Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2 (10). С. 168-171. УДК 32.001
М. А. Янученя
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СЕГОДНЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТУПЛЕНИЯ КИРГИЗИИ В ЕАЭС
Рассмотрен этап евразийской интеграции, который пришелся на 2015 г., и проведен его политологический анализ. Проанализированы стадии становления и развития Евразийского экономического союза, где главный акцент сделан на вступление Киргизии в Союз. Описан период полноценного существования ЕАЭС и основные перспективы, риски, негативные и позитивные тенденции после вступления в него Киргизии. Также рассматривается реакция других членов Союза, Запада, а также российской и киргизской экономики на факт членства республики Кыргызстан в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова: ЕАЭС; союз; политика; экономика; интеграция; тенденции; перспективы; риски; Россия; Киргизия.
M. A. Yanuchenya
EURASIAN INTEGRATION TODAY: RESULTS OF THE ENTRY OF KYRGYZSTAN IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
The article describes the stage of Eurasian integration, which fell in 2015, and held his political analysis. The stages of formation and development of the Eurasian Economic Union, where the main emphasis is on the entry of Kyrgyzstan into the Union. This article describes the full period of the existence of EAEC and the main prospects, risks, negative and positive trends after the entry of Kyrgyzstan into it. We also consider the reaction of other members of the union, the West and the Russian and Kyrgyz economy on the fact of membership of the Republic of Kyrgyzstan in the Eurasian Economic Union.
Keywords: EAEC; union; politics; economy; integration; trends; prospects; risks; Russia; Kyr-gyzstan.
Наше обращение к данной теме обусловлено интенсивным цивилизационным разворотом России в сторону Азии, который вызван международными процессами. Этот разворот уже получил институциональную политическую конструкцию в виде Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), который развивается с мая 2014 г. Несомненно, 2015 г. является одним из важных этапов становления ЕАЭС, ведь именно с 1 января 2015 г. договор о создании ЕАЭС, подписанный в мае 2014 г., вступил в законную силу [1]. Для России создание Союза означает расширение не только экономических, но и политических связей со странами-соседями, что, в свою очередь, открывает обширное поле для научных исследований в области политологии.
© Янученя М. А., 2016
Ряд экспертов предполагал, что Союз будет включать не более 5 стран, но уже 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения, а начатый еще в конце 2014 г. процесс присоединения к Союзу Киргизии к августу 2015 г. был доведен до своего финала. Таким образом, к концу 2015 г. в ЕАЭС входило уже 6 стран [2]. В мае этого же года после визита Дмитрия Медведева во Вьетнам было инициировано подписание соглашения между странами ЕАЭС и Вьетнамом о вступлении последнего в зону свободной торговли. Договор был ратифицирован всеми странами-участниками, а также самим Вьетнамом менее чем за 60 дней [3]. Интересным фактом является то, что Сирия в июле 2015 г. задолго до начала военных конфликтов также заявляла о желании вступить в Союз [4].
Такие страны, как Египет, Израиль, Иран, Индия, также рассматривают возможность создания зоны свободной торговли и приобщения к процессу евразийской интеграции. Многие развивающиеся страны увидели для себя положительные аспекты в сотрудничестве с ЕАЭС как в экономическом, так и в политическом плане. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие государства находят перспективу вступления в ЕАЭС достаточно заманчивой, что означает продолжение интеграции и расширение ее границ. Учитывая тот факт, что многие из этих стран не находятся в непосредственной географической близости от России и в большинстве не являются для нашей страны наиболее значительными импортерами товаров и услуг, можно заключить, что многим государствам интересно не столько экономическое, сколько политическое сближение с РФ.
В связи с вышеизложенным целью нашей статьи является анализ евразийской интеграции через призму вступления Киргизии в ЕАЭС. Следует отметить, что история отношений России и Киргизии насчитывает не одно десятилетие и требует детального изучения и анализа на каждом этапе. Но, поскольку формат научной статьи ограничен определенными рамками, мы остановимся на рассмотрении вступления Киргизии в ЕАЭС в 2015 г., промежуточных итогах и перспективах данного союза.
