В статье изложены результаты анализа европейской системы мониторинга и оценки инновационной политики. Акцент сделан на одном из инструментов этой системы - Европейской шкале инноваций.
Представленные в статье материалы заинтересуют специалистов в области технологического прогресса.
1 1 V * V *
Ьвропеискии опыт мониторинга и оценки инновационной политики: уроки для России*
О. П. ЛУКША, заместитель руководителя проекта EuгopeAid «Наука и коммерциализация технологий», П. В. СУШКОВ,
эксперт проекта, консультант НП «Территориальное развитие и инновационная экономика», Москва
Какое оценивание инновационного развития необходимо России?
Есть разные подходы к системе организации и классификации мониторинга и оценки реализуемой политики (далее мониторинг и оценка объединяются для краткости в термин - «оценивание»1). По критерию предмета измерений выделяют два основных подхода и соответственно две основные модели оценивания: модель «барометр», когда изме-
* Статья подготовлена на основе работы в рамках одного из компонентов проекта Europe Aid/115381/C/S V/RU «Наука и коммерциализация технологий». Ее результаты представлены на тематическом семинаре по инновационной политике в июне 2006 г. Подробнее см.: www.ras-stc.ru
1 Мониторинг - это постоянное (периодическое) наблюдение за реализацией программы, проекта (выполнение календарного плана, достижение результатов, стоимость работ и другие параметры). Оценка - это измерение результатов проекта (программы) и сопоставление их с задачами, которые ставились перед этим проектом (программой). Оценка - это определение ценности, пользы идеи, замысла, выбранной модели развития.
© ЭКО 2006 г.
ИННОВАЦИИ 6 3
рение осуществляется без учета влияния на измеряемый объект каких-либо действий, и модель «оценивание результативности действий», когда измеряется результативность воздействий на измеряемый объект.
Данные модели могут взаимодополнять друг друга, и в реальной практике эти подходы смешиваются. Например, нередко исследователи стремятся найти некий научно обоснованный универсальный показатель (или набор стандартных статистических индикаторов), который идеально измерит достижение стратегической цели реализуемой политики.
Модель «барометр» хорошо решает задачи измерения общего состояния системы в конкретный период времени, сравнения состояний системы в разное время, сравнения различных систем между собой, но объективно не может ответить на вопрос о результативности конкретных действий, о том воздействии, которое оказывают реализуемые программы и проекты на научное и инновационное развитие. Очевидно, когда в России не было серьезных программ и проектов, ориентированных на инновационное развитие, то и задачи измерения результативности действий не возникало.
Сейчас ситуация меняется, идет активная разработка мер по развитию науки и инноваций в стране. Приняты такие ключевые стратегические государственные акты, как «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утверждены председателем правительства РФ 05.08.2005 № 2473п-П7), «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол № 1 от 15.02.2006). Реализуются федеральные и территориальные программы и проекты - создания технико-внедренческих зон, формирования центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, прочих объектов инновационной инфраструктуры. Поэтому особый интерес в европейском опыте сейчас представляет подход к измерению результативности действий в инновационной политике.
В первую очередь предметом для применения механизмов мониторинга и оценки выступает «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». Она содержит систему целей, задач, мер, ключевых индикаторов и призвана «обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций.
Наиболее подходящим объектом для изучения опыта оценивания политики в области научного и инновационного развития в Европе представляется опыт реализации целей так называемой Лиссабонской повестки - документа, утвержденного на Лиссабонском саммите ЕС в июне 2000 г. Лиссабонская повестка подчеркивает важность инноваций как основного источника конкурентоспособности и экономического роста.
Инструменты мониторинга и оценки для европейской инновационной политики
В этих целях Европейская комиссия реализует масштабную программу «European Trend Chart on Innovation», включающую следующие основные инструменты.
