ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
УДК 342.1 Алла ЯЗЬКОВА
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОГРАНИЧЬЕ: РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И РОССИЕЙ
Аннотация. Масштабные международные кризисы - в Украине, а затем в Сирии и теракты в Европе отвлекли внимание от событий в Республике Молдова, её внутренних, не менее значимых проблем. Начиная с 6 сентября 2015 г. в центре Кишинева по воскресным дням продолжаются митинги за проведение досрочных президентских выборов. Первоначально это было требованием выступающей за евроинтеграцию Гражданской платформы "Достоинство и Правда" (ДА), позднее к ней присоединились социалисты, ориентирующиеся на Россию. Поводом для начала массовых выступлений послужила банковская афера, в результате которой из трёх главных банков Молдавии был выведен 1 млрд долларов. Скандал вокруг "кражи века" привёл не только к возрастающему напряжению во внутренней политике, но и к поиску поддержки сторон на внешнем, прежде всего региональном уровне, на уровне "европейского пограничья".
Ключевые слова: Республика Молдова, Приднестровье, Румыния, Россия, ЕС, европейское пограничье, евроинтеграция, гражданская платформа, массовые выступления, "кража века", внутренняя политика, региональный уровень.
Характеристика Молдавии как "европейского пограничья" подтверждается целым рядом особенностей её экономики и политики. Экономика её основных, правобережных районов преимущественно аграрная, с невысоким уровнем развития. В 2005 г. Молдавия была признана Всемирным Банком беднейшей страной Европы с годичным ВВП на душу населения $2500 и среднемесячной зарплатой $150. В то же время в политическом плане страна демонстрирует не так часто возникающий на постсоветском пространстве пример, когда президент и парламент на протяжении истекших двух с лишним десятилетий сменялись законным путём, на основе электоральных предпочтений граждан.
Молдавия была одной из первых союзных республик СССР, провозгласивших свою независимость, 27 августа 1991 г., сразу после "августовского путча" в СССР. За независимость тогда проголосовали далеко не все союзные республики, Украина, например, сделала это только в декабре 1991 г. В значительной мере это было связано с "сигналом" из Румынии: стало известно, что 19 августа румынский
© Язькова Алла Алексеевна - д.и.н., профессор, зав. отделом Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ - грант РГНФ № 15-07-00004. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420163446
президент Ион Илиеску направил в Брюссель своего представителя для переговоров о возможности вступления Румынии в НАТО.
В условиях значительного этнокультурного разнообразия в республике сохраняются корни латинской языковой культуры и в то же время большая часть верующих (около 90%) исповедует православие. Государственный язык - молдавский на основе латинской графики, при том что письменные исторические памятники средневековья и раннего нового времени были созданы на основе кириллицы. По не-уточнённым данным, около 20 тыс. граждан Молдавии имеют двойное (преимущественно румынское) гражданство. В то же время значительная часть жителей Левобережья (Приднестровья) является гражданами России и Украины [ОаЬапу1, 1996: 16].
За истекшие годы основные ориентиры внутренней и внешней политики Молдавии претерпевали неоднократные и существенные изменения. Тем не менее наиболее актуальные для неё задачи решаются на региональном пространстве, которое было определено венгерским автором А. Габаньи как "поле напряжённости" между Россией, Румынией и Украиной. Формировавшиеся на этом пространстве отношения были постоянно подвержены воздействию "приднестровского фактора" и поиску путей урегулирования конфликта между правым и левым берегом Днестра, что, впрочем, не мешало постоянному расширению участия Молдавии в целом ряде проектов, инициированных властями Румынии.
Поиск собственной идентичности
Унаследовавшая своё имя от средневекового княжества, Республика Молдова получила в наследство и его непростые геополитические характеристики - расположенность между Европой и Евразией, на "перекрёстке всех ветров", в непосредственном окружении более крупных держав. В средние века и в новое время это были Османская, Австрийская, а затем Австро-Венгерская и Российская империи, интересы которых неоднократно сталкивались на её территории1. Получив после распада СССР независимость, Республика Молдова переживает очень сложный и насыщенный противоречиями период поиска собственной идентичности, своего места в современном мире.
Для значительной части её населения привлекателен европейский вектор внешней политики. Насколько далека Молдавия от Брюсселя, административного центра Европейского Союза? - задаётся вопросом директор кишинёвского Центра стратегических исследований и реформ Анатолий Гудым. Географически это более полутора тысяч километров, политически - для постсоветских стран - тоже не близко. Но всё зависит от того, с какой скоростью эту дистанцию преодолевать. И, добавим, какие препятствия ожидаются на этом пути.
За последние два столетия Молдова прошла длительный и не всегда последовательный путь в развитии своих отношений с Россией и Румынией. После распада СССР она сохранила с Россией множественные общественные и человеческие кон-
1 Княжество Молдова обрело относительную независимость в Х1У-ХУ веках, затем оно неоднократно меняло свою принадлежность: в 1812 г. по результатам русско-турецкой войны вошло в состав Российской империи /в качестве Бессарабской губернии/. В 1918 г. Бессарабия была оккупирована Румынией и вернулась в состав СССР в 1940 г. согласно пакту Молотова-Риббентропа. После распада СССР границы Республики Молдова были подтверждены при её вступлении в ООН, но они не совпадают с границами довоенной Бессарабии, входившие в неё части Одесской и Измаильской областей, а также Черновицкая область (Северная Буковина) принадлежат Украине.
