УДК 008 ББК 74.03(2)53
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2018 г. А. С. Плеханова
г. Владимир, Россия
ФАБРИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
(НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ, ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИЙ)
Аннотация: Статья посвящена проблеме распространения образования среди рабочих фабрик во второй половине XIX - начале XX вв. Забота о развитии отечественного образования являлась одной из основных статей расходов владимирских, костромских и ярославских меценатов. Осознавая необходимость повышения уровня образования населения и работников своих предприятий, купцы и промышленники являлись инициаторами открытия учебных заведений и выделяли средства на их содержание. Фабричные школы и дополнительное обучение ремеслу помогали распространению элементарного образования. Возможность посещения специальных курсов для рабочих способствовала созданию квалифицированных кадров по определенным отраслям производства, а также улучшению качества работы.
Ключевые слова: частная благотворительность, меценат, промышленность, образование, фабричная школа, ремесло.
Информация об авторе: Анастасия Сергеевна Плеханова — специалист по учебно-методической работе, Гуманитарный институт, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, ул. Горького, д. 87, 600000 г. Владимир, Россия. E-mail: vorobyovaas@gmail.com Дата отправки статьи: 15.11.2017 Дата публикации: 28.12.2018
Для цитирования: Плеханова А. С. Фабричное образование во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере Владимирской, Костромской и Ярославской губерний) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 48-55.
Одной из основных статей расходов крупных промышленников и меценатов являлась забота о развитии отечественного образования и открытие учебных заведений. Они не оставляли без внимания проблему организации начального образования при своих фабриках и заводах среди детей рабочих и малолетних сотрудников. Заинтересованность предпринимателей в квалифицированных специалистах привела к необходимости открытия школ при промышленных предприятиях. Фабрикант Н. М. Красильщиков объяснял необходимость открытия учебных заведений при фабриках тем, что труд грамотных рабочих является более продуктивным по сравнению с неграмотными. В своем обращении в Костромское губернское присутствие по фабричным и горнозаводским делам насчет открытия технических курсов для рабочих на Родниковских
фабриках предприниматель отмечал, что «только значительная систематическая подготовка поможет ученикам-рабочим <...> усвоить себе те общие законы природы, на коих зиждется здание специальных наук, которые в толковых и умело направленных руках способствуют усовершенствованию производства, увеличению продуктивности труда, улучшению материального положения рабочих, а, следовательно, содействуют общему прогрессу промышленности страны»1. Таким образом, учебные заведения при фабриках давали не только начальное образование, но и специализированное, которое зависело от специфики промышленного предприятия. В Государственном архиве Костромской области (ГАКО) сохранилось «Дело по прошению Директора Правления товарищества Мануфактур А. Красильщиковой с Сыновьями потомственнаго почетнаго гражданина Николая Михайловича Красильщикова о резрешении систематических курсов для рабочих и утверждении программы таковых при фабрике товарищества в с. Родниках Юрьевецкого уезда» за 1903-1913 гг.2 В своем прошении в Костромское Губернское по фабричным и горнозаводским делам Присутствие Н. М. Красильщиков представил полную программу технических курсов, «учреждаемых при фабриках Товарищества, находящихся в селе Родниках Юрьевецкого уезда, согласно Высочайше утвержденного 18 марта 1902 г.»3 Необходимость открытия подобных курсов он обосновывал в пояснительной записке тем, что «Правление Товарищества давно уже убедилось в большей продуктивности труда грамотного рабочего сравнительно с неграмотными, почему придерживается даже правила принимать на фабрику по возможности только грамотных, однако простая грамотность, выдвигая грамотного рабочего над массой неграмотных, еще недостаточна для вполне толкового и добросовестного отношения к порученной работе, так как для этого каждому специалисту рабочему, в какой бы отрасли он ни работал, необходимо дать кроме общего образования возможность ознакомиться с самой теорией его специальности. <.. .> В настоящее время на фабриках Товарищества занято свыше 5500 рабочих в следующих главных производствах: прядение, ткачество, крашение и механическое/механическая мастерская, паровые котлы, паровые машины и электротехника. Среди этих рабочих значительное число занимают ответственные места: мастеров, подмастерьев, монтеров, машинистов, кочегаров, электротехников и т. п., которые будучи подготовлены к своему занятию почти исключительно практикой, путем долгого и упорного труда и вследствие отсутствия какой-либо теоретической подготовки, а иногда и совсем неграмотные, — не могут относиться к порученному делу вполне сознательно. Вместе с общим развитием всех рабочих фабрики, — "поднятие духовного уровня и технической умелости" этой группы рабочих представляется наиболее желательным, т.к. она является естественным проводником знаний в массу рабочих»4.
