ФАКТОР ДИАСПОРЫ В ОТНОШЕНИЯХ АРМЕНИИ С ЕС И США
О.З. Геворгян
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В республике Армения проживает примерно три миллиона этнических армян, а за рубежом - более семи с половиной миллионов (согласно максимальным оценкам - до 10 млн. чел.). Наиболее многочисленная армянская община проживает в России. Еще в начале 1990-х гг. армянская диаспора Российской Федерации находилась на пятнадцатом месте по численности в сравнении с диаспорами других национальностей. После распада СССР количество армян в РФ резко возросло, и они переместились на одно из первых мест. На 2018 г. в России проживает около 2,5 млн. человек.
Численность армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья превышает два миллиона человек. Ныне самые крупные армянские колонии существуют в США (более 1 млн. чел.), Франции (около 500 тыс.), Иране (180 тыс.), Ливане (120 тыс.) и Сирии (120 тыс.). В армянских общинах имеются землячества, собственные школы, церкви и газеты. Но для них характерна куда более высокая степень раздробленности, чем среди армян России и всего постсоветского пространства. Это связанно с большими различиями между странами проживания, разной степенью адаптации к этнокультурной среде у "старых" и "новых" эмигрантов, сохраняющимися языковыми различиями между западноар-мянским и восточноармянским языками.
Армяне раздроблены и в конфессиональном отношении: существует два соперничающих католикосата Армянской апостольской церкви, Армяно-
католическая церковь подчиняющаяся Папе Римскому, а в последнее время все большее количество армян вступает в разнообразные секты и новые религиозные объединения.
Наконец, в среде армянских общин продолжают действовать созданные в Армении в начале ХХ в. и продолжающие
соперничать между собой политические партии.
Власти независимой Армении стремятся использовать опыт Израиля, Китая и Ирландии, которые наладили эффективное взаимодействие с собственными диаспорами и получают от них значительную политическую и экономическую поддержку. По мнению правительства Республики Армения, диаспора должна связывать свою идентичность не только со своим прошлым и своей национальной принадлежностью, но и с существованием появившегося после распада СССР независимого армянского государства.
В данной статье автором рассматривается интеграционная политика Армении в ЕС и США в целом. Также рассмотрена диаспоральная политика армянского народа представленного в разных точках мира, в том числе в ЕС и США. В ходе подготовки исследования автор применял методы социологического, политического и исторического анализа.
Ключевые слова: Армения, политика, диаспора, ЕС, США
DIASPORA FACTOR IN ARMENIA'S RELATIONS WITH THE EU AND THE US
O.Z. Gevorgyan
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. About three million ethnic Armenians live in the Republic of Armenia, and abroad - more than seven and a half million (according to the highest estimates - up to 10 million people). The most numerous Armenian community lives in Russia. Back in the early 1990s the Armenian diaspora of the Russian Federation was on the fifteenth place in number in comparison with diasporas of other nationalities. After the collapse of the USSR, the number of Armenians in Russia sharply increased, and they moved to one of the first places. In 2018, Russia has about 2.5 million people.
The number of the Armenian diaspora in the far abroad countries exceeds two million people. Today, the largest Armenian colonies exist in the United States (more than 1 million people), France (about 500,000), Iran
(180,000), Lebanon (120,000) and Syria (120,000). Armenian communities have their own communities, their own schools, churches and newspapers. But they are characterized by a much higher degree of fragmentation than among the Armenians of Russia and the entire post-Soviet space. This is due to the large differences between the countries of residence, the different degrees of adaptation to the ethno-cultural environment among the "old" and "new" emigrants, the remaining linguistic differences between the Western Armenian and the Eastern Armenian languages.
The Armenians are divided and confessional: there are two rival Catholicos of the Armenian Apostolic Church, the Armenian-Catholic Church is subordinate to the Pope, and more and more Armenians have recently entered into various sects and new religious associations.
Finally, Armenian communities established in Armenia at the beginning of the 20th century continue to operate. and continuing to compete among themselves political parties.
The authorities of independent Armenia seek to use the experience of Israel, China and Ireland, which have established effective cooperation with their diasporas and receive considerable political and economic support from them. In the opinion of the Government of the Republic of Armenia, the diaspora should associate its identity not only with its past and its national identity, but also with the existence of an independent Armenian state that emerged after the collapse of the USSR.
In this article, the author examined the role of the integration policy of Armenia with EU and USA. The policy of Armenian diaspora represented in different parts of the world, including the EU and the USA. During the preparation of the study, the author applied methods of sociological, political and historical analysis.
