Научная статья на тему 'Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of counteracting it'

Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of counteracting it Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8216
1035
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAKE NEWS / FAKE / DONALD TRUMP / FAKE NEWS CLASSIFICATION / FACT CHECKING / NEWS AGGREGATORS / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ФЕЙК / ДОНАЛЬД ТРАМП / КЛАССИФИКАЦИЯ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ / ФАКТЧЕКИНГ / НОВОСТНЫЕ АГРЕГАТОРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Alexander P. Sukhodolov, Anna M. Bychkova

В статье предпринята попытка теоретического осмысления феномена создания и распространения «фейковых новостей» в современном медиапространстве. Рассмотрены некоторые аспекты последствий широкого распространения фейковых новостей в ходе избирательной кампании по выборам президента США в 2016 г., приведены данные социологических исследований, представлена реакция на эти события избранного президента США Дональда Трампа. Раскрывается содержание понятия «фейк» в широком смысле слова. Понятие «фейковая новость» определяется как «сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично». Поднимается вопрос о возможности отнесения к «фейковой новости» ложной информации, возникшей в результате небрежности журналиста или его добросовестного заблуждения в отношении некоторых фактов. Анализ значительного массива фейковой информации позволил авторам разработать классификацию «фейковых новостей», в основание которой заложены такие классификационные критерии, как соотношение достоверной и недостоверной информации; достоверность обстоятельств времени и места произошедшего события; состав лиц, упоминаемых в «новости»; цели создания и распространения «новости»; уровень восприятия достоверности «новости». Разновидности «фейковых новостей» проиллюстрированы конкретными примерами из российских и зарубежных СМИ и интернет-ресурсов. Представлена информация о мерах, предпринимаемых администрацией Google и социальной сети Facebook в целях нейтрализации воздействия «фейковых новостей». Изложены основные положения Закона «О новостных агрегаторах», направленные на предотвращение появления и распространения недостоверной информации в новостях, указывается на необходимость совершенствования Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ» КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, НАЗНАЧЕНИЕ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

The article attempts to conceptualize the phenomenon of creating and disseminating fake news in the modern media. Some aspects of the consequences of fake news widely disseminated during the US presidential election campaign in 2016 are studied in the article, findings of sociological surveys as well as President Donald Trump’s reaction to these events are given. The general meaning of the concept fake is articulated. Fake news is defined as a piece of news, which is stylistically written as real news but which is completely or partially false. A point is raised whether false news published because of the journalist’s being unaware of some facts or their being careless can be considered fake news. On analyzing a considerable amount of fake news the authors have worked out a fake news classification based on such classifying criteria as ratio of true and false information, authenticity of the place and time characteristics of an event, persons mentioned in the news, aims followed by the news creators and publishers, how authentic this news seems to the audience. Examples of fake news from Russian and foreign print and online media are given to illustrate the types of fake news described above. Ways of counteracting fake news used by Google and Facebook are analyzed in the article. The basics of Act On News Aggregators aimed at preventing fake news from being published are described. The need to improve the Russian Federation Information Security Doctrine is stated.

Текст научной работы на тему «Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of counteracting it»

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ THEORY OF JOURNALISM

УДК 070.11

DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169

Alexander P. Sukhodolov

DPhil. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University,

11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: rector@bgu.ru

Суходолов Александр Петрович

доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: rector@bgu.ru

Anna M. Bychkova

Expert of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, PhD in Law, Associate Professor, Department of Legal Support of National Security, Institute of National and Economic Security, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: amb-38@mail.ru

Бычкова Анна Михайловна

эксперт Федеральной службы РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, кандидат юридических наук, доцент, кафедра правового обеспечения национальной безопасности Института национальной и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: amb-38@mail.ru

I will be looking for honest journalists.

Donald Trump, the President of the United States of America

FAKE NEWS AS A MODERN MEDIA PHENOMENON: DEFINITION, TYPES, ROLE OF FAKE NEWS AND WAYS OF COUNTERACTING IT

Abstract. The article attempts to conceptualize the phenomenon of creating and disseminating fake news in the modern media. Some aspects of the consequences of fake news widely disseminated during the US presidential election campaign in 2016 are studied in the article, findings of sociological surveys as well as President Donald Trump's reaction to these events are given. The general meaning of the concept fake is articulated. Fake news is defined as a piece of news, which is stylistically written as real news but which is completely or partially false. A point is raised whether false news published

© А. П. Суходолов, А. М. Бычкова, 2017

143

because of the journalist's being unaware of some facts or their being careless can be considered fake news. On analyzing a considerable amount of fake news the authors have worked out a fake news classification based on such classifying criteria as ratio of true and false information, authenticity of the place and time characteristics of an event, persons mentioned in the news, aims followed by the news creators and publishers, how authentic this news seems to the audience. Examples of fake news from Russian and foreign print and online media are given to illustrate the types of fake news described above. Ways of counteracting fake news used by Google and Facebook are analyzed in the article. The basics of Act On News Aggregators aimed at preventing fake news from being published are described. The need to improve the Russian Federation Information Security Doctrine is stated.

Keywords. Fake news, fake, Donald Trump, fake news classification, fact checking, news aggregators.

Article info. Received December 15, 2016; accepted January 30, 2017; available online February 07, 2017.

Аннотация. В статье предпринята попытка теоретического осмысления феномена создания и распространения «фейковых новостей» в современном медиапространстве. Рассмотрены некоторые аспекты последствий широкого распространения фейковых новостей в ходе избирательной кампании по выборам президента США в 2016 г., приведены данные социологических исследований, представлена реакция на эти события избранного президента США Дональда Трампа. Раскрывается содержание понятия «фейк» в широком смысле слова. Понятие «фейковая новость» определяется как «сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично». Поднимается вопрос о возможности отнесения к «фейковой новости» ложной информации, возникшей в результате небрежности журналиста или его добросовестного заблуждения в отношении некоторых фактов. Анализ значительного массива фейковой информации позволил авторам разработать классификацию «фейковых новостей», в основание которой заложены такие классификационные критерии, как соотношение достоверной и недостоверной информации; достоверность обстоятельств времени и места произошедшего события; состав лиц, упоминаемых в «новости»; цели создания и распространения «новости»; уровень восприятия достоверности «новости». Разновидности «фейковых новостей» проиллюстрированы конкретными примерами из российских и зарубежных СМИ и интернет-ресурсов. Представлена информация о мерах, предпринимаемых администрацией Google и социальной сети Facebook в целях нейтрализации воздействия «фейковых новостей». Изложены основные положения Закона «О новостных агрегаторах», направленные на предотвращение появления и распространения недостоверной информации в новостях, указывается на необходимость совершенствования Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова. Фейковые новости, фейк, Дональд Трамп, классификация фейковых новостей, фактчекинг, новостные агрегаторы.

Информация о статье. Дата поступления 15 декабря 201б г.; дата принятия к печати 30 января 2017 г.; дата онлайн-размещения 07 февраля 2017 г.

FAKE NEWS — A TOTAL POLITICAL WITCH HUNT! — The US President-elect Donald Trump wrote in his microblog on Twitter on 11 January 20171. On the same day at his first press-conference as President-elect Donald Trump explained to the journalists what he meant by this tweet. Trump claimed, «I think it's a disgrace that information that was false and fake and never happened got released to the public» commenting on the information his ties with Russia «...that's something that Nazi Germany would have done ... the intelligence agencies allowed any information that turned out to be so false and fake out». The US Presidentelect called BuzzFeed which published a thirty-five-page report on Russian intelligence services having damaging information on Trump «a failing pile of garbage». Moreover, Trump refused to give an interview to the CNN reporter Jim Acosta, saying: «Your organization is terrible. I'm not going to give you a question. You are fake news»2.

Answering the question what kind of reforms he would recommend to the news industry Trump said, «Well, I don't recommend reforms. I recommend people that are — that have some moral compass. I guess the advantage I have is that I can speak back. When it happens to somebody that doesn't have this — doesn't have that kind of a megaphone, they can't speak back. It's a very sad thing. I've seen people destroyed. I've seen people absolutely destroyed. And I think it's very unfair. So, all I can ask for is honest reporters»3.

1 Trump, Donald (realDonaldTrump). «FAKE NEWS — A TOTAL POLITICAL WITCH HUNT!» Jan. 11, 2017, 9:19 p.m. Tweet.

2 The first press conference of the US President-elect Donald J. Trump. YouTube. 11 January 2017. (https://www.youtube.com/ watch?v=bOXfLB_GIC0&t=2556s).

3 Ibid.

Too much fake news has become a notorious feature of the latest American election campaign. If we consider news journalism as a genre of journalism [1, p. 138; 2, p. 133; 3, p. 6], we can claim nowadays for sure that para-journalism of fake news also exists. The amount of fake news being presented as authentic news has increased dramatically in the recent years, that is why this phenomenon needs to be subjected to serious scientific analysis. Both Russian [4—7] and foreign [8—14] authors are now trying to theorize about fake news4.

The word fake is now used in many languages. The synonyms to the noun fake are forgery, fabrication, fraud. The synonyms to the adjective fake are forged, false, fictitious, mock, phoney, sham. The verb fake corresponds to the verbs forge, pretend, imitate, simulate, fabricate.

The concept FAKE includes several different media phenomena, i. e.

- fake texts, photos, video- and audio-files;

- fake pages and blogs in social networks which can be created on behalf of real people, fictional characters, historical or belles-lettres characters;

- fake pages of popular websites (going to such pages the user thinks that they get information from a reliable, trustworthy source of information: such webpages are created by hackers to make the user type in their login and password on a fake webpage, so the hacker will get to know them and use them for their own purposes);

- created on the ordering party instruction fake popularity of a person, a piece of work, a project when the Internet bots keep liking the page and post favourable commentaries [16];

4 Another interesting angle is to look at fake news through mediaconsumption, i. e. creation of a certain market demand for fake news (see [15, p. 10]).

— completely fake or partly distorted information about facts and events.