Программа курса была рассчитана как на безграмотных, так и на грамотных рабочих, окончивших 1 и 2 классные училища и низшие технические училища. При составлении программы учитывался и род деятельности работников на фабрике. Первоначальный план курсов включал в себя как общеобразовательные (чтение, письмо, алгебра, геометрия, арифметика, черчение), так и специальные предметы (паровые котлы, паровые машины, водяные и ветряные двигатели, электротехника, бумагопрядение, бумаготкачество). Затем план курса был расширен, в него включили такие разделы, как Закон Божий, русский язык, русская история, география. Директор фабрики обо-
1 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 123. Л. 3 об.
2 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 123. Л. 1.
3 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 123. Л. 1.
4 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 123. Л. 2-2 об.
сновывал расширение программы тем, что «изучение Закона Божьего при нашей малограмотности и полной темноте в вопросах веры является безусловно необходимым. Систематическое ознакомление с русской литературой в ея историческом развитии, <...> знания и влияния того или другого писателя на умственную и нравственную жизнь народа, явится важнейшим средством для воспитания в человеке нравственного отношения к окружающим его людям. Изучение истории родной страны, вызывая совершенно естественную любознательность в учащихся, наиболее способствует к сознательному отношению к своим обязанностям и родному краю и вместе с изучением географии, — научить понимать зависимость человеческой культуры от природы, указывая все ступени культурного развития народа. Что же касается общего естествознания, то ознакомление с элементарными сведениями из жизни растений и животных послужит не только к расширению умственного кругозора, но и принесет наверное чисто практическую пользу в различных жизненных вопросах нашего рабочего-крестьянина»5. Мастерскими для работников являлись разнообразные отделения фабрики. Обучающиеся разделялись на группы в соответствии с уровнем подготовки6.
По примеру Н. М. Красильщикова в 1905 г. были открыты вечерние классы при фабрике Товарищества Вичугских Мануфактур бр. Ф. и А. Разореловых в с. Вичуге Ки-нешемского уезда Костромской губернии. В архиве Костромской области сохранилось «Дело по прошению заведующего фабрикой Товарищества Вичугских Мануфактур бр. (Ф. и А.) Разореловых (Инфенер-Технолога И. М Грибкова о резарешении открытия при фабрике в с. Вичуге вечерних классов)» за 1905-1906 гг. Старший фабричный инспектор Костромской губернии И. Н. Горбунов одобрил открытие вечерних классов и вынес следующее заключение: «Подъем духовного уровня и технической умелости фабричных рабочих издавна составлял предмет особой значимости Министерства Финансов Законом 18 марта 1902 г. вопрос, этот решен в <.> форме. Недостаточное развитие рабочих, весьма малый процент грамотных <...> давала чувствовать управляющим фабрик все неудобства положения этого рода в самых разнообразных формах и вынуждали искать выхода. Опыт фабрики Т-ва м-р А. М. Красильщиковой с С-ми где технические курсы, организованные на началах, указанных в вышеприведенном законе действуют более трех лет и дали, по отзыву владельца, прекрасные результаты, дали убедительное доказательство в пользу плодотворности организации курсов этого рода»7. Программа курсов включала такие дисциплины, как Закон Божий, русский язык и история, химия, естествознание, математика, физика, механика8.
Положение о начальных училищах от 25 мая 1874 г. распространялось и на фабричные школы. По данным Министерства финансов в России насчитывалось 471 фабричная школа (в 1894-1895 гг.), а на содержание фабричных школ фабрикантами было израсходовано 678 880 руб., что составляло 0,15% оборотов фабрики. Школы существовали при незначительном числе фабрик (0,4%), так как организацию подобного рода учреждений могли позволить лишь крупные промышленники при своих предприятиях «со средним числом около 700 рабочих в каждом» [9, с. 392].
