УДК 32(478)
Лаврёнов С.Я.
Молдова между жерновами «бо льшой» политики
Лаврёнов Сергей Яковлевич, доктор политических наук, заведующий отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ (Москва)
E-mail: lavrs2009@yandex.ru
В статье рассматриваются ближайшие социально-экономические последствия подписания Молдовой соглашения об ассоциации с ЕС. Особое внимание уделяется тенденциям внутри-и внешнеполитической деятельности Кишинева в связи с украинским кризисом. В этом контексте рассматриваются особенности сближения НАТО и Молдовы, несмотря на нейтральный статус последней, объединение усилий Кишинева, Киева и Бухареста в попытке «урегулирования» приднестровского конфликта в собственных интересах.
Ключевые слова: «евровыбор» Молдовы, НАТО, украинский кризис, проблемные регионы, приднестровский конфликт.
Республика Молдова в настоящее переживает политическую и экономическую нестабильность, вызванную кумулятивным эффектом ряда факторов. В их числе: подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в июне прошлого года, ухудшившаяся в связи с этим экономическая ситуация в стране, пронатовский дрейф Кишинева, неурегулированные отношения с Приднестровьем, «фронда» Гагаузии, Бельцов и Тараклийского района, настаивающих на соблюдение особого статуса или расширении местного самоуправления. Эти проблемы значительно усугубились благодаря крупномасштабному кризису в соседней Украине.
«Евровыбор» Молдовы
Если до украинских событий ЕС намеревалось через подписание Соглашения об ассоциации воздействовать на желательное развитие внутриполитической ситуации в РМ в ходе развернувшейся предвыборной кампании, то теперь его действия диктуется только одним - сделать движение Молдовы в европейском направлении, исходя из собственных геополитических интересов, необратимым. С этой целью были проигнорированы элементарные нормы демократических процедурных правил - организация в Молдове, хотя бы, формальных общественных дискуссий относительно содержания и последствий этого судьбоносного для Молдовы решения, предполагающего добровольную передачу части национального суверенитета надгосударственным структурам - Совету Ассоциации и иным создаваемым в рамках Соглашения институтам. Последнее вполне соответствует духу евроатлантической концепции «ограниченного суверенитета» в применении к тем постсоветским республикам, которые с определенной степенью надежности можно вывести из-под влияния России.
Совет Ассоциации уполномочен не только принимать общеобязательные решения по широкому спектру политико-экономических вопросов, но и контролировать их исполнение, сведя таким образом государственные институты Молдовы к роли безгласных исполнителей.
Прогнозы осведомленных экспертов о том, что негативные последствия Соглашения для молдавской экономики могут принять катастрофический характер, были кишиневскими властями проигнорированы. Тем не менее, логика обстоятельств, как всегда, оказалась сильнее логики намерений.
Проблема заключается в том, что в страны Таможенного союза Молдова, по данным официальной статистики, экспортирует овощей в 2-3,5 раза больше чем в ЕС, фруктов - в 1,5-1,8 раза, алкоголя - в 4 раза1. Подобный вектор товарооборота во многом объясняется тем, что рынок Таможенного союза не был особенно взыскательным в отношении молдавского импорта. Находясь в зоне свободной торговли со странами СНГ, Молдова, кроме того, имела возможность поставлять их на беспошлинной основе.
После подписания Соглашения 27 июня ситуация резко изменилась. Если в сентябре прошлого года, в качестве предупредительной меры, Россия ввела эмбарго на поставки алкогольной продукции из Молдовы, то после того, как европейский рубикон Молдовой был пройден, запрет для поставок распространился и на молдавскую плодоовощную продукцию - сначала по формальным фитосанитарным соображениям, а с 1 сентября для этого вида экспорта будут введены таможенные пошлины с возможным последующим отказом от всего экспорта. Это болезненный удар, прежде всего, по
1 Игорь Додон: «Партия Социалистов будем настаивать и добиваться референдума и денонсации соглашения об ассоциации с ЕС» [Электронный ресурс] // AVA.Md. Информационно-аналитический портал. 2014. 21 июля. Режим доступа: http://ava.md/analytics-commentary/026088-igor-dodon-partiya-socialistov-budem-nastaivat-i-dobivat-sya-referenduma-i-denonsacii-soglasheniya-ob-associacii-s-es.html
сельскому хозяйству Молдовы. На долю России приходилось более 26% молдавского экспорта, а по многим видам продукции - более половины и даже более 80%. В частности, в РФ экспортировалось более 60% урожая яблок, около 40% сбора столового винограда, более 20% урожая помидоров и т.д.1 Проблема усугубляется тем, что экспорт сельхозпродукции не равноценен экспорту промышленной продукции. Сельское хозяйство более трудоемко и менее специализировано, на одного занятого здесь приходится еще два-три незанятых члена семьи. Наконец, в сельской местности проживает более 60% населения Молдовы, и именно сельская местность генерирует бедность, которая тянет всю страну вниз.
В сложившейся ситуации Россию трудно упрекнуть в чрезмерной придирчивости, если, конечно, не принимать за последнюю политическую и экономическую целесообразность. Применение санкций предусмотрено действующим соглашением о свободной торговле между странами СНГ. В частности, в последней редакции Договора о зоне свободной торговле в рамках СНГ, который Владимир Филат в бытность премьером подписал в мае 2011 г. на саммите в Санкт-Петербурге, и который был промульгирован осенью 2012 г., появились новые статьи. Так, ст. 18 предусматривает, что сторона Соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ может вступать в различные иные соглашения о свободной торговле2. Вместе с тем, в приложении № 6 к договору говорится, что страна СНГ, являющаяся также членом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, может в определенных случаях применять санкции по отношению к другой стране СНГ, которая не является членом ТС. Иными словами, санкции могут быть введены на ввоз товаров, которые потенциально могут принести ущерб стране - члену ТС. При этом санкции могут применяться в виде отказа от свободной торговли, то есть в виде введения пошлин или в более жестком варианте - запрете на экспорт, что и было использовано в отношении Молдовы. И в этом есть свой резон. Молдова, являясь страной-участницей СНГ и стороной Договора о свободной торговле между странами СНГ и одновременно подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, повела себя не по-партнерски. Приняв решение о вхождении в зону свободной торговли стран ЕС, Кишинев, ради своих интересов, был обязан согласовать это действие со своими партнерами из СНГ.
Что касается Москвы, то она, резонно опасаясь реэкспорта некачественных европейских товаров под видом молдавских, заранее предупреждала Кишинев о тех возможных защитных мерах, к которым может прибегнуть в случае дальнейшего продвижения Молдовы в европейском направлении. Но, видимо, в Кишиневе недооценили всю серьезность намерений Москвы, намереваясь, как и прежде, сгладить ситуацию декоративно-лояльными заявлениями и обещаниями.
