УДК 340.115.7
З. И. Тагиров
ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
В статье представлен обзор современного зарубежного видения организованной преступности и терроризма исходя из понимания сетевого характера межсубъектных связей людей. Внедрение сетевых правовых и организационных механизмов борьбы с наиболее опасными проявлениями преступности - в первую очередь с проявлениями терроризма, по мнению автора, - актуальная потребность практической правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: правоохранительные органы, сетевая правоохранительная деятельность, моделирование, правоохранительное сотрудничество, Европейский союз, зарубежный опыт.
Изучение политико-правовых явлений в современных условиях невозможно вне контекста глобальных и региональных интеграционных процессов, межгосударственные объединения стали неотъемлемым элементом современной международной жизни. Наиболее последовательную межгосударственную интеграцию, в том числе в сфере совместной борьбы с преступностью, сегодня демонстрируют страны Европейского союза (далее - ЕС, Евросоюз). Изучение опыта данного альянса особенно актуально в связи с тем, что в отдельных направлениях международного правоохранительного сотрудничества Европейский союз демонстрирует прямую интеграцию с правовыми и организационными механизмами борьбы с преступностью таких стран, как США, Канада и Австралия, формирующими собственный экономический союз. Прослеживаются признаки формирования данными странами глобальной правоохранительной кооперации со значительным потенциалом сил и средств противодействия преступности.
По оценкам Европола [1], значительную угрозу для внутренней безопасности ЕС представляют крупномасштабные преступные и террористические сети. Под «сетями» общепринято понимаются самоорганизующиеся информационные коммуникации людей на основе общих ценностей без формального членства в какой-либо организации [2, с. 80]. В связи с этим правоохранительные органы стран Европейского союза расширяют меры противодействия преступности на основе правоохранительной кооперации и новых
информационных коммуникаций. В основе генезиса форм и методов коммуникаций и коопераций между государственными правоохранительными органами стран Евросоюза лежит общая заинтересованность в борьбе с терроризмом и «серьезными» преступлениями (serious crimes). Исходя из понимания криминальной угрозы как результата сетевого взаимодействия людей, соответствующим образом выстраивается современная европейская модель сетевой правоохранительной деятельности. Зарождаясь как форма антитеррористического сотрудничества, такая модель стала подсистемой управления правоохранительной деятельностью в Европейском союзе.
Под сетевой правоохранительной деятельностью нами понимаются совместные действия нескольких субъектов государственного управления в среде правоохранительной коммуникации, направленные на получение общего результата. В процессе сетевой правоохранительной деятельности создается, дополняется и используется общая для всех субъектов значимая информация, используются общие стандарты (правила) деятельности, совершаются общественно значимые действия. Участники сетевой правоохранительной деятельности объединены общими объектами информации, в отношении которых они совершают свои действия.
Классические примеры сетевых правоохранительных институтов Европейского союза - агентства Европол, Евроюст, ОЛАФ и другие службы [3, с.88]. Сетевые информационно-правоохранительные коммуникации в Евросоюзе мож-
Тагиров Зуфар Ильдарович, адъюнкт Академии управления МВД России, e-mail: [email protected] ©Тагиров З.И., 2016 Статья получена 14.06.2016
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(25)2016
но условно разделить на общие и специальные. К общим сетевым коммуникациям могут быть отнесены традиционные коммуникации Европо-ла, такие как SIENA (Secure Information Exchange Network Application) - сетевое приложение по безопасному обмену информацией и EIS (Europol Information System) - информационная система Европола. Данные сети и системы организованы в электронных формах, и к ним имеют доступы все правоохранительные органы всех стран ЕС.
Специальные информационно-правоохранительные коммуникации сетевой правоохранительной деятельности разнообразны. Кратко перечислим некоторые из них:
сотрудничество по исполнению европейского ордера на арест подозреваемых в «серьезных» преступлениях (the European Arrest Warrant, EAW);
деятельность совместных межгосударственных следственно-оперативных групп Европола;
механизм формирования и использования общих для всех государств ЕС списков разыскиваемых лиц и террористических организаций;
сотрудничество в рамках совместного мониторинга, ареста (замораживания) и конфискации имущества и финансов, используемых в преступных целях;
совместное слежение за внутренними перемещениями физических лиц (программа the Passenger Name Records, PNR);
финансовая разведка на основе интеграции информационных баз данных Европола с ранее децентрализованной информационной сетью Fiu.Net;
совместная активная контрпропаганда идей терроризма, радикализма и экстремизма в обществе, в т.ч. в сети Интернет;
сотрудничество под эгидой Европейского контртеррористического центра Европола (the European Counter Terrorism Centre, ECTC).
