УДК 796.011
ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В.Н. Егоров
Представлен анализ фактологического материала социальных, медицинских, педагогических и психологических характеристик в контексте решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и студентов.
Ключевые слова: здоровье, учащаяся молодежь, фактологическое обеспечение исследования.
Многообразие подходов к решению проблемы оценки здоровья человека и их практическое применение способствует получению достаточно полной и всесторонней информации о состоянии здоровья населения и позволяет проанализировать статистические данные как в целом по всей страны, так и по отдельным социальным и возрастным группам.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется продолжающимся ухудшением состояния здоровья населения Российской Федерации, о чем красноречиво свидетельствуют различные показатели: медико-демографические, заболеваемости, инвалидности и др.
Демографическая ситуация в стране характеризуется превышением смертности над рождаемостью. Только за 2011 год население сократилось более чем на 400 тыс. человек или на 0,3 %. По мнению аналитиков, при данных темпах снижения численности населения страны, через 20-30 лет ожидается превышение числа пенсионеров над числом лиц трудоспособного возраста.
По данным обращаемости населения в учреждения здравоохранения уровень общей заболеваемости за последние десять лет увеличился практически во всех возрастных групп населения. Особую тревогу вызывает физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. На основании многих исследований состояния здоровья школьников большинства, регионов России, выявлено, что только 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, до 40 % имеют функциональные отклонения и почти 50% страдают хроническими заболеваниями. [1, 3].
Наиболее распространенными заболеваниями учащихся школ являются различные хронические заболевания, нарушения зрения и функций опорно-двигательного аппарата, у 20 % школьников отмечаются отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы, а у 30 % -отклонения в деятельности центральной нервной системы, увеличился процент детей, имеющих психические отклонения. Более 60 % девочек 1416 лет требуют внимания гинекологов; уровень умственного и полового развития более 40 % школьников не соответствует возрасту.
В процессе обучения в школе частота выявленных случаев сколиоза увеличивается в 4,8 раза, нарушение осанки - в 3,8 раза, число близоруких детей с первого по десятый класс увеличивается в 10 раз, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения. 5,4 % школьников занимаются в специальной группе физического воспитания, 2 % детей освобождены по состоянию здоровья от уроков физкультуры, 14,9 % занимаются в подготовительной группе. Прослеживается ухудшение физического развития, происходит увеличение числа детей с дефицитом массы тела, а также детей с низким ростом [2].
Не менее тревожная тенденция ухудшения здоровья учащейся молодежи прослеживается в студенческой среде, которая является прямым следствием положения сложившегося в период обучения в школе. За последние годы сократилось количество абитуриентов, относящихся к безопасному уровню здоровья, и соответственно, увеличилась численность групп с критическим и ниже критического уровнем здоровья.
По оценкам специалистов более 80 % студентов от общего числа обучающихся имеют отклонения в состоянии здоровья. Ежегодно по результатам медицинского осмотра в специальные медицинские группы направляются от 20 % до 35 % студентов. Анализ нозологических форм показал, что основными причинами направления учащихся в специальную медицинскую группу являются: миопия высокой степени (23,2 %); сколиозы и другие нарушения опорно-двигательного аппарата (23,2 %); поражения сердечно-сосудистой системы (16,7 %); заболевания органов пищеварительной (15,0 %), дыхательной (5,8 %) и мочеполовой (5,1 %) систем, у 21,7 % студентов спецгруппы отмечается сочетанная патология [2, 4].
Значительное количество работ свидетельствуют, что от курса к курсу увеличивается частота хронической патологии и, в первую очередь, это связано с переходом функциональных отклонений в хронические заболевания. Кроме того, на старших курсах отмечается большой процент вновь возникших морфофункциональных отклонений и снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем. Общий рост заболеваемости старшекурсников происходит на фоне снижения общего уровня их физического развития, функциональной и двигательной подготовленности. Снижение функциональных показателей к окончанию вуза наблюдается у 50-60 % выпускников. Особенно это проявляется в увеличении частоты сердечных сокращений, систолического давления, а также снижении показателей степэргометрической нагрузки и спирометрии. Двигательные показатели также подвержены отрицательной динамике. Менее 10 % студентов третьих-четвертых курсов способны успешно выполнить задания на аэробную выносливость. При выполнении контрольных упражнений силовой направленности зачетный норматив в состоянии сдать только 70 % старшекурсников.