«Европейская шкала инноваций» («European Innovation Scoreboard», сокращенно EIS) - главный статистический инструмент для оценивания европейской инновационной политики;
«Ежегодные отчеты по странам ЕС» («Annual Country Reports») - оценка динамики и реализации научной и инновационной политики на национальном уровне, но в общеевропейском контексте;
Специальные оценочные и аналитические проекты в области реализации инновационной политики, например, Ежегодный аналитический отчет («The Annual Synthesis Report»), в котором анализируются основные проблемы развития и инструменты, которые используются, чтобы ответить на вызовы времени;
Картографирование (mapping) осуществляемой политики по 33 странам - база данных, содержащая информацию об инструментах инновационной политики, мерах национальных политик, субъектах инновационных систем.
ИННОВАЦИИ 3 ЭКО № 10, 2006
На основе этих инструментов реализуются различные модели оценивания научной и инновационной политики, решаются разные задачи: от простого наблюдения ситуации до оценки влияния реализуемой политики.
Рассмотрим подробнее важнейший из этих инструментов - Европейскую шкалу инноваций.
Европейская шкала инноваций (EIS)
В Европейской шкале инноваций используется 26 индикаторов2. Все индикаторы разделены на два класса: индикаторы входа (вклада) и выхода (выпуска). Индикаторы входа характеризуют вложения (затраты) общества в научную и инновационную систему, индикаторы выхода - результаты инновационной системы. Кроме того, все индикаторы распределены по пяти группам (табл. 1).
Таблица 1
Индикаторы Европейской шкалы инноваций (EIS)
ИНДИКАТОРЫ ВХОДА (ВКЛАДА)
1. Инновационные проводники
Численность новых специалистов в научно-технической сфере на 1000 человек в возрасте от 20 до 29 лет
Численность населения с высшим образованием на 100 человек в возрасте от 25 до 64 лет
Уровень распространения высокоскоростных линий передачи данных, число линий на 100 человек
Число участвующих в непрерывном обучении на 100 человек в возрасте от 25 до 64 лет
Уровень вовлеченности молодежи в образование, % населения в возрасте от 20 до 24 лет, получивших хотя бы полное среднее образование
2. Создание знаний
Государственные расходы на НИОКР, % от ВВП
Предпринимательские расходы на НИОКР, % от ВВП
Доля средне- и высокотехнологичных НИОКР, % от суммы производственных расходов на НИОКР
Доля предприятий, получающих государственное финансирование инноваций, % от общего числа
2 Подробнее см.: Methodology Report on European Innovation Scoreboard 2005, http://trendchart.cordis.lu/scoreboards/scoreboard2005/index.cfm
ИНДИЕАТОРЫ ВХОДА (ВЕЛАДА)
Доля расходов на НИОКР в высших учебных заведениях, которые финансируются частным бизнесом, в общем уровне расходов на НИОКР в вузах, %
3. Инновации и предпринимательство
Доля инновационных малых и средних предприятий (МСП), т. е. МСП, осуществляющих собственные инновационные мероприятия, в общем количестве МСП, %
Число инновационных МСП, сотрудничающих с другими организациями,
% от общего числа МСП
Расходы на инновации, % от оборота
Венчурный капитал на начальной стадии, % от ВВП
Расходы на развитие информационных и коммуникационных технологий,
% от ВВП_
Число МСП, использующих улучшения, не связанные с применением новых технологий, % от общего числа МСП
ИНДИЕАТОРЫ ВЫХОДА (ВЫПУСЕ.А)
4. Применение инноваций Занятость в высокотехнологичных услугах, % от общего числа работников
Доля экспорта высокотехнологичных продуктов в общем объеме экспорта, %
Продажи новых для рынка продуктов, % от оборота
Продажи продуктов, новых для фирм, но не новых для рынка, % от
оборота
Занятость в средне- и высокотехнологичном производстве, % от общей численности рабочей силы
5. Интеллектуальная собственность
Количество патентов Европейского патентного бюро, шт. на 1 млн населения
Количество патентов, зарегистрированных в Патентном бюро США, шт. на 1 млн населения
Количество патентов, полученных в трех странах, шт. на 1 млн населения Число новых торговых марок Сообщества, ед. на 1 млн населения Число вновь разработанных вариантов дизайна продукции Сообщества, ед. на 1 млн населения
Источник: Methodology Report on European Innovation Scoreboard 2005, http:// trendchart.cordis.lu/scoreboards/scoreboard2005/index.cfm
ИННОВАЦИИ
3*
Методология позволяет суммировать индикаторы, определяя сложный индикатор - суммарный инновационный индекс (SII).
