ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.922.8 ББК 88.623
ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05
Код ВАК 19.00.07
Водяха Сергей Анатольевич,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: svodyakha@yandex.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОСТОИНСТВ ХАРАКТЕРА СТУДЕНТОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: достоинства характера; психологическое благополучие.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается взаимосвязь между достоинствами характера студентов и показателями психологического благополучия. Согласно результатам исследования, жизнерадостность как достоинство характера является основой психологического благополучия. Лидерство также связано с положительными эмоциями, позитивными отношениями и осмысленностью жизни. Саморегуляция наименее связана с психологическим благополучием современных студентов.
Vodyakha Sergey Anatolievich,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
CORRELATION OF STUDENTS' STRENGTHS OF CHARACTER WITH INDICATORS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
KEY WORDS: strengths of character; psychological well-being.
ABSTRACT. The article discusses the relationship between students' strengths of character and indicators of psychological well-being. According to the research, cheerfulness as strength of character is the basis of psychological well-being. Leadership is also positively associated with positive emotions, positive relationships and meaningful life. Self-regulation is the least related to psychological well-being of modern students.
И
нтерес к удовлетворенности жизнью и полноценному функционированию возрастает, и поэтому исследования путей достижения и развития этих состояний имеет перспективу. В то же время предотвращение развития психологических расстройств является важным шагом к достижению благополучия. Проблема предотвращения важна в позитивной психологии, следовательно, личностные достоинства могут выступить буфером против психического заболевания, а также помочь достигнуть большей эффективности.
К. Питерсон и М. Селигман определяют достоинства как психологические компоненты, т. е. процессы или механизмы, которые определяют нравственную оценку добродетелей (6). А. Линли определяет достоинства как эволюционно адаптивные биологические предпосылки, проявляющиеся через нервные паттерны, присущие человеку естественные ресурсы, обеспечивающие возможности психологического роста. В 2004 году К. Питерсон и М. Селигман создали новую систему классификации психологических свойств личности - достоинств и добродетелей. Эта система не пытается полностью заменить, а скорее всего, лишь
дополняет систему классификации психических расстройств DSM-IV. Объединение двух областей знания позволит достигнуть более точного понимания человеческой сущности (7).
Классификация достоинств VIA, расширяющая понимание здоровой личности, является антитезой системы DSM. М. Селигман и К. Питерсон обращают внимание на то, что мы имеем достаточно дифференцированную систему понятий относительно негативной стороны психологии, в то время как недостаточно эквивалентной терминологии для описания личностных достоинств. М. Селигман и К. Питерсон писали: «Мы основываем новую психологию личностных качеств, распознаваемых как индивидуальные различия, которые стабильны и генерализованы, но в то же время создают условия для формирования индивидуальности и способности к изменениям» (6, p. 5).
М. Селигман и К. Питерсон пришли к выводу, что базовыми компонентами характера являются добродетели - основные характеристики личности, выделенные исследователями в области этики и теологами, и доминирующие в обыденном сознании моральные представления, а также достоинства
© Водяха С. А., 2014
характера - психологические процессы и механизмы, определяющие добродетели и ситуативные черты - специфические условия, в
Некоторые достоинства больше связаны с психологическим благополучием, чем другие. Достоинства сердечности, такие как интерес, благодарность, надежда и любовь, сильнее связаны с удовлетворенностью жизнью, чем познавательные достоинства, такие как восприятие красоты, креативность, рассудительность или любовь к учебе. Среди всех достоинств у скромности была самая слабая корреляция с психологическим благополучием (4). В исследовании Д. Милькович и М. Риявец были получены сходные результаты. Надежда, живучесть, благодарность, юмор, любовь / близость и любопытство обнаружили наиболее достоверные корреляции с психологическим благополучием. В то время как самые низкие корреляции были найдены для благоразумия, скромности, критичности, справедливости и любви к учению (2).
