МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ INTERNATIONAL RELATIONS
5.5.4 Международные отношения,
глобальные и региональные исследования
(политические науки)
International Relations, Global and Regional Studies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-67-75 УДК: 94(420)1979/2022 ГРНТИ: 11.25 EDN: CBCJSM
^ v v
Европеискии вектор политики М. Тэтчер, Т. Мэй, Л. Трасс: евроскептицизм, брексит, дистанцирование
Е.В. Лазарева ©, Н.В. Устинова ©
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель исследования. В статье, посвященной европейскому курсу премьер-министров М. Тэтчер, Т. Мэй и Л. Трасс, на основе анализа широкого круга источников и литературы, исследована политика Великобритании в отношении евроинтегра-ции в период 1979-1990 гг., 2016-2019 гг. и 2022 г. Выявлены основные этапы и направления деятельности трех леди - глав правительств Соединенного Королевства по формированию и реализации британской стратегии в соединенной Европе. Рассмотрены причины, цели и факторы политического курса в направлении континентального объединения и модели углубления сотрудничества от Европейского экономического сообщества к Евросоюзу. Выводы. Показано, во-первых, что консервативное правительство М. Тэтчер стремилось использовать Общий рынок как торгово-экономический блок, членство в котором может способствовать экономическому росту страны и восстановлению глобальной роли Британии в Европе и в мире. Данную задачу железная леди решала тактикой конфронтационного подхода при отстаивании английских интересов, получения экономической выгоды и преференций от участия в Сообществе. Во-вторых, после референдума - Т. Мэй вела сложные переговоры об условиях выхода с Брюсселем, британским парламентом и Консервативной партией, оказавшейся в кризисе из-за разногласий, что привело к отставке Т. Мэй. В-третьих, курс кабинета Л. Трасс, в ситуации экономического кризиса, был сориентирован на защиту британских интересов в торговле и борьбе с нелегальной миграцией, но к заметным результатам не привел.
Ключевые слова: Великобритания, Европейский союз, европейская политика, М. Тэтчер, Т. Мэй, Л. Трасс, евроскептицизм, брексит
Благодарности. Исследование выполнено при поддержке X Субботних политологических чтений «Политическая инноватика и управление в современном мире», состоявшихся 28 октября 2023 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-67-75
European policy vector M. Thatcher, T. May, L. Truss: Euroscepticism, Brexit, Distancing
E.V. Lazareva ©, N.V. Ustinova ©
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the European course of Prime Ministers M. Thatcher, T. May and L. Truss, based on the analysis of a wide range of sources and literature, the British policy regarding Euro integration in the period 1979-1990, and 2016-2019 is examined. and 2022. The work identifies the main stages and main directions of each of the three ladies - heads of government of the United Kingdom in the formation and implementation of the British strategy in a united Europe. We examined the reasons, goals, features and factors of London's political course regarding the Brussels model of deepening and expanding cooperation from the European Economic Community to the European Union. It is shown that, firstly, the Thatcher government sought to use the Common Market as a trade and economic bloc, membership in which could contribute to both the economic growth of its country and the restoration of Britain's global role in Europe and in the world. This task was solved by Thatcher through sharp confrontation, defending British interests, and receiving benefits and preferences from participation in the Community. Secondly, after the decision of the referendum on leaving the EU, T. May led a complex and contradictory negotiation process to develop conditions with Brussels, the British Parliament and the Conservative Party, which found itself in crisis due to disagreements on Brexit, which led to T. May's resignation. Thirdly, the course of the L. Truss cabinet, in a situation of economic crisis, was focused on protecting British interests in trade and the fight against illegal migration but did not lead to noticeable results.
Key words: Great Britain, European Union, European politics, M. Thatcher, T. May, L. Truss, Euroscepticism, Brexit
Acknowledgments. The research was carried out with the support of the X Saturday political science readings "Political Innovation and Management in the Modern World", held on October 28, 2023 at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
FOR CITATION: Lazareva E.V., Ustinova N.V. European policy vector M. Thatcher, T. May, L. Truss: Euroscepticism, Brexit, Distancing. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 1. Pp. 67-75. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-67-75. EDN: CBCJSM
V_/
ВВЕДЕНИЕ
В 2023 г. исполнилось пятьдесят лет с момента вступления Великобритании в ЕЭС и три года со дня ее выхода из Евросоюза. Актуализация проблематики британско-европейских отношений пришлась на период 2016-2020 гг. в связи с референдумом о продолжении участия страны в евроинтеграции 2016 г. и последовавшим брекситом. Во многом этими событиями обусловлена актуализация данной проблематики, сопровождаемой расширением источниковой базы.
Следующим важным фактором в современных международных отношениях является все возрастающее число и влияние женщин в политике, в том числе, на ключевых государственных постах; особенно данная тенденция характерна для Европы. Целью нашего исследования стало выявление роли женщин - глав консервативных правительств: М. Тэтчер, Т. Мэй, Л. Трасс в формировании и реализации британской стратегии в отношении объединенной Европы. Исследование европейского курса кабинетов трех леди премьер-
министров позволило выявить особенности британского участия в евроинтеграции, причины выхода из Евросоюза и его последствий.
Анализируя специфику британского вектора интеграции, подчеркнем, что именно экономический рост во всех станах Общего рынка стал главным мотивом подачи заявки на вступление в сообщество 1961 г. Однако Ш. де Голль дважды накладывал вето, поскольку рассматривал Англию как «троянского коня американцев», а мотивировал отказ - финансовой нестабильностью в Великобритании. Ситуация изменилась в 1969 г., когда новый французский президент Ж. Пом-пиду снял вето.
