(запланированные значения КПЭ) для всего электросетевого комплекса с каскадированием по нижестоящим уровням интегрированной СЭнМ с перераспределением ресурсов.
Таким образом, разработанная процессная модель функционирования интегрированной СЭнМ в электросетевом комплексе России содержит функциональное наполнение бизнес-процессов верхнего уровня управления интегрированной СЭнМ и возможные подпроцессы к ним, что позволит скоординировать деятельность электросетевых и энергосбытовых компаний, а также потребителей электроэнергии в части реализации совместных проектов по компенсации реактивной мощности и фильтрации высших гармоник напряжения и тока, а также своевременного выявления бездоговорного и безучетного потребления электроэнергии. В совокупности, это приведет к существенному повышению энергетической эффективности деятельности всех участников интегрированной СЭнМ в электросетевом комплексе России.
Литература
1. Булатенко М. А. Новые схемы реализации энергосервисных договоров для электросетевого комплекса России // Экономика и управление: проблемы, решения. № 8. (Т. 1), 2016. С. 76-80.
2. Булатенко М. А., Лозенко В. К. Организационная структура объединенной системы энергетического менеджмента электросетевого комплекса России // Микроэкономика, 2016. № 3. С. 31-35.
3. ГОСТ Р ИСО ISO 50001-2012. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. М., 2013. 21 с.
4. Кузовкин А. И. Ценовая и структурная политика в электроэнергетике и ее влияние на экономику России // Микроэкономика, 2016. № 2. С. 32-38.
5. Лозенко В. К., Агеев М. К., Михеев Д. В. Необходимые и достаточные условия построения результативной системы энергетического менеджмента // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Серия «Социально-экономические науки», 2015. № 6. С. 5-19.
6. Система энергетического менеджмента в электросетевом комплексе / В. К. Лозенко [и др.]. Красноярск: ООО ИПК «Платина», 2014. 212 с.
7. Тульчинская Я. И. Организационно-экономический механизм борьбы с коррупцией в компаниях при закупке энергетического оборудования // Вестник ЮРГТУ (НПИ), 2012. № 4.С. 6-12.
European Union: stages of integration, main problems and current state
Vtyurina Ya.
Европейский союз: этапы становления, проблемы и современное
состояние Втюрина Я. П.
Втюрина Яна Павловна / Vtyurina Yana — студент, кафедра финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ), г. Новосибирск
Аннотация: в статье рассматриваются этапы европейской интеграции, ключевые проблемы развития европейской валютной системы, а также современное состояние стран-участниц еврозоны.
Abstract: the article deals with stages of European integration, key development challenges of the European Monetary System and current situation in euro area countries.
Ключевые слова: евро, интеграция, Европейский союз, еврозона, долговой кризис. Keywords: euro, integration, European Union, euro area, debt crisis.
DOI: 10.20861/2304-2338-2016-69-001
Процесс создания и развития Европейского Союза является одним из главных вопросов, который на сегодняшний день вызывает многочисленные дискуссии и споры между исследователями, изучающими данную тему.
Механизм внедрения евро исследован отдельными учеными [1, с. 16-18] и каждый из них разработал свою авторскую периодизацию европейской интеграции.
С тех пор, как 1 января 1999 года евро официально стал денежной единицей, прошло более 15 лет. Однако процесс создания интегрированной системы европейских государств растянулся на долгие годы. Первые попытки объединения европейских стран были предприняты еще в далеком 1867 году на Парижской конференции, но практической реализации они так и не получили, так как противоречия между государствами оказались слишком велики.
Тенденции к созданию европейской интеграции вновь появились после окончания Второй мировой войны. Предпосылками послужило осознание того, что возрождение и дальнейшее развитие национальных экономик возможно только при объединении усилий. Условно процесс европейской интеграции можно разделить на 6 этапов:
1 этап (1947-1957) - подготовительный. При определении этапов становления Европейского Союза многие ученые не выделяют его как отдельный. Однако именно на данном этапе было заложено начало европейской интеграции.