Самые высокие корреляции были найдены с интересом, надеждой, благодарностью и любознательностью (5).
Другие исследования показали подобные результаты. Например, Н. Парк были обнаружены самые высокие корреляции между удовлетворенностью жизнью и достоинствами надежды, интереса, благодарности, любви и любознательности. Достоинства, наиболее достоверно коррелирующие с удовлетворенностью жизни в швейцарской выборке, - интерес, надежда, любовь, любопытство и настойчивость. В американской выборке - интерес, надежда, любовь, благодарность и любознательность (4). Можно предположить, что высокая корреляция между благодарностью и удовлетворенностью жизнью проистекает из удовлетворенности прошлым и приятными событиями жизни. Точно так же, но с различными временными перспективами мо-
жет быть объяснена положительная взаимосвязь надежды и удовлетворенности жизнью с ожиданиями положительных результатов в будущем.
Когда у человека проявляется физическое заболевание, удовлетворенность жизнью снижается в меньшей степени, если высоко выражены такие достоинства характера храбрость, доброта и чувство юмора (4). Когда у человека наблюдаются психологические расстройства, проявляется меньшее снижение удовлетворенностью жизнью, если высоки оценки восприятия красоты, гармонии и любви к учению (6). Достоинства «сердца» (например, любовь, благодарность) более тесно связаны с благополучием, чем достоинства «головы» (например, креативность, непредубежденность и восприятие красоты и гармонии (2).
В настоящее время исследованию психологического благополучия участников уделяется пристальное внимание, т. к. сформированность субъектной позиции является ключевым результатом образовательной деятельности. Актуальность настоящего исследования состоит в исследовании соотношения достоинств характера личности и показателей психологического благополучия. Подобные исследования не проводились на русскоязычной выборке.
В нашем исследовании принимали участие 98 студентов Уральского государственного педагогического университета от 18 до 26 лет.
Для исследования достоинств характера личности использовался Опросник Личностных Достоинств (ОЛД), а для исследования психологического благополучия -опросник психологического благополучия (ОПБ). Психометрические характеристики методики приведены в ранее опубликованной статье автора (1).
Опросник Личностных Достоинств содержит 24 шкалы - по 7 пунктов в каждой. Общее количество утверждений, составляющих опросник, -168. Испытуемый должен оценить степень своего согласия в соответствии с модифицированной шкалой Лайкерта. Модификация шкалы Лайкерта состоит в исключении варианта ответа «ни да, ни нет», ориентирующего респондента на неопределенные ответы во избежание ответственности за право признания или отвержения у себя определенного поведенческого проявления. Модифицированная шкала Лайкерта представляет собой градуированную самооценку в диапазоне от «никогда» до «всегда». Вычисление базовых психометрических характеристик методики и надежности шкал осуществлялась на выборке 116 студентов института психологии УрГПУ в возрасте от 18 до 46 лет.
которых человек проявляет свои достоинства.
М. Селигман утверждал, что достоинства, которые идентифицируются в У1А-^, являются довольно устойчивыми чертами, их можно совершенствовать и развивать. Это утверждение относится к дискуссиям о приоритете в формировании личности генотипа или фенотипа. Большинство современных исследователей соглашаются, что природа и воспитание играют равнозначную роль в развитии личности, однако большинство исследований сосредоточилось на роли природы и воспитания в психическом отклонении. Знание биологических основ не дает возможности выяснить, играет ли генотип существенную роль в развитии позитивного психологического здоровья.
Опросник психологического благополучия разработан в 2013 году на основе концепции «благополучия» М. Селигмана. Опросник содержит 5 шкал, по 12 пунктов на каждую. Общее количество утверждений, составляющих опросник, - 70. Испытуемый должен оценить степень своего со-
гласия в соответствии с модифицированной шкалой Лайкерта. Вычисление базовых психометрических характеристик методики и надежности шкал осуществлялась на выборке 86 студентов института психологии УрГПУ в возрасте от 18 до 22 лет (табл. 1).
