© Абашидзе А.Х., Ручка О.А., 2014
ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА
УДК 342.4 ББК 67.400.1
ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ -ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ И ПЕРЕСМОТРЕННАЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Часть первая 1
Абашидзе Аслан Хусейнович
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права
Российского университета дружбы народов, академик РАЕН,
эксперт Организации Объединенных Наций, член экспертного совета по праву
Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация
Ручка Олег Анатольевич
Аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов [email protected]
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Полное осуществление гражданских и политических прав невозможно без осуществления экономических, социальных и культурных прав. Несмотря на очевидность неделимости основных прав и свобод человека, подтвержденной на различных международных форумах по правам человека, проведенных под эгидой ООН, а также в многочисленных международных документах по правам человека, принятых на универсальном уровне, расхождение в позициях государств применительно к вопросу о юридической силе экономических, социальных и культурных прав человека сохраняется до сегодняшнего времени. В статье раскрывается сложный в процессуальном плане порядок принятия обязательств государствами Совета Европы по Европейской социальной хартии 1961 г. (ЕСХ) и пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 г. (ПЕСХ) и описывается сложная система контроля по их выполнению государ-ствами-участниками со стороны Европейского комитета по социальным правам. В работе выявляются слабые и сильные стороны двух указанных международно-правовых актов, находящихся в процессе перехода к одному акту в лице ПЕСХ.
Ключевые слова: Совет Европы, Европейская социальная хартия 1961 г., пересмотренная Европейская социальная хартия 1996 г., Европейский комитет по социальным правам, социальные права человека.
Весной 1968 г. в Тегеране проходила Международная конференция о правах человека для обзора работы, проделанной за 20 лет со времени принятия первого правозащитного акта ООН - Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.). По завершении работы было принято Воззвание Тегеранской конференции, в котором отмечалось: поскольку права и основные свободы человека неделимы, полное осуществление гражданских и политических прав невозможно без осуществления экономических, социальных и культурных прав [4, с. 75-77].
Несмотря на очевидность неделимости основных прав и свобод человека, подтвержденной на различных международных форумах по правам человека, проведенных под эгидой ООН, а также в многочисленных международных документах по правам человека, принятых на универсальном уровне, расхождение в позициях государств применительно к вопросу о юридической силе экономических, социальных и культурных прав человека сохраняется до сегодняшнего времени.
Признаки такого расхождения в позициях государств обнаруживаются еще в положениях Всеобщей декларации прав человека. Если, например, в ст. 28 Декларации уверенно утверждается о том, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены», то в ст. 22 Декларации содержится существенная оговорка, а именно: «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». В словах «в соответствии с ресурсами каждого государства» как бы «растворяется» уверенность утверждения о том, что «каждый человек имеет право на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях».
Принимая во внимание различный экономический уровень развития государств, особенно диспропорцию в этом плане между государствами - бывшими метрополиями и развивающимися государствами - вчерашними колониями, Комиссия по правам человека ООН вынуждена была выработать вместо единого обязательного международно-правового акта по правам человека два акта в виде Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [5, c. б0-77].
Казалось бы, государства Западной Европы, являющиеся в экономическом плане более развитыми и, соответственно, более подготовленными, должны были проявить больше активности по обеспечению неделимого характера всех основных прав и свобод человека во всех международно-правовых актах, в разработке которых они принимали участие. К сожалению, результаты деятельности государств Западной Европы в этом плане ничем не отличаются ни на универсальном, ни на региональном уровне. На этом фоне уместно напомнить о том, что ведущие государства Западной Европы и принятые в этих государствах национальные акты, такие как Великая хартия вольностей (Англия, 1215), Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Англия, 1б79, Habeas Corpus Amendment Act), Билль о правах (Англия, 1б89, The Bill of Rights), Акт о дальнейшем ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного (Англия, 1701, Act of Settlement), Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. и др. внесли заметный вклад в становление и развитие концепции защиты прав человека.