Подписание Соглашения об ассоциации, по мнению ряда экспертов, может обречь Молдову на неоколониальную зависимость от торгов-промышленных корпораций развитых стран Европы. В первую очередь, это связано с необходимостью внедрения жестких западноевропейских стандартов в промышленности и сельском хозяйстве Молдовы (всего более 20 тысяч); ликвидацией государственного статуса железных дорог, что повлечет за собой значительный рост тарифов на перевозки грузов и цен на поездки в пассажирских поездах; невозможностью, в связи с отсутствием субсидий, возродить отечественное производство сельскохозяйственной техники, которая в свое время, при Советском Союзе, экспортировалась в десятки стран мира, включая европейские.
Европейцы добиваются снятия Молдовой импортных пошлин - в первую очередь, на мясомолочную продукцию из ЕС. Взамен молдаванам обещают предоставление грантов на создание лабораторий по сертификации своей продукции. Молдова уже экспортируют из стран ЕС посадочный и иной репродуктивный материал, тем самым косвенно финансируя научные агропроекты и разработки Евросоюза. Это при том, что сравнительно недавно молдаване сами экспортировали семенной материал различных сельхозкультур, производством которых занималась целая плеяда признанных ученых-селекционеров и научно-производственных объединений Молдавии. Навязанная Евросоюзом система многочисленных технических стандартов, регламентов и квот ведет к удушению молдавского производителя, предприятий, производящих продукцию хоть с какой-то добавленной стоимостью. Этому в немалой степени будут способствовать европейские экологические стандарты в виде «предельных значений выбросов для существующих предприятий» на загрязнение окружающей среды с возможностью закрытия производств.
Одним из наиболее распространенных аргументов, которые приводят сторонники подписания Соглашения, является либерализация зоны свободной торговли Молдовы со странами ЕС. Напомним, что началом преференциального сотрудничества Республики Молдова и Европейского Союза стал 1998 год. Система автономных торговых преференций (АТП) предполагала предоставление странами ЕС таможенных льгот при ввозе молдавской продукции на их территорию, при установлении соответствующих квот для импортируемой молдавской продукции3. В 2014 г. были сняты квоты на ввоз пшеницы, сахара и винных изделий.
Согласно статистическим данным, за период существования АТП между ЕС и Молдовой, местные производители не сумели освоить те рынки сбыта, которые были предоставлены им европейскими странами. Например, по экспортным поставкам пшеницы квоты были использованы всего на 52%, на сахар - около 80%, винодельческая продукция - 90% и т.д.4 В подобных условиях либерализация торговых отношений между Молдовой и ЕС в ближней и среднесрочной перспективе не сможет позитивно повлиять на экономическое развитие Молдовы. Это объясняется также тем, что Молдова, являясь развивающейся страной, поставляет на европейский рынок преимущественно сырьевую, переработанную продукцию и в значительно меньшей степени - готовых товаров, что в целом обусловливает низкую добавленную стоимость для местных производителей.
Производственная деятельность в Молдове практикуется преимущественно на давальческой основе, что дает возможность увеличивать экспорт производимой продукции, но при этом западные заказчики контролируют весь процесс, тем самым снижая стимулы для развития национального производства. Таким образом, экспортная дея-
1 Васильева Г. Инвестировал, вырастил, собрал, разорился... [Электронный ресурс] // Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. 2014. 8 августа. Режим доступа: http://www.materik.rUcoun1ry/detail.php?ГО=18277.
2Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121497/
3 За преференции не будет конкуренции [Электронный ресурс] // Point.News. 2007. 23 ноября. Режим доступа: http://point.md/ru/novosti/ekonomika/za-preferencii-ne-budet-konkurencii.
4 Козлов А. Игорь Додон: Соглашение об ассоциации делает Молдавию третьесортной колонией ЕС [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Блокнот». Блокнот-Ньюс, 2014. 27 мая. Режим доступа: http://bloknot.ru/v-mire/igor-dodon-soglashenie-ob-assotsiatsii-delaet-moldaviyu-tret-esortnoj-koloniej-es.html.
тельность по статистическим данным, казалось бы, успешно развивается, в то время как реальная ситуация в экономическом секторе складывается иная.
Приведение республиканского законодательства к единым стандартам Европейского законодательства еще более усугубит ситуацию. Достаточно сказать, что после подписания соглашения об ассоциации с ЕС молдавским властям придется гармонизировать около 300 правовых актов.
Формальное сужение лазеек в законодательстве будет сопровождаться уменьшением социальных и экономических льгот. Это приведет к снижению общего уровня жизни, резкие инфляционные скачки, отсутствие достаточного числа рабочих мест и снижению реальной заработной платы за счет повышения налоговых отчислений и удержаний. Следствием станет усиление миграционного потока. Утверждать, что большая часть в связи с введением безвизового режима мигрирует в европейские страны, нереалистично, поскольку предоставленный безвизовый режим не ориентирован на трудоустройство мигрантов. Поэтому молдавское население будет мигрировать, как и прежде, в приоритетные для них страны - Россию, Турцию, другие страны СНГ, Италию.
Ухудшение ситуации в сфере бизнеса будет связано с ужесточением налогового законодательства, что будут способствовать уходу экономических агентов в теневой сектор. Нестабильная экономика повлечет отток капитала заграницу. Резкие скачки курса евро на валютном рынке Молдовы приведут к резкому повышению цен на продовольственную продукцию. Наиболее чувствительны к повышению курса импортеры нефтепродуктов. Повышение цен на бензин и дизельное топливо повлечет за собой подорожание абсолютно всех видов продукции торговли и производства, поскольку топливо является важной составляющей любого вида деятельности независимо от его размеров. Пользуясь ухудшением состояния дел молдавских бизнесменов, их иностранные контрагенты начнут скупать за бесценок молдавские компании.
Не случайно ряд экспертов уже присвоили Молдове наименование «захваченного государства» (captured state). Запад в лице Молдовы приобрел дополнительный рынок сбыта для своих производителей. Еще одной «ахиллесовой пятой» для Молдовы является вполне вероятное упорядочение процедуры пребывания молдавских гастарбайтеров в России. По различным данным, здесь трудятся от 500 тыс. до 750 тыс. молдавских мигрантов, которых «выгнала» из Молдовы безработица. В 2013 г. они перевели в Молдову около 1,2 млрд долл., что составляет примерно 70% всех зарубежных денежных поступлений в страну, во многом позволяющих удерживать экономику страны на плаву1. О значимости этих денег для Молдовы говорит тот факт, что они превышают в пять раз годовой объем прямых иностранных инвестиций и примерно равны объему кредитов, которые ЕС и США выделили Молдове за последние пяти лет. Если Москва пойдет на ужесточение миграционных процедур в отношении молдавских рабочих, бюджет Молдовы ощутит на себе последствия этого шага уже на следующий день. В этом случае, по мнению председателя Социал-демократической партии Молдовы Виктора Шелина, ничто уже не сможет предотвратить крах молдавской экономики2.
ЕС в этих условиях пытается поддержать республику-адепта, но предложить может немногое. Решение Евросоюза начиная с осени 2014 г. удвоить квоты на импорт молдавских фруктов и овощей мало что меняет в общем безрадостном положении, в котором оказалось молдавское сельское хозяйство.