Keywords: Armenia, policy, Diaspora, EU, USA
Общее число живущих в мире армян насчитывает от 10 до 11 миллионов человек. При этом лишь около 3 миллионов проживают на своей исторической родине. Остальные разбросаны по всему миру и образуют армянскую диаспору (арм.
«спюрк»). Именно диаспора является одним из важнейших источников политической и экономической помощи Армении. Она оказывала существенное содействие своей исторической родине с момента обретения Арменией независимости.
Надо сказать, что армянская диаспора не является однородной. Армянские общины в разных странах и регионах достаточно сильно отличаются друг от друга -как менталитетом и лоббистскими возможностями, так и интенсивностью связей с современной Арменией и пониманием ее реалий. Одной из отличительных особенностей самодостаточной диаспоры, способной защищать свои интересы, является наличие институтов как в конкретных общинах, так и на общенациональном уровне. Как показывают исследования, общины, организации и отдельные члены диаспоры все больше обладают правом голоса и влиянием в стране проживания, а иногда и в стране исхода. В то время как воздействие на правительство страны пребывания является их основной целью, они пытаются также оказывать влияние на международные организации, СМИ, частный сектор, неправительственные организации и т.д. Реализацию этих целей берут на себя д [Newland, Kathleen. 2010: 6]. именно организации диаспоры. Именно институты являются видимыми аспектами жизни общин диаспоры, осуществляемых ими функций - сплочение населения, его самоорганизация. Формирование армянских организаций диаспоры происходило на протяжении жизни нескольких поколений. Общественные организации создавались на разных этапах, в соответствии с вызовами своего времени [Тирабян 2017: 188-194]. Хотя армянские колонии существовали в разных странах мира начиная со Средних веков, принято считать, что первое поколение армян диаспоры сформировалось в конце XIX - начале XX вв., когда в результате резкого ухудшения обстановки на родине десятки тысяч армян были вынуждены искать убежище в других местах. В процессе их переселения армянские общины многих стран стали более многочисленными. В некоторых странах это также позволило сформулировать но-
вые общины. Быстрому становлению и развитию организаций способствовала острая необходимость оказания помощи представителям первого поколения армян диаспоры, которые были вынуждены решать в основном вопросы бытового характера и приспосабливаясь к жизни на чужбине. Уже имеющиеся на тот момент организации во многом способствовали решению этих проблем.
Второе поколение формируется ближе к середине ХХ века (1940-1950-е гг.). К нему относятся дети иммигрантов, родившихся в принимающей стране или перевезенные туда в младенчестве. «Они уже растут в другом обществе и государстве, которое считают для себя родным, и естественным образом воспринимают доминирующую культуру и нормы поведения. Основным местом, где они могут получать представление о родине своих предков, их обычаях и истории, становится родительский дом, а также некоторые институты общины, такие как школа и церковь. В подобных местах человек может говорить на своем родном языке, стараясь владеть им хотя бы на бытовом разговорном уровне» [Джангозян 2013: 94-109] Таким образом, решив первостепенные задачи бытового характера, организации диаспоры могут постепенно выйти на новый уровень своего развития. Третье поколение начало свое формирование в 1960-1970-е гг. С этого времени начинается стадия зрелой диаспоры, представители которой являются полноправными гражданами страны проживания, то есть обладают правовым статусом и политическими правами. Помимо того, эти люди уже занимают определенное положение в социально-экономической иерархии, добиваясь определенных успехов в различных областях, тем самым получая возможность как-то влиять на процесс принятия решений.