Сразу после подписания соглашения с Киргизией таможенная граница между этой страной и другими участниками Союза была отменена. Четырехлетняя подготовительная работа по созданию ЕАЭС не прошла даром, и кризисный 2015 г. дал отличную возможность опробовать ЕАЭС как интеграционную структуру в жестких экономических условиях. За этот год наблюдалось падение товарооборота между самим Союзом и третьими странами. По приблизительным оценкам оно составило около 35 %, а доля взаимной торговли с внешним миром приблизилась к отметке в 15 % [5], что является значительными показателями. К концу 2015 г. страны-участники начали заявлять об ухудшении экономической ситуации. Так, Казахстан, Белоруссия и Армения представили статистику о падении доли внешней торговли в среднем на 25-35 % по сравнению с про-
шлым годом. К концу года власти Армении еще раз с сожалением вспомнили о зоне свободной торговли с Европейским Союзом, которую не удалось установить в 2014 г. [6]. Отметим, что, на наш взгляд, именно это обстоятельство заставило правительство Армении обратить внимание на ЕАЭС и в кратчайшие сроки присоединиться к нему. Учитывая непростую экономическую и политическую ситуацию в мире, нельзя назвать 2015 г. стабильным и для стран, входящих в ЕАЭС, однако и рано пока заявлять о его провале.
Политики некоторых стран сменили риторику восхваления ЕАЭС на риторику молчания, чего нельзя сказать о властях Киргизии, которые уже в начале 2016 г. говорили о том, что вступление республики в ЕАЭС -лучшее событие 2015 г. [7]. Так, например, премьер-министр Киргизии по итогам работы ЕАЭС в 2015 г. заявил, что курс на евразийскую интеграцию - исторически важное политическое решение. На наш взгляд, подписание договора о вступлении Киргизии в ЕАЭС открыло для нее массу новых перспектив. Преодолеваются барьеры для движения товаров, капитала, а также рабочей силы. Вступление в Союз представляет множество инвестиционных возможностей, а также перспектив для реализации крупных проектов. Особенно полезным вступление может стать для сферы энергетики, транспорта и сельского хозяйства Кыргызстана. Напомним, что Киргизия имеет достаточно развитый аграрный сектор и является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. Однако на конец 2015 г., по словам Темира Сариева, премьер-министра Киргизии, «неоправданные ожидания» от вступления в Союз также присутствуют. Например, за краткосрочный период членства «увеличения поступления доходов в бюджет не наблюдалось». Такое заявление, на наш взгляд, говорит о несколько завышенных ожиданиях киргизского правительства. Нередко государства, присоединяющиеся к экономическому союзу, принимающие политические решения, рассчитывают на быстрый экономический эффект. Если брать во внимание то, что с начала вступления Киргизии прошло лишь два квартала, говорить о быстром экономическом приросте, разумеется, пока еще рано.
М. А. Янученя
Нельзя сказать, что вступление Киргизии в ЕАЭС - это быстрый и простой процесс. Интеграция государства продолжалась на протяжении нескольких лет, она берет свое начало еще со времен активного наращивания потенциала Таможенного союза. Более того, в 2014 г. в рамках евразийской экономической интеграции с Киргизией был создан Российско-Кыргызский фонд развития, целью которого является содействие модернизации и развитию экономики Кыргызской Республики, а также экономическое сотрудничество между странами-участницами Фонда. К концу 2015 г. общая сумма траншей Российской Федерации на счет фонда составляла порядка 350 млн долларов. Непосредственно после вступления Киргизии в ЕАЭС на счет фонда был произведен очередной транш, составляющий 50 млн долларов. Эти и многие другие финансовые вливания в экономическую сферу Киргизии, на наш взгляд, в целом влекут за собой определенную экономическую и политическую зависимость последней от Российской Федерации. Подтверждение этому можно найти в риторике киргизских политиков, занявших однозначно пророссийскую позицию на мировой арене. Так, например, осенью 2015 г. правительством Кыргызстана было денонсировано межгосударственное соглашение с США о сотрудничестве в поставках гуманитарной помощи, следствием чего стало закрытие многих проектов США в этой сфере. Стоит рассмотреть и недавнюю ситуацию со сбитым российским самолетом на границе Сирии и Турции. Обычно положительно отзывающийся о турецкой власти президент Киргизии Алмазбек Атамбаев призвал Турцию извиниться перед Россией, что свидетельствует о явном политическом приоритете последней для правительства Киргизии.