В действительности позиция государств Западной Европы и США способствовала разделению не только изначально запланированного в Комиссии ООН по правам человека единого международного обязательного акта
о правах человека на два акта в виде Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, но и содержания собственного регионального акта - Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, принятой в рамках Совета Европы в 1950 г., в которой превалируют гражданские и политические права и отсутствуют экономические, социальные и культурные права человека.
Лишь через 10 лет, после вступления в силу Европейской конвенции о правах человека и основных свобод, то есть 18 октября 1961 г., была принята Европейская социальная хартия [3] (далее - ЕСХ), где указанный пробел частично был восполнен.
В преамбуле ЕСХ 1961 г. констатируется, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней обеспечивают в основном гражданские и политические права. При этом государствами Западной Европы, которые были первоначально основными участниками ЕСХ 1961 г., признается необходимость содействовать их экономическому и социальному прогрессу путем обеспечения социальных прав человека.
В пересмотренной Европейской социальной хартии (далее - ПЕСХ) от 3 мая 1996 г. [2] подчеркивается необходимость «сохранять неделимый характер всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных». Такая «озабоченность» неверно объясняется тем фактом, что к этому моменту государствами - членами Совета Европы стали также государства из Восточной Европы и бывшего Советского Союза и концепция о неделимости четко была подтверждена в Итоговых документах Венской конференции о правах человека 1993 г., проведенной под эгидой ООН.
Раздваивание позиции государств применительно к неделимости всех категорий прав человека негативно отразилось и на международных механизмах контроля по осуществлению этих прав: применительно к Международному пакту о гражданских и политических правах сразу был создан контрольный механизм (договорный орган) в лице Комитета по правам человека, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был обеспечен таким механизмом контроля независимых экспертов лишь с 1987 года. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была обеспечена изначально двумя контрольными органами -Европейской комиссией по правам человека и
Европейским судом по правам человека, впоследствии объединившимися в один орган - Европейский суд по правам человека, обладающий полномочием рассматривать индивидуальные жалобы. Европейская социальная хартия 1961 г. была обеспечена отдельным контрольным механизмом в виде Комитета независимых экспертов.
Европейская социальная хартия 1961 г. (ЕСХ) характеризуется не только частичным отражением социальных, экономических и культурных прав, но и сложным механизмом по применению ее положений.
ЕСХ была открыта для подписания государствами - членами Совета Европы (ныне 47 государств) и на основании п. 2 ст. 35 ЕСХ вступила в силу 26 февраля 1965 г. [3] в результате сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты. По состоянию на 27 февраля 2014 г. 27 государств - членов Совета Европы ратифицировали ее, а 5 государств подписали ее, однако еще не ратифицировали 2. В структурном плане она состоит из преамбулы, пяти частей и приложений.
В части I ЕСХ 1961 г. в 19 пунктах перечислены права и принципы, которые Договаривающиеся стороны признают в качестве «цели своей политики, которую они будут осуществлять при помощи всех надлежащих средств как национального, так и международного характера». Согласно п. 1 «а» ст. 20 части III ЕСХ 1961 г. права и цели, перечисленные в части I, рассматриваются «как декларация целей, к достижению которых» Договаривающиеся государства будут стремиться всеми необходимыми средствами.
Подробное перечисление прав и целей, закрепленных в 19 пунктах части I ЕСХ, необходимо, на наш взгляд, для выяснения вопроса о том, какие из социальных прав человека отнесены к «программным», рассматривая их в качестве «декларации целей», то есть не имеющих обязательной силы:
1. Каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом.
2. Все работники имеют право на справедливые условия труда.
3. Все работники имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
4. Все работники имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей.
5. Все работники и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.
6. Все работники и работодатели имеют право заключать коллективные договоры.
7. Несовершеннолетние дети имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвергаются.
8. Работающие женщины в период беременности и другие работающие женщины в необходимых случаях имеют право на специальную охрану их труда.
9. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной ориентации с целью оказания ему помощи в выборе профессии, которая отвечала бы его личным способностям и интересам.
10. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной подготовки.
11. Каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами, способствующими достижению им наилучшего возможного для него состояния здоровья.
12. Все работники и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.
13. Каждый человек, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь.
14. Каждый человек имеет право на получение услуг со стороны социальных служб.
15. Инвалиды имеют право на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную адаптацию, независимо от причин и характера инвалидности.
16. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту с целью обеспечения ее всестороннего развития.
17. Матери и дети имеют право на соответствующую социальную и экономическую защиту.
18. Граждане любой из Договаривающихся сторон имеют право заниматься на терри-
тории любой другой Договаривающейся стороны любой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой Стороны за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.
19. Работники-мигранты, являющиеся гражданами одной из Договаривающихся сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Договаривающейся стороны.
Из перечисленных 19 пунктов части I ЕСХ 1961 г. видно, что в них закреплены прежде всего экономические права, такие как право на труд, право объединяться в профсоюзы, право на справедливое вознаграждение за равный труд и право на безопасные условия труда женщин и других категорий работников. Из этих 19 пунктов прямое отношение к социальным правам имеют пункты 12-17, где закреплены права на социальное обеспечение всех трудящихся и их иждивенцев; право на социальную помощь людям, не имеющим достаточных средств к существованию; право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб; право трудящихся-инвалидов на социальную адаптацию; право семьи на социальную защиту; право матерей и детей на социальную защиту. Напомним, что Европейская культурная конвенция была принята 19 декабря 1954 года [1].
В соответствии с п. 1 «Ь» ст. 20 ЕСХ 1961 г. установлено: «считать имеющими для себя обязательную силу по меньшей мере пять из семи нижеследующих статей части II ЕСХ - статьи 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19». Для уточнения отметим, что в части II ЕСХ 1961 г. содержатся также 19 статей, как и в части I ЕСХ, где имеются 19 пунктов.
Из вышеупомянутых семи статей части
II ЕСХ 1961 г., из которых следует выбрать не менее пяти в качестве обязательных, закреплены следующие права:
- статья 1 - право на труд;
- статья 5 - право на объединение;
- статья 6 - право на заключение коллективных договоров;
- статья 12 - право на социальное обеспечение;
- статья 13 - право на социальную и медицинскую помощь;
- статья 16 - право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;
- статья 19 - право трудящихся-мигран-тов и их семей на защиту и помощь.
Следует обратить внимание на то, что в частях I и II ЕСХ 1961 г. содержатся почти тождественные по содержанию права человека, однако согласно части I они «программные», а согласно части II - обязательные в случае их выбора. В связи с этим непонятны логика и смысл такого разделения (а по сути противоречия), если речь идет об одних и тех же правах лишь с различными формулировками и юридическими последствиями. Для подтверждения сравним положения п. 16 части I и ст. 16 части II ЕСХ 1961 года. В пункте 16 части I закреплено: «Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту с целью обеспечения ее всестороннего развития». В статье 16 части II ЕСХ об этом говорится более широко: «С целью обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи, как основной ячейки общества, Договаривающиеся стороны обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни, в частности, посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, поощрения строительства жилья, приспособленного к семейным нуждам, помощи молодым семьям и других соответствующих мер». Что получается? Если государство выберет ст. 16 из части II, то она будет обязательной, а аналогичный п. 16 части I ЕСХ 1961 г. остается «программным». Если государство не выберет ст. 16 части II, то в обоих вариантах право, закрепленное в п. 16 части I и ст. 16 части II ЕСХ 1961 г., остается необязательным для соответствующего государства. Такая же картина наблюдается при сравнении других пунктов и статей части I и части II ЕСХ 1961 года.