Глава представительства ЕС в Молдове Пиркка Тапиола был вынужден признать, что европейские квоты на поставки молдавской плодоовощной продукции «не могут полностью покрыть объем, экспортировавшийся в Россию»3. После удвоения квот на поставки молдавской продукции в страны ЕС их увеличивать не собираются - сверхквотная продукция будет облагаться пошлинами. Таким образом, Европейский союз не собирается покрывать 150-милионные убытки от запрета на ввоз молдавской продукции на территорию Российской Федерации.
Существует еще один фактор, который может существенно минимизировать значение евроатлантических финансовых вливаний - масштабная коррупция в стране. В отчете о мониторинге Национальной системы неподкупности, составленном «Transparency International - Moldova» и представленном в июне прошлого года, констатируется, что «системная коррупция в Молдове остается значительной проблемой». При этом наиболее коррумпированными являются именно те общественные институты, которые, по своему предназначению, должны олицетворять служение общественным интересам - политические партии, парламент, судебная сфера. Добавим - те институты, которые и будут распоряжаться финансовыми потоками, идущими с Запада4.
В настоящее время Молдавия охвачена крупнейшим коррупционным скандалом в своей новейшей истории. Речь идет об исчезновения из Banca de Economii 11 млрд молдавских леев (примерно 1 млрд долл.)5. В Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala Национальный банк Молдовы был вынужден ввести специальное администрирование. По мнению бывшего премьер-министра Ю. Лянке, к расследованию должны быть привлечены специалисты из-за рубежа, поскольку национальные правоохранительные органы и суд находятся под контролем правящих партий и не способны провести непредвзятое расследование. По мнению лидера Партии социалистов Игоря Додона, «подобные кражи были бы невозможны без поддержки тех, кто находится у власти, прежде всего В. Плахотнюка и вице-председателя Демократической партии В. Филата, лидера Либерально-демократической партии Молдавии. По словам Додона, Демпартия контролирует НЦБК, Генпрокуратуру и Национальный банк. Этим, однако, скандал в банковской сфере не исчерпывается . Недавно вскрылась еще одна крупномасштабная афера, связанная с отмыванием денег на рекордную сумму $18,5
1 Новые правила для мигрантов, или С вещами на выход! [Электронный ресурс] // ^М Новости. 014. 27 января. Режим доступа: http://totul.md/ru/newsitem/437688.html.
Депортация молдавских гастарбайтеров из России обернется катастрофой для Молдовы [Электронный ресурс] // Point.News. 2013. 18 сентября. Режим доступа: http://point.md/ru/novosti/obschestvo/deportaciya-moldavskih-gastarbajterov-iz-rossii-obernetsya-katastrofoj-dlya-moldovi.
3 Квоты ЕС на поставки молдавской продукции «не могут полностью покрыть объем, экспортировавшийся в Россию»'-Тапиола [Электронный ресурс] // MoldNews. 2014. 28 июля. Режим доступа: http://moldnews.md/rus/news/69048.
4 Международные структуры о беспрецедентном росте коррупции в молдавской власти [Электронный ресурс] // ^^ Новости. 2014. 31 июля. Режим доступа: http://totul.md/ru/newsitem/534276.html.
5 Зимбельская Д. Илан Шор о скандале в банковском секторе Молдовы: Хочу дать ответ всем тем, кто полоскал мое имя! В том числе и депутатам... [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2015. 19 марта. Режим доступа: http://www.kp.md/daily/article/3238073/.
6 Соловьев В., Кывыржик И., Сапожков О., Дементьева С., Занина А., Бутрин Д. Отток капитала затопил Молдавию [Электронный ресурс] // Коммерсанта. 2014. 25 апреля. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2459951.
млрд. Предположительно, в эту аферу были вовлечены местный Moldinconbank, молдавские судьи, российские, украинские и офшорные компании. Началось с того, что внимание правоохранительных органов привлекли десятки судебных приказов (аналог исполнительных листов в РФ) судей различных инстанций. Все они касались взыскания крупных долгов ($180-800 млн) с фирм-резидентов РФ в пользу компаний различных юрисдикций, включая офшоры. Рекордсменом стал окружной коммерческий суд Молдовы, чьи судьи выписали три или четыре приказа о переводе за пределы Молдавии $500 млн по каждому приказу. Для того, чтобы долги можно было взыскивать через молдавские суды, физические лица с молдавским гражданством выступали как солидарные ответчики по долгам перед истцами вместе с фирмами из РФ. Приказ, как правило, передавался конкретному судебному исполнителю, который приходил в банк ровно в тот момент, когда средства поступали на счет. После этого деньги уходили в офшор.
В условиях финансового кризиса демонстративную и далеко не бескорыстную активность в отношении Молдовы проявляет Румыния. Прежде всего, Бухарест заявил о намерении принять все меры, чтобы снизить энергетическую зависимость Молдовы от России. С этой целью на бухарестской бирже будет продаваться не менее 20% от добываемого в стране газа, предназначенного для внутреннего потребления. Поставки из Румынии 1,5-2 млрд куб. м природного газа в год в целом сопоставимы с объемом годового импорта газа Молдовой из России, без учета Приднестровского региона. Природный газ в Молдову планируется поставлять по газопроводу Яссы - Унгены уже с конца августа. Но для того, чтобы газопровод действительно стал альтернативным путем для поставок газа в Молдову, необходимо построить еще компрессорную станцию и проложить также газопровод Унгены - Кишинев, протяженностью 130 км. Это требует немалых затрат и времени, не говоря уже об увеличении стоимости газа для молдаван.
Приведение к единым европейским стандартам различных аспектов жизнедеятельности Молдовы, предполагает введение единых европейских цен, в том числе на энергетические ресурсы, что может стать катастрофическим для молдавской экономики. В настоящее время население Молдовы потребляет газ по средней цене, которая колеблется около 530 долларов США с НДС, а в Европе эта цена почти в два раза выше - 907 долларов США. Это означает, что «румынский» газ, поставляемый в Молдову, может стать почти в два раза дороже. Такого рода молдавско-румынское сотрудничество, кроме того, может привести к тому, что России может прекратить поставку газа и потребовать у Кишинева погасить накопившийся долг. Поэтому в Бухаресте предпочитали говорить не об этом капиталоемком проекте, а о цивилизационном и этническом родстве. В частности, глава румынской партии «Народное движение» Еуджен Томаке предложил - ни больше, ни меньше - создать министерство по объединению с Молдовой1. Более осторожный по срокам, но принципиально схожий прогноз дал один из основных кандидатов по пост президента Румынии ныне действующий премьер-министр Виктор Понта, заявивший в интервью изданию Adevarul Live, что вопрос о присоединения территории Молдовы к Румынии решится уже при его жизни2. Можно лишь пожелать ему долголетия.