Страны-основательницы Общего Рынка в 1973 г. заключили договор о вступлении Великобритании1, которая внесла 100 млн £, получила свободный выход своей промышленной продукции на рынки ЕЭС, и, одновременно, лишилась экономических преференций
1 Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Документы Европейского Союза. М., 1999.
в Британском Содружестве. Важно заметить, что Соединенное Королевство вошло в то объединение, которое сформировали в интересах своего развития шести стран-создателей и поэтому в нем не учитывались особенности других государств.
Характерно, что через год после вступления в Экономическое Сообщество, Лейбористское правительство поставило вопрос о пересмотре условий договора и даже провело голосование в Кабинете министров по вопросу членства страны в ЕЭС, показавшее поддержку участия в 16 голосов против 7 [1]. После этого было принято решение о проведении общенационального референдума по дальнейшему членству в Общем рынке. Подчеркнем, что сам факт референдума премьер-министр Г. Вильсона использовал для сохранения участия Великобритании в ЕЭС. Затем, в процессе подготовки к референдуму были успешно завершены переговоры с Брюсселем о новых, более выгодных Лондону условиях. После их утверждения Парламентом -большинство населения высказалось за сохранение членства. Результатом первого за историю Соединенного Королевства референдума 1975 г., стала шестидесяти семипроцентная поддержка участия в евроинтег-рации [5:6].
ЕВРОПЕЙСКИЙ КУРС М. ТЭТЧЕР: ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТСТАИВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Вслед за этим, в 1979 г., наступил очень значимый и, одновременно, острый период во взаимоотношениях Британии с Сообществом, когда победу на выборах одержали Консерваторы во главе с М. Тэтчер - первой женщиной в истории Королевства, на посту премьер-министра. Ее политический курс, характеризуемый как евроскептицизм, отличался стремлением к пересмотру тех принципов и норм, договора, которые были невыгодны Великобритании. По мнению М. Тэтчер - ЕЭС, с одной стороны, представлял угрозу британским интересам стремлением к социальной и политической интеграции, что в перспективе могло превратить его в федеративное государство. А с другой стороны - объединение в формате торгово-экономического союза должно было способствовать преодолению кризиса, росту экономики страны и, как следствие, восстановлению ее роли в мире. Поэтому европейский вектор Кабинета сразу обозначил те проблемы, вокруг которых развернулась длительная и упорная дипломатическая борьба Лондона и Брюсселя.
Главным камнем преткновения на начальном этапе стал вопрос о размере бюджетного взноса в ЕЭС; правительством М. Тэтчер были проведены расчеты и сформулированы обоснования, после чего выдвинуто требование по снижению выплат на 2 млрд долл. В конце 1979 г. состоялась Дублинская встреча, на которой основной проблемой стало обсуждение размера «английского чека». Страны - континентальные члены ЕЭС соглашались сократить его лишь на 1 млрд 300 млн. Дебаты продолжилось и на саммите в Брюсселе весной 1980 г., где удалось заключить временное соглашение, по которому Великобритании возвращались суммы по платежам за 1980 г. - 1175 млн экю и устанавливалась плата на 1981 г. меньше ранее рассчитанной
на 1410 млн экю [8: 79]. Кроме того, регулировался порядок возмещения платежей Англии, в том случае, если они превысят расчетные суммы, а также, выделялись бюджетные компенсации для развития значимых отраслей британской экономики. При этом, Соединенное Королевство входило в тройку главных плательщиков в бюджет Сообщества, в соответствии с пропорциональным масштабом своей экономики, но бюджетных дотаций на внутреннее развитие получало заметно меньше остальных стран. Поэтому вопрос компенсаций вновь остро был поставлен в 1982 г. и Лондон вновь сумел добиться компенсации в 485 млн £[2:135].
Показательно, что в 1984 г. разногласия по «британскому чеку» снова обострились до такой степени, что на встрече в Брюсселе и М. Тэтчер пригрозила остановить взносы в бюджет ЕЭС. За этим последовали сложные переговоры, завершением которых стал подписанный в Фонтенбло договор, зафиксировавший размер возмещения Англии - в две трети разницы между всей суммой годового взноса и размером выплачиваемых ей бюджетных дотаций [7].
Следующим серьезным полем борьбы в отношениях Лондона и Брюсселя стало проведение Общей аграрной политики. Весной 1984 г. Британия сорвала подписание комплекса принципиальных мер в сельскохозяйственной сфере, поскольку эта отрасль сильно проигрывала странам континентальной Европе, особенно относящимся к средиземноморскому региону. Конфликт интересов обострился в связи с вступлением в Общий рынок таких стран как Греция, Испания, Португалия, и их заинтересованностью в углублении сельскохозяйственной интеграции. Только жесткое давление Лондона на других членов ЕЭС вынудило Брюссель принять решение о сокращении дотаций аграрному сектору.
Еще одним знаковым противоречием было противодействие Лондона формированию Европейской валютной системы, и, как следствие, проведению общей валютной политики. Позиция Великобритании была отрицательной и в отношении принятого в 1979 г. ва-лютно-курсового принципа данной системы. Установление механизма валютных курсов М. Тэтчер считала не только преждевременным, но и особо выгодным Германии, поскольку это способствовало установлению ею контроля экономик других стран ЕЭС. В 1989 г. Англия все же начала сотрудничать в финансовых вопросах, хотя М. Тэтчер по-прежнему была против учреждения ЦБ и создания единой европейской валюты [3: 130]. По ее мнению, установление режима конкурирующих валют могло заставить правительство «подтянуть» курсы своих национальных валют до выгодного им уровня, что в свою очередь дало бы возможность стабилизировать цены и обменные курсы валют в рамках Сообщества.