В числе специальных работ по истории фабрик, заводов и других промышленных предприятий по Владимирской губернии находятся: «Фабричный быт Владимирской губернии» за 1884 г. П. А. Пескова и «Фабрики, заводы и прочие промышленные
5 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 123. Л. 20 об.
6 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 123. Л. 3.
7 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 172. Л. 2 об.
8 ГАКО. Ф. Ф-1276. Оп. 1. Д. 172. Л. 1.
заведения Владимирской губернии» за 1890 г. В. Ф. Свирского. В Ярославской и Костромской губерниях школы существовали обязательно при таких крупных фабриках и заводах, как Льнопрядильная и льноткацкая фабрика Товарищества братьев Зотовых, Миткалевоткацкая фабрика Товарищества мануфактур И. И. Скворцова, Фабрика Товарищества Нерехтской мануфактуры льняных изделий К. А. Брюханова и К°, Фабрика Товарищества мануфактур Ив. Коновалова в с. Бонячки, Металлоткацкая и бумаготкац-кая фабрика бр. Горбуновых в с. Киселеве Середской волости, Ярославская большая мануфактура (ЯБМ) и др.
В ГАКО сохранилось дело о Спасо-Запруденском двухклассном М.Н.П. училище при льнопрядильне Товарищества братьев Зотовых в Костроме9. Попечительницей училища являлась жена потомственного почетного гражданина Зотова Наталия Александровна. Она состояла в звании попечительницы училища с 6 мая 1869 г.10 Всего учащихся за 1893 г. насчитывалось 183 человека, из них 117 мальчиков, 66 девочек. Из них 93 человека относились к городским сословиям, а 90 человек — к сельским жите-лям11. Средства на содержание училища за год распределялись следующим образом: на личный состав отводилось 2 500 руб., на прислугу — 240 руб., учебные принадлежности — 623 руб. 50 коп., на содержание здания, отопление, освещение и мелкие поправки — 636 руб. 50 коп. В течение года на содержание училища уходило 4 тыс. руб. в год. Также купцы Зотовы жертвовали малолетним фабричным рабочим более 3 тыс. аршин ситцу и «ежедневно, круглый год, им выдается по 5 коп., булка и горячий чай»12.
Предприниматели выделяли средства на открытие и содержание школ для детей рабочих. В 1890 г. во Владимирской губернии такие школы имелись на 36 предприятиях [7, с. 57], а на 1900 г. в Костромской губернии — на 27, Ярославской — на 9 промышленных предприятиях [8, с. 116]. Школы для малолетних рабочих были «на 34 фабриках Владимирской губернии, на 15 — в Костромской и на 7 — в Ярославской» [8, с. 116]. Для фабричных учебных заведений владельцы-предприниматели либо строили, либо отводили при предприятии специальные помещения, наиболее состоятельные представители промышленного мира устраивали и ночлежные приюты. Подробное описание владимирских фабричных училищ дает в своем отчете фабричный инспектор П. А. Песков. По данным инспектора за 1884 г. из 59 осмотренных им фабрик и заводов только на 18 имелись школы: «Собинская мануфактура; льно-прядильная Демидова и полотно-ткацкая отбельная льняной пряжи и бумаго-оберточная фабрика того-же владельца. ПослЪдшя три фабрики находятся въ гор. Вязникахъ, въ 2-хъ верстахъ отъ льно-прядильной, гдЪ существуетъ школа; бумаго-прядильная Никона Гарелина; бумагопрядильная Ю. С. Мальцева и хрустальный заводь того-же владельца; Никольская мануфактура С. Морозова; товарищество мануфактуры Викулы Морозова; писчебумажная фабрика Способина; Дулевскш фарфоровый заводь Кузнецова; товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова; <.> ситцевая и прядильная фабрика А. Каретшковой; стеклянный заводь Вр. Кастеревыхъ; полотно-ткацкая Сенькова и Ле-мешковская мануфактура Никитина» [6, с. 32]. Наиболее обустроенной и оснащенной, по мнению инспектора, являлась школа при Товариществе Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко».
9 ГАКО. Ф. Ф-423 б/ш. Д. 2. Л. 1.
10 ГАКО. Ф. Ф-423 б/ш. Д. 2. Л. 1.
11 ГАКО. Ф. Ф-423 б/ш. Д. 2. Л. 3.
12 ГАКО. Ф. Ф-423 б/ш. Д. 2. Л. 7-7 об.