К окончанию Второй мировой войны экономические позиции многих стран пошатнулись, был нанесен серьезный удар по международной валютной системе. Государства, потерпевшие поражение в войне, особенно Германия, остро нуждались в восстановлении собственных политических позиций и международного авторитета. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало основой процесса европейского объединения.
Первые проекты экономической и политической интеграции привели к созданию в 1948 году Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС).
В июле 1950 года был создан Европейский платежный союз (The European Payments Union), в который вошли 17 западноевропейских стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, ФРГ, Швейцария и Швеция. Союз преследовал три основные цели: 1) ликвидировать все виды двусторонних расчетов и заменить их системой многостороннего клиринга; 2) упразднить валютные и внешнеторговые ограничения; 3) восстановить конвертируемость валют [2, с. 129]. Он был основан на зачете взаимных требований и обязательств и балансировании международных платежей стран-членов Организации европейского экономического сотрудничества [3].
В апреле 1951 г. происходит успешная интеграция угольной и металлургической промышленности стран, вошедших в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Считается, что именно это событие положило начало европейской экономической интеграции.
Можно с уверенностью сказать, что на первом этапе как таковой интеграции не существовало, поскольку каждое государство стремилось сохранить свой суверенитет и все сотрудничество сводилось к исполнению межгосударственных соглашений в пределах установленного регламента.
2 этап - 1957-1974 гг. - главным образом ознаменовался созданием 25 марта 1957 г. Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), целью которого являлось возникновение единого торгово-экономического блока, таможенного союза, а также устранение различных барьеров внутри региона.
Экономическое объединение европейских стран неумолимо вело к введению валютного порядка, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой денежной единицы.
В конце 1969 года на Европейском совете в Гааге был сформулирован так называемый «план Вернера», объясняющий концепцию трехэтапного перехода к экономическому и валютному союзу.
3 этап - 1974-1985 гг. Данный этап характеризуется очень значимыми событиями, одним из которых было решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), основой которой являлась Европейская валютная единица - ЭКЮ (ECU — European Currency Unit).
Однако ЭКЮ можно считать новым элементом лишь отчасти, так как в его основу легла европейская расчетная единица (ЕРЕ), существовавшая с 1960 по 1975 годы. Сначала ЕРЕ была приравнена к золоту, а затем ее стали определять через валютную корзину ЕС.
ЭКЮ, официально введенная в 1979 году, стала преемницей ЕРЕ и по способу исчисления и по содержанию. Одновременно с введением ЭКЮ была создана Европейская валютная система, основной целью которой являлось установление стабильности валютных отношений между европейскими странами. Также образование ЕВС было связано с нарастанием противоречий между странами ЕЭС, США и Японией, что привело к резкому падению курса доллара в 1978-1979 годах.
Официально ЕВС существует с 13 марта 1979 года.
4 этап - 1985-1992 гг. В феврале 1988 года был представлен меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка». Комиссию возглавлял Ж. Делор, который поддержал меморандум. Впоследствии был разработан так называемый «план Делора», который предусматривал создание общего рынка между странами ЕЭС, осуществление скоординированной экономической, налоговой и бюджетной политики, создание Европейского центрального банка, переход к единой европейской валюте.
Основные идеи «плана Делора» были изложены и впоследствии закреплены в Маастрихтском договоре.
5 этап - 1992-2002 гг. Этот период главным образом характеризуется введением евро в безналичный расчет.
Начало этому положило важнейшее событие - 7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) был подписан исторический договор.
Он предусматривал создание экономического, валютного и политического союза. По факту только после подписания Маастрихтского договора европейские страны перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было введение единой национальной валюты. Документ предусматривал поэтапный план ее введения, а также установление общепринятых правил в сфере финансовой и валютной политики. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов.
Согласно договору, союз мог объединить только страны с хорошо развитой экономикой, соответственно, участники обязуются обеспечить высокий уровень конвергенции. Чтобы определить этот уровень, были разработаны Маастрихтские критерии, которые и на сегодняшний день являются действительными. Таким образом, государства, являющиеся участниками союза и подписавшие договор, согласились с пятью пунктами, которыми они должны руководствоваться при вступлении в ЕВС:
1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
2. Уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
3. Государственный долг должен быть менее 60% ВВП;
4. Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией;
5. Национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой.