Непосредственно после Геноцида армянские общины в разных странах не были полностью сформированы и находились в разобщенном состоянии. Постепенно преодолевая первоначальные трудности, оказавшиеся на чужбине армяне стали объединяться в группы в целях более продуктивного решения насущных проблем. В
диаспоре начинают создаваться различные организации, на начальном этапе преследующие цель оказания помощи соотечественникам, оказавшимся на чужбине. В основном это были гуманитарные, благотворительные организации, берущие под свою опеку сирот, вдов и людей, оставшихся без крова. Усилиями этих организаций, объединяющих разные слои общества, были открыты школы, больницы, различные благотворительные учреждения для оказания помощи нуждающимся. Кроме того, ставилась цель активизации культурной и спортивной жизни в армянских общинах разных стран. В основном подобные организации создавались на Ближнем Востоке, где проживало множество армян, которые нашли там приют уже после Геноцида. Созданию организаций способствовали и армянские политические партии (Дашнакцутюн, Гнчак и РамкАвар-Азатакан), которые были сформированы ранее и имели определенный опыт по сплочению людей. После Геноцида и установления в Армении советской власти они развернули активную деятельность именно в диаспоре. После распада СССР и обретения Арменией независимости возникли благоприятные условия для утверждения армянских национальных организаций на родине, укрепления их связей с властями и обществом страны. Было развернуто сотрудничество в ряде отраслей, которое уже принесло свои плоды и продолжается до сих пор. Различные поколения иммигрантов вносили свой вклад в поддержание и развитие жизнедеятельности армянских национальных организаций, осознавая важную роль этих институтов в деле сох-ра- нения национальной идентичности и таких ее неотъемлемых компо- нентов, как язык, культура, традиции и национальное самосознание. Помимо этого, именно при помощи организационных структур возможна защита интересов общин в странах проживания, предупреждение и разрешение конфликтов и споров между их членами, а также благоприятное решение некоторых вопросов общенационального характера. При содействии таких организаций осуществляется связь между различными частями армянского народа: с одной
стороны, между общинами в разных странах, а с другой - в их отношениях с Республикой Армения. Институционализация диаспоры происходит в процессе становления сознания, а дальнейшее его развитие ведет к формированию национального самосознания группы, в результате чего ее представители используя имеющиеся ресурсы начинают активнее вовлекаться в политические процессы. [Мкртчян 2014: 192-198].
Таким образом, развитие самосознания группы способствует образованию новых организаций в диаспоре. Если на начальном этапе они преследовали цель оказания гуманитарной помощи нуждающимся соотечественникам, то в дальнейшем возникли необходимые предпосылки для становления национального самосознания, которое позволило осознать и разрешить политические вопросы.
Значение диаспоры для Армении в политической сфере заключается в защите и продвижении ее интересов за рубежом. Такие задачи, как отмена блокады со стороны Турции и Азербайджана, справедливое урегулирование Арцахского конфликта, углубление двусторонних отношений с различными странами, увеличение объемов помощи, оказываемой Армении, сдерживание антиармянской агрессии Азербайджана, пресечение принятия антиармянских документов и пр., нуждаются не только в усилиях, прилагаемых Арменией во внешнеполитической сфере, но и в деятельном содействии диаспоры.
В политической сфере средствами содействия диаспоры Армении являются лоббистская работа, деятельность армянских политических деятелей, особенно тех, кто достиг высокого положения в других странах,во благо Армении и пропагандистская работа.
В частности, лоббистская деятельность эффективна в том случае, когда она совпадает, либо не противоречит национальным интересам данной страны. Следовательно, с целью обеспечения эффективности лоббистской деятельности необходимо делать акцент именно на такие вопросы. А вопросы, противоречащие национальным интересам страны можно временно отодвинуть
на второй план (с целью экономии лоббистских ресурсов и их бессмысленного использования) до тех пока, пока не будут созданы благоприятные международные условия для их озвучивания.
Армянское лобби осуществляет деятельность по защите интересов армянской диаспоры, а так же Армянских и Нагорно-Карабахских сепаратистов. Армянское лобби преследует свои политические цели и претворяет в жизнь свою политику в таких странах как США,Аргентина, Эфиопия, Уругвай, Ливан, Иран, Россия, Сирия, Франция, Бельгия, Испания, Португалия, Румыния, Болгария, Греция, и Кипр.Есть большая разница между диаспорой и лоббизмом. Сильное армянское лобби может быть в странах, где армян немного, и наоборот - в странах, где более миллиона наших соотечественников, может вообще не проводиться какой-либо лоббистской деятельности. Надо отметить, что только в США она разрешена на законодательном уровне. Внутренне устройство, Конституция США, свобода слова позволяют маневрировать различным этническим группам.