такты, не говоря уже о торгово-экономических связях, крайне необходимых ей для поддержания жизненного уровня основных слоёв населения. В то же время наличие этнической и языковой общности способствует сохранению её связей с Румынией.
Непросто складываются отношения между Республикой Молдовой и входящей в её состав Приднестровской Молдавской Республикой1. Неурегулированные отношения между Кишинёвом и Тирасполем тормозят развитие связей Молдовы не только на европейском направлении, но также и с ближайшими соседями - Россией и Украиной. В то же время отношения с Россией в сфере экономики и политики постоянно сохраняют для Молдовы первостепенную значимость.
Республика Молдова - Российская Федерация
Современное состояние российско-молдавских политических отношений определяется целым рядом заключённых на протяжении последних двух десятилетий нормативных актов.
Базовый политический Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и Молдавской ССР, заключённый ещё 22 сентября 1990 г., был сразу же ратифицирован парламентом МССР. Вместе с подписанным 10 февраля 1995 г. Дополнительным протоколом, приводившим основные положения Договора в соответствие с новыми реалиями, он был представлен на ратификацию в Государственную думу, но ратифицирован не был, главным образом, из-за противодействия тогдашнего руководства думского Комитета по делам СНГ. Как это тогда неоднократно подчёркивалось в западных публикациях, борьба за власть в России выходила также и на пространства "ближнего зарубежья", включая Молдову.
В российско-молдавском Протоколе 1995 г. содержались такие важные для обеих сторон положения, как возможность граждан одной стороны пользоваться теми же правами, что и граждане стороны, на территории которой они проживают. В 2000-2005 гг., после прихода к руководству лидера ПКРМ В. Воронина, активизировались межгосударственные контакты на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, а также обмен парламентскими делегациями. За это время состоялось семь встреч между президентами России и Молдавии.
До принятия Стамбульских договорённостей 1999 г.2 главными предметами российско-молдавских переговоров были: вопрос об условиях пребывания на территории Приднестровья Оперативной группы российских войск, определения статуса Приднестровья и проблемы торгово-экономического сотрудничества между Россией и Молдавией.
1 Была создана на территории Украины в 1924 г. и стала частью Молдавии после Второй мировой войны.
2 В ноябре 1999 г. Россия подписала на сессии ОБСЕ в Стамбуле соглашения, согласно которым обязалась вывести свою вооружённую группировку и военную технику из Грузии и Молдавии. По заявлению представителей Министерства обороны РФ, Россия свои обязательства выполнила в основном уже к 2004 году. Но, по данным Высшего совета безопасности Молдовы, на военных складах бывшей 14-й армии в Приднестровье, возле селения Колбасное до сих пор хранится почти 20 тыс. тонн боеприпасов, охраняемых российскими военнослужащими. Но есть ещё и внешний круг охраны - приднестровские гвардейцы, которые не столько охраняют склады, сколько препятствуют вывозу в Россию боеприпасов и военного снаряжения. В 2002 г. ОБСЕ предоставило Молдавии специальную технику для уничтожения боеприпасов на месте, но Тирасполь не позволил ввезти её на территорию Приднестровья.// "Независимая газета", 15.06.2007.
В мае 1997 г. Россия стала инициатором подписания меморандума "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", в котором содержалось предложение о создании "общего государства". Дальнейшие переговоры были заблокированы попытками определить юридический смысл этого понятия, в результате чего стороны так и не подошли к обсуждению вопроса о разграничении полномочий между Кишинёвом и Тирасполем.
В ноябре 2003 г. Россия вновь выступила с инициативой урегулирования конфликта, получившей известность как "Меморандум Козака" (полное название документа - "Меморандум об основных принципах государственного устройства объединённого государства"). Его подписание, однако, не состоялось, поскольку ОБСЕ и Совет Европы официально заявили о неодобрении документа, который не был предварительно согласован с ними. В Кишиневе было также заявлено, что подписание предложенного Россией плана федерализации Республики Молдовы с существенными уступками для федеральных единиц - Приднестровья и Гагаузии -без согласования с общеевропейскими структурами представляется преждевременным. Визит российского Президента В. Путина в Кишинёв был отменён молдавской стороной, после чего отношения России с Молдавией были надолго заморожены.
Россия ввела запрет на импорт молдавского вина и ряда видов сельхозпродукции, а ещё раньше заявила о намерении повысить цену на поставляемый ей газ до европейского уровня. Вопрос был поставлен достаточно жёстко: либо Молдавия согласится решать проблему Приднестровья на предложенных Москвой условиях, либо её ждет дальнейшее ухудшение экономических отношений1. Вслед за этим в Тирасполе было подписано соглашение "О перспективах сотрудничества российского и приднестровского бизнес-сообществ", положившего начало массированному экономическому внедрению российского бизнеса в непризнанную ПМР.
Обострение российско-молдавских отношений перенесло центр тяжести обсуждения приднестровского конфликта на региональное поле. В дело вступили Украина и Румыния. Предложения Украины, впервые схематично представленные на саммите ГУАМ в Кишинёве 22 апреля 2005 г., а затем преобразованные в "План Ющенко", были на региональном уровне одобрены в качестве "нового подхода к урегулированию приднестровского конфликта". В их числе - опора на "значительное улучшение двусторонних и трехсторонних отношений между Украиной, Республикой Молдова и Румынией" [Аналитический документ: 11-16.]