В 1864 г. было открыто фабричное училище Т. С. Морозовым в с. Никольском Покровского уезда. Оно было построено возле фабричных корпусов и представляло собой трехэтажное каменное здание, где два верхних этажа были заняты классными комнатами, а на нижнем этаже помещалась учебная мастерская. В здании было сделано водяное отопление, система вентиляции, газовое освещение. Т. С. Морозов построил здание на личные средства (126 тыс. руб.). В 1898 г. из-за того, что число учащихся увеличилось, было надстроен еще один этаж. Строительство четвертого этажа осуществили за счет благотворительного капитала Товарищества Никольской мануфактуры (41 695 руб. 89 коп.) [5]. В школе было достаточное количество учебных пособий. В ней не только обучали элементарной грамоте, но и рукоделию, рисованию, пению [6, с. 34]. Первым Попечителем училища был Т. С. Морозов. С 1889 г. должность попечителя при Никольском начальном училище занимала М. Ф. Морозова, вдова Т. С. Морозова. Училище содержалось за счет благотворительных сумм, которые ежегодно отчислялись из прибыли Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» и на личные средства М. Ф. Морозовой, которая в общей сумме пожертвовала на нужды школы 20 тыс. руб. и на строительство нового здания училища 120 тыс. руб.13 В Государственном архиве Владимирской области в фонде Дирекции народных училищ Владимирской губернии сохранилось дело об установке портрета С. Морозова в новом здании Никольского начального училища при Никольской мануфактуре (1890) следующего содержания: «Потомственною Почетною Гражданкою Мариею Федоровною Морозовою в собственность Товарищества нового здания училища при фабриках Товарищества в м. Никольском, выстроенного на средства покойного Директора правления Мануфактур Советника Тимофея Саввича Морозова, стоющига 150 000 руб., поручила Правлению ходатайствовать о разрешении повесить портрет Тимофея Саввича Морозова в здании училища. Доводим о сем до сведения Вашего Высокородия Училищный Совет имеет честь покорнейше просить сделать зависящее распоряжение об исходатай-ствовании разрешения повесить портрет покойного Морозова в здании училища при фабрике Товарищества в Местечке Никольском»14.
В 1874 г. на свои личные средства купец 1 гильдии Александровского уезда Владимирской губернии, потомственный почетный гражданин А. И. Баранов (1834-1906) начинает строить около д. Соколово фабрику. Она находилась рядом с железной дорогой Москва-Ярославль. Строительство фабрики началось в 1875 г. А. И. Баранов стремился установить новое оборудование с учетом новых технических достижений. В 1880 г. было образовано Товарищество Соколовской мануфактуры А. И. Баранова [2], при которой была открыта школа. Она размещалась в отдалении от фабричных корпусов в деревянном одноэтажном здании и состояла из трех классных комнат и в достаточном количестве снабжена всеми необходимыми учебными пособиями [6, с. 35].
Фонд Дирекции народных училищ Владимирской губернии также содержит дела об открытии в 1886 г. при Гусевском хрустальном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцо-ва одноклассной школы для малолетних рабочих15, вторая школа была построена фабрикантом при бумаго-прядильной фабрике. П. А. Песков в отчете отмечал, что одна из школ предназначалась для мальчиков, другая — для девочек. Классные комнаты были большими и светлыми. В школе имелось достаточное количество учебных пособий. Обучались в ней только дети рабочих [6, с. 36]. Фабричный инспектор над заняти-
13 ГАВО. Ф. 449. Оп. 1. Д. 55. Л. 198.
14 ГАВО. Ф. 449. Оп. 1. Д. 165. Л. 1.
15 ГАВО. Ф. 449. Оп. 1. Д. 122. Л. 1.
ями малолетних рабочих П. А. Песков в своем отчете отмечал, что большинство школ Владимирской губернии находились в отдельных помещениях, в большинстве случаях деревянных, и состояли либо из одной, либо из двух классных комнат.
В Костромской губернии по данным за 1887 г. при самых больших фабриках существовало до 6 учебных заведений и количество учащихся составляло 700 человек. Небольшое количество учебных заведений оправдывалось качественным образованием и достаточным обеспечением каждого учащегося учебной литературой [4, с. 379].
