Emashov Yaroslav Igorevich AMERICAN FAKE NEWS ..
political sciences
УДК 327.83
АМЕРИКАНСКИЕ FAKE NEWS КАК УГРОЗА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2017
Емашов Ярослав Игоревич, студент факультета «Международные отношения» Московский государственный институт международных отношений (университет) (119454, Россия, Москва, Проспект Вернадского, 76, e-mail: yaroslav404@inbox.ru)
Аннотация. Американское информационное давление, в частности, публикуемая недостоверная информация СМИ США, наносит ущерб России во многих аспектах. Так, начиная от формирования и изменения взглядов российского слушателя/читателя на политические, экономические и социальные реалии, заканчивая восприятием Российской Федерации на международной арене со стороны других международных акторов, распространяют своё влияние иностранные средства массовой информации. Линия ведения информационной войны США является прямым продолжением теории «психологических операций», сформулированной в 1950-е гг. и оттачиваемой в последующем в ходе ведения войн и военных конфликтов. В прошлом являясь «империей зла», Россия по-прежнему остаётся одним из наиболее важных объектов, к которым применяется данная концепция. Помимо такого важного фактора, как политическое противостояние в статье рассматриваются факторы, благоприятствующие распространению неточной и ложной информации: антиинтеллектуализм, стремление СМИ к развитию развлекательной составляющей, т.н. «сенсационализм», а также переизбыток информации в современном мире. В целях противостояния информационному влиянию извне, с одной стороны, Россия действует по линии Министерства иностранных дел РФ, в частности по линии посольств, с другой стороны, в последнее время всё более активно с данным явлением борются отечественные СМИ, осуществляющих свою деятельность в других странах на иностранных языках. Важным вопросом помимо классических публикаций с ложной информацией является и технологический прогресс, поскольку уже в обозримом будущем существует потенциальная угроза выпуска визуальных выступлений, которые будут создаваться искусственно, но будут выглядеть абсолютно реалистично.
Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика, Россия, МИД РФ, Захарова М.В., США, «психологические операции», журналистика, информационные войны, дезинформация, ложные новости, «фейк-ньюс», информационное давление, искажение информации, недостоверная информация, политическое влияние.
AMERICAN FAKE NEWS AS A THREAT TO THE RUSSIAN FEDERATION
© 2017
Emashov Yaroslav Igorevich, student of «International Relations» Moscow State Institute of International Relations (University)
(119454, Russia, Moscow, Vernadsky prospect, 76, e-mail: yaroslav404@inbox.ru)
Abstract. American information pressure, in particular published false information by the U.S. media, causes harm to Russia in many aspects. So, from the formed and changed views of a Russian reader and listener on the political, economic and social situation to perception of the Russian Federation by international actors at the international scene - all these are the influence spheres of the international media. The U.S. information warfare is a direct continuation of the theory of "psychological operations", which was formulated in the 1950s and then refined during wars and military conflicts. Having been the "evil empire" in the past, Russia still remains to be one of the most important objects, to which this concept is applied. In addition to such important factor as the political confrontation the article studies factors which foster spread of inaccurate and false information: anti-intellectualism, media pursuit of development of an entertaining part, so called "sensationalism" and information overload of the present day. In order to resist the information external influence, on the one hand, Russia acts by means of the Ministry of Foreign Affairs, in particular by means of the embassies, on the other hand, in recent years the domestic media carrying out their activities in other countries in foreign languages have played a more active role in order to resist this tendency. Besides classical publications with false information there is another important issue which is called technological progress, as in the near future we will face a threat of production of visual statements which are created artificially, but it will look like real.
Keywords: international relations, foreign policy, Russia, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Zakharova M.V., USA, psychological operations, journalism, information warfare, misinformation, false news, fake news, information pressure, information distortion, misleading information, political influence.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация новостных сообщений, содержащих неверную информацию, в частности американскими СМИ в отношении России, приводит к формированию неточного, а зачастую в корне неверного образа Российской Федерации на мировой арене. Настоящее направление не является ни продуктом XX в., ни тем более XXI в., однако ввиду роста объёмов подобных публикаций и усложнении технологии средств массовой информации борьба с таким инструментом воздействия приобретает всё большую актуальность.