В последнее время, кроме системы индикаторов Европейской шкалы инноваций, разработана система EXIS -«Exploratory Approach to Innovation Scoreboards» («Исследовательский подход к шкале инноваций»). Она содержит шесть групп индикаторов (табл. 2). Показатели системы EXIS в большей степени ориентированы на измерение условий и факторов, влияющих на инновационное развитие, чем индикаторы Европейской шкалы инноваций, которые фокусируются на «входах» и «выходах» национальных инновационных систем.
Таблица 2
Индикаторы «Исследовательского подхода к шкале инноваций»
Сфера измерений Индикаторы
1. Разнородные инновации
Индикаторы для оценки различных видов инноваций Доля фирм, являющихся «стратегическими инноваторами», % от общего числа фирм Доля фирм, являющихся «неустойчивыми инноваторами», % от общего числа фирм Доля быстрорастущих инноваторов, % от общего числа инноваторов Доля фирм-нетехнических инноваторов, % от общего числа фирм Доля фирм, которые использовали один или более патентов, % от общего числа фирм Количество внутренних торговых марок, шт. на 1 млн населения Количество внутренних вновь разработанных вариантов дизайна продукции, ед.
2. Инновационное дружественное окружение
Измерение благоприятного окружения для развития инноваций Доля населения в возрасте до 25 лет, % от численности населения Среднее время роста продаж потребительских товаров, дней Индекс готовности местных покупателей к новым продуктам Доля инновационных и неинновационных фирм, которые высоко оценивают недостаток инновационного спроса (на новые товары и услуги) со стороны клиентов, покупателей, % от общего числа фирм
Сфера измерений Индикаторы
33. Поток знаний
Измерение использования компаниями источников знаний Доля фирм, сотрудничающих в инновационной сфере на международном уровне, % от общего числа фирм Доля фирм, оценивающих высокую важность источников знаний в сфере высшего образования, % от общего числа фирм Доля фирм, оценивающих высокую важность внешних источников знаний, % от общего числа фирм Транснациональный индекс (индекс потоков знаний)
4. Инновационное инвестирование
Измерение инвестиций в инновационное развитие Сложный индекс для финансовой готовности (заемный, венчурный) Доля инвестиций в машины и оборудование в добавленной стоимости, % Доля фирм, получающих общественные субсидии для введения инноваций, % от общего числа фирм Средний процент программ, предоставляющих поддержку инновационным малым и средним предприятиям, % Доля инновационных и неинновационных фирм, которые называют недостаток финансовых ресурсов серьезным барьером, % от общего числа фирм
5. Инновационные навыки
Измерение качества человеческих ресурсов, доступных компаниям Доля занятых в частном секторе, чья профессия требует непрерывного обучения, % от числа занятых в частном секторе Доля занятых с высшим образованием, % от численности занятых Доля занятых, участвующих в непрерывном профессиональном обучении, % от численности занятых Среднее количество часов непрерывного профессионального обучения
6. Инновационное управление
Управление, способность государственной политики развивать инновации Сложный индекс правительственной эффективности Сложный индекс инновационной политики (размер и готовность субсидий и налоговых кредитов для сектора исследований и разработок, затраты на тарифные ограничения) Сложный индекс стоимости для старта бизнеса (число процедур, время в днях, стоимость и минимальный капитал как процент от среднего дохода) Сложный индекс внутреннего экономического и административного регулирования промышленной продукции Доля фирм, которые высоко оценивают важность экологических выгод от технических инноваций, % от общего числафирм
Источник: EXIS: An Exploratory Approach to Innovation Scoreboards. Anthony Arundel & Hugo Hollanders. MERIT. March, 2005 / http://www.trendchart.org / scoreboards/scoreboard2004/scoreboard_papers.cfm
Заметим, что в ЕС выделяют четыре вида инновационных компаний:
стратегические инноваторы - фирмы, для которых инновации служат основным компонентом их конкурентоспособной стратегии; они осуществляют исследования на непрерывной основе (в среднем примерно 20% всех инновационных фирм);
неустойчивые инноваторы - фирмы, осуществляющие исследования и разработки, но это не основная их стратегия (примерно 30%);
модификаторы технологий - фирмы, которые изменяют продукты и технологии, но не на основе проведения исследований и разработок. Большинство таких фирм - инноваторы процессов, которые вводят инновации через развитие производства (примерно 25%);
«приемные родители технологий» - фирмы, использующие инновации, которые произвели другие компании (примерно 20% всех инновационных фирм).
