РАЗДЕЛ II. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
УДК 327
РОССИЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ Т. МЭЙ В 2016-2019 гг.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета, Казань, Россия.
Валеева-Хакимова Римма Рафаэлевна kamilla_vr@mail. ги
Аннотация. В статье рассматривается место России во внешней политике Великобритании, основные проблемные вопросы двусторонних отношений при правительстве второй женщины - премьер-министра Соединенного Королевства. Автор проводит сравнительный анализ взглядов, подходов и позиций М. Тэтчер и Т. Мэй, изучает сходства и различия в их политических курсах в отношении Москвы.
Ключевые слова: международные отношения, международная безопасность, внешняя политика, дипломатия, российско-британские отношения, Великобритания, Т. Мэй, М. Тэтчер, В.В. Путин, М.С. Горбачев.
В июле 2019 г. Т. Мэй сложила с себя полномочия Премьер-министра, и с избранием нового лидера Консервативной партии главой британского правительства стал Б. Джонсон. По прошествии полугода с момента ее ухода с поста, проанализируем, во-первых, каково ее наследие для российского направления внешней политики Великобритании и, во-вторых, выдержала ли она сравнение со своей знаменитой предшественницей.
Политические отношения России и Великобритании после краткого потепления в 2010-2013 гг., ввиду как имевшихся неразрешенных проблем, так и расхождений в вопросах мировой политики, в частности по украинской, ливийской и сирийской проблемам, в 2014-2019 гг. вступили в фазу очередного охлаждения. Как Д. Кэмерон, так и пришедшая ему на смену Т. Мэй настаивали на жесткой позиции в отношении России.
Вторая в истории женщина - Премьер-министр Великобритании с первых месяцев пребывания у власти проявила себя как жесткий лидер, заявив, что повторного референдума не будет и страна выходит из ЕС [13]. Принимая во внимание тот факт, что изначально Т. Мэй не числилась сторонницей позиции выхода Великобритании из состава ЕС, с избранием на пост лидера Консервативной партии она оперативно перестроилась. Опираясь на мнение большинства консерваторов, Т. Мэй стала приводить в исполнение линию на Брексит, занимая довольно твердую позицию в переговорах с лидерами европейских стран и отстаивании
трансатлантических связей. Удивительным является тот факт, что большинство консерваторов были готовы пожертвовать целостностью страны ради выхода из объединенной Европы. Согласно опросу YouGov, 59 % консерваторов выступали за выход из ЕС, даже если это будет означать потерю Северной Ирландии [18]. В отличие от М. Тэтчер, которая имела четкие взгляды и принципы и неукоснительно их придерживалась, что отмечают как ее коллеги, так и бывший Посол СССР в Великобритании
B.И. Попов, официальный биограф Ч. Мур, такие российские историки как
C.П. Перегудов, А. Терентьев и др. Т. Мэй, на наш взгляд, больше лавировала, чтобы удержать равновесие, чем имела принципиальную личную позицию. Одним из примеров служит ситуация с предвыборным манифестом Консервативной партии 2017 г. Целый ряд мер, направленных на сокращение социальных расходов государства, включая предложения о включении в расчет оплаты за уход над пожилыми людьми в их домах стоимости их недвижимости, о снятии действовавшего с 2010 г. т. н. тройного замка на пенсии, о постановке доплаты на расходы по отоплению на зиму в зависимость от материального достатка пенсионера, привел к недовольству объединений пенсионеров и благотворительных организаций и вызвал резкую критику внутри самой Консервативной партии. Глава Либерально-демократической партии Т. Фэррон назвал эти меры «налогом на деменцию», что тут же было подхвачено британскими СМИ. В этих условиях Т. Мэй была вынуждена маневрировать и оправдываться, а этот пункт был исключен из Манифеста, что, по мнению А. Ивахник, внесло неопределенность и прямо противоречило «сильному и стабильному руководству», которое она провозглашала с самого начала кампании» [3]. В результате вместо оглушительной победы на выборах и увеличения своего представительства в парламенте, Консервативная партия потеряла часть своих мест и вынуждена была заключить соглашение с Демократической юнионистской партией.
За основу внешней политики после выхода из состава объединенной Европы Т. Мэй предлагала концепцию «Глобальная Британия», которая охватывала широкомасштабное сотрудничество с США, Китаем, другими странами Юго-Восточной Азии, Африканского континента. Однако, незадавшиеся отношения с Президентом США Д. Трампом, торговая война между США и КНР «спутали все карты» и смазали впечатление от данной концепции.