Глубокое погружение в экономическую проблематику привело М. Тэтчер к убеждению, что создавать валютный союз предпочтительнее путем эволюционного процесса без конституционных изменений. В то же время дебаты о целесообразности полного присоединения к европейской валютной системе вызвали разногласия и внутри самого правительства. Ряд министров, в частности, Д. Хау и Н. Лоусон, высказали мнение о необходимости присоединения к Европейской валютной системе. Несовпадение взглядов в вопросах,
связанных с процессом западноевропейской интеграции, заставило их уйти в отставку, что привело к серьезному кризису.
В результате, глубоко прагматичный подход М. Тэтчер, определяемый как евроскептицизм, базировавшийся на монетарной теории и имевший целью защиту британских интересов как в политической, так и в экономической сфере, дал основание утверждать, что «железная леди» препятствует евроинтеграции. Критика исходила не только из Брюсселя и европейских столиц, но и от собственного парламента, который посчитал эту стратегию правительства не отвечающей решению английских задач в объединенной Европе. Противоречия по европейскому вектору внешней политики Кабинета М. Тэтчер и Палаты Общин стали одним из ключевых факторов ее отставки в 1990 г. [6: 83].
Подводя итог исследования политической стратегии М. Тэтчер на посту премьер-министра, необходимо отметить непосредственную связь внешней и внутренней политики. При этом, обозначенная ее Кабинетом внутренняя цель - снизить инфляцию - во многом была средством достижения долгосрочной задачи создания условий роста промышленности, ее структурной перестройки, повышения производительности труда, качества продукции, снижения себестоимости, т.е. достижения серьезного экономического роста. Была решена проблема британских платежей: создан оптимальный финансовый механизм, регулирующий взносы и выплаты Великобритании; с 1979 до 1989 г. почти на четверть снизилась доля взносов страны в бюджет ЕЭС.
В результате неконсервативных реформ 1980-х гг. происходило взаимодействие экономических моделей Англии и Общего Рынка, в результате которого была сохранена и специфическая британская структура экономики, и ее политический курс. Правительство М. Тэтчер руководствовалось принципами защиты национальных интересов, прежде всего, путем жесткой бюджетной и финансовой политики. Важным инструментом стал монетаристский курс кабинета М. Тэтчер: его применение обеспечило достижение особого статуса Великобритании в Сообществе и заложило основы для изменения принципов положения страны в ЕЭС, для достижения максимальной экономической выгоды от евроинтеграции.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР Т. МЭЙ: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПО БРЕКСИТУ
Анализируя причины и специфику выхода Великобритании из Евросоюза и ту роль, которую сыграла в этом процессе Т. Мэй, подчеркнем, что и ей был свойственен тот же евроскептицизм, который являлся «визитной карточкой» Соединенного Королевства - фактически с момента вступления в Европейское Экономическое Сообщество. Ее предшественники и однопартийцы -лидеры тори, включая Д. Кэмерона - время от времени направляли Брюсселю требования по пересмотру тех или иных условий членства и по снижению Британского сумм взносов в европейский бюджет, а также, тормозили углубление евроинтеграции в политической сфере. Очередной приход к власти в 2010 г. Консервативной партии произошел в период экономического
кризиса. В правительстве, возглавляемом с Д. Кэмеро-ном, Т. Мэй занимала посты министра по делам женщин и министра внутренних дел, ужесточая миграционную политику, поскольку именно миграционные процессы были одним из главных факторов, влияющих на отношение населения к евроинтеграции. [4: 52].
В конце 2015 г. Д. Кэмероном был начат переговорный процесс с целью пересмотра части невыгодных пунктов договора с Евросоюзом. В письме Дональду Туску он обозначил четыре сферы реформирования2. В начале 2016 г. Брюссель и Лондон согласовали новые условия, которые британский глава счел достаточными для сохранения членства в Евросоюзе3. Таким образом, в период подготовки референдума Т. Мэй тоже выступала за продолжение участия Великобритании в «Единой Европе».
Однако результат референдума стал неожиданным для правительства Консерваторов: итоги голосования показали 51,8% голосов за «выход» и 48,2% избирателей решили «остаться»4. В этой ситуации Д. Кэмерон заявил об уходе в отставку и отметил, что переговоры с Евросоюзом должен начать новый премьер-министр, который примет решение о том, когда запустить статью 50 Лиссабонского договора и начнет юридический процесс выхода из ЕС5.
На место лидера партии выдвинула свою кандидатуру Т. Мэй и новым главой Консерваторов была избрана 11 июля 2016 г., а 13 июля назначена премьер-минист-ром6. И, несмотря на предыдущие высказывания за сохранение членства страны в ЕС, сразу после назначения она заявила, что: «Брексит означает выход, и мы добьемся в нем успеха»7. Своему Кабинету Т. Мэй поручила разработать стратегию по выходу из Евросоюза. При этом она старалась учитывать мнения всех фракций Консервативной партии, чтобы тем самым сохранить и укрепить партийное единство и свое лидерство.
Однако вскоре премьер-министр дала понять, что переговоры с Евросоюзом быстро не начнутся и правительство Великобритании в 2016 г. не будет инициировать статью 50 Лиссабонского договора ЕС8.
2 Письмо Д. Кэмерона Д. Туску от 10.11.2015. URL: https://www. gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachmentdata/ file/475679/Donald_Tusk_letter.pdf (data ofaccesses: 19.04.2023).