Следует отметить деятельность А. П. Коновалова, который был одним из первых фабрикантов, обративших особое внимание на детей, работавших на фабрике (их было до 200 человек старше 12 лет). В 1878 г. в с. Бонячки Кинешемского уезда Костромской губернии открылось начальное народное училище. Подростки (40-50 человек) учились в свободное от работ время, по 3 часа в день. Принимали и детей из окрестных деревень. Для них были устроены столовая и спальни. Через 4 года открылась фабричная школа и второе училище. Фабрикант являлся попечителем и содержал их полностью на свои средства. А. П. Коновалов поддерживал распространение народного образования по всему Кинешемскому уезду [2].
В Костромской губернии при Новой льняной мануфактуре и фабрике братьев Зотовых в Костроме существовали «воскресные классы», в которых обучались как взрослые, так и подростки. На фабрике братьев Зотовых было введено обучение ремеслам [4, с. 381].
В 1882 г. на Ярославской Большой Мануфактуре (ЯБМ) было открыто одно-классное фабричное училище, общий срок обучения составлял 3 года. Училище ЯБМ состояло «в ведомстве Министерства народного просвещения» и находилось «в ведении училищного совета, директора и инспектора народных училищ» [1]. С каждым годом количество учащихся увеличивалось, и к 1888 г. возникла необходимость открыть дополнительное отделение. В 1894 г. было построено каменное трехэтажное здание для школы, в котором сделали электрическое освещение, отопление и читальный зал на 1 500 мест (оно обошлось Товариществу в 135 тыс. руб.) [1]. В школу принимали детей рабочих и служащих мануфактуры достигших 8-9 летнего возраста. Обучение мальчиков и девочек проводили совместно. Придерживаясь программы одноклассного училища, дети изучали следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение, гимнастика; для девочек проводились уроки рукоделия.
Таким образом, фабричные школы и дополнительное обучение ремеслу способствовали распространению элементарного образования. Добавление специальных предметов или курсов среди рабочих помогало созданию квалифицированных кадров по определенным отраслям производства, улучшению качества работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бородкин Л. И., Валетов Т. Я., Шильникова И. В. Школы на дореволюционных фабриках: «Создание кадров более развитых рабочих» // Pandria.ru URL: http:// www.pandia.ru/text/77/398/37990.php (дата обращения: 24.11.2016).
2 Владимирский край. Баранов Асаф Иванович // Владимирский край. URL: http:// www.vladregion.info/people/vladimirskaya-entsiklopediya-zemlyaki/baranov-asaf-ivanovich (дата обращения: 24.11.2016).
3 К 200-летию А. П. Коновалова // Официальный сайт Государственного архива Ивановской обл. URL: http://www.ivarh.ru/index.php?option=com_
content&view=article&id=484:-200-&catid=171:2009-12-21-14-40-28&Itemid=207 (дата обращения: 24.11.2016).
4 Колышко И. Очерки современной России. СПб.: Тип. Тов-ва «Общественная Польза», 1887. 530 с.
5 Никольское начальное училище // Официальный сайт государственного округа Орехово-Зуево. URL: http://www.ozmo.ru/kraevedenie/1843-2011-08-22-12-25-18 (дата обращения: 24.11.2016).
6 Песков П. А. Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 г. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих П. А. Пескова. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1884. 67 с.
7 Свирский В. Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. Владимир на Клязьме: Тип. Владимирской губернской земской управы, 1890. 278 с.
8 Чугунов Е. А. Положение и культурный уровень рабочих Верхнего Поволжья (По материалам Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. С. 116 // Сайт исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www. hist.msu.ru/Labour/Chugunov/ (дата обращения: 24.11.2016).
9 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1891. Т. XXVIIA (54). С. 392.