Кроме того, отдельный класс составляют фирмы-нетехнологические инноваторы.
Системы ежегодных наблюдений на основе индикаторов «Европейской шкалы инноваций» и «Исследовательского подхода к шкале инноваций» позволяют решать множество задач, связанных с оцениванием инновационной политики, в частности:
■ анализ динамики процессов инновационного развития в странах ЕС;
■ сравнение инновационных политик стран ЕС (по суммарному инновационному индексу, по суммарным индикаторам входа и выхода, по различным группам индикаторов);
■ определение слабых и сильных сторон инновационной политики стран ЕС.
Примеры использования Европейской шкалы инноваций
Сравнение инновационных политик стран ЕС. За
2005 г. по суммарному инновационному индексу европейские страны были разделены на четыре группы (кластера): инновационные лидеры; имеющие среднее инновационное развитие, догоняющие и отстающие. По этим группам осу-
0,80 -| 0,70 -
Суммарный инновационный индекс
0,60 - п
0,50 - п П
0,40 - л П П
0,30 - П П П П
0,20 - п П П П 0,10 -
0,00 --От-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 12131415161718192021 22232425262728293031 32
Страны ЕС
Источник: European Trend Chart on Innovation. European Innovation Scoreboard 2005. Comparative Analysis of Innovation Performance.
Рис. 1. Рейтинг европейских стран по суммарному инновационному индексу (EIS): 1 - Турция, 2 - Румыния, 3 - Мальта, 4 - Латвия, 5 - Греция, 6 - Словакия, 7 - Польша, 8 - Болгария, 9 - Чехия, 10 - Литва, 11 - Португалия, 12 -Кипр, 13 - Испания, 14 - Венгрия, 15 - Словения, 16 - Эстония, 17 - Италия, 18 - Норвегия, 19 - Ирландия, 20 - среднее по ЕС, 21 - Люксембург, 22 - Исландия, 23 - Франция, 24 - Соединенное Королевство Великобритания, 25 - Нидерланды, 26 - Бельгия, 27 - Австрия, 28 - Германия, 29 -Дания, 30 - Финляндия, 31 - Швейцария, 32 - Швеция.
ществляется мониторинг сравнительного инновационного развития европейских государств. На рис. 1 представлен рейтинг инновационного развития по суммарному инновационному индексу. Согласно рейтингу, в группу лидеров входят Швеция, Швейцария, Финляндия, Дания, Германия. Подобный сравнительный анализ осуществляется на основе интегральных индексов по классам (вход/выход) и группам индикаторов.
Определение слабых и сильных сторон инновационной политики стран ЕС. На основе индикаторов EIS и
ЕХШ разработаны соответствующие интегральные измерители, в их число входят семь сложных индексов: «Инновационные проводники», «Управление инновациями», «Спрос на инновации», «Интеллектуальная собственность», «Применение инноваций», «Инновации и предпринимательство», «Создание знаний». На рис. 2 и 3 приведены лепестковые диаграммы, которые демонстрируют уровень использования и развития различных инструментов инновационной политики для Финляндии и Словакии. Диаграмма иллюстрирует, например, что слабыми местами инновационной системы Словакии являются генерация интеллектуальной собственности и отстающая система создания новых знаний, а сильными сторонами - развитый спрос на инновации и уровень их использования. Инновационная система Фин-
Финляндия
Инновационные проводники - 0,77
Примечание: Затемнённая область на рис. 2 и 3 показывает средний по ЕС уровень индикаторов, в долях единицы.