3 European Council conclusions. February 19, 2016 // European Council [official site]. 2016. URL: https://www.consilium.europa. eu/media/21787/0216-euco-conclusions.pdf (data of accesses: 12.02.2023).
4 Breakdown across the United Kingdom // BBC News. 2017. URL: https://www.bbc.com/news/election-2017-40176349 (data of accesses: 12.02.2023).
5 EU referendum outcome: PM statement // UK Government [official site]. 2016. URL: https://www.gov.uk/government/news/eu-referendum-outcome-pm-statement-24-june-2016 (data of accesses: 12.02.2023).
6 Together we will build a better Britain: New Tory leader Theresa May delivers vision for the country ahead of coronation as Prime Minister on Wednesday//The Telegraph. 2017. URL: https://www.telegraph. co.uk/news/2016/07/ll/theresa-may-launches-conservative-leadership-bid-as-andrea-leads/ (data of accesses: 18.02.2023).
7 Theresa May vows to put conservatives "at service" of working people // BBC News. 2016. URL: https://www.bbc.com/news/uk-36760953 (dataofaccesses: 18.02.2023).
8 Sparrow A., Phipps C. Theresa May arrives in Berlin for Brexit talks
with Merkel - as it happened // The Guardian. 2016. URL: https://
www.theguardian.com/politics/live/2016/jul/20/germany-uk-
brexit-theresa-may-angela-merkel-politics-live (data of accesses: 12.02.2023).
Отметим, что данная статья является юридической основой процедуры выхода государства из Евросоюза. Согласно ей, договор о членстве прекращается с момента вступления в силу соглашения о выходе, либо через 2 года с даты официального уведомления о выходе. Первым шагом страны, покидающей ЕС должно стать, направленное в Европейский Совет, официальное уведомление о выходе. После этого указано, что Европейским Советом составляются рекомендации по ведению переговоров с данным государством, после чего следуют сами переговоры между представителями Евросоюза и выходящего государства9. Затем необходимо получение одобрения Европарламентом проекта договора и, в случае одобрения большинством голосов (более 72%), Брюссель заключает со страной договор о ее выходе из ЕС.
Обращает на себя внимание тот факт, что правительством Т. Мэй, де-факто, сразу был начат курс политической и экономической дезинтеграции с Евросоюзом, то есть отказ от единого европейского рынка, что предполагало выработку нового всеобъемлющего соглашения об условиях торговли с Европой, выход Британии из юрисдикции Европейского Суда и восстановление полного контроля над границами и миграцией. Данный вариант - «жесткий брексит», изначально был очень непопулярен, как слишком политически и экономически рискованный. В этих условиях Т. Мэй объясняла отсрочку реализации ст. 50 стремлением выработать разумные условия выхода10, что было обусловлено рядом причин. Во-первых, учитывалось наличие в Палате Общин значительного числа сторонников европейской интеграции. Во-вторых, сложная ситуация в Шотландии и Северной Ирландии, где националистские фракции выступали за сохранение членства. И, в-третьих, решение Верховного суда, в соответствии с которым Правительству необходимо было получить согласие Парламента на направление в Брюссель уведомления о выходе из Евросоюза11.
В начале 2017 г. Т. Мэй выступила с речью в Ланкастер-хаусе, изложив проект программы своего кабинета по реализации процедуры на практике, а главное -призывала к новому, позитивному и конструктивному партнерству на основе взаимных интересов Соединенного Королевства и Европейского Союза, которое включало и обеспечение свободной торговли с европейскими рынками, и контроль над миграцией после того, как Великобритания покинет единый рынок. Уже 19 января 2017 г. Т. Мэй расширила идею своей стратегии в речи на экономическом форуме в Давосе; по ее мнению -брексит - это шанс выстроить новые отношения с Союзом и вывести страну на глобальный уровень.
9 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community. 2007. URL: //https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex %3A12007L%2FTXT (data of accesses: 12.02.2023).
10 Brexit: Theresa May says talks won't start in 2016 // BBC News. 2016. URL: https://www.bbc.com/news/uk-politics-36841066 (data ofaccesses: 12.02.2023).
11 Judgment of the UK supreme court of January 24,2017, (Respondents) v Secretary of State for Exiting the European Union (Appellant) // Supreme Court of UK [official site]. 2017. URL: https://www. supremecourt.uk/cases/ docs/uksc-2016-0196-judgment.pdf (data ofaccesses: 14.04.2023).
Поскольку юридического прецедента по выходу из ЕС не существовало - это порождало неопределенность и дебаты. Государственный секретарь по выходу из ЕС - Д. Дэвис представил «Закон о наделении премьер-министра полномочиями уведомлять о намерении Великобритании выйти Евросоюза» в Палате общин 26 января 2017 г. Первоначально Т. Мэй склонялась к идее «жесткого брексита», означавшей, что Великобритания будет руководствоваться правилами ВТО для двусторонней торговли с Евросоюзом. Данный вариант выхода, как отмечалось, имел серьезные негативные экономические последствия, но означал прекращение большинства обязательных платежей в бюджет ЕС, выход Великобритании из правовой юрисдикции ЕС и контроль Правительством миграции12, что представлялось Лондону очень выгодным.