Кроме условия, закрепленного в п. 1 «Ь» ст. 20 ЕСХ 1961 г., Договаривающейся стороне следует учесть и требование следующего подп. «с» п. 1 ст. 20 ЕСХ 1961 г., который гласит: «Помимо статей, избранных ею в соответствии с предыдущим подпунктом, считать имеющими для себя обязательную силу такое дополнительное число статей или пунктов, имеющих цифровое обозначение, части II
настоящей Хартии, которые она изберет, при этом общее число обязательных для нее статей и пунктов, имеющих цифровое обозначение, должно составлять не менее 10 статей или 45 пунктов, имеющих цифровое обозначение». Иными словами, каждая из Договаривающихся сторон обязана выбрать из части II ЕСХ 1961 г. не менее 10 статей, однако пять из них должны быть выбраны из семи перечисленных в подп. «Ь» п. 1 ст. 20 ЕСХ 1961 г. или же перечень пунктов, выбранных в части II, должен составлять не менее 45 пунктов. Для уточнения отметим, что многие статьи части II ЕСХ 1961 г. структурно состоят из неодинакового количества пунктов, подлежащих выбору. Например, статья 10 ЕСХ 1961 г. состоит из 4 пунктов, а статья 15 - из двух. Статьи или пункты, избранные таким образом, сообщаются Договаривающейся стороной Генеральному секретарю Совета Европы во время сдачи на хранение ратификационной грамоты.
В дальнейшем Договаривающаяся сторона может уведомить Генерального секретаря Совета Европы о том, что она считает имеющими обязательную силу любые иные статьи или любые иные пункты части II ЕСХ 1961 года. Однако шаги государств в этом направлении полностью зависят от политической воли соответствующих государств. Из сказанного также вытекает, что число статей и пунктов, выбранных Договаривающимися сторонами по ЕСХ 1961 г., может не совпадать, что на практике ставит государства в неравноправное положение и усложняет механизм контроля в отношении каждого Договаривающегося государства.
Считаем целесообразным в дальнейшем перечислить названия всех статей, закрепленных в части II ЕСХ 1961 г., и подробно остановиться на тех, которые, на наш взгляд, прямо касаются социальных прав человека:
- статья 1 - право на труд;
- статья 2 - право на справедливые условия труда;
- статья 3 - право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
- статья 4 - право на справедливое вознаграждение;
- статья 5 - право на объединение;
- статья 6 - право на заключение коллективных договоров;
- статья 7 - право несовершеннолетних детей на защиту;
- статья 8 - право работающих женщин на защиту;
- статья 9 - право на профессиональную ориентацию;
- статья 10 - право на профессиональную подготовку;
- статья 11 - право на охрану здоровья;
- статья 12 - право на социальное обеспечение;
- статья 13 - право на социальную и медицинскую помощь;
- статья 14 - право на получение услуг со стороны социальных служб;
- статья 15 - право инвалидов на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию;
- статья 16 - право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;
- статья 17 - право матерей и детей на социальную и экономическую защиту;
- статья 18 - право заниматься приносящей доход деятельностью на территории других договаривающихся сторон;
- статья 19 - право трудящихся-мигран-тов и их семей на защиту и помощь.
Как мы еще раз убеждаемся, в названиях пунктов части I и статей части II ЕСХ 1961 г. существенных различий нет.
Среди перечисленных статей части II ЕСХ 1961 г. прямое или частичное отношение к социальным правам имеют некоторые из них.
В статье 5, в частности, предусмотрено обеспечение свободы трудящихся и работодателей в создании местных, национальных или международных организаций для защиты в том числе своих социальных интересов и для вступления в эти организации.
В статье 8, в частности, закреплено обязательство Договаривающихся государств предоставлять женщинам до- и послеродовой отпуск общей продолжительностью не менее
12 недель либо в виде оплачиваемого отпуска, либо путем выплаты соответствующих пособий по социальному обеспечению.
Статьи 12-17 и 19 полностью или преимущественно посвящены социальным правам.
