отражает самообладание (благоразумие, саморегуляция, настойчивость, религиозность и честность).
И. Буровихина, Д. А. Леонтьев и Е. Н. Осин выделили следующие факторы:
1. Ресурсы самотрансценденции (фактор l): «Благодарность», «Надежда», «Жизненная энергия», «Чувство юмора», «Любовь».
2. Ресурсы саморегуляции (фактор 2): «Непредвзятость», «Искренность», «Скромность», «Самоконтроль», «Упорство», «Благоразумие».
3. Ресурсы смелости и открытости (фактор з): «Доброта», «Искренность», «Храбрость».
4. Ресурсы познания (фактор 4): «Интерес к учению», «Креативность», «Любопытство», «Упорство», «Гибкость мышления», «Чувство прекрасного».
5. Ресурсы социального взаимодействия (фактор 5): «Социальный интеллект», «Лидерство», «Мудрость».
6. Ресурсы нравственности (фактор 6; выделился не вполне четко): «Способность прощать», «Доброта», «Религиозность».
Стандартизация опросника личностных достоинств (ОЛД) проводилась на 234 студентах Уральского государственного педагогического университета с 2011 по 2013 годы. В результате были получены следующие параметры распределения исследуемых личностных достоинств. Статистические показатели, также как и подробные описания каждой из 24 шкал опросника в описании эксперимента не приводятся, в силу ограниченности объема настоящей
статьи, т.к. с ними можно ознакомиться в статье автора [2].
В результате обработки данных были выявлены стандартное отклонение равное 68,23, дисперсия равная 4656,24, Асимметрия равная 0,215, эксцесс равный -0,472 и альфа Кронбаха равная 0,9188, Стандартизованная альфа равна 0,92. Средняя межпозиционная корреляция равна 0,3338. Таким образом, можно сделать вывод о надежности опросника в целом. Анализ надежности шкал опросника приведен таблице, приведенной ниже.
Согласно анализу показателей надежности отдельных шкал ОЛД, можно заключить, что все шкалы отличаются высоким уровнем надежности. Согласно М. Ферну и В. Бакараку, использование альфы Кронбаха позволяет отказаться от ретеста, расщепления и создания эквивалентных форм для вычисления надежности.
На основании надежности измерений показателей выраженности достоинств характера личности, можно рассмотреть факторную структуру методики ОЛД. Факторная структура вычислялась посредством статистического пакета БТ^йвйса ю. При расчетах использовалось варимакс вращение при факторных нагрузках больше 0,50.
Таблица 1. Показатели надежности отдельных шкал ОЛД
Шкалы Среднее при удал Дисперс. при удал Ст.откл. при удал Общ-Поз. коррел. Альфа при удал
креативность 698,49 4157,9 64,482 0,569 0,9151
любознательность 697,26 4273,7 65,374 0,5676 0,9152
непредубежденность 696,29 4207,4 64,865 0,6658 0,9134
любовь к учению 697,03 4213,4 64,91 0,5188 0,9161
мудрость 696,78 4241,1 65,124 0,5719 0,915
храбрость 695,8 4237,2 65,093 0,6031 0,9145
постоянство 695,47 4148,0 64,405 0,6510 0,9134
целостность 692,69 4194,1 64,762 0,729 0,9126
жизнерадостность 693,74 4202,5 64,827 0,6853 0,9132
любовь 691,79 4248,4 65,179 0,4968 0,9165
доброта 695,4 4276,1 65,392 0,4768 0,9168
Социальный интеллект 694,74 4247,3 65,171 0,6798 0,9136
гражданственность 695,61 4253,06 65,215 0,6136 0,9144
справедливость 693,57 4245,8 65,16 0,5509 0,9154
лидерство 694,7 4175,1 64,614 0,7154 0,9125
милосердие 694,74 4297,3 65,554 0,4555 0,9171
смирение 699,28 4482,2 66,949 0,196 0,9211
благоразумие 697,84 4383,7 66,209 0,3397 0,9190
саморегуляция 696,99 4311,9 65,665 0,5067 0,9162
совершенство 695,58 4305,5 65,616 0,4171 0,9180
благодарность 691,24 4244,6 65,15 0,4934 0,9166
надежда 692,16 4165,486 64,54058 0,620657 0,914042
юмор 694,2772 4221,745 64,97495 0,521112 0,916071
духовность 697,3267 4239,467 65,11119 0,492621 0,916656
Таблица 2. Факторные нагрузки отдельных шкал ОЛД
Показатели Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
креативность 0,747623 0,237649 -0,029421 0,040815
любознательность 0,709482 0,229807 0,081112 0,107202
непредубежденность 0,592866 0,177135 0,463538 0,062807
любовь к учению 0,644143 0,032765 0,282360 0,245863
мудрость 0,759586 0,070944 0,339907 0,011932
храбрость 0,676834 0,178230 0,289163 -0,083390
ПОСТОЯНСТВО 0,431441 0,420469 0,529387 -0,028878
целостность 0,207019 0,669095 0,454890 0,006641