Попытка создания в Восточной Европе такого рода регионального объединения не соответствовала интересам не только России, но также и западноевропейских государств. В январе 2008 г., после консультаций, проведённых в Брюсселе на уровне Еврокомиссии, руководства ОБСЕ и НАТО, российской стороне было предложено: распространение мер доверия на оба берега Днестра, предоставление Приднестровью торговых преференций Евросоюза, уже распространённых на Молдавию, а также, что было важным для России - продление миротворческого мандата в Приднестровье2. После снятия ранее введённых Россией торговых ограничений взаимный товарооборот между Москвой и Кишинёвом к концу 2008 г. достиг 1 млрд долл., и ещё примерно половину такой суммы переводили домой молдавские граждане, работавшие в России3.
В октябре 2011 г. был подписан Договор о создании зоны свободной торговли, отмене экспортных и импортных пошлин (кроме нефти, газа и сахара), открытии
1 "Коммерсантъ", 14.10.2005.
2 "Независимая газета", 23.01.2008.
3 "Независимая газета", 20.06.2008; 23.06.2008.
российского рынка для винной продукции Молдовы и подтверждении договорённости об условиях пребывания в России трудовых мигрантов.
В целом это соответствовало настроениям основных слоёв молдавского общества: по данным соцопросов, 72% считали первоочередным сохранение хороших отношений с Россией, за евроинтеграцю Молдовы в качестве независимого и единого государства выступал 61%, 23% считали возможным объединение с Румынией и вхождение в ЕС на этой основе.
Республика Молдова - Румыния
Как об этом говорят приведённые выше данные социологических опросов, первоначальный всплеск прорумынских эмоций после обретения Молдавией независимости уступил на уровне общественного мнения более трезвым оценкам. Образование после распада СССР независимой Республики Молдова породило всплеск эмоций по обе стороны границы с Румынией по реке Прут. Миллионы жителей стихийно пересекали тогда ещё советско-румынскую границу и братались, организуя совместные демонстрации и пикники, разрушая пограничные столбы и укрепления. Опасный накал страстей привёл к необходимости заявления румынскими властями официальной позиции.
В ноябре 1990 г. в ФРГ было опубликовано интервью президента Румынии И. Илиеску, где было заявлено, что самый верный подход к решению возникших проблем состоит в неизменности европейских границ. "В наших интересах найти реалистичный подход к решению существующих проблем, чтобы поддержать добрососедские отношения со всеми соседями и прежде всего с нашим крупнейшим восточным соседом".
В Республике Молдова первоначальный всплеск прорумынских эмоций также уступил место более трезвым оценкам.
В общественно-политической и учебной литературе было подчёркнуто, что в качестве самостоятельного государства Королевство Румыния было образовано лишь в середине XIX века (1859-1861 гг.) в результате объединения части средневекового княжества Молдова и задунайского княжества Валахия. Тогда как другая часть княжества Молдова (Бессарабия) после 1812 г. находилась в составе Российской империи, имея автономные права. В годы Первой мировой войны территория Румынии была оккупирована германскими войсками, и королевский двор вынужден был перебраться в южные области России. Но после октябрьского переворота и падения царизма Румыния оккупировала Бессарабию и отказалась вести переговоры с советской Россией на предлагавшихся взаимовыгодных условиях.
Переговоры были прекращены в 1924 г., тогда же была создана Приднестровская Молдавская Республика, граница которой по Днестру не признавалась Советским Союзом и была обозначена пунктиром на всех издававшихся в СССР картах.
Дипломатические отношения между Республикой Молдова и Румынией были установлены после распада СССР, но более активными контакты на уровне глав государств и правительств стали лишь в 2000-е годы. Что же касается торгово-экономических связей, то они были достаточно скромными, достигнув в 2006 г. 242 млн долларов1.
Ситуация, однако, поменялась после того, как в начале июля 2006 г. президент Румынии Трэян Бэсэску заявил о возможном объединения Румынии и Молдавии в единое государство. "Румыния и румыны - единственная страна, единственный
1 Ministerul Afacerilor Externe si Integrarii Europene al Republicii Moldova - Política externa. Romania.
народ, оставшийся в Европе разделённым после воссоединения Германии...", - заявил Бэсэску на встрече с молдавскими школьниками - победителями олимпиады по "Истории румын" - так в Молдове был назван основной предмет по изучению истории в школе.
О том, что заявление Бэсэску было "пробным шаром", запущенным во многие адреса, стало очевидным, если вспомнить, что к этому времени Румыния уже была членом НАТО, незадолго до этого подписала военно-политические соглашения о базировании военно-морского флота США на Черном море, но ещё только готовилась к вступлению в Евросоюз. К тому же после многолетних дискуссий она заключила Базовый межгосударственный договор с Россией.
Всё это, согласно оценкам румынских политиков, "утвердило позиции Румынии как главного игрока регионального масштаба", хотя в Брюсселе ей неоднократно напоминали, что для этого необходимо подписать Базовый договор и Договор о границе с Молдовой (чего она не сделала до сих пор).