По статье 12 ЕСХ 1961 г. Договаривающиеся стороны в целях обеспечения эффек-
тивного осуществления права на социальное обеспечение обязуются:
- создать или поддерживать такую систему социального обеспечения, которая требуется для ратификации Конвенции № 102 МОТ о минимальных нормах социального обеспечения;
- добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень;
- обеспечить на основе заключенных соглашений одинаковый режим для своих граждан и граждан других Договаривающихся сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, а также предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, осуществляемых в соответствии с законодательством каждой из Договаривающихся сторон.
В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь на основе ст. 13 ЕСХ 1961 г. Договаривающиеся стороны обязуются:
- обеспечить, чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию, благодаря выплатам в рамках системы социального обеспечения была бы предоставлена соответствующая помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии;
- предусмотреть, чтобы каждый человек через посредство соответствующих государственных или частных служб мог получить любую консультативную и любую индивидуальную помощь, какая может потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить состояние личной или семейной нужды;
- применять положения, закрепленные в ст. 13 ЕСХ 1961 г., на равных со своими гражданами условиях к выходцам из других Договаривающихся сторон, законно находящимся на их территории, в соответствии со своими обязательствами по Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи от 11 декабря 1953 года.
По статье 14 ЕСХ 1961 г. Договаривающиеся стороны обязуются содействовать со-
зданию социальных служб, которые способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде.
Договаривающиеся стороны в соответствии со ст. 15 ЕСХ 1961 г. обязуются принимать надлежащие меры по трудоустройству инвалидов, в частности, с помощью специализированных служб по трудоустройству, путем предоставления рабочих мест с щадящими условиями труда и посредством мер по поощрению работодателей принимать инвалидов на работу.
В статье 16 ЕСХ 1961 г. закреплено обязательство Договаривающихся государств по обеспечению необходимых условий для всестороннего развития семьи.
В целях обеспечения эффективного осуществления права матерей и детей на социальную и экономическую защиту Договаривающиеся стороны в соответствии со ст. 17 ЕСХ 1961 г. принимают необходимые меры, включая создание и поддержание деятельности соответствующих институтов и служб.
По статье 19 ЕСХ 1961 г. Договаривающиеся стороны обязуются содействовать сотрудничеству между государственными и частными социальными службами стран эмиграции и иммиграции для обеспечения гарантий законно находящимся на их территории трудящимся-мигрантам в той мере, в какой эти вопросы регулируются законами или правилами или входят в компетенцию административных властей. По этой статье предусмотрено обеспечение работникам-мигран-там режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам в отношении налогов, сборов, отчислений и жилья.
В части IV ЕСХ 1961 г. закреплены положения о контроле за выполнением обязательств государств, взятых по ЕСХ.
Согласно ст. 21 ЕСХ 1961 г. Договаривающиеся стороны раз в два года направляют Генеральному секретарю Совета Европы доклад относительно выполнения принятых ими обязательств по части II ЕСХ1961 года. Более того, в соответствии со ст. 22 ЕСХ 1961 г. Договаривающиеся стороны через соответствующие промежутки времени и по просьбе Комитета министров Совета Евро-
пы направляют Генеральному секретарю Совета Европы доклады относительно положений части II Хартии, которые не были приняты ими при ратификации. Комитет министров с определенной периодичностью устанавливает, относительно каких положений запрашиваются такие доклады и в какой форме они представляются.
В связи с этим возникает вопрос: если государство имеет право выбирать, то на основании чего Комитет министров Совета Европы может потребовать от соответствующего государства отчет по статьям, не являющимся обязательными для этого государства? Какие меры и на каком основании могут быть приняты Комитетом министров в отношении государства в случае непредставления им отчета по этим статьям? В ЕСХ 1961 г. нет ответов на эти вопросы.
Согласно ст. 23 ЕСХ 1961 г. каждая из Договаривающихся сторон направляет копии вышеупомянутых докладов тем из своих национальных организаций, которые являются членами таких международных организаций работодателей и трудящихся, которые приглашаются на заседания Подкомитета Правительственного комитета. Договаривающиеся стороны направляют Генеральному секретарю Совета Европы любые замечания по упомянутым докладам, полученные от этих национальных организаций, если эти организации об этом просят.