В политике двух женщин-Премьер-министров прослеживаются определенные сходства. Т. Мэй также как и М. Тэтчер приходилось выстраивать внешнюю политику в условиях конфликтующих позиций различных крыльев своей партии, пытаясь удержать баланс среди разрываемых противоречиями консерваторов. Аналогично и отношение граждан Великобритании к политике двух премьеров и их правительств. Несмотря на высокую степень поддержки населением в 2016-начале 2017 г, уже в июле 2017 г. уровень популярности кабинета Т. Мэй находился на отметке в 28 %, с числом неудовлетворенных его работой в 68 %, в соответствии с исследованием IPSOS MORI [17]. Кроме того, пресса постоянно прочила ей скорую политическую погибель. Летом 1981 г. также казалось, что краткое пребывания М. Тэтчер у власти подходит к концу. Ее
экономическая политика терпела крах, уровень инфляции достиг 20 %, уровень безработицы повышался, в правительстве она теряла одного сторонника за другим. Правительство М. Тэтчер называли самым непопулярным за всю историю, насчитывая 18 %. Саму Леди Тэтчер называли выдохшейся и одинокой «зомби» [10]. Тот же самый термин употреблялся и в отношении Т. Мэй [8]. В целом, подходы и позиция Т. Мэй напоминали жесткую линию ее предшественницы М. Тэтчер. Однако, при более глубоком анализе видны четкие различия, в первую очередь на российском направлении [2].
В отношении России в позиции двух премьер-министров прослеживались однозначные отличия. М. Тэтчер шла по пути налаживания отношений с СССР. Первая встреча с М.С. Горбачевым в Великобритании в 1984 г. и ее заявление, что это тот лидер, с «которым можно иметь дело» стали визитной карточкой для установления диалога и улучшения советско-британских отношений. Первые переговоры Т. Мэй и В.В. Путина состоялись 4 сентября 2016 г. и по тону и характеру отличались от диалога М. Тэтчер и М.С. Горбачева. Сдержанность в высказываниях и стандартные формулировки не свидетельствовали о теплой беседе. Скорее наоборот, согласно заявлениям официального представителя правительства: «Премьер-министр ясно дала понять, что возврата к прежним, обычным взаимоотношениям уже не будет, так как существует ряд сложных и серьезных проблем, вызывающих озабоченность» [4]. Кроме того, если первая встреча М. Тэтчер и М.С. Горбачева состоялась в рамках визита советской делегации в Лондон, то переговоры Т. Мэй и В.В. Путина прошли «на полях» международного форума - в рамках саммита «двадцатки» в Китае. Глава британского правительства заявила, что несмотря на имеющиеся «различия», она «надеется на откровенные и открытые отношения и диалог» [16]. Президент РФ отметил, что «готов к возобновлению диалога во всех областях, включая наиболее щекотливые» [16]. Вторая встреча состоялась также в рамках саммита «Большой двадцатки» 28 июня 2019 г. в Японии. Их тон отличался большей суровостью. Т Мэй подчеркнула, что о нормализации двусторонних отношений, особенно в свете Дела Скрипалей, не может идти речи. В то время как руководитель российского государства заявил, что межгосударственные отношения не должны опускаться до уровня «возни вокруг шпионов», тем более, что британские бизнесмены «хотят с нами работать, работают и намерены работать в дальнейшем», а Россия «поддерживает такое намерение» [5].
М. Тэтчер стремилась играть роль «моста» между СССР и США. Ее посредничество в переговорах с Р. Рейганом способствовали налаживанию советско-американских отношений. Политика Великобритании на российском направлении при Т. Мэй имеет диаметрально противоположный характер. Во время своего первого европейского саммита в качестве Премьер-министра Т. Мэй призвала глав ЕС занять «жесткую и единую европейскую позицию перед лицом российской агрессии» [11]. Во время выступления Т. Мэй перед членами Республиканской партии США 27 января 2017 г., британский премьер привела в пример сотрудничество Р. Рейгана и М.С. Горбачева, в котором первый в переговорах прибегал к принципу
«доверяй, но проверяй». Т. Мэй же предлагала в отношениях с современной Россией следовать лозунгу «иметь дело, но остерегаться» («engage but beware»), что стало лейтмотивом в выработке концепции российского направления внешней политики Лондона. Глава британского правительства говорила, что откат к дням холодной войны «не неизбежен», «нет ничего невозможного в конфликте между Россией и Западом», но, тем не менее, разговаривать с В.В. Путиным необходимо «с позиции силы» и «строить отношения, системы и процессы так, чтобы сотрудничество было более вероятным, чем конфликт». При этом, дав понять, что Запад не принимал утверждение российского лидера о том, что страны Восточной Европы находились «в его зоне влияния» [21]. Россию наряду с Китаем она называла страной «с малыми традициями демократии, свободы и прав человека», ставших более напористыми в международных делах [21]. Правительство Великобритании подчеркивало необходимость жесткой позиции и ужесточения санкций в отношении России.