Возможность объединения с Румынией была опровергнута молдавскими политиками на официальном уровне. "Ни вся Молдова, ни какая-то её отдельная часть никогда не войдет в Румынию", заявил тогдашний президент В. Воронин, а спикер парламента Мариан Лупу отметил, что она "абстрактна и нереализуема по той причине, что не может иметь своего практического воплощения". Далее он подчеркнул, что у Молдовы и Румынии есть единственная возможность сохранить хорошие добрососедские отношения, исключив вообще из диалога проблемы, по которым они никогда не приведут их к общему знаменателю. Это проблемы языка, истории и нации, которые следует заменить вопросами практического значения - трансграничное сотрудничество, торговые обмены, экономические проекты, сотрудничество в гуманитарной сфере.
Позиция Запада была тогда же определена президентом США Дж. Бушем, который в конце июня 2006 г. во время встречи в Вашингтоне с Тр. Бэсэску заявил: "Мы говорили о соседнем с Румынией регионе, и я заверил румынского президента, что позиция США по Молдове заключается в том, что мы поддерживаем территориальную целостность Молдовы". По оценке известного американского аналитика Владимира Сокора, подобная реакция диктовалась прежде всего соображениями геополитики: руководители Приднестровья сразу же заявили о необходимости увеличения численности российских миротворцев в зоне конфликта, поэтому реакция Вашингтона, добивавшегося сокращения российского военного присутствия в районе Причерноморья, была вполне предсказуемой. [Interviews, 06.07.2006. Владимир Сокор].
Заявление Бэсэску активизировало обсуждение проблематики молдавской и приднестровской "идентичности" (характера совместно и порознь прожитой истории, языковой общности или её отсутствия, наконец, позиции основных групп населения по вопросу об отношениях с Россией и Румынией).
Тем не менее, замечал в этой связи автор статьи в "Независимой Молдове", в 1991 г. на площади Национального собрания в Кишинёве народ скандировал: "Унире молдовень!", а не "Унире фраць ромынь!". По данным социологических опросов, в те времена объединение с Румынией склонны были поддержать лишь 1012% опрошенных, преимущественно представители гуманитарной интеллигенции1.
И здесь уместно вспомнить оценку отнюдь не ортодоксального молдавского политолога Оазу Нантоя: идея объединения с Румынией (точнее говоря, восприятие
1 Ministerul Afacerilor Externe si Integrarii Europene al Republicii Moldova - Politica externa. Romania.
молдаванами "румынской идентичности") в любом случае "не имеет перспектив в стране, где на выборах дважды побеждали коммунисты". И если учесть, что значительная часть электората - это сельские жители, то их выбор (пусть даже при наличии неизбежных электоральных манипуляций) определялся их исторической памятью о временах румынской оккупации, и с этим нельзя не считаться.
Что же касается отношений между Кишиневом и Тирасполем, то конфликт между ними как раз и является по своей сути "конфликтом идентичностей", порожденным правовой неурегулированностью выхода бывших союзных республик из СССР, угрозой румынизации Молдовы, стремлением населения Приднестровья к самоопределению на основе особой системы ценностей [Штански, 2012: 25].
Приднестровье
Независимость Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) была провозглашена 2 сентября 1990 г. в ответ на заявления молдавского Народного фронта о возможном объединении Молдавии с Румынией. 22 июля 2005 г. парламент Молдавии принял закон "Об основных положениях правового статуса Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося составной частью Республики Молдова".
Сложившийся на предшествующих этапах экономический потенциал Приднестровья и его географическое положение дают ряд существенных преимуществ, и это позволяет ему диктовать свои условия.
Расположенная на левом берегу Днестра ПМР занимает всего 12% территории Молдавии, но обладает рядом неоспоримых преимуществ: имеет выход к Чёрному морю через Днестровский лиман, на её территории сконцентрирован созданный ещё в советские годы промышленный потенциал республики, наконец, через её территорию проходят две международные железнодорожные линии, три магистральных газопровода, две автодороги международного значения.
Важно также обратить внимание на нынешние, в корне различные идеолого-политические установки основной части Молдавии и Приднестровья. В основу формирования идеологии основных групп населения положены различные подходы к освещению и преподаванию социальных дисциплин, прежде всего истории. В Тирасполь с этой целью приглашают преподавателей и профессоров из Москвы, а в Кишиневе и других городах Молдавии преподают начиная с 2006 г. "Историю румын".
Примеру Приднестровья последовала и входящая в состав Молдовы Гагаузская автономная область1. Согласно принятому гагаузским парламентом Кодексу об образовании в школах автономии в обязательном порядке будут изучать предмет "История и культура гагаузского народа", причём преподаваться он будет на гагаузском языке. До сих пор преподавание велось на русском языке, на котором говорит большинство населения Гагаузии.
В течение рядя лет размеры трудовых и социальных пенсий были в ПМР значительно выше, чем в Молдове. По свидетельству молдавской прессы, "часть этих расходов компенсировала Россия", она же покрывала расходы по оплате за потребляемый приднестровскими предприятиями газ.
Тирасполь долго не реагировал на "крымскую ситуацию", имея в виду официальную позицию РФ - урегулирование молдавско-приднестровского конфликта, "исходя из признания территориальной целостности Молдовы". К этому затем до-
1 Провозглашенная 19 августа 1990 г. на съезде народных депутатов Молдавской ССР Га-гаузия отказалась от курса на независимость и вошла в качестве автономии в состав Молдавии.