В большинстве случаев исследование фальшивых новостей носит сугубо номинальный и оценочный характер: политологи, журналисты и политики на разных уровнях не обходят стороной данную проблему, но их рассуждение сводится лишь к тому, что подтверждается существование такой тенденции, и затем они клеймят позором американские средства массовой информации. Именно из-за подобного поверхностного характера ознакомления с проблемой вопрос не решается либо решается, но очень медленно. Однако представленная работа носит аналитический характер, включая обзор и исследование причин и благоприятствующих факторов распространения ложной информации, а также в последу-
ющем представлены рекомендации по взаимодействию с американскими СМИ, которые в настоящий момент являются одними из наиболее влиятельных и авторитетных средств массовой информации в мире.
Целью данной работы служит обзор и характеристика дезинформационной составляющей американской политики, анализ противодействия российской стороны, а также факторов, которые способствуют распространению фальшивой информации. Данная тема раскрывается на примере этапов формирования американской дезинформационной политики, а также на примере конкретных событий, закономерностей поведения людей, подчеркивается серьезность использования и причинения ущерба посредством использования стратегического инструмента.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Фальшивая новость - неточная или полностью неверная информация, используемая целенаправленно определенной стороной в целях достижения необходимого результата. Зачастую целью подобного инструмента является нанесение репутационного ущерба другой стороне, принижение её достижений, то есть формирование неточного, зачастую негативного облика другой стороны в рамках мирового сообщества, а также с целью
314
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
политические науки
Емашов Ярослав Игоревич АМЕРИКАНСКИЕ FAKE NEWS ...
достижения иных преследуемых целей.
Ещё с незапамятных времен широко практикуется хитрость в вопросах ведения войны и одержании победы над противником. Так, самым очевидным примером является троянский конь и последующее падение Трои. Помимо этого, благодаря дезинформации в ходе Пелопоннесской войны в 415 г. до н.э. также были захвачены Сиракузы, куда греками был заслан агент, внедрившийся в доверие и уговоривший сиракузское войско напасть на греческий лагерь, тем самым оставив последний без обороны [1]. Подобное направление мысли присуще и китайскому военному искусству: полководец и военный стратег Сунь-цзы в трактате «Искусство войны» утверждал идею распространения недостоверных сведений в случае военного конфликта [2]. Далее, с ходом развития технологий и вырабатывания новых стратегий, использование дезинформации приобретало новые формы, но данное явление остается актуальным и по сей день, спустя более 2400 лет, актуальным и продуктивным инструментом в стремлении в той или иной степени выиграть преимущество, а также одержать победу над врагом.
Поскольку в настоящее время общество совершило грандиозный технологический скачок в сравнении, например, с упомянутым выше V в. до н.э., то и сама оболочка дезинформации, метод и инструменты её распространения также качественно изменились. Так, одним из главных факторов ведения углубленной информационной войны между Москвой и Вашингтоном, а вместе с ней и распространения дезинформации, является политическое противостояние [3][4]. В настоящий момент мы наблюдаем продолжение военно-политической конфронтации между СССР и США [5]: расширение и стремительное продвижение НАТО [6] на Восток и вместе с тем огромный комплекс проблем, связанных с европейской безопасностью, системой ПРО, с санкцион-ным режимом, введённым США 17 марта в 2014 г. В тот же день данное решение поддержали и министры иностранных дел Евросоюза, введя ограничительные меры в отношении российский официальных лиц, обвинив их в «подрыве территориальной целостности Украины». В дальнейшем данное направление поэтапно углублялось по многим аспектам: с одной стороны, в отношении юридических лиц, концернов и различного рода продукции, списки которых расширялись; с другой стороны, в отношении физических лиц. В такой обстановке дезинформация становится особенно часто используемым инструментом.
Помимо этого, благоприятную среду для распространения ложной информации создают и поддерживают:
- антиинтеллектуализм [7], популизм и общественное недоверие к экспертизе;
- развлекательная составляющая новостей: простота и забава = успех;
- новостной сенсационализм - эксклюзивы и т.н. «утечки»;
- переизбыток информации в окружающем мире и, как следствие, неспособность её анализа [8] и уязвимость в вопросе манипуляции общественным сознанием
[9].