После многомесячных дебатов и заявления Т. Мэй о введении статьи 50 Лиссабонского договора, Европейский парламент весной 2017 г. принял резолюцию, официально устанавливающую его ключевые принципы и условия для одобрения соглашения о выходе Великобритании из ЕС, отмечая, что любое такое соглашение по результату переговоров между Великобританией и ЕС должно быть одобрено Европейским парламентом13. Таким образом, Евросоюз занял более жесткую позицию, чем ожидалось Кабинетом Т. Мэй. Во-первых, европейцы определили четкие стадии и порядок рассмотрения вопросов в условиях выхода, тем самым лишая британцев возможности маневра при переговорах, в том числе - шансов на заключение нового торгового соглашения между сторонами. Во-вторых, ключевыми условиями были указаны выплаты всех финансовых обязательств Соединенного Королевства в отношении Евросоюза, предоставление гарантий обеспечения прав граждан ЕС, живущих в Великобритании, а также сохранение свободы перемещения между Северной Ирландией и Республикой Ирландией14.
В августе 2017 г. Лондон обнародовал первый из нескольких документов, подробно излагающих британскую позицию после завершения брексита по торговым и таможенным правилам15. В условиях сложнейших переговоров с Брюсселем Т. Мэй радикально сменила стратегию; свидетельством ее отказа правительства от варианта жесткого брексита стала программная речь 22 сентября 2017 г. во Флоренции. В ней глава Кабинета предложила двухлетний переходный период после выхода Соединенного Королевства из ЕС, на протяжении которого должны соблюдаться все прежде взятые
12 Ibid.
13 Red lines on Brexit negotiations // European Parliament News [official site]. 2017. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/ press-room/20170329IPR69054/red-lines-on-brexit-negotiations (data ofaccesses: 14.04.2023).
14 European Council (Art. 50) Guidelines Following the United Kingdom's Notification under Article 50 TEU // European Council [official site]. 2017. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2017/04/29/euco-brexit-guidelines/ (data ofaccesses: 14.04.2023).
15 Knowler G. UK forwarders: Brexit customs proposal short
on details //The Journal of Commerce. 2017. URL: https://www.joc.
com/international-logistics/brexit-customs-proposal-short-details-say-uk-forwarders_20170816.html (dataofaccesses: 14.04.2023).
обязательства и постепенно вырабатываться новые принципы взаимоотношений16.
В результате, в декабре 2017 г. в Британии был опубликован совместный доклад содержавший перечень обязательств, которые должны быть отражены в Соглашение об условиях выхода страны из Евросоюза. Соглашение было достигнуто по трем направлениям:
1) защита прав граждан Союза в Великобритании
и граждан Великобритании в Союзе;
2) рассмотрение проблем, связанных с границами Северной Ирландии;
3) урегулирование финансовых обязательств17.
Далее, в июле 2018 г. был опубликован «План Чекере», документ, более известный как «План будущих отношений между Соединенным Королевством и Европейским Союзом». Проект был основан на соглашении кабинета министров от 6 июля и излагал принципы будущих отношений между Великобританией и Европейским союзом. Выход из зоны свободной торговли подразумевал бы строительство пограничных сооружений на единственной сухопутной границе Великобритании и Ирландии.
Обращает на себя внимание тот факт, что план по выстраиванию отношений с ЕС после выхода из него Великобритании, вызвал разногласия внутри консервативного кабинета. В частности, министр иностранных дел Б. Джонсон, полагал, что этот план выгоден Брюсселю более, чем Лондону, возможности которого будут ограничены в доступе к общему таможенному пространству ЕС. Конфликт закончился тем, что Д. Дэвис и Б. Джонсон подали в отставку в знак протеста против этого плана и ушли со своих постов в июле 2018 г.
После изучения данного плана Брюсселем, он был отклонен. Главный переговорщик от ЕС по брекси-ту - М. Барнье выразил сомнение о том, что эта новая британская стратегия способна решить противоречия и поможет достичь соглашения. В августе 2018 г., по мере приближения октябрьского саммита лидеров ЕС переговоры активизировались, стороны пошли на ряд взаимных уступок, но так и не смогли подготовить согласованный проект договора.
Единственным фактором, заставляющим стороны выработать взаимоприемлемые условия - являлась реальная угроза выхода Великобритании из ЕС без сделки, то есть, без установленных правил взаимоотношений. Отсутствие договоренностей несло огромные риски в финансовой и экономической сферах. По этой причине в ноябре 2018 г. лидеры ЕС на специальном саммите утвердили проект соглашения и прилагаемой к нему декларации о будущих отношениях с Британией.
16 PM's Florence Speech: A New Era of Cooperation and Partnership between the UK and the EU // Government of the UK [official site]. 2017. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pms-florence-speech-a-new-era-of-cooperation-and-partnership-between-the-uk-and-the-eu (data of accesses: 14.04.2023).
17 Joint report from the negotiators of the European Union and the United Kingdom Government on progress during phase 1 of negotiations under Article 50 TEU on the United Kingdom's orderly withdrawal from the European Union // European Commission [official site]. 2017. URL: https://ec.europa.eu/ commission/publications/joint-report-negotiators-european-union-and-united-kingdom-government-progress-during-phase-l-negotiations-under-article-50-teu-united-kingdoms-orderly-withdrawal-european-union en (data of accesses: 14.04.2023).