бавилась блокада ПМР в связи с проблемой транспортировки российских миротворцев в Приднестровье, а также осложнилась ситуация с Украиной, опасающейся усиления вторжения России в свои южные регионы "в случае разворота Приднестровья в сторону России".
Приднестровские руководители предпочитают поддерживать связи не только с Россией, но, через посредство Молдовы, также и с ЕС, но они пока не готовы принять выдвигаемые Западом условия сотрудничества с Евросоюзом - фактический отказ от независимости, вхождение ПМР в процессы евроинтеграции, замену российских миротворцев "гражданской миссией наблюдателей".
На состоявшихся 29 ноября 2015 г. выборах в парламент и местные органы власти сторонники евроориентации президента Приднестровья Е. Шевчука понесли существенные потери. В конце 2016 г. в Приднестровье предстоят президентские выборы, от их результата в значительной степени будет зависеть поворот Приднестровья в сторону Европы или России.
Европа, Румыния или Россия?
Европейское направление Республики Молдовы было подтверждено Европейским Союзом в ноябре 2013 г. на саммите "Восточного партнёрства" в Вильнюсе, где Молдавия (и Грузия) парафировали Соглашение об ассоциации, вступившее в силу 1 сентября 2014 г.
Присутствовавший на Вильнюсском саммите лидер Демократической партии Мариан Лупу передал организаторам книгу с обращениями более 400 тысяч молдаван, которые, как он подчеркнул, "желают европейской интеграции" В свою очередь, европейские чиновники назвали Молдавию "историей успеха Восточного партнёрства".
Вскоре, однако, стало ясно, что процесс евроинтеграции встречает на своём пути существенные сложности. В апреле 2015 г. еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства и переговорам по расширению Иоханнес Хан заявил, что ЕС не будет расширяться, по крайней мере, десять лет, поскольку ни одна из претендующих на вступление стран не соответствует его критериям. В самой же Молдавии число противников евроинтеграции тогда же превысило число её сторонников впервые за десять лет. Согласно опросам общественного мнения, в случае проведении референдума о вступлении в ЕС 39,5% высказалось бы "за", 41,8% - против.
По мнению молдавских экспертов, торможение европейского пути Молдовы обусловлено неопределённостью долгосрочного курса её социально-экономического развития и политической ориентации различных слоёв населения. По их же мнению, отсутствие национальной стратегии европейской интеграции объясняется также и опасениями стать для Европы страной "периферийной экономики" и резервом дешёвой рабочей силы, утратив при этом выгоды традиционного сотрудничества с Россией.
По оценке кишинёвского "Экономического обозрения", декларируемый властями курс на европейскую экономическую интеграцию не подкреплён ни серьёзным анализом перспектив и возможностей вступления в ЕС, ни разработкой научно обоснованных программ модернизации всех отраслей экономики и сфер жизнедеятельности общества с учётом возможных потрясений в случае вступления в ЕС.
Ещё конкретнее сформулировал ту же мысль "Кишинёвский обозреватель": "Вопрос не в том, ждут ли нас в ЕС, а в том, готовы ли мы".
Участники состоявшегося в феврале 2015 г. дискуссионного клуба указали на результаты социологических опросов, свидетельствующих об охлаждении части респондентов к ЕС. Но, как заметил молдавский политолог Виталий Андриевский, это не значит, что Молдова должна поставить крест на процессе евроинтеграции и разорвать отношения с ЕС. Как раз наоборот: необходимо начать наконец "строить Европу в своём собственном доме".
Тем не менее руководство Евросоюза приняло решение, о том, что с 1 января 2016 г. все экономические агенты Республики Молдова, в том числе из Приднестровского региона будут экспортировать товары в страны ЕС на основании одинакового режима свободной торговли. Согласно пояснению посла Молдавии в России Д. Брагиша, это означает, что Приднестровье начнёт работать в зоне свободной торговли ЕС, продолжая при этом поставки продукции в Россию, но оформляя их в Кишиневе [Гамова. Независимая газета. 29.12 2015].
До 1 января 2016 г. предприятия Приднестровья пользовались преференциями при поставках в ЕС своей продукции, при этом экспорт Приднестровья составлял 60% от общего экспорта Молдавии. С начала 2016 г. Евросоюз открыл для Приднестровья зону свободной торговли, распространив на неё подписанное в Вильнюсе "Соглашение об ассоциации с Республикой Молдовой"1.
Идею продвижения Республики Молдовы по пути евроинтеграции и сближения с Румынией поддержал в своей предвыборной программе нынешний президент Румынии Клаус Иоханнис. Этнический немец из Трансильвании, человек с немецким духом прагматизма, он не стал накалять обстановку заявлениями об "унионизме" и ставить своих будущих коллег из Кишинёва в сложное положение, как это постоянно делал его предшественник Траян Бэсэску.
"Если граждане Молдовы захотят объединения с Румынией, никто не сможет их остановить. Но если они не захотят этого, то никто их не обяжет", - заявил он.
После избрания в ноябре 2015 г. на пост президента Клауса Йоханниса пропрезидентская национал-либеральная партия (НЛП) Румынии вскоре представила документ под названием "Республика Молдова - приоритет политики Румынии", который был предложен для подписания в качестве единой стратегии в отношении Молдавии для всех политических партий Румынии. По оценке румынского издания ЫйэРгШ, документ предполагает фактическую интеграцию государственных структур двух государств при формальном сохранении их независимости.