Сразу после ратификации договора о вступлении Киргизии в ЕАЭС перед ней встал ряд проблем. Например, жесткие правовые основы ЕАЭС требуют от стран-участников должного контроля границ. Киргизия, граничащая с Таджикистаном, Узбекистаном и Китаем, рисковала стать «зеленым коридором» для несертифицированных товаров из Таджикистана и даже Афганистана. Данный факт во многом тормозил полноценную интеграцию Киргизии в ЕАЭС и, не-
сомненно, беспокоил страны, которые бы стали отличным рынком сбыта для этих товаров, - Россию и Казахстан. Именно поэтому Россия подтвердила свой титул одного из самых политически мотивированных членов ЕАЭС, выделив грант в размере 200 млн долларов на обустройство границ Киргизии [8]. Кроме того, перед правительством России встал вопрос «спорных границ». Бишкек и Душанбе на протяжении многих лет не могли «поделить» границу, что стало причиной нескольких военных конфликтов с жертвами среди мирного населения. Киргизские эксперты считают назревший вопрос вступления Таджикистана в ЕАЭС отличным решением проблем с границами. Однако на официальном уровне этот вопрос пока не рассматривался. Киргизские энергетические проблемы также пришлось решать Москве. Еще в 2014 г. «Газпромом» за 1 доллар была выкуплена убыточная киргизская газовая компания «Кыргызгаз» [9]. После чего «Газпром» пообещал выделить более 20 млрд долларов на оптимизацию газотранспортной системы республики и поиск новых месторождений. Были и сложности «договорного» характера на пути вступления республики в Союз. Основным сторонником скорейшего членства Киргизии была Москва, в то время как у других сильных участников - Минска и Астаны - возникали вопросы целесообразности. Москва, видимо опасавшись геополитической дестабилизации, а также усиления связей ЕС или США с Киргизией, согласилась «подкрепить» вступление республики в Союз финансовыми вливаниями. Так, рассмотрев ситуацию с «уходом» американской военной базы из Киргизии, можно сказать, что ускорение интеграции Киргизии - в целом отличное политическое решение со стороны России [10].
За краткосрочный период членства Киргизии, а также в принципе период существования ЕАЭС рано говорить о его экономической успешности или полном провале. Нельзя и однозначно говорить об «историческом решении» правительства Киргизии, а также об огромных плюсах от вступления в ЕАЭС. В целом 2015 г. дал положительную статистику внутрисоюзной работы, и, несомненно, Киргизия как полноценный член Союза сыграла огромную роль в формировании общего
евразийского рынка. Для недостаточно развитой и нестабильной экономики России 2015 г. принес огромные убытки. Вместе с тем негативная ситуация с зоной свободной торговли с Украиной, ввиду политического конфликта, также сыграла свою отрицательную роль. Власти Российской Федерации оказались фактически в безвыходной ситуации и притом как самый сильный участник должны были оказать поддержку в окончательном формировании ЕАЭС и вступлении в него Киргизии. Внутренний рынок Киргизии, в свою очередь, вследствие вступления в Союз, потерял такую важную область дохода как реэкспорт товаров из Китая. В рамках договора о ВТО теперь эти товары поступают в Россию через Казахстан. Однако Киргизия приобрела отличный рынок сбыта рабочей силы и товаров на пространстве СНГ, а также отличного геополитического и экономического союзника в лице России и, бесспорно, стала частью амбициозного интеграционного проекта - со всеми возможностями развить свою экономику и стать полноценным участником перспективного внутрисоюзного рынка.
Международная экономическая интеграция не может быть сугубо позитивным процессом, она всегда имеет определенные издержки. Главная цель руководства страны
проанализировать и спрогнозировать эти издержки, тщательно взвесить все положительные и отрицательные факторы и выбрать наиболее оптимальный путь развития. Мы считаем, что именно так и поступила Киргизия, и надеемся, что дальнейшее пребывание ее в ЕАЭС приведет к укреплению позиций как в Союзе, так и на международной арене, и принесет ожидаемые результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евразийский экономический союз : официальный сайт. - URL: http://www.eaeunion.org.
2. Вечерний Бишкек. - URL: http://www.vb.kg.
3. Российская газета. - URL: http://www.rg.ru/ 2015/04/06/medvedev-site.html.
4. Российская газета. - URL: http://rg.ru/2015/ 07/22/siria.html.
5. Доклад председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко. -URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/28-04-2012-2.aspx.
6. Аналитические данные за январь - октябрь 2015 года Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/ default.aspx.
7. ТАСС - Новости в России и мире. - URL: http:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2568747.
8. Лента.ру. - URL: http://lenta.ru/articles/2015/ 05/21/border/.
9. РБК. - URL: http://rbcdaily.ru/industry/ 562949991123692.
10. Российская газета. - URL: http://www.rg.ru/ sujet/96/.