По данным Национального бюро статистики, в прошлом году экономический рост в Молдове составил 4,6%. Однако необходимо учитывать, что торговые ограничения со стороны России, сокращение денежных переводов от гастарбайтеров еще только начинают разрушительный для молдавской экономики путь. В 2014 г. потери от российских санкций частично компенсировал ЕС, незначительную часть продукции удалось временно переориентировать на другие регионы. Но сама по себе помощь доноров не решит проблему, если вопрос реализации сельхозпродукции не будет решен, могут возникнуть серьезные трудности с посадкой сельхозпродукции в этом году. Несмотря на декларации о росте доли экспорта сельхозпродукции в Евросоюз, сокращение доли России негативно сказалось на объеме экспорта в целом, т.к. в Россию Молдова экспортировала больше, чем в 15 самых развитых стран ЕС, почти 80% молдавского экспорта на восточном направлении шло в Россию, Украину и лишь незначительная часть - в Беларусь.
Объективным показателем в этой сфере стало то, что 27 марта молдавские фермеры широкомасштабную акцию протеста с требованием увеличения субсидий в сельском хозяйстве. Аграрии вывели на дороги страны сельхозтехнику и пригрозили в случае отказа властей выполнить их требования перекрыть трассы национального значения3.
В первом квартале этого года продолжилось падение молдавского лея по отношению к доллару и, по оценке экспертов, этот процесс будет ускоряться. Укрепилась тенденция к значительному сокращению объема финансовых переводов, по данным Национального бюро статистики в 2014 г. денежные поступления были примерно на 26% меньше, чем в 2013 г., приблизившись к уровню, который отмечался в этот период в кризисном 2009 г. Специалисты отмечают, что больше всего снижение коснулось переводов из Российской Федерации. На сегодня почти две трети из более чем миллиона молдавских гастарбайтеров трудятся в РФ. Денежные переводы из-за рубежа в последние годы составляют до 30 ВВП Молдавии и являются основным «двигателем» потребления и роста молдавской эконо-
1 В Румынии планируют создать министерство по объединению с Молдовой [Электронный ресурс] // MoldNews. 2014. 19 мая. Режим доступа: http://moldnews.md/rus/news/67633
2 Премьер Румынии положит жизнь на объединение его страны с Молдовой [Электронный ресурс] // PRESS обозрение. 2014. 25 июля. Режим доступа: http://press.try.md/item.php?id=143947.
3 В Молдавии начались протесты фермеров [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2015. 27 марта. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1909735.html#ixzz3Vf0CSzj6.
Газопровод Яссы - Унгены. Карта с сайта http://gigamir.net/money/pub221771
мики. При этом в условиях углубления кризиса все больше граждан предпочитает не переводить деньги в Молдову, а выезжать всей семьей из страны на новое место жительства. По данным проведенной в мае 2014 г. переписи населения, только за последние 10 лет страна потеряла 470 тыс. человек, что составляет 13,8% всего ее населения.
Специалисты прогнозируют, что в 2015 г. общая численность населения и численность работающих в Молдове будут продолжать уменьшаться. Это касается показателей и экономически активного населения. Продолжится отток квалифицированной рабочей силы из страны, и соответственно рост доли экономически неактивного населения за счет роста числа и удельного веса пенсионеров. Это потребует решения проблемы увеличения пенсионного возраста, уравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин. По мнению Еврокомиссии, возраст выхода на пенсию в Европе должен вырасти и достигнуть со временем 70 лет.
Отношения с США и НАТО
На фоне не самых радужных экономических отношений с Европой политико-военные отношения Молдовы, напротив, бурно развиваются, что в очередной раз свидетельствует об истинной подоплеке заключенного договора об Ассоциации.
В конце 2014 г. Сенат США одобрил законопроект (т.н. «Акт о поддержке свободы Украины - 2014»), согласно которому Молдавия вместе с Украиной и Грузией получают статус военных союзников США и становятся стратегическими партнерами американцев, не вступая в Североатлантический альянс1. Военный статус союзника США регулируется законом 1961 г. об иностранной помощи, принятым по инициативе бывшего президента США Джона Кеннеди в целях поддержки развивающихся государств. Данный статус, не предоставляя гарантии вооруженной защиты страны-подписанта в случае нападения на неё, тем не менее предоставляет широкие возможности по активизации военных и военно-технических контактов. Находившийся в конце июля в Молдове директор департамента политики планирования обороны Североатлантического альянса Фрэнк Болэнд уже заявил о выделении необходимых средств для модернизации молдавской армии2.
Это означает, что пронатовская позиция руководства Молдовы оценена по достоинству. Действительно, президент Молдовы Николай Тимофти не раз заявлял во всеуслышание о том, что, будь его воля, Молдова давно уже была бы в НАТО3. Либеральная партия во главе с Михаем Гимпу объявила о намерении подать запрос в Конституционный Суд страны о возможности присоединения республики к НАТО в условиях официального нейтралитета на том основании, что этот статус не соблюдается в связи с пребыванием «оккупационных» российских войск в Приднестровье. Убежденным пронатовцем является новый министр обороны РМ Виорел Чиботару, при котором можно ожидать форсированного сближения Молдовы с НАТО. Уже в ближайшее время можно ожидать открытия постоянного представительства НАТО в Молдове.
Впрочем, и без этих институциональных решений национальная армия Молдовы давно уже фактически не придерживается нейтрального статуса. Её военнослужащие неоднократно принимали участие в многонациональных учениях НАТО, последнее из которых прошло в марте этого года совместно с американскими военнослужащими на полигоне Бульбоака. На протяжении последнего времени США неоднократно заявляли, что готовы помогать новой власти Молдавии в «евроинтеграции» и присоединении Приднестровья. В частности, по итогам визита в столицу Молдовы пяти сенаторов Д. Инхофа, Д. Сешна, Д. Фишера, Т. Скотта, Д. Баррассо, состоявшегося в мае 2014 г., в американском Конгрессе была зарегистрирована резолюция о территориальной целостности и независимости Молдовы.
Дрейф Молдовы в сторону НАТО резко активизировался в связи с событиями на Украине. В одним из своих последних интервью Чиботару заявил, что Республике Молдова необходимо готовиться к гибридной войне, подразумевая угрозу со стороны России. Он подтвердил, что в Молдове уже принят ряд мер по повышению безопасности, поддержанных НАТО, но для их полной реализации необходимо увеличить бюджет, по крайней мере, в четыре раза. Необходимо признать, что на сегодняшний день оборонный бюджет Молдовы пока еще является не самым крупным в Европе4. Чиботару также заявил, что программа действий в области безопасности страны будет сосредоточена на
1 Сенат США одобрил предоставление Молдавии, Украине и Грузии статуса военных союзников [Электронный ресурс] // ИА REGNUM-Беларусь. 2014. 12 декабря. Режим доступа: http://belarus.regnum.ru/news/1876371.html.
2 Блок НАТО определит объем ресурсов, необходимый для помощи вооруженным силам Молдовы [Электронный ресурс] // ТоМ Новости. 2014. 30 июля. Режим доступа: http://totul.md/ru/newsitem/533705.html.
3 «Нейтральная» Молдавия попросила НАТО обеспечить ее безопасность [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2014. 24 июля. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1829351.html.