Начиная с сентября 2015 г. стали проходить периодические встречи правительств двух стран, где решаются вопросы их совместной деятельности. Так, стороны договорились объединить транспортную и энергетическую систему, чтобы обеспечить уход от односторонней зависимости Молдавии от России. В качестве примера приводится ветка газопровода Яссы (Румыния) - Унгены (Молдавия), которая обеспечит север Молдавии румынским газом. К тому же Молдавия окажется интегрированной в румынские энергетические сети [Гамова. Независимая газета. 25.09.2015].
В стадии подготовки также прямой железнодорожный маршрут Кишинёв - Яссы, проложенный с использованием более узкой (европейской) колеи. По этому маршруту (и ранее) ходили поезда, которым на границе (в Унгенах) приходилось менять колесные пары.
Не менее существенны договорённости в военной сфере. Подписанное между министерствами обороны Румынии и Молдавии Соглашение о техническом со-
1 Независимая газета 15.04.2016.
трудничестве на основе Договора о сотрудничестве в военной сфере (апрель 2012 г.) разрешает румынским военным вместе с техникой свободно передвигаться по территории Молдавии. Это было настороженно воспринято частью политиков в Приднестровье, опасающихся, что румынская армия может оказаться в зоне безопасности на Днестре.
Как отмечалось, речь также идёт о постепенном продвижении на территорию Молдавии румынской культурно-языковой и национальной идентичности, упрощённого получения гражданства Румынии, поддержки неканонической "Бессарабской митрополии", подчиняющейся Бухаресту.
По словам одного из авторов "единой стратегии в отношении Молдавии", сенатора от НЛП Виорела Бади, цель состоит в создании единого культурного, экономического и информационного пространства между Румынией и Молдавией.
В то же время президент Клаус Иоханнис отказался подписать принятый парламентом Румынии закон о выделении Молдове кредита в 150 млн евро, назвав его "несвоевременным". "Нет уверенности в том, что в Республике Молдова будет обеспечена последовательность процесса реформ и соблюдении обязательств по реализации соглашения об ассоциации с ЕС", - заявил он, объясняя свой отказ. Тем самым он обозначил условия дальнейшего сближения Молдавии и Румынии, предложив молдавским политикам приложить усилия к выходу из затяжного кризиса.
В Кишинёве тем временем продолжаются воскресные выступления оппозиции против олигархического режима. Новый, 2016 год Молдавия встретила без правительства и парламента. В середине января 2016 г. было сформировано парламентское большинство, избравшее в качестве премьер-министра малоизвестного Павла Филипа, ставленника молдавского политика и олигарха Влада Плахотнюка, подозреваемого в причастности к "краже века".
Парламентская оппозиция сохранила расстановку сил, сформировавшихся по ходу уличных протестов. Она не могла быть прочной, будучи временным объединением трудно совместимых партий и течений: с одной стороны, ориентирующиеся на Россию социалисты И. Додона и "Наша партия" Р. Усатогого, с другой же - пока ещё окончательно не сформировавшееся в партию европейское демократическое движение "БЛ".
Объединённая оппозиция сохранила свои первоначальные требования: проведение досрочных выборов в парламент и выборы президента страны на основе всеобщего и прямого голосования, упразднив прежнюю систему президентских выборов на основе парламентского большинства.
В марте 2016 г. было принято решение Конституционного суда Молдавии о возвращении практики избрания президента прямым голосованием, но и оно было негативно встречено представителями оппозиции, поскольку за этим просматривалось намерение властей расколоть протестный электорат. К тому же в отличие от И. Додона и Р. Усатого движение "БЛ", по оценке молдавских политологов, не могло получить зарубежной поддержки.
Неясным остаётся и отношение правительства к согласованному в апреле меморандуму о взаимопонимании между Национальным банком и Министерством финансов, согласно которому "возместить" "кражу века"(1 млрд долл. или 13,5 млрд леев) должны будут граждане страны. Для этого уже отпечатаны облигации, которые им предложено купить. Реакция Евросоюза на это предложение пока неизвестна.
В том же марте в Кишиневе прошли митинги "унионистов" (сторонников объединения с Румынией), приуроченные к 98-й годовщине оккупации Бессарабии Румынией в 1918 году. В 2018 г унионисты планируют широко отметить столетие этого события, соответствующие мероприятия будут проведены и в Румынии. По-
ка, однако, говорить о сколько-нибудь значительном влиянии "унионистов" на внутреннюю политику Молдовы вряд ли возможно: на последних выборах их партия "Униря" набрала всего около 9% голосов.
Согласно регулярно проводимым опросам общественного мнения, большая часть электората основных областей Молдавии выступает за сохранение отношений с Россией как объёмного рынка для молдавской сельхозпродукции и трудоустройства молдавских гастарбайтеров.
При нынешних властях, по признанию оппозиционных молдавских политиков, не представляется возможным решить нарастающий груз проблем, опустивших до уровня нищеты значительную часть населения. Поэтому на воскресных встречах перед парламентом манифестанты по-прежнему выдвигают требование смены президента и парламента.