On condition that news is a report on current events which are of political, economic or social interest to the audience because of them being recent [17, p. 31-32], fake news is a piece of news which is stylistically written as real news but which is completely or partially false. A question arises here whether a piece of news is fake in advance on condition its reporter is fully aware of the news being untrue. If the reporter does not check the facts reported5, if they are really unaware of some facts they report, or they simply copy the news from some other media should one consider this news fake? Or does the news become fake when another reporter on seeing their colleague's mistake begins disseminating this news on purpose, does this mean that a piece of news becomes fake the moment at least one person realizes it is fake? We believe that fake news is fake from the moment it is created. The news being fake does not depend on the fact how it comes to be fake, i. e. whether it is fake and defective because of the reporter's intent, negligence or unawareness. The above calls for a more thorough analysis of the following as a whole:

a) initially fake information;

b) subjective factors such as the emotional attitude of the news creator

5 Fact checking is the act of checking of statistics and other facts in documents, texts of public speeches and publications in order to determine the veracity and correctness of the factual statements in the text. In the USA, some countries of Europe and Latin America, there are special organizations and web portals that check statements made by politicians and public people. The most popular are Factcheck.org, Politifact.com, FactCheckEU. org, Fact Checker by The Washington Post. Some of these web portals control not only the government but also mass media (http:// www.slideshare.net/jonesapollo/watchdog-journalism).

or publisher to the type of the news they create and publish;

c) subjective factors such as the emotional attitude of the fake news audience to the fake information content they receive.

The analysis of a considerable amount of fake news allows the athours to distinguish between the following types of fake news:

I. In terms of the true and false information ratio:

1. The news can be a complete lie, for example: «The Icelandic government has decided to pay 5,000 euros to each immigrant who marries an Icelandic woman»6. Very often such fake news focuses on celebrities' deaths. Recently, a Ukrainian website, called Ukrainian Information Portal, registered in Hong Kong at the end of 2013 has been notorious for disseminating such news7. On this website (ipukr. com) one can read fake news on Valeria's, a famous Russian singer's, death as well as the leading singer of the musical band Lyube Nikolay Rastorguev's death, the deaths of Joseph Kobzon, Nikita Mikhalkov, Alexander Ma-slyakov, etc.

Often fake news put in a person's mouth the words they have never said. For example, in 2012 one of comic news websites posted that Vitaliy Fi-lonov, a Russian MP, submitted to the parliament of Saint Petersburg the bill on compulsory military service for all childfree women over the age of twen-

6 his fake news can be found on the Russian-language website dictat.net (http:// dictat.net/8652), the English-language website thespiritwhispers.com (http://www. thespiritwhispers.com). The disclaimer: Fontaine, P. No, The Government Will Not Pay You To Marry An Icelander (http://grapevine. is/news/2016/07/01/no-the-government-will-not-pay-you-to-marry-an-icelander).

7 URL : http://sitegur.com/ipukr.com.

ty-three. The MP was claimed to have said the following: «Female domain is motherhood. If the woman willfully rejects this gift from God why should not she go to the army instead?»8 Before Vitaliy Milonov was able to rebut this information [18], it was widely distributed through the Internet as the Internet users were not surprised at this idea having heard about other scandalous initiatives proposed by this MP.

2. A piece of news contains a lie while all the other information in this piece of news is authentic but presented selectively. A bright example of such fake news is Oleg Aliev's tweet posted on 21 July 2014. It depicts a Donetsk People's Republic fighter holding a crashed Malaysian Boeing-777 victim's ring9. The Ukrainian website ipress.ua gave this tweet the headline A Russian Terrorist Caught Stealing a Crashed Malaysian Boeing-777 Victim's Ring10. However, they make sure to post no photo. The Ukrainian National Anti-Corruption Portal published Aliev's tweet as a photo fact11. On 22 July this photo was published by The Daily Mail. The newspaper raised the question whether this was the evidence

8 An odious member of the United Russia party from Saint Petersburg pursues Alexei Navalny in court because of the fake news about childfree women [Электронный ресурс]. URL : https://www.newsru.com/ russia/21aug2013/milonov.html.

9 Aliev, Oleg (OlegAliyev). ««My precious»» #Russia Russian terrorist have been caught stealing a ring from the victim's finger #MH17» Jule. 21, 20147, 0:40 p.m. Tweet.

10 URL : http://ipress.ua/ru/news/ rossyyskogo_terrorysta_poymaly_na_kra-zhe_koltsa_s_paltsa_zhertvi_razbytogo_ boyng777_75724.html.

11 URL : http://antikor.com.ua/

articles/9761-rossijskij_terrorist_voruet_

koljtso_s_paljtsa_hertvy_boinga._ fotofakt?search = %E2%EE%F2%20 %EE%ED%E0%20%EC%EE%FF%20 %EF%F0%E5%EB%E5%F1%F2%FC.

that Donetsk People's Republic fighters were looting the things, which could be important to investigate the crash [19]. However, to answer this question one could simply watch the video file, which this photo was a screenshot from. One can clearly see there that the fighter put the ring in the box where all the other small items were put to secure them12.

3. Fake news based on a real event, some details of this event are mispre-sented. This type of fake news can be exemplified by audio and video files and photos edited in the way the faker wants them to be edited. Another example is citations taken from their initial contexts and presented to the audience, for instance, in a specific order. In terms of this, it is still a debating point whether the intercepted radio communication of Donetsk People's Republic fighters' discussing the Boeing-777 crash is authentic13. In his speech to the Security Council of the United Nations Vitaly I. Churkin, Permanent Representative of the Russian Federation to the United Nations, claimed that the above radio communication was made from other recorded negotiations which took place before 17 July [20]. The audio message is subtitled and there are photos of the interlocutors, who, according to the Security Service of Ukraine, are Igor Bezler (Bes) and his supervisor, the Main Intelligence Directorate of the Russian General Staff colonel Vasily Geranin. However, the photo, in fact, depicts a different person, i.e. PhD in Military Science Musa M. Khamzatov, and this very photo can be easily found on the Internet [21].

12 Somebody else's precious: militiaman was wrongly accused of stealing a ring from the crash site of Boeing 777 [Online Resource]. URL : https://russian.rt.com/article/42013.

13 URL : https://www.youtube.com/ watch?v=btFLSoAwG_E.

II. In terms of authenticity of time and place details of the event:

1. An event happened in the past is published as a piece of up-to-date news. This type of fake news can be illustrated by a piece of news about a famous Russian TV presenter Leonid Yakubovich's vehicle accident published in April 2016. In fact the accident took place in 2011 [22].

2. A piece of news about an event happened at a particular place is presented as an event happened at a different place. For example, Viber and WhatsApp users in Irkutsk get now and then sent a worrying message about a wearing a kind of white hat with a pompon little girl who is being searched for with no luck by her grandmother and a policeman near 43 Postyshev Boulevard. However, it is well-known that there is no 43 Postyshev Boulevard in Irkutsk, and the girl really got missing near this address but this was in Khabarovsk [23].

III. In terms of persons mentioned in the news:

1. A piece of news refers to an official's statement published on a fake identity webpage. For example, as the official reaction of the Russian Federation to the regional council of the Italian region of Veneto adoption of the resolution calling for recognizing the Crimea current status and abolish sanctions against Russia the English website of the TV channel Euronews posted a screenshot of the Russian Foreign Minister Sergey Lavrov's Twitter profile. The Foreign Ministry Spokesperson Maria Zakharova explained that Sergey Lav-rov has no Twitter account. The Russian website of the TV channel Euronews didn't post this fake news. Assuming that this was not just propaganda or disinformation but, probably, the fake website promotion, Maria Zakharova pointed out that all the Foreign Ministry

official social networks profiles are listed on the Ministry official website14.

2. A piece of news where a peripheral character is presented as the main participant of an event. For example, a post headlined Saving Children from Cyber Crimes was published on the Irkutsk Region Investigation Committee website at the end of 2016. This post was guidelines to help parents identify the signs of their children being involved in suicidal social network groups. The guidelines were elaborated by the members of the social organization Saving Children from Cyber Crimes from the city of Ryazan and contained such strange from the unprepared reader's viewpoint signs of being involved in suicidal groups as citations from Yesenin and Brodsky, saving photos of whales and cats. Ironical materials on posting these guidelines on the Irkutsk Region Investigation Committee website appeared on such media websites as Me-duza15, Snob, etc [24]. And only some of them referred to the initial authors of the guidelines, most websites attributed the authorship of the guidelines to the Irkutsk Region Investigation Committee.

3. A piece of news based on the unchecked evidence of those claiming to be witnesses of particular events. A bright example of such fake news can be a story about a crucified boy which was told to Channel One by a refu-

14 The Ministry of Foreign Affairs has again accused Euronews of misleading presentation of information [Online Resource]. URL : http://www.vedomosti.ru/politics/ news/2016/05/24/642163-mid-vnov.

15 Irkutsk Investigating Committee pub-

lished an instruction on how to safe children from the Internet. It says that Death is riding Uni-

corn to hell [Online Resource]. URL : https:// meduza.io/news/2016/12/24/irkutskiy-sk-opublikoval-instruktsiyu-po-spaseniyu-detey-ot-interneta-tam-govoritsya-chto-smert-edet-na-edinoroge-v-ad.

gee from Slavyansk16. Further Channel One emphasized that this was a story of a woman who managed to escape the line of fire carrying her children in her arms. «She is not trying to hide her face, she tells us her real name, Galina Pyshiak, she admits that her husband is a Donetsk People's Republic fighter. The reporters still have no evidence that this tragedy really took place, but this is a real story from a real woman who was fleeing from the hell of Slavyansk. The things she was telling about were put in the chain of numerous evidence on dozens of children who got killed by the missiles which hit Slavyansk, who were shot while trying to run away, who got killed during air attacks and in artillery firing». Despite the fact that Channel One admitted that the unhappy crying refugee's story can be a sick fantasy which turned out to be still less terrifying than real life, depicted in the war chronicles17, the opposition media received an opportunity to use the expression «crucified boy» for discrediting the idea of civilians dying in the «anti-terrorist operation».

IV. In terms of the objectives creators and publishers of fake news pursue:

1. A piece of news created to entertain the audience. The modern media environment includes a separate niche of information resources created for publishing fake news. One of the most widely known US information resources which creates satiric fake news

16 URL : https://www.1tv.ru/ news/2014/07/12/37175-bezhenka_ iz_slavyanska_vspominaet_kak_pri_ ney_kaznili_malenkogo_syna_i_zhenu_ opolchentsa.