Становление американской пропаганды с использованием соответствующих методов и средств ведения информационной войны прошло долгие этапы формирования. Начало было положено в 1955 г., когда Министерством армии США был принят документ ФМ-33-5 «Ведение психологической войны», где излагалась концепция оказания влияния на сознание, чувства и действия противника при помощи мероприятий, передающих идеи и информацию [10]. Данная концепция активно использовалась в ходе войны во Вьетнаме, в ходе вооруженных конфликтов в Гренаде (1983 г.), в Панаме (1989 г.), а также в ходе операции «Буря в пустыне» [11], в тот период т.н. «психологические операции» рассматривались как средство увеличения боевого потенциала.
В 1990-х гг. начинает развиваться направление ведения информационных войн. В данном случае точкой отсчета можно считать директиву Министерства обороны США Т3600.1 от 21 декабря 1992 г. под названием «Информационная война» [10]. В 1993 г. в директиве Комитета начальников штабов № 30 излагались основные принципы ведения информационной войны [10]. В дальнейшем на протяжении многих лет данное направление всячески совершенствуется посредством проведения научных конференций, посвященных данной проблематике (начиная с 1994 г.), разработки теоретических основ информационной борьбы и её практического применения.
Инструментарий США в области ведения информационной войны насчитывает множество единиц. На сегодняшний день наряду с активной работой в интернет среде акцентируется сфера теле- и радиовещания. К числу основных американских информационных агентств, осуществляющих свою деятельность по всему миру, относятся службы радио- и телевещания американского правительства «Голос Америки» и некоммерческие корпорации, финансируемые Конгрессом США, Радио Свободная Европа/ Радио Свобода (РС/РСЕ) и Радио Свободная Азия. Начав свою деятельность 1 марта 1953 г., русская редакция РС/РСЕ и по сей день осуществляет активную деятельность в сфере информационного давления на Россию (в прошлом - на СССР).
На текущий момент номинальной целью данной корпорации является поощрение развития демократических ценностей в странах, в которых «свобода прессы ограничена властями или пока не стала нормой общественной жизни», посредством новостей «без цензуры, ответственного обмена мнениями и открытого обсуждения проблем» [12]. Данное положение, равно как и основополагающий принцип журналистики - объективное освещение событий, абсолютно не соблюдаются. Так, в новостных публикациях повсеместно используется специальная лексика, акцентирующая внимание лишь на негативных событиях и явлениях в России, а также осуществляется попытка размывания фундамента власти, если не во всех, то точно в преобладающем большинстве статей, посвященным политическим событиям. Наглядным примером служат и радиопередачи «Лицом к событию», в ходе которых не просто подчеркивается весь негатив, но и осуществляется информационное давление на российского слушателя. В программе Радио Свобода «Отжим Крыма» от 18 марта 2016, в которой приняли участие депутат ЛДПР Андрей Свинцов и член Политкомитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин, всячески заглушалась и принижалась точка зрения о положительных тенденциях в связи с присоединением Крыма, и наоборот. Также, в программе «Голос МИДа» от 25 марта 2016 г., где приглашенным гостем стала М.В. Захарова - директор департамента информации и печати МИД РФ, уже оказывалось не просто информационное воздействия на слушателя, но также имели место и многочисленное искажение фактов, неточности, использование т.н. «двойных стандартов» с целью давления на отечественного слушателя. Важным и абсолютно недопустимым фактом является то, что в ходе программы дело доходило и до вопиющего, хамского поведения, проявляемого самим ведущим. Всё это свидетельствует о попытке информационного воздействия на российского читателя и слушателя с целью формирования, а также изменения взглядов на политические, экономические и социальные события и реалии.
Ранее в большинстве случаев для борьбы с проблемой распространения ложной информации использовались средства дипломатических представительств СССР и затем Российской Федерации, одной из главных функций которых является разъяснительное направление, то есть изложение советской и в дальнейшем российской политических линий, а также в случае искажения информационных данных предоставление имеющихся
Emashov Yaroslav Igorevich political
AMERICAN FAKE NEWS ... sciences
соответствующих. В единичных случаях публиковались опровержения в отечественной прессе, которые не всегда доходили до конечного иностранного читателя. В последующем был запущен ряд российских международных вещательных программ, и одной из наиболее успешных остается «RT» (ранее Russia Today „Россия сегодня"), начав своё вещание 10 декабря 2005 г. Наиболее молодым и активно набирающим обороты в данном направлении является новостное агентство «Sputnik» с началом вещания 10 ноября 2014 г.