Ключевой для понимания позиции Великобритании в отношении России является речь Т. Мэй по внешней политике 13 ноября 2017 г., в которой она назвала Россию «угрозой для международной безопасности» [12]. В инкриминируемом России списке стоят также провоцирование «опасных и непредсказуемых» конфликтов, «вмешательство в избирательный процесс», проведение «кибершпионажа», нарушение воздушного пространства европейских государств, хакерские атаки бундестага и министра обороны Дании [12].
Необходимо отметить, что время для внешнеполитической речи было выбрано не случайно. Она была озвучена в преддверии визита министра иностранных дел Б. Джонсона в Россию, первого с момента его вступления в должность в июле 2016 г. и первого за 5 лет визита главы Форен-офиса в Москву [9]. Это также момент активной антироссийской кампании в британских СМИ. Британский национальный центр кибер-безопасности заявил, что российские хакеры атаковали британские СМИ, телекоммуникации и энергетические компании в течение 2017 г. По мнению А. Горки, «обвинение [премьером Р.В-Х.] России во всех грехах является общенациональной кампанией, а не изолированной атакой» [9].
Агрессивную риторику в отношении РФ необходимо рассматривать также в контексте переговоров по выходу Великобритании из ЕС. Лондон стремился показать, что являлся важной силой на мировой арене, способной возглавить санкционную политику западных стран в отношении России и после выхода из Европейского Союза.
Другим громким заявлением стала речь Т. Мэй на саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе 24 ноября 2017 г., когда глава британского правительства охарактеризовала Россию как «враждебное государство», «угрожающее потенциальному росту Восточного партнерства и пытающееся разорвать нашу общую мощь» [15]. Интересно, что из всех британских газет о саммите и призыве премьера противостоять «российской угрозе» написал лишь таблоид «Sun» [7].
Новым поворотом в двусторонних отношениях стал скандал с отравлением в Великобритании бывшего сотрудника ГРУ, британского шпиона С. Скрипаля и его дочери. Т. Мэй, 12 марта 2018 г. в своем
выступлении в парламенте обвинила РФ и поставила Москве ультиматум для ответа по поводу инцидента: «Правительство считает весьма вероятным, что ответственность за акт в отношении Сергея и Юлии Скрипаль несет Россия. Либо речь идет о прямом действии против нашей страны. Либо же российское правительство утратило контроль над потенциально катастрофически опасным нервнопаралитическим веществом и допустило его попадание в чужие руки» [6]. Что характерно, при обнародовании аналогичного дела Литвиненко в 2006 г. Премьер-министр Великобритании Т. Блэр высказывался политкорректно и не выступал ни с жесткими заявлениями в парламенте, ни с прямыми обвинениями, отмечая, что это дело правоохранительных органов и независимой судебной власти [14]. Последовавшие события с высылкой дипломатов, привлечением Великобританией других стран ЕС к обсуждению этого вопроса и попытками создания общеевропейской коалиции против России привели к дальнейшему охлаждению отношений.
Учитывая слабое положение правительства Т. Мэй и низкий уровень поддержки его населением, внутрипартийные разногласия, экономический спад, падение уровня национальной валюты, поиск внешнего врага, согласно аналитикам, является неизбежным следствием слабости власти и попыткой отвлечь от внутренних проблем [14]. Обратившись к истории, можно провести аналогии с периодом правительства М. Тэтчер, когда в сложной и нестабильной внутриполитической ситуации и при низкой популярности, война за Фолклендские острова с Аргентиной и победа Лондона способствовали переключению внимания с внутренних проблем, объединению нации, стабилизации положения «железной леди» и последующему повышению ее популярности среди населения страны. Однако, тактика Т. Мэй по борьбе с российской угрозой не дала успешных результатов ни для консолидации политических элит и объединения британского общества, ни для укрепления позиций правительства и ее кандидатуры, в частности.