Тем более нелогичным стало решение правительства тори в декабре 2018 г. отложить парламентское голосование по соглашению о выходе, поскольку оно усилило фактор неопределенности ситуации брекси-та. Это послужило основанием парламентариям, недовольным политикой премьера для внесения в Палату Общин вотума недоверия Т. Мэй. По итогу - 19 марта 2019 г. Парламент проголосовал за отказ от выхода из Европейского Союза без сделки18. Данная ситуация была оценена Брюсселем как крайне нежелательная и вновь оказавшись перед такой перспективой - Евро-совет сразу продлил срок членства Британии в Евросоюзе до 22 мая 2019 г., но выдвинул условие принятия парламентом Великобритании соглашения о брексите до конца марта текущего года. А поскольку политический кризис в стране набирал обороты, Палата Общин в третий раз вновь отклонила соглашение о выходе Великобритании из ЕС. Вместо мая, новым решением Европейского Совет была назначена дата выхода 2 апреля 2019 г.19 Поскольку обозначенные сроки оказались нереальными и не были соблюдены - 24 мая 2019 г. Т. Мэй объявила, что уйдет в отставку. Мотивом своего решения она назвала неразрешимые разногласия с Парламентом, результатом которых стали три отказа Палаты Общин принять соглашение о брексите.
В итоге, за три года премьерства Т. Мэй - и правительство, и Консервативная партия оказалась в глубоком кризисе, главным фактором которого явились острые разногласия по брекситу. В этот период сложных согласований и конфликта интересов с Брюсселем, с Парламентом, с партийной верхушкой и внутри самого правительства, ушли или были отправлены в отставку 36 членов кабинета, и, по сути, работа правительства, как коллективного органа, оказалась блокирована.
Политический курс Великобритании, акцентированный на переговорный процесс, оказался сложным и противоречивым. С одной стороны, был достигнут ряд значимых договоренностей по ключевым проблемам. С другой стороны, так и не был определен дорожный план, этапы и ключевые мероприятия по выходу из Евросоюза, а также принципы будущих отношений.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ТАКТИКА Л. ТРАСС: ДИСТАНЦИРОВАНИЕ КАК ДРЕЙФ
В июле 2019 г. по итогам голосования членов Консервативной партии, ее лидером стал бывший мэр Лондона и бывший министр иностранных дел - Б. Джонсон. На основе его предложений состоялось заключение договора с ЕС. В начале 2020 г. законопроект о брексите получил поддержку обеих палат Британского парламента, утверждение Европарламентом и Советом ЕС. Суть достигнутого договора состояла в обеспечении максимально плавного выхода из ЕС для предприятий
18 Key Brexit vote as meaningful vote returns to the Commons // UK Parliament [official site]. 2019. URL: https://www.parliament.uk/ business/news/2019/march/key-brexit-vote-as-meaningful-vote-returns-to-the-commons/ (data of accesses: 11.02.2023)
19 Ratifying the EU-UK withdrawal deal State of play and possible
scenarios // European Parliament [official site]. 2019. URL:
https://www.europarl.europa.eu/thinktank/e n/document.
html?reference=EPRS_BRI(2019)637911 (data of accesses: 11.02.2023).
и частных лиц, чтобы дать время обеим сторонам приспособиться к новым условиям. Сам процесс должен был идти в соответствии с двумя документами: Проектом соглашения по брекситу и Политической декларацией о взаимоотношениях после завершения процесса выхода. В Соглашении зафиксирован размер возмещения около 39 млрд фунтов стерлингов, а также определен юридический статус и резидентство граждан Евросоюза и Соединенного Королевства20. Что касается декларации - это заявление о взаимоотношениях, поэтому не является юридически обязательным и характеризует лишь в общих чертах отношения в таких сферах, как торговля, оборона и безопасность.
31 января 2020 г. Великобритания покинула Евросоюз21. А вскоре после этого, в условиях пандемии произошло несколько громких скандалов, связанных с нарушениями и злоупотреблениями Б. Джонсоном служебным положением, за которыми последовал вотум недоверия внутри партии тори, в результате чего он вынужденно подал в отставку в июле 2022 г., но продолжил исполнять свои функции до сентябрьских выборов нового главы партии, и, соответственно, правительства.
По итогам внутрипартийного голосования - 6 сентября 2022 г. новым премьер-министром стала Лиз Трасс, занимавшая в правительстве Б. Джонсона пост главы Ведомства иностранных дел и поддерживавшая выход из ЕС. Главной ее задачей было срочное принятие мер по улучшению экономической ситуации, которая сложилась в результате оттока из страны финансового и инвестиционного капитала после брексита и падения деловой активности вследствие ковидных ограничений.
На внешнеполитическом треке основным оставалось европейское направление, т.к. невыполнение Британией Североирландского протокола по правилам миграционного и торгового перемещения на острове Ирландия между Северной Ирландией (регионом Великобритании) и независимой Ирландской республикой (государством-членом ЕС) означает, что Северная Ирландия де-факто и де-юре осталась в таможенном пространстве Евросоюза, но Великобритания не следует таможенным законам ЕС на своей территории.
Еще одним значимым документом, направленным на регулирование взаимодействия с ЕС в сферах экономики, экологии и безопасности граждан Шенгенской зоны - стало «Соглашение о торговле и сотрудничестве между Евросоюзом и Великобританией». О его практической реализации говорят цифры статистики, свидетельствующие, что импорт из стран ЕС продолжил сокращение, несмотря на окончание пандемии, и с момента брексита на конец 2022 г. составил -11%, и, даже британский экспорт во взаимной торговле снизился, потеряв около 1%22.
20 Remarks by President Donald Tusk after his meeting with Brexit EU Chief negotiator Michel Barnier // Council of the European Union [official site]. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/ press-releases/2018/11/15/remarks-by-president-donald-tusk-after-his-meeting-with-brexit-eu-chief-negotiator-michel-barnier/ (data ofaccesses: 12.09.2023).
21 Британский парламент одобрил законопроект о «Брексите». 16 января 2020 на WaybackMachine.