4 «Республике Молдова необходимо готовиться к гибридной войне. Об этом в одном из интервью заявил новоиспеченный министр обороны РМ Виорел Чиботару... «Надо научиться жить с этой угрозой», - добавил министр. Кроме этого, Чиботару
Премьер-министр Молдавии и генеральный секретарь НАТО. Март 2015. Фото с сайта http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_49727.htm
Визит американских сенаторов в Молдавию в мае 2014. Фото с сайта https://www.flickr.com/photos/ usembassymoldova/14537212011/in/set-72157645430421572
углублении партнерства с Североатлантическим альянсом.
Этот процесс идет параллельно с намеренным обострением ситуации вокруг непризнанного Приднестровья. Громкий резонанс получило недавнее заявление П. Порошенко на совместной со своим румынским коллегой К. Йоханнисом пресс-конференции о намерении «разморозить» приднестровский конфликт и координации в дальнейшем политики Киева с Бухарестом с целью «реинтеграции» Приднестровья в состав Молдавии1. Это означает, что Киев в отношении Приднестровья собирается начать игру «без правил», пойдя на то, чтобы вести переговоры о будущем ПМР с Румынией, официально не участвующей переговорном формате по молдавско-приднестровскому урегулированию, но кровно заинтересованной в поглощении Молдовы. По мнению экспертов, этот сценарий мог быть отрежиссирован только в Вашингтоне, поскольку Румыния, а теперь и Киев являются ревностными союзниками США в регионе. Безусловно, от слов к делу - дистанция немалого размера, но теперь уже очевидно, что Бухарест увидел в сложившейся ситуации благоприятный шанс, чтобы руками Украины сломить ПМР и подготовить почву для присоединения к себе обоих берегов Днестра. «Единению» Киева и Бухареста в этом вопросе не помешало даже то, что румыны, не особенно вуалируя свои желания, претендуют и на ряд украинских территорий (в частности, Черновицкую область и часть Одесской). Не исключено, что двум партнерам удалось договориться об своеобразном «обмене» территориями: Румынии - Молдову с Приднестровьем, взамен отказа Бухареста от своих территориальных притязаний по отношению к Киеву. В отношении Молдовы Бухарест как не скрывал, так и не скрывает своих далеко идущих планов. В конце февраля 2015 г. в ходе своего визита в Кишинёв, К. Йоханнис вновь обратился к рассуждениям об «общем будущем» для Молдовы и Румынии. Формально речь шла о евроинтеграции, но поскольку совершенно понятно, что Молдова может войти в ЕС только под румынским «соусом», поскольку перспектив осуществить это самостоятельно у неё нет никаких.
Киев, в свою очередь, беспокоит российская группировка (более чем немногочисленная) в Приднестровье. В условиях «шатающейся» власти он обеспокоен тем, что Одесская область, где довольно сильны антиправительственные настроения может «восстать» при поддержке с сопредельной территории или, не дай Бог, придет в действие другой кошмарный сценарий - ополченцы начнут пробивать сухопутный коридор к Приднестровью. Так, по мнению, молдавского эксперта П. Богату, который, в свою очередь, ссылается на западных экспертов, Приднестровье может открыть второй фронт против Украины в случае резкого ухудшения ситуации на Юго-Востоке Украины. Ему вторит директор кишиневского центра политического анализа РоШюоп Анатолий Цэ-рану, который в эфире молдавского телеканала РиЬНка ТУ заявил о том, что «российская агентура в Молдавии готовит нечто подобное Харькову, Эксперт уверен, что в ближайшее время «попытки Москвы дестабилизировать ситуацию в Молдавии активизируются», и будут применены те же технологии, что были использованы в Крыму и на юго-востоке Украины2.
Ещё с лета 2014 г. украинская сторона стала лихорадочно, едва ли не в опереточном жанре, укреплять границу с Приднестровьем, фактически встав на путь не только экономической, но и пограничной блокады, что было с пониманием встречено в Кишиневе. Украина, помимо того, что запретила въезд на свою территорию всем приднестров-цам, имеющим российское гражданство, ускоренными темпами на участке границы с Приднестровьем отрывает противотанковый ров и концентрирует войска, а также военную технику.
Цель этих действий очевидна - во что бы то ни стало «выдавить» российских миротворцев из Приднестровья. О согласованном характере этих действий свидетельствует то, что в молдавский парламент поступил находится законопроект о так называемой «защите своего неба». В случае его вступления в силу, воздушный транспорт со снабжением для российских миротворцев в ПМР, может оказаться под запретом. Если у оперативной группы российских войск (ОГРВ), дислоцированной в Приднестровье, были до этого проблемы с сухопутными поставками из России, то теперь она, вместе с непризнанным государством может оказаться в глухой изоляции.
отметил, что в Молдове уже принят ряд мер по повышению безопасности, которые поддерживает НАТО. Однако чтобы удовлетворить полностью оборонный сектор Молдовы, необходимо увеличить бюджет, по крайней мере, в четыре раза, считает министр» (Министр обороны РМ: Молдова должна готовиться к войне [Электронный ресурс] // Actualitati.md. 2015. 20 марта. Режим доступа: http://www.actualitati.md/ru/vnutrennyaya-politika/ministr-oborony-moldova-dolzhna-gotovitsya-k-voyne).
1 Богатырев Д. Разморозить конфликт. Стоит ли ждать обострения в Приднестровье? [Электронный ресурс] // Stock InFocus. 2015. 22 марта. Режим доступа: http://stockinfocus.ru/2015/03/22/razmorozit-konflikt-stoit-li-zhdat-obostreniya-v-pridnestrove/.
2Эксперт: В Молдавии могут появиться свои «Харьков, Донецк и Луганск» [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2014. 9 апреля. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1789024.html.
Российские миротворческие силы в Приднестровье (слева) и гипотетический сухопутный коридор от Донбасса к ПМР (справа). С сайтов http://www.kommersant.ru/doc/2210821 и http://ruskline.ru/opp/2014/04/01/ prisoedinenie_pridnestrovya_vopros_zavtrashnego_dnya/
В Одесской области укрепляют рвом границу с Молдовой. С сайта http://bolgrad.info/ukraina_ukreplyaet_ pridnestrovskiy_uchastok_granicy_s_moldovoy/
Одесситы роют окопы возле границы с Приднестровьем. Сентябрь 2014. С сайта https://news.pn/ru/ щЬис/Ш999
Украина наращивает военное присутствие на границах с Россией и Приднестровьем. С сайта http://www.newscom.md/rus/ukraina-narashivaet-voennoe-prisutstvie-na-granitcah-s-rossiej-i-pridnestrov_em.html
Таким образом, если раньше Киев занимал в отношении Приднестровье колеблющуюся, двойственную позицию, учитывая, что в ПМР проживает несколько десятков тысяч украинцев, то теперь на эскалацию приднестровского конфликта настроены всё трио в составе Молдовы, Украины и Румынии, объединенных общей целью - прекратить российское военно-политическое присутствие в регионе.