жизнерадостность 0,370053 0,694936 0,089071 -0,009629
любовь 0,153151 0,758120 -0,148509 0,210023
доброта 0,001452 0,617663 0,110592 0,451476
соц интеллект 0,447378 0,537917 0,245976 0,133501
гражданственность 0,224885 0,617236 0,042573 0,458973
справедливость 0,025323 0,574075 0,358939 0,103463
лидерство 0,504459 0,495612 0,149046 0,279264
милосердие 0,095344 0,402272 0,091610 0,622597
смирение 0,011165 0,042116 0,253413 0,768682
благоразумие 0,085691 0,064090 0,758459 0,217298
саморегуляция 0,335258 0,003901 0,674523 0,333431
совершенство 0,318561 0,385212 -0,050060 0,111920
благодарность 0,076972 0,611152 0,136700 0,137617
надежда 0,276054 0,570076 0,489154 -0,081262
юмор 0,544712 0,467713 -0,055372 -0,128973
духовность 0,588664 0,183467 0,037460 0,449446
Общ.дис. 4,714828 4,754754 2,611742 2,044328
Доля общ 0,196451 0,198115 0,108823 0,085180
Как видно из настоящей таблицы, можно выделить 4 фактора достоинств характера личности. 1-ый фактор с общей дисперсией равной 4,71 можно назвать «Интеллектуальные и духовные достоинства». В данный фактор вошли такие показатели как мудрость (0,759), креативность (0,747), любознательность (0,709), храбрость (0,676), любовь к учению (0,644), непредубежденность (0,592), духовность (0,588), юмор (0,544) и лидерство (0,544). Стоит отметить, что факторная структура данного фактора во многом соответствует представлению Р. Стернберга об эффективном интеллекте как единству креативности, общего интеллекта, мудрости и личностных качеств, способствующих продуктивной самореализации в познавательной сфере.
2-й фактор с общей дисперсией равной 4,75 можно назвать «Позитивные социальные качества». В данный фактор вошли такие показатели как любовь (0,758), жизнерадостность (0,694), целостность (0,669), доброта (0,618), гражданственность (0,617), благодарность (0,611), справедливость (0,574), надежда (0,570), социальный интеллект (о,537)- Анализируя содержание фактора, следует отметить, что ведущими социально позитивными качествами являются те, которые регулируют положительные межличностные отношения. Можно сделать вывод, что для позитивных межличностных
отношений недостаточно понимания других. Главным условием аттракции является склонность личности любить других людей, делиться позитивными эмоциями, вызывать доверие окружающих, бескорыстно помогать другим, быть покладистым и неконфликтным, способным выказывать благодарность, верить в справедливость устройства общества, надеется на успехи в будущем, понимать смысл поступков окружающих.
3-й фактор с общей дисперсией равной 2,61 можно назвать «Личностная устойчивость». В данный фактор вошли такие показатели как благоразумие (о, 758), саморегуляция (о, 674) и постоянство (о, 529).
4-й фактор с общей дисперсией равной 2,04 можно назвать «Человеколюбие». В данный фактор вошли такие показатели как смирение (о, 769) и милосердие (0,623).
Таким образом, в результате была получена четырехмодельная структура добродетелей характера личности. Обнаружены некоторые соответствия с факторными структурами, выделенными С. Макдональ-дом, а также М. Брдр и Т. Кэшданом.
Анализируя факторную структуру достоинств личности студентов, следует отметить, что можно выделить 2 базовых фактора, объединяющих личностные качества, способствующих позитивному функционированию личности: «Позитивные социаль-
ные качества» и «Интеллектуальные и духовные достоинства». Наиболее весомый вклад в факторную структуру вносят такие достоинства как любовь, мудрость, креативность, любознательность и жизнерадостность.
Таким образом, стремление испытывать искреннюю привязанность и склонность восхищаться партнером является базовым психологическим качеством, определяющим позитивную социальность. Стремление открыто выражать симпатию и обмениваться теплыми чувствами связано с высокой жизнерадостностью личности, стремлением находить преимущественно позитивные моменты в собственной жизни и предпочтении позитивной эмоциональности. Альтруистические чувства позволяет личности быть целостной и оказаться от манипуляции имиджем. Любовь к окружающим и невозможность представить себе отношения без позитивного увлечения партнером коррелирует со стремлением помогать окружающим людям, ожидая ответной благодарности.