Источник рис. 2 и 3: European Trend Chart on Innovation. Innovation Strengths and Weaknesses. Anthony Arundel & Hugo Hollanders.MERIT. 2005.
Рис. 2. Финляндия: сильные и слабые стороны инновационной политики
Словакия
Инновационные проводники - 0,26
Инновационно управление - (
Спрос на инновации - 0,47
Применение инноваций - 0,43
Создание знаний - 0,12
Инновации и предпринимательство - 0,23
Интеллектуальная
собственность - 0,01 Рис. 3. Словакия: сильные и слабые стороны инновационной политики
ляндии характеризуется сбалансированным подходом по всем ключевым направлениям. При этом у неё наиболее развито направление, связанное с государственным управлением инновациями.
Аналогичный подход применяется для выявления сильных и слабых сторон национальной инновационной политики на основе анализа различных типов инновационных компаний: «стратегические инноваторы», «неустойчивые инноваторы», «модификаторы технологий», «приемные родители технологий», «нетехнологические инноваторы».
Оценивание результативности действий. Приведенные примеры наглядно демонстрируют широкие возможности Европейской шкалы инноваций для измерения процессов, происходящих в сфере инновационного развития. Однако все эти индикаторы лежат в плоскости модели «барометр», т. е. они достаточно качественно могут описать состояние и изменение инновационной системы, но серьезно ограничивают понимание того, насколько успешными
были реализованные меры, какое влияние имели программы и проекты. В этой связи представляют интерес выводы, которые были сделаны в ходе специального исследования, проведенного в рамках программы «European Trend Chart on Innovation». Цель этого исследования состояла в том, чтобы определить, в какой степени индикаторы Европейской шкалы инноваций релевантны целям и мерам инновационной политики, т. е. могут отражать ее результативность и успешность.
Лиссабонская повестка имеет две генеральные цели: 1) экономика ЕС должна стать к концу 2010 г. самой конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях экономики в мире; 2) достичь уровня расходов на научные исследования и разработки в ЕС в размере 3% от ВВП.
Принципиальным вопросом является логическая структура реализуемой политики, т. е. наличие иерархии целей - задач - действий, посредством которых осуществляется политика. В исследовании релевантности индикаторов Европейской шкалы инноваций3 европейская инновационная политика идентифицируется посредством пяти стратегических задач, развивающих Лиссабонскую стратегию, и восьми компонентов европейской инновационной политики4.
Стратегические задачи европейской инновационной политики таковы:
S эффективное управление инновациями, стратегия для реализации инновационной политики;
S создание благоприятных условий (окружения) для инновационного роста;
S технологический трансфер и развитие инновационных кластеров;
S создание и рост новых малых инновационных предприятий;
S развитие инновационного предпринимательства.
3 Подробнее см.: European Trend Chart on Innovation Policy. Indicators and Targets: Measuring the Impacts of Innovation Policies. Anthony Arundel & Hugo Hollanders MERIT. 2005. http://trendchart.cordis.lu/scoreboards/scoreboard2005/ scoreboard_papers.cfm
4 Здесь речь идет не о каком-либо одном документе-стратегии, а о синтезе фактически реализуемых мер европейской инновационной политики.
В свою очередь, каждый из перечисленных компонентов имеет три уровня: макроуровень, промежуточный и микроуровень. Макроуровень - это уровень общего целеполага-ния, на промежуточном уровне осуществляется декомпозиция общей цели на конкретные задачи, которые должны обеспечить достижение общей цели компонента. Наконец, микроуровень - это сфера конкретных действий (проектов, мероприятий), которые поддерживают задачи промежуточного уровня. Деление на три уровня достаточно условно, но важен сам принцип, который позволяет описать последовательность целей - задач - действий. Следует отметить, что оценивание результативности действий невозможно при отсутствии такой логической структуры.