17 URL : https://www.1tv.ru/ news/2014/12/21 / 31 502-zhurnalisty_ pervogo_otvechayut_na_obvineniya_vo_ lzhi_v_svyazi_s_syuzhetom_pro_ubiystvo_ rebenka_v_slavyanske.

is the media project called The On/on18. Starting the project as a farcical newspaper in a student residence of the University of Wisconsin in Madison in 2001 the editing group moved to New York and focused on promoting their project on the Internet. The paper version was closed in 2013 and nowadays The Onion also broadcasts video news on YouTube. The farcical Internet TV channel is called ONN (Onion News Network) — by analogy to CNN. Apart from fake news the channel broadcasts fake talk shows, fake investigations and the latest movies reviews in the way which is peculiar to ONN [25]. In Russia the information resources specializing in creating fake news are FOGNEWS19, HOBOSTI20, FIBSTER21, etc.

2. Fake news created and disseminated to gain political advantages, i. e. to discredit political opponents (which includes discrediting them during election campaigns), to provoke a riot or a coup, etc. During the presidential election campaign in the USA, for example, they published fake news about Hillary Clinton and Bill Clinton running a criminal business involving child sexual abuse via Comet Ping Pong pizza restaurant because of the restaurant owners' failure to endeavor to prevent the crime. As a result, the restaurant started receiving thousands of threats, new scandalous stories were spread for weeks, and in the restaurant yard they discovered women looking for secret tunnels build to transfer children to be engaged in prostitution and magical rituals. In December 2016 in one of the Comet Ping Pong restaurants in Washington a 28-year-old man started shooting. Witnesses said that he was shooting, claiming he was willing to in-

18 URL : http://www.theonion.com.

19 URL : http://fognews.ru.

20 URL : http://hobosti.ru.

21 URL : http://fibster.ru.

vestigate the so-called Pizzagate22. It needs to be noted that Donald Trump who became prone to fake news himself several times dismissed one of the members of his transition team, Michael Flynn Jr., because he was posting approving tweets on Pizzagate23.

3. Fake news created to discriminate people because of their gender, race, nationality, language, social status, place of residence, attitude to religion, views, belonging to a nongovernmental organization, etc. An illustrative example of this can be media wars conducted alongside with real wars in troubled areas of the world.

4. Fake news created and disseminated to manipulate the market to gain economic advantages. In November 2016 the shares of the French building company Vinci SA went down by twenty per cent with the company losing about seven billion euros of share capital. This happened after several financial media published fake news about the financial company director's being dismissed. The fake press release said that the top manager was fired because of the mistakes he had made in his reports as those mistakes could cause the overestimation of the company results by 3,5 billion euros. The press release contained a reference to a website imitating the real website of the building company. It also contained a fake phone number allegedly belonging to Vinci press secretary PaulAlexis Bouquet. The man answering Dow Jones Newswires journalists' call

22 A man who wanted to investigate Clinton's 'Pizzagate' started shooting in a pizzeria in Washington, DC [Online Resource]. URL : http://www.vedomosti.ru/politics/ news/2016/12/05/668159-pitstsa-geit.

23 A member of Donald Trump's transition team was fired for retweeting rumours about Clinton and pizzeria [Online Resource]. URL : https://lenta.ru/news/2016/12/07/ pizzagate.

introduced himself as Paul-Alexis and confirmed the news. Then on the same website the wrongdoers published partial disproving of this news which led to even more confusion among the market players. After the close of trading the media received an anonymous letter, whose author called the media attack on Vinci revenge for Vinci's activities which caused environmental damage in Russia and France.

5. Fake news created and disseminated to increase the Internet data traffic. A lot of fake news of this kind get sent to social networks users and such messengers as Viber, WhatsApp, etc. Information about missing children and pets, a rare type of blood necessary to save someone's life, etc. spreads in social networks like a virus multiplying mobile providers profit via increased traffic. On New Year's Eve in all Russian social networks there was the following fake news: «Here is news from our infectious diseases hospital. Ten children are in the intensive care unit, two children died. The reason is eating Chinese tangerines with fruit stems!» This fake news was repeatedly disproved by medical people working in infectious diseases hospitals in different Russian cities and towns.24

6. Fake news created to seize money and property. Such fake news can be exemplified by made up posts about raising money for terminally ill children25.

24 Victoria Fedoseenko 'Did citizens of Irkutsk have a food poisoning having eaten 'tangerines with fruit stems'? The Ministry of Health denies that. [Online Resource]. URL : http:// newsbabr.com/irk/?IDE=153827 ;

Rumours about tangerine food poisoning have reached the town of Tumen [Online Resource]. URL : http://www.naurfo.ru/ news/38194.

25 See, e.g., Swindlers raised record amount of charity funds appealing to real stories of illnesses of children who badly need

7. Fake news created to destroy the information stored on someone's computer. For instance, the fake news about Brad Pitt's death allegedly published by the American TV channel Fox News turned out to be a computer virus which got activated by the user's clicking the news26.

8. Fake news created to draw the audience attention to a particular person, company, project or movement. For example, at the turn of the year 2015 a new idol was being promoted in the Russian media, it was a girl named Rina, known by the Internet mem «Nia. Bye» [27]. On 23 November 2015 the 16-year-old Rina placed her head on the rails while a freight train was approaching. The girl's photo with her head cut off was posted on the Internet immediately. After the media craze caused by Rina's death in the Russian social network VKontakte there started circulating a rumour that the girl was a member of a group, which was playing the so-called suicidal quest game with its users. As a result triggered by this news interest to such games which had tragic outcomes increased a lot [28].

V. In terms of the degree of authenticity of the news:

1. Obviously fake news.

2. Fake news which does not seem obviously fake and the reader feels the need to check the information published.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Fake news written so convincingly that the reader has no doubt about its being authentic news.

The fake news classification given by the authors of the article brings into sharp focus the fact how dangerous

treatment [Online Resource]. URL : http:// pravo.ru/news/view/103023.

26 Brad Pitt died. Why you shouldn't read

such news on the Internet. [Online Resource]. URL : http://thejizn.com/2016/09/28/ brad-pitt-death-hoax-facebook.

the fake news phenomenon can be if one takes into account the level of IT development in the modern society. Metaphorically saying uncontrolled fake news coverage can provoke information terrorist attacks which can be terribly destructive. Realizing the negative aspects of this phenomenon makes social and government institutions search for instruments to counteract fake news.

For example, during the latest US presidential election campaign Face-book, Twitter and Google were criticized for spreading fake news about Donald Trump and Hillary Clinton. This news got covered much more compared to authentic news by The New York Times, The Washington Post, The Huffington Post, etc.27 According to Craig Silverman's study twenty most popular pieces of fake news got reposted and liked and commented on 8,7 million times from February through November 2016 while top twenty authentic pieces of news were posted, liked and commented on only 7,4 million times [31]. The western media were also writing about a group of teenagers from Macedonia who were earning thousands of dollars creating fake news on American politics [32-33].

Findings of a study carried out by Pew Research Center showed that Americans consider fake news a real problem. Most respondents think that dissemination of fake news prevents them from having an opinion on the events happening. One third of the respondents claim to have seen fake

27 As a matter of fact, the phenomenon of fake news has even been reflected in the ironic naming of the social network Facebook. For example, the publishing house Sourcebook published the book «Fakebook: A True Story. Based on Actual Lies» by Dave Cicirelli [29], and the newspaper 'Vedomosti' published an article entitled 'Social network Fakebook' [30].

news on social media. 71 per cent of the respondents believe that social media and search systems are obliged to stop fake news from spreading and also politicians and members of the public should counteract fake news. 25 per cent of the respondents admitted spreading fake news and 14 per cent of the respondents added that they were doing this in spite of being aware that the news was fake [34].

The Facebook founder Mark Zuckerberg, who was first denying that fake news might influence the outcome of the US presidential election cam-paign28, had to admit the fake news problem later on and proposed several ways of counteracting fake news. Face-book as well as Google29 will not share their profits from advertising with websites which post fake news [35]. Dozens of Facebook staff members were reassigned to work out a quick decision for the fake news problem. The possibility of using artificial intelligence to spot fake news and scenes of violence in video streams is being discussed [36]. Moreover, Facebook has decided to engage journalists for solving this problem. Facebook is planning to work with the news editors30 and organize a

28 Mark Zuckerberg called accusations against Facebook of helping Trump absurd [Online Resource]. — URL : http://www.vedomosti.ru/politics/ news/2016/11/11/664541-tsukerberg-bezumnimi.

29 Google announced that it would prohibit to advertise on Google AdSense websites that publish misleading information and conceal the names of its owners.

30 At the same time, the Rights have al-

ready started complaining that Facebook arranged for fact checking with left-wing organizations. For example, the Editor-in-Chief of the Daily Wire Ben Shapiro said that Politifact, Factcheck.org, Snopes, ABC news and The Washington Post had become factcheckers, all of them are left-wing, and that it was a calamity for the news industry [33].

campaign aimed at teaching users how to tell real news from fake one [37].

Thomas Oppermann, head of a faction of the Social Democratic Party of Germany considers that the above measures are not sufficient and proposes to make Facebook and other social media pay fines of up to 500,000 euros if they do not delete fake news quickly. In December 2016 the German government claimed to start drafting a bill which if passed would enable to fine Facebook for spreading fake news. The German Federal Minister of Justice Heiko Maas claimed that fake news is a threat to communication standards in Germany and warned that people spreading fake news may face five-year imprisonment, however, at the same time social media should also be responsible for allowing such people to spread fake news31.

Germany was the first country following in the steps of the USA where Facebook will launch in the test mode a system which will spot and mark fake news. This is to control fake news dissemination as Germany is approaching the Bundestag election campaign scheduled for September 2017. German users will be able to report the news which looks fake. The complaint will be sent to the independent fact checker Correctiv. If Correctiv confirms that the news is fake it will be marked as doubtful and it will be accompanied by an explanatory comment. In users' news feeds such news will get a low priority and appear less frequently and at the bottom of the news list. Trying to repost this news users will get a warning.