Перечисленные критерии-унификации призваны были стать основой всех политических решений. Они должны были соблюдаться странами и после вступления в ЕВС, а также они являлись обязательными для всех стран, желающих присоединиться.
Таким образом, согласно критериям 2 мая 1998 года до вступления в «зону евро» были допущены только 11 стран: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. И лишь спустя 3 года к перечисленным государствам добавилась Греция.
Введение евро как единой европейской валюты официально произошло 1 января 1999 года.
6 этап - с 2002 года по настоящее время.
К 1 января 2003 года полный переход на евро во всех странах-участницах ЕВС был завершен. Отныне евро стал единственным законным платежным средством в странах еврозоны.
На сегодняшний день в зону евро входит уже 28 государств: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах [4, с. 22].
Однако переход к евро для многих государств стал причиной серьезных экономических проблем. Некоторые страны оказались просто не готовы к новым экономическим и политическим условиям.
Переход к новой политике имел свои негативные последствия:
• введение евро привело к резкому снижению процентных ставок;
• спрос на внутреннем рынке сильно увеличился, что привело к резкому росту цен на товары;
• заработная плата увеличивалась в обратной пропорциональности к производительности труда;
• экономический рост обуславливался динамикой во внутреннем секторе услуг, строительстве и разрастанием роли государства;
• в условиях доступности иностранных инвестиций доля импорта резко увеличилась, в то время как экспорт оставался на прежнем уровне. Это привело к росту дефицита текущего баланса;
• в результате - рост задолженности государства и частных субъектов.
Для некоторых стран стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников [5, с. 123-136 (англ.)]. Первыми с долговым кризисом не справились периферийные страны - Греция и Ирландия. В мае 2010 года Греция получила международный кредит размером 110 млрд. евро для стабилизации экономики и проведения структурных реформ. Страна и до вступления в еврозону имела одни из худших экономических показателей среди будущих стран еврозоны: высокий уровень инфляции, низкий рост ВВП, высокие проценты по государственным облигациям. Предполагалось, что переход на евро решит многие проблемы страны. Однако привлекательность со стороны иностранных инвесторов привела к притоку внешнего капитала, что обернулось для экономики настоящей катастрофой: внутренний спрос вырос, а соответственно и дефицит текущего баланса увеличился почти в 4 раза, произошел резкий рост цен по сравнению с другими странами еврозоны.
В 2011 году с проблемами столкнулись другие страны еврозоны: Испания и Португалия. «Эффект домино» заставил Евросоюз воспользоваться финансовыми ресурсами для помощи нуждающимся странам. Однако вечно так продолжаться не могло. Даже Германия и Франция - лидеры еврозоны - вынуждены были признать, что долговой кризис стал общеевропейским: в IV квартале 2012 года ВВП еврозоны уменьшился на 0,6%, а ВВП Евросоюза - на 0,5%. Центральные страны Европы также оказались в рецессии: экономика Германии показывает наихудшие результаты с 2009 года, экономики Франции и Нидерландов показали снижение в среднем на 0,25%.
К основным причинам европейского долгового кризиса можно отнести следующее:
• Рост государственных заимствований для покрытия бюджетного дефицита.
Снижение объемов производства, рост безработицы, сокращение доходов населения,
сужение налогооблагаемой базы привели к росту бюджетного дефицита. Это, в свою очередь, повлекло за собой наращивание объемов государственного долга, в том числе и внешнего во всех странах ЕС [7].
• Несоблюдение Маастрихтских критериев.
Вследствие того, что механизм контроля за соблюдением принятых критериев создан не был, ряд стран смог обойти установленные правила и скрыть величину бюджетного дефицита и задолженности.
• Структурная проблема.
Согласно ряду соглашений, все страны еврозоны обязаны придерживаться единой кредитно-денежной политики. Однако налогово-бюджетная политика может осуществляться в каждой стране по -разному. Будучи объединенными единой монетарной политикой, страны еврозоны вправе устанавливать свои налоги и осуществлять госрасходы и, несмотря на существование единого органа управления (ЕЦБ), они могут просто не в состоянии следовать этой политике.