Любовь также способствует более активному вовлечению личности в гражданственную активность и стремлению жить в предсказуемом и позитивном социуме. Любовь связана с повышением благодарности личности тем людям, которые сделали позитивный вклад в их развитие. Любовь также связана с тенденцией верить в справедливость и стремиться ее отстаивать. Стремление к эмоциональной близости повышает уровень оптимизма и надежды. Умение любить также позволяет лучше понимать причины поступков людей и предсказывать их поведение.
Стоит отметить что фактор «интеллектуальные и духовные достоинства» включает в себя не только познавательные качества личности, но и трансцедентальные и межличностные. Наибольшую факторную нагрузку имеет мудрость. Мудрость, таким образом, способствует повышению креативности и формированию продуктивной позиции личности. Мудрый человек отличается высокой любознательностью и стремлением к надситуативной познавательной активностью. Мудрость формирует нонконформизм, основанный на самоуважении, а не в стремлении отгородиться от общества.
Мудрецы рассматривают любую экстремальную ситуацию как возможность научиться новому опыту. Любой новый опыт расценивается в качестве позитивного приобретения. Мудрость позволяет личности выносить более трезвые суждения и быть более беспристрастным. Мудрость человека также проявляется в стремлении к духовным поискам и трансформации личности. Мудрость также связана с обостренным чувством юмора, как базовым интеллектуальным чувством. Мудрость также часто становится источником харизмы личности, неотъемлемого лидерского качества. Мудрость становиться особой когнитивной интенцией личности формирующей высшие мотивы личности.
Фактор «личностная устойчивость» связывает благоразумие личности с саморегуляцией и постоянством личности. Благоразумные люди ставят перед собой реалистичные цели, имеют достаточно ясные целевые установки и способны продуктивно разрешать внутренний конфликт, обусловленный борьбой мотивов. Это формирует внутреннюю устойчивость.
Фактор «человеколюбие» включает смирение и милосердие. Склонность относится толерантно к окружающим связано с отсутствием мстительности и принятии человека, несмотря на его недостатки.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Полученные в исследовании данные подтверждают преимущества четырехфак-торной модели достоинств личности, что соответствует результатам исследований на выборках в разных культурах.
2. Опросник личностных достоинств обнаружил высокие значения альфы Крон-баха равной 0,918, что является свидетельством высокой тестовой надежности опросника.
3. 1-й фактор с общей дисперсией равной 4,71 получил название «Интеллектуальные и духовные достоинства». 2-ой фактор с общей дисперсией равной 4,75 получил название «Позитивные социальные качества». 3-ий фактор с общей дисперсией равной 2,61 получил название «Личностная устойчивость». 4-ий фактор с общей дисперсией равной 2,04 получил название «Человеколюбие ».
ЛИТЕРАТУРА
1. Буровихина И., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личных достоинств» //Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 107-127.
2. Водяха С. А. Психологическая диагностика достоинств личности// Педагогическое образование в России. 2012. №2, с.13-16
3. Aspinwall L. G. & Staudinger U. М. A psychology of human strengths: Fundamental questions and future directions for a positive psychology. Washington, DC: АРА Books. 2003.
4. Biswas-Diener, R., Kashdan, T.B., & Minhas, G. A dynamic approach to psychological strength development and intervention. //Journal of Positive Psychology. 2011. № 6, pp. 106-118.
5. Brdar, I., & Kashdan, T. B. Character strengths and well-being in Croatia: An empirical investigation of structure and correlates. Journal of Research in Personality, 2009. № 44, pp. 136-148.
6. Buckingham, Marcus & Clifton, Donald O. Now, Discover Your Strengths. New York: The Free Press. 2001.
7. Carr, A. Positive Psychology: The Science of Happiness and Human Strengths. Hove: Brunner-Routledge. 2004.
8. Linley, S. Harrington & N. Page (Eds.). Oxford handbook of positive psychology and work. New York: Oxford University Press.
9. Macdonald C, Bore M, Munro D Values in Action Scale and the Big 5: An empirical indication of structure. Journal of Research in Personality. 2008. №42, pp. 787-799
10. Park, N., Peterson, C. and Seligman, M. Strengths of character and wellbeing: a closer look at hope and modesty. Journal of Social and Clinical Psychology, 2004. №5, pp. 628-34.
11. Peterson, C. and Seligman, M. Character Strengths and Virtues: A Handbook and Classification. New York: Oxford University Press. 2004
12. Shryack, J., Steger, M.F., Krueger, R.F. & Kallie, C.S. The Structure of virtue: An empirical investigation of the dimensionality of the virtues in action inventory of strengths. Personality and Individual Differences, 2010. №48, pp. 714-719.
13. Snyder, C. and Lopez, S. Positive Psychology: The Scientific and Practical Explorations of Human Strengths. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2007
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.