Facebook menu will have an option allowing the user to report a piece of news they believe fake. Taking into account such reports Facebook will send

31 Facebook can be fined in Germany [Online Resource]. URL : https://ria.ru/ world/20161216/1483846152.html.

this piece of news to independent fact checkers. If the news proves to be fake it will be marked as doubtful and it will get a link to an explanatory comment stating why the checking party considers it fake [38].

In 2017 in Russia in the framework of counteracting fake information Federal Law number 208-FZ On News Aggregators has come into force32. This regulatory act added Article 10.4 (Peculiarities of Information Dissemination by an Information Aggregator) to the Federal Law On Information, Information Technology and Data Protection. This article defines a news aggregator as a computer program, a website or a webpage which is used for editing and spreading the news in the state language of the Russian Federation, in the state languages of the republics constituting the Russian Federation or in other languages which can be used for advertising products and services to customers located in the Russian Federation and accessible every day to more than one million Internet users. Information resources which are registered as online media under The Mass Media Act number 2124-1 of 27 December 1991 are not considered to be news aggregators.

The news is defined as generally accessible information which one learns from the media registered under The Mass Media Act as well as from other media.

Only a Russian company or a Russian citizen can own such a news aggregator.

On this Law coming into force news aggregators owners are obliged among other things:

32 On the Federal Law on Information, Information Technology and Data Protection change and Russian Federation Administrative Offence Code change : Federal Law of 23 June 2016 № 208-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2016. 28 June.

1) to check authenticity of information before posting and publishing it and stop posting and publishing it immediately on receiving an order from an authorized authority;

2) not to allow to use the news aggregator for hiding or faking information of public importance, spreading fake information of public importance under the image of authentic information;

3) to respect legal rights and interests of citizens and organizations which includes their honour, dignity and reputation;

4) to keep for six months all the published information as well as the information about its sources and publishing timescales.

The news aggregator owner is not responsible for disseminating news if this news is the exact copying of messages and materials or fragments of materials, published by a different media resource and this media resource can be identified and held responsible for breaking the media law of the Russian Federation.

Once fake information of public importance under the image of authentic information is found on a news aggregator, or information is published with violation of the existing media law authorized authorities have the right to apply to the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media attaching a court decision or an authorized authority decision to take measures to stop such information from being published. In the next 24 hours the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media considers this decision and sends the news aggregator owner an order to immediately stop publishing the information which is under a publication ban.

The Law On News Aggregators first of all concerns such social media as

YandexNews33 and GoogleNews which accumulate the news of the day from selected online media publications. Despite the criticism expressed by some representatives of online entrepreneur-ship which induced the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media to issue clarifying notes to the Law under consideration34, the authors of this article think that this Law is an adequate preventive measure against fake news dissemination outside social media where the problem of fake news still remains unsolved.

In conclusion, let us state the long-felt need to work out a set of measures aimed at preventing fake news from spreading and neutralizing consequences of dissemination of fake news.

33 According to TNS Web Index, as of September 2016 more than 25 mln people were reading YandexNews. (http://pravo.ru/ news/view/134866).

34 Explanations regarding dissemination of information by news aggregators that was published on websites that are not news media

[Online resource]. URL : https://rkn.gov.ru/ news/rsoc/news41987.htm.

In terms of this let us mark the obvious need for the current Information Security Doctrine of the Russian Federation to be finalized35. The Doctrine states that realization of the national interests of the Russian Federation in the information space is directed at creating a secure information space where one can find authentic information, however, there are no finalized theses on protecting this authentic information from fake information. Meanwhile journalism based on checked facts should definitely speak out against para-journalism of fake news, and for this journalists need not only an adequate approach to broadcasting news adopted by social media but also a discerning audience who have acquired basic media literacy skills. Honest journalists are asked for not only by the US President but also by the whole mankind.

35 On signing the Information Security Doctrine of the Russian Federation into law: the Russian Federation Presidential Decree of 5 December 2016 № 646// The Russian Federation legislation. 2016. № 50. Article 7074.

Я буду искать честных журналистов. Президент Соединенных Штатов Америки

Дональд Трамп

«ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ» КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, НАЗНАЧЕНИЕ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

«ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ — ТОТАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОХОТА НА ВЕДЬМ!» — написал в своем ми-кроблоге в Twitter президент США Дональд Трамп 11 января 2017 г.1

1 Trump, Donald (realDonaldTrump). «FAKE NEWS — A TOTAL POLITICAL WITCH HUNT!» Jan. 11, 2017, 9:19 p.m. Tweet.

В тот же день на своей первой пресс-конференции в качестве президента Дональд Трамп объяснил журналистам, что он имел в виду в этом высказывании. Трамп заявил, что считает позором публикацию «настолько недостоверной и сфальсифицированной информации» насчет

его связей с Россией. «Такого рода вещи могли происходить в нацистской Германии. Ложная фальшивая информация была издана, опубликована разведывательным сообществом и представлена обществу». Американский президент назвал «информационной помойкой» издание Buzzfeed, опубликовавшее 35-страничный доклад о якобы имеющем место компромате на Трампа, собранном российскими спецслужбами. Более того, Трамп отказался от диалога с корреспондентом CNN Джимом Акостой: «Ваша организация ужасна. Я не дам вам возможность задать вопрос. Вы занимаетесь информационными фейками»2.

На вопрос о том, какие реформы мог бы порекомендовать избранный президент США «с точки зрения улучшения работы СМИ», Трамп ответил: «Я не рекомендую реформы. Я рекомендую людей, у которых есть определенные моральные устои. У меня есть такое преимущество, что я могу отвечать на обвинения. Когда они лгут в адрес кого-то, кто не может ответить, кто не обладает такой трибуной, как есть у меня, это может сломать человека, и я видел людей, которых это сломало. Это очень нечестно. И я буду искать честных журналистов»3.

Переизбыток фейковых новостей действительно стал яркой отличительной особенностью последней американской предвыборной гонки. Если рассматривать «журналистику новостей» как разновидность журналистского жанра [1, с. 138; 2, с. 133; 3, с. 6], то в настоящее время можно с уверенностью заявить и

2 Первая пресс-конференция избранного президента США Дональда Трампа. YouTube. 11 января 2017 г. (https:// www.youtube.com/watch?v = bOXfLB_ GIC0&t=2556s).

3 Там же.

о существовании «паражурналистики фейковых новостей». Обилие фальшивых сообщений, маскирующихся под новости, в последние годы достигло критической отметки, и это явление заслуживает серьезного научного анализа. К теоретическому осмыслению феномена «фейковых новостей» уже обращаются как отечественные [4—7], так и зарубежные авторы [8-14]4.

Иностранное слово «фейк» органично влилось в лексикон множества языков. В переводе с английского термин «фейк» (fake) обозначает «подделку», «фальшивку», «обман». «Фейковый» является синонимом таких слов как «поддельный», «фальшивый», «ложный», «фиктивный», «подставной», «искусственный», «ненастоящий», «липовый», «бутафорский». Глагол to fake переводится как «фальсифицировать», «притворяться», «имитировать», «инсценировать», «фабриковать».

Понятие «фейк» включает в себя ряд самых разнообразных явлений медиасреды. Так, фейками могут называться:

- поддельные тексты, а также фото-, видео- или аудиозаписи;

- страницы или блоги, которые ведутся от чьего-либо имени в социальных сетях (от имени реально существующих либо вымышленных личностей, исторических или художественных персонажей);

- поддельные страницы популярных сайтов (при переходе на эти страницы пользователь ошибочно думает, что получает информацию от ресурса, которому можно доверять; такие страницы также создаются

4 Интересным может быть ракурс рассмотрения «фейковых новостей» с точки зрения медиапотребления, то есть формирования определенного рыночного спроса на «фейковые новости» ^м.: Вартанова Е. Л. [15, с. 10]).

злоумышленниками, чтобы заманить пользователя и побудить его ввести на фальшивой странице свой настоящий логин или пароль в целях дальнейшего использования в своих интересах);

— искусственно созданная по заданию заказчика популярность личности, произведения, проекта (как правило, при помощи интернет-ботов и (или) тех же фальшивых аккаунтов, выставляющих «лайки» и постящих одобрительные комментарии) [16];

— полностью ложная либо частично искаженная информация о фактах, событиях и явлениях.

Если исходить из того, что новость — это оперативное информационное сообщение о событиях, произошедших недавно или происходящих в текущий момент, представляющее политический, экономический или общественный интерес для аудитории в своей свежести [17, с. 31—32], то «фейковая новость» — это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично. Возникает вопрос, имеет ли значение для отнесения новости к фей-кам заведомое знание создателя новости о ее недостоверности. Так, если журналист не утруждал себя фактчекингом5, добросовестно заблуждался в отношении некоторых фактов, автоматически скопировал новость из других СМИ, значит ли

5 Фактчекинг — это проверка статистики и других фактов в документах, текстах выступлений и публикаций на соответствие действительности. В США, странах Европы и Латинской Америки действует ряд организаций и порталов, занимающихся проверкой фактов, озвученных политиками и общественными деятелями. Среди них — Factcheck.org, Politifact.com, FactCheckEU. org, Fact Checket газеты The Washington post и т. д. Некоторые из этих порталов осуществляют контроль не только за правительством, но и за СМИ (http://www.slideshare. net/jonesapollo/watchdog-journalism).

это, что произведенную им новость можно считать фейком? Или если другой журналист, понимая оплошность коллеги, умышленно распространил эту недостоверную новость далее, означает ли это, что новость стала фейком с момента осознания ее недостоверности хотя бы одним человеком? Полагаем, что недостоверная новость является фейковой с момента ее создания независимо от того, умышленно, по причине халатного отношения или в силу добросовестного заблуждения возникла ее дефектность. Это предполагает более глубокий анализ совокупности:

а) объективно существующей информации, не соответствующей действительности;

б) субъективных факторов в виде психического отношения создателя и (или) распространителя новости к ее истинному содержанию;

в) субъективных факторов в виде психического отношения потребителей недостоверной информации к воспринимаемому ими контенту.

Анализ значительного массива «фейковых новостей» позволяет выделить следующие их разновидности:

I. В зависимости от соотношения достоверной и недостоверной информации:

1. «Новость» представляет собой ложь от начала до конца, например: «Правительство Исландии приняло решение выплачивать по 5000 евро каждому иммигранту, который возьмет в жены местную девушку»6.