Современное состояние физического и психического здоровья учащейся молодежи обусловлено рядом факторов. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (эпидемиологические, экологические и клинико-социальные исследования) установлено следующее соотношение факторов: условия и образ жизни людей - 5055 %, состояние окружающей среды - 20-25 %, генетические факторы -15-20 %, деятельность учреждений здравоохранения - не более 10-15 %.
При рассмотрении условий и образа жизни как основополагающего фактора сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи особое внимание следует уделять анализу особенностей учебной деятельности, уровню и характеру двигательной активности, мотивационных и социально-гигиенических характеристик.
В настоящее время системы среднего и высшего образования характеризуются наличием относительно жестких учебных планов, графиков учебного процесса, учебных расписаний занятий и строго
регламентируют жизнь учащейся молодежи в течение всего периода их обучения. При внешнем благополучии средних данных учебная нагрузка до 20 % школьников первого класса и от 20 % до 40 % школьников 11 -го класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы [3].
Большая часть подростков не соблюдает режим дня, и по мере взросления эта группа увеличивается. Среди старшеклассников соблюдение режима дня наблюдается только в 30-40 % случаев. Также установлено, что досуг подрастающего поколения не способствует сохранению здоровья и крайне однообразен. Независимо от места проживания и материального положения семьи, преимущественным видом досуга является просмотр телевизионных передач и работа на компьютере. Прогулка на открытом воздухе в объемах, соответствующих возрастным нормативам, наблюдается только у 18,5 % старшеклассников.
Ко всему прочему, у юношей и девушек с годами уменьшается продолжительность сна. Оценка режимных моментов, продолжительность которых регламентируется в зависимости от возраста ребенка, показала, что почти в два раза уменьшилось число детей, имеющих оптимальную продолжительность ночного сна. Средняя продолжительность ночного сна составляет 7 ч 42 мин, что значительно меньше возрастной нормы. Лишь
26.5 % старшеклассников спят положенное для их возраста время. В
73.5 % случаев ночной сон укорочен на один-два часа и более.
Учебная деятельность студентов характеризуется постоянным увеличением объема научной информации и повышением интеллектуальной нагрузки. Студенты загружены умственной работой 1012 часов в день, а в период экзаменационной сессии - 14-16 часов. Основные виды деятельности студентов (посещение лекций, лабораторные и самостоятельные занятия) связаны, в основном, с сидячим образом работы и составляют в среднем 40 % от суточного бюджета времени. Доля внеклассных занятий физической культурой и спортом не превышает 2 % времени, при наличии свободного времени в среднем около 20 %. Длительная и напряженная умственная работа, которая проходит на фоне большого нервно-эмоционального напряжения, значительно ограничивает двигательную активность студентов.
Особенности школьного режима и процесса обучения в вузе позволяют лишь на 10-20 % удовлетворять ежедневную потребность учащихся в двигательной активности. В процессе анализа многолетних наблюдений выявлено, что до 50 % студентов практически не занимаются физическими упражнениями.
Двигательная недельная нагрузка «систематически занимающихся» не соответствует научно-обоснованным рекомендациям по организации процесса физического воспитания в вузе. На практике занятия по физической культуре не всегда оказывают должный оздоровительный
эффект, а отсутствие плановых занятий физическими упражнениями на старших курсах приводит к увеличению дефицита двигательной активности у студентов.
Проблема дефицита двигательной активности у студенческой молодежи во многом сопряжена с проблемой формирования устойчивой потребности в активной двигательной деятельности. Большое значение в решении проблемы мотивации и эффективности оздоровления учащихся на занятиях физической культурой отводится использованию инновационных подходов и современных оздоровительных направлений в учебном процессе.