Согласно проведённым в мае опросам общественного мнения, сегодня на выборах в парламент прошли бы шесть политических партий: партия социалистов (ПСРМ) И. Додона - 16% голосов, затем две правые (демократические) партии: Платформа БЛ (14%) и сотрудничающая с ней партия Демократия и солидарность (12%). В парламент прошли бы также две левые партии - "Наша партия" Р. Усатого (12%) и Партия коммунистов - ПКРМ (9%). Если бы сегодня состоялись намеченные на октябрь 2016 г. выборы президента, то большее число голосов получил бы И. Додон [Независимая газета. 05.06.2016. Социологический опрос].
Опросы общественного мнения показывают, что в условиях ухудшающегося экономического положения всё большее число населения склоняется к ориентации на Россию и Таможенный союз, что не входит в планы не только ЕС, но и США. Недавно в Вашингтон была приглашена делегация из Молдавии, куда был включён не занимающий никакой государственной должности уже упоминавшийся олигарх В. Плахотнюк, после чего в Кишиневе заговорили о карт-бланше, который он якобы получил в Вашингтоне. Вслед за этим в Кишинёв прибыла делегация МВФ, предоставившая правящей партии кредит на выплату пенсий и зарплат, а также на избирательную кампанию.
В декабре 2016 г. президентские выборы состоятся также и в Приднестровье, заблокированном Украиной и Молдавией. Президент непризнанной республики Е. Шевчук недавно подписал указ об укреплении территориальной обороны в связи с размещением ПРО США в Румынии, а также с визитом в Кишинев группы американских генералов и проведённых у границ с Приднестровьем международных военных учений.
В условиях реальной блокады предприятия Приднестровья работают с неполной нагрузкой, либо стоят, а владельцы российских паспортов постепенно уезжают в Россию. Остающееся население выражает открытое недовольство Е. Шевчуком и его командой и готовится к декабрьским президентским выборам, на которых может победить бывший президент Приднестровья И. Смирнов, провалившийся на выборах четыре года тому назад. По имеющимся оценкам, Тирасполь в этом случае может договориться с Киевом, и поддержка Москвы, которая всегда играла определяющую роль, тогда уже ничего решать не будет.
* * *
Подводя итоги, можно утверждать, что Молдавия не стала и не могла стать "успехом" политики ЕС, но и в Москве также не могут рассчитывать на прежние
неформальные с ней отношения. Что же касается Румынии, то в отношениях с ней положение "европейского пограничья" пока остаётся для Молдавии наиболее приемлемым вариантом, и нынешнее румынское руководство, несомненно, этим воспользуется.
Из всего сказанного следует, что расположенная "на перекрестке всех ветров" Республика Молдова подвержена активному воздействию как региональных, так и глобальных "игроков", какими являются Россия, Евросоюз и США. Вне этого контекста невозможно понять нестабильность векторов внешней политики Молдовы и "особый" характер её отношений с Румынией, с которой её связывает не только общность языка, но и неоднозначная память об историческом прошлом. Интеграция Румынии в Европейский Союз могла бы открыть для Молдовы "путь в Европу", и наиболее активные жители Кишинева и других городов попытались воспользоваться такой возможностью, приобретая в массовом порядке румынское гражданство. Но основная часть молдаван, преимущественно сельские жители, памятуя прошлое, относятся к "объединительным" идеям либо нейтрально, либо неодобрительно, не говоря уже о людях иной национальной принадлежности.
Румынские "пробные шары" не в последнюю очередь предназначались евро-атлантическому миру и первым на них ещё в 2005 г. отреагировал Дж.Буш, подтвердивший территориальную целостность и независимость Молдовы. Соединённые Штаты, уже закрепившиеся в стратегически важных районах Причерноморья -Румынии и Болгарии, заинтересованы в поддержании региональной стабильности, ликвидации "последнего островка коммунизма" в Приднестровье и выводе российских миротворческих подразделений из зоны конфликта.
Евросоюз также не заинтересован в нарушении status quo в "европейском пограничье", и в его планы, конечно же, не входит создание "Великой Румынии". Приемлемым для него вариантом была бы демилитаризация региона и создание на этой основе нейтральной зоны. В последние годы в политике Евросоюза всё более заметным стал акцент на развитие трансграничного сотрудничества и повышения в архитектуре европейского континента роли "особых экономических территорий", создаваемых в приграничных областях. В этот процесс всё более активно включаются постсоциалистические страны Центральной и Юго-Восточной Европы, а из числа республик бывшего Советского Союза - Республика Молдова.
И здесь речь идёт не столько о намерениях республики в ускоренном темпе преодолеть барьер евроинтеграции, сколько включиться в процессы трансграничной регионализации, которые становятся всё более характерной чертой европейского развития. [Зонова, 1999: 3-5]. Сегодня в Европе существуют более 30 таких регионов, в частности, активно осуществляется сотрудничество между регионом Рона-Альпы во Франции и Баден-Вюртембергом в Германии, между Сербией и Хорватией и соответствующими областями Италии. Небольшая по своей территории Молдова выступает как единое целое, и здесь она могла бы стать "пограничь-ем" между Востоком и Юго-Востоком Европы, способствуя вместе с другими постсоветскими республиками, размыванию разделительных линий времён холодной войны.
Список литературы
Moldova intre Est si Vest. Identitatea nationala si orientarea europeana. Chisinau - 2001, p. 148.