Таблица 1.
Корреляционные связи между показателями психологического благополучия и достоинствами характера студентов
^^--^Показатели психологического благополучия Достоинства характера студентов Положительные эмоции Вовлечен- ность Позитивные отношения Осмысленность жизни Позитивные достижения
Креативность 0,62 0,61 0,47 0,54 0,37
Любознательность 0,51 0,41 0,21 0,47 0,34
Непредубежденность 0,35 0,44 0,22 0,50 0,59
Любовь к учению 0,26 0,41 0,12 0,20 0,36
Мудрость 0,06 0,22 0,03 0,30 0,30
Храбрость 0,15 0,27 -0,09 0,16 0,28
Постоянство 0,65 0,40 0,50 0,47 0,60
Целостность 0,43 -0,03 0,49 0,26 0,19
Жизнерадостность 0,67 0,54 0,55 0,53 0,61
Любовь 0,77 0,27 0,66 0,43 0,50
Доброта 0,74 0,22 0,82 0,34 0,20
Социальный интеллект 0,63 0,21 0,61 0,34 0,40
Гражданственность 0,68 0,32 0,75 0,39 0,32
Справедливость 0,69 0,38 0,65 0,61 0,51
Лидерство 0,76 0,42 0,70 0,59 0,45
Милосердие 0,55 0,44 0,59 0,45 0,25
Смирение 0,07 0,25 0,05 -0,02 -0,19
Благоразумие 0,02 0,25 -0,05 0,18 0,20
Саморегуляция 0,08 0,34 0,09 0,24 0,11
Совершенство 0,36 0,27 0,33 0,17 0,32
Благодарность 0,42 0,50 0,42 0,40 0,34
Надежда 0,64 0,36 0,49 0,59 0,48
Юмор 0,31 0,52 0,14 0,50 0,37
Духовность 0,13 0,19 0,17 0,26 0,09
На основе анализа представленной выше таблицы можно заключить, что позитивные эмоции наиболее тесно связаны с любовью (г=0,77), лидерством (г=0,76), добротой (г=0,74), справедливостью
(г=0,69), гражданственностью (г=0,68), жизнерадостностью (г=0,67), постоянством (г=0,65), надеждой (г=0,64) и креативностью (г=0,62). Также тесно коррелируют с положительными эмоциями милосердие (г=0,55), любознательность (г=0,51) и благодарность (г=0,42). Интересен тот факт, что такие достоинства, как мудрость, храбрость, смирение, благоразумие, саморегуляция и духовность, мало связаны с позитивной эмоциональностью современных студентов.
Мотивационная вовлеченность наиболее тесно связана со следующими достоинствами личности: креативность (г=0,61), жизнерадостность (г=0,54), юмор (г=0,52), благодарность (г=0,50). Также достаточно
тесно связаны с вовлеченностью такие достоинства, как милосердие (г=0,44), непредубежденность (г=0,44), лидерство (г=0,42), любознательность (г=0,41), любовь к учению (г=0,41), постоянство (г=0,40).
Позитивные межличностные отношения имеют тесные связи с такими личностными достоинствами, как доброта (г=0,82), гражданственность (г=0,75), лидерство
(г=0,70), любовь (г=0,66), справедливость (г=0,65), социальный интеллект (г=0,65). Также положительно связаны с теплыми взаимоотношениями милосердие (г=0,59), жизнерадостность (г=0,55), постоянство (г=0,50), целостность (г=0,49), надежда (г=0,49), креативность (г=0,47) и благодарность (г=0,47). Интересно, что единственным интеллектуальным фактором, связанным с тесными межличностными отношениями, является креативность.