22 UK trade: January 2023 // Government of the UK [official site]. URL : (dataofaccesses: 27.07.2023).
Показательно также, что одной из первых значимых инициатив для кабинета Л. Трасс стало внесение на рассмотрение в Палату общин «Законопроекта о свободах в брексит» в котором предполагалась отмена или замена еще действующих в стране законов ЕС к концу 2023 г.23 Далее, в начале октября 2022 г. в Брюсселе прошло первое заседание Форума гражданского общества Соглашения о торговле и сотрудничестве (ТСА) между Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и Великобританией, представленной сотрудником Ведомства иностранных дел. Обсуждение касалось вопросов таможенных и административных торговых барьеров и соблюдения санитарных мер .
Кроме того, 6 октября 2022 г. Л. Трасс лично присутствовала в Праге на первом саммите Европейского политического сообщества, которое было создано по инициативе французского президента Э. Макрона в качестве переговорной площадки для стран-членов Евросоюза и других государств Европы25. Результатом встречи стало согласование Меморандума о взаимопонимании (подписан в декабре 2022 г. Р. Сунаком), и по энергетическому сотрудничеству Великобритании в Северном море. Также на двустороннем уровне удалось достичь договоренности по развитию англо-французского сотрудничества в сфере энергетики и борьбы с нелегальной миграцией26.
Отставка Л. Трасс 20 октября 2022 г., ставшая закономерным итогом провала налоговой реформы и работы по преодолению дефицита бюджета, энергокризиса и роста инфляции в стране, закрепила за третьей в истории Великобритании женщиной премьер-министром рекорд самого короткого срока пребывания на данном посту. Отметим, что европейский курс кабинета Л. Трасс был сориентирован на защиту британских интересов в торговле (в т.ч. трансграничной), привлечении инвестиций и противодействии миграции. Также велся диалог по безопасности киберпространства и возобновлению участия в программах научных разработок ЕС.
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ европейского вектора политики консервативных правительств М. Тэтчер, Т. Мэй и Л. Трасс показал, что стратегия Великобритании, проводимая в отношении евроинтеграционного проекта
23 UK government to set its own laws for its own people as Brexit Freedoms Bill introduced // Government of the UK [official site]. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-government-to-set-its-own-laws-for-its-own-people-as-brexit-freedoms-bill-introduced (data ofaccesses: 27.07.2023).
24 First-civil-society-forum-of-the-uk-eu-trade-and-cooperation-agreement // Government of the UK [official site]. URL:https://www. gov.uk/government/publications/uk-eu-trade-and-cooperation-agreement-civil-society-forum-2022/first-civil-society-forum-of-the-uk-eu-trade-and-cooperation-agreement-4-october-2022-conclusions (data of accesses: 01.08.2023).
25 The future UK-EU relationship Contents // Parliament of the UK [official site]. URL: https://publications.parliament.uk/pa/ld5803/ ldselect/ldeuaff/184/18405.htm#footnote-423 (data of accesses: 01.08.2023).
26 UK-France Joint Statement: 6 October 2022//Government ofthe UK [official site]. URL:https://www.gov.uk/government/news/uk-france-joint-statement-6-october-2022 (dataofaccesses: 10.08.2023).
в разное время и с разной степенью успеха, имела некоторые общие черты.
Во-первых, на всех этапах взаимодействия присутствовало наличие серьезных разногласий как с конкретными странами-участниками евроинтеграции, так и по линии Лондон - Брюссель. Великобритания никогда не считала себя частью единой Европы, не имела с ней общего внешнеполитического курса; основная причина этого в том, что политическое сотрудничество проходит по фарватеру Лондон - Вашингтон. Как следствие, правительством М. Тэтчер блокировались проекты по углублению политической интеграции в ЕЭС, кабинетом Т. Мэй велись переговоры об условиях выхода из ЕС, а при Л. Трасс политическое взаимодействие с ЕС вообще не обсуждалось.
Во-вторых, Лондон стремился не только отстаивать свои национальные интересы, но и оказывать влияние на мировые политические процессы. Многовекторная внешняя политика Великобритании позволяла балансировать между европейским и американским направлениями, поэтому от Брюсселя регулярно требовались те или иные уступки, получение которых не только не снимало, но порой обостряло существующие противоречия.
Во-третьих, главной целью как сотрудничества Лондона с объединенной Европой, так и выхода с последующими договоренностями - являлось получение максимума выгод от экономической интеграции на континенте путем использования преимуществ открытых границ, но при сохранении собственной хозяйственной независимости от Брюсселя. Для М. Тэтчер, Т. Мэй и Л. Трасс приоритетной являлась тактика использования возможностей евроинтеграции в интересах укрепления собственной экономики. При этом, и М. Тэтчер, и Т. Мэй, и частично, Л. Трасс ушли в отставку, потеряв поддержку Консерваторов-однопартийцев и Парламента именно из-за сложностей и противоречий в отношениях с объединенной Европой.
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить, что европейский политический курс каждой из леди премьер-министров: М. Тэтчер, Т. Мэй и Л. Трасс - имел свои принципиальные различия. Несмотря на то, что все они возглавили Соединенное Королевство на этапе экономических кризисов и предлагали свои программы по преодолению спада, сочетавшие как внешнеполитические шаги, так и внутренние реформы - результаты во всех трех случаях были принципиально различными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом одиннадцатилетнего руководства страной М. Тэтчер стала реализация стратегии реформ, получившей название «тэтчеризм». Методами регулирования процентных ставок, налоговой, валютной
политики и проведением приватизации было достигнуто оздоровление экономики и государственных финансов, развитие частного предпринимательства, ликвидирован дефицит бюджета. На европейском треке была осуществлена защита бюджетных, аграрных и торговых интересов страны. Главным признаком успеха стал интенсивный экономический подъем второй половины 1980-х гг. в Великобритании, при этом, рост там был значительно выше, чем в других странах Европы.