В рамках сетевого подхода к борьбе с организованной преступностью в Европейском союзе создаются профессиональные правоохранительные сети - это неформальные объединения специалистов. Как правило, из каждой страны выбирается 2 самых компетентных представителя правоохранительных органов в сфере противодействия определенному виду преступности. Эти специалисты собираются на профессиональные встречи, совместно обсуждают проблемы борьбы с преступностью, участвуют в совместных межгосударственных расследованиях. Такие профессиональные сети координируют работу правоохранительных органов стран ЕС, минуя бюрократические процедуры администрирования. В случае обострения оперативной обстановки по определенному виду преступности (например, при совершении серии терактов в одной из стран),
специалисты профессиональных правоохранительных сетей могут экстренно прибывать в любую точку ЕС для координации совместных действий и консультаций по расследованию. В этом смысле такие профессиональные сети по праву могут называться сетями «первичного реагирования» (The First Response Network, FRN) [4, с.5].
В европейской сетевой модели организации правоохранительной деятельности ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI) связаны с информационно-правоохранительными коммуникациями: полиция оценивает эффективность своей работы по количеству сделанных разведывательных (оперативно-розыскных) выводов, количеству выявленных подозрительных финансовых операций, количеству выданных европейских ордеров на арест, объему занесенной информации в интегрированные банки данных.
Сетевая модель организации правоохранительной деятельности в европейских странах является адаптивным механизмом борьбы с преступностью и дополняет традиционную субординационную модель управления правоохранительной деятельностью. В настоящее время такая сетевая модель рекомендована к развитию в рамках межгосударственного сотрудничества Европейского комитета по проблемам преступности Совета Европы [5, с. 6], сетевые формы полицейского сотрудничества положительно оценены учеными-правоведами [6, с. 12].
Считаем актуальным дальнейшее изучение сетевых форм правоохранительной деятельности в Российской Федерации и разработке комплексной сетевой модели такой деятельности. Целесообразным считаем развивать отечественный опыт организации защищенного межведомственного электронного сетевого информационного обмена в среде правоохранительной коммуникации, организовывать межведомственные правоохранительные базы данных информации под эгидой «единого информационного центра». Создание и функционирование таких единых банков данных, проблема передачи и распределения доступа к ним стала особенно актуальной в связи с реформой правоохранительной системы, созданием Федеральной службы войск национальной гвардии, перераспределением правоохранительных компетенций и информационных ресурсов между государственными органами.
Необходимо понимать, что отечественная уголовная субкультурная среда, образующая собой криминальную сеть, зачастую не привязана к территориальной деятельности полиции. Поэтому на современном этапе считаем целесообразным активнее формировать отечественные
профессиональные правоохранительные сети. Для этого целесообразно перераспределить правоохранительные компетенции: при сокращении линейно-территориальных (зональных) правоохранительных компетенций развивать линейные (отраслевые, целенаправленные, в т.ч. точечные) направления противодействия преступности.
Российской Федерации в целях противодействия террористическим сетям необходимо развивать собственную правоохранительную кооперацию на принципах сетевого партнерства, интегрировать на сетевых началах деятельность всех органов государственной власти, участвующих в противодействии терроризму.
В качестве варианта организации совместного сбора, обработки и использования значимой правоохранительной информации предлагаем изучить вопрос о дополнении архитектуры отечественной системы правоохранительных органов - правоохранительными организациями с само-
стоятельными (вспомогательными, информационными) компетенциями.
Безусловно, проекция европейского опыта противодействия терроризму в правоохранительную деятельность Российской Федерации требует проведения глубокого научного исследования и спланированного концептуального подхода. Зарубежный опыт в одной из сфер общественной жизни не может быть механически перенесен и адаптирован в иных социально-экономических реалиях. Между тем рассмотренные нами вопросы позволяют развить дальнейшую научную дискуссию о допустимости использования европейской модели сетевой правоохранительной деятельности при формировании отечественных правоохранительных структур в рамках реформы системы государственного управления [7], предложенной Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Европол / Основная информация // Сайт Европейской полицейской организации (Европол) в сети Интернет. Доступ по URL [свободный]: https://www.europol.europa.eu/content/page/about-us (дата обращения 11.03.2016).
2. Соловьев Э.Г. Сетевые организации транснационального терроризма // Международные процессы. -2004. №2 (5). Том 2. С.71-83.
3. Шхагапсоев З.Л., Канунникова Н.Г. О некоторых направлениях антитеррористической политики Евросоюза // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 3 (21). С.88-92.
4. Changes in modus operandi of IS in terrorist attacks (Изменения в методах террористических атак Исламского государства) : публичный доклад Европейской полицейской организации. - Гаага: Европол, 18 января 2016 года. 8 с. / Оригинал документа расположен в сети Интернет [режим доступа: свободный] по URL: https://www.europol.europa.eu/sites/default/files/publications/changes_in_modus_operandi_of_is_ in_terrorist_attacks.pdf (дата обращения: 27.01.2016).
5. Шалягин Д.Д. Участие Российской Федерации в конвенциях Совета Европы о сотрудничестве по уголовным делам // Совет Европы и актуальные проблемы противодействия преступности: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23 марта 2016 г.). М.: Московский университет МВД России, 2016. С.6.
6. Волеводз А.Г. Юридические сети в сфере судебного и полицейского сотрудничества Европейского союза // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. № 2. С.9-12.
7. Стеркин Ф., Мереминская Е., Прокопенко А. Владимир Путин согласен на комиссию // Ведомости. 2015. 22 апреля. № 4061. С.1.