Gabanyi A.U. (1996) Moldova in Spannungfeld zwischen Russland, Rumanien und Ukraine// Berichte des Bundesinstitute fur Ostwissenschaftliche und Internationale Studien. Wien, p. 16.
Аналитический документ, разработанный молдово-украино-румынской экспертной группой. (2006) Бухарест-Кишинев-Яссы. Январь 2006, с. 11-16.
Гамова Светлана. Приднестровье уходит в Евросоюз\\ Независимая газета.29.12.2015.
Гамова Светлана. Молдавию переводят на румынские сети. \ ХНезависимая газета. 25.09.2015.
Данилов Д.А. (2015) Приднестровское урегулирование: внешний контекст // Современная Европа. №2, С. 20-33.
Зонова Т.В. (1999) От Европы государств к Европе регионов. \ Полис, 3-5.
Молдово-Приднестровский регион. 1-2 (30-31), март 2016.
Молдово-Приднестровский регион. 3-4 (32-33), май 2016.
Независимая газета" 05.06.2016. Социологический опрос был проведен по заказу Национального демократического института (NDI) и Агентства США по международному развитию (USAID).
Республика Молдова в 1989-1991 гг. (1992) (дайджест зарубежной печати). "Suddeutsche Zeitung", 02.11.1990. Кишинев, 1992.
www.puls.md/print/en. Interviews, 06.07.2006. Владимир Сокор - сотрудник Джейнтаунского исследовательского центра, политический обозреватель "Wall Street Journal" и радио Свободная Европа. "Фрать ромынь" - "братья румыны".
Штански Н.В. (2012) Проблемы урегулирования конфликта в Приднестровье\Молдове: международные аспекты. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М. 2012, с. 25.
Язькова Алла. Республика Молдова: двадцать лет независимости. "Вестник Института Кеннана в России", Вып.21, с. 75-76.
References
Analiticheskij dokument, razrabotannyj moldovo-ukraino-rumynskoj ehkspertnoj gruppoj. (2006) Buha-rest-Kishinev-YAssy. YAnvar' 2006, s. 11-16.
Gabanyi A.U. (1996) Moldova in Spannungfeld zwischen Russland, Rumanien und Ukraine// Berichte des Bundesinstitute fur Ostwissenschaftliche und Internationale Studien. Wien, 1996, p. 16.
Gamova Svetlana. Pridnestrov'e uhodit v Evrosoyuz\\ Nezavisimaya gazeta.29.12.2015.
Gamova Svetlana. Moldaviyu perevodyat na rumynskie seti.\ \Nezavisimaya gazeta. 25.09.2015.
Danilov D.A. (2015) Pridnestrovskoe uregulirovanie: vneshnij kontekst // Sovremennaja Evropa. №2, S. 20-33.
Jaz'kova Alla. Respublika Moldova: dvadcat' let nezavisimosti. "Vestnik Instituta Kennana v Rossii", Vyp.21, s. 75-76.
Ministerul Afacerilor Externe si Integrarii Europene al Republicii Moldova. Politica externa/Federatie Rusa.//F:/Moldova-Federatie Rusa.htm.
Moldova intre Est si Vest. Identitatea nationala si orientarea europeana. Chisinau - 2001, p. 148.
Nezavisimaya gazeta" 05.06.2016. Sociologicheskij opros byl proveden po zakazu Nacional'nogo demokraticheskogo instituta (NDI) i Agentstva SSHA po mezhdunarodnomu razvitiyu (USAID).
Respublika Moldova v 1989-1991 gg. (1992) (dajdzhest zarubezhnoj pechati). "Suddeutsche Zeitung", 02.11.1990. Kishinev, 1992.
www.puls.md/print/en. Interviews, 06.07.2006. Vladimir Sokor - sotrudnik Dzhejntaunskogo issle-dovatel'skogo centra, politicheskij obozrevatel' "Wall Street Journal" i radio Svobodnaya Evropa. "Frat' romyn'" - "brat'ya rumyny".
SHtanski N.V. (2012) Problemy uregulirovaniya konflikta v Pridnestrov'e\Moldove: mezhdunarodnye aspekty. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchyonoj stepeni kandidata istoricheskih nauk. M. 2012, s. 25.
Zonova T.V. (1999) Ot Evropy gosudarstv k Evrope regionov. \ Polis, 1999, 3-5.
European frontier: the Republic of Moldova between Europe and Russia
Author. Yazkova А.А. Professor, Head of Department for Black Sea - Mediterranean Studies, Institute of Europe (RAS). Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract: The large-scale international crisis in Ukraine and then in Syria along with the terrorist attacks in Europe has diverted attention from internal problems in the Republic of Moldova. Rallies in support for early elections have been taking place in Chisinau on weekends since September 6, 2015. Initially, the pro-European Civil Platform "Dignity and Truth" (YES) put forward this demand, later it was joined by the pro-Russian Socialists. The bank fraud with the withdrawal of $1 billion from the three main banks in the Republic of Moldova ignited mass demonstrations. The scandal around the "theft of the century" has led not only to rise in tensions in domestic policy, but also has forced parties to seek support on the external, especially the regional level.
Key words: Republic of Moldova, Transnistria, Romania, Russia, the EU, the European frontier, European integration, civil platform, mass demonstrations, "theft of the century", the internal policy, the regional level.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420163446