Триггером брексита стал экономической кризис, совпавший с миграционным кризисом в Европе, на фоне которого произошло обострение социально-экономических и политических противоречий. Основной задачей премьерства Т. Мэй являлась выработка условий выхода страны из Евросоюза и новой внешнеполитической стратегии. Переговоры Британия - ЕС, начавшиеся в 2017 г., столкнулись с такими препятствиями, как невозможность достичь консенсуса, что усугубило внутренний политический кризис, который привел к внутрипартийному расколу и потере доверия Т. Мэй. Не добавил стабильности и миграционный кризис, повлекший случаи терроризма, в том числе в самой Великобритании. Под влиянием этих причин Кабинет резко менял сценарии выхода из ЕС: от выхода без сделки («жесткий брексит») до разработки нового соглашения, которое должно было устроить как европейских коллег, так и британский парламент («мягкий брексит»).
На этом фоне из страны продолжался отток банковского капитала, поскольку на состояние финансовой сферы негативно влияла сохранявшаяся высокая волатильность фунта стерлингов; экономику лихорадило. Выработать приемлемые условия по принципиальным вопросам и предложить способы их достижения правительству Т. Мэй оказалось не под силу. Лишь после ее отставки премьер-министр Б. Джонсон согласовал условия брексита, и Англия покинула Евросоюз.
Что касается полуторамесячного срока Л. Трасс на премьерском посту, то достичь прогресса по требовавшим урегулирования торговым, миграционным и юридическим проблемам, оставшимся после брексита, у нее не получилось. Переговоры шли на фоне продолжавшегося экономического спада в стране и ухудшения торгового баланса с Европейским союзом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проводимая М. Тэтчер, Т. Мэй и Л. Трасс европейская политика и ее результаты были обусловлены тремя ключевыми факторами: различием целей, способами их достижения, а также, на наш взгляд, главным -масштабом политической личности, проявляющейся в способности выработать и провести с командой единомышленников обоснованный стратегический курс, и, что немаловажно - политической ответственностью каждой из трех леди премьер-министров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Громыко А.А. Из истории вступления Англии вЕЭС//Новая и новейшая история. 1980. № 3. С. 54-72.
2. Зуев В.Н. Феномен наднационального хозяйственного механизма Европейского союза. М., 2008. 255 с.
3. Лазарева Е.В., Берстенева А.А. Великобритания в ЕС: вступление, отступление, Брексит // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435. С. 127-134.
4. Хахалкина Е.В. Европейский союз, Великобритания и проблемы общеевропейской идентичности//Сибирские исторические исследования. 2014. № 1. С. 49-58.
5. Хесин Е.С. Великобритания: изменение экономического ландшафта // ИМЭМО. 2018. №11. С. 5-14.
6. Fella S. New Labour and the European Union. Political strategy. London, 2002. 268 p.
7. Holmes P.M. Thatcherism: Scales and Limits, 1983-1987. Oxford, 1989. 174 p.
8. May A. Great Britain, the Commonwealth and Europe: Statements of the Commonwealth and Great Britain on accession to the European Communities. New York, 2001. 286 p.
REFERENCES
1. Gromyko A.A. From the history of England's accession to the EEC. New and Modern History. 1980. No. 3. Pp. 54 -72. (In Rus.)
2. Zuev V.N. The phenomenon of the supranational economic mechanism of the European Union. Moscow, 2008. 255 p.
3. Lazareva E.V., BersenevaA.A. Great Britain in the EU: accession, retreat, Brexit. Bulletin of Tomsk State University. 2018. No. 435. Pp. 127-134. (In Rus.)
4. Khakhalkina E.V. The European Union, Great Britain and the problems of pan-European identity. Siberian Historical Research. 2014. No. 1. Pp. 49-58. (In Rus.)
5. Hesin E.S. Great Britain: changing the economic landscape. IMEMO. 2018. No. 11. Pp. 5-14. (In Rus.)
6. Fella S. New Labour and the European Union. Political strategy. London, 2002. 268 p.
7. Holmes P.M. Thatcherism: Scales and Limits, 1983-1987. Oxford, 1989. 174 p.
8. May A. Great Britain, the Commonwealth and Europe: Statements of the Commonwealth and Great Britain on accession to the European Communities. New York, 2001. 286 p.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 83,86%
Рецензент: Шабров О.Ф, доктор политических наук, профессор; профессор, кафедра государственной политики, факультет политологии; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Статья поступила в редакцию 10.01.2024, принята к публикации 06.02.2024 The article was received on 10.01.2024, accepted for publication 06.02.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Лазарева Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент; доцент, кафедра теории и истории международных отношений; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина; г. Екатеринбург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-0268-6643; E-mail: [email protected]
Устинова Наталья Вячеславовна, кандидат политических наук, доцент; доцент, кафедра теории и истории международных отношений; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина; г. Екатеринбург, Российская Федерация. Author ID: 703227; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Elena V. Lazareva, Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor; Associate Professor, Department of Theory and History of International Relations; Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-0268-6643; E-mail: [email protected]
Natalia V. Ustinova, Cand. Sci. (Polit.), Associate Professor; Associate Professor, Department of Theory and History of International Relations; Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation. Author ID: 703227; E-mail: [email protected]