Стремясь вывести противодействие распространению ложной информации на новый, более качественный уровень, 20 февраля 2017 года [13] МИД Российской Федерации основывает на сайте министерства специальную рубрику, где разоблачаются публикации новостных агентств со всего мира [14]. В настоящий момент данный раздел сайта содержит 45 новостных сообщений с пометкой „fake news" - ложная информация.
К сожалению, с течением времени данная проблема усугубляется и развитием технологий. В ходе SIGGRAPH 2017 [15], крупнейшей и наиболее влиятельной ежегодной конференции и выставки в области компьютерной графики и интерактивных технологий [16], проходившей 30 июля - 3 августа 2017 г. в г. Лос-Анджелес, США, была представлена новая технология. На данном мероприятии была продемонстрирована смоделированная речь бывшего президента США Б. Обамы. Проанализировав в общей сложности 300 видео продолжительностью 17 часов, 2 миллиона кадров и 10 тыс. уникальных слов, группа разработчиков смогла добиться полной реалистичности, как мимики, так и параллельного ей звучания слов [17]. В конечном итоге на экране мы видим не отличающееся от реальности заявление президента, которого в действительности не было, т.н. «прорыв в сфере фейк-ньюс» [18], как его назвала М.В. Захарова, директор Департамента информации и печати МИД РФ. Таким образом, ранее и так непростое противодействие распространению ложной информации усложняется новыми технологиями.
Прогноз развития ситуации и рекомендации. Опираясь на опыт прошлых лет, на опыт межгосударственного диалога СССР-США и РФ-США, а также на современные тенденции, вероятны 2 следующих варианта развития проблемы:
Вариант 1. Д. Трамп остается на посту президента США. Как человек, положивший всю свою жизнь на становление и развитие бизнеса, Трамп оперирует лишь такими понятиями как «прибыль» и «логика». Окружив себя большим количеством генералов, а также под давлением т.н. «американского истеблишмента», Трамп в погоне за сохранением остатков рейтингов, в дальнейшем будет раскручивать «антироссийскую истерию», в рамках которой с одной стороны будет разрушаться миф о вмешательстве России в ход выборов и вообще в политическую жизнь страны, с другой стороны будут наращиваться объемы дезинформации, клеветы и других методов отнюдь не присущих журналистике в истинном понимании этого слова. Таким образом, в дальнейшем уровень распространения фальшивых новостей будет сохранен на прежнем уровне либо будет незначительно, в сравнении с показателями прошлых лет, наращиваться.
Вариант 2. Так часто мелькающее в последнее время слово «импичмент» в американской прессе [19] в той или иной форме может состояться (маловероятно, но может быть подстроен и несчастный случай, и это станет самым худшим из вариантов развития межгосударственных отношений). Очевидно, риторика, которая в настоящее время разворачивается на тему скандалов в ходе предвыборной компании как между штабами, так и в отношении «связей с Россией и российского участия в выборах», имеет лишь одну цель - отставка Трампа. Не стоит забывать, что однажды Ричард Никсон, президент Америки, уже был отстранен от исполнения своих 316
обязанностей из-за Уотергейтского скандала 1972-1974 гг., именно из-за «шпионажа» [20]. В таком случае пост может занять Хиллари Клинтон или кто-либо иной с более агрессивной политикой в отношении РФ, и, как следствие, и так на ладан дышащий диалог Россия-США пробьет своё дно, что приведет к резкому наращиванию дезинформации и агрессивному стилю ведения информационной войны с Россией.