6 Данный фейк можно обнаружить, на-

пример, на русскоязычном сайте dictat.net

(http://dictat.net/8652), на англоязычном ресурсе thespiritwhispers.com (http:// www.thespiritwhispers.com). Опровержение: Fontaine, P. No, The Government Will Not Pay You To Marry An Icelander (http:// grapevine.is/news/2016/07/01 /no-the-

Часто такие «фейковые новости» сообщают о «смертях» знаменитостей (в последнее время этим «славится» среди прочих сайт «Информационный портал Украины», зарегистрированный в конце 2013 г. в Гонконге7). На страницах этого сайта по адресу ipukr.com можно найти «новости» о «гибели» певицы Валерии и солиста группы «Любэ» Николая Расторгуева, «кончине» Иосифа Кобзона, Никиты Михалкова, Александра Мас-лякова и др. Нередки случаи «новостей», приписывающих какому-либо лицу высказывания, которых на самом деле не было. Так, в 2012 г. на одном из сайтов шуточных новостей появилась информация о том, что депутат Виталий Милонов представил на рассмотрение парламента Санкт-Петербурга законопроект о воинской повинности для всех нерожавших женщин старше 23 лет. Депутату приписали цитату: «Удел женщины — материнство. Если она сознательно пренебрегает тем даром, который ей дан Господом, то почему она не должна идти служить?»8 Прежде чем В. Милонов опроверг эту информацию [18], она широко распространилась в Интернете, так как после действительно имевших место не менее скандальных инициатив депутата пользователи уже не удивились такой идее.

2. «Новость» содержит ложь на фоне в целом достоверной информации, представленной выборочно. Ярким примером такого фейка является твит Олега Алиева от 21 июля 2014 г. с изображением ополченца

government-will-not-pay-you-to-marry-an-icelander).

7 URL : http://sitegur.com/ipukr.com.

8 Скандальный петербургский едино-росс судится с Навальным из-за «фейка» о нерожавших женщинах [Электронный ресурс]. URL : https://www.newsru.com/ russia/21aug2013/milonov.html.

ДНР, который держит в руке кольцо жертвы разбившегося малайзийского «Боинга-777»9. Украинский сайт ipress.ua сообщил об этом твите под заголовком «Российского террориста поймали на краже кольца с пальца жертвы разбитого «Боинг-777», однако фото предусмотрительно не выложил10. Национальный антикоррупционный портал Украины разместил твит Алиева как «ФОТОФАКТ»11. 22 июля фото появилось в английской газете The Daily Mail, поставившей вопрос, не является ли это фото «свидетельством мародерства» со стороны ополченцев, «забирающих с места катастрофы вещи, которые могут быть крайне важными для расследования» [19]. Между тем для решения данного вопроса достаточно было посмотреть видеозапись, с которой был сделан скриншот. На видеокадрах отчетливо видно, что ополченец не забрал кольцо себе, а положил его в коробку с другими мелкими предметами для обеспечения их сохранности12.

3. В основе «новости» лежит реальное событие, отдельные фрагменты которого искажены. Это могут быть, к примеру, измененные в нуж-

9 Aliev, Oleg (OlegAliyev). ««Вот она моя прелесть»» #Россия российского террориста поймали на краже кольца с пальца жертвы #MH17» Jule. 21, 20147, 0:40 p.m. Tweet.

10 URL : http://ipress.ua/ru/news/ rossyyskogo_terrorysta_poymaly_na_ krazhe_koltsa_s_paltsa_zhertvi_razbytogo_ boyng777_75724.html.

11 URL : http://antikor.com.ua/ articles/9761-rossijskij_terrorist_voruet_ koljtso_s_paljtsa_hertvy_boinga._ fotofakt?search = %E2%EE%F2%20 %EE%ED%E0%20%EC%EE%FF%20 %EF%F0%E5%EB%E5%F1%F2%FC.

12 Чужая прелесть: ополченца необо-

снованно обвинили в краже кольца с места падения Boeing 777 [Электронный ресурс]. URL : https://russian.rt.com/article/42013.

ном для фальсификаторов русле аудио- и видеозаписи, отредактированные фотографии; цитаты, вырванные из контекста или представленные в определенной последовательности и т. п. Так, остается дискуссионным вопрос о подлинности аудиозаписи перехвата радиопереговоров ополченцев ДНР, якобы обсуждавших летом 2014 г. падение «Боинга-777»13. Постпред РФ при ООН Виталий Чур-кин во время своего выступления перед членами Совета Безопасности ООН утверждал, что эта запись «была смонтирована из других переговоров, часть из которых велась до 17 июля» [20]. Аудиозапись сопровождают субтитры с фото «участников диалога», которыми, по версии Службы безопасности Украины, являются «сепаратист Игорь Безлер (Бес)» и «его куратор полковник ГРУ Генерального штаба России Василий Геранин». При этом на фото изображен не В. Геранин, а полковник в отставке, кандидат военных наук Муса Магомедович Хамзатов. Оригинал использованного фото М. М. Хамза-това легко обнаруживается в Интернете [21].

II. В зависимости от достоверности обстоятельств времени и места произошедшего события:

1. «Новость» преподносит как новость правдивую информацию, имевшую место в прошлом. Таким образом, например, в апреле 2016 г. «воскресла» новость о дорожно-транспортном происшествии с участием автомобиля знаменитого телеведущего Леонида Якубовича. Информация об этом событии, которое на самом деле произошло в 2011 г., распространялась в качестве «новости» [22].

13 URL : https://www.youtube.com/ watch?v=btFLSoAwG E.

2. «Новость» о событии, которое реально произошло в одном месте, преподносится как событие, произошедшее в другом. Так, пользователям социальных сетей и мессен-джеров Viber, WatsApp в Иркутске периодически рассылают тревожное сообщение о девочке «вроде как в белой шапке с бумбоном», которую безуспешно ищет бабушка вместе с полицейским в районе дома № 43 на бульваре Постышева. Вместе с тем известно, что в Иркутске такого дома нет, а ребенок вблизи указанного адреса действительно терялся, но в городе Хабаровске [23].

III. В зависимости от состава лиц, упоминаемых в «новости»:

1. «Новость» содержит ссылку на якобы имевшее место высказывание публичного лица, размещенное от имени фейкового аккаунта. Так, в качестве официальной российской реакции на принятие региональным советом итальянской области Венето резолюции, призывающей признать фактический статус Крыма и отменить санкции против России, англоязычный сайт телеканала Euronews продемонстрировал скриншот «акка-унта министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Twitter». Как пояснила официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, у Лаврова нет аккаунта в Twitter. При этом русскоязычный сайт телеканала фейк не разместил. «Это даже не пропаганда, это дезинформация. Возможная цель — раскрутка фейкового ресурса», — предположила М. Захарова, указав, что на сайте МИД России размещен полный перечень официальных аккаунтов его загранучреж-дений и руководства14.

14 МИД вновь упрекнул Euronews в не-

верной подаче информации [Электронный ресурс]. URL : http://www.vedomosti.ru/

2. «Новость» выставляет второстепенного участника события в качестве главного действующего лица. Например, на сайте управления Следственного комитета России по Иркутской области в конце 2016 г. появился текст под названием «Спасение детей от киберпреступлений», представляющий собой памятку для родителей по распознаванию признаков вовлеченности ребенка в группы, склоняющие к суицидам, в социальных сетях. Текст памятки был разработан сотрудниками общественной организации «Спасение детей от ки-берпреступлений» (г. Рязань) и содержал странные для неподготовленного читателя признаки «вовлеченности» (цитирование стихов Есенина и Бродского, сохранение фотографий с китами, котиками и т. п.). Ироничные материалы о размещении этого текста на сайте Следственного управления СК РФ по Иркутской области появились на сайтах Meduza15, Snob [24] и многих других. При этом лишь некоторые из них потрудились указать источник происхождения памятки, остальные спокойно приписали авторство Следственному управлению СК РФ по Иркутской области.

3. «Новость», основанная на непроверенных показаниях лиц, якобы являвшихся свидетелями каких-либо событий. Одним из ярких примеров подобной «новости» стала история о «распятом мальчике», рассказанная Первому каналу беженкой из

politics/news/2016/05/24/642163-mid-vnov.

15 Иркутский СК опубликовал инструкцию по спасению детей от интернета. Там говорится, что смерть едет на единороге в ад [Электронный ресурс]. URL : https:// meduza.io/news/2016/12/24/irkutskiy-sk-opublikoval-instruktsiyu-po-spaseniyu-detey-ot-interneta-tam-govoritsya-chto-smert-edet-na-edinoroge-v-ad.

Славянска16. В дальнейшем Первый канал подчеркнул, что это был «рассказ женщины, которой с детьми на руках удалось вырваться из-под обстрелов»: «Она не прячет лицо, называется настоящим именем — Галина Пышняк, признается, что ее муж — ополченец. У журналистов не было и нет доказательств этой трагедии, но это реальный рассказ реально существующей женщины, бежавшей из ада в Славянске. То, о чем она говорила, встало в один ряд, звено в уже бесконечной цепочке свидетельств. О судьбах десятков детей, разорванных снарядами, расстрелянных при попытке бежать, погибших при авианалетах и артобстрелах». Несмотря на допущение канала, что «рассказ несчастной плачущей беженки» мог быть «болезненной фантазией, страшнее которой оказалась реальная жизнь», отраженная в кадрах хроники этой войны17, оппозиционные СМИ получили возможность использовать выражение «распятый мальчик» для дискредитации темы о гибели мирного населения в ходе «антитеррористической операции».

IV. В зависимости от целей создания и распространения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Новости», создаваемые и распространяемые с целью развлечения потребителя. Современная медиасреда включает в себя отдельную нишу информационных ресурсов, созданных для производ-

16 URL : https://www.1tv.ru/ news/ 2014/07/12/37175-bezhenka_ iz_slavyanska_vspominaet_kak_pri_ ney_kaznili_malenkogo_syna_i_zhenu_ opolchentsa.

17 URL : https://www.1tv.ru/news/ 2014/12/21/31502-zhurnalisty_pervogo_ otvechayut_na_obvineniya_vo_lzhi_v_ svyazi_s_syuzhetom_pro_ubiystvo_ rebenka_v_slavyanske.