В табл. 3 кратко представлена логическая структура европейской инновационной политики, включая макроуровень и промежуточный уровень ее основных компонентов. В табл. 4 приведен пример дезагрегирования на три уровня политики по одному из компонентов европейской инновационной политики.
В результате проведенного анализа релевантности индикаторов Европейской шкалы инноваций для оценивания результативности инновационной политики были сделаны следующие основные выводы.
Во-первых, ряды индикаторов (Е^/ЕХ^) могут использоваться для измерения процессов по реализации инновационной политики на макроуровне, однако их использование не может дать системной картины наблюдений за процессом реализации инновационной политики.
Во-вторых, многие индикаторы имеют косвенную связь с компонентами инновационной политики, в системе ЕШ/ЕХШ для отдельных компонентов не существует уместных индикаторов (результаты анализа релевантности индикаторов Е^/ЕХ^ кратко представлены в табл. 5).
В-третьих, на макроуровне инновационной политики индикаторы ЕШ/ЕХ^ позволяют оценивать общие тенденции развития, ситуации, связанные с реализуемыми программами и проектами, однако они не могут обеспечить
Таблица 3
Ключевые компоненты европейской инновационной политики
Политика в области прав на интеллектуальную собственность
Поощрение малых и средних предприятий к использованию патентов Программы, ориентированные на то, чтобы распространить доступную информацию о патентах
Поощрение общественного сектора исследований и разработок к использованию патентов
Коммерциализация результатов исследований и разработок в общественном секторе Поощрение сотрудничества между государственными научными организациями и бизнесом Прямые субсидии в сферу коммерциализации Поощрение роста новых инновационных компаний
Программы развития исследований и разработок
Прямая финансовая поддержка исследований и разработок в общественном секторе
Прямая и косвенная финансовая поддержка сферы исследований и разработок в бизнес-секторе
Развитие инновационного сотрудничества
Поддержка сотрудничества между фирмами и общественным сектором исследований и разработок
Поддержка сотрудничества между фирмами (обычно на доконкурентном уровне)
Программы инновационного финансирования
Косвенная финансовая поддержка, чтобы способствовать развитию венчурного капитала
Регулирующие меры для улучшения финансового посредничества, например облегчение контактов между инвесторами и технологическими предпринимателями
Развитие человеческих ресурсов
Элементарное и вторичное образование Третичное образование
Система дополнительного профессионального непрерывного обучения
Таргетирование технологического развития Целевая поддержка в стратегических исследовательских областях: биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии Субсидии для фирм, индивидов или учреждений на покупку продвинутой технологии (например, производственного или информационно-коммуникационного оборудования)
Источники табл. 3-5: European Trend Chart on Innovation Policy. Indicators and Targets: Measuring the Impacts of Innovation Policies. Anthony Arundel & Hugo Hollanders MERIT. 2005.
Таблица 4
Три уровня инновационной политики. Пример иерархии целей — задач — действий
Макроуровень Промежуточный уровень Макроуровень
Коммерциализация результатов исследований и разработок в общественном секторе Поощрение сотрудничества между государственными научными организациями и бизнесом Облегчение правил перемещения прав на интеллектуальную собственность в частный сектор
Поощрение совместных исследований (государственные научные организации и бизнес)
Содействие перемещению исследователей в бизнес-сектор
Прямые субсидии в сферу коммерциализации Влияние частного бизнеса на выбор приоритетов НИОКР
Рост объемов частного финансирования исследований и разработок в государственных научных организациях
Поощрение ученых к развитию рыночных услуг
Поощрение роста новых инновационных компаний Поддержка офисов коммерциализации
Стимулирование ученых к участию в создании и деятельности новых инновационных предприятий (start-up компаний)
Обеспечение доступа к стартовому капиталу
системного оценивания хода программ и проектов и использоваться для принятия решений. На промежуточном и микроуровне индикаторы ЕШ/ЕХШ не позволяют оценивать результативность проводимой политики, поскольку не имеют адекватного уровня детализации. Однако это не означает, что система индикаторов Е^/ЕХШ некачественна сама по себе. Вопрос состоит в том, на какие задачи ориентирована эта система и каковы ее ограничения. Как уже упоминалось, эти индикаторы в первую очередь используются для решения задач оценивания в рамках модели «барометр», и
выполняют эту задачу достаточно качественно. Тем не менее индикаторы ЕШ/ЕХ^ могут обеспечить первый шаг в процессе оценивания осуществляемой политики.