Кишинев и «проблемные» регионы
В этом контексте становится понятным, почему Кишинев, под различными предлогами, блокирует деятельность Объединенной контрольной комиссии в Зоне безопасности, одновременно усиливая инфраструктуру своих постов в Зоне безопасности. По заявлению сопредседателя ОКК от Приднестровья Олега Белякова, несмотря на подписанные ранее документы, согласно которым в Зоне безопасности должны функционировать по 22 миграционных поста от каждой стороны (Молдова и Приднестровье), на сегодняшний день число молдавских постов увеличилось минимум на шесть1. При этом члены молдавской делегации в ОКК выступают против проведения мониторинга постов совместными группами военных наблюдателей.
В подобной обстановке любые предложения о «цивилизованном» разводе Приднестровья с Молдовой, с которыми неоднократно выступал президент ПРМ Е. Шевчук отвергается в Кишиневе с порога, также как и осторожные рекомендации наиболее здравомыслящих политиков и экспертов. В частности, президента Чехии Милош Зе-ман, который предложил для урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем немецкую модель, в соответствии с которой регионам республики были бы делегированы расширенные права без наделения их правом вето в области обороны и внешней политики2. Президент Молдовы Н. Тимофти по этому поводу заявил, что Приднестровье уже обладает особым статусом, который дает ей гарантированный уровень самоуправления в различных сферах общественной жизни3. Он имел в виду, принятый парламентом Молдовы 22 июля 2005 г. в одностороннем порядке (без каких-либо консультаций с Тирасполем) закон «Об основных положениях статуса некоторых населенных пунктов левобережья Днестра». Закон устанавливает статус Приднестровья как «особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова», которое «в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению». Едва финский правозащитник Йохан Бекман, находясь в прошлом году в Молдове, выступил за федерализацию страны, где Приднестровье могло бы получить статус автономии, подобно Аландским островам в Финляндии, как был немедленно депортирован из страны4.
Входящая в правящую Коалицию проевропейского правления Либерально-реформаторская партия внесла в парламент законопроект об ужесточении наказания за «сепаратизм». Согласно законопроекту, представителям партий и неправительственных организаций, которые призываю к сепаратизму, грозит уголовный срок до 12 лет, а если эти действия приводят к насилию - до 20 лет5. В сложившемся статус-кво между Кишиневом и Тирасполем под эту статью может угодить не только всё приднестровское руководство, но и потенциально любой житель Приднестровья, поскольку одним фактом проживания в непризнанной республике он может быть отнесен к «сепаратистам».
Не способствует стабилизации обстановки резко ухудшившееся вследствие кризиса на Украине экономическое положение в Приднестровье. Несмотря на некоторое оживление в металлургической отрасли и в энергетике (в прошлом году предприятия этих отраслей нередко простаивали), первый квартал 2014 г. уже ознаменовался для эконо-
1 Олег Беляков: Молдавская сторона пытается скрывать факты изменения инфраструктуры своих постов в Зоне безопасности [Электронный ресурс] // ИА Новости Приднестровья. 2014. 22 мая. Режим доступа: http://novostipmr.com/ru/news/14-05-22/oleg-belyakov-moldavskaya-storona-pytaetsya-skryvat-fakty.
2 Президент Чехии Милош Земан предложил немецкую модель для Приднестровья [Электронный ресурс] // Moldova Inform. 2014. 22 мая. Режим доступа: http://moldovainform.md/ru/news/20140522/21866.html.
3 Тимофти вновь потребовал вывода российских войск из Приднестровья [Электронный ресурс] // eNews. 2014. 7 августа. Режим доступа: http://enews.md/news/view/40209/.
Финский правозащитник депортирован за пропаганду федерализации Молдовы [Электронный ресурс] // Молдавские Ведомости. 2014. 30 мая. Режим доступа: http://www.vedomosti.md/news/finskij-pravozashitnik-deportirovan-za-propagandu-federaliza.
5 Зачистка российских эмиссаров в Молдавии. Приготовления [Электронный ресурс] // РИА «ДНЕСТР». 2014. 19 мая. Режим доступа: http://dniester.ru/node/10594.
мики ПМР кризисной ситуацией в ряде отраслей промышленности, прежде всего, в лёгкой, машиностроительной и химической. В связи с эскалацией кризиса на Украине ряд предприятий уже лишился до 40% своего традиционного рынка сбыта. Кроме того, Украина для Приднестровья является единственным транспортным коридором, через который ведутся торговые отношения с Россией и другими странами. По мнению министра иностранных дел Приднестровья Н. Штански, непризнанная республика оказалась как бы «меж двух огней», являясь объектом блокадных санкций как со стороны Молдавии, так и со стороны Украины1.
Внешнее давление на приднестровскую экономику сохраняется по сей день, несмотря на отмену Кишиневом таможенного и экологического сборов, что составляет примерно 5% от фискального бремени, лежащего на приднестровских предприятиях. Для сравнения: с 2006 г., когда был введен новый порядок для экспортно-импортных операций Приднестровья, прямые выплаты в бюджет и внебюджетные фонды Молдовы, а также дополнительные расходы и потери, связанные с нарушением логистики движения грузов, по оценке Министерства экономического развития ПМР, принесли приднестровским предприятиям потери в размере более чем 250 млн дол с 2006 г., и, соответственно, бюджет ПМР недополучил порядка 80 млн дол в виде налогов2. Ограничительные меры являются косвенной причиной того, что в период с 1998 по 2014 гг. численность работников десяти крупнейших экспортно-ориентированных предприятий ПМР сократилась почти вдвое.
В 2014-2015 гг. в связи с небезопасностью транзита многие компании отказывались от транспортировки приднестровских грузов через украинскую территорию. Наряду с этим продолжается падение спроса на приднестровскую продукцию в самой Украине ввиду ощутимого снижения платёжеспособности украинских контрагентов.
Головную боль для Кишинева создают не только отношения с Приднестровьем, но и усиливающаяся «фронда» Гагаузии, Бельцов и Тараклийского района3.
Поводом для резкого обострения отношений между Кишиневом и Комратом стал референдум, проведенный в Гагаузии 2 февраля, в ходе которого 98,9% принявших участие в плебисците проголосовали за отложенный статус независимости Гагаузии (то есть за автоматическое приобретение независимости в случае утраты Молдовы суверенитета), а 98,47% - за вступление в Таможенный союз. Одновременно с референдумом в Гагаузии сходы граждан в поддержку поднятых гагаузами вопросов прошли в Тараклийском и Бессарабском районах4. Эти события продемонстрировали, что в южных районах Молдовы (части исторической части Буджак, другая часть которой входит в Одесскую область Украины) сильны пророссийские настроения и приоритет отдается поддержке идеи вступления страны в Таможенный Союз.