При всей жесткости позиции, российскому направлению стало уделяться больше внимания. В марте 2017 г. вышел доклад комитета по международным делам палаты общин по англо-российским отношениям. В нем депутаты настаивали на необходимости выстоять и не поддаваться на веяния потенциальных изменений во внешней политике США в отношении России и сделать все для сохранения принципиальной позиции западных стран в отношении санкций против России. По мнению авторов, «любой отход от существующих санкций должен быть связан с выполнением Россией своих обязательств в отношении Украины и не должен предлагаться в обмен на сотрудничество в других областях» [20]. При этом члены комитета предостерегали, что Великобритания могла остаться в изоляции, придерживаясь этой линии, отчасти от того, что некоторые страны ЕС отходили от политики санкций, «особенно если они станут разменной монетой в контексте Брексита» [20]. Это могло также «нанести вред способности Британии влиять на Россию в долгосрочной перспективе» [20].
Комитет считал неправильным бойкотирование Чемпионата мира по футболу в России в 2018г., отмечая, что любой бойкот должен осуществляться по спортивным причинам, как то прием допинга игроками.
В итоге британская делегация принимала участие в Чемпионате на уровне спортивной делегации без официальных представителей руководства и Королевской семьи Великобритании.
Депутаты предостерегали МИД Великобритании, что если обвинения России в совершении военных преступлений в Сирии не будут подкреплены доказательствами, то это даст Москве основания для усиления риторики о «двойных стандартах враждебных и двуличных западных стран» в международной политике [20].
В докладе отмечалось, что отношения России и Великобритании достигли своей низшей точки со времени окончания холодной войны. По мнению авторов, в основе «краха британо-российских отношений» лежало «безразличие российского правительства к правам человека, свободе слова и верховенству закона, являющееся базисом ее внешнеполитического вызова международному порядку» [20].
Контент-анализ речей и заявлений руководства Великобритании, различных политических деятелей, парламентариев позволяет сделать вывод, что Россия все чаще фигурировала в повестке дня внешней политики Лондона при правительстве Т. Мэй.
Таким образом, внешняя политика Т. Мэй и особенно российское направление нельзя назвать следованием духу «тэтчеризма», скорее при всей кажущейся схожести условий и взглядов двух Премьер-министров, последняя выстраивала отношения с Россией с более жестких позиций. При этом, эффективность ее политики, в том числе и на российском направлении, была на голову ниже курса «железной леди». Проявляя гибкость, М. Тэтчер первая за сорок лет наладила отношения с советским руководством, играла роль моста между СССР и США и, хотя и косвенно, повлияла на распад Советского Союза и ОВД, тогда как Т. Мэй при всей жесткости риторики не только не смогла наладить отношения, но и оказать какое-либо влияние ни на позицию Москвы, ни ее место и роль на мировой арене.
Улучшения отношений двух стран при М. Тэтчер, способствовавшие в определенной степени окончанию холодной войны, и их ухудшение при Т. Мэй в риторике которой все чаще прослеживался откат к временам холодной войны свидетельствовали о диаметральной противоположности политических курсов двух леди Премьер-министров.
Хотя основными вопросами внешней политики Великобритании при правительстве Т. Мэй являлись Брексит, выстраивание нового формата отношений со странами ЕС и отношения с США, выработка новых перспективных направлений сотрудничества в рамках концепции «Глобальная Британия», можно отметить повышение роли «российского фактора» во внешней политике Соединенного Королевства.
Отношения России и Великобритании в 2016-2019 гг. можно назвать маятником, который, в зависимости от ситуации раскачивались в сторону большей «вовлеченности, с элементами осторожности», либо переходили на выстраивание отношений с твердых позиций, применения и ужесточения санкций, опасения России, но при этом необходимого взаимодействия с ней. Непримиримость позиции Великобритании в Деле Скрипалей привела к еще большему охлаждению отношений и вывела этот вопрос из плоскости
двусторонних отношений на повестку дня мирового сообщества. Стремясь сыграть роль проводника политики Европы в отношении России, Т. Мэй даже смогла убедить другие страны ЕС отозвать своих дипломатов в знак протеста против инкриминируемых Британией России действий в отношении отравления Скрипалей и пролонгировать санкции, объявленные после присоединения Крыма к России. Однако, это не стало поворотным моментом. Что касается дипкорпуса, то Россия ответила зеркальными мерами. А санкции скорее способствовали консолидации российских экономических факторов, привели к расширению ассортимента отечественной продукции, стали стимулом для принятия мер по поддержке российских производителей, чем нанесли урон, сопоставимый с их эффектом, скажем, для экономики Ирана.