Таблица 5
Количество индикаторов EIS/EXIS, релевантных для компонентов европейской инновационной политики (макроуровень)
Ключевые компоненты европейской инновационной политики Индикаторы EIS Индикаторы EXIS осе! о релевантных индикаторов-*
прямая связь косвенная связь косвенная связь прямая связь
Политика в области прав на интеллектуальную собственность 5 1 6
Коммерциализация результатов исследований и разработок в общественном секторе 1 1 2
Программы развития исследований и разработок 6 2 4 12
Развитие инновационного сотрудничества 2 2 4
Программы инновационного финансирования 1 3 4
Развитие человеческих ресурсов 4 3 7
Таргетирование технологического развития 3 3
Общая поддерживающая политика 10 1 2 13
* Общее число индикаторов EIS равно 26; EXIS - 29.
В-четвёртых, не существует универсальных систем оценки и мониторинга и универсальных индикаторов, однако практикой выработан ряд принципов, которые должны быть выполнены, для того чтобы построить эффективную систему оценивания реализуемой политики. Они следующие.
□ Осуществляемая политика должна опираться на детально проработанную и качественную логическую структуру: иерархию целей - задач - действий. Она определяет систему индикаторов. Каждому иерархическому уровню соответствуют различные типы индикаторов, которые имеют свои сильные стороны и ограничения (контекстные и программные, индикаторы ресурса, выхода, эффекта, воз-действия5).
□ На микроуровне, то есть на уровне конкретных проектов, должна быть построена проектная система мониторинга и определена связь индикаторов проектного мониторинга и оценки с индикаторами более высокого уровня в иерархии целей - задач - действий.
□ Разработка системы индикаторов должна осуществляться с учетом ключевых принципов и требований, в число которых входят измеримость, возможность регулярных наблюдений, доступность, адекватность, контролируемость и др.
Нужна профессиональная основа для выполнения задач мониторинга и оценки.
Возможные уроки для России
Современная ситуация в России характеризуется высоким политическим и общественным вниманием к проблеме инновационного экономического развития. Идет поиск путей превращения научного потенциала в ресурс для обеспечения конкурентоспособности экономики и устойчивого роста. Эффективная политика в области инновационного развития, в свою очередь, невозможна без адекватной системы оценивания.
5 Подробнее см: Мониторинг и оценка программы местного развития. Серия «Управление стратегическими планами и программами местного развития. Российский и зарубежный опыт» / Лукша О. П., Сушков П. В., Яновский А. Э. Обнинск, 2003. С. 44.
Европейский опыт мониторинга и оценки предоставляет хорошую основу для бенчмаркинга, тем более что используемые инструменты оценивания инновационной политики в Европе (включая шкалу инноваций) отличаются хорошей логикой и обладают большими возможностями. Европейский опыт невозможно скопировать, но можно и, как представляется, очень важно использовать элементы европейской системы, подходы и принципы её работы. Использование европейского подхода при определенных усилиях вполне осуществимо и в России6. Кроме того, ориентируясь на задачу интеграции в Европейское сообщество, уместно задуматься о необходимости гармонизации принципов оценивания реализуемых политик.
В целом можно выделить следующие основные рекомендации, которые базируются на изучении европейского опыта (включая анализ ошибок и неудач).
Использование различных моделей и подходов к оцениванию инновационной политики представляется важным, однако ключевой задачей оценивания является управление, то есть принятие решений на основе оценивания результативности конкретных действий.