По статье 24 ЕСХ 1961 г. доклады, направленные Генеральному секретарю Совета Европы, рассматриваются Комитетом независимых экспертов, в распоряжении которого находятся также любые замечания, направляемые Генеральному секретарю Совета Европы.
Согласно ст. 25 ЕСХ 1961 г. Комитет независимых экспертов образуется из семи членов, назначаемых Комитетом министров Совета Европы из списка выдвигаемых Договаривающимися Сторонами независимых экспертов, известных своей высокой честностью и являющихся признанными специалистами по международным социальным вопросам. Члены Комитета назначаются сроком на шесть лет. Они могут назначаться на новый срок. Международная организация труда может назначить представителя для участия в каче-
стве консультанта в работе Комитета независимых экспертов.
В соответствии со ст. 27 ЕСХ 1961 г. доклады Договаривающихся сторон и заключения Комитета независимых экспертов представляются на рассмотрение Подкомитету Правительственного комитета. В Подкомитет входит по одному представителю от каждой Договаривающейся стороны. Он приглашает не более двух международных организаций работодателей и не более двух международных организаций трудящихся направлять на его заседания своих наблюдателей, которым предоставляется консультативный статус. Кроме того, Подкомитет может привлекать для консультаций не более двух представителей международных неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при Совете Европы, по вопросам, в которых эти организации наиболее компетентны.
Подкомитет представляет Комитету министров Совета Европы доклад, содержащий сделанные им выводы, и прилагает к нему доклад Комитета независимых экспертов.
По статье 28 ЕСХ 1961 г. Генеральный секретарь Совета Европы передает Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) заключения Комитета независимых экспертов. ПАСЕ сообщает свое мнение по этим заключениям Комитету министров Совета Европы.
Согласно ст. 29 ЕСХ 1961 г. Комитет министров большинством в две трети голосов членов, имеющих право заседать в Комитете, может на основе доклада Подкомитета и после консультации с ПАСЕ давать каждой из Договаривающихся сторон любые необходимые рекомендации. Этими положениями исчерпывается процедура контроля по осуществлению обязательств государствами в соответствии с ЕСХ 1961 года.
По части V ЕСХ 1961 г. предусмотрена возможность отступления от выполнения обязательств в случае войны или национальной угрозы.
По статье 32 ЕСХ 1961 г. установлено, что положения Хартии не противоречат положениям внутреннего права, двусторонних или многосторонних договоров, конвенций или соглашений, которые уже вступили в силу или могут вступить в силу и которые будут более
благоприятны для лиц, находящихся под защитой.
Согласно ст. 37 ЕСХ 1961 г. любая Договаривающаяся сторона может денонсировать Хартию только по истечении пяти лет с даты вступления ее в силу или по истечении любого последующего двухгодичного периода.
Любая Договаривающаяся сторона может денонсировать любые принятые ею статьи или пункт части II ЕСХ 1961 г. при условии, что число статей или пунктов, которые являются обязательными для такой Договаривающейся стороны, ни в какой момент не составляли менее 10 в первом случае и менее 45 - во втором, и что в это число статей или пунктов по-прежнему входят выбранные Договаривающейся стороной статьи, относящиеся к числу тех, о которых специально упомянуто в подп. «Ь» п. I ст. 20.
ЕСХ 1961 г. имеет Приложение, которое является ее неотъемлемой составной частью. В нем уточняется сфера действия ЕСХ 1961 г. в отношении лиц, находящихся под ее защитой, разъясняются некоторые положения частей I, II, III и V ЕСХ 1961 года. Согласно Приложению действие положений ЕСХ 1961 г. включает иностранцев только в том случае, если они являются гражданами других Договаривающихся сторон, на законных основаниях проживающими или постоянно работающими на территории соответствующей Договаривающейся стороны.
Каждая из Договаривающихся сторон предоставит беженцам, отвечающим определению по Женевской конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и на законных основаниях проживающим на ее территории, не менее благоприятный статус, чем тот, который предусмотрен обязательствами, принятыми Договаривающейся стороной по Конвенции 1951 года.