В отличие от М. Тэтчер, находившейся у руля Консервативной партии и всей страны 11 лет (1979-1990гг.), и заложившей основу современной экономической системы и социальным преобразованиям, эффект от которых наиболее ярко начал проявляться именно в это десятилетие, 30 лет спустя ее ухода с поста, и изменившей расстановку сил в мировой политике, Т. Мэй за 3 года у власти не смогла довести до конца главный довлевший в ее политике вопрос с выходом Великобритании из ЕС. Пусть связано это было с сильным сопротивлением со стороны оппозиции, членов инициативной группы бремейнеров и членов ее собственной партии, но подобное противодействие не останавливало ее предшественницу, проводившую кардинальные преобразования на протяжении десятилетия. Возможно, связано это было, в том числе, и со святой верой в свои идеалы, правоту, благо от ее действий для всей нации и принципиальной позицией. Да, в итоге, члены ее собственного кабинета отвернулись от М. Тэтчер, что привело к отставке, но она смогла за вышеуказанное время провести огромное количество реформ, которые она считала ключевыми для национальных интересов страны и необходимыми для процветания своего народа. Тогда как Т. Мэй не имела четкого плана действий, и, на наш взгляд, действовала не в соответствии с собственными взглядами, а сообразно сложившимся обстоятельствам.
В одном из интервью экс-советник М. Тэтчер по внешней политике лорд Ч. Пауэлл говорил, что в переговорах «железной леди» и М.С. Горбачева лидеры были дальновидны, умели быть выше разногласий и видеть положительные перспективы в улучшении диалога: «Преодолеть идеологические разногласия никогда не было целью их общения. Тэтчер не планировала убеждать Горбачева в преимуществах капитализма, а он ее -в социалистических идеалах. Целью было одно - найти точки соприкосновения в защите национальных интересов двух стран и снизить градус напряженности» [1]. Обратившись к истории, Т. Мэй могла воспользоваться положительным опытом М. Тэтчер в налаживании двусторонних отношений, однако она выбрала другой путь. И, судя по времени пребывания в кабинете второй женщины-премьера Великобритании, Т. Мэй не оправдала возложенные на нее надежды и не выдержала испытание обстоятельствами и, в отличие от своей знаменитой предшественницы, эффект от ее политического курса в экономике, внутренней и внешней политике не окажет влияние на десятилетия вперед.
Скорее, деятельность ее преемника Б. Джонсона, при всей своей
противоречивости, будет больше определять экономическую, социальную
и политическую жизнь будущих поколений британцев.
Литература
1. Братерский А. Интервью с экс-советником М. Тэтчер о перестройке Горбачева [Электронный ресурс] / А. Братерский // Газета. - 2015. -25 апреля.
URL:https://www.gazeta.ru/politics/2015/04/25/gorbachev_i_thatcher.shtml (дата обращения: 31.05.2018).
2. Валеева-Хакимова Р.Р. Российско-британские отношения в период Консервативного правительства Т. Мэй: «новый тэтчеризм» или поиск своего пути? / Р.Р. Валеева-Хакимова // Британия: история, культура, образование: сборник статей международной научной конференции -Вып. 4 [13-14 сентября 2018 г.] / под науч. ред. А.Б. Соколова. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С. 67-74.
3. Ивахник А. Навстречу неопределенности: почему предвыборный план Терезы Мэй не сработал? [Электронный ресурс] / А. Ивахник // Политком. - 2017. - 7 июня. - URL: http://politcom.ru/22489.html (дата обращения: 6.12.2019).
4. Коутс С. Извините, господин Путин, как прежде уже не будет [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] / С. Коутс // Иносми. -2016. 5 сентября. - URL:https://inosmi.ru/politic/20160905/237744032.html (дата обращения: 29.05.2018).
5. Мэй потребовала от Путина прекратить дестабилизирующую деятельность [Электронный ресурс] // BBC News. - 2019. - 28 июня. -URL: https://www.bbc.com/russian/news-48796650 (дата обращения: 24.10.2019).