ства фейковых новостей. Одним из самых популярных производителей сатирических фейковых новостей в Америке является медиапроект The Onion18. Запустив издание в качестве пародийной газеты в студенческом общежитии Висконсинского университета в Медисоне, в 2001 г. редакция The Onion переехала в Нью-Йорк и сосредоточила свои усилия в Интернете. Печатное издание было закрыто в 2013 г., и сегодня, кроме сайта, The Onion выпускает видеоновости, представленные на канале YouTube. Пародирующая телевидение интернет-сеть называется ONN (Onion News Network) — по аналогии с CNN. Помимо фейковых новостей, канал производит фейковые ток-шоу, фейковые расследования и представляет обзоры новинок киноиндустрии, выполненные в характерном для издания стиле [25]. В России на создании юмористических фей-ковых новостей специализируются ресурсы FOGNEWS19, HOBOSTI20, FIBSTER21 и др.

2. «Новости», создаваемые и распространяемые в целях достижения политических преимуществ: дискредитации политических конкурентов (в том числе в ходе предвыборной борьбы), провоцирования уличных беспорядков, насильственной смены власти и т. д. Во время предвыборной президентской гонки в США появились фейковые новости о том, что Хиллари Клинтон и ее муж Билл через пиццерию Comet Ping Pong при попустительстве ее владельцев управляли преступным бизнесом по сексуальной эксплуатации детей. В результате заведение стало получать тысячи угроз, в его адрес неделями распространялись новые

18 URL : http://www.theonion.com.

19 URL : http://fognews.ru.

20 URL : http://hobosti.ru.

21 URL : http://fibster.ru.

клеветнические истории, а во дворике Comet Ping Pong обнаружили женщин, которые искали секретные туннели по доставке детей для занятий проституцией и проведения магических ритуалов. В декабре 2016 г. в Вашингтоне в одной из пиццерий этой сети начал стрельбу 28-летний мужчина. По словам очевидцев, он стрелял, утверждая, что хочет расследовать так называемый Пицца-гейт22. Примечательно, что после этого скандала Дональд Трамп, который и сам неоднократно становился объектом фейковых новостей, уволил одного из сотрудников своей переходной команды, Майкла Флинна — младшего, позволявшего себе писать одобрительные твиты о «Пицца-гейте»23.

3. «Новости», создаваемые в целях дискриминации лиц по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Наглядным примером служат «новости информационных войн», которые ведутся параллельно с реальными боевыми действиями в горячих точках нашей планеты.

4. «Новости», создаваемые и распространяемые в целях манипуляции рынком или получения определенных преимуществ в экономической деятельности. В ноябре 2016 г. на 20 % (с потерей порядка 7 млрд евро

22 Желающий расследовать «Пицца-гейт» вокруг Клинтон открыл огонь в пиццерии в Вашинтоне [Электронный ресурс]. URL : http://www.vedomosti.ru/politics/ news/2016/12/05/668159-pitstsa-geit.

23 Член переходной команды Трампа уволен из-за ретвита слухов о Клинтон и пиццерии [Электронный ресурс]. URL : https:// lenta.ru/news/2016/12/07/pizzagate.

капитализации) рухнули акции французской строительной компании Vinci SA. Это произошло после того, как сразу несколько финансовых СМИ опубликовали ложную новость об увольнении финансового директора фирмы. В поддельном пресс-релизе сообщалось, что топ-менеджер уволен за ошибки в отчетности, которые могли привести к завышению результатов в 3,5 млрд евро. Релиз содержал ссылку на сайт, имитирующий настоящий сайт компании. Также в письме был поддельный номер телефона, принадлежащий якобы пресс-секретарю Vinci Полю-Алексису Буке. На звонок журналистов Dow Jones Newswires ответил человек, представившийся Полем-Алексисом, и подтвердил эту новость. Затем злоумышленники опубликовали с того же адреса частичное опровержение новости, что еще больше запутало участников рынка. После закрытия торгов СМИ получили анонимное письмо, автор которого назвал ме-диаатаку местью за действия Vinci в России и Франции, вызвавшие разрушение окружающей среды [26].

5. «Новости», создаваемые и распространяемые в целях повышения интернет-трафика. С многочисленными примерами подобных «новостей» постоянно сталкиваются пользователи социальных сетей, а также мессенджеров типа Viber, WatsApp и др. Информация о потерявшихся детях, домашних животных, срочно необходимой для спасения жизни редкой группы крови и т. п. распространяется по социальным сетям подобно вирусу, многократно умножая доходы мобильных операторов за счет увеличения интернет-трафика. В преддверии Нового года в социальных сетях по всей стране появилась новость следующего содержания: «Информация из нашей инфекционной больницы. 10 детей

в реанимации, 2 погибли. Причина того — китайские мандарины с веточками!» «Информацию» непрерывно опровергали медики инфекционных больниц в различных населенных пунктах24.

6. «Новости», создаваемые и распространяемые с целью мошеннического завладения денежными средствами и прочим имуществом потребителей. К разряду таких новостей нередко относятся новости о сборе денег на лечение тяжелобольных детей, которые на поверку оказываются недостоверными25.

7. «Новости», создаваемые в целях нанесения ущерба информации, хранящейся в компьютере пользователя. Так, под «новостью» о смерти знаменитого актера Бреда Питта, якобы исходящей от американского телеканала Fox News, был замаскирован вредоносный компьютерный вирус, который активировался при нажатии на это сообщение26.

8. «Новости», создаваемые и распространяемые с целью привлечения внимания к отдельной личности, компании, проекту или движению. К примеру, среди российских подростков так в конце 2015 г. был «раскручен» образ нового «кумира» — девочки, известной под интернет-мемом Рины

24 Федосеенко В. Иркутяне отравились «мандаринами с веточками»? Минздрав отрицает [Электронный ресурс]. URL : http:// newsbabr.com/irk/?IDE=153827 ; Слухи об отравлении детей мандаринами добрались до Тюмени [Электронный ресурс]. URL : http://www.naurfo.ru/news/38194.

25 См., напр.: Мошенники собрали рекордные пожертвования под реальные истории болезни нуждающихся в лечении детей [Электронный ресурс]. URL : http://pravo. ru/news/view/103023.

26 Бред Питт умер. Почему не стоит смотреть такую новость в интернете [Электронный ресурс]. URL : http://thejizn. com/2016/09/28/brad-pitt-death-hoax-facebook.

«Ня.Пока» [27]. 23 ноября 2015 г. 16-летняя Рина легла на железнодорожное полотно в нескольких метрах от движущегося в ее направлении грузового поезда. Фото девочки с отрезанной головой почти мгновенно было выложено в Интернет. После ажиотажа, вызванного смертью Рины, в социальной сети «ВКонтакте» был запущен слух, что девочка состояла в одной из групп, проводящих с пользователями игру в так называемый суицидальный квест. В результате многократно возрос спровоцированный такой «новостью» интерес к «игре» с трагическими последствиями [28].

V. В зависимости от уровня восприятия достоверности:

1. «Новости», носящие явно фей-ковый характер.

2. «Новости», способные вызвать сомнение относительно их «фейко-вости» и побудить потребителей проверить полученную информацию.

3. «Новости», сфальсифицированные столь убедительно, что сомнений в их «фейковости» практически не возникает.

Приведенный нами анализ возможных классификаций фейковых новостей наглядно демонстрирует опасность, которую представляет собой этот медиафеномен в современных условиях развития информационных технологий. Образно говоря, неконтролируемое распространение фейковых новостей способно провоцировать своего рода «информационные теракты» огромной разрушительной силы. Осознание негативных аспектов этого явления побуждает социальные и государственные институты к поиску механизмов фильтрации фейковых вбросов.

Так, во время последней президентской кампании в США Facebook, Twitter и Google подверглись жест-

кой критике за активное распространение фейковых новостей о кандидатах Дональде Трампе и Хиллари Клинтон. Такие новости получали в Facebook больший охват, чем реальные новости The New York Times, The Washington Post, The Huffington Post и др.27 Согласно исследованию Крей-га Сильвермана (Craig Silverman), 20 самых популярных фейковых новостей собрали в феврале — ноябре 2016 г. около 8,7 млн перепостов, лайков и комментариев, а топ-20 реальных новостей — 7,4 млн [31]. В числе прочего западные СМИ писали о группах подростков из Македонии, зарабатывавших сотни тысяч долларов на создании фейковых новостей об американской политике [32—33].

Результаты исследования Pew Research Center показали, что американцы признали фейковые новости реальной проблемой. Большинство опрошенных считают, что распространение фейков сбивало людей с толку и мешало составлять представление о происходящем. Треть опрошенных заявили, что они лично видели онлайн фейковые новости. 71 % респондентов считают, что соцсети и поисковые системы обязаны пресекать распространение фейков, а также что бороться с ними должны и политики, и представители общественности. Около 25 % опрошенных признались, что сами распространяли фейковые новости, а 14 % сказали, что делали это, хотя точно знали, что это фейк [34].

27 Попутно отметим, что феномен фейковых новостей нашел отражение даже в ироничном изменении наименования социальной сети Facebook. Так, издательство Sourcebooks выпускает книгу Дейва Чичи-релли «ФЕЙКБУК. Реальная история, основанная на настоящей лжи» [29], а газета «Ведомости» публикует материал под заголовком «Социальная сеть Fakebook» [30].

Основатель Facebook Марк Цу-керберг, изначально отрицавший возможность влияния фейковых новостей на исход американских выборов28, тем не менее, вынужден был признать наличие проблемы и предложил ряд мер по борьбе с фейко-выми новостями. Эта соцсеть, как и Google29, больше не будет делиться рекламными доходами с сайтами, которые распространяют фейковые новости [35]. Десятки сотрудников Facebook были переведены из других проектов для срочного решения этой проблемы, решается вопрос об использовании искусственного интеллекта (artificial intelligence, AI) для выявления фейковых новостей и сцен насилия в прямых видеотрансляциях [34]. Кроме того, Facebook решил привлечь к решению проблемы журналистов. Компания будет работать с новостными редакциями30 и организует целую кампанию по обучению пользователей тому, как отличить настоящие новости от фейков [37].