Инициирование плебисцита в Гагаузии, в решающей степени, было вызвано недвусмысленными заявлениями и действиями Румынии. Так, в ноябре 2013 г. предыдущий румынский президент Траян Бэсеску назвал присоединение Молдавии к Румынии новым «национальным проектом» Бухареста. А в начале января 2014 г. добавил, что Бухарест должен «честно и открыто заявить», что Молдавия - «румынская земля»5. И хотя эти заявления большинством политиков как в Молдове, так и в Румынии были формально дезавуированы, их необходимо принимать всерьез хотя бы потому, что на исходе «перестройки» была предпринята попытка реализовать подобный курс на деле. В этом же ряду следует рассматривать и решение Конституционного суда Молдовы (декабрь 2013) - со ссылкой на Декларацию о независимости - о признании румынского языка государственным.
Легшая в основу решения суда Декларация о независимости, как известно, была в спешном порядке проголосована в 1991 г. Парламентом Молдовы. Она содержит немало неточностей и противоречий и фактически является не юридическим, а историческим документом. Именно принятие Декларации о независимости инициировало драматические события в Гагаузии (октябрь 1990 г.) и ПМР (1991-1992 гг.).
Референдум в Гагаузии Кишинев на этот раз объявил незаконным и начал уголовное преследование лиц, причастных к его организации. Четверо жителей Гагаузии были задержаны спецслужбами РМ и обвинены в «антиконституционной деятельности». Кишинев утверждает, что молодые люди готовились российскими спецслужбами. Чрезмерная реакция Кишинева на проведение референдума в Гагаузии и его впечатляющие итоги явились следствием нежеланием молдавских властей примириться возможностью появления нового очага нестабильности на юге республик.
1 МИД Приднестровья: Мы не устаем обращаться к Киеву, чтобы блокада была снята [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2014. 20 мая. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1804074.html.
2 Комментарий Министерства экономического развития ПМР в связи с некоторыми заявлениями официальных лиц Молдовы об экономической блокаде Приднестровья [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики. 2014. 26 мая. Режим доступа: http://www.mepmr.org/novosti/2091-kommentarij-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-pmr-v-svyazi-s-nekotorymi-zayavleniyami-oficzialnyx-licz-moldovy-ob-ekonomicheskoj-Ыokade-pridnestrovya.
3 Тараклийский район (Taraclia) - административно-территориальная единица Республики Молдова (центр - город Тарак-лия), 65,6% населения которого составляют этнические болгары. (Прим. ред.).
4 Референдум в Гагаузии - «звонкая пощечина» Молдавии и Румынии: мнения политиков и экспертов [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2014. 3 февраля. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1762187.html.
5 Лаврёнов С.Я. Перспективы государственности Молдовы. Круглый стол 25 февраля в Институте стран СНГ [Электронный ресурс] // Материк. Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. Институт стран СНГ, 2014. 27 февраля. Режим доступа: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?Ш=17569.
Гагаузия и Тараклийский район
Однако давление из Кишинева оказалось неспособным изменить политические предпочтение гордого и самодостаточного гагаузского народа. Очередным подтверждением стали прошедшие 22 марта этого годы выборы башкана (главы) Гагаузии. В ходе избирательной кампании участвовали десять кандидатов, причем, по мнению экспертов, большинство из них были настроены более чем лояльно по отношению к нынешним прокишиневским властям. Среди них -такие «тяжеловесы» гагаузской политики, как Николай Дудогло, экс-примар Комрата, в третий раз пробовавший свои силы на выборах башкана; Дмитрий Кройтор, бывший глава автономии и другие.
Тем не менее, уже в первом туре победила Ирина Влах, чью кандидатуру единогласно поддержал исполком Партии социалистов, занимающая, как известно, пророссийскую позицию. Приоритетами своей деятельности новый башкан Га-гаузии считает:
— установление более тесных связей с Таможенным союзом, разблокирование экспорта гагаузской продукции на российский рынок, привлечение инвестиций в традиционные сектора экономики - агропромышленный и текстильный, а также создание новых промышленных производств;
— всемерная поддержка и развитие малого бизнеса;
— решение инфраструктурных проблем (водоснабжение, канализация, ирригация), что предполагает создание Агентства регионального развития;
— закрепление на законодательном уровне права на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, в том числе право назначать представителей Гагаузии в дипломатические миссии в зарубежных странах.
Влах также пообещала содействовать улучшению условий работы трудовых мигрантов в России. С этой целью в ближайшие четыре года в Гагаузии должны быть открыты филиал Федеральной миграционной службы РФ. Создание новых рабочих мест предполагается осуществить благодаря запуску пяти крупных современных агропромышленных комплексов и 11 предприятий с участием российского капитала. Таким образом, программу нового главы автономии носит преимущественно евразийскую направленность, что получило поддержку большинства избирателей.
Победа И. Влах произошла несмотря на то, что Гагаузия традиционно является регионом «мужской» политики, женщин в качестве политиков, тем более во главе исполнительной власти, до последнего времени не воспринимали. Подобный исход стал неприятным сюрпризом для официального Кишинева, рассчитывавшего, как минимум, на второй тур. Последовавшая реакция свелась к попытке проигравших оспорить результаты голосования через ЦИК республики.
Таким образом, события, происходящие на Украине и в Молдове, фактически вскрыли подоплеку евроинтегра-ции, которая носит преимущественно геополитический, а не экономический характер. Западу на востоке Европы нужна контролируемая периферия.
Основная проблема текущего момента заключается в том, что Молдова находится в сфере непосредственных интересов ведущих политических игроков в этом регионе, США-ЕС и России, что обусловливает возможность эскалации противостояния между ними относительно приднестровской - и не только - проблемы. Этот сценарий становится всё более вероятным в случае дальнейшего дрейфа Молдовы в сторону НАТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г.) [Электронный ресурс] // Офици-
альный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121497/
2. Комментарий Министерства экономического развития ПМР в связи с некоторыми заявлениями официальных лиц Мол-
довы об экономической блокаде Приднестровья [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Приднестровской Молдавской Республики. 2014. 26 мая. Режим доступа: http://www.mepmr.org/novosti/2091-kommentarij-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-pmr-v-svyazi-s-nekotorymi-zayavleniyami-oficzialnyx-licz-moldovy-ob-ekonomicheskoj-blokade-pridnestrovya.
3. «Нейтральная» Молдавия попросила НАТО обеспечить ее безопасность [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2014.
24 июля. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1829351.html.
4. Блок НАТО определит объем ресурсов, необходимый для помощи вооруженным силам Молдовы [Электронный ресурс]
// Totul Новости. 2014. 30 июля. Режим доступа: http://totul.md/ru/newsitem/533705.html.
5. Богатырев Д. Разморозить конфликт. Стоит ли ждать обострения в Приднестровье? [Электронный ресурс] // Stock
InFocus. 2015. 22 марта. Режим доступа: http://stockinfocus.ru/2015/03/22/razmorozit-konflikt-stoit-li-zhdat-obostreniya-v-pridnestrove/.
6. В Молдавии начались протесты фермеров [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2015. 27 марта. Режим доступа:
http://www.regnum.ru/news/polit/1909735.html#ixzz3Vf0CSzj6.