Универсальной, идеальной, автоматической системы оценивания не существует. Процесс разработки и осуществления мониторинга и оценки политики - сложная профессиональная задача, требующая ресурсов.
Очевидная, но от этого не менее важная задача -гармонизация российской и европейской системы статистического учета. Последняя не может заменить систему мониторинга, но является важным элементом сбора данных.
Ч_)
6 В этой связи представляет интерес открытый в рамках европейской шестой рамочной программы новый проект «Benchmarking Russia and Ukraine with respect to the Innovation TrendChart - BRUIT». Он должен стартовать осенью 2006 г. и призван содействовать более детальному изучению европейского опыта и возможности его использования в России.
С N
Следует принять меры, стимулирующие развитие
практики мониторинга и оценки реализации целевых федеральных и ведомственных программ и проектов, оценку влияния вводимых новых правовых механизмов, в том числе на основе принятия законодательных норм для так называемого парламентского контроля. V_/
Развитие оценочной культуры - длительный и сложный процесс, в том числе в европейских странах, где существует немало сложностей и препятствий, аналогичных российским. В странах, добившихся наибольшего успеха в этом деле, проводится масштабная, открытая процедура оценивания с учетом ясно сформулированных политических целей и на базе регулярных консультаций со стейкхолдерами. Важными факторами развития культуры оценивания являются и «зонтичные» инициативы и программы, аналогичные общеевропейской инициативе European Trend Chart on Innovation. В Российской Федерации необходимо развитие культуры оценивания на основе целенаправленных пилотных акций, ориентированных на проведение полноценного и качественного мониторинга и оценки проектов и программ в области инновационного развития, а также включение мониторинга и оценки в механизмы управления программами и проектами7.
Определенный вклад в развитие культуры оценивания может внести создание постоянно действующей площадки для распространения успешного опыта и методологии мониторинга и оценки, например, периодическая рубрика в профильных СМИ, семинары и круглые столы.
7 У нас уже более пяти лет реализуются программы поддержки наукоградов, однако не существует ни одного проекта, ориентированного на оценку результатов. Поэтому невозможно объективно судить об уроках этих программ, хотя потребность в анализе таких уроков есть, например, в связи с реализацией инициативы создания особых экономических зон.
В развитых странах сформирована обширная инфраструктура поддержки инновационной деятельности на малых предприятиях. Одним из элементов такой поддержки является система госзакупок.
Статистические данные об участии малых предприятий России в госзакупках, к сожалению, отсутствуют, что не позволяет дать количественную оценку возможности внедрения предложенных рекомендаций, разработать новые механизмы. В настоящей работе сделана попытка восполнить этот пробел.
Участие малых высокотехнологичных
предприятий в выполнении государственного и муниципального заказа: эмпирический анализ
К. И. ГРАСМИК,
Омский государственный университет e-mail: [email protected]
Стало общепризнанным, что малый бизнес играет значимую роль в инновационном процессе, особенно на ранних стадиях1. Выполнение государственного заказа позволяет малому предприятию обрести необходимый производственный опыт (освоить выпуск высокотехнологичного продукта), использовать выгоды эффекта масштаба и эффекта обучения, соответственно снизить издержки и выйти на рынок уже коммерческих потребителей. Одним словом, система госзакупок служит малому предприятию стартовой площадкой.
В России малые предприятия также содействуют выполнению государственными органами власти своих функций2. Так, в 2001 г. Фонд содействия развитию малых форм пред-
1 См., например: Грасмик К. Как создать систему государственного заказа на продукцию малых высокотехнологичных предприятий // ЭКО. 2006. № 1. С. 12-30; Разумнова И. И. Новые тенденции предпринимательской деятельности // США - Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 9. С. 96-114.
2 Нерегулярность исследований относительно роли малых предприятий в выполнении государственного заказа вынуждает пользоваться зачастую довольно старыми данными.
© ЭКО 2006 г.
8 2 ЭКО