Глава фракции Социал-демократической партии Германии Томас Опперманн счел эти меры недостаточными и предложил штрафовать Facebook и другие платформы на сумму до 500 тыс. евро, если они

28 Цукерберг назвал безумными обвинения Facebook в помощи Трампу [Электронный ресурс]. - URL : http://www.vedomosti. ru/politics/news/2016/11/11/664541-tsukerberg-bezumnimi.

29 Google сообщил, что запретит рекламировать в своей системе Google AdSense сайты, размещающие искаженную информацию и скрывающие имена своих владельцев.

30 При этом правые уже начали жало-

ваться, что Facebook договорился о фак-тчекинге с левыми организациями. В частности, главный редактор Daily Wire Бен Шапиро заявил, что фактчекерами стали Politifact, Factcheck.org, Snopes, ABC news и The Washington Post, все они имеют левый уклон, и это бедствие для новостей [33].

не будут своевременно удалять фейковые новости. В декабре правительство Германии заявило, что начало разрабатывать законопроект, в случае принятия которого Facebook будут грозить такие штрафы за распространение фейковых новостей. Министр юстиции Германии Хайко Маас заявил, что фейковые новости несут угрозу культуре дискуссии в стране, и предупредил, что в наиболее вопиющих случаях их распространителям будет грозить до пяти лет тюрьмы, но и сами соцсети должны нести часть ответственности. Министр считает, что лживые и возбуждающие ненависть новости должны удаляться немедленно после поступления жа-лобы31.

Германия стала первой страной после США, где Facebook запустит в тестовом режиме систему выявления и маркировки фейковых новостей. Компания попытается взять под контроль возможный вброс новостных фальшивок в преддверии выборов в бундестаг, которые намечены на сентябрь 2017 г. Германские пользователи смогут пожаловаться на новость, которая им кажется сфальсифицированной. Жалоба будет направлена независимому фактчеке-ру — Correctiv. Если там подтвердят, что новость — фальшивка, она будет маркирована как «спорная» и к ней будет прилагаться разъяснение. В новостных лентах пользователей такие новости будут получать пониженный приоритет, будут появляться ниже и реже, чем обычно, а при попытке их распространить пользователи будут получать предупреждение.

В меню Facebook появится возможность пожаловаться на предположительно фейковую новость. По

31 В Германии могут начать штрафовать Facebook [Электронный ресурс]. URL : https://ria.ru/world/20161216/ 1483846152.html.

таким сигналам соцсеть будет передавать отмеченные новости на проверку в сторонние организации. Если те подтвердят, что это фальшивка, новость получит отметку «спорная», а также у нее появится линк на объяснение, почему проверяющие пришли к такому выводу [38].

В России в рамках борьбы с недостоверной информацией с 2017 г. вступил в силу Закон № 208-ФЗ, известный в прессе как Закон «О новостных агрегаторах»32. Этим нормативным актом в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включена статья 10.4. («Особенности распространения информации новостным агрегатором»). Данная статья определяет новостной агрега-тор как «программу для электронных вычислительных машин, сайт и (или) страницу сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет»». Информационные ресурсы, которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информа-

32 О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июня.

ции» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 в качестве сетевых изданий, новостными агрегаторами не являются.

Под новостной информацией понимается общедоступная информация, полученная из средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», а также иных источников.

Владельцем новостного агрега-тора может быть только российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации.

С принятием данного Закона владельцы новостных агрегаторов обязаны среди прочего:

1) проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания уполномоченного органа;

2) не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений;

3) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

4) хранить в течение шести месяцев распространенную ими новостную информацию, сведения об источнике ее получения, а также сведения о сроках ее распространения.

Владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к от-

ветственности за нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

В случае обнаружения на новостном агрегаторе фактов фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации уполномоченные государственные органы вправе обратиться в Роскомнадзор с приложением решения суда или решения указанного государственного органа с требованием принять меры по прекращению распространения такой информации. Роскомнадзор в течение 24 часов с момента получения такого требования рассматривает его и направляет владельцу новостного агрегатора предписание о незамедлительном прекращении запрещенной для распространения информации.

Закон «О новостных агрегато-рах» прежде всего затрагивает такие ресурсы, как «Яндекс.Новости»33 и «Новости Google», которые автоматически собирают новостную картину дня из публикаций избранных электронных изданий. Несмотря на резкую критику представителей интернет-бизнеса, уже побудившую Роскомнадзор выпустить «успокаивающие» разъяснения34, полагаем,

33 По данным TNS Web Index, на сентябрь 2016 г. аудитория «Яндекс.Ново-стей» насчитывала порядка 25 млн человек (http://pravo.ru/news/view/134866).

34 Разъяснения по вопросу распростра-

нения новостными агрегаторами информа-

что данный Закон является адекватной предупредительной мерой на пути вбросов фейковых новостей за пределами социальных сетей, где эта проблема пока все еще остается нерешенной.

Подводя итог, обозначим назревшую необходимость в разработке комплекса мер, направленных на предупреждение распространения фейковых новостей и нейтрализацию последствий такого распространения. В этой связи отметим очевидную необходимость доработки действующей Доктрины информационной безопасности Российской Федерации35. Доктрина содержит утверждение о том, что «реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации», но ни в одном положении не развивает тезис о необходимости защиты этой достоверной информации от информации фейко-вой. Между тем «журналистика факта» должна решительно выступить против «паражурналистики фейка», а для этого журналистскому сообществу требуется не только адекватный подход к трансляции новостей со стороны социальных сетей, но и взыскательная читательская аудитория, овладевшая хотя бы азами медиагра-мотности. Честные журналисты нужны не только президенту Америки — в них нуждается все человечество.

ции, размещенной на сайтах, не являющихся СМИ [Электронный ресурс]. URL : https:// rkn.gov.ru/news/rsoc/news41987.htm.

35 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г. № 646 // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.

REFERENCES

1. Korkonosenko S. G. (ed.) Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista [Basics of Creative Journalism]. St. Petersburg, Znanie Publ., Saint Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law Publ., 2000. 272 p.

2. Repkova T. Novoe vremya: kak izdavat' professional'nuyu gazetu v demokraticheskom obshchestve [Modern Age: How To Publish A Professional Newspaper in a Democratic Society]. Moscow, GIPP Publ., 2001. 468 p.

3. Kolesnichenko A. V. Prakticheskaya zhurnalistika [Practical Journalism]. Moscow State University, 2008. 180 p.

4. Issers O. S. Mediafake: between truth and hoax. Kommunikativnye issledovaniya = Communicative Studies, 2014, no. 2, pp. 112-123. (In Russian).

5. Ilchenko S. N. Fake journalism as an element of the contemporary show-civilization. Izvesti-ya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury = Ural Federal University Journal. V.1, Issues in Education, Science and Culture, 2016, vol. 153, no. 22-3, pp. 14-18. (In Russian).

6. Nigmatullina K. R. The value of information as a subject of axiology of journalism. Vek infor-matsii = Information Age, 2016, no. 2, pp. 154. (In Russian).

7. Dzhazoyan A. E. The fifth estate illusion: how social networks influence on journalism practice. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologiya, isto-riya, vostokovedenie = Transbaikal State University Journal. V. Philology, History, Oriental Studies, 2014, no. 2, pp. 93-100. (In Russian).

8. Amarasingam A. (ed.). The Stewart/Colbert effect: Essays on the real impacts of fake news. McFarland, 2011. 197 p.

9. Borden S. L., Tew C. The role of journalist and the performance of journalism: Ethical lessons from «fake» news (seriously). Journal of Mass Media Ethics, 2007, vol. 22, no. 4, pp. 300-314.

10. McBeth M. K., Clemons R. S. Is the Fake News the Real News? The Significance of Stewart and Colbert on Democratic Discourse, Politics, and Policy, 2011. Available at: https:// works.bepress.com/mark_mcbeth/37/

11. Marchi R. With Facebook, blogs, and fake news, teens reject journalistic «objectivity». Journal of Communication Inquiry, 2012, vol. 36, no. 3, pp. 246-262.

12. Willingham E. A Scientific Approach To Distinguishing Real From Fake News. Forbes magazine, 2016, November 28.

13. McEvers K. Stanford Study Finds Most Students Vulnerable To Fake News. Available at: http://www.npr.org/2016/11/22/503052574/stanford-study-finds-most-students-vulnera-ble-to-fake-news.

14. Jaramillo C. How to break it to your friends and family that they're sharing fake news. The Dallas Morning News, 2016, November 15.

15. Vartanova E. L. On the Problem of Updating the Theory of Journalism and the Theory of the Mass Media. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 5-13. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13. (In Russian).

16. Klishin I. Most Retweeted News: a New Level of Fake Propaganda. Vedomosti, 2014, February 12. (In Russian).

17. Randall D. The Universal Journalist: Expanded and Updated. Pluto Press, 2016. 292 p.

18. Stekol'shchikova E. Will Women Be Made to Give Birth to Children or Go to the Army? Komsomol'skaya pravda, 2012, August 22. (In Russian).

19. Steere T., Marsden S. Is this the moment a rebel stole plane victim's ring? Outrage as picture emerges showing militiaman rifling through MH17 wreckage. Available at: http:// www.dailymail.co.uk/news/article-2700645/Is-moment-rebel-stole-plane-victims-ring-0ut-rage-picture-emerges-militia-rifling-MH17-wreckage.html.

20. Pyatnitskaya S., Novikova A. Churkin accused the Ukraine of Faking Facts on the Boeing Crash. Komsomol'skaya pravda, 2014, July 22.

21. Pankin A. Journalists Go Marauding on the Boeing Wreckage. Komsomol'skaya pravda, 2014, July 22.

22. Evtushenko A. Kazalos' by, pri chem tut Yakubovich [What Does it Have to Do with Yakubovich?]. Available at: https://www.gazeta.ru/tech/2016/04/19/8184167/shok-con-tent.shtml.

23. Lisina Ya. Pol'zovatelyam «vaibera» v Irkutske rassylayut lozhnuyu informatsiya o pot-eryavsheisya na Postysheva devochke [Viber Users Get Sent Fake News on a Girl Lost on Posti-shev Street in Irkutsk]. Available at: http://www.irk.kp.ru/online/news/2280182.