Политика жесткой экономии, призванная справиться с негативной ситуацией, не только показала свою неспособность, но и привела к еще более усугубляющим последствиям. Снижение государственных расходов спровоцировало сокращение социальных льгот и пенсий, население потеряло рабочие места. Все это привело к массовым уличным беспорядкам и эмиграции.
В начале 2015 года на Европу обрушилась еще одна проблема - так называемый, миграционный кризис. Гражданская война в Сирии, войны в Афганистане, Ираке и Ливии привели к многократному потоку беженцев из стран Ближнего Востока. Этот миграционный кризис называют крупнейшим в Европе со времен Второй мировой войны.
С I по III квартал 2015 года в государствах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. беженцев. Италию, Грецию и ряд других стран захлестнула волна мигрантов из стран Арабского мира и Северной Африки. В Европу приезжает несколько тысяч человек каждый день. Правительство размещает их во «временных лагерях», но сами европейцы не разделяют такого «гостеприимства». Ответной реакцией Европы стала волна национализма.
Отсутствие финансирования и жилья для размещения беженцев, непродуманная концепция по распределению мигрантов в странах ЕС, недовольство местных жителей и ряд других факторов привели к возникновению кризиса в Европе, последствия которого откликаются до сих пор.
Еще одной катастрофой обернулся референдум о членстве Великобритании в Европейском союзе, прошедший 23 июня 2016 года. Результаты голосования повергли в шок все мировое сообщество: 51,9% избирателей проголосовало за выход Великобритании из ЕС. Лишь немногие могли предположить такой исход. Мировые финансовые рынки незамедлительно отреагировали на данное событие: произошло крупнейшее в истории падение курса фунта стерлингов. За всю историю существования Евросоюза это был самый сильный удар по нему. В условиях экономических и миграционных проблем Европейский союз ожидает непростой период, который, несомненно, приведет к ослаблению всей Европы.
Итак, путь европейских государств к объединению валютных систем был длительным и не простым, не все страны могли выдержать условия, сформулированные для объединения, менялся состав участников. Но настойчивая работа лидеров ряда европейских государств, прежде всего Германии и Франции, привела, в конце концов, к старту новой валюты.
Созданный относительно недавно как региональная валюта евро успел войти в золотовалютные резервы многих стран, в том числе и России. И его доля в этих резервах растет.
Однако на современном этапе развития Евросоюз сталкивается с огромным количеством проблем. Если ЕС сможет их разрешить, то это приведет к еще более глубокой интеграции евро в мировую экономику, в противном же случае это приведет к распаду «зоны евро».
Литература
1. Колесников В. И., Шмырева А. И., Климов А. Ю. Проблемы валютного регулирования в странах с рыночной экономикой. Новосибирск: Наука, 1999. 143 с.
2. Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. 720 с.
3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. 1168 с.
4. Кашкин С. Ю., Калиниченко П. А., Четвериков А. О. Глава 1 // Введение в право Европейского Союза: учебник / Под ред. Кашкина С. Ю. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Эксмо», 2010. 384 с.
5. Хайдар Джамаль Ибрагим. Риск невыплат по долговым обязательствам стран Еврозоны. / Д. И. Хайдар // Мировая экономика, 2012. № 1 (13). С. 123-136.
6. Потапова И. Долговой кризис в ЕС. / И. Потапова // Международные финансы, 2012. № 1 (20).
Some aspects of use of gold in world practice Pronushkina E.
Некоторые аспекты использования золота в мировой практике
Пронюшкина Е. А.
Пронюшкина Екатерина Андреевна / Pronushkina Ekaterina — студент, кафедра финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы практики использования золота в мире: с позиции золотовалютного резерва и с точки зрения ценообразования на мировом рынке. Abstract: the article considers the questions of the use of gold in the world: from the position of the gold reserve, and in terms of pricing in the world market.
Ключевые слова: золотовалютный запас, золото, цена на золото, мировые рынки. Keywords: gold reserves, gold, gold price, global markets.
DOI: 10.20861/2304-2338-2016-69-003