Правительства, не являющиеся участниками Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, могут взять обязательства по п. 4 ст. 13 ЕСХ 1961 г. при условии, что они предоставят гражданам других Договаривающихся сторон режим, соответствующий положениям указанной Конвенции.
1 июля 1999 г. вступила в силу пересмотренная Европейская социальная хартия. Особенности данного международно-правового акта мы рассмотрим во второй части статьи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Продолжение следует.
2 Подписали, но не ратифицировали ЕСХ: Лихтенштейн, Румыния, Словения, Украина и Швейцария.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Европейская культурная конвенция 1954 г. // Официальный сайт Совета Европы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/
018.htm. - Загл. с экрана.
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. // Официальный сайт Совета Европы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. coe. int/t/dghl/monitoring/socialcharter/ Presentation/ESCRBooklet/Russian.pdf. - Загл. с экрана.
3. Европейская социальная хартия 1961 г. //
Официальный сайт Совета Европы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //
conventions.coe.int/ T reaty/rus/T reaties/Html/ 035.htm. - Загл. с экрана.
4. Международные акты о правах человека / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М. : Норма-М, 2002. - 784 с.
5. Организация Объединенных Наций и защита прав человека / под ред. А. Х. Абашидзе. -М. : РУДН, 2009. - 240 с.
REFERENCES
1. Evropeyskaya kulturnaya konventsiya 1954 [The European Cultural Convention 1954]. The Official Website of the European Council. Available at: http: //conventions .coe. int/T reaty/rus/T reaties/ Html/018.htm.
2. Evropeyskaya sotsialnaya khartiya (pere-smotrennaya) 1996 [European Social Charter (Revised), 1996]. The Official Website of the European Council. Available at: http://www.coe.int/t/dghl/ monitoring/ socialcharter/Presentation/ESCRBooklet/Russian.pdf.
3. Evropeyskaya sotsialnaya khartiya 1961 [European Social Charter 1961]. The Official Website of the European Council. Available at: http:// conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/035.htm.
4. Kartashkin V.A., Lukasheva E.A. (eds.). Mezhdunarodnye akty o pravakh cheloveka [International Acts on Human Rights]. 2nd ed., add. Moscow, Norma-M Publ., 2002. 784 p.
5. Abashidze A.Kh., ed. Organizatsiya Obyedinennykh Natsiy i zashchita prav cheloveka [The United Nations Organization and Human Rights Protection]. Moscow, RUDN Publ., 2009. 240 p.
THE EUROPEAN SOCIAL CHARTER - INITIAL AND REVISED VERSION: STATE AND PROSPECTS
Part 1
Abashidze Aslan Khuseynovich
Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of the Department of International Law,
People’s Friendship University of Russia, Academician, Russian Academy of Natural Sciences,
Expert of UN Organization, Member of the Expert Council on Law
of the Higher Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the Russian Federation [email protected]
6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation
Ruchka Oleg Anatolyevich
Postgraduate Student, Department of International Law,
People’s Friendship University of Russia [email protected]
6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation
Abstract. The full realization of civil and political rights is impossible without performing the economic, social and cultural rights. Despite of the evidence of the indivisibility of fundamental rights and freedoms of a person, confirmed by UN and by numerous international documents on human rights accepted at the universal level, the difference in the positions of
states in the issue of the juridical validity of economic, social and cultural human rights is preserved till today.
The article reveals the difficult in the procedural context order of obligations adoption by Member-States of the European Council within the 1961 European Social Charter and the 1996 Revised European Social Charter on economic, social and cultural rights as well as the complex control system for their implementation by the European Committee of Social Rights. The article reveals week and strong points of these two international legal acts, which are now in transition stage to one single act - the 1996 Revised European Social Charter.
Key words: European Council, European Social Charter, 1996 Revised European Social Charter, European Committee on Social Rights, social human rights.