В США армяне в свое время смогли сформировать серьезные институты влияния. Электоральная система позволяет американским армянам оказывать серьезное влияние на процессы. Влияние серьезное также и на региональном уровне - палаты представителей местных отдельных штатов, мэрии, округа. Этот комплекс факторов делает армянскую диаспору США мотором армянского лобби в мире [Троицкий 2017: 90-105]
По мнению американских исследователей, армянское лобби в рейтинге самых влиятельных лобби занимает второе место после еврейского. Армянское лобби в США было сформировано параллельно с миграцией армян в Соединенные Штаты. Армянское лобби присутствует в аппарате президента и правительстве США, а также в органах законодательной власти. Лоббистские структуры организуют встречи с сенаторами, круглые столы с участием различных чиновников, посылают письма президенту США и высокопоставленным чиновникам правительства. Армянское
лобби развернуло активную деятельность по устранению блокады Армении со стороны Азербайджана и Турции, а также благодаря усилиям армянских лобби-групп правительством США была принята 907-я поправка к «Акту в поддержку свободы». Бывший секретарь по вопросам национальной безопасности США, один из идеологов американской внешней политики Зб. Бжезинский в интервью CNN в 2009 г. заявил: «На политику США на Кавказе большое влияние имеет армянское лобби. Это особенно касается Нагорно-Карабахского конфликта. Армянские лоббисты блокируют президентские инициативы, военные соглашения и даже назначение послов». Нужно отметить, что армянское лобби в Конгрессе США имеет большое влияние на вопросы назначения дипломатов в Баку. Летом 2010 г. Б. Обама предложил Конгрессу кандидатуру М. Брайзы на пост посла США в Баку. 21 сентября сенаторы Б. Менендес и Б. Бостер Активно действует также Армяно-американский политический комитет действий - независимый орган, в которой входят сенаторы из республиканской и демократической партий. Комитет активно работает в Палате представителей Конгре-са США для расширения группы конгрессменов по армянскому вопросу и развития деятельности этой группы. В круг интересов комитета входит также вопрос о признании США Геноцида армян 1915 г. С этой целью 17 марта 2009 г. в Сенате США была представлена резолюция № 252, соавторами которой были сенаторы А. Шиф, Ф. Полоне и другие. В ней сенаторы призывали президента США дать гарантии в том, что в ежегодном послании события 24 апреля 1915 г. будут оценены как геноцид.
В США активно действует также Армянский национальный комитет США или комитет Ай Дат. Комитет развернул активную лоббистскую деятельность как в государственных кругах США, так и среди чиновников Госдепа.
В целом, в политическом плане деятельность диаспоры для Армении важна, в
1 Армянская диаспора в США, Ер., 2010. C. 117118. [Электронный ресурс] URL: www.yerkramas.org (дата обращения 25.03.2018).
проголосовали против его кандидатуры и долгое время посольство США в Баку работало без посла.
Одной из армянских лоббистских групп является Армянская ассамблея Америки. Она была основана в 1972 г. Основными направлениями деятельности ассамблеи являются:
1. Помощь в укреплении потенциала организации;
2. Содействие углублению отношений между США и РА, США и НКР;
3. Активное участие в развитии отношений армянских организаций США с другими организациями диаспоры.
В рамках Армянской ассамблеи Америки активную деятельность осуществляет Армяно-американский комитет действий (TheArmenian-AmericanActionCommittee-АКАМАС). Конгрессу США комитетом предоставляется достоверная информация по тем вопросам, которые волнуют армян по всему свету
частности, в странах, являющихся силовыми центрами или влиятельными акторами в современных международных отношениях. Это те страны, которые за счет мощного военного и экономического потенциала смогли расширить сферы своих интересов, доведя их дорегиона, и имеют здесь возможности осуществления своего влияния (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и пр.).
Во многих из этих стран армянские общины самые многочисленные и самые организованные. В России численность армян достигает почти 2.5 млн., в США -1.2 млн., во Франции - около 450 тыс. человек. А если рассмотреть Европейский союз как единый силовой центр, то численность армян здесь увеличится еще больше. В Китае также есть малочисленная, но хорошо организованная армянская община. Она также должна впрячься в активную работу, поскольку «в лице Китая мы сегодня имеем дело с такой закрепляющейся на международной арене сверхдержавой, политические и экономические интересы которой создают возможности сотрудничества Армении, как в рамках азиатской политики, так и в направлении урегулирования жизненно важных для нас
международных вопросов»1.
Помимо центров мировых сил, миссия армянских общин на благо армянства важна также в силовых центрахрегиона (Иран, Сирия, Израиль и пр.), а также в соседних с Арменией странах (Грузия). С учетом того обстоятельства, что армянская община Турции (Стамбул) скорее является заложницей в руках турецкого государства, с некоторыми оговорками выводим ее из ряда региональных держав, армянские общины которых в силах осуществлять благоприятную для армянства миссию.