24. Vladimirova V. Instruktsiya irkutskogo SK o detskikh suitsidakh: vinovaty Brodskii, Nike i kity [Irkutsk Investigation Committee Instruction on Children's Suicide: Brodsky, Nike and Whales are to Blame]. Available at: https://snob.ru/selected/entry/118603Futm_ source=Viber&utm_medium=Chat&utm_campaign=Private.

25. Karpov M. Sochnye lukovki. Kak glavnyi sait feikovykh novostei obmanyvaet ves' mir [Juicy Onions. How the Main Fake News Site Deceives the Whole World]. Available at: https:// lenta.ru/articles/2016/09/17/theonion.

26. Smirnov S. Kotirovki Vinci rukhnuli iz-za khorosho organizovannogo feika [Vinci Prices Collapsed because of a Well-Organized Fake]. Available at: http://www.vedomosti.ru/busi-ness/articles/2016/11/23/666587-kotirovki-vinci.

27. Kochegarov P. Nya. Ikona suitsida [Nia. A Suicide Icon]. Available at: https://life.ru/t /%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D1%8F/412546/nia_ikona_suitsida.

28. Mursalieva G. Suicidal Groups. Novaya gazeta, 2016, May 16. (In Russian).

29. Chichirelli D. FEIKBUK. Real'naya istoriya, osnovannaya na nastoyashchei lzhi [Fake-book: a Real Story Based on a True Lie]. Moscow, AST Publ., 2013. 326 p.

30. Boletskaya K. Fakebook, a Social Network. Vedomosti, 2016, December 2. Vedomosti, 2016, December 2.

31. Silverman С. This Analysis Shows How Viral Fake Election News Stories Outperformed Real News On Facebook. Available at: https://www.buzzfeed.com/craig-silverman /viral-fake-election-news-outperformed-real-news-on-facebook?utm_term = . rczAw5q3q&utm_source=Quartz+Morning + Brief&utm_campaign=205085af14-EMAIL_ CAMPAIGN_2016_11_19&utm_medium=email#.sxlBZnxvx].

32. Tynan D. How Facebook powers money machines for obscure political 'news' sites — From Macedonia to the San Francisco Bay, clickbait political sites are cashing in on Trumpmania — and they're getting a big boost from Facebook. The Guardian, 2016, August 24.

33. Birn E. From Macedonia with a Fake. Vedomosti, 2016, December 19.

34. Barthel M., Mitchell A., Holcomb J. Many Americans Believe Fake News Is Sowing Confusion. Pew Research Center, December, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Raibman N. Facebook nachal bor'bu s feikovymi novostyami [Facebook Starts Taking Measures Against Fake News]. Available at: http://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2016/12/16/669946-facebook-borbu.

36. Condliffe J. Facebook's Fake-News Ad Ban Is Not Enough. MIT Technology Review, 2016, November 15.

37. Golitsyna A. Zhurnalisty pomogut Facebook borot'sya s feikami [Journalists Will Help Facebook Take Measures Against Fake News]. Available at: http://www.vedomosti.ru/tech-nology/articles/2017/01/11/672608-zhurnalisti-pomogut-facebook.

38. Facebook rolls out fake-news filtering service to Germany. Financial Times, 2017, January 15.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — 272 с.

2. Репкова Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе / Т. Репкова. — М. : ГИПП, 2001. — 468 c.

3. Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учеб. пособие / А. В. Колесничен-ко. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. — 180 c.

4. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией / О. С. Иссерс // Коммуникативные исследования. — 2014. — № 2. — C. 112-123.

5. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С. Н. Ильченко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. — 2016. — Т. 153, № 22-3. — С. 14-18.

6. Нигматуллина К. Р. Ценность информации как предмет аксиологии журналистики / К. Р. Нигматуллина // Век информации. — 2016. — № 2. — С. 154-156.

7. Джазоян А. Е. Иллюзия «пятой власти»: как социальные сети модернизируют журналистику / А. Е. Джазоян // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Филология, история, востоковедение. — 2014. — № 2. — C. 93-100.

8. Amarasingam A. (ed.). The Stewart/Colbert effect: Essays on the real impacts of fake news. — McFarland, 2011. — 197 p.

9. Borden S. L. The role of journalist and the performance of journalism: Ethical lessons from «fake» news (seriously) / S. L. Borden, C. Tew // Journal of Mass Media Ethics. — 2007. — Vol. 22, no. 4. — Pp. 300-314.

10. McBeth M. K. Is the Fake News the Real News? The Significance of Stewart and Colbert on Democratic Discourse, Politics, and Policy [Electronic resource] / M. K. McBeth, R. S. Clemons. — 2011. — Mode of access: https://works.bepress.com/mark_mcbeth/37/

11. Marchi R. With Facebook, blogs, and fake news, teens reject journalistic «objectivity» / R. Marchi // Journal of Communication Inquiry. — 2012. — Vol. 36, № 3. — Pp. 246-262.

12. Willingham E. A Scientific Approach To Distinguishing Real From Fake News / E. Willingham // Forbes magazine. — 2016. — November 28.

13. McEvers K. Stanford Study Finds Most Students Vulnerable To Fake News [Electronic resource] / K. McEvers. — Mode of access : http://www.npr.org/2016/1 1/22/503052574/ stanford-study-finds-most-students-vulnerable-to-fake-news.

14. Jaramillo С. How to break it to your friends and family that they're sharing fake news / С. Jaramillo // The Dallas Morning News. — 2016. — November 1 5.

15. Вартанова Е. Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ / Е. Л. Вартанова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 1. — С. 5-13. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13.

16. Клишин И. Максимальный ретвит: Фейк-пропаганда на новом уровне / И. Кли-шин // Ведомости. — 2014. — 12 февр.

17. Randall D. The Universal Journalist: Expanded and Updated / D. Randall. — Pluto Press, 2016. — 292 p.

18. Стекольщикова Е. Женщин заставят рожать или отправят в армию? / Е. Стекольщи-кова // Комсомольская правда. — 2012. — 22 авг.

19. Steere Т. Is this the moment a rebel stole plane victim's ring? Outrage as picture emerges showing militiaman rifling through MH17 wreckage [Electronic resource] / Т. Steere, S. Marsden. — Mode of access : http://www.dailymail.co.uk/news/article-2700645/Is-moment-rebel-stole-plane-victims-ring-Outrage-picture-emerges-militia-rifling-MH17-wreckage.html.

20. Пятницкая С. Чуркин обвинил Украину в фальсификации данных о падении «Боинга» / С. Пятницкая, А. Новикова // Комсомольская правда. — 2014. — 22 июля.

21. Панкин А. Журналисты мародерствуют на обломках «Боинга» / А. Панкин // Комсомольская правда. — 2014. — 22 июля.

22. Евтушенко А. Казалось бы, при чем тут Якубович [Электронный ресурс] / А. Евтушенко. — Режим доступа : https://www.gazeta.ru/tech/2016/04/19/8184167/shok-content.shtml.

23. Лисина Я. Пользователям «вайбера» в Иркутске рассылают ложную информация о потерявшейся на Постышева девочке [Электронный ресурс] / Я. Лисина. — Режим доступа : http://www.irk.kp.ru/online/news/2280182.

24. Владимирова В. Инструкция иркутского СК о детских суицидах: виноваты Бродский, Nike и киты [Электронный ресурс] / В. Владимирова. — Режим доступа : https://snob.ru/ selected/entry/118603?utm_source=Viber&utm_medium=Chat&utm_campaign=Private.

25. Карпов М. Сочные луковки. Как главный сайт фейковых новостей обманывает весь мир [Электронный ресурс] / Михаил Карпов. — Режим доступа : https://lenta.ru/ articles/2016/09/17/theonion.

26. Смирнов С. Котировки Vinci рухнули из-за хорошо организованного фейка [Электронный ресурс] / С. Смирнов. — Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/business/ articles/2016/11/23/666587-kotirovki-vinci.

27. Кочегаров П. Ня. Икона суицида [Электронный ресурс] / П. Кочегаров. — Режим доступа : https://life.ru/t/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4 %D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/412546/nia_ikona_suitsida.

28. Мурсалиева Г. Группы смерти / Г. Мурсалиева // Новая газета. — 2016. — 16 мая.

29. Чичирелли Д. ФЕЙКБУК. Реальная история, основанная на настоящей лжи / Д. Чичи-релли. — М. : АСТ, 2013. — 326 с.

30. Болецкая К. Социальная сеть Fakebook / К. Болецкая // Ведомости. — 2016. — 2 дек.

31. Silverman С. This Analysis Shows How Viral Fake Election News Stories Outperformed Real News On Facebook [Electronic resource] / C. Silverman. — Mode of access : https:// www.buzzfeed.com/craigsilverman/viral-fake-election-news-outperformed-real-news-on-facebook?utm_term=.rczAw5q3q&utm_source = Quartz + Morning + Brief&utm_ campaign=205085af14-EMAIL_CAMPAIGN_2016_11_19&utm_medium=email#.sxlBZnxvx].

32. Tynan D. How Facebook powers money machines for obscure political 'news' sites — From Macedonia to the San Francisco Bay, clickbait political sites are cashing in on Trumpmania — and they're getting a big boost from Facebook / D. Tynan // The Guardian. — 2016. —

August 24.

33. Бирн Э. Из Македонии — с фейком / Э. Бирн // Ведомости. — 2016. — 19 дек.

34. Barthel M. Many Americans Believe Fake News Is Sowing Confusion / M. Barthel, A. Mitchell, J. Holcomb. — Pew Research Center, December, 2016.

35. Райбман Н. Facebook начал борьбу с фейковыми новостями / Н. Райбман [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2016/12/16/669946-facebook-borbu.

36. Condliffe J. Facebook's Fake-News Ad Ban Is Not Enough / J. Condliffe // MIT Technology Review. — 2016. — November, 15.

37. Голицына А. Журналисты помогут Facebook бороться с фейками [Электронный ресурс] / Анастасия Голицына. — Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2017/01/11/672608-zhurnalisti-pomogut-facebook.

38. Facebook rolls out fake-news filtering service to Germany // Financial Times. — 2017. — January, 15.

REFERENCE TO ARTICLE

Sukhodolov A. P., Bychkova A. M. Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of taking measures against it. Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 143-169. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Суходолов А. П., Бычкова А. М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 2. — С. 143-169. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.