Анализируя таблицу, можно сделать вывод о том, что уровень осмысленности
жизни связан в первую очередь с верой в справедливость (r=o,6i), лидерством
(r=0,59) и надеждой на будущее (r=0,59). Также довольно тесно связаны с осмысленностью такие достоинства характера, как креативность (r=o,54), жизнерадостность (r=o,53), непредубежденность (r=o,5o) и юмор (r=o,5o). Немаловажны для формирования смысловой сферы личности также любознательность (r=0,47), постоянство (r=0,47), милосердие (r=0,45), любовь (r=o,43) и благодарность (r=0,43).
Позитивная самореализация тесно связана с такими достоинствами личности, как жизнерадостность (r=o,6i), постоянство (r=0,60), непредубежденность (r=0,59), справедливость (r=o,59), любовь (r=0,50), надежда (r=o,48), лидерство (r=o,45) и социальный интеллект (r=0,40).
Согласно результатам исследования, благоразумие, смирение, духовность, мудрость, стремление к совершенству, саморегуляция и храбрость были меньше всего связаны с психологическим благополучием. Это соответствует предыдущим исследованиям, которые показали отсутствие связи между данными достоинствами и психологическим благополучием в юношеском возрасте (Peterson, 2007). Благоразумие и саморегуляция обычно увеличиваются с возрастом, что приводит к повышению психологического благополучия, а респонденты были довольно молоды. В их возрасте быть благоразумным часто означает утрату интереса к ценности жизни. Преимущества благоразумия и духовности могут стать очевидными на более поздних этапах жизни.
Возможно, для того чтобы скромность была связана с психологическим благополучием, человек должен испытать некоторый опыт неудач или жизненных потерь. Так как участники исследования - это молодые люди, то, возможно, у них еще не
происходило событий, которые могли поспособствовать такому отношению к жизни.
Взаимосвязь между любознательностью и положительными эмоциями может быть объяснена удовлетворением основных психологических потребностей. Врожденные потребности быть компетентным и автономным проявляются в любознательности и интересе. Удовлетворение этих потребностей связано с возрастанием благополучия.
Согласно Б. Брдр, П. Анич и М. Риявец, интерес тесно связан с психологическим благополучием потому, что энтузиасты являются восторженными, жизнелюбивыми и полными энергии, поэтому трудно и предположить, чем они могут быть недовольны.
Сила любви проявляется в близких отношениях с другими. Наличие хороших, удовлетворяющих межличностных отношений является одной из основных переменных, которые дифференцируют счастливых и несчастных людей. Таким образом, неудивительно, что была обнаружена сильная корреляция между положительными эмоциями, позитивными отношениями, осмысленностью жизни, позитивными достижениями и достоинством любви.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Русскоязычная выборка исследуемых по модифицированной шкале Лайкерта показала, что у молодых людей
- жизнерадостность наиболее тесно положительно коррелирует со всеми показателями психологического благополучия,
- лидерство положительно связано с положительными эмоциями, позитивными отношениями и осмысленностью жизни,
- саморегуляция наименее связана со всеми показателями психологического благополучия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Водяха С. А. Психологическая диагностика достоинств личности // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 13-16.
2. Carr, A. Positive Psychology: The Science of Happiness and Human Strengths. Hove : 2004. Brunner-Routledge.
3. Linley A., Maltby J., Wood A. M. et al. Character strengths in the United Kingdom: The VIA Inventory of Strengths // Personality and Individual Differences. 2007. № 43(2).
4. Oishi S., Schimmack U. & Diener E. Progressive Taxation and the subjective well-being of nations // Psychological Science. 2012. № 23. Р. 86-92.
5. Park N., Peterson C. and Seligman M. Strengths of character and wellbeing: a closer look at hope and modesty // Journal of Social and Clinical Psychology. 2004. № 23(5). Р. 628-34.
6. Peterson, C. and Seligman, M. Character Strengths and Virtues: A Handbook and Classification. New York : Oxford University Press, 2004.
7. Snyder C. and Lopez S. Positive Psychology: The Scientific and Practical Explorations of Human Strengths. Thousand Oaks. CA: 2007. Sage Publications.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Г. Синякова.