Мотивации вследствие распространения возбуждений на лимбические структуры мозга тесно связаны с эмоциональными проявлениями. Уровень эмоционального возбуждения человека не только служит показателем эффективности его адаптации, но и обусловливает успешность практической деятельности: для достижения высоких
результатов. Слишком сильное и устойчивое возбуждение может явиться причиной стресса.
Как показывают результаты исследований, стресс является неотъемлемой составляющей учебного процесса в образовательных учреждениях. В результате у школьников и студентов формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т. д. Нарушаются основные биологические ритмы организма и одним из ранних показателей дисфункций является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения.
Дегуманизация общества, повышенная эмоциональная напряженность при отсутствии устойчивого интереса и потребности в ведении активного и здорового образа жизни являются важнейшими предпосылками для роста числа учащихся, подверженных табакокурению, алкогольной и наркотической зависимости.
Курение давно считается социально значимой проблемой как для курящей, так и некурящей части общества. Результаты исследований свидетельствуют, что по мере взросления увеличивается количество юношей и девушек, регулярно (каждый день) курящих табак. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в крупных городах центрального региона, в которых 18 % учащейся молодежи не менее одного раза в неделю курят, на долю контингента, не подверженного данному виду вредных привычек, приходится только 55 % от общего числа обследованных.
Общая заболеваемость алкоголизмом в молодежной среде, как и распространение курения, имеет тенденцию к повышению с ежегодным
двукратным увеличением. О росте употребления психоактивных веществ молодежью свидетельствуют многолетние исследования, проведенные в России. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Темп прироста за последние 5 лет составил 45 %. Однако, по данным экспертов, это число соотносится с истинным числом больных наркоманией, как 1:10.
Таким образом, на фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний основ здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи приобретает все большую актуальность.
Бурное развитие науки и техники, высокие требования к подготовке будущих специалистов повлекли за собой усложнение учебных программ обучения, их интенсификацию, увеличило число раздражителей, постоянно воздействующих на организм школьников и студентов. Интенсивный умственный труд учащихся при минимальных затратах физических усилий сопровождается неуклонным снижением их двигательной активности и, вместе с другими неблагоприятными факторами, угрожает их здоровью и общей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. В значительной мере из-за недостаточной двигательной активности процесс адаптации учащейся молодежи к среде обучения протекает медленно и болезненно, вызывая у них нервно-психические срывы и разнообразные расстройства функциональных систем.
Проблема охраны здоровья подрастающего поколения, ее социальные, медицинские, педагогические, психологические аспекты приобрели государственное значение и требуют дополнительной активизации поиска новых эффективных направлений в разработке здоровьесберегающих технологий.
Список литературы
1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2006. 352 с.
2. Егоров В.Н., Яшин А.А. Мониторинг нозологических форм в образовательной системе «школа-вуз» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 32-37.
3. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: монография / И.А. Камаев [и др.]. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. 312 с.
4. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния
здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук.
М., 2008. 23 с.
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук., доц., проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
FACTUAL ASPECT OF THE PROBLEM OF THE HEALTH-SAVING OF STUDYING
YOUTH
V.N. Egorov
The analysis of a factual material of social, medical, pedagogical and psychological characteristics in a context of a solution of the problem of preservation and strengthening of health of school students and students is submitted.
Key words: the health, studying youth, factual ensuring research
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, professor, Egorov W@mail. ru, Russia, Tula, Tula State Uuniversity
УДК 796:338.28
О ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ТИПА МОТОРНОГО
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
В.А. Ермаков, С.В. Ермаков, Р.А. Тер-Мкртичан
Представлены основополагающие характеристики системообразующего признака дифференцированного физического воспитания.
Ключевые слова: тип моторного развития человека, структура типа, дифференцированное физическое воспитание.
В психолого-педагогической литературе отражен значительный материал о том, что люди с высоким уровнем развития отдельных проявлений двигательных функций могут успешно выполнять задачи в самых разных областях профессионального труда. В этой связи аргументируются оптимальные варианты режимов двигательной активности, типовой и персональной индивидуализации обучения, объективизации отбора учебного материала и др. Существенным фактором для решения проблемы оптимизации физического воспитания