Как в первом, так и во втором случаях необходимо бороться с публикацией ложной информации американскими новостными агентствами. В первую очередь, необходимо работать с молодым поколением: проводить всевозможные мероприятия в школах и университетах, цель которых будет заключаться в повышении медиа-грамотности, анализе получаемой информации и автоматизированном навыке проверки фактологической основы новостных сообщений. Во-вторых, для работы с более широкими слоями населения необходимо развивать культуру дискуссий и полемики в целях охвата всех точек зрения и многостороннего взгляда на проблему. В-третьих, на еще более масштабном уровне, на международном, необходимо проводить работу с иностранными СМИ, и с населением США: разоблачать фальшивые новости и стойко доводить российскую позицию посредством средств массовой информации. Также, помимо того, что Россия борется с новыми, поступающими публикациями, с другой стороны, необходима разработка превентивных мер по анализу подобных технологий и дальнейшей выработкой специальных алгоритмов, подтверждающих несоответствие реальности. Но в настоящее время нельзя полностью решить проблему, можно добиться лишь снижения её остроты и серьезности последствий.
Обстановка российско-американского политического диалога остается непростой и по сей день, тем самым привнося такое сложное явление, как информационная война. В рамках данного явления возникает комплекс проблем и вопросов, с которыми необходимо проводить работу в постоянном режиме. Вопрос разоблачения фальшивой информации является одним из ключевых, являясь серьезным инструментом манипуляции общественным сознанием в силу сравнительно невысокого уровня медиа-грамотности обществ России и США.
В данной работе описаны основные причины возникновения публикаций, содержащие недостоверную информацию, факторы, которые способствуют её распространению, а также варианты решения данной проблемы. Изложенные в работе принципы противодействия дезинформации снизят потенциальный и наносимый вред, а также облегчат последствия уже существующих стереотипов и тенденций в международной журналистике и, как следствие, в международной политике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Даллес Аллен ЦРУ против КГБ. Искусство шпионажа: http://fanread.ru/book/11678026/?page=34
2. Сунь-цзы «Искусство войны»:
3. https://cdn.eksmo.ru/v2/ITD000000000627582/ PDF/ITD000000000627582.pdf
4. Статья РСМД, «Сделаем факты снова великими...»: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/sdelaem-fakty-snova-velikimi-mozhno-li-segodnya-protivostoyat-falshivym-novostyam/
5. «Сила в постправде»: https://www.gazeta.ru/ politics/2017/06/22_a_10732139.shtml
6. «Заседание совета Россия-НАТО завершилось без практических решений»: http://tass.ru/politika/4681355
7. «Ни надежд, ни иллюзий.»: http://www.mk.ru/ politics/2017/07/12/ni-nadezhd-ni-illyuziy-otnosheniya-rossii-i-nato-dostigli-dna.html
8. We dont need no Education. Кругман Пол // NYTimes., 12 июля 2017 г.: https://krugman.blogs.nytimes. com/2017/07/12/we-dont-need-no-education-2/?mcubz=0
9. «Информационная перегрузка людей» А.Д. Еляков:http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
политические науки
Емашов Ярослав Игоревич АМЕРИКАНСКИЕ FAKE NEWS ...
elyakov.pdf
10. Статья РСМД, «Сделаем факты снова великими... »:http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analy-tics/sdelaem-fakty-snova-velikimi-mozhno-li-segodnya-protivostoyat-falshivym-novostyam/
11. Игорь Панарин СМИ, пропаганда и информационные войны: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/panarin-igorj-nikolaevich/smi-propaganda-i-informacionnie-vojni
12. Зарубежное военное обозрение (Ирак), 1996 № 6 Е.Токов А. Касюк: http://psyfactor.org/uspsywar3.htm
13. Сайт Радио Свобода: https://www.svoboda. org/p/3318.html
14. «На сайте МИДа появился раздел с «фейковыми» новостями о России»: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58ad 59ed9a794740d1c7024c
15. Раздел сайта МИД РФ «Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию»: http://www. mid.ru/nedostovernie-publikacii
16. Официальный сайт SIGGRAPH: http://s2017. siggraph.org/
17. Сайт Render: http://render.ru/events/show_event. php?event_id=421
18. Описание процесса: https://grail.cs.washington.edu/ projects/AudioToObama/siggraph17_obama.pdf
19. Личная страница М.В.Захаровой Facebook: https:// www.facebook.com/maria.zakharova.167/posts/102143007 09141305?pnref=story
20. «Возможен ли импичмент Дональду Трампу»: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ political-life-of-usa/vozmozhen-li-impichment-donaldu-trampu/
21. «Уотергейт»:https://rg.ru/2014/07/12/watergate-site.html
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017