7. В Румынии планируют создать министерство по объединению с Молдовой [Электронный ресурс] // MoldNews. 2014. 19
мая. Режим доступа: http://moldnews.md/rus/news/67633
8. Васильева Г. Инвестировал, вырастил, собрал, разорился... [Электронный ресурс] // Материк. Информационно-
аналитический портал постсоветского пространства. Институт стран СНГ, 2014. 8 августа. Режим доступа: http://www.materik.ru/country/detail.php?ID=18277.
9. Депортация молдавских гастарбайтеров из России обернется катастрофой для Молдовы [Электронный ресурс] //
Point.News. 2013. 18 сентября. Режим доступа: http://point.md/ru/novosti/obschestvo/deportaciya-moldavskih-
БЫТЬ РЯДОМ
НАШИХ СИЛА
Нарояный кандидат в Башканы Гагау:
Агитационный плакат Ирины Влах. Фото с сайта http://www.grenada.md/post/Irina_Vlah_stala_Bashkanom
gastarbajterov-iz-rossii-obernetsya-katastrofoj-dlya-moldovi.
10. За преференции не будет конкуренции [Электронный ресурс] // Point.News. 2007. 23 ноября. Режим доступа:
http://point.md/ru/novosti/ekonomika/za-preferencii-ne-budet-konkurencii.
11. Зачистка российских эмиссаров в Молдавии. Приготовления [Электронный ресурс] // РИА «ДНЕСТР». 2014. 19 мая. Ре-
жим доступа: http://dniester.ru/node/10594.
12. Зимбельская Д. Илан Шор о скандале в банковском секторе Молдовы: Хочу дать ответ всем тем, кто полоскал мое имя!
В том числе и депутатам... [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2015. 19 марта. Режим доступа: http://www.kp.md/daily/article/3238073/.
13. Игорь Додон: «Партия Социалистов будем настаивать и добиваться референдума и денонсации соглашения об ассоциа-
ции с ЕС» [Электронный ресурс] // AVA.MD. Информационно-аналитический портал. 2014. 21 июля. Режим доступа:
http://ava.md/analytics-commentary/026088-igor-dodon-partiya-socialistov-budem-nastaivat-i-dobivat-sya-referenduma-i-
denonsacii-soglasheniya-ob-associacii-s-es.html
14. Квоты ЕС на поставки молдавской продукции «не могут полностью покрыть объем, экспортировавшийся в Россию» -
Тапиола [Электронный ресурс] // MoldNews. 2014. 28 июля. Режим доступа: http://moldnews.md/rus/news/69048.
15. Козлов А. Игорь Додон: Соглашение об ассоциации делает Молдавию третьесортной колонией ЕС [Электронный ре-
сурс] // Информационное агентство «Блокнот». Блокнот-Ньюс, 2014. 27 мая. Режим доступа: http://bloknot.ru/v-mire/igor-dodon-soglashenie-ob-assotsiatsii-delaet-moldaviyu-tret-esortnoj-koloniej-es.html.
16. Лаврёнов С.Я. Перспективы государственности Молдовы. Круглый стол 25 февраля в Институте стран СНГ [Электрон-
ный ресурс] // Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. Институт стран СНГ, 2014. 27 февраля. Режим доступа: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=17569.
17. Международные структуры о беспрецедентном росте коррупции в молдавской власти [Электронный ресурс] // Totul
Новости. 2014. 31 июля. Режим доступа: http://totul.md/ru/newsitem/534276.html.
18. МИД Приднестровья: Мы не устаем обращаться к Киеву, чтобы блокада была снята [Электронный ресурс] // ИА
REGNUM. 2014. 20 мая. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1804074.html.
19. Министр обороны РМ: Молдова должна готовиться к войне [Электронный ресурс] // Actualitati.md. 2015. 20 марта. Ре-
жим доступа: http://www.actualitati.md/ru/vnutrennyaya-politika/ministr-oborony-moldova-dolzhna-gotovitsya-k-voyne.
20. Новые правила для мигрантов, или С вещами на выход! [Электронный ресурс] // Totul Новости. 014. 27 января. Режим
доступа: http://totul.md/ru/newsitem/437688.html.
21. Олег Беляков: Молдавская сторона пытается скрывать факты изменения инфраструктуры своих постов в Зоне безопасно-
сти [Электронный ресурс] // ИА Новости Приднестровья. 2014. 22 мая. Режим доступа: http://novostipmr.com/ru/news/14-05-22/oleg-belyakov-moldavskaya-storona-pytaetsya-skryvat-fakty.
22. Президент Чехии Милош Земан предложил немецкую модель для Приднестровья [Электронный ресурс] // Moldova
Inform. 2014. 22 мая. Режим доступа: http://moldovainform.md/ru/news/20140522/21866.html.
23. Премьер Румынии положит жизнь на объединение его страны с Молдовой [Электронный ресурс] // PRESS обозрение.
2014. 25 июля. Режим доступа: http://press.try.md/item.php?id=143947.
24. Референдум в Гагаузии - «звонкая пощечина» Молдавии и Румынии: мнения политиков и экспертов [Электронный ре-
сурс] // ИА REGNUM. 2014. 3 февраля. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1762187.html.
25. Сенат США одобрил предоставление Молдавии, Украине и Грузии статуса военных союзников [Электронный ресурс] //
ИА REGNUM-Беларусь. 2014. 12 декабря. Режим доступа: http://belarus.regnum.ru/news/1876371.html.
26. Соловьев В., Кывыржик И., Сапожков О., Дементьева С., Занина А., Бутрин Д. Отток капитала затопил Молдавию
[Электронный ресурс] // Коммерсант.га. 2014. 25 апреля. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2459951.
27. Тимофти вновь потребовал вывода российских войск из Приднестровья [Электронный ресурс] // eNews. 2014. 7 августа.
Режим доступа: http://enews.md/news/view/40209/.
28. Финский правозащитник депортирован за пропаганду федерализации Молдовы [Электронный ресурс] // Молдавские
Ведомости. 2014. 30 мая. Режим доступа: http://www.vedomosti.md/news/finskij-pravozashitnik-deportirovan-za-propagandu-federaliza.
29. Эксперт: В Молдавии могут появиться свои «Харьков, Донецк и Луганск» [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2014.
9 апреля. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1789024.html.
30. Calus K. "Russian Sanctions Against Moldova. Minor Effects, Major Potential." OSW Commentary 152 (2014). Centre for East-
ern Studies, 6 Nov. 2014. PDF-file.<http://aei.pitt.edu/58202/1/commentary_152.pdf>.
31. Kennedy R. "Moldova: Arena of International Influences." East European Politics 29.2 (2013): 253-254.
32. Wolff S. "A Resolvable Frozen Conflict? Designing a Settlement for Transnistria." Nationalities Papers 39.6 (2011): 863-870.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Лаврёнов, С. Я. Молдова между жерновами «большой» политики / С.Я. Лаврёнов // Пространство и Время. — 2015. — № 1—2(19—20). — С. 53—62. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1_2-19_20.2015.15_