Примером такой миссии в Диаспоре является деятельность армянской общины США в вопросе признания независимости Нагорного Карабаха (Арцах). Учитывая, что время признания независимости Арца-ха США в политическом и иных аспектах все еще не назрело, армянская община на уровне отдельных штатов и городов США идет по пути борьбы по признанию независимости Арцаха5. Пять штатов США уже признали независимость Арцаха. Важнейшим успехом армянского лобби в лоббировании интересов НКР стало принятие парламентом штата Калифорния резолюции AJR №32 в «Поддержку независимости Нагорно-Карабахской Республики» от 8 мая 2014 г. За принятие резолюции проголосовали 70 членов парламента, в то время как против ее принятия выступил лишь один законодатель. В резолюции, инициированной членом Ассамблеи штата М. Гатто и сенатором К. де Леоном, отмечается, что Нагорный Карабах - это историческая территория Армении, которая была незаконно отдана под управление Советского Азербайджана в 1921 г., 10 декабря 1991 г. проголосовал за независимость и 6 января 1992 г. демократически избранный парламент республики официально объявили о своей независимости.
Законодательный акт также призывает Конгресс и администрацию Белого дома признать и поддержать итоги волеизъявление народа Нагорного Карабаха. Таким образом, Калифорния стала пятым штатом, признавшим независимость НКР. Однако,
1Армянская диаспора в США, Ер., 2010. С. 115 /на
армянском языке/ [Электронный ресурс] URL:
www.yerkramas.org (дата обращения 25.03.2018).
в отличие от других штатов, законодательный акт, принятый штатом Калифорния, имеет особое значение. Исходя из того, что парламент Калифорнии официально признал независимость НКР, армянское лобби может на легитимном уровне добиться поддержки властей штата в развитии двусторонних экономических связей.
Армянской общине США удалось добиться для Армении существенно большей финансовой помощи, чем для Азербайджана, и обеспечить Нагорному Карабаху выделение нескольких миллионов долларов ежегодно.
Отметим, что администрации Д. Трампа, нацеленной на резкое сокращение финансовой помощи США другим государствам, пришлось считаться с армянским лобби и настроениями в Конгрессе. Так, Комитетом по ассигнованиям Палаты представителей было одобрено сокращение финансовой помощи Азербайджану в 2018-м г. на 90% по сравнению с 2017-м г. - до 1 млн. долларов. Армении же эту помощь сократили лишь на 67% -до 6,8 млн.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Армянская диаспора в США, Ер.,2010, стр. 117-118.
2. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.
3. Джангозян С., Этапы формирования и развития армянской диаспоры // Вестник университета Месроп Маштоц. -Степанакерт, 2013. - С. 94-109. - С. 100.
4. Мкртчян Т.Г. Армянская диаспора США и Армения в 1990-е гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135). С. 192-198
5. Newland, Kathleen. 2010. Voice After Exit: Diaspora Advocacy. Report. Washington, DC: Migration Policy Institute, pp 28. P. 6
6. Тирабян К.К. Диаспора в системе международных отношений в современном мире (на примере армянской диаспоры). // Управленческое консультирование. 2017. № 5 (101). С. 188-194.
7. Троицкий М.А. Конгресс и политика США в отношении Армении. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 4 (568). С. 90-105.
Сведения об авторе: Геворгян Ован-нес Зареевич - магистр в области международных отношений, РУДН (e-mail: hovannes. gevorgyan@m ail.ru).
REFRENCES
1. Armyanskaya diaspora v SSHA, Er.,2010, str. 117-118.
2. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost. D. А. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «^spekt Press», 2017. - 496 s.
3. Dzhangozyan S., EHtapy formirovaniya i razvitiya armyanskoj diaspory // Vestnik universiteta Mesrop Mashtoc. - Stepanakert, 2013. - S. 94-109. - S. 100.
4. Mkrtchyan T.G. Armyanskaya diaspora SSHA i Armeniya v 1990-e gg. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gu-manitarnye nauki. 2014. № 7 (135). S. 192-198
5. Newland, Kathleen. 2010. Voice After Exit: Diaspora Advocacy. Report. Washington, DC: Migration Policy Institute, pp 28. P. 6.
6. Tirabyan K.K. Diaspora v sisteme mezh-dunarodnyh otnoshenij v sovremennom mire (na primere armyanskoj diaspory). // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2017. № 5 (101). S. 188-194.
7. Troickij M.A. Kongress i politika SSHA v otnoshenii Armenii. // SSHA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2017. № 4 (568). S. 90-105.
About the author: Gevorgyan Hovannes Z. Master of International Relations, RUDN University (e-mail:
hovannes.gevorgyan@mail .ru).