***
© 2018. Anastasia S. Plekhanova
Vladimir, Russia
FACTORY EDUCATION IN THE MID-19TH - EARLY 20th CENTURIES (USING THE EXAMPLE OF THE VLADIMIR, KOSTROMA, YAROSLAVL PROVINCES)
Abstract: The paper explores the issue of the spread of education among factories' workers in the second half of the 19th - early 20th centuries. Care for the development of domestic education constituted one of the main expense items of Vladimir, Kostroma and Yaroslavl philantropists. Realizing the need to increase the level of education of the population and employees of their enterprises, merchants and industrialists initiated the opening of educational institutions and allocated funds for their maintenance. Factory schools, additional training in the craft contributed to the spread of elementary education. Adding special subjects or courses among workers helped to create qualified personnel for certain industries, improving the quality of work. Keywords: private charity, philanthropist, industry, education, factory school, craft. Information about the author: Anastasia S. Plekhanova — Specialist in Educational and Methodical Work, A. G. and N. Stoletov Humanitarian Institute of the Vladimir state University, Gorky St., 87, 600000, Vladimir, Russia. E-mail: vorobyovaas@gmail. com
Received: November 15, 2017
Date of publication: December 28, 2018
For citation: Plekhanova A. S. Factory education in the mid-19th - early 20th centuries (Using the example of the Vladimir, Kostroma and Yaroslavl provinces). Vestnik slavianskikh kul'tur, 2018, vol. 50, pp. 48-55. (In Russian)
REFERENCES
1 Borodkin L. I., Valetov T. Ja., Shil'nikova I. V. Shkoly na dorevoliutsionnykh fabrikakh: "Sozdanie kadrov bolee razvitykh rabochikh" [Schools in prerevolutionary factories: "Creating labor force of more advanced workers"]. Pandria.ru. Available at: http:// www.pandia.ru/text/77/398/37990.php (accessed 24 November 2016). (In Russian)
2 Baranov Asaf Ivanovich [The Vladimir region. Baranov Asaf Ivanovich]. Vladimirskii krai[Vladimir region].Available at: http://www.vladregion.info/people/vladimirskaya-entsiklopediya-zemlyaki/baranov-asaf-ivanovich (accessed 24 November 2016). (In Russian)
3 K 200-letiiu A. P. Konovalova [To the 200th anniversary of A. P. Konovalov]. Ofitsial'nyi sait Gosudarstvennogo arkhiva Ivanovskoi obl. [Official website of the state archive of the Ivanovo region]. Available at: http://www.ivarh.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=484:-200-&catid=171:2009-12-21-14-40-28&Itemid=207 (accessed 24 November 2016). (In Russian)
4 Kolyshko I. Ocherki sovremennoj Rossii [Essays on contemporary Russia]. St. Petersburg, Tipografija Tovarishhestva "Obshhestvennaja Pol'za", 1887. 530 p. (In Russian)
5 Nikol'skoe nachal'noe uchilishche [Nikolsky primary school]. Ofitsial'nyi sait gosudarstvennogo okruga Orekhovo-Zuevo [Official site of the state district Orekhovo-Zuyevo]. Available at: http://www.ozmo.ru/kraevedenie/1843-2011-08-22-12-25-18 (accessed 24 November 2016). (In Russian)
6 Peskov P. A. Fabrichnyj byt Vladimirskoj gubernii. Otchet za 1882-1883 g. fabrichnogo inspektora nad zanjatijami maloletnih rabochih P. A. Peskova. [Factory life of the Vladimir province. The report for 1882-1883 of the factory's inspector over the employment of young workers P. A. Peskov]. St. Petersburg, Tipografiia V. Kirshbauma Publ., 1884. 67 p. (In Russian)
7 Svirskij V. F. Fabriki, zavody i prochie promyshlennye zavedenija Vladimirskoj gubernii [Factories, factories and other industrial establishments of the Vladimir province]. Vladimir na Kliaz'me, Tipografiia Vladimirskoi gubernskoi zemskoi upravy Publ., 1890. 278 p. (In Russian)
8 Chugunov E. A. Polozhenie i kul'turnyj uroven' rabochih Verhnego Povolzh'ja. (Po materialam Vladimirskoj, Kostromskoj i Jaroslavskoj gubernij [Conditions and cultural level of workers of the Upper Volga region. (Based on the materials of Vladimir, Kostroma and Yaroslavl provinces)]. P. 116. Sait istoricheskogo fakul'teta MGU im. M. V Lomonosova [Site of historical faculty of MSU. M. V. Lomonosov]. Available at: http://www.hist.msu.ru/Labour/Chugunov/ (accessed 24 November 2016). (In Russian).
9 Jenciklopedicheskij slovar'Brokgauza i Efrona [The Brockhaus and Efron encyclopedic dictionary]. St. Petersburg, Semenovskaia Tipolitografiia (I. A. Efrona) Publ., 1891. Vol. XXVIIA (54). 392 p. (In Russian)