6. British Prime Minister Theresa May on Nerve Attack on Former Russian Spy (C-SPAN) [Electronic resource]. - 2018. - 12 March. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=JfGSOSCUKSE (accessed 14 March 2018).
7. Cole H. Theresa May to label Russia a 'hostile state' in speech to unite EU leaders [Electronic resource] / H. Cole // The Sun. - 2017. - 24 November. -URL: https://www.thesun.co.uk/news/4988073/theresa-may-accuse-russia/ (accessed 1.12.2017).
8. Does Theresa May's zombie government even want to survive? [Electronic resource] // Spectator. - 2017. - 11 November. - URL: https://www.spectator.co.uk/2017/11/does-theresa-mays-zombie-government-even-want-to-survive/(accessed 3.04.2018).
9. Gorka A. Theresa May attacks Russia: whatever it is, Moscow is behind it [Electronic resource] / A. Gorka // Strategic culture. - 2017. - 16 November.
- URL: https://www.strategic-culture.org/news/2017/11/16/theresa-may-attacks-russia-whatever-moscow-behind-it.html (accessed 5.12.2017).
10. Jenkins S. Don't write off Theresa May. Like Margaret Thatcher, she can bounce back [Electronic resource] / S. Jenkins // Guardian. - 2017. - 19 July.
- URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2017/jul/19/thatcher-theresa-may-fox-lion-survive (accessed 3.04.2018).
11. Lusher A. Theresa May slams Moscow's 'sickening atrocities' as Russian warships steam into British waters [Electronic resource] / A. Lusher and
J. Watts // Independent. - 2016. - 20 October. - URL:
http://www.independent.co.uk/news/ukpolitics/theresa-may-atrocities-syria-russian-warships-aleppo-putin-a7372446.html (accessed 6.02.2017).
12. May T. Speech to the Lord Mayor's Banquet 2017 [Electronic resource] / T. May // Prime-minister's office. - 2017. - 13 November. - URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-to-the-lord-mayors-banquet-2017 (accessed 1.12.2017)
13. May vs Corbyn at PMQs: «He can lead a protest, I'm leading a country» [Electronic resource]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3uBettl8AWQ (accessed 5.02.2017).
14. No barrier to Litvinenko investigation, says Blair [Electronic resource] // Guardian. 2006. - 28 November. - URL.: https://www.theguardian.com/world/2006/nov/28/russia.italy (accessed 14 March 2018).
15. Papko A. British PM calls Russia 'hostile state' at Brussels summit [Electronic resource] / A. Papko // Radio Poland. - 2017. - 24 November. -URL: http://thenews.pl/1/6/Artykul/336720,British-PM-calls-Russia-%E2%80%98hostile-state%E2%80%99-at-Brussels-summit (accessed
I.12.2017).
16. Putin & Theresa May meet for first time, hope to 'resume dialogue' [Electronic resource] // Russia Today. - 2016. - 4 September. - URL: https://www.rt.com/uk/358227-putin-may-meeting-g20/ (accessed
II.02.2017).
17. Satisfaction with the Government and party leaders research [Electronic resource] // IPSOS Mori. - 2017. - July. - URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/2017-07/pm-july-charts_0.pdf (accessed 5.02.2017).
18. Smith M. Most Conservative members would see party destroyed to achieve Brexit [Electronic resource] / M. Smith // YouGov. - 2019. - 18 June. - URL: https://yougov.co.uk/topics/politics/articles-reports/2019/06/18/most-conservative-members-would-see-party-destroye (accessed 19.10.2019).
19. Theresa May's zombie government even want to survive? [Electronic resource] // Spectator. - 2017. - 11 November. - URL: https://www.spectator.co.uk/2017/11/does-theresa-mays-zombie-government-even-want-to-survive/(accessed 3.04.2018).
20. The United Kingdom's relations with Russia. Seventh Report of House of Commons Foreign Affairs Committee. Session 2016-17 [Electronic resource] - 2017. - 2 March. - P. 34. - URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm201617/cmselect/cmfaff/120/120.pdf (accessed 1.12.2017).
21. Transcript of Theresa May's speech to US Republicans (27 January 2017) [Electronic resource] // CNN. - 2017. - URL: http:// edition.cnn.com/2017/01/26/politics/theresa-may-us-speech-transcript/ (accessed 30.01.2017)